"Атмосферные осадки" ( 6ласс, география)
Оценка 4.6

"Атмосферные осадки" ( 6ласс, география)

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
география
6 кл
22.10.2019
"Атмосферные осадки" ( 6ласс, география)
Технологическая карта урока "Атмосферные осадки", может быть использована на уроках географии в 6 классе. Тема этого урока поможет учащимся сформировать представление об атмосферных осадках, методах измерения количества осадков,их видах. Как атмосферные осадки распределяются по земной поверхности в зависимости от географических особенностей, о значении осадков в природе и жизни людей.
атмосферные осадки.docx
Ф.И.О. : Моцок Наталья Федоровна Предмет: география  Класс: 6 Тема урока: «Атмосферные осадки». Цель урока:  сформировать представление об атмосферных осадках, их видах, методах измерения количества осадков; географических  особенностях распределения осадков по земной поверхности, о значении осадков в природе и жизни людей.  Планируемые образовательные результаты:  Личностные: ­  в  результате урока учащиеся смогут сформулировать собственное мнение о значении атмосферных осадков в их повседневной жизни; ­  продолжить развитие способности к саморазвитию и личностному самоопределению на основе осмысления важности знаний об  атмосферных осадках. Метапредметные:  а) Познавательные: сформированность умения самостоятельно осуществлять поиск и выделение информации . б) Регулятивные: продолжить формирование умения ставить цели, действовать по составленному плану, анализировать и обобщать  информацию,  высказывать суждения и аргументы, делать выводы, осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль в) Коммуникативные: продолжить формирование способности к согласованным действиям с учетом позиции других, овладевать нормами  общения, регулировать собственное речевое поведение. Предметные: В результате урока учащиеся смогут: ­ давать определение понятию «атмосферные осадки»;  ­ называть виды осадков и  причины их выпадения;  ­ приводить примеры положительного и отрицательного влияния осадков на хозяйственную деятельность людей;  ­ называть метод и прибор для измерения осадков, объяснять принцип его работы. Методы и формы обучения: наглядно – иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый, исследовательский. Оборудование: учебник географии  6 класс под. ред. Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова, физическая карта полушарий, ПК, мультимедийный  проектор.  Основные понятия, изучаемые на уроке:     атмосферные осадки, осадкомер, диаграмма количества осадков. Этап урока Содержание деятельности учителя Ход урока Организационный  момент (2 мин) Проверка домашнего задания Устный фронтальный опрос  Приветствие учащихся, проверка готовности уч­ся к уроку. 1.Назовите   причины,   от   которых   зависит   количество   водяного   пара   в воздухе.  2.Что такое относительная влажность?  3.Какие виды облаков преобладают зимой, какие летом?   4.Чем   отличается   насыщенный   водяными   парами   воздух   от ненасыщенного?  5.Может   ли   содержаться   в   воздухе,   температура   которого   20˚С,   20г воды?  6.Что общего в образовании тумана и облаков?  7.Почему летом лужи, оставшиеся после дождя, высыхают очень быстро, а осенью медленно, хотя воды в них может быть одинаковое количество?  8.Какое значение имеет облачность летом и зимой, днем и ночью? Загадывает загадки. А) Скатерть бела всю землю одела. (Снег) Б) Крупно дробно зачастил и всю землю напоил. (Дождь) Содержание деятельности учащихся Готовят рабочее  место. Отвечают вопросы учителя.   на Планируемые результаты Формируют познавательные интересы Осознают   ценность географических знаний Формулируют и аргументируют   своё мнение. Высказывают  суждения,  подтверждая их  фактами.   Мотивация  учебной  деятельности (6  В) Рассыпался горох На семьдесят семь дорог, Отвечают на  загадки. мин) Введение  в  тему   урока  и  создание   условий для   осознанного   восприятия  нового   материала. И никто его не подберет. (Град) Г)  Утром бусы засверкали, Всю траву собой заткали, А пошли искать их днем, Ищем, ищем – не найдем.   (Роса) Каким словом или словосочетанием можно объединить  отгадки?  (Осадки или атмосферные осадки). Запишите тему урока в тетрадь. Что хотели бы узнать об осадках? Сформулируйте цели нашего урока. Уметь с достаточной полнотой выражать  свои мысли, слушать и понимать речь  других,  формулировать и  аргументировать  своё мнение. Самостоятельно  обнаруживать и  формулировать  учебную проблему,  определять цель  учебной  деятельности. Формулируют  тему, планируют  задачи урока, Тема урока  «Атмосферные  осадки». Цели урока:  ­ усвоить понятие  «атмосферные  осадки; ­ называть виды  осадков и причины их выпадения; . Организация  познавательной  деятельности (28  мин) Умеют   работать   в соответствии с поставленной учебной задачей;   Изучение нового материала. Атмосферные   осадки.   Давайте   поговорим   сегодня   поподробнее   об атмосферных осадках.  ответы учеников   ­Почему не из всех облаков выпадают осадки?  Затем учитель берет пуховое перышко. Представьте, что перышко – это капля дождя. (Учитель бросает перышко и снизу дует на него.)   ­Что происходит с перышком?  ­ В каком случае капля – перо упадет на земную поверхность? (ответы учеников)  Учитель обобщает ответы учащихся и делает выводы: перышко упадет в том  случае, если его масса будет преодолевать поднимающиеся потоки воздуха. Капельки воды в облаке находятся все время в движении. Они сталкиваются, сливаются и постепенно становятся все больше и тяжелее. Когда капельки становятся настолько тяжелыми, что не могут держаться в воздухе, начинается дождь. Вопрос:      ­Каких размеров должна быть капля, чтобы упасть?   Работа с текстом учебника  Диаметр капли < 0,01мм – облачная капля;  Диаметр капли от 0,5 до 5мм – дождевая капля. В   ходе   беседы   школьники   усваивают   характерные   понятия: атмосферные   осадки   ­  вода,   выпадающая   на   земную   поверхность   в жидком или твердом состоянии.    Работа в тетради  Какие виды атмосферных осадков вам известны?  Начертить схему:  виды атмосферных осадков   Снизу поднимают (подбрасывают) каплю­перышко вверх,   учащихся  потоки ответ учащиеся ответ на с.123   ищут Виды осадков ответы учеников          Дождь Морось Снег   Град  Крупа  Роса   Иней Изморозь Затем   заслушиваются   сообщение   учащихся   о   видах   осадков,     учитель предлагает разделить осадки на группы  по разным признакам. Во время сообщений   учащихся   о   различных   видах   осадков   учитель   вносит дополнения и по ходу заполняется таблица   Работа со схемой Ученики   выясняют,   по   каким   признакам   можно   разделить   осадки   по группам ­ Назовите осадки в жидком и твердом состоянии. На основе полученных знаний составить схему: ответы учеников Атмосферные осадки Жидкие                         Твердые          Изморось                         Снег              Град                                                             Дождь                Иней                                                               Роса            Гололед             Крупа  ­ Как различаются осадки по сезонам года? На основе полученных знаний составьте схему.  Виды осадков (по сезонам года) ответы учеников                                                осадки теплого времени года осадки холодного времени года Дождь                                          Снег Морось                                        Крупа Роса                                              Иней Град                                              Изморозь На основе  полученных знаний  чертят схему в  тетрадь ­ Как можно разделить осадки по высоте образования?  Виды осадков (по высоте образования) В верхних и средних слоях тропосферы Близко к земной поверхности или на земле                                   Дождь                                         Роса                                   Морось                                       Иней                                   Град                                            Изморось                                   Крупа Кто­то утром, не спеша, (Ходьба на месте.) Надувает желтый шар, (Дети дуют и разводят руки.) А как выпустишь из рук – (Поднять руки вверх, хлопок.) Станет вдруг светло вокруг. (Повороты в стороны.) Что это за шар? (Солнце) выполняют движения Ответственное  отношение к своему  здоровью Физкульт ­минутка Первичное  закрепление и  осмысление  учебного  материала  1 Учащиеся самостоятельно делают вывод о том, что большая часть  осадков выпадают из облаков в виде капелек дождя, снега, града, а  меньшая часть осадков выделяется непосредственно из воздуха; о  различие осадков (обложные, моросящие, ливневые); об измерении  количества осадков; о причинах, от которых зависит количество осадков,  деление на группы по разным признакам. Заполняется таблица совместно  с учителем.  Работа со справочно­информационными материалами (работа в  группах).   Ученики   ищут другие способы классификации осадков.   Контролируют   и оценивают процесс и результаты работы.   и Приёмы самоконтроля взаимоконтроля правильности полученных результатов. 1 группа –  составление  сравнительной  таблицы о способах образования  осадков и их  характеристика. 2 группа – сбор   информации Учитель обращает внимание на то, что количество осадков измеряется с помощью осадкомеров, знакомит с его строением. Осадкомер  похож на ведро.  Его устанавливают  на столб и  окружают специальной   защитой,   чтобы   ветер   не   сносил   осадки   в   сторону.   При определении   количества   осадков   воду   из   осадкомера   выливают   в измерительный   стакан   и   измеряют   толщину   водяного   слоя   в миллиметрах.     Если   выпадет   снег,   то   осадкомер   вносят   в   теплое помещение,   где   снег   тает.   Высоту   слоя   воды   также   определяют   с помощью измерительного стакана. Осадкомер снимают 2 раза в сутки: в 7 часов утра и в  19 часов вечера. Количество осадков за сутки вычисляется путем сложения результатов двух  измерений.  Количество осадков за месяц равно сумме осадков, выпавших за все дни этого месяца. Годовое   количество   осадков  равно   сумме   осадков,   выпавших   за   все месяцы этого года.  Учитель: Какой вопрос мы не рассмотрели на уроке?  Правильно ­ это значение атмосферных осадков Работа над проблемой в группах  «Атмосферные осадки – это благо или беда?» Вопросы классу 1 Что такое атмосферные осадки? 2 Какие осадки бывают по характеру возникновения? 3 Как осадки различают по характеру выпадения? 4 При каком характере возникновения и выпадения осадки будут просачиваться в грунт, а при каком ­ нет? Закрепление изученного характере  выпадения осадков 3 группа – сбор   информации  о  различии  осадков  по происхождению Ответы учащихся   группа 1 (атмосферные осадки – это благо)   группа 2 (атмосферные осадки – это беда) материала Рефлексия (3 мин) Ребята понравился ли  вам урок? Если понравился ­ нарисуйте солнышко, если нет – дождь.  Выставление оценок за урок Информация о  домашнем задании  (3 мин § 29, объясните народные пословицы:    А) « Много снега ­ много хлеба»;   Б) «Когда облака редки, земля – плешива»;   В) «От искры – пожар, от дождя – наводнение».  Описать  t  °C,   количество   осадков,   направление   ветра   территорий:   1 вариант   ­  Восточно­Европейская   равнина,   2   вариант   ­  Амазонская низменность, 3 вариант ­ пустыня Виктория. Анализируют свою  работу на уроке.  Определяют  уровень  достижений своих  результатов. Оценивают свою  работу на уроке. Записывают  домашнее задание в дневник. Задают вопросы  учителю. Определять роль  результатов своей  деятельности  Осознавать  конечный результат Производить поиск  информации и  анализировать её. Используя рис 82, с 124 учебника, заполните таблицу.  Задание 1. г. Абердин. г. Аден г. Владивосток Признаки сравнения. Количество осадков  за год. Режим выпадения  осадков.  Направление ветра  летом  Направление ветра  зимой Задание 2.                                            Тесты самооценки. Выберите правильный ответ 1. Атмосферные осадки – это А) Вода в твердом и жидком виде, находящаяся на земной поверхности; Б) Вода в твердом и жидком виде, выпадающая из облаков; В) Вода в твердом и жидком виде, выделяющаяся из воздуха; Г) Вода в твердом и жидком виде, выпадающая из облаков или выделяющаяся из воздуха на охлажденных поверхностях.      2. Атмосферные осадки измеряют при помощи          А) термометра;          Б) барометра;          В) осадкомера;          Г) нивелира. 3. Какое утверждение об осадках неверное; А) Дождь выпадает, если  диаметр капель в облаке достигает 0,5­5мм;  Б) Направление ветров не влияет на количество атмосферных осадков; В) Иней, роса и изморозь выделяются из воздуха при соприкосновении с охлажденными поверхностями; Г) Большое количество осадков приводит к наводнениям.  4. Почему во Владивостоке большая часть осадков выпадает летом? А) действуют бризы; Б) действует шторм; В) действует штиль; Г) действуют муссоны. Рабочий лист 2.  Количество осадков имеет большое значение для хозяйственной деятельности людей. Если мало влаги,  то гибнет урожай, нарушается  снабжение водой населения, заводов и фабрик. Избыточное выпадение осадков в виде дождя вызывает наводнения, уничтожает населенные  пункты, срывает сенокос, приводит к гибели посевов. Например, вода, образующаяся весной при таянии снега, впитывается в почву легко, и  растения будут хорошо развиваться даже в том случае, если лето засушливое (при таянии слоя снега в 1 см на один гектар образуется до  35000 литров воды). Поэтому на полях производят снегозадержание. Снег сохраняет озимые посевы от вымерзания (при температуре ­30° и  толщине снега около 50 см температура почвы приблизительно равна  ­3°). Снег помогает метеорологам следить  за чистотою атмосферного  воздуха, так как он впитывает вещества, содержащиеся в атмосфере. Анализ примесей, находящихся в снежном покрове, позволяет выявить  те промышленные предприятия, которые загрязняют воздух, и определить меры улучшения ситуации. Измерение толщины снежного покрова  позволяет предвидеть весеннее половодье. Дождь питает культурные растения влагой. Например, один слабый дождик дает слой воды 1­2 мм. При этом один гектар пашни получает около 900 ведер воды. В снег зимой прячутся животные и птицы в лютые морозы. Осадки пополняют  реки, делая их судоходными. Зимой дети могут кататься на лыжах, санках и т.д.                                          Атмосферные осадки могут  причинить вред. Градины, обычно имеющие величину горошины, могут достигать размеров голубиного яйца. Сильные градобития  представляют собой настоящую катастрофу. Град уничтожает посевы, мелкий скот, оголяет деревья. Известны случаи поражения людей  крупными градинами. Значительные снегопады парализуют транспорт крупных городов. Приходится тратить огромные средства на  снегоуборочные работы. Оседая на кроны деревьев снег способен сломать стволы диаметром 10­15 см. Иногда снегопады приводят к гибели  людей. Изморозь приводит к обрыву проводов линии электропередачи. Иней отрицательно влияет на растения. Во время снегопадов и  туманов прекращается полет самолетов, часты аварии на дорогах. Во время гололеда травмируется человек на скользкой дороге.

"Атмосферные осадки" ( 6ласс, география)

"Атмосферные осадки" ( 6ласс, география)

"Атмосферные осадки" ( 6ласс, география)

"Атмосферные осадки" ( 6ласс, география)

"Атмосферные осадки" ( 6ласс, география)

"Атмосферные осадки" ( 6ласс, география)

"Атмосферные осадки" ( 6ласс, география)

"Атмосферные осадки" ( 6ласс, география)

"Атмосферные осадки" ( 6ласс, география)

"Атмосферные осадки" ( 6ласс, география)

"Атмосферные осадки" ( 6ласс, география)

"Атмосферные осадки" ( 6ласс, география)

"Атмосферные осадки" ( 6ласс, география)

"Атмосферные осадки" ( 6ласс, география)

"Атмосферные осадки" ( 6ласс, география)

"Атмосферные осадки" ( 6ласс, география)

"Атмосферные осадки" ( 6ласс, география)

"Атмосферные осадки" ( 6ласс, география)

"Атмосферные осадки" ( 6ласс, география)

"Атмосферные осадки" ( 6ласс, география)

"Атмосферные осадки" ( 6ласс, география)

"Атмосферные осадки" ( 6ласс, география)

"Атмосферные осадки" ( 6ласс, география)

"Атмосферные осадки" ( 6ласс, география)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.10.2019