Аппликация из ткани как часть обучения детей ручному творчеству

  • docx
  • 18.03.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Аппликация из ткани как часть обучения детей ручному творчеству.docx

Аппликация из ткани как часть обучения детей ручному творчеству

 

Занятия с детьми творчеством любого вида является необходимой частью развивающего обучения. Именно в процессе творческой деятельности развивается образное, конструктивное и аналитическое мышление, воображение, зрительная память и пр., то есть происходит разностороннее психическое развитие ребенка, раскрывается его личность, воспитываются легкость и быстрота овладения знаниями, умениями, способность использовать их для решения задач в различных, в том числе нестандартных ситуациях, уверенность в правильном принятии обоснованных решений и их реализация.

Основная цель занятий по ручному труду в детском саду – научить детей с удовольствием мастерить, работать с любым подручным материалом, фантазировать и делать своими руками симпатичные поделки так, чтобы и процесс и результат приносили радость и удовлетворение.
Идти к этому можно разными путями. Мной был разработан один из возможных вариантов на примере аппликации с нитками и тканью.
Получаемые изделия – это панно, игрушки, предметы быта (коврики, салфетки и т.п.).

Лоскутная аппликация – необычный вид детских занятий напоминает и мозаику, и конструирование, и старинные лоскутные техники, и аппликацию. Лоскуток за лоскутком – и вот на рамке, обтянутой тканью (лучше других подойдет фланель), появляются таинственный лес и его обитатели или городская улица с высокими домами и троллейбусом. Особенности самого материала дают простор для творчества. В каком еще конструкторе детали можно складывать, сворачивать, накладывать друг на друга или даже мять, для того чтобы создать новую фактуру? А потерянные элементы можно восстановить, если под рукой есть ножницы.
В младшей группе мозаику из ткани применяла не только для обучения изобразительной деятельности, но и как материал для развивающих занятий.
Давала задания:
найди такую же деталь;
найди самую непохожую;
среди предметов в комнате отыскать что-нибудь такой же формы, такого же цвета;
узнать на ощупь форму, материал, из которого вырезана деталь;
расположить предметы на стенде над/под, около заданного.
Для ребят постарше занятия с мозаикой становятся средством развития воображения, помогают придумывать новое, выражать свои чувства и настроение. Изображения дети выкладывали на разноцветных фонах. Обычно использовали фоны спокойных, пастельных тонов. Однако материал и цвет для фона может быть различный.

Поначалу цвет фона выбирался детьми произвольно (по принципу “нравиться – не нравиться”), постепенно дети переходили к осознанному выбору фона будущей композиции и использовали его для достижения большей выразительности. Для некоторых видов композиций готовила специальные фоны с заранее подобранным и созданным изображением (дорога, корзина, ваза, блюдо, корабль, ель, река и т.д.). Дети составляли изображение подходящего предмета или персонажа и вписывали его в композицию.

Для каждого возраста подбирала определенные комплекты рабочих полей и деталей, отличающиеся составом, количеством и цветом элементов. Например, в младшей группе к занятию “Коврики” был приготовлен следующий материал: по одной полоске из ткани (ткань для всех занятий обязательно обрабатывается раствором желатина, утюжится) 5х20 см. с надрезанными с двух сторон краями в виде бахромы на каждого ребенка, по 6 кругов разного цвета; полоски ткани разного цвета. К занятию “Салфетки” в младшей группе приготовила цветные тканевые квадраты, размером 15х15 см., круги двух цветов (их количество и цвет разные), полоски ткани 5х20 см. двух – трех цветов. А к занятию “Петушок с цыплятами” изготовила на каждого ребенка конверты с наборами геометрических форм из ткани. Чем старше ребенок, тем больше различных по величине и цвету геометрических фигур предлагала для работы.

Геометрические формы здесь выступали не только как элементы мозаики, но и как готовое изобразительное средство. Правильная геометрическая форма, лишенная частных признаков конкретных предметов (например, круг) играет роль эталона для всех предметов данной (круглой) формы, встречающихся в опыте ребенка.

Тематика занятий с мозаикой разнообразна, так как этот материал позволяет воссоздать практически любое изображение. В начале работы в младшей группе выбирала предметы более простые как по общей форме, так и по расположению и составу частей, по строению, с равномерно расположенными, сходными по форме частями.

В средней группе к занятию на тему: “Был белый дом, чудесный дом!”
Каждому ребенку был приготовлен набор материала: большой светлого тона в мелкий цветочек круг D = 10 см., большой желтый круг D = 8 см., маленький круг D = 5 - 6 см., красные и желтые треугольники разной величины, баночка с конфетти. К занятию на тему “По реке плывет кораблик” (коллективная работа) был приготовлен большой плакат с изображением корабля на воде и на каждого ребенка наборы геометрических фигур из ткани, из которых дети выкладывали мышат-матросов.

В старшей группе к коллективной работе “Цирк” необходимо было приготовить лист тонированной бумаги 60х120 см., цветные лоскуты геометрических форм, ткани с нанесенным силуэтным рисунком.
В подготовительной к школе группе к коллективной работе “Сад сказочной птицы” были приготовлены цветные заготовки лоскутков ткани, цветные нитки (распущенная пряжа). На занятии по теме “Дары осени” были использованы большие коробки от конфет с бортиками, на них из ткани заранее наклеены корзина для грибов, блюдо для овощей, ваза для фруктов. Фон у каждой затонирован, Дети выполняли работу тремя группами.
Работа с мозаикой проходит несколько этапов, на которых развиваются художественные, познавательные и творческие способности ребенка. Эти этапы – не возрастные, и связаны с освоением самой деятельности по конструированию изображений из данного материала, однако их прохождение в разных возрастных интервалах будет занимать разное время.

Первый этап – знакомство с мозаикой. Сначала малыш наблюдает за работой взрослого и других детей. Потом ему предлагается самостоятельно позаниматься с материалом. Обычно ребенок рассматривает элементы и хаотично располагает их на стендах. В это время он учиться ориентироваться в цвете, в формах, размерах деталей, знакомиться со способом использования и хранения материала ( в коробке одинаковые по форме элементы расположены в порядке уменьшения). У малыша на этом этапе отсутствует прямое намерение изобразить что-то конкретное. Нужно помочь ребенку самостоятельно овладеть способом действия с материалом – умением соединить между собой элементы (фигурки) и конструировать изображение (делать картинки).

Второй этап – совместная деятельность ребенка и взрослого по достраиванию незавершенного конкретного изображения (цыпленок, поезд и т.д.). Эта работа проводиться с целью развития детского воображения, интереса к практической деятельности конструирования и овладения действием построения конкретного схематического изображения знакомого объекта.

На третьем этапе детьми создаются изображения разной степени трудности: овощи и фрукты, пирамидка, деревья, снеговик, здания, транспорт, люди, животные. Ребенок учится передавать обобщенное строение простых по структуре объектов, радуется полученному результату, пробует использовать специальные средства для большей художественной выразительности изображения. “Проживание” ребенком эмоции, связанной с создаваемым образом, предшествует анализу работы.

Четвертый этап. Ребенок переходит от конструирования предметных образов к созданию сюжетной композиции по мотивам знакомых сказок. Для этого необходимы навыки выделения главных событий сюжета произведения и характерных особенностей сказочных персонажей. Ребенок учится самостоятельно конкретизировать замысел будущей композиции, выбирать изобразительные средства, реализовывать замысел в материале и контролировать его осуществление.
Кроме показа общих способов построения предметов и обучения анализу объектов, в работе с мозаикой использовала схемы. Давала детям готовый схематический рисунок, где предмет изображен в одной плоскостной проекции (вид спереди или сбоку). Использовала также схемы, передающие состав частей, например: транспортных средств. Эти схемы выполнены в масштабе изображения, что позволяет детям подбирать материал для своих картинок, путем накладывания деталей прямо на схему. Для закрепления знаний, полученных на занятиях по ручному труду, придумала и изготовила ряд дидактических игр.

В процессе изготовления аппликаций у детей появилась согласованность в работе глаз и рук, усовершенствовалась координация движений, гибкость. Точность в выполнении действий. Все это очень важно для успешной деятельности в школе.


Список использованной и рекомендуемой литературы:

Богатеева З.А. “Аппликация по мотивам народного орнамента в детском саду”. М., “Просвещение”, 1982.

Васильева М.А. “Трудовое воспитание детей дошкольного возраста”. М., “Просвещение”, 1984.

Гукасова А.М. “Работа с тканью на уроках труда в начальных классах” М., “Просвещение”, 1977.

Гусакова М.А. “Аппликация” М., “Просвещение”, 1987.