Аттестационное задание № 19
«Универсальные учебные действия»
Выполнила:
Романская Ксения Валерьевна,
учитель начальных классов
МБОУ «СШ № 19», г. Нижневартовск
Пояснительная записка
Мобильность, активность, успешность – эти понятия прочно вошли в нашу жизнь. Основная задача современного образования «не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации».
Федеральный государственный образовательный стандарт устанавливает три основные группы результатов образования – личностные, метапредметные и предметные. Под метапредметными результатами понимаются универсальные учебные действия – познавательные, коммуникативные и регулятивные. Программа формирования универсальных учебных действий направлена на развитие у обучаемых навыков учебной деятельности. Среди универсальных учебных действий особое внимание следует уделить коммуникативным, т.к. коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность ученика, позволяют ему строить продуктивные взаимоотношения с окружающими.
Именно младший школьный возраст благоприятен для овладения коммуникативными универсальными учебными действиями в силу особой потребности в общении. Организация совместной деятельности школьников на уроке включает в себя работу учеников в группе, дискуссию как форму учебного сотрудничества, а также игровую деятельность. Совместная деятельность учителя и обучающихся включает в себя проектные формы деятельности. Для более эффективного результата включение в диалог происходит с условием
Предложенные задания по формированию УУД учитывают особенности обучающихся, поскольку предполагают включение учащегося с низким уровнем коммуникативных возможностей в группу с учащимися с высокими и средними коммуникативными возможностями.
Основная часть
Цель работы – разработать систему заданий, ориентированных на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, которые обучающиеся в процессе изучения предмета выполняют с использованием учебника.
К коммуникативным учебным действиям относятся:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Считается, что эффективно сформированы коммуникативные УУД в условиях обучения в основной школе, если:
- механизм формирования коммуникативной компетенции школьников функционирует благодаря включению учащихся в учебное общение на основе создания ситуации успеха, стимулированию их коммуникативной деятельности;
- выявлены организационно-дидактические условия, способствующие переходу учащихся с низкого на более высокий уровень коммуникативной успешности;
- определены критерии и способ диагностики, позволяющие адекватно оценить формирование коммуникативных УУД у школьников и, на этой основе, совершенствовать процесс их формирования.
В основе формирования коммуникативных УУД лежит деятельностный подход с учетом психических и возрастных особенностей личности учащихся.
В соответствии с культурно-исторической теорией Л.С. Выготского коммуникативная деятельность определяется как “взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата” в соответствии с ФГОС.
Из содержания ФГОС следует, что коммуникативные универсальные учебные действия могут быть разделены на три группы:
- коммуникация как взаимодействие (коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника или партнера по деятельности);
- коммуникация как кооперация, сотрудничество (содержательное ядро – согласование усилий по достижению общей цели);
- коммуникация как условие интериоризации (коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям и становления рефлексии).
Систему формирования коммуникативных УУД предложил А.Г. Асмолов, он разработал и универсальные типовые задания. Опираясь на предложенные А.Г. Асмоловым задания, я привела примеры типовых заданий в таблице, которые используются с целью формирования коммуникативных УУД на протяжении изучения всего курса «Окружающий мир» (таблица 1).
Система заданий, ориентированных на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, предусматривает организацию работы учащихся с внешкольными источниками информации. (приложение 5, таблица 3)
Разработанная система заданий предусматривает организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся:
-составлять схемы, таблицы, планы;
-решать творческие учебные задачи;
-анализировать, сопоставлять, делать выводы;
-давать собственную оценку фактам;
-стройно излагать свои мысли.
Рассмотрим примеры формирования коммуникативных УУД в процессе изучения предмета «Окружающий мир» в 3 классе с использованием учебника Плешакова А. А. «Окружающий мир».
Таблица 1. Система заданий, ориентированных на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, которые учащиеся освоят в процессе изучения предмета «Окружающий мир» в 3 классе, выполняя задания с использованием учебника.
Система заданий |
Коммуникативные УУД |
Планирование порядка и времени обобщения главы, темы «Брейн-ринг» |
- работать в группе (определять цели и функции участников, способы взаимодействия, планировать общие способы работы, осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать |
Определения уровня смыслового чтения «слепого» текста |
)- устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор; |
Составить кроссворд, сканворд, по содержанию изучаемой темы работа в парах или минигруппах. |
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; |
Составить текст с географическими ошибками. |
- владеть письменной речью; |
Составить задания для викторины, используя УМК по литературе. |
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. |
Примеры заданий:
1.Планирование порядка и сроков изучения разделов, глав, тем, параграфов. Игра «Брейн-ринг»
Класс делится на три группы (команды).
Помощники ведут счёт игры.
Каждой команде предлагается задание.
Команде № 1: «Люди занимаются растениеводством прежде всего, чтобы получать продукты питания. Чтобы на нашем столе всегда был хлеб, растениеводы выращивают……….. ».
Команде № 2: «Чтобы обеспечить кормами домашних животных люди выращивают …………..».
Команде №3: «Из этих растений на специальных промышленных предприятиях получают волокно. Из волокна делают нити, а из нитей ткут ткани.Это……………….».
Подсчет результатов. Результат игры отражают на табло.
2.Пример определения уровня смыслового чтения «слепого» текста
Задание: Прочитайте текст, вставляя пропущенные слова. Озаглавьте текст.
Никогда не собирай ягоды и… недалеко от автомобильных …, свалок и промышленных предприятий. В них накапливается много … веществ. Всегда тщательно … овощи и фрукты. Это нужно не только для … от болезнетворных …, но и для того, чтобы удалить с поверхности овощей и фруктов остатки ….
Учебную деятельность возможно провести в парах или провести взаимопроверку по шаблону учебника с.35.
3. «Найди меня»
Задание. При изучении темы «Путешествие по городам и странам» дается малым группам задание после просмотра видеофрагмента, картины, т.п. найти место в тексте учебника, в котором описывается объект (город,страна).
4.Задание. Самостоятельное изучение нового материала в индивидуальном режиме с использованием информационной карты урока (учитываются индивидуальные особенности учеников).
5. Задание. Составить текст с географическими ошибками, используя текст учебника и выполнить взаимопроверку с одноклассником
6. Задание. Составить задание на выбор лишнего по изучаемой теме и предложить однокласснику (работа в парах)
7. Задание. Составить план изученной темы.
8. Задание. Проанализировать информацию, представленную в виде таблицы, схемы, сделать вывод.
9. Задание. Составить вопросы по изученной теме.
10. Задание. «Конкурс шпаргалок»
11. Задание. Упростить предложение, текст без потери смысла
12. Задание. Составить мини – рассказ с использованием списка понятий из текста темы.
13. Задание. Сопоставить текст с рисунком.
14. Задание. Придумать подписи под рисунки учебника.
15. Задание. Прочитать и пересказать по данным вопросам.
16. Задание. Придумать и записать вопросы к тексту параграфа (ответы на вопросы должны содержаться в тексте), задать однокласснику.
17. Задание. Составить задания для викторины, интеллектуальной игры по теме «Золотое кольцо России»
18. Задание. Сравнить объекты изображенные в учебнике, модели, найти общее (устно)
19. Задание. Составить развивающий канон, синквейн
Задачи на применение УУД могут строиться как на материале учебных
предметов, так и на практических ситуациях, встречающихся в жизни учащегося и имеющих для него значение (экология, бытовые практико-ориентированные ситуации и др.).
20. Задание. Подготовить минипроект по теме «Профессии», подготовить проект-презентацию о профессиях своих родителей.
УУД - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.
Для отслеживания результатов освоения коммуникативных УУД применяю методики выявления организаторских и коммуникативных склонностей (Ж. Пиаже «Левая и правая стороны», методика Г.А. Цукерман «Кто прав?», «Рукавички» Г.А. Цукерман, «Дорога к дому» (модифицированный вариант) (приложения 1-4); а также педагогическое наблюдение, мониторинг специалиста психолога, индивидуальное собеседование, т.д. Для отслеживания результатов есть необходимые контрольные точки в начале учебного года, середине и конце.
В процессе обучения использую современные оценочные средства (приложение 6, таблица 4).
По предмету «Окружающий мир» предусмотрено оценивание индивидуальной учебной успешности обучающихся по вариативным показателям (приложение 8, таблицы 6,7).
Разработанная система заданий предусматривает промежуточное и итоговое оценивание образовательных результатов (приложение 7, таблица 5).
В процессе изучения предмета «Окружающий мир» развивается внеурочная деятельность учащихся. Вместе с учителем обучающиеся посещают выставки, музеи, библиотеки, готовят проекты исследовательских работ, участвуют в акциях «Посылка ветерану», «Сохраним планету чистой» (Приложение 5, таблица 3).
Основные критерии сформированности коммуникативных УУД:
· желание вступать в контакт с окружающими;
· знание норм и правил общения;
· умение решать конфликтные ситуации;
· умение работать в группе.
Таблица 2. Критерии оценки коммуникативных УУД детей младшего школьного возраста.
Базовые виды коммуникативных универсальных учебных действий |
Общий уровень развития общения (предпосылки формирования) |
Основные критерии оценивания |
Типовые задачи |
Показатель уровня выполнения задания |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
1. Коммуникация как взаимодействие (интеракция). Коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника либо партнера по деятельности (интеллектуальный аспект коммуникации). Преодоление эгоцентризма в пространственных и межличностных отношениях |
потребность в общении со взрослыми и сверстниками; владение
определенны эмоционально
позитивное отношение к процессу ориентация на партнера по общению; умение слушать собеседника |
понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос; ориентация на
позицию понимание
возможности разных оснований для оценки одного и того же учет
разных мнений и |
Задание «Левая и правая стороны» (Ж. Пиаже). Методика «Кто прав?» (методика Г.А. Цукерман ) |
1. Низкий уровень: ребенок отвечает неправильно во всех четырех заданиях; 2. Средний уровень: правильные ответы только в 1-м и 3-м заданиях; ребенок правильно определяет стороны относительно своей позиции, но не учитывает позиции партнера. 3. Высокий уровень: четыре задания ребенок выполняет правильно, т. е. учитывает отличия позиции другого человека. |
2. Коммуникация как кооперация. Коммуникативные действия, направленные на кооперацию, т. е. согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности |
|
умение
договариваться, умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать; способность
сохранять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания
|
Задание «Рукавички» (Г.А. Цукерман) |
1.Низкий уровень – в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства; дети не пытаются договориться или не могут прийти к согласию, настаивают на своем; 2.Средний уровень – сходство частичное: отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные отличия; 3.Высокий уровень – рукавички украшены одинаковым или весьма похожим узором; дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координирую их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла. |
3. Коммуникация как условие интериоризации. Речевые действия, служащие средством коммуникации (передачи информации другим людям), способствуют осознанию и усвоению отображаемого содержания |
|
рефлексия
своих способность
строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, умение
с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера |
Задание «Дорога к дому» (модифицированный вариант) |
1.Низкий уровень – узоры не построены или не похожи на образцы; указания не содержат необходимых ориентиров или формулируются непонятно; вопросы не по существу или формулируются непонятно для партнера; 2.Средний уровень – имеется хотя бы частичное сходство узоров с образцами; указания отражают часть необходимых ориентиров; вопросы и ответы формулируются расплывчато и позволяют получить недостающую информацию лишь отчасти; 3.Высокий уровень – узоры соответствуют образцам; в процессе активного диалога дети достигают взаимопонимания и обмениваются необходимой и достаточной информацией для построения узоров, в конце по собственной инициативе сравнивают результат с образцом. |
Задача учителя состоит в том, чтобы научить детей учиться, сформировать у них учебные навыки, в том числе приемы работы с учебником. И что удивительно, не так просто убедить учащихся, что учебник – это их помощник, что учебник является как справочником, в котором ученик может найти материал и уточнить то, что он забыл или недостаточно усвоил, так и источником новых знаний.
Список литературы:
1. Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст] / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская. М.: Просвещение, 2008. 151 с.
2. Жиркова В. С. Методы и приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках информатики // Молодой ученый. — 2014. — №6. — С. 88-91.
3. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. «Справочник психолога средней школы» - Ростов-н-Дону, «Феникс», 2008 г.
4. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения / НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР. – М., Педагогика, 1986.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт: Утв. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации – Глоссарий – М-П – Метапредметные результаты образовательной деятельности [Электронный ресурс]. URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx ?CatalogId=824 (дата обращения: 10.04.13).
6. Федеральный государственный образовательный стандарт: Утв. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации: Начальное общее образование [Текст] М.: Просвещение, .
7. Степанов Е.Н. Изучение и оценка личностных результатов школьников в соответствии с требованиями ФГО. Методики./ Е.Н. Степанов.- Волгоград. Учитель,2016.-91с.
8.Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник в двух частях.М.»Просвещение», 2014 г.
9. http://www.ug.ru/method_article/813
10. https://open-lesson.net/3270/
11. http://www.moluch.ru/archive/65/10822/
12. https://interactive-plus.ru/discussion_platform.php?requestid=4576
13. http://festival.1september.ru/articles/627412/
Представляя аттестационное задание, автор гарантирует, что использованная в задании информация не нарушает прав интеллектуальной собственности третьих лиц.
__________________________ ____________________________
подпись расшифровка подписи
«_____»_____________________20__г.
Приложения
Приложение 1.
Задание «Левая и правая стороны» (Ж. Пиаже)
Цель: выявление уровня сформированности действий, направленных на учет позиции собеседника (партнера).
Оцениваемые универсальные учебные действия: коммуникативные действия.
Возраст: 6,5—7 лет.
Метод оценивания: индивидуальная беседа с ребенком.
Описание задания: ребенку задают вопросы, на которые он должен ответить, или предлагают задания, на которые он должен отреагировать действиями.
Задания
(Сидя или стоя лицом к лицу ребенка.) Покажи мне свою правую руку. Левую. Покажи мне правую ногу. Левую.
1. То же самое. Покажи мне мою левую руку. Правую. Покажи мне мою левую ногу. Правую.
Вариант. Дети стоят спиной друг к другу. Одному из детей предлагают, не оборачиваясь, показать левую руку стоящего за его спиной одноклассника. Правую. Дотронуться до его левой ноги. Правой.
3. На столе перед ребенком лежат монета, карандаш: монета с левой стороны от карандаша по отношению к ребенку. Карандаш слева или справа? А монета?
4. Ребенок сидит напротив взрослого, у которого в правой руке монета, а в левой руке карандаш. Монета в левой или в правой руке? А карандаш?
Критерии оценивания:
— понимание возможности различных позиций и точек зрения, ориентация на позицию других людей, отличную от собственной;
— соотнесение характеристик или признаков предметов с особенностями точки зрения наблюдателя, координация разных пространственных позиций.
Уровни оценивания:
1. Низкий
уровень: ребенок отвечает неправильно во всех
четырех заданиях;
2. Средний уровень: правильные ответы только в 1-м и 3-м заданиях; ребенок правильно определяет стороны относительно своей позиции, но не учитывает позиции партнера.
3. Высокий уровень: четыре задания ребенок выполняет правильно, т. е. учитывает отличия позиции другого человека.
Приложение 2.
Методика «Кто прав?»
(методика Г.А. Цукерман и др.)
Цель: выявление сформированности действий, направленных на учет позиции собеседника (партнера).
Оцениваемые универсальные учебные действия: коммуникативные действия.
Возраст: 8—10 лет.
Метод оценивания: индивидуальная беседа с ребенком.
Описание задания: ребенку дают по очереди текст трех заданий и задают вопросы.
Текст 1
Петя нарисовал Змея Горыныча и показал рисунок друзьям. Володя сказал: «Вот здорово!» А Саша воскликнул: «Фу, ну и страшилище!»
Как ты думаешь, кто из них прав? Почему так сказал Саша? А Володя? О чем подумал Петя? Что ответит Петя каждому из мальчиков? Что бы ты ответил на месте Саши и Володи? Почему?
Текст 2
После школы три подруги решили готовить уроки вместе.
—Сначала решим задачи по математике, — сказала Наташа.
—Нет, начать надо с упражнения по русскому языку, — предложила Катя.
—А вот и нет, вначале надо выучить стихотворение, — возразила Ира.
Как ты думаешь, кто из них прав? Почему? Как объяснила свой выбор каждая из девочек? Как им лучше поступить?
Текст 3
Две сестры пошли выбирать подарок своему маленькому братишке к первому дню его рождения.
— Давай купим ему это лото, — предложила Лена.
— Нет, лучше подарить самокат, — возразила Аня.
Как ты думаешь, кто из них прав? Почему? Как объяснила свой выбор каждая из девочек? Как им лучше поступить? Что бы ты предложил подарить? Почему?
Критерии оценивания:
—понимание возможности различных позиций и точек зрения (преодоление эгоцентризма), ориентация на позиции других людей, отличные от собственной;
понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета, понимание относительности оценок или подходов к выбору;
— учет разных мнений и умение обосновать собственное;
— учет разных потребностей и интересов.
Уровни оценивания:
1. Низкий уровень: ребенок не учитывает возможность разных оснований для оценки одного и того же предмета (например, изображенного персонажа и качества самого рисунка в задании 1) или выбора (задания 2 и 3), соответственно исключает возможность разных точек зрения; ребенок принимает сторону одного из персонажей, считая иную позицию однозначно неправильной.
2. Средний уровень: частично правильный ответ — ребенок понимает возможность разных подходов к оценке предмета или ситуации и допускает, что разные мнения по-своему справедливы или ошибочны, но не может обосновать свои ответы.
3. Высокий уровень: ребенок демонстрирует понимание относительности оценок и подходов к выбору, учитывает различие позиций персонажей и может высказать и обосновать свое мнение.
Приложение 3.
Задание «Рукавички»
(Г.А. Цукерман)
Цель: выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация).
Оцениваемые универсальные учебные действия: коммуникативные действия.
Возраст: 6,5—7 лет.
Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием учащихся, работающих в классе парами, и анализ результата.
Описание задания: детям, сидящим парами, дают каждому по одному изображению рукавички и просят украсить их одинаково, т. е. так, чтобы они составили пару. Дети могут сами придумать узор, но сначала им надо договориться между собой, какой узор они будут рисовать.
Каждая пара учеников получает изображение рукавичек в виде силуэта (на правую и левую руку) и одинаковые наборы цветных карандашей.
Критерии оценивания:
— продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства узоров на рукавичках;
умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т. д.;
— взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;
— взаимопомощь по ходу рисования;
- эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).
Уровни оценивания:
1. Низкий
уровень: в узорах явно преобладают различия
или вообще нет сходства. Дети не пытаются договориться или
не могут прийти к согласию, каждый настаивает на своем.
2. Средний уровень: сходство частичное — отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные различия.
3. Высокий уровень: рукавички украшены одинаковым или очень похожим узором. Дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координируют их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла.
Приложение 4.
Задание «Дорога к дому»
(модифицированный вариант методики «Архитектор-строитель»)
Цель: выявление уровня сформированности действия по передаче информации и отображению предметного содержания и условий деятельности.
Оцениваемые универсальные учебные действия: коммуникативно-речевые действия.
Возраст: 8—10 лет.
Метод оценивания: наблюдение за процессом совместной деятельности учащихся в парах и анализ результата.
Описание задания: двух детей усаживают друг напротив друга за стол, перегороженный экраном (ширмой). Одному дают карточку с линией, изображающей путь к дому (рис. 6, а), другому — карточку с ориентирами-точками (рис. 6, б). Первый ребенок говорит, как надо идти к дому. Второй старается провести линию — дорогу к дому — по его инструкции. Ему разрешается задавать любые вопросы, но нельзя смотреть на карточку с изображением дороги. После выполнения задания дети меняются ролями, намечая новый путь к дому (рис. 6, в).
Критерии оценивания:
—продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства нарисованных дорожек с образцами;
—способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; в данном случае достаточно точно, последовательно и полно указать ориентиры траектории дороги;
—умение задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнера по деятельности;
—способы взаимного контроля по ходу выполнения деятельности и взаимопомощи;
—эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости), негативное.
Уровни оценивания:
1. Низкий уровень: узоры не построены или не похожи на образцы; указания не содержат необходимых ориентиров или формулируются непонятно; вопросы не по существу или формулируются непонятно для партнера.
2. Средний уровень: имеется хотя бы частичное сходство узоров с образцами; указания отражают часть необходимых ориентиров; вопросы и ответы формулируются расплывчато и позволяют получить недостающую информацию лишь отчасти; достигается частичное взаимопонимание.
3. Высокий уровень: узоры соответствуют образцам; в процессе активного диалога дети достигают взаимопонимания и обмениваются необходимой и достаточной информацией для построения узоров, в частности указывают номера рядов и столбцов точек, через которые пролегает дорога; в конце по собственной инициативе сравнивают результат (нарисованную дорогу) с образцом.
Анализируя результаты диагностики в течение года, важно корректировать универсальные учебные действия учащихся для получения максимально высокой компетенции.
В целях развития коммуникативных УУД у обучающихся с низкой коммуникацией использую три вида диалога:
· диалог в большой группе (учитель - ученики);
· диалог в небольшой группе (ученик - ученики) – групповая работа;
· диалог в небольшой группе (ученик - ученик) – работа в паре.
Для более эффективного результата включение в диалог происходит с условием
включения учащегося с низким уровнем коммуникативных возможностей в группу с учащимися с высокими и средними коммуникативными возможностями.
Для развития коммуникативных УУД также совместно с обучающимися разрабатываем алгоритм коммуникации:
1) Как тебя зовут?
2) Сколько тебе лет?
3) Номер твоей школы? Класса?
4) Как зовут твоего приятеля? И т.д.
Приложение 5.
Таблица 3. Внешкольные источники информации
№ п/п |
Внешкольные источники информации |
Виды и формы работы |
Дата |
1. |
Работа с Интернетом |
Подготовка сообщений, презентаций, проектно-исследовательских работ |
Октябрь, декабрь 2019 Март 2020 |
2. |
Встречи с людьми разных профессий(пожарные, врачи, нефтяники, МЧС. |
Классный час «Профессии моих родителей» |
Май 2019 Ноябрь 2019 Январь 2020
|
3. |
Встречи с ветеранами |
Акция «Посылка ветеранам» Посещение Дома ветеранов |
Февраль 2020 |
4. |
Выходы в библиотеку. |
«Лесные путешествия с В.Бианки»
|
Октябрь 2019 |
5 |
Посещение театра |
Спектакль «О чем поет воробушек» |
Апрель 2019 |
6 |
Экскурсии |
Экскурсия в пожарную часть № 42 Краеведческий музей |
Ноябрь 2019
Март 2019 |
Приложение 6.
Таблица 4. Оценочные средства в процессе обучения
№ п/п |
Оценочные средства |
Примеры использования оценочных средств |
Матрица оценивания |
1. |
Деловая и/или ролевая игра |
Игра «В универмаге» Цель игры:создание у школьников представления об экономики на основе изучения роли денег в обмен на товар. Ход игры: в процессе подготовки, к игре обучаемые 1 группы готовят «товар для продажи»: изображают на карточках различные предметы одежды, каждая карточка снабжается этикеткой, ставится цена. Другая группа обучающихся готовит «деньги». Затем обе группы обыгрывают ситуацию обмена денег на товары. |
Экспертная оценка Оценочный экран |
2. |
Кейс-задания |
Кейс «Составьте список архитектурных достопримечательностей России, по Вашему мнению, могущих считаться новыми чудесами света. Аргументируйте свой выбор» |
Взаимооценка, баллы |
3. |
Программы компьютерного тестирования. |
1.Videouroki.net https://videouroki.net/blog/ 2. Учи.ру https://uchi.ru/ 3. ЯКласс https://www.yaklass.ru/ 4. IQ2U https://iq2u.ru/ (Окружающий мир 3 класс) |
Компьютерная оценка |
4. |
Защита проектно-исследовательских работ |
1.«Нумизматика в моей жизни» Сугатов Т. 2. «Дворовые игры моих родителей» Кабурова А. 3. «Ах, картошка, объеденье!» Сычугов Д.
|
Критерии оценивания |
Приложение 7.
Таблица 5. Промежуточное и итоговое оценивание образовательных результатов
Этапы контроля |
Период контроля |
Форма контроля |
Оценивание |
Стартовая диагностика |
Начало года |
Письменная Работа. Тестирование. |
Оценка за входную контрольную работу |
Текущий контроль |
В течение года |
Оценка за контрольный тест по триместрам, по разделам |
|
Промежуточная аттестация |
Конец учебного года |
Оценка за итоговую контрольную работу |
Приложение 8
Таблица 6. Критерии оценки индивидуальной учебной успешности.
Уровни успешности |
Критерии и показатели |
Отметка |
Высокий уровень |
-полнота освоения планируемых результатов, -уровень овладения учебными действиями, -сформированность интересов к предмету «Окружающий мир». |
5 (отлично) |
Повышенный уровень |
-полнота освоения планируемых результатов, -уровень овладения учебными действиями, -сформированность интересов к предмету «Окружающий мир». |
4 (хорошо) |
Базовый уровень |
-демонстрирует освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона выделенных задач |
3(удовлетворительно) |
Пониженный уровень |
-отсутствие систематической базовой подготовки -не освоено даже и половины планируемых результатов -имеются значительные пробелы в знаниях, дальнейшее обучение затруднено -при этом обучающийся может выполнять отдельные задания повышенного уровня.
|
2(неудовлетворительно |
Низкий уровень |
-наличие только отдельных фрагментарных знаний по предмету, дальнейшее обучение практически невозможно. |
1(плохо) |
Таблица 7. Карта диагностики уровня успешности по предмету «Окружающий мир»
№ п/п |
Ф.И. обучающегося |
Уровни успешности |
||||
Высокий уровень |
Повышенный уровень |
Базовый уровень |
Пониженный уровень |
Низкий уровень |
||
1. |
|
|
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
|
|
3. |
|
|
|
|
|
|
4. |
|
|
|
|
|
|
5. |
|
|
|
|
|
|
6. |
|
|
|
|
|
|
7. |
|
|
|
|
|
|
8. |
|
|
|
|
|
|
9. |
|
|
|
|
|
|
10. |
|
|
|
|
|
|
11. |
|
|
|
|
|
|
12. |
|
|
|
|
|
|
13. |
|
|
|
|
|
|
14. |
|
|
|
|
|
|
15. |
|
|
|
|
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.