"Артикуляционные сказки"

  • doc
  • 24.10.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Артикуляционные сказки.doc

Артикуляционные сказки

 

Теремок.

Движения выполняются в сопровождении спокойной, медленной музыки.

 

В лесу стоит маленький домик, настоящий

теремок.

Надуть щёки.

Этот домик очень красивый, с черепичной красной крышей и большой кирпичной трубой.

Хоботок – вытянуть губы вперёд и вращать ими.

В доме есть три маленьких круглых окошка со ставнями

Окошко – приоткрыть верхние и нижние зубы.

 

и большая резная дверь. Однажды подул очень сильный

Оскал – показать зубы в улыбке, при этом зубы разжать.

ветер. Стены у дома были красивые.

Покрасить стенки – кончиком языка погладить щёки.

Стали они шататься вправо-влево, вправо-влево…

Поочерёдно надувать щёки.

Зашатался и пол в домике вперёд-назад, вперёд –назад,

Двигать челюстью вправо-влево.

Дверь то закрывалась, то открывалась.

Открыть рот.

Даже труба в доме закачалась,

Хоботок.

Вдруг дом рухнул и рассыпался…

Худышка – втянуть щёки.

Прибежала мышка, которая жила в этом домике, увидела, что произошло и огорчилась.

Нижними зубами закусить верхнюю губу.

 

Даже слова сказать не смогла от расстройства. Прискакала лягушка – подружка и говорит:

Верхними зубами закусить верхнюю губу.

«Ква-ква, пойдём, мышка, в мой домик жить!»

Широко открыть рот

Обрадовалась мышка, улыбнулась и побежала за лягушкой.

Улыбка.

 

Сказка про гнома.

 

Жил – был весёлый гном с белой бородой в красной шапочке.

Улыбка

Проснулся он однажды утром, посмотрел на часы. «Тик – так, вставать пора. Тик – так, гулять пора!» - пели часы.

Часики – раздвинуть губу в улыбке, двигать кончиком языка вправо – влево.

Гном вскочил, сделал зарядку: вверх – вниз, вверх – вниз, поднимал он руки,

Двигать кончиком языка вверх – вниз

поел вкусного варенья и побежал гулять.

Вкусное варенье

Перелез через забор,

Забор – зубы сомкнуты. Губы в улыбке. Верхние и нижние резцы видны.

Скатился с горки и вдруг увидел красивую бабочку.

Горка – губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Спинка языка  выгибается, затем выравнивается.

Бабочка села ему на нос. Гном поморщился,

Нос поморщить.

бабочка и не подумала улетать.  

 

Гном попытался сдуть её с носа. Так с бабочкой он играл целый день.

Язык лопатой, подуть на кончик языка.

Наступил вечер. Гном скатился с горки, перелез через забор и вернулся в дом.

Горка.

Забор.

Открыл кран, пустил воду, послушал, как она поёт свою песенку,

Произнести звук с – с – с.

умылся, почистил зубы,

Щётка – кончиком языка погладить нижние зубы.

задул на ночь свечу

Трубочка – зубы сомкнуты. Губы округлены и втянуты вперёд, как при звуке /у/.

и лёг спать.

Лопатка – положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении.

 

День рождения Вини - Пуха

Жил – был Вини – пух.

Толстячок – надуть обе щёки.

Вышел на крыльцо, зевнул, посмотрел на солнышко,

Кончик языка потянуть к носу.

на зелёную травку, на голубое небо, на цветы у крыльца,

Двигать языком вверх – вниз.

на домик Пятачка, на домик Иа – Иа.

Двигать языком вправо – влево.

«Какая чудесная погода!» - воскликнул Пух и улыбнулся. Тут он вспомнил, что у него сегодня день рождения. Решил Пух приготовиться к приходу гостей:

Улыбка.

покрасил потолки,

Маляр – широким кончиком языка погладить нёбо, делая движения языком назад вперёд (от зубов к горлу и обратно).

оконные рамы,

Варенье – широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру нёба.

взял острый гвоздик и

Иголка – сильно потянуть кончик языка вперёд.

прибил к стене свой портрет.

Молоток – напряжённым кончиком языка постучать в бугорки за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук т – т – т – сначала медленно, затем постепенно убыстряя темп.

Красивым и уютным стал его дом.

Улыбаться.

Испёк Вини – Пух печенье,

Лепёшки – широкий передний край языка положить на нижнюю губу.

пирожки,

Пирожок – широкий язык положить на нижнюю губу, затем боковые края языка поднять и свернуть пирожок.

ватрушку,

Покусать язык.

намазал её сверху вареньем.

Вкусное варенье.

Поставил на стол блюдца и стал ждать гостей.

Блюдце – высунуть язык. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается книзу.

«Как здорово, когда к тебе приходят гости!» - воскликнул Пух, улыбнулся и сделал фокус.

Фокус – высунуть язык. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка прогибается книзу. Удерживая язык в таком положении, дуть на кончик носа.

 

Маша и медведь

 

Однажды зимой Маша пошла в лес кататься с горки на санках. Один раз скатилась, другой раз, и пошла гулять.

Горка – широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Спинка языка выгибается, затем выравнивается.

Санки – боковые края языка плотно прижимаются к верхним коренным зубам, спинка прогибается вниз, кончик свободен. Язык двигается вперёд – назад, боковые края языка скользят по коренным зубам.

Шла – шла, на избушку набрела.

Толстячок – надуть обе щеки.

Зашла и видит: большой стол посреди избы стоит.

Грибок – прижать широкий язык всей плоскостью к

 

 

нёбу (язык присасывается) и удерживать в таком положении на счёт от 1 до 5-10. язык будет напоминать тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная уздечка – его ножку.

на нём чашки стоят.

Чашечка – боковые края и кончик языка поднять, среднюю часть спинки языка опустить, прогнуть книзу.

Маша была хозяйственная девочка. Напекла Маша

Лопатка.

блинов, сделал лепёшек много – много с тонкими краями.

Пожевать края языка.

Вдруг открывается дверь и входит Медведь.

Открыть рот.

Маша испугалась и зажмурилась от страха.

Зажмуриться.

Медведь нахмурился и осмотрел дом.

Он увидел

Нахмуриться.

на столе порядок, чашки стоят,

Чашечка.

блины в тарелке остывают с вареньем,

Вкусное варенье.

Пирожки в миске лежат, хозяина дожидаются.

Пирожки.

Медведь улыбнулся и говорит: «Не бойся, девочка, я отвезу тебя домой!» Посадил Машу в санки и повёз в деревню.

Улыбка.

Поцокать языком под верхней губой.

 

Колобок

 

Замесила как – то бабка тесто: и руками его мяла, и раскатывала, и ложкой мешала.

Пожевать язык..

Стало тесто подниматься и пузыриться. Бабка скатала красивый колобок, испекла его в печи и оставила на подоконнике остужаться.

Катушка – широкий кончик языка упирается в бугорки за нижними зубами, спинка языка выгибается, язык «выкатывается» вперёд и убирается в глубь рта.

Лежит Колобок, отдыхает. Решил Колобок посмотреть, что же на улице происходит? Открыл ставни и свесил ножки на улицу.

Язык перешагивает через зубы.

Лопата.

Вдруг, откуда не возьмись, Волк бежит. Громким голосом пугает всех. «Колобок, я тебя съем!» - закричал волк пронзительно.

Оскал.

Покусать верхние и нижние губы.

Принюхался Волк, поводил носом вправо – влево – вкусно пахнет.

Хоботок.

 

Попытался до Колобка языком дотянуться, длинный язык у Волка, вот – вот дотянется. А Колобок проворней оказался, ножки убрал, а ставни хлоп – и закрылись. Так Волку язык и прищемило.

Иголка к носу.

 

Оскал.

Прикусить язык.

Завыл Волк дурным голосом и бросился бежать куда глаза глядят. Колобок тем временем опять на подоконник влез и ножки свесил, лежит и посмеивается, на дорожку поглядывает.

Лопатка.

 

Часики.

 

Делу время, потехе час

 

Жили в лесу зверюшки, каждый занимался своим делом.

Ёжик, ни головы, ни ножек, собирал грибы на опушке.

Грибок.

А лисички – сестрички и зайчики – побегайчики решили построить качели на полянке.

Качели.

Стали они строить качели: взяли гвозди, да не один, а целую дюжину.

Один, другой, третий – много гвоздей…

Иголочка.

Взяли доску широкую – широкую, без сучков и задоринок,

Лопата.

Затем взяли каждый по молотку и стали заколачивать гвозди. Трудно строить качели. Тук, тук, тук…. Тук, тук, тук. Качели получились на славу!

Молоток.

Всё хорошо, осталось только покрасить качели. Краску раздобыли красную, жёлтую, зелёную – и покрасили качели.

Маляр – Улыбнуться, приоткрыть рот и погладить широким кончиком языка нёбо, делая движения вперёд – назад, как маляр красит потолок. Нижняя челюсть неподвижная.

Сели звери на качели, весело им, смеются, радуются. Вдруг увидели идёт Индюшка – болтушка.

Индюк – открыть рот, производить движения широким кончиком языка по верхней губе вперёд – назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её, сначала медленно, без голоса, затем ускоряя, с голосом, пока не получатся звуки бл – бл.

- Что вы делаете? – спрашивает.

- На качелях качаемся, иди, с нами играть будешь.

Улыбка.

Зверюшки так громко и заразительно смеялись, что, услышав эти звуки, к ним подошла большая мудрая Лошадь. Очень ей захотелось тоже покататься на качелях. Лошадь с трудом залезла

Лошадка.

на качели. Медленно со скрипом качели стали раскачиваться: вверх – вниз. Замечательные качели! Молодцы зверюшки! Хорошие качели построили!

Качели.

 

Улыбка.

 

Сказка про котёнка

 

Жил – был Котёнок, но не было у него друзей. Однажды утром он проснулся, потянулся, размял лапки.

Киска – широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Спинка языка выгибается, затем выравнивается.

Затем умылся, облизав свою мордочку сначала от усов к носу, а потом наоборот, почистил зубки… И пошёл искать друга.

Варенье.

Щётка – широким кончиком языка погладить нижние зубы, делая движения языком вверх – вниз.

Шёл – шёл, шёл – шёл по тропинке и по траве, по кочкам и по

Часики.

лужам, видит, Грибок растёт.

Грибок.

- Грибок, будь моим другом! – попросил Котёнок.

- Не могу, я бегать не умею, - грустно ответил Грибок.

Сорви грибок.

Побрёл Котёнок дальше. Видит, лошадка скачет.

Лошадка – цоканье языком.

- Тпру – тпру!!! Остановись, Лошадка! – громко закричал Котёнок и робко попросил: «Будь моим другом!» Но лошадка не услышав его тихого голоса и поскакала дальше.

Фырканье – широкий расслабленный язык положить между губами. Дуть на язык и губы так, чтобы они вибрировали. Следить, чтобы губы не напрягались, язык зубами не зажимался.

Лошадка.

Идёт Котёнок дальше, увидел сердитого индюка, который ругался на своего индюшонка, испугался и убежал.

Индюк.

Видит, дятел на дереве червячков добывает. Стучит по дереву и стучит. «Наверное, ему некогда со мной дружить, он на работе», подумал Котёнок и пошёл дальше.

Дятел – произнести звук д – д – д

Идёт по дорожке. Вдруг видит, Щенок сидит и плачет.

Часики

- О чём ты плачешь? Давай дружить! – предложил Котёнок. Обрадовался Щенок, громко залаял и побежал за Котёнком весело виляя хвостиком.

Звукоподражание

 


Посмотрите также