Арт педагогика в работе со школьниками
Оценка 4.9

Арт педагогика в работе со школьниками

Оценка 4.9
doc
27.04.2020
Арт педагогика в работе со школьниками
арт педагогика в работе со школьниками.doc

Мастер-класс для педагогов с элементами арт-терапии,

 Педагог-психолог Старкова Т.С.

"АРТПЕДАГОГИКА,

методы и приемы развития творческих способностей школьников"

.

 

 

Артпедагогика – самостоятельная отрасль педагогической науки, изучающая закономерности воспитания и развития человека средствами искусства.

Артпедагогика относительно неновое направление в российской педагогической практике, которое объединяет арт-терапию и обучение.

Актуальность: Термин «артпедагогика» остается пока малоизвестным для педагогической общественности в силу своей неоднозначности  и неопределенности. Вместе с тем отдельные идеи этой развивающейся области педагогического знания приобретают все большую популярность среди учителей и учащихся общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования [2, c.24].

В наиболее общем виде она определяется как «синтез двух областей научного знания (искусства  и педагогики), обеспечивающих разработку теории и практики педагогического коррекционно-направленного процесса художественного воспитания детей с недостатками развития и вопросы формирования основ художественной культуры через искусство и художественно-творческую деятельность».

Данная методика должна иметь область использования шире, а сфера применения артпедагогических форм, средств и методов должна охватывать воспитание не только проблемных, но и нормальных, т.е. не имеющих патологических отклонений в развитии, детей, которые обучаются в общеобразовательных школах.   

Что может помочь детям найти себя и поверить в собственную уникальность? Мой ответ – ТВОРЧЕСТВО!  [2, c.8].  

Цель: Исходя из убеждения, что артпедагогика имеет с общей педагогикой единые конечные цели – помочь ребенку научится понимать себя и жить в ладу с самим собой, научиться жить вместе с другими людьми, научиться познавать окружающий мир, то есть помочь развивающейся личности в её социализации и самореализации. Особенностью артпедагогики является то, что она оперирует средствами искусства и художественно – творческой деятельности.   

   Исследования показали, что занятия, включающие артпедагогические технологии, дают больший воспитательный, развивающий и обучающий эффект. [2, c.25].

 

 

Вашему вниманию представляется мастер – класс:

 

 

 

 

"АРТПЕДАГОГИКА,

методы и приемы развития творческих способностей школьников"

 

 

Формы организации:

Индивидуальные – Теоретические

Индивидуальные – Практические

 

Материалы:

Теоретические: папка с материалами по теме мастер – класса для индивидуальной работы, сопровождение выступления ведущего материалами в электронном виде в стиле “Презентация”.

Практические:

ü бумага для рисования,

ü карандаши,

ü краски, кисти,

ü тряпочки, баночки с водой,

ü салфетки,

ü музыкальная запись из цикла “Музыка для релаксации”.

 

Ход занятия

 

ПАМЯТКА

участника мастер-класса:

 

Получи удовольствие!

Позволь себе быть свободным!

Доброжелательность к себе и другим.

Постарайся быть внимательным.

Избегай оценок и суждений.

Говори только о собственных чувствах, ощущениях, настроениях.

И ВСЕ ПОЛУЧИТСЯ!!!

 

   Когда вы последний раз рисовали “для себя”? Скорее всего, на скучном совещании, когда ручка сама собой выводила в блокноте затейливые узоры? А вы знаете, что рисование может справиться со многими душевными затруднениями и стать мощным толчком для развития творческого потенциала во всех сферах жизни.

   Самое главное здесь – получать удовольствие от процесса и не боятся выразить себя.

 

Историческая справка:

 

В 1872 г. два французских врача Амбруа Страдье и Мишель Симон написали статью о том, что  люди без всяких намеков со стороны вдруг начинают заниматься творчеством: писать стихи, рисовать, лепить. Возник вопрос: раз люди, попав в  сложную ситуацию, начинают заниматься творчеством, потом потребность в нем отпадает, быть может, творчеством можно лечить?

Так пришла мысль “лечить искусством”.

 Как направление психотерапии арт – терапия начала развиваться в 40-х годах ХХ в. Но объединение сфер искусства и обучения произошло совсем недавно, результатом чего является одно из направлений педагогики – артпедагогика.

Ш.Амонашвли говорит: «У каждого ребенка своя особая миссия, Ребенок со своей миссией - это значит, что каждый ребенок есть неповторимость и наделен от Природы особым, тоже неповторимым, сочетанием возможностей, способностей». [1, c.11]. Для артпедагогики характерен приоритет воспитательных целей над целями обучения.

Известно, что младший школьный возраст - это тот возраст, когда у детей наблюдается наибольший интерес к рисованию. К 10-11 годам подавляющее большинство детей вступает в так называемый кризис детского изобразительного творчества. Многие подростки перестают рисовать. Происходит их отчуждение от изобразительного творчества. Вот почему так важно не упустить период начальной школы и использовать благотворные возможности изобразительного искусства для обеспечения эмоциональной поддержки ребенка.

Основной вопрос, который волнует различных специалистов, исследующих детское рисование, касается  того, что ребенок рисует. Некоторые специалисты полагают, что ребенок рисует то, что видит. Однако то, что видим мы, то, что видит ребенок, это не то же самое, что отражается в линзе фотоаппарата. На то, что видит ребенок (это касается и взрослого), влияет то, что он уже видел, то, что помнил в этот момент и что чувствовал и думал по этому поводу. Пытаясь рисовать, ребенок не старается изображать предмет так, как он выглядит, а изображает  основную идею, внутреннюю модель. [2, c.34].  Иными словами, ребенок рисует то, что он чувствует.

Данная методика не новая, она апробирована.

 Разрабатывая данный мастер- класс, я опиралась на пособие: «АТРпедагогика: радость самовыражения». Автором которой, является Сергеева Наталья Юрьевна - кандидат педагогических наук, член АРТ-терапевтической ассоциации, руководитель детской мастерской «Мой мир в рисунке».

Уважаемые коллеги,  у кого из вас есть желание порисовать? Порисовать себя в необычном для вас образе?

 

1. Вводная часть занятия: (музыка для релаксации - 5). [2, c.47].

Сядьте, пожалуйста, как вам удобно, закройте глаза, глубоко вдохните,

с каждым вздохом вы  вдыхаете в себя хорошее и с каждым выдохом выдыхаете плохое.

 Пусть хорошего войдет много- много, а все плохое выйдет без остатка.

 

2.     Этап подачи текста:

« Задумывались вы о том, что деревья очень похожи на людей? У каждого дерева свой характер.

ü Береза застенчива и нежна, дуб могуч и силе, клен праздничен и наряден, липа мягка, добра , уютна, рябина кокетлива  щедра…Деревья живые. они так же как и мы, чувствуют, когда их обижают, им тоже бывает больно.

ü Где находится ваше дерево…Оглянитесь вокруг… Нет ли поблизости деревьев, кустарников, а может быть, вы познакомитесь с птицами или животными…

ü Какая погода вокруг вашего дерева?

ü Ощутите, что чувствует ваше дерево под теплыми лучами солнца…или при сильном грозовом ветре…

ü Какое вы дерево?... Большое?...Маленькое?...Широкое?...Высокое?...У вас есть плоды или цветы?...Если да то какие?...Какие у вас ветви и листья?...На что похожи ваши корни ... или у вас нет корней?.., если у вас есть корни, то какие они?...Они глубоко уходят в землю? В пустыне?...В городе ?... За городом?...Быть может, пробиваетесь сквозь бетон?...

ü Еще раз внимательно оглянитесь и запомните это место. Откройте глаза, нарисуйте свое дерево и то место, которое вы увидели…»

 [2, c.50].

 

3.Этап рисования.

 

4.Этап обсуждения.

Рисование, как правило, заканчивается обсуждением. Ребята имеют возможность поделиться своими впечатлениями и взглянуть на работы одноклассников. Чтобы обсуждение состоялось, у ребенка должно появиться доверие к данному учителю. Однако выражение чувств не должно быть принудительным. Художественный процесс и опыт, получаемый ребенком, значим сам по себе, даже если не удается поговорить с ним индивидуально.

Учителю необходимо всячески поддерживать беседу, стимулируя ее разнообразными приемами.

Педагог просит ребенка описать картину, поделиться впечатлениями о своем рисунке;

ü Придумать название рисунку;

ü Педагог обращает внимание ребенка на цвет, форму, размеры, помогая осознанию чувств: «Что ты подразумеваешь под яркими цветами?», « Что для тебя значат темные цвета?»;

ü Педагог задает стимулирующие вопросы: «На что это похоже?»; «Как часто ты испытываешь такое настроение?»; «Относится ли это каким-либо образом, к твоей жизни?»; «В каком месте тела ты ощущаешь это чувство?» и другие;

ü Педагог предлагает ребенку сочинить рассказ или историю о нарисованном человеке, животном, цветке и др.;

ü Ребенку предлагается вести диалог или монолог с героями своего рисунка;

ü Педагог внимательно наблюдает за поведением и реакциями ребенка: особенностями оттенка голоса, жестами, дыханием, выражением лица  т.д. [2, c.53].

 

Процесс рисования завершен, этап коллективного обсуждения мы с вами опускаем,  а чтобы помочь вам, разобраться в вашем рисунке, давайте посмотрим небольшую презентацию.

 

 

5. Презентация.

 

Сегодня занятия художественным творчеством приобретают особое значение для  здорового психического развития ребенка. Изображая свои переживания, чувства, ребенок как бы заново переживает и «выплескивает» отрицательные эмоции на бумагу. Рисование, лепка или живопись красками являются безопасными способами разрядки напряжения. Кроме того, внутренние переживания легче выражаются с помощью зрительных образов, чем в разговоре. Эти задачи и решает в системе образования артпедагогика. Подобные занятия  также способны повысить самооценку, контролировать свое поведение. Методы и приемы артпедагогики развивают и усиливают внимание к чувствам, представляют возможность для самовыражения и самопознания, помогают приобрести ребенку коммуникативные навыки и опыт творческой работы в коллективе, развивают воображение и творческое мышление. А это очень важно. Ребенку нужен успех! Степень успешности во многом определяет его самочувствие, отношение к миру, желание творить. Помочь поверить в себя, в свои силы, выразить свои идеи, эмоции, чувства, отстоять свои убеждения – главная задача педагога.

Артпедагог - это еще и активный наблюдатель. Его глаза и душа направлены на познание каждого ребенка как личности, обеспечение психологического комфорта, доверия, теплоты и безопасности творящего ребенка. [2, c.90].

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной  пегагогике/. - М.: Издат. Дом Ш.Аонашвили, 1995.

2. Сергеева Н.Ю. Артпедагогика: радость самовыражения:

Учебно –  методическое пособие/. Сергеева Н.Ю.  – Чебоксары:

Чувашгоспедуниверситет им. И.Я. Яковлева, 2003.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тест «Красивый рисунок» позволяет охарактеризовать эмоциональное состояние обследуемых более определенно. Цветовая гамма, используемая обследуемым, в значительно большей мере, чем черно – белый рисунок, характеризует его эмоциональное состояние.

·  Оранжевый цвет указывает на социабельность ребенка и склонность к легкому, но несколько поверхностному установлению контактов с окружающими. Он также говорит о высокой активности. Избыточное количество оранжевого цвета может служить свидетельством неусидчивости и нервозности.

·  Желтый цвет указывает на склонность ребенка к теоретизированию и недостаточную способность к воплощению в жизнь намеченных планов. Кроме того, желтый цвет ассоциируется с деструктивными тенденциями, ненавистью, обманом, трусостью и предрассудками.

·  Синий цвет связан с бесконечной далью или глубиной. Он обозначает небо, истину, надежность, гармонию, покой и надежду. Оказывает успокаивающее действие, однако в больших количествах может вызвать депрессию. Темно – синий цвет также ассоциируется с неподвижностью и холодом.

·   Фиолетовый цвет означает духовность, вдохновение, загадочность и мистику.

·   Темно – фиолетовый указывает на уход от реальности в мир фантазии.

·   Белый цвет – символ единства и гармонии всех цветов, невинности, веры в истину.

·   Черный цвет – знак пустоты, отсутствия света и цвета. Он связан с загадочностью и тьмой, а также обозначает скорбь, печаль, зло, колдовство и бездуховность.

·   Коричневый цвет ассоциируется с землей, ростом, поддержкой жизни и плодородием.

 

Формы организации активного наглядного метода, игра и рисование, позволят вам побыть в энергетическом состоянии, в котором не цели (цель ставит перед собой педагог), нет стремления к результату, есть ориентация только на получения удовольствия. Вы (ребенок) имеете право ошибаться, не уметь, делать неправильно, задавать разные вопросы, не сковывать себя социальными требованиями. У вас есть возможность компенсировать нехватку детства, если такое имеет место.

Сегодня занятия художественным творчеством приобретают особое значение для  здорового психического развития ребенка. Изображая свои переживания, чувства, ребенок как бы заново переживает и «выплескивает» отрицательные эмоции на бумагу. Рисование, лепка или живопись красками являются безопасными способами разрядки напряжения. Кроме того, внутренние переживания легче выражаются с помощью зрительных образов, чем в разговоре. Эти задачи и решает в системе образования артпедагогика. Подобные занятия  также способны повысить самооценку, контролировать свое поведение. Методы и приемы артпедагогики развивают и усиливают внимание к чувствам, представляют возможность для самовыражения и самопознания, помогают приобрести ребенку коммуникативные навыки и опыт творческой работы в коллективе, развивают воображение и творческое мышление. А это очень важно. Ребенку нужен успех! Степень успешности во многом определяет его самочувствие, отношение к миру, желание творить. Помочь поверить в себя, в свои силы, выразить свои идеи, эмоции, чувства, отстоять свои убеждения – главная задача педагога.

Артпедагог - это еще и активный наблюдатель. Его глаза и душа направлены на познание каждого ребенка как личности, обеспечение психологического комфорта, доверия, теплоты и безопасности творящего ребенка.


Мастер-класс для педагогов с элементами арт-терапии,

Мастер-класс для педагогов с элементами арт-терапии,

АРТПЕДАГОГИКА, методы и приемы развития творческих способностей школьников"

АРТПЕДАГОГИКА, методы и приемы развития творческих способностей школьников"

Так пришла мысль “лечить искусством”

Так пришла мысль “лечить искусством”

Где находится ваше дерево…Оглянитесь вокруг…

Где находится ваше дерево…Оглянитесь вокруг…

Процесс рисования завершен, этап коллективного обсуждения мы с вами опускаем, а чтобы помочь вам, разобраться в вашем рисунке, давайте посмотрим небольшую презентацию

Процесс рисования завершен, этап коллективного обсуждения мы с вами опускаем, а чтобы помочь вам, разобраться в вашем рисунке, давайте посмотрим небольшую презентацию

Тест «Красивый рисунок» позволяет охарактеризовать эмоциональное состояние обследуемых более определенно

Тест «Красивый рисунок» позволяет охарактеризовать эмоциональное состояние обследуемых более определенно
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.04.2020