Аппликация из ткани как часть обучения детей ручному творчеству
Занятия с детьми творчеством любого вида является необходимой частью развивающего обучения. Именно в процессе творческой деятельности развивается образное, конструктивное и аналитическое мышление, воображение, зрительная память и пр., то есть происходит разностороннее психическое развитие ребенка, раскрывается его личность, воспитываются легкость и быстрота овладения знаниями, умениями, способность использовать их для решения задач в различных, в том числе нестандартных ситуациях, уверенность в правильном принятии обоснованных решений и их реализация.
Основная цель занятий по
ручному труду в детском саду – научить детей с удовольствием мастерить,
работать с любым подручным материалом, фантазировать и делать своими руками
симпатичные поделки так, чтобы и процесс и результат приносили радость и
удовлетворение.
Идти к этому можно разными путями. Мной был разработан один из возможных
вариантов на примере аппликации с нитками и тканью.
Получаемые изделия – это панно, игрушки, предметы быта (коврики, салфетки и т.п.).
Лоскутная аппликация –
необычный вид детских занятий напоминает и мозаику, и конструирование, и
старинные лоскутные техники, и аппликацию. Лоскуток за лоскутком – и вот на
рамке, обтянутой тканью (лучше других подойдет фланель), появляются
таинственный лес и его обитатели или городская улица с высокими домами и
троллейбусом. Особенности самого материала дают простор для творчества. В каком
еще конструкторе детали можно складывать, сворачивать, накладывать друг на
друга или даже мять, для того чтобы создать новую фактуру? А потерянные
элементы можно восстановить, если под рукой есть ножницы.
В младшей группе мозаику из ткани применяла не только для обучения
изобразительной деятельности, но и как материал для развивающих занятий.
Давала задания:
найди такую же деталь;
найди самую непохожую;
среди предметов в комнате отыскать что-нибудь такой же формы, такого же цвета;
узнать на ощупь форму, материал, из которого вырезана деталь;
расположить предметы на стенде над/под, около заданного.
Для ребят постарше занятия с мозаикой становятся средством развития
воображения, помогают придумывать новое, выражать свои чувства и настроение.
Изображения дети выкладывали на разноцветных фонах. Обычно использовали фоны
спокойных, пастельных тонов. Однако материал и цвет для фона может быть
различный.
Поначалу цвет фона выбирался детьми произвольно (по принципу “нравиться – не нравиться”), постепенно дети переходили к осознанному выбору фона будущей композиции и использовали его для достижения большей выразительности. Для некоторых видов композиций готовила специальные фоны с заранее подобранным и созданным изображением (дорога, корзина, ваза, блюдо, корабль, ель, река и т.д.). Дети составляли изображение подходящего предмета или персонажа и вписывали его в композицию.
Для каждого возраста подбирала определенные комплекты рабочих полей и деталей, отличающиеся составом, количеством и цветом элементов. Например, в младшей группе к занятию “Коврики” был приготовлен следующий материал: по одной полоске из ткани (ткань для всех занятий обязательно обрабатывается раствором желатина, утюжится) 5х20 см. с надрезанными с двух сторон краями в виде бахромы на каждого ребенка, по 6 кругов разного цвета; полоски ткани разного цвета. К занятию “Салфетки” в младшей группе приготовила цветные тканевые квадраты, размером 15х15 см., круги двух цветов (их количество и цвет разные), полоски ткани 5х20 см. двух – трех цветов. А к занятию “Петушок с цыплятами” изготовила на каждого ребенка конверты с наборами геометрических форм из ткани. Чем старше ребенок, тем больше различных по величине и цвету геометрических фигур предлагала для работы.
Геометрические формы здесь выступали не только как элементы мозаики, но и как готовое изобразительное средство. Правильная геометрическая форма, лишенная частных признаков конкретных предметов (например, круг) играет роль эталона для всех предметов данной (круглой) формы, встречающихся в опыте ребенка.
Тематика занятий с мозаикой разнообразна, так как этот материал позволяет воссоздать практически любое изображение. В начале работы в младшей группе выбирала предметы более простые как по общей форме, так и по расположению и составу частей, по строению, с равномерно расположенными, сходными по форме частями.
В средней группе к
занятию на тему: “Был белый дом, чудесный дом!”
Каждому ребенку был приготовлен набор материала: большой светлого тона в мелкий
цветочек круг D = 10 см., большой желтый круг D = 8 см., маленький круг D = 5 -
6 см., красные и желтые треугольники разной величины, баночка с конфетти. К
занятию на тему “По реке плывет кораблик” (коллективная работа) был приготовлен
большой плакат с изображением корабля на воде и на каждого ребенка наборы
геометрических фигур из ткани, из которых дети выкладывали мышат-матросов.
В старшей группе к
коллективной работе “Цирк” необходимо было приготовить лист тонированной бумаги
60х120 см., цветные лоскуты геометрических форм, ткани с нанесенным силуэтным
рисунком.
В подготовительной к школе группе к коллективной работе “Сад сказочной птицы”
были приготовлены цветные заготовки лоскутков ткани, цветные нитки (распущенная
пряжа). На занятии по теме “Дары осени” были использованы большие коробки от
конфет с бортиками, на них из ткани заранее наклеены корзина для грибов, блюдо
для овощей, ваза для фруктов. Фон у каждой затонирован, Дети выполняли работу
тремя группами.
Работа с мозаикой проходит несколько этапов, на которых развиваются
художественные, познавательные и творческие способности ребенка. Эти этапы – не
возрастные, и связаны с освоением самой деятельности по конструированию
изображений из данного материала, однако их прохождение в разных возрастных
интервалах будет занимать разное время.
Первый этап – знакомство с мозаикой. Сначала малыш наблюдает за работой взрослого и других детей. Потом ему предлагается самостоятельно позаниматься с материалом. Обычно ребенок рассматривает элементы и хаотично располагает их на стендах. В это время он учиться ориентироваться в цвете, в формах, размерах деталей, знакомиться со способом использования и хранения материала ( в коробке одинаковые по форме элементы расположены в порядке уменьшения). У малыша на этом этапе отсутствует прямое намерение изобразить что-то конкретное. Нужно помочь ребенку самостоятельно овладеть способом действия с материалом – умением соединить между собой элементы (фигурки) и конструировать изображение (делать картинки).
Второй этап – совместная деятельность ребенка и взрослого по достраиванию незавершенного конкретного изображения (цыпленок, поезд и т.д.). Эта работа проводиться с целью развития детского воображения, интереса к практической деятельности конструирования и овладения действием построения конкретного схематического изображения знакомого объекта.
На третьем этапе детьми создаются изображения разной степени трудности: овощи и фрукты, пирамидка, деревья, снеговик, здания, транспорт, люди, животные. Ребенок учится передавать обобщенное строение простых по структуре объектов, радуется полученному результату, пробует использовать специальные средства для большей художественной выразительности изображения. “Проживание” ребенком эмоции, связанной с создаваемым образом, предшествует анализу работы.
Четвертый этап. Ребенок
переходит от конструирования предметных образов к созданию сюжетной композиции
по мотивам знакомых сказок. Для этого необходимы навыки выделения главных
событий сюжета произведения и характерных особенностей сказочных персонажей.
Ребенок учится самостоятельно конкретизировать замысел будущей композиции,
выбирать изобразительные средства, реализовывать замысел в материале и
контролировать его осуществление.
Кроме показа общих способов построения предметов и обучения анализу объектов, в
работе с мозаикой использовала схемы. Давала детям готовый схематический
рисунок, где предмет изображен в одной плоскостной проекции (вид спереди или
сбоку). Использовала также схемы, передающие состав частей, например:
транспортных средств. Эти схемы выполнены в масштабе изображения, что позволяет
детям подбирать материал для своих картинок, путем накладывания деталей прямо
на схему. Для закрепления знаний, полученных на занятиях по ручному труду,
придумала и изготовила ряд дидактических игр.
В процессе изготовления аппликаций у детей появилась согласованность в работе глаз и рук, усовершенствовалась координация движений, гибкость. Точность в выполнении действий. Все это очень важно для успешной деятельности в школе.
Список использованной и рекомендуемой литературы:
Богатеева З.А. “Аппликация по мотивам народного орнамента в детском саду”. М., “Просвещение”, 1982.
Васильева М.А. “Трудовое воспитание детей дошкольного возраста”. М., “Просвещение”, 1984.
Гукасова А.М. “Работа с тканью на уроках труда в начальных классах” М., “Просвещение”, 1977.
Гусакова М.А. “Аппликация” М., “Просвещение”, 1987.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.