«...Но перед красотой и зданья и фасада Померкли и фонтан, и мрамор, и ограда.
...В орнаменте витом увидишь тут и там
Победоносный шлем и вазы фимиам,
Колонны, капитель, пилястры и аркады
Увидишь всюду ты, куда ни кинешь взгляды,
Амуры, вензеля, вплетенные тайком,
И головы ягнят, увитые шнурком,
И статую найдешь в великолепной нише,
В узорах и резьбе карниз под самой крышей...»
3 урок архитектура барокко.doc
Урок 3.Архитектура барокко
Эпиграф
«...Но перед красотой и зданья и фасада
Померкли и фонтан, и мрамор, и ограда.
...В орнаменте витом увидишь тут и там
Победоносный шлем и вазы фимиам,
Колонны, капитель, пилястры и аркады
Увидишь всюду ты, куда ни кинешь взгляды,
Амуры, вензеля, вплетенные тайком,
И головы ягнят, увитые шнурком,
И статую найдешь в великолепной нише,
В узорах и резьбе карниз под самой крышей...»
Перевод Е. Тараховской
Так описывал свои впечатления от архитектуры барокко французский поэт XVII в.
Жорж де Сюдери.
Основные черты архитектуры барокко:
обилие пышных декоративных украшений,
подчеркнутая театральность,
искажение классических пропорций,
оптический обман,
преобладание сложных криволинейных форм
Желание удивить, восхитить и даже ошеломить зрителя становилось главной
задачей архитекторов.
Самые значительные перемены коснулись оформления фасадов зданий.
На смену согласованности и пропорциональности приходят диссонанс и асимметрия.
Плоские пилястры уступают место колоннам и полуколоннам. Установленные на
высокие пьедесталы, они то собираются в группы, образуя пучки, то «разбегаются» вдоль
фасада, вознося к небу замершие в беспокойном движении статуи на балюстраде крыши.
Размеры порталов, дверей и окон стали превышать всякие разумные границы.
Фронтоны и наличники приобрели богатые украшения в виде причудливых завитков,
картушей, гирлянд из листьев, трав и человеческих фигур. От спокойной ясности
Ренессанса, казалось, не осталось и следа.
Излюбленная форма внутреннего пространства барокко — овал, дающий некоторую
неопределенность общей форме пространственного объема, но часто конфигурация плана очерчена прихотливыми изгибами линий, выпуклостями и вогнутостями стен,
усложнена дополнительными примыканиями соседних соподчиненных объемов...
В архитектуре барокко возобладали неумеренная декоративность, тяжеловесная
роскошь.
Причудливые формы, обилие скульптуры, использование насыщенного цвета и
позолоты должны были усиливать выразительность архитектуры, производить
впечатление богатства и парадности
В разных странах Европы становление и расцвет барокко в архитектуре имели
свои характерные особенности: в Италии в конце XVI — начале XVII в.;в Бельгии,
Австрии и на юге Германии — в XVIII в., а в России — ближе к середине XVIII в.
Голландия, страны Скандинавии, Северная Германия остались равнодушны к
пышному барокко. Во Франции барокко присутствовало во внутреннем убранстве
архитектурных сооружений.
Архитектура барокко всегда вызывала крайне противоречивые суждения —
от резко негативных в эпоху классицизма до восторженных в наше время. Но
какими бы ни были эти оценки, несомненно, эпоха барокко оставила немало
замечательных памятников.
Родиной архитектурного барокко по праву считается Италия, а столицей —
«вечный город» Рим. «Барокко преобладает в Риме. Построенные в этом стиле
дворцы и церкви составляют неизменную и типичнейшую черту города. Надо искать
в Риме Рим античный, христианский, средневековый, Рим Возрождения. Но Рим
барокко искать нечего, — это до сих пор тот Рим, который прежде всего узнает
каждый из нас. Все то, что определяет характер города, — его наиболее заметные
здания, главные площади, оживленнейшие улицы, — все это здесь создано
барокко, и все верно хранит его печать».
Лоренцо Бернини (1598—1680) по праву называют «гением барокко». Он
прославился не только как талантливый архитектор и скульптор, но и как
живописец, комедиограф, режиссер феерических спектаклей, актер,
создатель сложнейших театральных декораций. В 25 лет он уже стал
знаменитостью, работал над формированием архитектурного облика Рима,
выполнял бесчисленные заказы Ватикана.
Современников поражали
грандиозность замыслов и смелость их осуществления, необычайная
работоспособность и тонкий художественный вкус великого мастера. В своем
творчестве он ярко и полно выразил стиль эпохи барокко.
Главным архитектурным творением Лоренцо Бернини стало оформление
площади перед собором Святого Петра. Архитектору предстояло решить
сразу несколько задач: создать торжественный подход к главному храму
католического мира, добиться впечатления единства площади и собора, стро
ившегося на протяжении двух столетий разными архитекторами. Площадь
должна была выражать главную идею Католической церкви: принимать в свои
объятия город и весь мир. Кроме того, она должна была легко превращаться в
колоссальную сцену для проведения торжественных церемоний. Архитектору
Бернини удалось мастерски справиться с поставленными задачами.
Пространство перед храмом он превратил в единый ансамбль из двух площадей. Первая — в форме трапеции, оформлена галереями, отходящими прямо от стен
собора. Вторая выполнена в излюбленной форме барокко — овале. Она обращена к
городу и обрамлена величественной колоннадой. «Подобно распростертым крыльям»,
как говорил сам Бернини, она легко и изящно охватывала площадь, незаметно
вовлекая в свое пространство зрителей. Величественный фасад собора представал
перед зрителем постепенно, открывая ему свои торжественные и благородные
очертания.
В центре огромной площади (ее глубина — 280 м) возведен обелиск, по обеим
сторонам которого расположены два фонтана, фиксирующие ее поперечную ось. В
сооружении колоннады Бернини в полной мере проявил свой талант архитектора:
точный математический расчет, безукоризненное чувство масштаба, умение организо
вать пространство. Монументальные колонны тосканского ордера (их высота 19 м)
расположены в четыре ряда. Все они объединены изгибающейся лентой балюстрады,
на которой установлены 96 статуй с изображениями святых.
Немало потрудился Лоренцо Бернини и над созданием внутреннего архитектурного
облика собора Святого Петра.
В середине XVIII столетия искусство барокко в России достигло наивысшего
расцвета. Пышная архитектура барокко распространялась по всей России.
Самые яркие творения зодчества были сосредоточены в новой столице
Российского государства — в СанктПетербурге.
Значительный вклад в развитие национальной архитектуры внес
Варфоломей Варфоломеевич (Бартоломео Франческо) Растрелли (1700—
1771) — сын скульптора Б. К. Растрелли, итальянец по происхождению,
родившийся во Франции. Получив образование за границей, он затем работал
только в России, ставшей его второй родиной.Все, что было им построено в
России, вызывало восхищение и восторженные оценки современников. Лучшие
произведения Растрелли — Андреевская церковь в Киеве, дворцы в пригородах
СанктПетербурга — Петергофе и Царском Селе, дворцы Строганова и Воронцова,
собор Смольного монастыря и Зимний дворец в СанктПетербурге.
Собор Смольного монастыря был заказан мастеру императрицей Елизаветой
Петровной. Традиционное русское пятиглавие, воплощенное в вычурных формах
барокко, здесь органично сливалось с основным объемом здания. Средняя глава собора
представляет собой высокий двусветный купол, увенчанный луковичной главкой на
световом барабане. Четыре угла в виде высоких двухэтажных башен, почти вплотную
прижатые к центральному куполу, придают пятиглавию удивительную монолитность и
мощь.
Декоративное убранство собора поражает своей нарядностью, Четкие выступы
стен, оформленные пучками колонн, фронтонами различной формы, мягко
круглящимися волютами, нависающими карнизами создают выразительную игру света и
тени. Белые детали на синем, лазурном фоне стен, обилие позолоты на куполах и глав
ках, капителях, гирляндах и картушах подчеркивают великолепно найденное
соотношение форм и пропорций здания. Собор, имеющий план равноконечного креста,
смотрится одинаково хорошо со всех сторон.
Строительство собора, как и всего ансамбля монастыря, не было завершено Растрелли. Вступившая на престол Екатерина II была увлечена другими планами.
Барокко перестало отвечать требованиям последней моды, пристрастиям и вкусам
двора и самой императрицы. В России начинал свое победное шествие новый
архитектурный стиль — классицизм. Великий зодчий оказался не у дел. В 1763 г. он
подал в отставку и покинул Петербург.
Он, русский сердцем, родом итальянец, Плетя свои
гирлянды и венцы, В морозных зорях видел роз
румянец И на снегу выращивал дворцы.
Он верил, что их пышное цветенье Убережет
российская зима. Они росли — чудесное
сплетенье Живой мечты и трезвого ума...
В. Рождественский. «Варфоломей Растрелли»
Самое блестящее творение Растрелли, украшающее центр города на
Неве, — Зимний дворец, в котором в наше время расположен всемирно
известный художественный музей Эрмитаж. Архитектура Зимнего дворца —
это настоящий гимн эпохе русского барокко.
Сложное по своим очертаниям сооружение, по замыслу автора, в плане
приближалось к форме квадрата с замкнутым внутренним двором.
Необозримая протяженность фасадов, огромные размеры оконных проемов
и наличников подчеркивали колоссальность масштабов здания. Фасад,
выходящий на набережную Невы, был рассчитан на обозрение издали.
Фасад, выходящий к Адмиралтейству, ориентирован на парадную
Дворцовую площадь, обращенную к городу. На огромной площади
предполагалось установить конную статую Петра I работы Б. К. Растрелли.
Дворцовые сооружения поражали своими размерами. Дворец имел более 1050
отдельных помещений и комнат, 1886 дверей, 1945 окон и 177 лестниц. Общая
протяженность фасадов дворца составляла 210 м! Но как при этом избежать
скучного однообразия и монотонности в их оформлении? Тем не менее ни один из
фасадов не повторял другой, в определенных ракурсах (издали или на близком
расстоянии) каждый воспринимался поразному, так как декорирован особым
образом колоннами, скульптурными масками, вазами и статуями. Поразителен
рисунок обрамления наличников окон: в их оформлении фантазия зодчего
декоратора, казалось, не знала границ.
Не могла не восхищать общая устремленность здания вверх. Помимо того что
дворец был в то время одним из самых высоких сооружений, архитектор
зрительно увеличил этот эффект. На фасаде здания он расположил колонны то
группами, то попарно, то в одиночку, причем обязательно в два яруса, в точном
соотношении друг над другом. Более того, на уровне кровли шла балюстрада с
каменными скульптурами и вазами, расставленными с таким расчетом, что зри
тельно они продолжали вертикали колонн.
Красоту архитектурных форм подчеркивала и раскраска здания. На
зеленых фасадах празднично выделялись белые колонны и различные виды
орнамента. Фасад, обращенный в сторону Дворцовой площади, составляли три
ризалита — части здания, выступающие за основную линию фасада. Средний
из них был прорезан тремя арочными въездами, ведущими в огромный парадный
двор. Главный подъезд был расположен в северном корпусе: к нему
торжественно подъезжали кареты императрицы и ее гостей. Через огромную
галерею они поднимались до ослепительно прекрасной Посольской лестнице
(см. ил. на с. 10), с верхней площадки которой открывался вход в парадные за
лы дворца.
Это последнее творение Растрелли также не было завершено самим
мастером. Постройка Зимнего дворца требовала огромных денег, которых часто
не было в российской казне. Дворец продолжали достраивать и украшать другие
зодчие, но Растрелли уже не принимал в этом участия.
Стремление к парадности и богатству внешнего убранства архитектурных
сооружений было чрезвычайно характерно для России. «Дивное узорочье» стало
лейтмотивом русского зодчества конца XVII — начала XVIII в.
Действительно, для московской архитектуры этого времени характерно со
четание национальных традиций, в особенности деревянного зодчества, с лучшими
достижениями западноевропейского барокко. Наиболее ярко и самобытно черты
русского барокко проявились в так называемом нарышкинском,
или
московском,
стиле. Свое название он получил благодаря заказчикам
строительства, в числе которых были Нарышкины — родственники матери
Петра I. По их инициативе в Москве было возведено немало красивых и
нарядных зданий — дворцов, церквей, беседок и парковых павильонов.
Черты московского барокко:
Обилие пышных декоративных украшений,
Нарядные килевидные или круглые кокошники вокруг луковичных глав,
Вычурные наличники окон и дверей,
Всевозможные пилястры белого цвета, выделяющиеся на яркокрасном фоне
кирпичных стен.
Русское барокко широко использовало цветные отделки из поливных изразцов и
терракотовых орнаментальных фризов. Зеленые, желтые, голубоватые изразцы с
изображением павлиньих перьев или полевых васильков придавали
архитектурным
сооружениям особую декоративность и нарядность.
Терема и храмы все чаще напоминали сказочные сооружения, в которых было
непросто проследить план и замысел автора.
Блестящим образцом нарышкинского барокко является церковь Покрова
в Филях. Она стоит на невысоком холме, над речным берегом, повторяя себя
причудливым отражением в воде. Храм имеет высокий и просторный подклет, на
арках которого расположена террасагульбище с тремя плавными лестничными
маршами. Главный объем здания с четырех сторон окружен полукруглыми
приделами, каждый из которых увенчан золотой главой. Переход от четверика к
восьмерику выполнен настолько плавно и умело, что зритель не сразу замечает смену архитектурных членений. Карниз и резные белокаменные украшения
естественно продолжают тройные капители угловых колонок. В проеме верхнего
восьмерика расположена колокольня. Таким об разом, церковь одновременно служила
и колокольней (такой тип храма получил название «иже под колокалы»). Внешнее
убранство храма дополняла искусно выполненная резьба, приближающаяся к
скульптуре. Высокое мастерство строителей проявилось в том, что они сумели связать
все элементы здания единым ритмом многоярусной композиции. В этом нарастающем
ритме нет напряжения и тяжести, напротив, храм поражает удивительной легкостью
и естественностью форм. Каждый последующий ярус украшен узорчатым карнизом с
«петушиными гребешками». Вся композиция завершается восьмигранной главкой, не
превосходящей по своим размерам главки четырех приделов. В церкви в Филях
наглядно проявилось народное представление о красоте и удивительной стройности.
Этот замечательный памятник барокко, не имеющий аналогов в мировом зодчестве,
можно отнести к подлинным шедеврам архитектуры.
К уникальным сооружениям московского барокко следует отнести и церковь
Троицы в Никитниках, построенную по заказу купца Григория Никитникова — вы
ходца из Ярославля. Храм, поставленный
на высоком холме в центре города, господствовал над окружающей застройкой,
выделяясь сложностью силуэта. Яркая раскраска фасадов, сочная пластика
белокаменного и кирпичного декора, многоцветные изразцы вместе с живописной
асимметрией композиции привлекали к себе внимание горожан. Плоскость стены почти
исчезала за обилием карнизов, пилястр, полуколонн, наличников и порталов. Храм
венчали декоративное пятиглавие и три ряда кокошников, придающих его внешнему
облику особую праздничную торжественность. Новаторство строителей храма
проявилось и в том, что колокольня была органично включена в общий архитектурный
ансамбль. (Раньше звонницы устанавливались либо отдельно от церковного здания, либо
на его кровле.)
Черты московского барокко можно обнаружить в архитектурных сооружениях
Московского Кремля, Новодевичьем и Донском монастырях, в ряде других российских
городов, прежде всего в Ярославле, Костроме, Нижнем Новгороде и в Ростове
Великом.
Архитектура барокко
Архитектура барокко
Архитектура барокко
Архитектура барокко
Архитектура барокко
Архитектура барокко
Архитектура барокко
Архитектура барокко
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.