МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 13 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ПРЕДМЕТОВ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК
(МБОУ «СОШ № 13 с УИП эстетического цикла»)
Арт-технологии в воспитательном процессе
Арт-технология – инновационная педагогическая технология, которая еще не приобрела в России широко признания и распространения. Внедрение арт-технологии в учебно-воспитательный процесс в образовательном учреждении находится только на стадии становления, чаще всего применяется с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Однако опыт применения арт-технологии сейчас открывает ее преимущества в работе со школьниками.
Творческая деятельность, на которой базируется арт-технология, обеспечивает повышение интереса обучающихся к учебе, обеспечивает ее успешность, пробуждает стремление понять себя и окружающих, помогает детям осознать собственные эмоциональные состояния.
Уникальность арт-технология заключается в том, что в ее основе лежат достижения и искусства, и науки. Она образовалась на стыке таких наук как медицина, педагогика, культурология, социология и многих других. Методы используемые арт-технологией универсальны и могут быть использованы для решения широко круга учебно-воспитательных задач.
Применение арт-технологии в дошкольном образовании так и в начальной школе является наиболее эффективным, т.к. в младшем школьном возрасте тяга к спонтанной художественной творческой деятельности сильнее, чем в подростковом. Кроме того, наблюдения педагогов, психологов, физиологов показывают, что начальный период обучения в школе является наиболее трудным для школьников, т.к. требует от них определенную степень подготовленности как в физиологическом, так и в социальном плане. Нередки случаи, когда дети не справляются с режимом и учебной программой, дезадаптируются к школе. Таким детям необходимо помощь учителя, психолога и родителей.
Если разложить термин «арт-технология» на составляющие, то сразу видно содержательное наполнение данного понятия. Арт (от англ. art) – визуальное искусство, технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный подбор и компоновку форм, методов, способов, приемов, воспитательных средств. Таким образом,
арт-технология – это система последовательных действий педагога, направленных на решение учебно-воспитательных задач, с использованием различных видов искусства.
Основная цель арт-технологии – создание условий для решения учебно-воспитательных задач на основе гармонизации внутреннего мира школьника, развития его личности.
Задачи арт-технологии (по М.В. Киселевой):
· актуализация и развитие творческих способностей учащихся;
· повышение самооценки и самосознания;
· развитие эмоционально-нравственного потенциала;
· формирование умения решать внутренние и групповые проблемы;
· формирование умения выражать эмоции;
· формирование умения разрешать конфликтные ситуации, снятие напряжения, релаксация;
· развитие коммуникативных навыков, навыков социальной поддержки и взаимного доверия.
Арт-технология рассматривает искусство в качестве основного психотерапевтического фактора и базируется на использовании приемов арт-терапии.
Как видно из определений, арт-терапия рассматривается в большей степени как лечение, основанное на творческой деятельности (художественной, изобразительной, театрализованной). Однако нельзя сказать, что арт-терапия – это лечение в медицинском смысле слова. В настоящее время арт-терапия широко применяется в учебно-воспитательной практике образовательных учреждений для гармонизации и развития личности учащихся, разрешения социальных конфликтов.
На заре своего развития арт-терапия была подвержена влиянию идей психоанализа, представители которого утверждали, что продукт творчества пациента является выражением бессознательных процессов его психики.
Большинство педагогических технологий, применяемых при обучении и воспитании младших школьников, направлены на развитие таких психических процессов как мышление, память, внимание, воля. Сфера влияния арт-технологии шире: она затрагивает не только указанные психические процессы, но и в большей степени распространяется на эмоциональную сферу младших школьников.
Арт-технология предлагает различные формы работы с обучающимися. По количеству участников выделяют индивидуальную, групповую, коллективную формы, по степени активности участников – пассивную, активную, смешанную формы работы с учащимися.
Индивидуальная форма работы с учащимися предполагает непосредственное взаимодействие учителя и одного ученика.
При групповой форме работы учащиеся делятся на группы, которые создаются на различных основаниях.
Коллективная форма подразумевает работу учителя со всем классом целиком.
Пассивная форма работы основывается на том, что ученик использует художественные произведения, созданные другими людьми. Это могут быть музыкальные произведения, картины, книги.
Активная форма предполагает создание учащимися своих собственных произведений: рисунков, скульптур, танцев.
Смешанная форма используется, когда ученик прибегает к произведениям искусства (сказки, картины, скульптуры и т.п.) для создания своих собственных продуктов творчества.
В основе арт-технологии лежит техника активного воображения, которая предлагает учащимся возможность для самовыражения и самореализации через результаты своей творческой художественной деятельности.
Арт-терапия обладает большими коррекционными возможностями. Получение положительных психокоррекционных результатов арт-технология позволяет достичь за счет следующих феноменов (по М.В. Киселевой[26]):
· художественная творческая деятельность – это альтернативный «язык» выражения своих чувств и переживаний;
· повышение самооценки через усиление внимания к своим чувствам и переживаниям;
· сам процесс творчества, дающий возможность свободно выразить свои чувства, потребности и фантазии в виде продукта творчества (рисунок, сказка, скульптура, лепка и т.п.) и являющегося безопасным способом разрядки напряжения;
· возможность заново пережить внутренние конфликты прошлого в результате соприкосновения со своим бессознательным и общения с ним на символическом языке образов в условиях безопасного пространства и безусловной поддержке со стороны педагога;
· возникновение чувства внутреннего контроля и порядка, так как творчество приводит к необходимости организовать окружающее пространство;
· освоение новых форм опыта.
Использование арт-технологии в коррекционных целях позволяет не только вовремя обнаружить трудности учащихся, но и создать условия для их коррекции. Искусство, являясь эффективным средством защиты от негативных воздействий окружающей среды, с одной стороны, и в то же время, являясь стимулирующим средством психического развития младшего школьника, его самопознания и самооценки, с другой, имеет высокое коррекционное значение в работе с учащимися начальной школы.
Возможности арт-технологии позволяют учителю начальных классов использовать различные виды работы с учащимися. Рассмотрим основные из них.
Изотерапия – терапия изобразительным искусством (рисованием). Изобразительное искусство – самый естественный для человека вид творчества. Оно позволяет человеку понять и выразить свои чувства, ощущения, представления об окружающем мире. Кроме того, рисование помогает развивать мелкую моторику рук, чувственно-двигательную координацию.
Огромное значение в изотерапии играют цвета, которые использует ребенок для создания своего рисунка. С помощью цвета можно передать свое настроение, восприятие мира и самого себя, самовыразиться.
Так, например, красный цвет символизирует жизненную силу, обозначает наличие таких качеств у ребенка как упорство, динамичность, стремление быть лидером. Желтый цвет ассоциируется с солнцем, выражает живость, сообразительность, радостное восприятие жизни. Синий цвет напоминает о ясном небе, водных просторах, обозначает восприимчивость, организованность и послушание.
Сказкотерапия – это терапевтическое воздействие на ребенка с использованием материалов сказок, направленное на развитие творческих способностей учащихся, расширения их сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.
Сказки вызывают сильное эмоциональное проявление, как у детей, так и у взрослых. Образы, представленные в сказках, апеллируют к двум психическим уровням – сознанию и подсознанию, что дает дополнительные возможности для развития коммуникативных навыков младших школьников. Сказки содержат информацию обо всех сторонах жизни и деятельности людей. Читая сказки, дети узнают, как устроен мир, кто его создатель, какие трудности могут встретиться человеку на его жизненном пути, как приобрести и ценить дружбу, любовь и т.д. Таким образом, из сказок ребенок не только узнает об основных этапах жизненного пути человека, но и в образной форме получает представление о становлении и развитии личности.
1. Рисование по сюжету сказки. Учащимся предлагается в виде рисунка изобразить чувства, ассоциации, которые возникли у них после прочтения сказки.
2. Разыгрывание сценок. Учащимся предлагается проиграть значимый, узловой эпизод из сказки или всю сказку целиком.
3. Дописывание, переписывание, сочинение сказки. Учащимся предлагается придумать, додумать определенный эпизод из выбранной учителем сказки или сочинить свою собственную сказку по мотивам уже прочитанной.
Музыкотерапия – использование музыкального материала для лечения и реабилитации учащихся.
Музыкотерапия широко применяется для лечения и профилактики различных отклонений в развитии, эмоциональной нестабильности, спинно-мозговых травмах, нарушений в поведении.
Описание возможностей использования музыки в лечебных и коррекционных целях можно найти в трудах таких ученых как Платон, Аристотель.
Музыка позволяет развивать творческие и коммуникативные способности учащихся, повышать их самооценку, социальную активность, преодолевать психологическую защиту. Музыка с одной стороны помогает успокоить гиперактивных детей, а с другой – способствует раскрепощению замкнутых и скованных детей.
Применение музыкальной терапии помогает ребенку расслабиться, эмоционально раскрепоститься.
Приведем пример эффективных заданий в рамках музыкотерапии[28].
«Дирижер». Ребенку предлагается продирижировать под музыку. Это увеличивает заинтересованность и вовлеченность в процесс восприятия музыки.
«Спонтанное рисование под музыку». Детям предлагается рисовать все, что они захотят, пока звучит музыка. Свои ассоциации учащиеся изображают на бумаге, используя карандаши, краски, мелки. Желательно для этого задания использовать яркую, эмоциональную музыку.
Танцевальная терапия – это интеграция эмоционального и физического состояния ребенка с помощью танца.
Танцевальная терапия направлена на создание ребенком позитивного образа своего «Я» языком телодвижений, развитие навыков общения.
Танец способствует высвобождению избыточных эмоций и чувств, двигательному выражению своего настроения, уменьшению тревожности, напряжения, агрессии со стороны учащихся. Кроме того, танец – это язык общения. Через совершение телодвижений происходит познание людьми друг друга, формирование отношений между людьми.
Вариантами применения танцевальной терапии могут служить следующие задания:
1. Группа выстраивается в цепочку (по аналогии как в игру в паровозик). Учитель включает музыку. Первый ученик из цепочки (ведущий) начинает двигаться под музыку, остальные повторять движения, которые показывает им ведущий. Через некоторое время музыка прекращается и ведущий меняется местами с последним учеником из цепочки, становясь, таким образом, ведомым.
2. Группа встает в круг. Выбирается один из учеников, которому предлагается встать в круг и станцевать два танца: первый на тему «Какой я есть на самом деле», второй – «Каким бы я хотел быть». Затем в круг выходит второй ученик и так далее. После выполнения этого задания ученикам предлагается ответить на такие вопросы: - «Как вы себя чувствовали, когда смотрели танец, и когда танцевали?», - «В чем заключается отличие первого танца от второго?» В качестве домашнего задания можно предложить учащимся изобразить свои впечатления от танцев на бумаге.
Фототерапия – это терапевтическое применение фотографий и слайдов для решения психологических проблем, для развития и гармонизации личности учащихся.
Фототерапия основывается на создании или восприятии фотографических образов и дополняется другим видами творческой деятельности (изобразительное искусство, танец и т.д.).
Вариантом задания при фототерапии может служить просмотр слайдов по определенной теме с последующим выражением своего отношения к просмотренному через рисунок или танец.
Куклотерапия – это терапия, которая основывается на использовании кукол как основного терапевтического средства.
Куклотерапия помогает ребенку развить коммуникативные навыки, выплеснуть свои негативные эмоции. Куклотерапия предоставляет ребенку своеобразную психологическую защиту, позволяет спрятаться за ролью. При разыгрывании спектакля ребенку кажется, что это не он говорит, действует, а кукла, поэтому и отвечать за содеянное будет не он, а кукла. Происходит проекция, перенос ребенком себя на куклу. Таким образом, куклотерапия позволяет учителю получить важные диагностические данные о возможностях, интересах, привычках ученика, его семейной ситуации, о внутреннем мире ребенка, его проблемах. Ребенок же получает возможность проиграть жизненные ситуации, примерить их на себя или, наоборот, со стороны посмотреть них.
Арт-технология предполагает широкий спектр различных материалов для обеспечения творческого процесса учащихся. Это:
· краски, карандаши, мелки, фломастеры, пластилин;
· бумага, открытки, текстиль, газеты;
· природный материал – кора, листья, семена, цветы, камешки;
· глина, дерево, песок, тесто;
· кисти, ножницы, нитки, иголки, клей;
· фотографии, слайды;
· музыкальные инструменты, диски с музыкой и многое другое.
Арт-технология несомненно обладает рядом достоинств, это превосходное средство работы с детьми, у которых наблюдаются некоторые отклонения или трудности. Кроме того, арт-технология позволяет вовлечь в работу детей с разным уровнем способностей и возможностей, позволяет каждому ребенку работать на его собственном уровне. Арт-технология применяется для развития навыков общения, повышения самооценки и самоуверенности, для развития командного поведения, сплочения ученического коллектива. Эффективно применять атр-технологию в начальной школе при:
· наличие группы учащихся с отклонениями в развитии, отстающие в учебе, замкнутые, неуверенные в себе;
· поступлении в первый класс, переходе из начальной школы в среднюю;
· необходимости устранения проблем, разрешения конфликтов;
· необходимости развития навыков работы в команде, улучшения навыков разговора и слушания.
Владение арт-технологией подразумевает выработку у учителя следующих компонентов:
арттерапевтические знания – знания о возможностях применения искусства с целью воздействия на учащегося;
арттерапевтические умения – умения использовать арттерапевтические знания в целях арт-терапии;
арттерапевтический навык – навык применения искусства с целью гармонизации психологического и эмоционального состояния младшего школьника.
Основными этапами проектирования арт-технологии являются:
1) диагностический этап;
2) организационный этап;
3) деятельностный этап;
4) этап рефлексии.
Диагностический этап заключается в изучении психологического состояния младших школьников, их интересов, способностей, личностных качеств. На основе результатов диагностики учитель выбирает подходящую форму работы с учащимися, подбирает необходимые материалы.
Несмотря на то, что арт-технология применима к широкому кругу клиентов, перед началом проведения арт-занятия (занятие с применением арт-технологии) необходимо определить целесообразность использования того или иного арт-приема.
Необходимо помнить о том, что не всем учащимся одинаково подходит те или иные виды арт-технологии. Так для учащихся с нарушениями речи, памяти, внимания не подходит вербальная психокоррекция. Это связано с тем, что у названной группы детей наблюдается сниженная способность к вербальной коммуникации, им не всегда удается выражать свои эмоции, переживания в изобразительной форме. Однако они успешно манипулируют с предметами, что позитивно сказывается на актуализации их сенсомоторных навыков, развитии невербального мышления. Поэтому уже на диагностическом этапе важно определить, какую форму работы лучше выбрать, какие создать условия, чтобы достичь максимальной эффективности от проделанной работы.
Цель организационного этапа заключается в сообщении участникам информации о теме арт-занятия, цели, задачах, содержании деятельности.
В начале арт-занятия необходимо рассказать учащимся, в чем будет заключаться их последующая работа, обозначить правила совместной работы (что можно делать, а что нет, какие материалы стоит использовать, а какие нет). Если занятие будет проводиться не со всем классом, а только с определенной выделенной группой, учителю необходимо заранее продумать, как тактично объяснить ученику, почему для арт-занятия выбрали именного его. Кроме того, учитель должен определиться с местом проведения арт-занятия. Это может быть и классная комната, и кабинет психолога, и актовый зал. Выбор места проведения арт-занятия зависит от поставленных учителем цели и задач. Место проведения арт-занятия должно способствовать созданию непринужденной обстановки, атмосферы доброжелательности и доверия. Необходимо также определить подходящее время и длительность занятия.
Принципиально важным является получение добровольного согласия детей на участие в арт-занятии и установление доброжелательных отношений с учащимися, создание атмосферы защищенности, терпимости.
Деятельностный этап позволяет обучающимся проявить себя, свои способности и возможности в непосредственной творческой деятельности.
Основные задачи педагога на данном этапе следующие:
· обеспечение высокой степени эмпатии, обозначение пространственно-временных границ арт-занятия (форма организации учебно-воспитательного процесса в школе с применением арт-технологии);
· четкое обозначение задания, круга предметов и материалов, которые может использовать ученик для выполнения поставленного перед ним задания;
· контроль со стороны педагога за ходом выполнения задания с помощью вопросов о том, какие чувства ученик испытывает от выполнения творческой деятельности, какие фантазии, образы, идеи возникают в его представлении.
В непосредственной деятельности учащиеся получают возможность изобразить свои предыдущие и текущие переживания, эмоции, чувства в создаваемом продукте своего творчества.
Учителю важно провести детальное наблюдение за тем, как учащиеся выполняют поставленное пред ними задание, какие эмоции отражаются на их лицах, какие уточняющие вопросы они задают. Полученная информация будет полезна учителю для подведения итогов арт-занятия.
Этап рефлексии направлен на получение информации о результативности проведения арт-занятия. Учителю необходимо создать условия для выражения учащимися своих переживаний, чувств, эмоций, которые они испытали при выполнении задания. Итогом данного этапа может быть составление рекомендаций для родителей и учителей, работающих в начальной школе.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.