Архитектура барокко

  • Разработки уроков
  • doc
  • 14.05.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

«...Но перед красотой и зданья и фасада Померкли и фонтан, и мрамор, и ограда. ...В орнаменте витом увидишь тут и там Победоносный шлем и вазы фимиам, Колонны, капитель, пилястры и аркады Увидишь всюду ты, куда ни кинешь взгляды, Амуры, вензеля, вплетенные тайком, И головы ягнят, увитые шнурком, И статую найдешь в великолепной нише, В узорах и резьбе карниз под самой крышей...»
Иконка файла материала 3 урок архитектура барокко.doc
Урок 3.Архитектура барокко Эпиграф «...Но перед красотой и зданья и фасада                                              Померкли и фонтан, и мрамор, и  ограда.                                   ...В орнаменте витом увидишь тут и там  Победоносный шлем и вазы фимиам,  Колонны, капитель, пилястры и аркады  Увидишь всюду ты, куда ни кинешь взгляды,  Амуры, вензеля, вплетенные тайком,  И головы ягнят, увитые шнурком,  И статую найдешь в великолепной нише,  В узорах и резьбе карниз под самой крышей...» Перевод Е. Тараховской Так описывал свои впечатления от архитектуры барокко французский поэт XVII в. Жорж де Сюдери.  Основные черты архитектуры барокко: ­ обилие пышных декоративных украшений,  ­ подчеркнутая театральность, ­ искажение классических пропорций, ­оптический обман,  ­ преобладание сложных криволинейных форм  Желание   удивить,   восхитить   и   даже   ошеломить   зрителя   становилось   главной задачей архитекторов.  Самые значительные перемены коснулись оформления фасадов зданий.  ­ На смену согласованности и пропорциональности приходят диссонанс и асимметрия. ­Плоские   пилястры   уступают   место   колоннам   и   полуколоннам.   Установленные   на высокие пьедесталы, они то собираются в группы, образуя пучки, то «разбегаются» вдоль фасада, вознося к небу замершие в беспокойном движении статуи на балюстраде крыши.  ­Размеры порталов, дверей и окон стали превышать всякие разумные границы.  ­Фронтоны и наличники  приобрели богатые украшения в виде причудливых завитков, картушей,   гирлянд   из   листьев,   трав   и   человеческих   фигур.   От   спокойной  ясности Ренессанса, казалось, не осталось и следа. ­Излюбленная форма внутреннего пространства барокко — овал, дающий некоторую неопределенность   общей   форме   пространственного   объема,   но   часто   конфигурацияплана очерчена прихотливыми изгибами линий, выпуклостями и вогнутостями стен, усложнена дополнительными примыканиями соседних соподчиненных объемов... ­В   архитектуре   барокко   возобладали   неумеренная   декоративность,   тяжеловесная роскошь.  ­Причудливые   формы,   обилие  скульптуры,   использование   насыщенного   цвета   и позолоты   должны   были   усиливать   выразительность   архитектуры,   производить впечатление богатства и парадности В разных странах Европы становление и расцвет барокко в архитектуре имели свои характерные особенности: в Италии в конце XVI — начале XVII в.;в Бельгии, Австрии и на юге Германии — в XVIII в., а в России — ближе к середине XVIII в. Голландия,   страны   Скандинавии,   Северная   Германия  остались   равнодушны   к пышному барокко. Во Франции барокко присутствовало во внутреннем убранстве архитектурных сооружений.  Архитектура барокко всегда вызывала крайне противоречивые суждения — от резко  негативных  в  эпоху  классицизма до  восторженных   в   наше   время.  Но какими   бы   ни   были   эти   оценки,   несомненно,   эпоха   барокко   оставила   немало замечательных памятников.  Родиной архитектурного барокко по праву считается Италия, а столицей — «вечный   город»  Рим.  «Барокко  преобладает  в  Риме.  Построенные  в этом  стиле дворцы и церкви составляют неизменную и типичнейшую черту города. Надо искать в Риме Рим античный, христианский, средневековый, Рим Возрождения. Но Рим барокко искать нечего, — это до  сих пор тот Рим, который прежде всего узнает каждый из нас. Все то, что определяет характер города, — его наиболее заметные здания,   главные   площади,   оживленнейшие   улицы,   —   все  это   здесь   создано барокко, и все верно хранит его печать». Лоренцо Бернини  (1598—1680)  по праву называют «гением барокко».  Он прославился  не только как талантливый архитектор и  скульптор, но и как живописец,   комедиограф,   режиссер   феерических   спектаклей,   актер, создатель   сложнейших   театральных   декораций.   В   25   лет   он   уже   стал знаменитостью,   работал   над   формированием   архитектурного   облика   Рима, выполнял   бесчисленные   заказы  Ватикана.   Современников   поражали грандиозность   замыслов   и   смелость   их   осуществления,   необычайная работоспособность и тонкий художественный вкус великого мастера. В своем творчестве он ярко и полно выразил стиль эпохи барокко. Главным  архитектурным  творением  Лоренцо Бернини  стало  оформление площади   перед   собором   Святого   Петра.  Архитектору  предстояло   решить сразу   несколько   задач:   создать   торжественный  подход   к   главному   храму католического   мира,   добиться   впечатления   единства   площади   и   собора,   стро­ ившегося   на   протяжении   двух   столетий   разными   архитекторами.  Площадь должна  была   выражать   главную  идею  Католической   церкви:   принимать   в   свои объятия город и весь мир. Кроме того, она  должна была легко превращаться в колоссальную   сцену   для   проведения   торжественных   церемоний.   Архитектору Бернини удалось мастерски справиться с поставленными задачами. Пространство перед храмом он превратил в единый ансамбль из двух площадей.Первая — в форме трапеции, оформлена галереями, отходящими прямо от стен  собора. Вторая выполнена в излюбленной форме барокко — овале. Она обращена к  городу и обрамлена величественной колоннадой. «Подобно распростертым крыльям», как говорил сам Бернини, она легко и изящно охватывала площадь, незаметно  вовлекая в свое пространство зрителей. Величественный фасад собора представал  перед зрителем постепенно, открывая ему свои торжественные и благородные  очертания. В центре огромной площади (ее глубина — 280 м) возведен обелиск, по обеим  сторонам которого расположены два фонтана, фиксирующие ее поперечную ось. В  сооружении колоннады Бернини в полной мере проявил свой талант архитектора:  точный математический расчет, безукоризненное чувство масштаба, умение организо­ вать пространство. Монументальные колонны тосканского ордера (их высота 19 м)  расположены в четыре ряда. Все они объединены изгибающейся лентой балюстрады,  на которой установлены 96 статуй с изображениями святых. Немало потрудился Лоренцо Бернини и над созданием внутреннего архитектурного облика собора Святого Петра. В  середине  XVIII  столетия  искусство   барокко  в   России   достигло  наивысшего расцвета.  Пышная   архитектура   барокко   распространялась   по   всей   России. Самые   яркие   творения   зодчества   были   сосредоточены   в   новой   столице Российского государства — в Санкт­Петербурге. Значительный   вклад   в   развитие   национальной   архитектуры  внес Варфоломей   Варфоломеевич   (Бартоломео   Франческо)   Растрелли   (1700— 1771)   —   сын   скульптора   Б.   К.   Растрелли,   итальянец  по   происхождению, родившийся во Франции. Получив образование за границей, он затем работал только в России, ставшей его второй  родиной.Все, что было им построено в России, вызывало восхищение и восторженные оценки современников. Лучшие произведения  Растрелли  — Андреевская  церковь  в  Киеве,  дворцы  в  пригородах Санкт­Петербурга — Петергофе и Царском Селе, дворцы Строганова и Воронцова, собор Смольного монастыря и Зимний дворец в Санкт­Петербурге. Собор   Смольного   монастыря  был   заказан   мастеру   императрицей   Елизаветой Петровной.   Традиционное   русское   пятиглавие,   воплощенное   в   вычурных   формах барокко, здесь органично сливалось с основным объемом здания. Средняя глава собора представляет   собой  высокий двусветный  купол,  увенчанный  луковичной  главкой  на световом барабане. Четыре угла в виде высоких двухэтажных башен, почти вплотную прижатые к центральному куполу, придают пятиглавию удивительную монолитность и мощь. Декоративное   убранство   собора   поражает   своей   нарядностью,   Четкие   выступы стен,   оформленные   пучками   колонн,   фронтонами  различной   формы,   мягко круглящимися волютами, нависающими карнизами создают выразительную игру света и тени. Белые детали на синем, лазурном фоне стен, обилие позолоты на куполах и глав­ ках,   капителях,   гирляндах   и   картушах   подчеркивают   великолепно  найденное соотношение форм и пропорций здания. Собор, имеющий план равноконечного креста, смотрится одинаково хорошо со всех сторон. Строительство   собора,   как   и   всего   ансамбля   монастыря,   не   было  завершеноРастрелли.   Вступившая   на   престол   Екатерина  II  была   увлечена   другими   планами. Барокко  перестало отвечать  требованиям  последней   моды,  пристрастиям   и  вкусам двора   и   самой   императрицы.   В   России   начинал   свое   победное   шествие   новый архитектурный стиль — классицизм. Великий зодчий оказался не у дел. В 1763 г. он подал в отставку и покинул Петербург. Он, русский сердцем, родом итальянец, Плетя свои  гирлянды и венцы, В морозных зорях видел роз  румянец И на снегу выращивал дворцы. Он верил, что их пышное цветенье Убережет  российская зима. Они росли — чудесное  сплетенье Живой мечты и трезвого ума... В. Рождественский. «Варфоломей Растрелли» Самое   блестящее   творение   Растрелли,   украшающее   центр   города   на Неве,   —  Зимний дворец,  в   котором   в   наше   время   расположен  всемирно известный художественный музей Эрмитаж. Архитектура Зимнего дворца — это настоящий гимн эпохе русского барокко. Сложное по своим очертаниям сооружение, по замыслу автора, в плане приближалось   к   форме   квадрата   с   замкнутым   внутренним  двором. Необозримая протяженность фасадов, огромные размеры оконных проемов и   наличников   подчеркивали   колоссальность  масштабов   здания.   Фасад, выходящий   на   набережную   Невы,   был  рассчитан   на   обозрение   издали. Фасад,   выходящий   к   Адмиралтейству,   ориентирован   на   парадную Дворцовую   площадь,   обращенную   к   городу.   На   огромной   площади предполагалось установить конную статую Петра I работы Б. К. Растрелли. Дворцовые сооружения поражали своими размерами. Дворец имел более 1050  отдельных помещений и комнат, 1886 дверей, 1945 окон и 177 лестниц. Общая  протяженность фасадов дворца составляла 210 м! Но как при этом избежать  скучного однообразия и монотонности в их оформлении? Тем не менее ни один из  фасадов не повторял другой, в определенных ракурсах (издали или на близком  расстоянии) каждый воспринимался по­разному, так как декорирован особым  образом колоннами, скульптурными масками, вазами и статуями.   Поразителен   рисунок    обрамления  наличников окон: в их оформлении фантазия зодчего­ декоратора, казалось, не знала границ. Не могла не восхищать общая устремленность здания вверх. Помимо того что дворец   был   в   то   время   одним   из   самых   высоких   сооружений,   архитектор зрительно увеличил этот эффект. На фасаде здания он расположил колонны то группами, то попарно, то в одиночку, причем обязательно в два яруса, в точном соотношении друг над другом. Более того, на уровне кровли шла балюстрада с каменными скульптурами и вазами, расставленными с таким расчетом, что зри­ тельно они продолжали вертикали колонн. Красоту   архитектурных   форм   подчеркивала   и   раскраска   здания.   На зеленых   фасадах   празднично   выделялись   белые   колонны   и   различные   виды орнамента.Фасад,   обращенный   в   сторону   Дворцовой   площади,   составляли  три ризалита — части здания, выступающие за основную линию фасада. Средний из них был прорезан тремя арочными въездами, ведущими в огромный парадный двор.   Главный   подъезд   был   расположен   в   северном   корпусе:   к   нему торжественно   подъезжали   кареты   императрицы   и   ее   гостей.  Через   огромную галерею   они   поднимались   до   ослепительно   прекрасной   Посольской   лестнице (см. ил. на с. 10), с верхней площадки которой открывался вход в парадные за­ лы дворца. Это   последнее   творение   Растрелли   также   не   было   завершено   самим мастером. Постройка Зимнего дворца требовала огромных денег, которых часто не было в российской казне. Дворец продолжали достраивать и украшать другие зодчие, но Растрелли уже не принимал в этом участия. Стремление   к   парадности   и   богатству   внешнего   убранства   архитектурных сооружений было чрезвычайно характерно для России. «Дивное узорочье» стало лейтмотивом русского зодчества конца XVII — начала XVIII в. Действительно, для московской  архитектуры этого времени характерно со­ четание национальных традиций, в особенности деревянного зодчества, с лучшими достижениями западноевропейского барокко. Наиболее ярко и самобытно черты русского   барокко   проявились   в   так  называемом  нарышкинском,  или московском,  стиле.   Свое   название   он   получил   благодаря   заказчикам строительства, в числе  которых   были   Нарышкины   —   родственники   матери Петра  I.  По   их   инициативе   в   Москве   было   возведено   немало   красивых  и нарядных зданий — дворцов, церквей, беседок и парковых павильонов. Черты московского барокко: ­ Обилие пышных декоративных украшений,  ­Нарядные килевидные или круглые кокошники вокруг луковичных глав,  ­Вычурные наличники окон и дверей,  ­Всевозможные   пилястры   белого   цвета,   выделяющиеся   на   ярко­красном   фоне кирпичных стен.  ­Русское барокко широко использовало цветные отделки из поливных изразцов и терракотовых орнаментальных фризов. Зеленые, желтые, голубоватые изразцы с изображением   павлиньих   перьев   или   полевых   васильков   придавали архитектурным сооружениям особую декоративность и нарядность.  ­Терема и храмы все чаще напоминали сказочные сооружения, в которых  было непросто проследить план и замысел автора. Блестящим образцом нарышкинского  барокко является  церковь Покрова в Филях.  Она  стоит на  невысоком  холме, над  речным   берегом,  повторяя   себя причудливым отражением в воде. Храм имеет высокий и просторный подклет, на арках которого расположена терраса­гульбище с тремя плавными лестничными маршами.  Главный   объем   здания   с   четырех   сторон   окружен   полукруглыми приделами, каждый из которых увенчан золотой главой. Переход от четверика к восьмерику выполнен  настолько плавно и умело, что зритель не  сразу замечаетсмену   архитектурных   членений.   Карниз   и   резные   белокаменные   украшения естественно продолжают тройные капители угловых колонок. В проеме верхнего восьмерика расположена колокольня. Таким об разом, церковь одновременно служила и колокольней (такой тип храма получил название «иже под колокалы»). Внешнее убранство   храма   дополняла   искусно   выполненная   резьба,   приближающаяся   к скульптуре.  Высокое мастерство строителей проявилось в том, что они сумели связать все элементы здания единым ритмом многоярусной композиции. В этом нарастающем ритме нет напряжения и тяжести, напротив, храм поражает удивительной легкостью и естественностью форм. Каждый последующий ярус украшен узорчатым карнизом с «петушиными гребешками». Вся  композиция завершается восьмигранной  главкой, не превосходящей   по   своим   размерам   главки   четырех   приделов.  В   церкви   в   Филях наглядно проявилось  народное представление о красоте и удивительной стройности. Этот замечательный памятник барокко, не имеющий аналогов в мировом зодчестве, можно отнести к подлинным шедеврам архитектуры.              К уникальным сооружениям московского барокко следует отнести и  церковь Троицы в Никитниках, построенную по заказу купца Григория Никитникова — вы­ ходца из Ярославля. Храм, поставленный на   высоком   холме   в   центре   города,   господствовал   над   окружающей  застройкой, выделяясь   сложностью   силуэта.   Яркая   раскраска   фасадов,   сочная   пластика белокаменного   и   кирпичного   декора,   многоцветные   изразцы   вместе   с   живописной асимметрией композиции привлекали к себе внимание горожан. Плоскость стены почти исчезала  за  обилием   карнизов,  пилястр,  полуколонн,   наличников   и   порталов.   Храм венчали декоративное пятиглавие и три ряда кокошников, придающих его внешнему облику   особую   праздничную   торжественность.   Новаторство   строителей   храма проявилось и в том, что колокольня была органично включена в общий архитектурный ансамбль. (Раньше звонницы устанавливались либо отдельно от церковного здания, либо на его кровле.) Черты   московского   барокко   можно   обнаружить   в   архитектурных   сооружениях Московского Кремля, Новодевичьем и Донском монастырях, в ряде других российских городов,   прежде   всего   в  Ярославле,   Костроме,   Нижнем   Новгороде   и   в   Ростове Великом.

Посмотрите также