«Ассоциации как средство усвоения непроверяемых написаний»
Оценка 4.9

«Ассоциации как средство усвоения непроверяемых написаний»

Оценка 4.9
Семинары
doc
русский язык
1 кл—4 кл
26.02.2018
«Ассоциации как средство усвоения непроверяемых написаний»
Одной из трудных тем при изучении орфографии в начальной школе является тема по изучению слов с безударной гласной в корне слова, не проверяемой ударением. Научить ребёнка писать эти слова без ошибок - одна из сложнейших задач, стоящих перед учителем. В работе по усвоению слов с непроверяемым написанием особую актуальность приобретает разнообразие методов и приёмов, способствующих прочному запоминанию правильного написания.В работе по усвоению слов с непроверяемым написанием особую актуальность приобретает разнообразие методов и приёмов, способствующих прочному запоминанию правильного написания.
Ассоциации.doc
Выступление по теме «Ассоциации как средство усвоения непроверяемых написаний» Соловьёва Н.А., учитель начальных классов  МКОУ «Ершовская СОШ» Одной из трудных тем при изучении орфографии в начальной школе является   тема   по   изучению   слов   с   безударной   гласной   в   корне   слова,   не проверяемой   ударением.   Учащиеся   начальных   классов   должны   запомнить большое   число   слов   с   непроверяемыми   орфограммами.   Научить   ребёнка писать  эти  слова  без  ошибок  ­  одна  из  сложнейших  задач, стоящих  перед учителем. В работе по усвоению слов с непроверяемым написанием особую актуальность приобретает разнообразие методов и приёмов, способствующих прочному запоминанию правильного написания. При   работе   над   такими   словами   определённую   трудность   для школьников   представляет   прочное   запоминание   орфографического   облика слова.   Известно,   что   запоминание   облегчается   вовлечением   в   процесс восприятия различных анализаторов. Следовательно, и упражнения должны опираться   на   различные   виды   памяти.   Учитывая   психологию   детей   в начальной школе (преобладание образной памяти) можно использовать образы для запоминания словарных слов. Можно использовать следующие методы: 1. Метод графических ассоциаций. Очень   эффективно   обучать   правописанию   трудных   слов   с   помощью эмоционально   окрашенных   зрительных   образов.   Чтобы   была   эта   работа интереснее, используем такое стихотворение: Слово трудное попалось ­ Это, братцы, не беда. Нарисуем в слове букву, Не забудем никогда. Суть – видеть сходство формы букв и предметов. 1. Обсуждаем на что похожа буква, которую необходимо запомнить 2. Создаем     художественный   образ   буквы,   трудную   букву   в   словарном слове   мы   рисуем   в   виде   какого­нибудь   предмета,   т.е.   создаём художественный образ буквы. Причём рисунок связан со смыслом слова и эмоционально окрашен. Например,   изучаем   слово   шофёр.   Ученики   наперебой   высказывают предложения, как можно изобразить трудную букву «о» в этом слове, чтобы хорошо их запомнить:    Похожа на руль. Похожа на дорожный знак. Похожа на колесо Подводя итоги такого весёлого конкурса идей, учитель отмечает удачные ответы ребят и предлагает их вниманию заранее подготовленную карточку ­картинку: ШОФЁР Затем дети охотно рисуют буквы – образы в слове, сразу ставшим весёлым и запоминающимся. Какие только образы не придумывают ребята! Так букву «о» в слове  обед  предлагают нарисовать   кто, в виде бублика, кто в виде блюдца, кто ­ торта. обед Аналогична работа с другими словами, где буква предстаёт перед нами в виде рисунка:   завод  девочка  урожай собака Эта картинка хорошо запоминается и легко всплывает в памяти, когда это нужно. Со временем формируется навык и нужное слово мы вспоминаем без промежуточной картинки. Понятно, что при таком овладении правописанием работает и образная, и эмоциональная память. воробей   дорога Можно также при изучении слов с непроверяемым написанием обратить внимание на признак, который присущ только этому слову, и затем связать этот признак с орфограммой, которую надо запомнить. Например, изучаем слово берёза. Говорим о берёзе создаём образ, выделяем признак, который отличает   берёзу   от   других   деревьев.   Дети   сразу   выделяют   этот   признак: берёза белая. Белая берёста у берёзки нашей, Нет на свете деревца И милей, и краше. Да,   у   берёзы   белая   берёста,   а   дальше   даются   строчки   для   запоминания безударной гласной е. Белые берёзы все  После «б» пишите «е».  При изучении слов с непроверяемыми написаниями работа проводится по алгоритму: 1. Сомневаюсь, ставлю . . 2. Исследую, доказываю.  3. Пишу.  Данный метод в работе по изучению слов с непроверяемыми написаниями называют методом ярких ассоциаций (по М. Гафитулину) б берёза    л   а   я  Еще один метод – это использование схем ­рисунков (по Я. Ярошенковой). Объединенные в группы предметы должны «оживать», «двигаться». Каждая группа слов имеет свой сюжет. Например, «Как кататься на велосипеде?» хорошо       быстро весело        скоро      2.   Метод   звуковых   (фонетических)   ассоциаций   используется   при   удачном созвучии фразы и словарного слова: Автобус – авто Аптека – апчхи! Малина – маленькая ягодка Хорошо – поёт хор Дед в деревне завтра на завод дети дежурные  машина у Маши пенал моют пеной   В этом случае слова называем не проверочными, а словами­подсказками одновременно придумываем маленькую сказку, например, о том как грязный пенал мыли пеной; девочка Маша любила играть машиной и другое. А сколько проблем бывает со словом «собака». Мы с детьми придумали сказку. Жила­была собака, она любила спать, её прозвали Соня. Собака Соня. Можно использовать следующие игровые строки: Трудные учить слова Помогает нам игра. Петуха назвали «Петя»­ Любит петь он на рассвете. А медведь, наоборот, Петь не любит, любит мёд.  Для   правильного   закрепления   написания   словарного   слова   используем шуточные вопросы ­ загадки: 1. В каких словах живёт рак? (завтРАК, РАКета) 2. Все слова хороши, но где­то спрятались ёж и ужи? (дЕЖурный, УЖИн) 3. Какие слова любит ворона? (КАРандаш, КАРтина, КАРтофель) 4. А лягушка? (КВАртира, МосКВА.) Еще один прием позволяет запомнить написание некоторых букв – это прием «Покажи букву».  Чтоб ошибок нам не делать, Поработает пусть тело. Ручки, ножки изогнем, Правильно писать начнем. Суть приема в том, что дети должны принять позу похожую на какую­либо букву, такой прием может одновременно служить физминуткой. Для   отслеживания   результатов  использования   данной   методики проводится   мониторирование   в   форме   диктантов,   проверочных   работ, словарных диктантов, тестовых заданий. При этом делается как общий анализ работ,   так   и   отдельно   по   правописанию   словарных   слов.   Итоги   работ оформляются в виде таблицы, основой отслеживания являются результаты входного, промежуточного и итогового тестирования. Таблица дает наглядное представление о динамике обученности, о проблемах, возникающих в ходе обучения.   Вашему   вниманию   я   предлагаю   фрагмент   такой   таблицы,   в   ней прослеживается   пусть  небольшая, но,  все­таки, положительная  динамика  в правописании, именно, словарных слов. Фамилия обучающегося Результаты срезов  в % 2 класс Вход Промежут Итогов 20 40 30 40 20 30 50 35 50 25 35 57 40 50 27 3 класс Вход Промежут Итогов 30 55 42 55 25 45 70 50 70 30 45 78 65 76 32 Использование   данных   методов   даёт   большой   эффект,   разнообразит урок, делая его более интересным, развивает внимание и память учащихся, способствует прочному запоминанию слов с непроверяемым написанием. Интерес  к  учению  появляется только  тогда,  когда  есть вдохновение, рождающееся  от успеха. В. А. Сухомлинский

«Ассоциации как средство усвоения непроверяемых написаний»

«Ассоциации как средство усвоения непроверяемых написаний»

«Ассоциации как средство усвоения непроверяемых написаний»

«Ассоциации как средство усвоения непроверяемых написаний»

«Ассоциации как средство усвоения непроверяемых написаний»

«Ассоциации как средство усвоения непроверяемых написаний»

«Ассоциации как средство усвоения непроверяемых написаний»

«Ассоциации как средство усвоения непроверяемых написаний»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.02.2018