Архитектура барокко
Оценка 5

Архитектура барокко

Оценка 5
Разработки уроков
doc
МХК
11 кл
14.05.2018
Архитектура барокко
«...Но перед красотой и зданья и фасада Померкли и фонтан, и мрамор, и ограда. ...В орнаменте витом увидишь тут и там Победоносный шлем и вазы фимиам, Колонны, капитель, пилястры и аркады Увидишь всюду ты, куда ни кинешь взгляды, Амуры, вензеля, вплетенные тайком, И головы ягнят, увитые шнурком, И статую найдешь в великолепной нише, В узорах и резьбе карниз под самой крышей...»
3 урок архитектура барокко.doc
Урок 3.Архитектура барокко Эпиграф «...Но перед красотой и зданья и фасада                                              Померкли и фонтан, и мрамор, и  ограда.                                   ...В орнаменте витом увидишь тут и там  Победоносный шлем и вазы фимиам,  Колонны, капитель, пилястры и аркады  Увидишь всюду ты, куда ни кинешь взгляды,  Амуры, вензеля, вплетенные тайком,  И головы ягнят, увитые шнурком,  И статую найдешь в великолепной нише,  В узорах и резьбе карниз под самой крышей...» Перевод Е. Тараховской Так описывал свои впечатления от архитектуры барокко французский поэт XVII в. Жорж де Сюдери.  Основные черты архитектуры барокко: ­ обилие пышных декоративных украшений,  ­ подчеркнутая театральность, ­ искажение классических пропорций, ­оптический обман,  ­ преобладание сложных криволинейных форм  Желание   удивить,   восхитить   и   даже   ошеломить   зрителя   становилось   главной задачей архитекторов.  Самые значительные перемены коснулись оформления фасадов зданий.  ­ На смену согласованности и пропорциональности приходят диссонанс и асимметрия. ­Плоские   пилястры   уступают   место   колоннам   и   полуколоннам.   Установленные   на высокие пьедесталы, они то собираются в группы, образуя пучки, то «разбегаются» вдоль фасада, вознося к небу замершие в беспокойном движении статуи на балюстраде крыши.  ­Размеры порталов, дверей и окон стали превышать всякие разумные границы.  ­Фронтоны и наличники  приобрели богатые украшения в виде причудливых завитков, картушей,   гирлянд   из   листьев,   трав   и   человеческих   фигур.   От   спокойной  ясности Ренессанса, казалось, не осталось и следа. ­Излюбленная форма внутреннего пространства барокко — овал, дающий некоторую неопределенность   общей   форме   пространственного   объема,   но   часто   конфигурация плана очерчена прихотливыми изгибами линий, выпуклостями и вогнутостями стен, усложнена дополнительными примыканиями соседних соподчиненных объемов... ­В   архитектуре   барокко   возобладали   неумеренная   декоративность,   тяжеловесная роскошь.  ­Причудливые   формы,   обилие  скульптуры,   использование   насыщенного   цвета   и позолоты   должны   были   усиливать   выразительность   архитектуры,   производить впечатление богатства и парадности В разных странах Европы становление и расцвет барокко в архитектуре имели свои характерные особенности: в Италии в конце XVI — начале XVII в.;в Бельгии, Австрии и на юге Германии — в XVIII в., а в России — ближе к середине XVIII в. Голландия,   страны   Скандинавии,   Северная   Германия  остались   равнодушны   к пышному барокко. Во Франции барокко присутствовало во внутреннем убранстве архитектурных сооружений.  Архитектура барокко всегда вызывала крайне противоречивые суждения — от резко  негативных  в  эпоху  классицизма до  восторженных   в   наше   время.  Но какими   бы   ни   были   эти   оценки,   несомненно,   эпоха   барокко   оставила   немало замечательных памятников.  Родиной архитектурного барокко по праву считается Италия, а столицей — «вечный   город»  Рим.  «Барокко  преобладает  в  Риме.  Построенные  в этом  стиле дворцы и церкви составляют неизменную и типичнейшую черту города. Надо искать в Риме Рим античный, христианский, средневековый, Рим Возрождения. Но Рим барокко искать нечего, — это до  сих пор тот Рим, который прежде всего узнает каждый из нас. Все то, что определяет характер города, — его наиболее заметные здания,   главные   площади,   оживленнейшие   улицы,   —   все  это   здесь   создано барокко, и все верно хранит его печать». Лоренцо Бернини  (1598—1680)  по праву называют «гением барокко».  Он прославился  не только как талантливый архитектор и  скульптор, но и как живописец,   комедиограф,   режиссер   феерических   спектаклей,   актер, создатель   сложнейших   театральных   декораций.   В   25   лет   он   уже   стал знаменитостью,   работал   над   формированием   архитектурного   облика   Рима, выполнял   бесчисленные   заказы  Ватикана.   Современников   поражали грандиозность   замыслов   и   смелость   их   осуществления,   необычайная работоспособность и тонкий художественный вкус великого мастера. В своем творчестве он ярко и полно выразил стиль эпохи барокко. Главным  архитектурным  творением  Лоренцо Бернини  стало  оформление площади   перед   собором   Святого   Петра.  Архитектору  предстояло   решить сразу   несколько   задач:   создать   торжественный  подход   к   главному   храму католического   мира,   добиться   впечатления   единства   площади   и   собора,   стро­ ившегося   на   протяжении   двух   столетий   разными   архитекторами.  Площадь должна  была   выражать   главную  идею  Католической   церкви:   принимать   в   свои объятия город и весь мир. Кроме того, она  должна была легко превращаться в колоссальную   сцену   для   проведения   торжественных   церемоний.   Архитектору Бернини удалось мастерски справиться с поставленными задачами. Пространство перед храмом он превратил в единый ансамбль из двух площадей. Первая — в форме трапеции, оформлена галереями, отходящими прямо от стен  собора. Вторая выполнена в излюбленной форме барокко — овале. Она обращена к  городу и обрамлена величественной колоннадой. «Подобно распростертым крыльям», как говорил сам Бернини, она легко и изящно охватывала площадь, незаметно  вовлекая в свое пространство зрителей. Величественный фасад собора представал  перед зрителем постепенно, открывая ему свои торжественные и благородные  очертания. В центре огромной площади (ее глубина — 280 м) возведен обелиск, по обеим  сторонам которого расположены два фонтана, фиксирующие ее поперечную ось. В  сооружении колоннады Бернини в полной мере проявил свой талант архитектора:  точный математический расчет, безукоризненное чувство масштаба, умение организо­ вать пространство. Монументальные колонны тосканского ордера (их высота 19 м)  расположены в четыре ряда. Все они объединены изгибающейся лентой балюстрады,  на которой установлены 96 статуй с изображениями святых. Немало потрудился Лоренцо Бернини и над созданием внутреннего архитектурного облика собора Святого Петра. В  середине  XVIII  столетия  искусство   барокко  в   России   достигло  наивысшего расцвета.  Пышная   архитектура   барокко   распространялась   по   всей   России. Самые   яркие   творения   зодчества   были   сосредоточены   в   новой   столице Российского государства — в Санкт­Петербурге. Значительный   вклад   в   развитие   национальной   архитектуры  внес Варфоломей   Варфоломеевич   (Бартоломео   Франческо)   Растрелли   (1700— 1771)   —   сын   скульптора   Б.   К.   Растрелли,   итальянец  по   происхождению, родившийся во Франции. Получив образование за границей, он затем работал только в России, ставшей его второй  родиной.Все, что было им построено в России, вызывало восхищение и восторженные оценки современников. Лучшие произведения  Растрелли  — Андреевская  церковь  в  Киеве,  дворцы  в  пригородах Санкт­Петербурга — Петергофе и Царском Селе, дворцы Строганова и Воронцова, собор Смольного монастыря и Зимний дворец в Санкт­Петербурге. Собор   Смольного   монастыря  был   заказан   мастеру   императрицей   Елизаветой Петровной.   Традиционное   русское   пятиглавие,   воплощенное   в   вычурных   формах барокко, здесь органично сливалось с основным объемом здания. Средняя глава собора представляет   собой  высокий двусветный  купол,  увенчанный  луковичной  главкой  на световом барабане. Четыре угла в виде высоких двухэтажных башен, почти вплотную прижатые к центральному куполу, придают пятиглавию удивительную монолитность и мощь. Декоративное   убранство   собора   поражает   своей   нарядностью,   Четкие   выступы стен,   оформленные   пучками   колонн,   фронтонами  различной   формы,   мягко круглящимися волютами, нависающими карнизами создают выразительную игру света и тени. Белые детали на синем, лазурном фоне стен, обилие позолоты на куполах и глав­ ках,   капителях,   гирляндах   и   картушах   подчеркивают   великолепно  найденное соотношение форм и пропорций здания. Собор, имеющий план равноконечного креста, смотрится одинаково хорошо со всех сторон. Строительство   собора,   как   и   всего   ансамбля   монастыря,   не   было  завершено Растрелли.   Вступившая   на   престол   Екатерина  II  была   увлечена   другими   планами. Барокко  перестало отвечать  требованиям  последней   моды,  пристрастиям   и  вкусам двора   и   самой   императрицы.   В   России   начинал   свое   победное   шествие   новый архитектурный стиль — классицизм. Великий зодчий оказался не у дел. В 1763 г. он подал в отставку и покинул Петербург. Он, русский сердцем, родом итальянец, Плетя свои  гирлянды и венцы, В морозных зорях видел роз  румянец И на снегу выращивал дворцы. Он верил, что их пышное цветенье Убережет  российская зима. Они росли — чудесное  сплетенье Живой мечты и трезвого ума... В. Рождественский. «Варфоломей Растрелли» Самое   блестящее   творение   Растрелли,   украшающее   центр   города   на Неве,   —  Зимний дворец,  в   котором   в   наше   время   расположен  всемирно известный художественный музей Эрмитаж. Архитектура Зимнего дворца — это настоящий гимн эпохе русского барокко. Сложное по своим очертаниям сооружение, по замыслу автора, в плане приближалось   к   форме   квадрата   с   замкнутым   внутренним  двором. Необозримая протяженность фасадов, огромные размеры оконных проемов и   наличников   подчеркивали   колоссальность  масштабов   здания.   Фасад, выходящий   на   набережную   Невы,   был  рассчитан   на   обозрение   издали. Фасад,   выходящий   к   Адмиралтейству,   ориентирован   на   парадную Дворцовую   площадь,   обращенную   к   городу.   На   огромной   площади предполагалось установить конную статую Петра I работы Б. К. Растрелли. Дворцовые сооружения поражали своими размерами. Дворец имел более 1050  отдельных помещений и комнат, 1886 дверей, 1945 окон и 177 лестниц. Общая  протяженность фасадов дворца составляла 210 м! Но как при этом избежать  скучного однообразия и монотонности в их оформлении? Тем не менее ни один из  фасадов не повторял другой, в определенных ракурсах (издали или на близком  расстоянии) каждый воспринимался по­разному, так как декорирован особым  образом колоннами, скульптурными масками, вазами и статуями.   Поразителен   рисунок    обрамления  наличников окон: в их оформлении фантазия зодчего­ декоратора, казалось, не знала границ. Не могла не восхищать общая устремленность здания вверх. Помимо того что дворец   был   в   то   время   одним   из   самых   высоких   сооружений,   архитектор зрительно увеличил этот эффект. На фасаде здания он расположил колонны то группами, то попарно, то в одиночку, причем обязательно в два яруса, в точном соотношении друг над другом. Более того, на уровне кровли шла балюстрада с каменными скульптурами и вазами, расставленными с таким расчетом, что зри­ тельно они продолжали вертикали колонн. Красоту   архитектурных   форм   подчеркивала   и   раскраска   здания.   На зеленых   фасадах   празднично   выделялись   белые   колонны   и   различные   виды орнамента. Фасад,   обращенный   в   сторону   Дворцовой   площади,   составляли  три ризалита — части здания, выступающие за основную линию фасада. Средний из них был прорезан тремя арочными въездами, ведущими в огромный парадный двор.   Главный   подъезд   был   расположен   в   северном   корпусе:   к   нему торжественно   подъезжали   кареты   императрицы   и   ее   гостей.  Через   огромную галерею   они   поднимались   до   ослепительно   прекрасной   Посольской   лестнице (см. ил. на с. 10), с верхней площадки которой открывался вход в парадные за­ лы дворца. Это   последнее   творение   Растрелли   также   не   было   завершено   самим мастером. Постройка Зимнего дворца требовала огромных денег, которых часто не было в российской казне. Дворец продолжали достраивать и украшать другие зодчие, но Растрелли уже не принимал в этом участия. Стремление   к   парадности   и   богатству   внешнего   убранства   архитектурных сооружений было чрезвычайно характерно для России. «Дивное узорочье» стало лейтмотивом русского зодчества конца XVII — начала XVIII в. Действительно, для московской  архитектуры этого времени характерно со­ четание национальных традиций, в особенности деревянного зодчества, с лучшими достижениями западноевропейского барокко. Наиболее ярко и самобытно черты русского   барокко   проявились   в   так  называемом  нарышкинском,  или московском,  стиле.   Свое   название   он   получил   благодаря   заказчикам строительства, в числе  которых   были   Нарышкины   —   родственники   матери Петра  I.  По   их   инициативе   в   Москве   было   возведено   немало   красивых  и нарядных зданий — дворцов, церквей, беседок и парковых павильонов. Черты московского барокко: ­ Обилие пышных декоративных украшений,  ­Нарядные килевидные или круглые кокошники вокруг луковичных глав,  ­Вычурные наличники окон и дверей,  ­Всевозможные   пилястры   белого   цвета,   выделяющиеся   на   ярко­красном   фоне кирпичных стен.  ­Русское барокко широко использовало цветные отделки из поливных изразцов и терракотовых орнаментальных фризов. Зеленые, желтые, голубоватые изразцы с изображением   павлиньих   перьев   или   полевых   васильков   придавали архитектурным сооружениям особую декоративность и нарядность.  ­Терема и храмы все чаще напоминали сказочные сооружения, в которых  было непросто проследить план и замысел автора. Блестящим образцом нарышкинского  барокко является  церковь Покрова в Филях.  Она  стоит на  невысоком  холме, над  речным   берегом,  повторяя   себя причудливым отражением в воде. Храм имеет высокий и просторный подклет, на арках которого расположена терраса­гульбище с тремя плавными лестничными маршами.  Главный   объем   здания   с   четырех   сторон   окружен   полукруглыми приделами, каждый из которых увенчан золотой главой. Переход от четверика к восьмерику выполнен  настолько плавно и умело, что зритель не  сразу замечает смену   архитектурных   членений.   Карниз   и   резные   белокаменные   украшения естественно продолжают тройные капители угловых колонок. В проеме верхнего восьмерика расположена колокольня. Таким об разом, церковь одновременно служила и колокольней (такой тип храма получил название «иже под колокалы»). Внешнее убранство   храма   дополняла   искусно   выполненная   резьба,   приближающаяся   к скульптуре.  Высокое мастерство строителей проявилось в том, что они сумели связать все элементы здания единым ритмом многоярусной композиции. В этом нарастающем ритме нет напряжения и тяжести, напротив, храм поражает удивительной легкостью и естественностью форм. Каждый последующий ярус украшен узорчатым карнизом с «петушиными гребешками». Вся  композиция завершается восьмигранной  главкой, не превосходящей   по   своим   размерам   главки   четырех   приделов.  В   церкви   в   Филях наглядно проявилось  народное представление о красоте и удивительной стройности. Этот замечательный памятник барокко, не имеющий аналогов в мировом зодчестве, можно отнести к подлинным шедеврам архитектуры.              К уникальным сооружениям московского барокко следует отнести и  церковь Троицы в Никитниках, построенную по заказу купца Григория Никитникова — вы­ ходца из Ярославля. Храм, поставленный на   высоком   холме   в   центре   города,   господствовал   над   окружающей  застройкой, выделяясь   сложностью   силуэта.   Яркая   раскраска   фасадов,   сочная   пластика белокаменного   и   кирпичного   декора,   многоцветные   изразцы   вместе   с   живописной асимметрией композиции привлекали к себе внимание горожан. Плоскость стены почти исчезала  за  обилием   карнизов,  пилястр,  полуколонн,   наличников   и   порталов.   Храм венчали декоративное пятиглавие и три ряда кокошников, придающих его внешнему облику   особую   праздничную   торжественность.   Новаторство   строителей   храма проявилось и в том, что колокольня была органично включена в общий архитектурный ансамбль. (Раньше звонницы устанавливались либо отдельно от церковного здания, либо на его кровле.) Черты   московского   барокко   можно   обнаружить   в   архитектурных   сооружениях Московского Кремля, Новодевичьем и Донском монастырях, в ряде других российских городов,   прежде   всего   в  Ярославле,   Костроме,   Нижнем   Новгороде   и   в   Ростове Великом.

Архитектура барокко

Архитектура барокко

Архитектура барокко

Архитектура барокко

Архитектура барокко

Архитектура барокко

Архитектура барокко

Архитектура барокко

Архитектура барокко

Архитектура барокко

Архитектура барокко

Архитектура барокко

Архитектура барокко

Архитектура барокко

Архитектура барокко

Архитектура барокко
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.05.2018