Цели:
• Уточнить артикуляцию и правильное изолированное произнесение звука [л].
• Упражнять в правильном произнесении звука [л] в слогах и словах.
• Закрепить навык выделения звука [л] из ряда слов.
• Продолжать учить образовывать относительные прилагательные и приставочные глаголы.
• Упражнять в образовании форм именительного падежа множественного числа существительных.
• Развивать внимание, память, мелкую моторику.
Оборудование:
Книжка с иллюстрациями «Репка»; тарелочка с горохом; набор парных картинок (семь пар); косточки для Жучки; предметные картинки (платок, ручка, конфета, подушка, коврик, ложка); набор картинок «Найди такую же мышку».
Автоматизация звука [л] в слогах и словах.
Цели:
Уточнить артикуляцию и правильное изолированное произнесение звука [л].
Упражнять в правильном произнесении звука [л] в слогах и словах.
Закрепить навык выделения звука [л] из ряда слов.
Продолжать учить образовывать относительные прилагательные и приставочные
глаголы.
Упражнять в образовании форм именительного падежа множественного числа
существительных.
Развивать внимание, память, мелкую моторику.
Оборудование:
Книжка с иллюстрациями «Репка»; тарелочка с горохом; набор парных картинок
(семь пар); косточки для Жучки; предметные картинки (платок, ручка, конфета, подушка,
коврик, ложка); набор картинок «Найди такую же мышку».
1. Организационный момент.
Л о г о п е д. Сегодня мы с тобой вновь встретимся со сказкой. Только это не сказка
о Веселом Язычке. Сегодня Язычок сам хочет послушать сказку.
2. Он с нетерпением к этому готовится, весело улыбается. Подвинул поближе свой
любимый диванчик (упражнение «Лопата»). Тянется к полке за любимой книжкой
(упражнение «Качели»). Перелистывает странички в книжке (упражнение «Индюк»).
Сдувает пылинки с книжки (упражнение «Бочки»). Итак, начинаем. Сказка называется
«Репка».
3. Посадил дед репку. (Открывает соответствующую иллюстрацию). Он ее
поливал утром и вечером: ллл. (Обращает внимание ребенка на положение языка во
время произнесения звука [л]).
Вокруг репки траву полол: лалала, лололо, лулулу, лылылы,
лэлэлэ.
А когда репка выросла, стал ее тянуть: плаплыплэ, клоклуклы,
слэсласлу.
Но вытянуть не может.
Ребенок повторяет за логопедом слоговые цепочки.
4. Позвал дед … бабку. (Переворачивает страницу). Бежит бабка, из кармана
горошинки рассыпает, а из слов звук [л] теряет. Подбери горошинку и скажи слово
правильно:
сто…
… ампа пи…а
… ожка мы…о пена…
… ыжи па..ас журна…
Ребенок перекладывает горох со стола в тарелочку и произносит слова.
Тянут они репку, а вытянуть не могут.
5. Позвали … внучку. (Переворачивает страницу). А внучка перед зеркалом сидит,
прихорашивается да у зеркала спрашивает: «Я милая?» А зеркало ей отвечает: «Милая».
«Я славная?» Я веселая? Я послушная? Я смелая? Я ласковая?»
Что внучке ответило зеркало?
Ребенок отвечает с утвердительной интонацией.
Прибежала внучка в огород, но по дороге на нее комары налетели. Хлопает она
руками, ловит комаров, а когда услышит в словекомарике звук [л], радостно кричит:
«Поймала!» Помоги внучке, слушай внимательно слова: лодка – ложка – кошка, полка –
банка – балка, будка – булка – бурка, стол – стул – стук.Прибежала внучка в огород. Тянут репку, а вытянуть не могут.
6. Позвали они … Жучку. (Переворачивает страницу). А Жучка в это время
пытается найти спрятанные косточки.
Задание: если найдешь две одинаковые картинки, это значит, что Жучка нашла
косточку. (Картинки разложены перед ребенком изображением вниз в два ряда,
причем картинки второго ряда дублируют картинки первого, но в другой
последовательности). Тебе нужно взять по одной картинке с верхнего и нижнего ряда.
Если картинки одинаковые, Жучка получает косточку. Если картинки разные, одну из них
кладешь на место и берешь следующую. Постарайся запомнить картинки, которые
возвращаешь на место.
Ребенок поочередно берет картинки и называет их. Составленные пары откладывает в
сторону (например, лодки, лампы, столы), а Жучке предлагает косточки по количеству пар.
Прибежала Жучка, но репку вытянуть не получается.
7. Позвали они тогда … кошку. (Переворачивает страницу). А кошка в это время в
доме хозяйничает, смотрит, что плохо лежит. Нашла платок из шелка (Выкладывает
соответствующую картинку). Какой платок она нашла? (Шелковый). Нашла коврик из
соломы, конфету из шоколада, ложку из олова, ручку из пластмассы, подушку из поролона.
Ребенок образует прилагательные.
Услыхала кошка, что ее зовут, из дома выбежала, по дорожке … побежала. Через
речку … перебежала, к огороду … прибежала, в калитку … забежала, к деду близко …
подбежала. Тянут репку, вытянуть не могут.
8. Позвали мышку. А мышка бегает в подполье, ищет похожую на себя мышку.
Помоги ей найти такую же мышку.
Прибежала мышка в огород, потянули все вместе и вытянули репку!
9. Итог занятия.
Л о г о п е д. Вот и закончилась сказка. Кому мы ее рассказывали?
Р е б е н о к. Язычку рассказывали.
Л о г о п е д. Язычок сказку внимательно слушал?
Р е б е н о к. Слушал внимательно.
Л о г о п е д. Сказку красиво рассказать получилось?
Р е б е н о к. Получилось красиво.
Л о г о п е д. Звук Л тебе сказку рассказывать помогал?
Р е б е н о к. Помогал.