АРХЕОЛОГИЯ УЗБЕКИСТАНА
Оценка 4.8

АРХЕОЛОГИЯ УЗБЕКИСТАНА

Оценка 4.8
Научно-исследовательская работа
docx
география +1
24.07.2020
АРХЕОЛОГИЯ УЗБЕКИСТАНА
АРХЕОЛОГИЯ УЗБЕКИСТАНА
10кл.рел.поур..docx

«10-А»  9. 09. 201 9 год                                                     «10-Б»  9. 09.  2019 год

Тема: Введение. Роль и место религии в обществе

Цели: расширить знания по новой теме; воспитать интерес к предмету, патриотизм, уважение к истории и религии других народов и практические навыки применения полученных знаний, коллективизм и взаимопомощь в работе; развить речь, мышление, память, умение работать с учебником, составлять конспект и анализировать полученные сведения.

Методы обучения: активные (фронтальный опрос, беседа), пассивные (рассказ), интерактивные (Внутренние круги, работа в парах и группах).

Средства обучения: мел, доска, учебник, раздаточный материал.

Тип урока: комбинированный

ХОД УРОКА:

I. Организационный момент (2 мин): (приветствие, перекличка, сообщение темы урока)

II. Проверка домашнего задания (5 мин): ответить на вопросы

1.Может ли существовать общество без религиозных ценностей? 2. Вспомните изученный ранее по истории материал о возникновении национальных и государственных религий. 3. Какие формы имеет религия?

III. Объяснение новой темы (20 мин)

Религия — лат. вера, исповеданье, богопочитание, или основные духовные убежденья. Религия выполняла ряд задач в обществе. Она формировала мировоззрение людей, давала утешение (компенсаторная функция), объединяла, управляла, выполняла коммуникативные, духовно-психологические, воспитательные функции. Компенсаторная (утешительная) функция религии, заключается в том, что, когда на долю человека выпадали невзгоды, трудности, он часто находил в религии силы, которые его утешали, успокаивали. Религия, выполняла интегративную функцию, укрепляя среди людей согласие, коллегиальность. Каждая религия требовала от своих последователей выполнения определенных правил и этим объединяла людей. Приводя в порядок жизнь своих последователей, религия выполняла регулятивную функцию. Выполнение этой задачи основывается на нормах воспитания. Религия приводила в порядок нормы воспитания и определяла, что хорошо, а что плохо, что есть добродетель, а что грех. Коммуникативная функция религии проявлялась в том, что она призывала вместе проводить религиозные обряды, церемонии и праздники, укреплять отношения с родственниками, друзьями, единоверцами. Религия раскрывала добродетельную сущность человеческой жизни. Это отражалось в воспитательной функции религии.

Работа с материалом учебника Главная задача человека — изучение окружающего его мира. С науками то же самое. Их появлению способствовала жизненная необходимость. Согласно этому наука и распространилась. Абу Рейхан Беруни

IV. Закрепление (10 мин): Работа с учебником.

1.Что вы понимаете под религией? 2. Какое место занимала религия в воспитании человека? 3. Какая связь существовала между религией и духовными ценностями?

V. Оценивание (2 мин): самые активные ученики получают оценки.

VI. Домашнее задание (1 мин): читать, конспект, пересказ, ответить на вопросы

Завуч: ________

«10-А»  16. 09. 201 9 год                                                     «10-Б» 16. 09. 201 9 год                                                    

Тема: Наука и религия

Цели: расширить знания по новой теме; воспитать интерес к предмету, патриотизм, уважение к истории и религии других народов и практические навыки применения полученных знаний, коллективизм и взаимопомощь в работе; развить речь, мышление, память, умение работать с учебником, составлять конспект и анализировать полученные сведения.

Методы обучения: активные (фронтальный опрос, беседа), пассивные (рассказ), интерактивные (Внутренние круги, работа в парах и группах).

Средства обучения: мел, доска, учебник, раздаточный материал.

Тип урока: комбинированный

ХОД УРОКА:

I. Организационный момент (2 мин): (приветствие, перекличка, сообщение темы урока)

II. Проверка домашнего задания (5 мин): ответить на вопросы                             Приведите примеры утешительной и формирующей мировоззрение функций религии.                                 III. Объяснение новой темы (20 мин)                                                                                         Наука и религия всегда были тесно связаны. В Древней Греции для Сократа, Платона, Аристотеля наука и религия практически были частью одной философии и разделялись на «физику» и «метафизику». В последующем, с развитием математики, астрономии и медицины, наука и религия сохранили свою гармонию. Аналогичное отношение можно наблюдать и в деятельности Конфуция, Фараби, Ибн Сины, Алишера Навои и других мыслителей Востока. Отголоски таких воззрений, как «Религия — опиум для народа» или «Дарвин сам произошел от обезьяны», можно наблюдать и сегодня. Вмешательство политики в борьбу между наукой и религией только усугубило ситуацию. Когда власть переходила к воинствующим атеистам или теократам, начался террор, не уступающий средневековому невежеству. После достижения независимости в Узбекистане также было уделено внимание обеспечению гармонии науки и религии. Первый Президент нашей страны Ислам Каримов утверждал, что пока материальные и духовные ценности не будут дополнять друг друга, очень трудно будет найти исчерпывающие ответы на непростые вопросы современности. Именно в этих целях и был организован Ташкентский исламский университет при Кабинете Министров Республики Узбекистан. Выпускники данного учебного заведения, где наряду с религиозными преподаются и светские науки, будут служить обеспечению в обществе гармонии материального и религиозного мира, науки и религии.   Работа с материалом учебника                                                                                                      У плохих вещей в обществе много корней, но главные из них — это корысть, гнев и невежество. Абу Рейхан Беруни                                                                                                                                                             

 

IV. Закрепление (10 мин): Работа с учебником.                                                                                Опираясь на имеющиеся у вас знания по точным и естественным наукам, подумайте, как эти науки используются людьми для создания высотных зданий, минаретов, произведений искусства, скульптур, различных ювелирных изделий. 1. Почему нельзя отделять общество от религии? 2. Какие цели преследовали те, кто хотел противопоставить религию и науку?

 

V. Оценивание (2 мин): самые активные ученики получают оценки.

 

VI. Домашнее задание (1 мин): читать, конспект, пересказ, ответить на вопросы

 

Завуч: ________

«10-А»  23. 09. 201 9 год                                                     «10-Б» 23. 09. 201 9 год      

             Тема: Возникновение религиозных верований

Цели: расширить знания по новой теме; воспитать интерес к предмету, патриотизм, уважение к истории и религии других народов и практические навыки применения полученных знаний, коллективизм и взаимопомощь в работе; развить речь, мышление, память, умение работать с учебником, составлять конспект и анализировать полученные сведения.

Методы обучения: активные (фронтальный опрос, беседа), пассивные (рассказ), интерактивные (Внутренние круги, работа в парах и группах).

Средства обучения: мел, доска, учебник, раздаточный материал.

Тип урока: комбинированный

ХОД УРОКА:

I. Организационный момент (2 мин): (приветствие, перекличка, сообщение темы урока)

II. Проверка домашнего задания (5 мин): ответить на вопросы                                  1.Какие мысли высказывали ученые Центральной Азии про гармонию науки и религии? 2. Почему церковь приследовала Коперника, Джордано Бруно и Галилея?                                                                         III. Объяснение новой темы (20 мин)                                                                                                  В современной науке существует два взгляда на историю возникновения религиозных верований. Согласно теологическому (божественному, религиозному) подходу, поклонение различным предметам и многобожие, в том числе анимизм, тотемизм, фетишизм и шаманизм, возникли после единобожия. Например, в иудаизме, христианстве и исламе считается, что Бог создал первого человека — Адама и дал ему познать себя и призвал племя Адама преклоняться перед собой. Но с течением времени люди отдалились от истинного учения и начали поклоняться различным идолам. Вторая точка зрения на возникновение религии называется в науке «материалистическим подходом». Впервые данный взгляд встречается еще в работах древнегреческих философов.   Теологический подход — учение, которое связывает возникновение религии непосредственно с богом.  Постепенное ослабление церковной власти в Европе, начиная с XVII века, появление критиков церкви — сторонников свободы мысли, а также издание во второй половине XIX века работы Чарльза Дарвина «Происхождение видов» (1859) послужили толчком к развитию материалистической теории. В дальнейшем Август Комт и Людвиг Бухнер подняли эти взгляды на уровень философии. Согласно данной теории религия — это социальное явление, продукт мышления, чувств человека. По мнению сторонников этих взглядов, религия прошла длительный эволюционный путь развития — от простого к сложному, от общего к частному, от многобожия к единобожию. Наши предки верили, что есть некая сила, которая управляет нашим телом и отделяет нас от смерти во время таких действий, как сон, дыхание и т.д. Английский философ Герберт Спенсер (1820– 1903) утверждал, что «поклонение предкам» в результате страха послужило причиной возникновения первобытных родоплеменных религиозных верований. Спенсер, опираясь на социологические расчеты, обращает внимание на место жизненного страха в религиях. Он выдвинул идею, что этот страх сформировал все формы поклонения предкам, и боги выбирались из числа предков, которые были победителями или героями, Спенсер указывал, что в каждой религии особенное внимание уделяется предкам. Макс Мюллер (1823–1900) выдвинул теорию «натурализма»: возникновение религии объясняется страхом, который испытывал человек перед силами природы                                                                               IV. Закрепление (10 мин): Работа с учебником.                                                                                   V. Оценивание (2 мин): самые активные ученики получают оценки.                                         VI. Домашнее задание (1 мин): читать, конспект, пересказ, ответить на вопросы 

Завуч: ________

«10-А»  30. 09. 201 9 год                                                     «10-Б» 30. 09. 201 9 год      

             Тема: Возникновение религиозных верований

Цели: расширить знания по новой теме; воспитать интерес к предмету, патриотизм, уважение к истории и религии других народов и практические навыки применения полученных знаний, коллективизм и взаимопомощь в работе; развить речь, мышление, память, умение работать с учебником, составлять конспект и анализировать полученные сведения.

Методы обучения: активные (фронтальный опрос, беседа), пассивные (рассказ), интерактивные (Внутренние круги, работа в парах и группах).

Средства обучения: мел, доска, учебник, раздаточный материал.

Тип урока: комбинированный

ХОД УРОКА:

I. Организационный момент (2 мин): (приветствие, перекличка, сообщение темы урока)

II. Проверка домашнего задания (5 мин): ответить на вопросы  1. Какие формы родоплеменных верований вы знаете? 2. Какие элементы родоплеменных верований сохранились и по сей день?                                                                                                                          III. Объяснение новой темы (20 мин)                                                                                                                            Анимизм. Древние люди считали, что животные, растения, природные явления имеют душу. Это представление породило их веру в существование сверхъестественных духов земли, огня, леса, воды, гор, жилища и т.д. Например, поклонение деревьям тоже считается одним из видов анимизма. Наверное, поэтому в народно-прикладном искусстве образ «Древа жизни» занимает особое место. Вера в существование души человека, которая остается жить после его физической смерти, привела к возникновению ряда похоронных обрядов. Тотемизм. Первобытные племена основывались на кровном родстве. Этот же вид общественных отношений человек переносил и на внешнюю среду — природу. Считалось, что прародителем племени являлось какое-то животное или растение, и связь с ним воспринималась как кровные узы, а поклонение ему обеспечивало его защиту и покровительство. В 1938 году в пещере Тешик-Таш в горах Байсуна Сурхандарьинской области было найдено захоронение ребенка-неандертальца. Этот памятник считается древнейшим, относящимся к тотемизму, на территории нынешнего Узбекистана. Могила ребенка была окружена вкопанными в землю рогами горного козла — архара, что позволяет предположить, что это — свидетельство культа тотемного животного. Фетишизм. В современных религиях фетишизм сохранился в виде культа священных вещей: у христиан — крест, иконы, мощи, в буддизме — священная ступа. Суеверные люди уверены, что талисманы приносят удачу, а обереги, амулеты хранят от сглаза. Подкова, всевозможные талисманы, кулоны могут служить примером современных фетишей. Шаманизм. Как и у других народов, в Центральной Азии существовали различные виды шаманизма. Гадание, предсказание будущего, ворожба — все это признаки шаманизма. И сегодня еще некоторые люди, обращающиеся к гадалке, чтобы найти потерянную вещь, просят знахарок приворожить любимого или навести порчу. У народов Центральной Азии в случае продолжительной болезни человека считалось, что только обращение к духам — единственный путь к выздоровлению. В народе таких людей называют «одамли» (общающийся с духами). Но нельзя забывать, что в большинстве случаев это — простое шарлатанство                                                                                                                                                                IV. Закрепление (10 мин): Работа с учебником.                                                                                   V. Оценивание (2 мин): самые активные ученики получают оценки.                                         VI. Домашнее задание (1 мин): читать, конспект, пересказ, ответить на вопросы 

Завуч: ________

        «10-А»  07. 10. 201 9 год                                                     «10-Б» 07. 10.201 9 год      

                               Тема: Иудаизм                                                                           Цели: расширить знания по новой теме; воспитать интерес к предмету, патриотизм, уважение к истории и религии других народов и практические навыки применения полученных знаний, коллективизм и взаимопомощь в работе; развить речь, мышление, память, умение работать с учебником, составлять конспект и анализировать полученные сведения.                                                                                                                                         Методы обучения: активные (фронтальный опрос, беседа), пассивные (рассказ), интерактивные (Внутренние круги, работа в парах и группах).                                                    Средства обучения: мел, доска, учебник, раздаточный материал.                                             Тип урока: комбинированный                                                                                                                           

I. Организационный момент (2 мин): (приветствие, перекличка, сообщение темы урока)

II. Проверка домашнего задания (5 мин): ответить на вопросы                                                                                                            

ХОД УРОКА:

I. Организационный момент (2 мин): (приветствие, перекличка, сообщение темы урока)

II. Проверка домашнего задания (5 мин): ответить на вопросы  1. Что общего между такими ранними религиозными верованиями, как анимизм, тотемизм, фетишизм, шаманство, колдовство? Расскажите о существующих на сегодняшний день их проявлениях.                                             III. Объяснение новой темы (20 мин)                                                                                          Иудаизм — одна из древнейших национальных религий в мире, она появилась примерно во II тысячелетии до нашей эры на территории Ближнего Востока. В VIII веке до нашей эры некоторые иудеи покинули Израиль и нашли приют в Египте и Иране. В Центральную Азию иудеи пришли во времена Согдийского государства, то есть во II веке до нашей эры. Они пришли в Мерв через Иран, отсюда расселялись в Бухаре, Самарканде и других городах. Исследователи связывают их переселение сюда с существованием Великого шелкового пути. Так как иудеи были специалистами по покраске, они старались размещаться на территориях поближе к источникам сырья. В Центральной Азии в IX–X веках нашей эры иудейские общины были многочисленными и свободными. Из них только мужчины, годные для военной службы, платили налог жизья. Из собранных налогов только половина сдавалась в государственную казну, остальной частью распоряжался руководитель общины. Археологические находки, подтверждающие проживание иудеев в древности на территории Центральной Азии, впервые были обнаружены учеными в 1954 году возле туркменских городов Мерв и Байрамали. Это остатки древней синагоги, керамические изделия с иудейскими надписями. Находки датируются периодом от II века до нашей эры до I века нашей эры, периодом Греко-Бактрийского и Парфянского государств. В IX–X веках в Центральной Азии появляется иудейская секта под названием караимы. Сторонники этого течения признавали только Тору и отрицали Талмуд.                                                                                                             Работа с терминами Танах — это первоисточник, он состоит из трех частей, которые называются Тора, Пророки (Невиим) и Книги (Кетувим). Талмуд (на арамейск. — «обучение») считается толкованием Торы.  

IV. Закрепление (10 мин): Работа с учебником.                                                                                   V. Оценивание (2 мин): самые активные ученики получают оценки.                                         VI. Домашнее задание (1 мин): читать, конспект, пересказ, ответить на вопросы 

 

 

Завуч: ________

          «10-А»     10. 201 9 год                                                     «10-Б»     10. 201 9 год      

Тема: Учение иудаизма                                                                            Цели: расширить знания по новой теме; воспитать интерес к предмету, патриотизм, уважение к истории и религии других народов и практические навыки применения полученных знаний, коллективизм и взаимопомощь в работе; развить речь, мышление, память, умение работать с учебником, составлять конспект и анализировать полученные сведения.                                                                                                                                         Методы обучения: активные (фронтальный опрос, беседа), пассивные (рассказ), интерактивные (Внутренние круги, работа в парах и группах).                                                    Средства обучения: мел, доска, учебник, раздаточный материал.                                             Тип урока: комбинированный                                                                                                                           

I. Организационный момент (2 мин): (приветствие, перекличка, сообщение темы урока)

II. Проверка домашнего задания (5 мин): ответить на вопросы                                                                                                            

На сегодняшний день в нашей стране осуществляет деятельность иудейская община, зарегистрированная как религиозная конфессия наряду с другими конфессиями. Разъясните на этом примере реализацию на практике принципа религиозной и национальной толерантности в нашей стране                                                                                                                                                                                             ХОД УРОКА:

  III. Объяснение новой темы (20 мин)  Молитвы у иудеев делятся на ежедневные утренние, полуденные и вечерние, а также на еженедельные субботние, которые совершаются в синагоге. Еженедельный обряд (Шабат-Сабт) начинается после заката солнца в пятницу и заканчивается в субботу. В синагоге (греч. «объединяться»; иврит. «бейт кнесет» — «дом объединения») молитвы проводятся, когда собирается минимум десять совершеннолетних мужчин. В Торе «рай» обозначен словом «Адан» (Эдем) и описаны его свойства. Молитва для иудеев — «авода ше-ба-лев», что на арамейском означает «служение душе».  В синагоге обязательно должны быть три предмета. Это Арон Кодеш, Нер Тамид и Бима. Арон Кодеш (ковчег Завета) — специальное хранилище для свитков Торы в виде ниши либо в виде переносного шкафа, который помещали в такую нишу. Иудеи празднуют Рош Ха-Шана, Йом Киппур, Песах, Шавуот, Суккот, Симхат-Тора, Пурим, Ханука и другие религиозные и национальные праздники. У иудеев обряд погребения также имеет определенные правила. После кончины человека его родственники надевают специальную одежду и зажигают свечи. Покойного оборачивают в саван, и близкие читают Кадиш (арам. — «святой», молитва, прославляющая святость имени Бога). Как и в других религиях, в иудаизме за долгую историю существования также возникал внутренний раскол. Представители самых широко распространенных из них — это саддукеи, фарисеи, ессеи, хасиды, караимы, реформаторы, консерваторы и т. д.                                                                                                         работа с терминами Нер тамид (ивр. «постоянный светильник») — это менора, семисвечник, в синагоге он находится напротив ковчега Завета и горит постоянно в память о храмовой меноре, которая должна была гореть всю ночь возле парохет (занавес возле ковчега) и также называлась нер тамид. Бима (или «алмемар», в восточных общинах — «тева») — возвышение, обычно в центре синагоги, где находится специальный стол для публичного чтения свитка Торы.                                  IV. Закрепление (10 мин): Работа с учебником.                                                                                   V. Оценивание (2 мин): самые активные ученики получают оценки.                                         VI. Домашнее задание (1 мин): читать, конспект, пересказ, ответить на вопросы 

    

 Завуч: ________

                                                                                                                                                                         «10-А»     10. 201 9 год                                                     «10-Б»     10. 201 9 год      

Тема: Учение иудаизма                                                                            Цели: расширить знания по новой теме; воспитать интерес к предмету, патриотизм, уважение к истории и религии других народов и практические навыки применения полученных знаний, коллективизм и взаимопомощь в работе; развить речь, мышление, память, умение работать с учебником, составлять конспект и анализировать полученные сведения.                                                                                                                                         Методы обучения: активные (фронтальный опрос, беседа), пассивные (рассказ), интерактивные (Внутренние круги, работа в парах и группах).                                                    Средства обучения: мел, доска, учебник, раздаточный материал.                                             Тип урока: комбинированный                                                                                                                           

I. Организационный момент (2 мин): (приветствие, перекличка, сообщение темы урока)

II. Проверка домашнего задания (5 мин): ответить на вопросы                                                                                                             

ХОД УРОКА:

I. Организационный момент (2 мин): (приветствие, перекличка, сообщение темы урока)

II. Проверка домашнего задания (5 мин): ответить на вопросы. 1. В чем сходство и различие между течениями иудаизма? 2. Расскажите об отличительных чертах иудаизма.                     III. Объяснение новой темы (20 мин)                                                                                  Саддукеи имеют определенные отличия от других классических течений. Представители данного течения в большинстве своем были крупными землевладельцами, членами высшего общества (аристократами). Фарисейство как течение возникло во II веке до нашей эры. Фарисеи выступали как противники влияния эллинской культуры на иудеев, но на практике представляли собой оппозицию контролировавшим храмовый ритуал саддукеям. В отличие от саддукеев, костяк фарисеев составляли представители низшего сословия, простолюдины. Ессеи или оссины — одно из классических течений иудаизма, которое возникло в одно время с саддукеями и фарисеями. Ессеи резко отличались по идеологическим взглядам и образу жизни и от фарисеев, и от саддукеев. Хасидизм (от ивр. «праведность», буквально — «учение благочестия») — религиозное течение в иудаизме, которое появилось в первой половине XVIII века, занимает особое место среди течений, возникших в средние века. Сторонники хасидизма исходили из принципа, что сущность религии нужно постигать не умом, главное — это эмоциональное постижение Бога. Штраймл — головной убор хасидов, который они надевают только по субботам и в особо торжественных случаях, отличительная особенность их от представителей других течений. Реформистский иудаизм — движение за обновление иудаизма. Оно возникло в двадцатые годы XIX века в Германии, но наибольшее распространение получило в США. На сегодняшний день численность иудеев-реформаторов в Израиле составляет примерно 5–6 тысяч человек, но в США они составляют 40 процентов от всех проживающих там иудеев. Консервативный (ортодоксальный) иудаизм появился как ответ реформистскому иудаизму. В консервативном иудаизме запрещаются браки с представителями других религий, иудеем признается только ребенок, рожденный от матери-иудейки. Саддукеи названы так по имени библейского Садока (Цадока), родоначальника древней династии первосвященников. Фарисеи — ивр.перушим, прушим — «отделившиеся».

IV. Закрепление (10 мин): Работа с учебником.                                                                                   V. Оценивание (2 мин): самые активные ученики получают оценки.                                         VI. Домашнее задание (1 мин): читать, конспект, пересказ, ответить на вопросы 

    

                                                                                             

 

                                                                                                     Завуч: ________

           «10-А»           201 9 год     

           Тема: Повторение

Цели: расширить знания по новой теме; воспитать интерес к предмету, патриотизм, уважение к истории и религии других народов и практические навыки применения полученных знаний, коллективизм и взаимопомощь в работе; развить речь, мышление, память, умение работать с учебником, составлять конспект и анализировать полученные сведения.                                                                                                                                         Методы обучения: активные (фронтальный опрос, беседа), пассивные (рассказ), интерактивные (Внутренние круги, работа в парах и группах).                                                    Средства обучения: мел, доска, учебник, раздаточный материал.                                             Тип урока: комбинированный                                                                                                                           

I. Организационный момент (2 мин): (приветствие, перекличка, сообщение темы урока)

II. Проверка домашнего задания (5 мин): ответить на вопросы                                                                                                            

ХОД УРОКА:

I. Организационный момент (2 мин): (приветствие, перекличка, сообщение темы урока)

II. Проверка домашнего задания (5 мин): ответить на вопросы. 1. Когда и где появилась религия буддизм? 2. Сколько на сегодняшний день последователей этой религии?                                         III. Объяснение новой темы (20 мин)  

Повторение       

1. В чем сходство и различие между течениями иудаизма?                                                                                   2. Расскажите об отличительных чертах иудаизма.                                                                                                             3. Найдите старые названия горы Синай. Нарисуйте карту распространения иудейских общин по миру.                                                                                                                               4. Вспомните такие понятия, как анимизм, тотемизм, фетишизм, шаманизм и объясните их.                                                                                                                                             5. Подумайте, какие традиции, распространенные у нашего народа, могут иметь связь с древними религиозными представлениями.                                                                                                                                           6. Какими были начальные религиозные представления у древних народов, населявших регион Центральной Азии?   

 

IV. Закрепление (10 мин): Работа с учебником.                                                                                   

V. Оценивание (2 мин): самые активные ученики получают оценки.                                        

VI. Домашнее задание (1 мин): читать, конспект, пересказ, ответить на вопросы 

    

                                                                                             

 

                                                                                                                                                                                                                                           Завуч: ________

 

 

 

 

«10-А»           201 9 год     

           Тема: Буддизм

Цели: расширить знания по новой теме; воспитать интерес к предмету, патриотизм, уважение к истории и религии других народов и практические навыки применения полученных знаний, коллективизм и взаимопомощь в работе; развить речь, мышление, память, умение работать с учебником, составлять конспект и анализировать полученные сведения.                                                                                                                                         Методы обучения: активные (фронтальный опрос, беседа), пассивные (рассказ), интерактивные (Внутренние круги, работа в парах и группах).                                                    Средства обучения: мел, доска, учебник, раздаточный материал.                                             Тип урока: комбинированный                                                                                                                           

ХОД УРОКА:

I. Организационный момент (2 мин): (приветствие, перекличка, сообщение темы урока)

II. Проверка домашнего задания (5 мин): 1. Что вы знаете о 10 заповедях иудаизма? 2. Опираясь на знания, полученные на уроках географии, укажите местонахождение горы Синай. 3. Какие предания, связанные с горой Синай, вы знаете или слышали?

III. Объяснение новой темы (20 мин) 

Хотя буддизм и возник в VI–V веках до нашей эры в Северной Индии, в скором времени он стал распространяться на Восток. Будда Гаутама был кремирован в соответствии с национальным обычаем. Его прах, разделенный на восемь частей, был отправлен в восемь буддийских общин, где их заложили в основание специально воздвигнутых ступ. Вытесненный из Индии — места своего зарождения — индуизмом, буддизм получил, тем не менее, широкое распространение в других странах и стал мировой религией. Распространился из Древней Индии буддизм в I веке нашей эры в Китай, в IV веке — в Корею, в VI веке — в Японию, в VII веке — Тибет, c XIII до XVI века — в Монголию, с XVII до XVIII века — в Бурятию и Туву, в XIX–XX веках — в Европу и Америку. Самые знаменитые древние памятники буддизма датируются III веком до н. э. – I веком н. э. В начале VII века в Термезе было 10 буддистских монастырей (сангарама) и тысяча монахов. В VII–VIII веках место буддизма стал занимать ислам. В начале XX века на правом берегу Амударья были найдены монеты, золотые и серебряные статуэтки людей и животных и другие артефакты буддизма. В 1927 году в Термезе были найдены памятники греко-буддизма. Ученые Термезской археологической комплексной экспедиции (ТАКЭ) на холмах Каратепа и Чингизтепа обнаружили остатки двух крупных буддистских монастырей и зарегистрировали десятки мест, где были найдены остатки греко-буддийской архитектуры и скульптуры. Айртам. Айртам — древнее городище, состоящее из нескольких отдельных памятников, расположенных на правом берегу Амударьи в 18 км к востоку от Термеза. В 1933 году археологом Михаилом Евгеньевичем Массоном в восточной части городища были найдены развалины сооружения из сырца в форме цилиндра, напоминающего буддийскую ступу. Внутри было обнаружено несколько великолепных буддийских скульптур и плит с изображением музыкантов и танцоров, скульптурные фризы и другие детали архитектурного оформления. Каратепа. Это место было крупнейшим центром буддизма и находилось вблизи городских стен Термеза времен Кушанской империи.

IV. Закрепление (10 мин): Работа с учебником.                                                                                   V. Оценивание (2 мин): самые активные ученики получают оценки.                                         VI. Домашнее задание (1 мин): читать, конспект, пересказ, ответить на вопросы 

    

                                                                                                      Завуч: ________

 

                                                                                                                                                                                                     «10-А»           201 9 год     

           Тема: Учение буддизма

 

Цели: расширить знания по новой теме; воспитать интерес к предмету, патриотизм, уважение к истории и религии других народов и практические навыки применения полученных знаний, коллективизм и взаимопомощь в работе; развить речь, мышление, память, умение работать с учебником, составлять конспект и анализировать полученные сведения.                                                                                                                                         Методы обучения: активные (фронтальный опрос, беседа), пассивные (рассказ), интерактивные (Внутренние круги, работа в парах и группах).                                                    Средства обучения: мел, доска, учебник, раздаточный материал.                                             Тип урока: комбинированный                                                                                                                           

ХОД УРОКА:

 

I. Организационный момент (2 мин): (приветствие, перекличка, сообщение темы урока)

II. Проверка домашнего задания (5 мин): 1. Когда началось распространение буддизма в Центральной Азии? 2. Какие религии исповедовали в то время народы Центральной Азии?

III. Объяснение новой темы (20 мин) 

Священный источник буддизма «Трипи́ така» (санскр. — «Три корзины») состоит из трех больших разделов. Первый раздел — «Винайя-питака» («Корзина дисциплины») содержит порядок присоединения к буддийской общине «сангха», правила и нормы поведения для монахов и монахинь, а также наказания в случае их нарушения. Второй раздел — «Сутра-питака» («Корзина наставлений»), самый большой по объему. Основным его содержанием являются «четыре настоящие истины». Учение Будды изложено его учениками в виде притч, записей бесед с ним, наставлений, легенд, поэм. Также в этом разделе говорится о структуре общины Будды («сангха») и о его учениках. Третий раздел — «Абхидхарма-питака» («Верховный закон»). Здесь приводятся основные догмы религиозного учения, раскрыта философская сущность буддистской практики. Из-за того, что стиль и язык изложения очень сложны, буддийские монахи постигали этот текст только при помощи наставников. После смерти Будды в рядах его учеников произошел раскол. Хинаяна (санскр. — «малая колесница») — направление в буддизме, когда одновременно с соблюдением традиционных норм учению Будды старались придать твердую логическую последо вательность. Одно из начальных направлений буддизма, часть пути к просветлению, хинаяна была сформирована в I веке до нашей эры, и ее основные законы были изложены в «Трипитаке». Махаяна (санскр. — «большая колесница») — направление в буддизме, которое реформировало все стороны учения Будды. Будду объявили святым, внедрили религиозные обычаи молитвы. Смешение этих направлений с местными верованиями и другими религиями послужило основой появления таких течений, как ламаизм, ваджраяна, дзен-буддизм, тян-тай, дхиана. Дзен-буддизм — одна из школ направления махаяны, сформировавшаяся в Китае в V-VI веках. Ее основателем считается легендарный монах Бодхидхарма. Особенностями дзен (медитация, глубокое сосредоточение, созерцание) является то, что главный упор делается на практику, а не теорию, не на заучивание религиозных догм и правил, а понимание.

IV. Закрепление (10 мин): Работа с учебником.                                                                                   V. Оценивание (2 мин): самые активные ученики получают оценки.                                         VI. Домашнее задание (1 мин): читать, конспект, пересказ, ответить на вопросы 

    

                                                                                                      Завуч: ________

 

«10-А»           201 9 год     

           Тема: Учение буддизма

 

Цели: расширить знания по новой теме; воспитать интерес к предмету, патриотизм, уважение к истории и религии других народов и практические навыки применения полученных знаний, коллективизм и взаимопомощь в работе; развить речь, мышление, память, умение работать с учебником, составлять конспект и анализировать полученные сведения.                                                                                                                                         Методы обучения: активные (фронтальный опрос, беседа), пассивные (рассказ), интерактивные (Внутренние круги, работа в парах и группах).                                                    Средства обучения: мел, доска, учебник, раздаточный материал.                                             Тип урока: комбинированный                                                                                                                           

ХОД УРОКА:

 

I. Организационный момент (2 мин): (приветствие, перекличка, сообщение темы урока)

II. Проверка домашнего задания (5 мин): 1. Когда началось распространение буддизма в Центральной Азии? 2. Какие религии исповедовали в то время народы Центральной Азии?

III. Объяснение новой темы (20 мин)

Дзен-буддисты большое внимание уделяют труду, занятию различными видами искусства. В дзен-буддизме особое значение придается отречению от мирской суеты, отрешению от вечных проблем, концентрации мысли. На сегодняшний день в мире насчитывается почти 10 миллионов последователей дзен-буддизма, из них 85 процентов живет в Японии. Храмы дзен-буддизма в Японии превратились в религиозные, политические и культурные центры и имеют большое влияние на формирование мышления, образа жизни молодежи. Искусство дзен стало одной из традиций японской и китайской культуры. Ламаизм (тибет. – высочайший) появился в Тибете в VII–XIV веках в результате влияния направления Махаяна. Правила и требования, изложенные в «Кангьюре» и «Тенгьюре», составляют основу ламаизма. Согласно учению ламаизма, человек находит спасение, очищение от грехов при помощи лам. Обычные люди без их помощи не смогут попасть в рай. Важное место в ламаизме занимает вера в возращение Будды и установление им справедливости на земле. Ламаизм предписывает беспрекословное подчинение ламам, которые считаются представителями бога на Земле и мирской власти, торжественное проведение богослужений и обрядов, театрализованные представления по отрывкам из священных книг. Убийство, воровство, обман, клевета, сплетни, пустословие, жадность, месть, измена считаются в ламаизме тяжким грехом. Ламаизм — основная религия тибетцев. В Тибете насчитывается более 3000 буддистских храмов. Также ламаизм широко распространен в таких регионах России, как Бурятия, Тува, Алтай. Необуддизм — это течение, начавшееся в 40–50 годах ХХ века, получило широкое распространение в связи с национально-освободительными движениями. В его основе лежит пропаганда идей созидания, возрождения национального самосознания, отвечающих новому времени. При этом интеллект считался не важным, признавалась спасительная роль религии, для объяснения идей буддизма использовались методы теории познания. Активное участие необуддизма в национально-освободительных движениях оказало большое влияние на усиление религиозного реформаторства.

 

IV. Закрепление (10 мин): Работа с учебником.                                                                                   V. Оценивание (2 мин): самые активные ученики получают оценки.                                         VI. Домашнее задание (1 мин): читать, конспект, пересказ, ответить на вопросы 

    

                                                                                                      Завуч: ________

«10-А»           201 9 год     

           Тема: Христианство

Цели: расширить знания по новой теме; воспитать интерес к предмету, патриотизм, уважение к истории и религии других народов и практические навыки применения полученных знаний, коллективизм и взаимопомощь в работе; развить речь, мышление, память, умение работать с учебником, составлять конспект и анализировать полученные сведения.                                                                                                                                         Методы обучения: активные (фронтальный опрос, беседа), пассивные (рассказ), интерактивные (Внутренние круги, работа в парах и группах).                                                    Средства обучения: мел, доска, учебник, раздаточный материал.                                             Тип урока: комбинированный                                                                                                                           

ХОД УРОКА:

I. Организационный момент (2 мин): (приветствие, перекличка, сообщение темы урока)

II. Проверка домашнего задания (5 мин): 1. Когда началось распространение буддизма в Центральной Азии? 2. Какие религии исповедовали в то время народы Центральной Азии?

III. Объяснение новой темы (20 мин)

Христианство возникло в I веке нашей эры в Палестине. Данная религия по числу своих последователей стоит на первом месте в мире — ее исповедуют почти 2 миллиарда жителей Земли. Поэтому христианство признается одной из мировых религией. Сторонники мифологического подхода считают, что не существует убедительных научных доказательств того, что Иисус Христос был исторической личностью. Они утверждают, что христианство появилось за пределами Палестины. К тому же предания об Иисусе Христе напоминают восточные легенды о смерти и воскресении богов. Противоречия и разные толкования, существующие в Библии, они считают доказательством своей теории. Сторонники исторического подхода, в свою очередь, считают, что Иисус Христос — исторический персонаж, который сформировал основы христианского учения, пропагандировал новую религию. При этом они опираются на ряд исторических источников. Например, в одном из таких источников в главе, посвященной римскому прокуратору Понтию Пилату, говорится, что Иисус проповедовал новую веру и многие иудеи и греки последовали за ним. Во время скитаний Иисуса многие люди стали его учениками. Их называли апостолами (греч. — посол, посланник). Христианство в Центральную Азию, в частности, в Узбекистан, пришло двумя путями. Во-первых, за счет миссионерской деятельности христианских проповедников, во-вторых, в результате захвата Туркестана Российской империей, вследствие чего сюда переселилось множество людей, исповедующих христианство. В III–V веках христианство было очень распространено среди тюркских кочевых племен. Их обратил в христианскую веру епископ Илия. В историю этот епископ вошел как «апостол тюрок». Распространение христианства в Иране¸ а в дальнейшем в Центральной Азии было связано с гоне ниями последователей этой религии сначала правителями Византии, после — правителями династии Сасанидов. В Мерве в начале IV века был организован епископат, а в начале V века — митрополия, Создание митрополиями различных храмов и монастырей не встречало никакого противодействия.

 

 IV. Закрепление (10 мин): Работа с учебником.                                                                                   V. Оценивание (2 мин): самые активные ученики получают оценки.                                         VI. Домашнее задание (1 мин): читать, конспект, пересказ, ответить на вопросы 

    

                                                                                                      Завуч: ________

 

 

10-А»           201 9 год     

           Тема: Учение христианства

Цели: расширить знания по новой теме; воспитать интерес к предмету, патриотизм, уважение к истории и религии других народов и практические навыки применения полученных знаний, коллективизм и взаимопомощь в работе; развить речь, мышление, память, умение работать с учебником, составлять конспект и анализировать полученные сведения.                                                                                                                                         Методы обучения: активные (фронтальный опрос, беседа), пассивные (рассказ), интерактивные (Внутренние круги, работа в парах и группах).                                                    Средства обучения: мел, доска, учебник, раздаточный материал.                                             Тип урока: комбинированный                                                                                                                           

ХОД УРОКА:

I. Организационный момент (2 мин): (приветствие, перекличка, сообщение темы урока)

II. Проверка домашнего задания (5 мин): 1. Что вы знаете о христианстве? 2. Как вы понимаете религиозную толерантность, которая присуща нашему народу?

III. Объяснение новой темы (20 мин)

  Священным источником христианства считается Библия (греч. — книги), состоящая из двух разделов — Ветхий завет и Новый завет. Ветхий завет вобрал в себя Тору, Книгу Пророков, Книгу писаний и несколько других книг и псалмов и состоит в общей сложности из 39 книг (разделов). Как указано в Новом Завете, Иисус Христос в своих проповедях утверждал, что послан Богом для предупреждения людей о приближающимся конце света. Он призывал их не грешить, покаяться и встать на путь истинный. Христос совершал множество чудес, в том числе излечения людей и даже воскрешения из мертвых. Начиная с IV века христианская церковь время от времени собирала священников высшего духовного сана на вселенские соборы. На этих собраниях разрабатывалась и утверждалась система религиозного учения. Были сформированы нормы законов и правила проведения молитв в христианстве, определены методы борьбы против ереси. Согласно христианскому учению, в следующих обрядах присутствует Святой Дух, поэтому они называются «таинством»: крещение (принятие христианства), причащение (вкушение освященного хлеба и вина), получение сана священника, покаяние, миропомазание, елеосвящение (соборование), брак. В 1054 году в христианстве произошел первый крупный раскол, в результате чего появились православная (восточное христианство) и католическая (западное христианство) церкви. Православие исторически сформировалось как восточное направление в христианстве. Оно распространено в основном в странах Восточной Европы, Ближнего Востока и Балканского полуострова. Основу православного вероучения составляет Священное писание (Библия) и Священное предание. Таинства играют важную роль в православии. Согласно церковному учению во время таинств на христиан нисходит особая благодать Бога. Православная церковь признает все семь таинств. Среди великих праздников Пасха занимает первое место. Православная церковь большое внимание уделяет праздникам и постам. Традиционно перед большими церковными праздниками соблюдают пост. Сущность поста — в очищении и обновлении души человека, подготовка к важному событию в религиозной жизни. Католичество считается в христианской религии крупнейшим направлением. Слово «католический» означает «всемирный, вселенский». Это направление в основном распространено в Западной, Юго-Западной и Центральной Европе, странах Балтии, в Украине и в западных регионах Беларуси, в Латинской Америке и США.                                                                                                         IV. Закрепление (10 мин): Работа с учебником.                                                                                   V. Оценивание (2 мин): самые активные ученики получают оценки.                                         VI. Домашнее задание (1 мин): читать, конспект, пересказ, ответить на вопросы 

    

                                                                                                      Завуч: ________

10-А»           201 9 год     

           Тема: Учение христианства

Цели: расширить знания по новой теме; воспитать интерес к предмету, патриотизм, уважение к истории и религии других народов и практические навыки применения полученных знаний, коллективизм и взаимопомощь в работе; развить речь, мышление, память, умение работать с учебником, составлять конспект и анализировать полученные сведения.                                                                                                                                         Методы обучения: активные (фронтальный опрос, беседа), пассивные (рассказ), интерактивные (Внутренние круги, работа в парах и группах).                                                    Средства обучения: мел, доска, учебник, раздаточный материал.                                             Тип урока: комбинированный                                                                                                                           

ХОД УРОКА:

I. Организационный момент (2 мин): (приветствие, перекличка, сообщение темы урока)

II. Проверка домашнего задания (5 мин): 1. Что вы знаете о христианстве? 2. Как вы понимаете религиозную толерантность, которая присуща нашему народу?

III. Объяснение новой темы (20 мин)

Протестантизм. Протестантизм возник в европейских странах в результате Реформации — движения против процессов, происходящих в католицизме. Реформаторы считали, что католическая церковь своей пышной обрядностью отошла от первоначальных христианских принципов. Профессор Оксфордского университета Джон Уиклиф (1320–1384) выступил против налогов, выплачиваемых Англией римскому папе, продвигал идею подчинения церкви английскому королю и о том, что Священное писание выше церковных преданий. Эти идеи нашли отклик у низшего духовенства Англии. Протестантизм не отделяет простых людей от священников, согласно этому учению каждый верующий — священник. Из таинств признаются только крещение и причастие. Верующие не подчиняются папе римскому. Богослужение состоит из проповеди, совместной молитвы и пения псалмов. Протестанты не признают Деву Марию святой, отрицают монашество, одеяния священников, иконы. В 325 году Никейским и в 381 году Константинопольским вселенскими соборами были утверждены принципы христианской веры, т. е. Символ веры. Он состоит из 12 пунктов: 1. Вера в единого Бога – первое лицо Святой Троицы, Вседержителя, творца неба и земли, видимого всем и невидимого. 2. Вера в единого Господа Иисуса Христа, Сына Божьего. 3. Божественное воплощение — Бог, то есть Иисус Христос, родился как человек, но в результате непорочного зачатия Девы Марии. 4. О прощении грехов — за перенесенные страдания и смерть Христа Бог простил человечеству все грехи. 5. О воскресении Христа. 6. Христос искупил грехи человечества, сделал человеческую жизнь достойной вечности Бога. 7. О втором пришествии Христа. 8. Вера в Святого Духа. 9. В единую, святую, соборную и апостольную Церковь. 10. В таинство крещения во оставление грехов. 11. В воскресение всех мертвых. 12. В вечную жизнь. На сегодняшний день в нашей стране зарегистрированы православная, протестантская, католическая, армянская апостольская, немецкая евангельско-лютеранская, евангельская христиано-баптистская церкви, церковь адвентистов седьмого дня, церковь «Голос божий». Они обязаны соблюдать требования Закона Республики Узбекистан «О свободе совести и религиозных организациях».

IV. Закрепление (10 мин): Работа с учебником.                                                                                   V. Оценивание (2 мин): самые активные ученики получают оценки.                                         VI. Домашнее задание (1 мин): читать, конспект, пересказ, ответить на вопросы 

    

                                                                                                      Завуч: ________

 

 

 

10-А»           201 9 год     

           Тема: Ислам в Центральной  Азии

Цели: расширить знания по новой теме; воспитать интерес к предмету, патриотизм, уважение к истории и религии других народов и практические навыки применения полученных знаний, коллективизм и взаимопомощь в работе; развить речь, мышление, память, умение работать с учебником, составлять конспект и анализировать полученные сведения.                                                                                                                                         Методы обучения: активные (фронтальный опрос, беседа), пассивные (рассказ), интерактивные (Внутренние круги, работа в парах и группах).                                                    Средства обучения: мел, доска, учебник, раздаточный материал.                                             Тип урока: комбинированный                                                                                                                           

ХОД УРОКА:

I. Организационный момент (2 мин): (приветствие, перекличка, сообщение темы урока)

II. Проверка домашнего задания (5 мин): 1. Что вы знаете о христианстве? 2. Как вы понимаете религиозную толерантность, которая присуща нашему народу?

III. Объяснение новой темы (20 мин)

После смерти пророка Мухаммада руководили мусульманами его ближайшие сподвижники Абу Бакр (632–634), Умар ибн аль-Хаттаб (634–644), Осман ибн Аффан (644–656) и Али ибн Абу Талиб (656–661). Этот период в истории ислама получил название «Праведные Халифы», то есть путь правильного правления. Коран стал вновь изучаться узбекскими учеными и религиозными улемами с первых лет независимости. Священный источник исламской религии в скором времени был переведен и издан на узбекском языке, подготовлены толкования к нему. Полная версия Корана на современном узбекском языке впервые была переведена и издана Алауддином Мансуром. Эта версия публиковалась на страницах журнала «Шарк юлдузи» в 1990–1992 годах, а в 1992 году была издана отдельной книгой большим тиражом. Начиная с 1991 года были изданы 27–30 части монументальной работы «Тафсири Хилал» Шейха Мухаммада Садыка Мухаммада Юсуфа (1952–2015). Надо сказать, что данное произведение является одним из лучших тафсиров, изданных на современном узбекском языке, отличается подробными толкованиями и комментариями. Полностью этот труд был издан в 2005 году в шести томах, после чего в 2011–2016 годах исправленный и дополненный его вариант переиздавался 6 раз. Перевод и толкования Корана, подготовленные шейхом Абдулазизом Мансуром, в 2001, 2004, 2006, 2007, 2009, 2014, 2016 годах переиздавались издательско-полиграфическим объединением Ташкентского исламского университета. Отличие данного произведения от толкований других переводов в том, что в нем текст Корана изложен на понятном родном языке, с большим вниманием к оригиналу. В первые же годы независимости был издан перевод 30 части Корана, сделанный Шамсиддинханом Бабахановым. В нем были собраны самые известные и часто читаемые суры и дан арабский текст В Центре рукописей Ташкентского государственного института востоковедения под редакцией профессора Муталлиба Усманова были подготовлены и изданы 15 частей (от суры «Аль-Фатиха» до суры «Аль-Исро») академического перевода Корана. В книге дана краткая история периода ниспослания Корана. Муфтием Усманханом Алимовым на сегодняшний день были изданы толкования 15 частей Корана. Отличительная черта «Тафсири Ирфон» заключается в том, что содержание аятов в нем изложено понятным, простым и легкодоступным языком.

IV. Закрепление (10 мин): Работа с учебником.                                                                                   V. Оценивание (2 мин): самые активные ученики получают оценки.                                         VI. Домашнее задание (1 мин): читать, конспект, пересказ, ответить на вопросы 

    

                                                                                                      Завуч: ________

 

 

10-А»           201 9 год     

 Тема: Мазхабы и догматические учения в исламе         

Цели: расширить знания по новой теме; воспитать интерес к предмету, патриотизм, уважение к истории и религии других народов и практические навыки применения полученных знаний, коллективизм и взаимопомощь в работе; развить речь, мышление, память, умение работать с учебником, составлять конспект и анализировать полученные сведения.                                                                                                                                         Методы обучения: активные (фронтальный опрос, беседа), пассивные (рассказ), интерактивные (Внутренние круги, работа в парах и группах).                                                    Средства обучения: мел, доска, учебник, раздаточный материал.                                             Тип урока: комбинированный                                                                                                                           

ХОД УРОКА:

I. Организационный момент (2 мин): (приветствие, перекличка, сообщение темы урока)

II. Проверка домашнего задания (5 мин): 1. Что вы знаете о христианстве? 2. Как вы понимаете религиозную толерантность, которая присуща нашему народу?

III. Объяснение новой темы (20 мин)

Согласно учению исламской религии Аллах — творец всего живого и неживого, всей вселенной. Нет ничего подобного ему: Он не похож ни на что и ни на кого, и нет ничего и никого похожего на него. Люди являются величайшим творением Аллаха. Чтобы направлять людей на верный путь, он посылает своих пророков. В источниках указаны 124 тысячи существовавших пророков. Мухаммад считается посланником (расул) и пророком (наби), который продолжил миссию предыдущих пророков, восстанавливал истинную веру, последним пророком перед Судным днем (Хатам Аль-Анбия — Печать пророков). Во второй половине VII века в исламе впервые начался раскол. Во время халифа Али по различным корыстным причинам этот процесс усилился. В результате появились направления суннизм, шиизм, хариджизм. На сегодняшний день большинство мусульман придерживаются суннитского направления. К VIII–IX веку у суннитов сформировались богословско-правовые школы, называемые «мазхабами»: маликитская, шафиитская, ханафитская, ханбалитская и две школы акиды: ашаритская и матуридитская. Мазхабы — направления в исламе, разработанные согласно Корану и суннам (священным преданиям) знатоками шариата (факихами). Мазхабы называются по имени своих основателей. Например, мазхаб Абу Ханифы — ханафиты, основанный Маликом ибн Анасом — маликиты. Существующие мазхабы по основным вопросам не имеют разногласий. Основателем мазхаба ханафитов считается Нуман ибн Сабит Куфи (699–767), более известный под именем Абу Ханифа. Этот мазхаб давал ответы на любые вопросы, возникающие в обществе, используя своё учение и собственные методы. Если решения на возникающий вопрос нет в Коране и хадисах, мазхаб ханафитов находит ответ, опираясь на кияс (один из источников мусульманского права) и на самый важный его вид истихсан (предпочтение, предпочтительное решение). Абу Ханифа в тяжелых ситуациях старался создать для людей хорошие условия, облегчать трудности. Абу Ханифа был сторонником принципа свободы, в торговле и других сферах защищал права и интересы людей.                                                              IV. Закрепление (10 мин): Работа с учебником.                                                                                   V. Оценивание (2 мин): самые активные ученики получают оценки.                                         VI. Домашнее задание (1 мин): читать, конспект, пересказ, ответить на вопросы 

    

                                                                                                      Завуч: ________

 

 

 

 

10-А»           201 9 год     

 Тема: Мазхабы и догматические учения в исламе         

Цели: расширить знания по новой теме; воспитать интерес к предмету, патриотизм, уважение к истории и религии других народов и практические навыки применения полученных знаний, коллективизм и взаимопомощь в работе; развить речь, мышление, память, умение работать с учебником, составлять конспект и анализировать полученные сведения.                                                                                                                                         Методы обучения: активные (фронтальный опрос, беседа), пассивные (рассказ), интерактивные (Внутренние круги, работа в парах и группах).                                                    Средства обучения: мел, доска, учебник, раздаточный материал.                                             Тип урока: комбинированный                                                                                                                           

ХОД УРОКА:

I. Организационный момент (2 мин): (приветствие, перекличка, сообщение темы урока)

II. Проверка домашнего задания (5 мин): 1. Из каких мазхабов фикха состоит суннитство?                  2. Что изучает наука калам?                                                                                                                                                      III. Объяснение новой темы (20 мин)

Основатель маликитского мазхаба имам Абу Абдуллах Малик ибн Анас Асбахи родился в 711 году. Главный источник мазхаба — Коран, второй источник — Сунна (примеры из жизни пророка Мухаммада). В маликитском мазхабе предпочтение в вопросах шариата во многих случаях отдавалось традициям мединцев. Маликитский мазхаб считается основным в таких странах, как Марокко, Алжир, Тунис, Бахрейн, Кувейт, Ливия. Основателем мазхаба шафиитов был Абу Абдуллах Мухаммад ибн Идрис Шафи’и (767–804). Мазхаб шафиитов при вынесении приговоров по фикху (мусульманское право) опирается на Коран, Сунну, иджму (единодушное мнение или решение авторитетных лиц) и кыяс (суждение по аналогии с ситуацией, описанной в Коране и Сунне). Шафииты в основном распространены в Индонезии, Малайзии, Египте, Судане, Кении, Мали, Ливии. Основатель ханбалитского мазхаба Абу Абдуллах Ахмад ибн Мухаммад ибн Ханбаль (780–855) жил в Багдаде. В исламской религии наука, изучающая такие вопросы вероучения, как Аллах, его качества, судьбы людей, судный день, рай и ад, добро и зло, называется «калам» (араб. — слово, речь). В VIII–IХ веках нашей эры появились группы мусульман, которые, попав под влияние греческой философии, неправильно понимали аяты Корана и хадисы. Они то изображали Аллаха подобным человеку, то отрицали его качества, выражали собственные мысли по поводу пророков, Корана. Именно в этих условиях суннитские ученые начали противодействовать чуждым идеям некоторых течений. В итоге появились такие учения, как матуридия и ашъария. В рамках суннизма оба эти направления считаются правильными. Школу матуридия основал ученый из Мавераннахра, наш великий предок Абу Мансур Матуриди (870–944). Матуриди, не выходя за рамки чистых религиозных догм, возвеличивает ум и особо подчеркивает важность рационалистического толкования священных текстов. По мнению Матуриди, человек рожден для жизненных испытаний. Вместе с тем ему даны широкие возможности для их успешного преодоления и нахождения правильного пути. Человек свободен в выборе своих действий.                        IV. Закрепление (10 мин): Работа с учебником.                                                                                   V. Оценивание (2 мин): самые активные ученики получают оценки.                                         VI. Домашнее задание (1 мин): читать, конспект, пересказ, ответить на вопросы 

    

                                                                                                      Завуч: ________

 

 

 

 

10-А»           201 9 год     

 Тема: Тасаввуф и тарикат

Цели: расширить знания по новой теме; воспитать интерес к предмету, патриотизм, уважение к истории и религии других народов и практические навыки применения полученных знаний, коллективизм и взаимопомощь в работе; развить речь, мышление, память, умение работать с учебником, составлять конспект и анализировать полученные сведения.                                                                                                                                         Методы обучения: активные (фронтальный опрос, беседа), пассивные (рассказ), интерактивные (Внутренние круги, работа в парах и группах).                                                    Средства обучения: мел, доска, учебник, раздаточный материал.                                             Тип урока: комбинированный                                                                                                                           

ХОД УРОКА:

I. Организационный момент (2 мин): (приветствие, перекличка, сообщение темы урока)

II. Проверка домашнего задания (5 мин): 1. Из каких мазхабов фикха состоит суннитство?                  2. Что изучает наука калам?                                                                                                                                                      III. Объяснение новой темы (20 мин)

Тасаввуф (суфизм) — сфера, дающая знания для обретения моральных качеств, угодных исламу. Суфий — человек, занимающийся тасаввуфом. В данном случае еще используют слово «праведник». «Тарикат» — это арабское слово и означает «дорога». В тасаввуфе это означает путь, способы достижения духовной чистоты, разработанные определенным муршидом (наставник), пиром (руководитель суфиев). За прошедший период возникло очень много тарикатов, самые крупные из них — яссавия, кубравия и накшбандия. Что характерно, все они возникли на территории нашей страны. Яссавия. Ходжа Ахмад Яссави родился в селе Сайрам на территории нынешней Чимкентской области на юге Казахстана. По другим источникам, он родился в Яссы (нынешний Туркистан). Свои идеи духовного очищения, нравственности, честности, терпимости он изложил в форме стихов в книге «Дивани хикмат». Отличием тариката яссавия от других стало многократное произнесение молитвенной формулы, прославляющей Аллаха вслух, и частичный отказ от земных удовольствий. Особенности, присущие тарикату яссавия, позже нашли отражение во многих других появившихся тарикатах. Кубравия — тарикат, который появился в одно время с тарикатом яссавия. Основатель этого тариката — шейх Нажмиддин Кубро Хиваки (1145–1221). Он родился в Хиве. Шейх Нажмиддин Кубро основал учение, получившее название кубравия, т.е. «величайшее», или «захабия». Последователи этого учения широко использовали хуфия, то есть мысленное произнесение молитв. Его самое известное произведение — «Усули ашара» («Десять основ»), которое повлияло на все тарикаты. Произведения Нажмиддина Кубро оказали сильное воздействие на ряд тарикатов в Иране, Малой Азии и Индии. Тарикат кубравия — одно из учений, выдержавших завоевание монголов. Это учение оказало большое влияние на принятие монгольскими племенами и их предводителями ислама. Накшбандия. Тарикат появился в XIV веке в Центральной Азии. Бахауддин Накшбанд (1318–1389) — один из величайших святых в мире ислама, родился на территории нынешней Бухарской области. Настоящее имя Бахауддина Накшбанда — Мухаммад. Его отца также звали Мухаммад. В детстве он вместе с отцом-ремесленником занимался нанесением узоров на парчу и был известен под прозвищем Накшбанд (чеканщик). Слово «Бахауддин» означает «Свет религии»                                                                                         IV. Закрепление (10 мин): Работа с учебником.                                                                                   V. Оценивание (2 мин): самые активные ученики получают оценки.                                         VI. Домашнее задание (1 мин): читать, конспект, пересказ, ответить на вопросы 

    

                                                                                                      Завуч: ________

 

 


 

А» 9. 09. 201 9 год «10-Б» 9

А» 9. 09. 201 9 год «10-Б» 9

А» 16. 09. 201 9 год «10-Б» 16

А» 16. 09. 201 9 год «10-Б» 16

А» 23. 09. 201 9 год «10-Б» 23

А» 23. 09. 201 9 год «10-Б» 23

А» 30. 09. 201 9 год «10-Б» 30

А» 30. 09. 201 9 год «10-Б» 30

А» 07. 10. 201 9 год «10-Б» 07

А» 07. 10. 201 9 год «10-Б» 07

А» 10. 201 9 год «10-Б» 10

А» 10. 201 9 год «10-Б» 10

А» 10. 201 9 год «10-Б» 10

А» 10. 201 9 год «10-Б» 10

Завуч: ________ «10-А» 201 9 год

Завуч: ________ «10-А» 201 9 год

А» 201 9 год

А» 201 9 год

А» 201 9 год

А» 201 9 год

А» 201 9 год

А» 201 9 год

А» 201 9 год

А» 201 9 год

А» 201 9 год

А» 201 9 год

А» 201 9 год

А» 201 9 год

А» 201 9 год

А» 201 9 год

А» 201 9 год

А» 201 9 год

А» 201 9 год

А» 201 9 год

А» 201 9 год

А» 201 9 год
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.07.2020