А.С Пушкин "Цыганы"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 31.05.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Дата: _______ Класс: ______ Тема: А.С. Пушкин. «Цыганы». Романтический конфликт в поэме. Система образов. Конфликты и противоречия в душе Алеко и Земфиры Цель: продолжить знакомство учащихся с жизнью и творчеством Пушкина; выявить основной конфликт; рассмотреть образы Земфиры и Алеко как романтического героя; развивать аналитическое мышление, эстетическое чувство, память, речь; воспитывать чувство собственного достоинства, уважение к окружающим. Ход урока 1. Организационный этап. 2. Повторение изученного: Ребята, прежде чем начать изучение новой темы, я бы хотела, чтобы вы ответили на вопросы. 3. Актуализация 1. Сообщения учителя Сообщение о жизни и творчестве А.С. Пушкина. Александр Сергеевич Пушкин родился 26 мая 1799 года в Москве в дворянской помещичьей семье (отец его был майор в отставке). Семья принадлежала к самой образованной части московского общества. В их доме собирались поэты, художники, музыканты. Свои первые в жизни стихи поэт написал по-французски. Не случайно его прозвище в Лицее было «француз». В 12 лет, получив начатки домашнего воспитания (довольно беспорядочного), Александр был отвезен учиться в новое, только что открывшееся 19 октября 1811 г. учебное заведение - Царскосельский Лицей под Петербургом. Это было место, где располагалась летняя резиденция русских императоров. Пушкин сохранил лицейскую дружбу и культ Лицея на всю жизнь. Лицеисты выпускали рукописные журналы и уделяли много внимания собственному литературному творчеству. Лицей заменил Пушкину детство. Но лицей был окончен - детство прошло. Началась жизнь… Цыганы» — последняя южная романтическая поэма Александра Сергеевича Пушкина. Проведя несколько дней в таборе бессарабских цыган, стихотворец работал над поэмой с января по октябрь 1824 года, сначала в Одессе, потом в Михайловском. Окончательная редакция датирована последними месяцами того же года. На сюжет поэмы С. Рахманинов написал в 1892 г. свою первую оперу «Алеко». Поэма рассказывает о любви цыганки Земфиры и юноши Алеко, который оставил «неволю душных городов» ради степного приволья. На протяжении двух лет он кочует по степи вместе с вольными цыганами и своей любимой. «Цыганы» воспроизводят базовую коллизию «Кавказского пленника» (1821), восходящую к повести Шатобриана «Атала» (1801): разочарованный байронический герой не в состоянии раствориться среди «благородных дикарей», хотя и страстно желает этого. В этой поэме Пушкин постепенно освобождается от своего былого байронизма; налицо «эволюция от свободного, сладкозвучного и ласкающего стиля его юности к суровой красоте последних вещей» (Д. С. Мирский)[1]. 3. Формирование новых понятий и способов действия 1. Выразительное чтение Чтение эпилога поэмы А.С. Пушкина «Цыганы». 2. Беседа - В эпилоге автор раскрывает нам основную тему этого замечательного произведения. Какова она? Главная тема – свобода личности, вольница. - Как вы думаете, почему поэма, посвященная теме свободы, воли, заканчивается словами «…И всюду страсти роковые, И от судеб защиты нет»? Пушкин показывает, что свобода не всеми понимается одинаково, что свобода поступков одного человека может причинять горе другим людям. - Эта мысль и стала основной идеей поэмы «Цыганы». - Но так ли уж свободен и счастлив этот дикий народ, как думал Алеко, стремясь в цыганский табор? Давайте попробуем разобраться в этом. Обратимся к началу поэмы. Какую картину вы представляете, читая этот отрывок? (Цыганы кочуют по степям Бессарабии, они ночуют в изодранных шатрах под звездами, несмотря на это их сон мирный, жизнь в таборе идет своим чередом. Они привыкли к воле, их не смущают бескрайние степи, вечное движение, непогода, они просто живут) - В чем привлекательность такой жизни? (Они свободны, вольны. Их ничто не тяготит, не держит на одном месте. Они в постоянном движении. Их жизнь полна романтики) - Кто из героев поэмы олицетворяет эту вольную жизнь? Является символом вольности? (Земфира) А вот романтиком автор считает другого героя. Кого? (Алеко) Опишите его. (Он жаждет свободы, он сменил жизнь среди богатого народа «на бродящую бедность и волю», как говорит старый цыган. Он с презрением отвергает общество, где люди стыдятся любви, гонят мысли, просят денег и цепей, ставит себя выше этого общества. Алеко стремится к свободной жизни «естественного» народа, далекого от цивилизации, т. к. считает, что они свободны от страстей и пороков просвещенного общества, от корыстолюбия и тщеславия) - Скажите, а как Алеко попал в цыганский табор? (Именно Земфира приводит его в табор, объясняя отцу, что Алеко тоже хочет быть цыганом. И тут же называет себя его подругой) - Как отец реагирует на это? Зачитайте. (Цыган рад гостю. Он приглашает Алеко остаться под «сенью шалаша», пробыть в нем столько, сколько он сам захочет. Старик не противится мгновенному увлечению дочери, он предоставляет ей полную свободу, как и Алеко. Они вправе сами сделать выбор своего жизненного пути) - И они сделали этот выбор: Алеко остался в таборе, живет жизнью цыган, он свободен, как ему кажется. И так пролетели 2 года. - Почему несчастлив Алеко? (Земфира изменилась. Она уже не так относится к нему, разлюбила его. Мудрый старик, узнав, что Земфира разлюбила Алеко, и увидев смятение в душе Алеко, рассказывает ему историю о самом себе, преподает ему урок доброты, принятия свободы чужой воли) - Что это за история? Зачем ее рассказывает старик? (Чтобы Алеко понял, что воля, не скованная законами, жизнь дикого человека не так уж безоблачна) - Что говорит Алеко, выслушав рассказ старика? (Что он не такой. Ничто его не остановит. Он не простит измены. Он готов даже спящему, т. е. беззащитному человеку отомстить. Алеко не умеет и не хочет ценить свободу других людей. Он не задумываясь посягает на нее) - Какую жестокость совершает Алеко, когда видит Земфиру с ее новым возлюбленным? (Он убивает девушку) - Итак, мы видим, что герои попадают в сходные ситуации, но как по-разному решается конфликт! Сопоставляя героев, автор показывает два разных понимания свободы - эгоизм Алеко и великодушие Старика. - А что такое свобода для Земфиры? Для Старика? Для Земфиры свобода – веселая беззаботная жизнь, которая ни к чему не обязывает. Она ничего не требует и хочет, чтобы и от нее тоже ничего не требовали. Для Старика свобода – это покой, это жизнь в согласии с собой и другими. Он понимает свободу, как умение прощать и понимать других. - А как понимает свободу автор? Он любит своих героев, соглашается со стариком, с сожалением расстается с Алеко. Любуется Земфирой. И всем своим произведением показывает, что «цивилизованному» человеку нельзя жить в мире, где царят законы вольницы. Появление Алеко в «диком», нетронутом просвещением мире, привело к кровавой драме. 4. Применение. Формирование умений и навыков 1. Творческое задание. Составление кластеров. - Как понимает человеческую свободу Алеко и старый цыган? (класс делится на 2 группы, каждая группа выполняет определенное задание) 5.Итог урока: Что узнали нового и интересного на уроке? Что осталось непонятным? 6. Домашнее задание: А.С. Пушкин не дает прямого ответа на вопросы «Что значит быть свободным?», «Может ли человек быть свободным?» Он предоставляет читателю право самому ответить на них.
Иконка файла материала 888 цыганы.docx
Дата: _______ Класс: ______ Тема: А.С. Пушкин. «Цыганы». Романтический конфликт в поэме. Система  образов. Конфликты и противоречия в душе Алеко и Земфиры  Цель: продолжить знакомство учащихся с жизнью и творчеством Пушкина;  выявить основной конфликт; рассмотреть образы Земфиры и Алеко как  романтического героя; развивать аналитическое мышление, эстетическое  чувство, память, речь; воспитывать чувство собственного достоинства,  уважение к окружающим.  Ход урока  1. Организационный этап.  2. Повторение изученного:  Ребята, прежде чем начать изучение новой темы,  я бы хотела, чтобы вы ответили  на вопросы. 3. Актуализация  1. Сообщения учителя  Сообщение о жизни и творчестве А.С. Пушкина.  Александр Сергеевич Пушкин родился 26 мая 1799 года в Москве в  дворянской помещичьей семье (отец его был майор в отставке).  Семья принадлежала к самой образованной части московского общества. В их доме собирались поэты, художники, музыканты. Свои первые в жизни стихи  поэт написал по­французски. Не случайно его прозвище в Лицее было  «француз». В 12 лет, получив начатки домашнего воспитания (довольно  беспорядочного), Александр был отвезен учиться в новое, только что  открывшееся 19 октября 1811 г. учебное заведение ­ Царскосельский Лицей  под Петербургом. Это было место, где располагалась летняя резиденция  русских императоров. Пушкин сохранил лицейскую дружбу и культ Лицея на  всю жизнь. Лицеисты выпускали рукописные журналы и уделяли много  внимания собственному литературному творчеству.  Лицей заменил Пушкину детство. Но лицей был окончен ­ детство прошло.  Началась жизнь… Цыганы» — последняя южная романтическая поэма  Александра Сергеевича Пушкина. Проведя несколько дней в таборе  бессарабских цыган, стихотворец работал над поэмой с января по октябрь  1824 года, сначала в Одессе, потом в Михайловском. Окончательная редакция датирована последними месяцами того же года. На сюжет поэмы С.  Рахманинов написал в 1892 г. свою первую оперу «Алеко». Поэма  рассказывает о любви цыганки Земфиры и юноши Алеко, который оставил  «неволю душных городов» ради степного приволья. На протяжении двух лет  он кочует по степи вместе с вольными цыганами и своей любимой.  «Цыганы» воспроизводят базовую коллизию «Кавказского пленника» (1821),  восходящую к повести Шатобриана «Атала» (1801): разочарованный  байронический герой не в состоянии раствориться среди «благородных  дикарей», хотя и страстно желает этого. В этой поэме Пушкин постепенноосвобождается от своего былого байронизма; налицо «эволюция от  свободного, сладкозвучного и ласкающего стиля его юности к суровой  красоте последних вещей» (Д. С. Мирский)[1].  3. Формирование новых понятий и способов действия  1. Выразительное чтение  Чтение эпилога поэмы А.С. Пушкина «Цыганы».  2. Беседа  ­ В эпилоге автор раскрывает нам основную тему этого замечательного  произведения. Какова она?  Главная тема – свобода личности, вольница.  ­ Как вы думаете, почему поэма, посвященная теме свободы, воли,  заканчивается словами «…И всюду страсти роковые, И от судеб защиты  нет»?  Пушкин показывает, что свобода не всеми понимается одинаково, что свобода поступков одного человека может причинять горе другим людям.  ­ Эта мысль и стала основной идеей поэмы «Цыганы».  ­ Но так ли уж свободен и счастлив этот дикий народ, как думал Алеко,  стремясь в цыганский табор? Давайте попробуем разобраться в этом.  Обратимся к началу поэмы. Какую картину вы представляете, читая этот  отрывок? (Цыганы кочуют по степям Бессарабии, они ночуют в изодранных  шатрах под звездами, несмотря на это их сон мирный, жизнь в таборе идет  своим чередом. Они привыкли к воле, их не смущают бескрайние степи,  вечное движение, непогода, они просто живут)  ­ В чем привлекательность такой жизни? (Они свободны, вольны. Их ничто не  тяготит, не держит на одном месте. Они в постоянном движении. Их жизнь  полна романтики) ­ Кто из героев поэмы олицетворяет эту вольную жизнь? Является символом  вольности?  (Земфира)  А вот романтиком автор считает другого героя. Кого? (Алеко)  Опишите его. (Он жаждет свободы, он сменил жизнь среди богатого народа  «на бродящую бедность и волю», как говорит старый цыган. Он с презрением  отвергает общество, где люди стыдятся любви, гонят мысли, просят денег и  цепей, ставит себя выше этого общества. Алеко стремится к свободной жизни  «естественного» народа, далекого от цивилизации, т. к. считает, что они  свободны от страстей и пороков просвещенного общества, от корыстолюбия и тщеславия)  ­ Скажите, а как Алеко попал в цыганский табор? (Именно Земфира приводит  его в табор, объясняя отцу, что Алеко тоже хочет быть цыганом. И тут же  называет себя его подругой) ­ Как отец реагирует на это? Зачитайте. (Цыган рад гостю. Он приглашает  Алеко остаться под «сенью шалаша», пробыть в нем столько, сколько он сам  захочет. Старик не противится мгновенному увлечению дочери, он  предоставляет ей полную свободу, как и Алеко. Они вправе сами сделатьвыбор своего жизненного пути) ­ И они сделали этот выбор: Алеко остался в таборе, живет жизнью цыган, он  свободен, как ему кажется. И так пролетели 2 года.  ­ Почему несчастлив Алеко? (Земфира изменилась. Она уже не так относится  к нему, разлюбила его. Мудрый старик, узнав, что Земфира разлюбила Алеко,  и увидев смятение в душе Алеко, рассказывает ему историю о самом себе,  преподает ему урок доброты, принятия свободы чужой воли) ­ Что это за история? Зачем ее рассказывает старик? (Чтобы Алеко понял, что воля, не скованная законами, жизнь дикого человека не так уж безоблачна) ­ Что говорит Алеко, выслушав рассказ старика? (Что он не такой. Ничто его  не остановит. Он не простит измены. Он готов даже спящему, т. е.  беззащитному человеку отомстить. Алеко не умеет и не хочет ценить свободу  других людей. Он не задумываясь посягает на нее) ­ Какую жестокость совершает Алеко, когда видит Земфиру с ее новым  возлюбленным? (Он убивает девушку)  ­ Итак, мы видим, что герои попадают в сходные ситуации, но как по­разному  решается конфликт! Сопоставляя героев, автор показывает два разных  понимания свободы ­ эгоизм Алеко и великодушие Старика.  ­ А что такое свобода для Земфиры? Для Старика?  Для Земфиры свобода – веселая беззаботная жизнь, которая ни к чему не  обязывает. Она ничего не требует и хочет, чтобы и от нее тоже ничего не  требовали.  Для Старика свобода – это покой, это жизнь в согласии с собой и другими. Он понимает свободу, как умение прощать и понимать других.  ­ А как понимает свободу автор?  Он любит своих героев, соглашается со стариком, с сожалением расстается с  Алеко. Любуется Земфирой. И всем своим произведением показывает, что  «цивилизованному» человеку нельзя жить в мире, где царят законы вольницы.  Появление Алеко в «диком», нетронутом просвещением мире, привело к  кровавой драме.  4. Применение. Формирование умений и навыков  1. Творческое задание. Составление кластеров. ­ Как понимает человеческую  свободу Алеко и старый цыган? (класс делится на 2 группы, каждая группа  выполняет определенное задание)  5.Итог урока: Что узнали нового и интересного на уроке? Что осталось  непонятным?  6. Домашнее задание:   А.С. Пушкин не дает прямого ответа на вопросы «Что значит быть  свободным?», «Может ли человек быть свободным?» Он предоставляет  читателю право самому ответить на них.

Посмотрите также