Артикуляционные сказки
Теремок.
Движения выполняются в сопровождении спокойной, медленной музыки.
В лесу стоит маленький домик, настоящий теремок. |
Надуть щёки. |
Этот домик очень красивый, с черепичной красной крышей и большой кирпичной трубой. |
Хоботок – вытянуть губы вперёд и вращать ими. |
В доме есть три маленьких круглых окошка со ставнями |
Окошко – приоткрыть верхние и нижние зубы.
|
и большая резная дверь. Однажды подул очень сильный |
Оскал – показать зубы в улыбке, при этом зубы разжать. |
ветер. Стены у дома были красивые. |
Покрасить стенки – кончиком языка погладить щёки. |
Стали они шататься вправо-влево, вправо-влево… |
Поочерёдно надувать щёки. |
Зашатался и пол в домике вперёд-назад, вперёд –назад, |
Двигать челюстью вправо-влево. |
Дверь то закрывалась, то открывалась. |
Открыть рот. |
Даже труба в доме закачалась, |
Хоботок. |
Вдруг дом рухнул и рассыпался… |
Худышка – втянуть щёки. |
Прибежала мышка, которая жила в этом домике, увидела, что произошло и огорчилась. |
Нижними зубами закусить верхнюю губу.
|
Даже слова сказать не смогла от расстройства. Прискакала лягушка – подружка и говорит: |
Верхними зубами закусить верхнюю губу. |
«Ква-ква, пойдём, мышка, в мой домик жить!» |
Широко открыть рот |
Обрадовалась мышка, улыбнулась и побежала за лягушкой. |
Улыбка. |
Сказка про гнома.
Жил – был весёлый гном с белой бородой в красной шапочке. |
Улыбка |
Проснулся он однажды утром, посмотрел на часы. «Тик – так, вставать пора. Тик – так, гулять пора!» - пели часы. |
Часики – раздвинуть губу в улыбке, двигать кончиком языка вправо – влево. |
Гном вскочил, сделал зарядку: вверх – вниз, вверх – вниз, поднимал он руки, |
Двигать кончиком языка вверх – вниз |
поел вкусного варенья и побежал гулять. |
Вкусное варенье |
Перелез через забор, |
Забор – зубы сомкнуты. Губы в улыбке. Верхние и нижние резцы видны. |
Скатился с горки и вдруг увидел красивую бабочку. |
Горка – губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Спинка языка выгибается, затем выравнивается. |
Бабочка села ему на нос. Гном поморщился, |
Нос поморщить. |
бабочка и не подумала улетать. |
|
Гном попытался сдуть её с носа. Так с бабочкой он играл целый день. |
Язык лопатой, подуть на кончик языка. |
Наступил вечер. Гном скатился с горки, перелез через забор и вернулся в дом. |
Горка. Забор. |
Открыл кран, пустил воду, послушал, как она поёт свою песенку, |
Произнести звук с – с – с. |
умылся, почистил зубы, |
Щётка – кончиком языка погладить нижние зубы. |
задул на ночь свечу |
Трубочка – зубы сомкнуты. Губы округлены и втянуты вперёд, как при звуке /у/. |
и лёг спать. |
Лопатка – положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении. |
День рождения Вини - Пуха
Жил – был Вини – пух. |
Толстячок – надуть обе щёки. |
Вышел на крыльцо, зевнул, посмотрел на солнышко, |
Кончик языка потянуть к носу. |
на зелёную травку, на голубое небо, на цветы у крыльца, |
Двигать языком вверх – вниз. |
на домик Пятачка, на домик Иа – Иа. |
Двигать языком вправо – влево. |
«Какая чудесная погода!» - воскликнул Пух и улыбнулся. Тут он вспомнил, что у него сегодня день рождения. Решил Пух приготовиться к приходу гостей: |
Улыбка. |
покрасил потолки, |
Маляр – широким кончиком языка погладить нёбо, делая движения языком назад вперёд (от зубов к горлу и обратно). |
оконные рамы, |
Варенье – широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру нёба. |
взял острый гвоздик и |
Иголка – сильно потянуть кончик языка вперёд. |
прибил к стене свой портрет. |
Молоток – напряжённым кончиком языка постучать в бугорки за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук т – т – т – сначала медленно, затем постепенно убыстряя темп. |
Красивым и уютным стал его дом. |
Улыбаться. |
Испёк Вини – Пух печенье, |
Лепёшки – широкий передний край языка положить на нижнюю губу. |
пирожки, |
Пирожок – широкий язык положить на нижнюю губу, затем боковые края языка поднять и свернуть пирожок. |
ватрушку, |
Покусать язык. |
намазал её сверху вареньем. |
Вкусное варенье. |
Поставил на стол блюдца и стал ждать гостей. |
Блюдце – высунуть язык. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается книзу. |
«Как здорово, когда к тебе приходят гости!» - воскликнул Пух, улыбнулся и сделал фокус. |
Фокус – высунуть язык. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка прогибается книзу. Удерживая язык в таком положении, дуть на кончик носа. |
Маша и медведь
Однажды зимой Маша пошла в лес кататься с горки на санках. Один раз скатилась, другой раз, и пошла гулять. |
Горка – широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Спинка языка выгибается, затем выравнивается. Санки – боковые края языка плотно прижимаются к верхним коренным зубам, спинка прогибается вниз, кончик свободен. Язык двигается вперёд – назад, боковые края языка скользят по коренным зубам. |
Шла – шла, на избушку набрела. |
Толстячок – надуть обе щеки. |
Зашла и видит: большой стол посреди избы стоит. |
Грибок – прижать широкий язык всей плоскостью к
нёбу (язык присасывается) и удерживать в таком положении на счёт от 1 до 5-10. язык будет напоминать тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная уздечка – его ножку. |
на нём чашки стоят. |
Чашечка – боковые края и кончик языка поднять, среднюю часть спинки языка опустить, прогнуть книзу. |
Маша была хозяйственная девочка. Напекла Маша |
Лопатка. |
блинов, сделал лепёшек много – много с тонкими краями. |
Пожевать края языка. |
Вдруг открывается дверь и входит Медведь. |
Открыть рот. |
Маша испугалась и зажмурилась от страха. |
Зажмуриться. |
Медведь нахмурился и осмотрел дом. Он увидел |
Нахмуриться. |
на столе порядок, чашки стоят, |
Чашечка. |
блины в тарелке остывают с вареньем, |
Вкусное варенье. |
Пирожки в миске лежат, хозяина дожидаются. |
Пирожки. |
Медведь улыбнулся и говорит: «Не бойся, девочка, я отвезу тебя домой!» Посадил Машу в санки и повёз в деревню. |
Улыбка. Поцокать языком под верхней губой. |
Колобок
Замесила как – то бабка тесто: и руками его мяла, и раскатывала, и ложкой мешала. |
Пожевать язык.. |
Стало тесто подниматься и пузыриться. Бабка скатала красивый колобок, испекла его в печи и оставила на подоконнике остужаться. |
Катушка – широкий кончик языка упирается в бугорки за нижними зубами, спинка языка выгибается, язык «выкатывается» вперёд и убирается в глубь рта. |
Лежит Колобок, отдыхает. Решил Колобок посмотреть, что же на улице происходит? Открыл ставни и свесил ножки на улицу. |
Язык перешагивает через зубы. Лопата. |
Вдруг, откуда не возьмись, Волк бежит. Громким голосом пугает всех. «Колобок, я тебя съем!» - закричал волк пронзительно. |
Оскал. Покусать верхние и нижние губы. |
Принюхался Волк, поводил носом вправо – влево – вкусно пахнет. |
Хоботок.
|
Попытался до Колобка языком дотянуться, длинный язык у Волка, вот – вот дотянется. А Колобок проворней оказался, ножки убрал, а ставни хлоп – и закрылись. Так Волку язык и прищемило. |
Иголка к носу.
Оскал. Прикусить язык. |
Завыл Волк дурным голосом и бросился бежать куда глаза глядят. Колобок тем временем опять на подоконник влез и ножки свесил, лежит и посмеивается, на дорожку поглядывает. |
Лопатка.
Часики. |
Делу время, потехе час
Жили в лесу зверюшки, каждый занимался своим делом. Ёжик, ни головы, ни ножек, собирал грибы на опушке. |
Грибок. |
А лисички – сестрички и зайчики – побегайчики решили построить качели на полянке. |
Качели. |
Стали они строить качели: взяли гвозди, да не один, а целую дюжину. Один, другой, третий – много гвоздей… |
Иголочка. |
Взяли доску широкую – широкую, без сучков и задоринок, |
Лопата. |
Затем взяли каждый по молотку и стали заколачивать гвозди. Трудно строить качели. Тук, тук, тук…. Тук, тук, тук. Качели получились на славу! |
Молоток. |
Всё хорошо, осталось только покрасить качели. Краску раздобыли красную, жёлтую, зелёную – и покрасили качели. |
Маляр – Улыбнуться, приоткрыть рот и погладить широким кончиком языка нёбо, делая движения вперёд – назад, как маляр красит потолок. Нижняя челюсть неподвижная. |
Сели звери на качели, весело им, смеются, радуются. Вдруг увидели идёт Индюшка – болтушка. |
Индюк – открыть рот, производить движения широким кончиком языка по верхней губе вперёд – назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её, сначала медленно, без голоса, затем ускоряя, с голосом, пока не получатся звуки бл – бл. |
- Что вы делаете? – спрашивает. - На качелях качаемся, иди, с нами играть будешь. |
Улыбка. |
Зверюшки так громко и заразительно смеялись, что, услышав эти звуки, к ним подошла большая мудрая Лошадь. Очень ей захотелось тоже покататься на качелях. Лошадь с трудом залезла |
Лошадка. |
на качели. Медленно со скрипом качели стали раскачиваться: вверх – вниз. Замечательные качели! Молодцы зверюшки! Хорошие качели построили! |
Качели.
Улыбка. |
Сказка про котёнка
Жил – был Котёнок, но не было у него друзей. Однажды утром он проснулся, потянулся, размял лапки. |
Киска – широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Спинка языка выгибается, затем выравнивается. |
Затем умылся, облизав свою мордочку сначала от усов к носу, а потом наоборот, почистил зубки… И пошёл искать друга. |
Варенье. Щётка – широким кончиком языка погладить нижние зубы, делая движения языком вверх – вниз. |
Шёл – шёл, шёл – шёл по тропинке и по траве, по кочкам и по |
Часики. |
лужам, видит, Грибок растёт. |
Грибок. |
- Грибок, будь моим другом! – попросил Котёнок. - Не могу, я бегать не умею, - грустно ответил Грибок. |
Сорви грибок. |
Побрёл Котёнок дальше. Видит, лошадка скачет. |
Лошадка – цоканье языком. |
- Тпру – тпру!!! Остановись, Лошадка! – громко закричал Котёнок и робко попросил: «Будь моим другом!» Но лошадка не услышав его тихого голоса и поскакала дальше. |
Фырканье – широкий расслабленный язык положить между губами. Дуть на язык и губы так, чтобы они вибрировали. Следить, чтобы губы не напрягались, язык зубами не зажимался. Лошадка. |
Идёт Котёнок дальше, увидел сердитого индюка, который ругался на своего индюшонка, испугался и убежал. |
Индюк. |
Видит, дятел на дереве червячков добывает. Стучит по дереву и стучит. «Наверное, ему некогда со мной дружить, он на работе», подумал Котёнок и пошёл дальше. |
Дятел – произнести звук д – д – д |
Идёт по дорожке. Вдруг видит, Щенок сидит и плачет. |
Часики |
- О чём ты плачешь? Давай дружить! – предложил Котёнок. Обрадовался Щенок, громко залаял и побежал за Котёнком весело виляя хвостиком. |
Звукоподражание |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.