Актуальность программы «Росток» раннего познавательного, эстетического развития и развития речи детей на основе русской традиционной культуры определяется в первую очередь требованием ФГОС ДО. Все направления Программы развития реализуются в соответствии со стратегическими ориентирами, заданными в соответствии Концепцией Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 гг., программой ХМАО-Югры «Развитие образования в ХМАО-Югре на 2014-2020 гг.», растущим интересом к традиционной культуре вообще и интересом к детскому фольклору, этнографии со стороны воспитателей детского сада нашего поселения
Глушкова О.В. - Решение задания.doc
Аттестационное задание № 2.25.
Парциальная развивающая образовательная программа
раннего познавательного, эстетического развития и развития речи детей на основе
русской традиционной культуры (для детей в возрасте 34 лет)
«Росток»
Выполнил:
Глушкова Ольга Валерьевна
(ФИО)
воспитатель
(должность)
НРМОБУ «Сингапайская СОШ»
(место работы)
Пояснительная записка
Актуальность программы
«Росток» раннего познавательного, эстетического
развития и развития речи детей на основе русской традиционной культуры определяется в
первую очередь требованием ФГОС ДО. Все направления Программы развития
реализуются в соответствии со стратегическими ориентирами, заданными в
соответствии Концепцией Федеральной целевой программы развития образования на
20162020 гг., программой ХМАОЮгры «Развитие образования в ХМАОЮгре на
20142020 гг.», растущим интересом к традиционной культуре вообще и интересом к
детскому фольклору, этнографии со стороны воспитателей детского сада нашего
поселения.
Автор программы «Введение в народоведение» М.Ю. Новицкая писала о том, что
«за прелестью колыбельных, детских пестушек, потешек и прибауток, за чаровством и
поэзией заговоров, простотой, рациональностью и особой эстетикой детских игрушек,
одежды и утвари стоят не более или менее интересные частности ушедшего быта, а
слагаемые народной души, народного характера, которые вырастают в семье и затем
творят историю отдельного человека, народа и, в конечном счете – человечества.» (Г.М.
Науменко. Этнография детства. – М. 1998). Не так давно в связи с изменением общего
культурного фона, с интересом к западной культуре русские традиции во многом
забылись.
В связи с пониманием этой проблемы во многих российских учреждениях общего
школьного и дошкольного образования, учреждениях дополнительного образования
рекомендовано вводить программы, которые предусматривают включение в процесс
воспитания и образования детей элементы устного и декоративноприкладного творчества,
знакомство с народной культурой. И здесь просто необходимо говорить с ребенком на
языке его предков, демонстрировать культуру их малой Родины, местного фольклорного и
этнографического материала.
Таким образом, разработка программы «Росток» раннего познавательного,
эстетического развития и развития речи детей на основе русской традиционной культуры
является одним из способов решения проблемы знакомства маленьких северян с историей
и культурой русского народа.
Особенности программного материала курса определяются: основными задачами развития образования, обозначенными Законом «Об
1)
образовании», ФГОС ДО, СанПин 2.4.1.304913, региональными правовыми актами. Все
направления Программы развития реализуются в соответствии со стратегическими
ориентирами, заданными Концепцией Федеральной целевой программы развития
образования на 20162020 гг., программой ХМАОЮгры «Развитие образования в
ХМАОЮгре на 20142020 гг.»;
2) необходимостью включения в образовательный процесс материалов, полученных в ходе
этнографических экспедиций, проводимых сотрудниками ЦРТК «Родники сибирские»,
преподавателями и студентами Омского ГПУ и Ом ГУ им. Достоевского, сотрудниками
БУК ООО «Государственный центр народного творчества»;
3) разработкой в логике требований к основной образовательной программе ДОУ;
4) необходимостью организации учебного материала в тесной связи с жизнью человека в
системе народно – земледельческого календаря.
Программа основана на научных педагогических теориях и педагогических
принципах. Базой для составления данного курса является программа «Введение в
народоведение», созданная и утвержденная Федеральным Советом России по общему
образованию, программа С.А.Лыхенко, Д.М.Федяева «Историкокультурное наследие
народов Омского Прииртышья», программа М.Ю.Новицкой «Введение в народоведение»,
а так же авторская программа кандидата педагогических наук, руководителя детской
студии раннего развития детей Н.А. Минулиной.
В программе учитывается региональный компонент: воспитанников знакомят с
сезонными изменениями в природе ХМАО.
Национальный региональный компонент реализуется в отдельных темах:
Тема
Времена года. (Осень, Зима,
Весна)
Лес. Деревья.
Овощи. Фрукты.
Одежда. Обувь
Профессии.
Зимующие птицы
Перелетные птицы.
Зимние забавы.
Дикие животные
Цветы.
Насекомые
Наш город, улица.
Региональный компонент
Особенности сезонных изменений природы северного края.
Деревья нашей местности.
Овощи, растущие в нашей местности.
Национальный костюм ханты и манси.
Нефтяник, газовик, оленевод, рыбак, охотник, народные
промыслы.
Зимующие птицы нашего края.
Перелетные птицы нашего края
Национальные игры.
Дикие животные наших лесов.
Цветы, растущие на северной земле
Насекомые, живущие на северной земле
Многообразие народов, населяющих округ
Возрастные и индивидуальные особенности детей 34 лет Младший возраст важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время
происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, с
предметным миром.
К концу младшего дошкольного возраста начинает активно проявляться
потребность в познавательном общении со взрослыми, о чем свидетельствуют
многочисленные вопросы, которые задают дети. Развитие самосознания и выделение
образа «Я» стимулируют развитие личности и индивидуальности. Малыш начинает четко
осознавать, кто он и какой он. Внутренний мир ребенка начинает наполняться
противоречиями: он стремится к самостоятельности и в то же время не может справиться
с задачей без помощи взрослого, он любит близких, они для него очень значимы, но он не
может не злиться на них изза ограничений свободы. По отношению к окружающим у
ребенка формируется собственная внутренняя позиция, которая характеризуется
осознанием своего поведения и интересом к миру взрослых. В этом возрасте ребенок
может воспринимать предмет без попытки его обследования. Его восприятие приобретает
способность более полно отражать окружающую действительность. На основе наглядно
действенного к 4м годам начинает формироваться нагляднообразное мышление.
Игра самая любимая и естественная деятельность младших дошкольников в течение
всего времени пребывания в детском саду. Веселые хороводы и имитационные игры, игры
с сюжетными и заводными игрушками поднимают настроение, сближают детей.
Игровые моменты во время умывания, приема пищи, сборов на прогулку повышают
интерес детей к выполнению режимных процессов, способствуют развитию активности и
самостояителности.
Задачи развития игровой деятельности:
Развивать игровой опыт каждого ребенка.
Поддерживать новые возможности игрового отражения мира.
Развивать интерес к творческим проявлениям в игре и игровому общению со
сверстниками.
Формы организации непосредственной образовательной деятельности
детской
Формы работы
Виды
деятельности
Двигательная
Игровые упражнения.
Подвижные игры.
Спортивные
соревнования. Динамический час. Физкультурные праздники
и досуги. Физминутки. Самостоятельная двигательная
деятельность детей.
Интегрированные физкультурные
занятия: с развитием речи, с познавательными и музыкой.
Сюжетно – ролевые игры. Игры с правилами. Дидактические
игры.
Изготовление продуктов детской деятельности: рисование,
лепка, аппликация, конструирование, творческие работы.
Реализация проектов.
Беседа. Ситуативный разговор. Речевая ситуация. Сюжетные
игры. Театрализация. Игры с правилами. Просмотр
видеофильмов по правилам этикета и общения детей и
взрослых.
Поручения. Дежурство. Задание. Реализация проекта.
Игровая
Продуктивная
Коммуникативная
Трудовая Познавательно
исследовательская
–
Музыкально
художественная
Чтение
художественной
литературы
Реализация проекта.
Совместный труд. Самообслуживание. Труд в природе, уход
за растениями. Игра в профессии.
Наблюдение. Экскурсия. Решение проблемных ситуаций.
Коллекционирование.
Опыты и экспериментирование.
Моделирование.
Дидактические
познавательные игры. Сбор информации об изучаемом
объекте.
Слушание.
Импровизация.
Экспериментирование. Подвижные игры с музыкальным
сопровождением. Музыкально – дидактические игры. Театр.
Оркестр. Танцевальные действия. Концерты.
Чтение. Обсуждение. Разучивание. Пересказывание и
рассказывание.
Ролевые игры.
Развлечения и досуги по литературным материалам.
Рассматривание книг.
Исполнение.
Знания и умения, формируемые при изучении курса
В результате прохождения занятий ребенок приобретает следующие знания, умения и
навыки:
имеет представление о народной культуре, об особенностях ее бытования, о различных
жанрах устного народного творчества;
знает о традициях проведения календарных праздников, о их значении, о различных и
их особенностях;
умеет применять полученные знания на практике, участия в праздниках народного
календаря.
Цели и задачи программы
Цель работы: формирование у детей интереса к традиционной русской культуре как к
важным страницам прошлого.
В ходе достижения цели решаются следующие задачи:
1. Формировать позицию ребенка по отношению к окружающему миру, своей Родине,
семье, друзьям.
2. Расширять диапазон чувств, воображения, фантазии, воспитывать отзывчивость на
явления художественной культуры.
3. Развивать зрительное восприятие, чувство ритма, пространственное мышление, умение
воплощать в художественных образах творческие задачи.
Образовательные технологии:
Технология проблемного обучения
Применение к практической деятельности:
самостоятельная деятельность по их решению на всех этапах обучения
создание проблемных ситуаций,
Технология развивающего обучения
Применение к практической деятельности: взаимодействие воспитанников с окружающей
средой.
Игровые технологии
Применение к практической деятельности: имитирование реальных ситуаций.
Здоровьесберегающие технологии Применение к практической деятельности: обучение детей элементарным приёмам
здорового образа жизни.
Технология проектной деятельности
Применение к практической деятельности: становление у детей научнопознавательного,
практическидеятельного, эмоциональнонравственного отношения к окружающей
действительности.
Объем и сроки изучения курса
Программа «Росток» для раннего эстетического развития детей на основе русской
традиционной культуры общим объемом 36 часов изучается в течение 2 лет.
Курс рассчитан на 1 час беседы и практических занятий в неделю по 15 минут и 18
учебных часов в течение каждого учебного года.
Календарно тематическое планирование занятий первого года обучения
№ Тема фольклорного занятия
1 полугодие
«У Маланьи у старушки». Знакомство с детьми.
Золотая осень
Лесные тропинки
«Во саду ли в огороде»
Осенины капустницы
«Хлеб всему голова»
Бабушкин двор. Петушок – золотой гребешок
«Уж как я ль мою коровушку люблю…»
«Конь ретивый с длинной гривой…»
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10 В гостях у мастеров. Экскурсия в сказку «В некотором царстве…»
11
12 По одежке встречают. Традиции народного костюма
13
14
15
16 Маленькая елочка. Рождественское дерево
Зимушка – зима. Катерина санница. Детские зимние забавы.
Зимний солнцеворот. Сказки и страшилки. Колядки.
«Маленький хлопчик сел на вздубчик…» Рождество.
«Как во нашем во дому».
сроки
1 неделя сентября
2 неделя сентября
3 неделя сентября
4 неделя сентября
1 неделя октября
2 неделя октября
3 неделя октября
4 неделя октября
1 неделя ноября
2 неделя ноября
3 неделя ноября
4 неделя ноября
1 неделя декабря
2 неделя декабря
3 неделя декабря
4 неделя декабря
2 полугодие
1
2
3
4
5
6
7
8
9
7 января
Рождество Христово. Проведение праздника с представлением
вертепного театра для воспитанников детского сада и их родителей.
«Козушка белоногушка». Образ козы в фольклоре и святочных
обрядах.
«Пришла коляда, отворяй ворота». Обобщающее игровое занятие с
элементами святочного ряжения и гаданий.
Январь просинец. Белоголубая сказка о зиме, морозе и Гжели.
Февраль – бокогрей. Хозяин леса медведь. Богородская
деревянная игрушка.
Печка – матушка. Место печи в русском доме и народной сказке.
«Что хозяюшка в дому – ясно солнышко».
Народные праздники. Масленица.
Среда лакомка. «Не красна изба углами, а красна пирогами». 1 неделя марта
2 неделя февраля
3 неделя февраля
4 неделя февраля
4 неделя января
1 неделя февраля
2 неделя января
3 неделя января «Солнышко да матушка…» Мать и дитя в быту, песнях и забавах.
«Жаворонушки – перепелушки». Сороки.
Традиции русского гостеприимства.
10 Великий пост.
11
12
13 Образ птицы в народном фольклоре и ДПИ.
14 Цветущая весна в сказках, песенках, потешках.
15 Травушкамуравушка.
16 Праздник Пасхи.
17
«Христос воскресе!» Проведение занятия – праздника с элементами
народных пасхальных игр.
«Туру, туру пастушок…» Егорий вешний.
18
19 Песни и игры весенней поры
20 Итоговое занятие
2 неделя марта
3 неделя марта
4 неделя марта
1 неделя апреля
2 неделя апреля
3 неделя апреля
4 неделя апреля
1 неделя мая
2 неделя мая
3 неделя мая
4 неделя мая
Содержание занятий первого года обучения.1 полугодие.
1. У Маланьи у старушки… Вводное занятиезнакомство. Знакомство с детьми при
помощи перчаточной куклы. Большая семья в русской традиции. Игра «У Маланьи у
старушки». Где много детей там много внучат. Игра «По кочкам по кочкам» внуки едут
к бабушке в гости. Бабушка их ждет, месит тесто (игра «Месим тесто»), печет оладушки
(игра «Ладушки» пальчиковая ) Посчитаем сколько оладушков съели воробушки и
сколько осталось (прямой и обратный счет в пределах 10).
Приехали внучататото бабушка рада! Накормила деток, напоила, пляске веселой научила
(свободная пляска под гармонь), а потом спать уложила и сказку рассказала (сказка
«Курочка Ряба»).
2. Золотая осень. Беседа с детьми об осени. Осенняя погода. Осенняя одежда и обувь.
Игра «Одень малыша на прогулку» выбрать из предоставленных иллюстраций, какую
одежду и обувь носят осенью (одежда современная, знакомая детям и элементы народного
костюма). Осень – красивое время года. Игра «Кружатся листья» (плавные движения под
музыку). Представления об осени в народной традиции. Закличка осени («Осень, осень, в
гости просим…»). Осень приходит через Золотые ворота Матушки природы. Игра
«Золотые ворота». Осень приходит в большие семьи к взрослым и детям (игра «У
Маланьи у старушки») и к зверятам лесным, на лесные тропинки.
3. Лесные тропинки. Беседа с детьми о том, что происходит в лесу. Какие в лесу растут
деревья, кустарники, травы, знакомые им. Лиственные и хвойные деревья. Работа с
иллюстрациями – игра «Узнай осеннее дерево». Почему осенью деревья сбрасывают
листву? Игра «Кружатся листья». В лесу осенью появляются грибы. Тит – грибник в
народном календаре. Особенности праздника. Грибы съедобные и несъедобные. Правила
сбора грибов. Грибные пироги. Игра «Месим тесто» «печем» пироги с грибочками –
мальчиками и девочками. Грибы – вояки (сказка «Как грибы с горохом воевали»).
4. Во саду ли в огороде… Осень приходит в каждую большую семью (игра «Как у
дядюшки Федота»), приносит много забот в саду и огороде. Овощи и фрукты – работа с
иллюстрациями. Загадки об овощах. Как вырастить овощи? Игра «Мак маковистый».
Уборка урожая (игра «Огородник» (под музыку). Сказка «Репка»
5. Осениныкапустницы.
Проведение обобщающего занятия по изученным темам.
Народные традиции встречи Осени. Заклички. Осенние грибы и ягоды. Огород. Матушка
капуста. Капустные вечерки. Взаимопомощь в семье, в деревне. Пироги с капустой. 6. Хлеб – всему голова. Почему говорят: хлеб всему голова. Каким бывает хлеб (работа с
иллюстрациями). Слава тем, кто хлеб растил… беседа с детьми о том, как выращивают
хлеб сегодня ( повторение материала основных занятий) и как выращивали хлеб в
традиционной культуре. Плуг, борона, серп, цеп и жернов (знакомство с орудиями
сельскохозяйственного труда по иллюстрациям и этнографическим материалам) Как к нам
приходит каравай. Игра «Месим тесто», «Как во нашем во дому». Сказка «Колосок».
7. Бабушкин двор. Петушок – золотой гребешок. Большое хозяйство богатство
крестьянской семьи. Игровая песня «Купим мы бабушка…». Домашние животные и птицы.
Мамы и малыши. Игра найди пару (по иллюстрациям). Парная игра «Ручеек». Петушок –
хозяин двора. Описание петушка, как кричит, что кушает, как вместе с курочкой охраняет
детокцыпляток (игра «Коршень») будит ребятишек («Петя, петушок»). Сказка
«Заюшкина избушка».
8. «Уж как я ль мою коровушку люблю…». Крестьянское подворье. Игра «Купим мы
бабушка». Коровушка – кормилица. Беседа о корове: описание, что ест, как кричит, где
живет во дворе (хлев),молоко и молочные продукты, блюда с использованием молока и
молочных продуктов. Игра «Месим тесто», «Ладушки». Ласковые названия для коровки.
Сказка «КрошечкаХаврошечка».
9. «Конь ретивый с длинной гривой…». Домашние животные (повторение) Игра «Купим
мы бабушка». Конь в крестьянском хозяйстве: описание, что ест, как кричит, где живет во
дворе (конюшня). Игра «Ребенок –жеребенок» (свободная пляска под музыку, прыжки
через «копны» сена). Почему говорят: коровушка – кормилица, а лошадка помощница.
Лошадь в череде сельскохозяйственных работ: пахота, боронование, перевозка грузов и др.
(работа с иллюстрациями, репродукциями картин). Лошадка – почтальон. Письмо –
грамота. Пишем письмо для мамы (обводим по контуру). Сказка «Сивкабурка».
10. В гостях у мастеров. Рассказ о празднике мастеров – осенних Кузьминках. Экскурсия
в сказку «В некотором царстве…» с элементами изученных народных игр.
11. «Как во нашем во дому». Знакомство с обустройством русского дома и некоторыми
предметами крестьянского быта.
12. По одежке встречают. Традиции народного костюма. Беседа об одежде, ее
значении. Одежда зимняя, осенняя, весенняя, летняя. Игра «Зима – лето» (называются
предметы одежды, дети движениями показывают, в какое время года ее носят). Из чего
делают одежду. Знакомство с чесалом, прялкой, веретеном, спицами, иглами, ткацким
станом (иллюстрации и этнографические предметы). Традиционный русский костюм
мужчин и женщин. Элементы костюмов. Удобство и красота. Игры «Мак маковистый»,
«Месим тесто», «Золотые ворота».
13. Зимушка – зима. Катерина санница. Детские зимние забавы. Занятие проводится
на улице, во время прогулки. Загадки о зиме, снеге, морозе. Сани большие и саленькие.
Значение санок и саней в крестьянском хозяйстве. Праздник Катерины – санницы. Катание
на санках. Игра «Лошадки». Детские подвижные игры «Золотые ворота», «Растяпа»,
«Мороз красный нос».
14. Зимний солнцеворот. Беседа о зимних явлениях природы. Продолжительность дня.
Почему зимний день короткий. Демонстрация материала при помощи лампы и мячика.
Игра «День и ночь» под музыку. Солнцеворот – поворот на лето. Зимний солнцеворот в
народной традиции. Сказка – страшилка «Карачун» с элементами народных игр («Золотые
ворота», «Ручеек»). 15. «Маленький хлопчик сел на вздубчик…» Колядки. Солнце на лето – зима на мороз.
Животные и птицы зимой. Кормушки для птиц. Игра «Воробьи – вороны». Древний бог
плодородия и богатства – Коляда. Образ Коляды. Песенка «Коляда, коляда, соломенна
борода». Колядка «Пришла Коляда, отворяй ворота…» Основы фольклорного пения. Игра
«Золотые ворота».
16. Маленькая елочка. Значение солнца и света. Игры «Как у дядюшки Федота»,
«Воробья воны», «Мороз красный нос». Свет человеческой души. Рождение Младенца
(прочтение детской Библии с иллюстрациями). Ель – рождественское дерево. Украшение
ели сегодня и в старину. Песенка «Маленькой елочке»
2 полугодие.
1. Рождество Христово. Проведение праздника с представлением вертепного театра для
воспитанников детского сада и их родителей.
2. «Козушка белоногушка». Потешка «Идет коза рогатая». Беседа о козочке: описание,
что ест, как кричит. Чем полезна коза: дает молоко, шерсть. Что можно приготовить из
молока, куда можно использовать шерсть. Плясовая песенка «Пошла коза по лесу». Сказка
«Волк и семеро козлят».
3. «Пришла коляда, отворяй ворота». Обобщающее игровое занятие с элементами
святочного ряжения и гаданий.
4. Январь просинец. Белоголубая сказка о зиме, морозе и Гжели. Домашние дела в
крестьянской семье. Игры «Горячая картошка», «Дударь дударище», «Месим тесто»,
«Блины», закличка «Солнышкоколоколнышко». Как жгли глину. Гжельская посуда.
Особенности росписи. Почему гжель белоголубая. Сказка «У страха глаза велики».
5. Февраль – бокогрей. Хозяин леса медведь. Богородская деревянная игрушка.
Природа в феврале: морозы, метели, солнышко. Закличка «Солнышко – колоколнышко».
Зимний лес: хвойные и лиственные деревья, кустарники. Игра «Узнай дерево зимой».
Животные и птицы. Медведь – хозяин леса : описание, рык, движения, пища, медвежья
берлога. Игра «У медведя во бору». Богородский медведь. Знакомство с богородской
игрушкой. Сказка « Три медведя».
6. Печка – матушка. Место печи в русском доме и народной сказке. Почему февраль
называют бокогрей? Печка – важное место в русском доме. Кто и из чего делает печи. Чем
полезна печка: греет, в печи готовят (игра «Кашка малашка», «Месим тесто», «Блины»), на
печи спят, лечатся теплом. Загадки о печи, огне, дыме. Чем опасен огонь. Что нужно
делать, если случился пожар. Сказка «Гуси лебеди».
7. «Что хозяюшка в дому – ясно солнышко». Главное на небе – солнышко, главная в
доме – хорошая хозяюшка. Хозяюшка мама или бабушка. Домашние дела женщины:
приготовление пищи (игры «Кашка малашка», «Месим тесто», «Блины»), уборка, стирка,
уход за домашними животными («Купим мы бабушка»). Хорошая и плохая хозяйка.
Сказка «Рукодельница и ленивица».
8. Народные праздники. Масленица. Беседа об изменениях в природе. Ожидание весны,
тепла и солнышка. Закличка «Солнышкоколоколнышко», игра «Гори ясно». Государыня
Масленица. Масленичное чучело. Повторение игр «Блины», «Ладушки», «Месим тесто»,
«Золотые ворота». Сказка «Крылатый, мохнатый да масленый».
9. Среда лакомка. «Не красна изба углами, а красна пирогами». Почему среда –
лакомка? Беседа с детьми о пище, загадки о еде. Любимые блюда. Песенка «К нам гости
пришли, дорогие пришли». Масленичные блюда. Игра «Месим тесто», «Блины», «Ладушки». Правила поведения за столом. Чаепитие (совмещение по времени со вторым
завтраком в детском саду).
10. Великий пост. Беседа о том, как был установлен Великий 40дневный пост с
использованием иллюстраций и текста детской Библии. Чистый понедельник – чистота
вокруг. Игра «Прибираем комнату» (задание «подмести» дорожку, обводя мячиком
поставленные кубики работа над координацией движений).Постовая кухня – что можно
кушать в пост. Разучиваем песенки «Жаворонушки перепелушки», «По дубочку
постучишь», «Ручеек».
11. «Солнышко да матушка…» Мать и дитя в быту, песнях и забавах. Беседа о маме.
Игра «Моя мама самая…» (упражнение на развитие речи и образного мышления детей).
Мамины руки, голос, занятия. Колыбельные песни. Детская люлечка. Учимся укладывать
малышей спать (дети приносят свои любимые игрушки). Разучиваем колыбельную песенку
«Уж ты котенька коток». Пестушки. «Два пожарничка бежали». Потешки «Поехали ,
поехали», «Идет коза рогатая». Инсценируем потешки при помощи игрушек. Игра «Пошла
коза по лесу».
12. «Жаворонушки – перепелушки». Сороки. Ожидание весны. Заклички «Солнышко
колоколнышко», «Солнцеколесо». Птицы, зимующие в наших краях. Игра «Летал, летал
воробей». Перелетные птицы. Первые вестники весны – жаворонки. Закличка «Жавората,
жавората». Обычай изготовления жаворонков из теста. Игра «Летает не летает» (с
жаворонками), «Ручеек» (под музыку).
13. Образ птицы в народном фольклоре и ДПИ. Птицы домашние и дикие. Игра «Что
это за птица?» (по иллюстрации узнать птичку). Птичьи голоса. Загадки о птицах. Игра
«Летает не летает», «Летал летал воробей», «По дубочку постучишь» (под музыку с
выбором и завершением свободной пляской). Сказка «Петушок и курочка» или «Петушок
и бобовое зернышко».
14. Цветущая весна в сказках, песенках, потешках. Беседа об изменениях в природе:
таяние снегов, теплое солнышко, ручьи, прилет птиц. Загадки о весне. Игры «Летал летал
воробей», «Ручеек». Подготовка к сельскохозяйственным работам. Игра «Мак
маковистый», «Коршень». Сказка «Снегурочка».
15. Травушкамуравушка. Растения дикие и культурные. Какие травы вы знаете. Как
растет трава (солнышко, вода). Культурные растения: пшеница, овес, лен, мак. Игра «Мак
маковистый». Лечебные травы. Куколка травница. Посев травы для Пасхального
праздника.
16. Праздник Пасхи. Знакомство с историей христианского праздника Пасхи с
использованием иллюстраций и текста детской Библии. Как праздник отмечают в храме
(иллюстрации) и дома. Христосование. Разучивание песенки «Далалынь по яиченьку».
17. Христос Воскресе! Проведение занятия – праздника с элементами народных
пасхальных игр.
18. «Туру, туру пастушок…» Егорий вешний. Животные в крестьянском хозяйстве.
Игра «Купим мы бабушка». Кто такой пастушок. Потешка «Я младешенька Буренушку
пасу». Знакомство с небесным помощником пастухов Егорием (икона). Прослушивание
песни «Пройдем братцы вдоль улицы» в записи или исполнении преподавателя. Игра «У
медведя во бору». Сказка «Бычок смоляной бочок».
19. Песни и игры весенней поры. Беседа о природе, погоде весны и лета. Уличные игры
«Прятки», «Растяпа», Игры «Мак маковистый», «Селязень утку загонял», хоровод
«Александровская береза»., У медведя во бору» Сказка «Маша и медведь». 20. Итоговое занятие.
Педагогическая диагностика
Основная задача мониторинга заключается в определении степень освоения
ребенком образовательной программы и влияние образовательного процесса,
организуемого в дошкольном учреждении, на развитие дошкольника.
Мониторинг образовательного процесса осуществляется через отслеживание
результатов освоения образовательной программы. Он основывается на анализе
достижения детьми промежуточных результатов. С помощью мониторинга оценивается
степень продвижения дошкольника в образовательной программе. Мониторинг
проводится на основе наблюдения и анализа продуктов детских видов деятельности.
Мониторинг детского развития осуществляется на основе оценки развития ребенка
воспитателями с использованием метода наблюдения и беседы. Основная задача –
выявить индивидуальные особенности развития ребенка и наметить при необходимости
индивидуальный маршрут образовательной работы для раскрытия потенциала детской
личности.
Оценка уровня освоения образовательных областей
Оценка уровня освоения образовательных областей проводится в ходе проведения
итоговых занятий в виде праздников народного календаря, позволяющих определить не
только практические умения и навыки детей, но и их эмоциональное чувственное
состояние, и то влияние, которое оказывает традиционная культура на общее состояние
ребенка.
Материальнотехническое обеспечение Программы:
1. Интерактивная доска.
2. Проектор.
3. Персональный компьютер с принтером.
4. Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию
обучения.
4. Учебные и методические пособия:
№ Автор, год издания, название пособия
1.
для
для
для
Вид пособия
Пособие
воспитателей
Пособие
воспитателей
Пособие
воспитателей
Методическое
пособие
Методическое
пособие
Туликова А..
Информационно
Зацепина М.Б. Культурнодосуговая деятельность в детском
саду.
Комарова И.И.,
коммуникативные технологии в ДОУ.
Славинецкий Епифаний. Гражданство обычаев детских//
Восхождение к гармонии. – М., 1989.
Традиционные народные праздники в общеобразовательных
учреждениях: Методическое пособие / Е.И.Якубовская,
Н.В.Еремина, Г.В.Емельянова и др.; Под общей редакцией
Е.И.Якубовской. – СПб.,2005.
Хороводные и игровые песни Сибири/Под ред. А.И.Федорова.
– Новосибирск, 1985.
2.
3.
4.
5.
1. 3D изображения «Деревня», «Русский быт».
Нагляднодидактические пособия
Список источников
Нормативноправовая база: 1. Закон от 29.12.2012 N 273 – ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об образовании в РФ»;
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
(утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 20013
года № 1155);
3. Приказ департамента образования и молодёжной политики Ханты – Мансийского
автономного округа – Югры от 31.01.2013 № 63 «Об утверждении Концепции
развития воспитания в системе общего образования Ханты – Мансийского
автономного округа – Югры»;
4. Распоряжение Правительства ХМАО Югры от 19.02.2010 N 91рп «О Стратегии
развития образования ХантыМансийского автономного округа Югры до 2020
года».
Литература, используемая для разработки Программы
1. Программа обучения и развития детей 34 лет «Золотой ключик» ( Г.Г.Кравцов,
Е.Е.Кравцова, Е.Л. Бережковская).
2. Золотова Т.А. Русские календарные праздники в Западной Сибири (конца XIX –
начала XX вв.). – Омск, 2002.
3. Золотые ворота. Русские подвижные игры для детей и молодежи. Методическое
пособие. – Новосибирск, 2002.
4. Игры со сказками./Сост. О.С.Жукова, О.А.Ершова, О.А.Новиковская. – СПб., 2005.
5. Комисаренко С.С. Культурные традиции русского общества. – М., 2003.
Представляя аттестационное задание, автор гарантирует, что использованная в
задании информация не нарушает прав интеллектуальной собственности третьих лиц.
___________
/О.В.Глушкова/
подпись расшифровка подписи
«_____»_____________________20__г.
Аттестационное задание воспитателя I категории
Аттестационное задание воспитателя I категории
Аттестационное задание воспитателя I категории
Аттестационное задание воспитателя I категории
Аттестационное задание воспитателя I категории
Аттестационное задание воспитателя I категории
Аттестационное задание воспитателя I категории
Аттестационное задание воспитателя I категории
Аттестационное задание воспитателя I категории
Аттестационное задание воспитателя I категории
Аттестационное задание воспитателя I категории
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.