Авторская программа (курс по выбору) на тему “Азбука бизнеса”
Оценка 4.7

Авторская программа (курс по выбору) на тему “Азбука бизнеса”

Оценка 4.7
Образовательные программы
doc
обществознание
9 кл
11.05.2024
Авторская программа (курс по выбору) на тему “Азбука бизнеса”
Программа предназначена для учащихся 9 кл. Продолжительность курса 17 часов. Содержание учебного материала соответствует целям и содержит элементы новизны. Курс представляется особенно актуальным, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по экономике в том числе и по бизнесу, необходимыми для понимания основных направлений развития современного мира. Данный курс может иметь существенное образовательное значение для дальнейшего изучения обществознания и может быть рекомендован для изучения учащимися разных профилей. (нап.: «Социально – гуманитарный», «Филологический»)
9 кл. Азбука бизнеса.doc

                  

Авторская программа (курс по выбору)

на тему “Азбука бизнеса”

Составитель: учитель истории и обществознания Шайхетдинова Люция Рашидовна, высшей квалификационной категории,

МБОУ "Балтасинская СОШ"

 

 

Пояснительная записка.

 

    В настоящее время все актуальнее становится экономика в жизни каждого человека. Экономика - это наука об использовании людьми ресурсов для производства различных товаров и услуг, их распределения, обмена и потребления. В понятие экономики входит и возникающая при этом совокупность общественных отношений. Экономическая наука изучает прежде всего экономические потребности и способы их удовлетворения. Никакое общество не может существовать, не удовлетворяя материальные потребности людей. Для этого надо производить материальную продукцию и оказывать услуги населении. Всем этим и занят сложнейший механизм, который изучает экономическая наука.

   Бизнес -  это часть экономики. Бизнес в нашей стране постепенно занимает подобающее ему место. У учеников ощутимо растет интерес профессиям в данной области.

   Название программы элективного курса: «Азбука бизнеса!».

   Программа предназначена для учащихся 9 кл. Продолжительность курса 17 часов. Содержание учебного материала соответствует целям и содержит элементы новизны.

   Курс представляется особенно актуальным, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по экономике в том числе и по бизнесу, необходимыми для понимания основных направлений развития современного мира.

   Данный курс может иметь существенное образовательное значение для дальнейшего изучения обществознания и может быть рекомендован для изучения учащимися разных профилей. (нап.: «Социально – гуманитарный», «Филологический»)

    Принципами отбора содержания материала программы являются:

   - системность;

   - научность;

   - доступность;

   - возможность практического применения полученных знаний;

   - реалистичность, с точки зрения возможности усвоения основного содержания программы за 17 часов.   

     Цели курса:

- развивать интеллектуальные и практические умения  учеников в области бизнеса;

- научить учеников овладеть экономическими терминами и понятиями;

- познакомить учеников с проблемами в области бизнеса;

- научить навыкам правильного решения задач;

- научить учеников правильно применять теоретические знания в жизни.

   Задачи курса:

- способствовать профессиональному самоопределению учащихся, формированию личности, адаптированной к сознательному выбору будущей специальности;

- способствовать развитию самостоятельной работы;

- развивать логическое мышление;

- способствовать развитию коллективной работы;

Ожидаемые результаты:

     В конце курса ученики должны:

 - уметь применять экономические знания в жизни;

 - уметь анализировать нужную информацию;

 - уметь правильно составлять некоторые документы, которые нужны для организации любой фирмы   (устав фирмы, учредительный договор фирмы и  т. д.);

 - уметь приводить примеры, участвовать в обсуждении вопросов, предложенных учителем, аргументировать свою точку зрения, работать в группах.

 - знать экономические термины и понятия;

 - знать характерных черт преуспевающих предпринимателей;

 -  знать правила составления основных документов для организации любой фирмы;

 -  знать как организуется фирма и какие проблемы могут возникнут и т. д. 

  - владеть  основными экономическими терминами и понятиями;

  - владеть информации о разных формах фирм;

  - владеть представлением об организации и управлении фирмой.

 

        Методы:

   - мозговые штурмы (включить в работу всех членов группы; определение уровня знаний и основных интересов участников; активизировать творческого потенциала участников);

   - энергизаторы (позволяют продемонстрировать и почувствовать взаимную поддержку участников группы; способствуют формированию навыков невербальной коммуникации, тренировки концентрации внимания, быстроты реакции; служат для разрядки, снятия напряжения, повышения энергетического потенциала группы; позволяют легко и непринужденно поделиться на группы);

   - групповые работы (КО – это метод решения общих задач посредством взаимодействия небольшой группы участников);

   - тесты (являются исключительно объективным способом контроля результатов обучения; тесты обладают высокими обучающими возможностями);

   - выполнение разных задании.

 

Содержание программы:

1 зан.: “Что такое бизнес?” - Что такое экономика? Факторы производства. Что такое бизнес? Условия развития препринимательской деятельности.

2 зан.: “Кто становится бизнесменом?” – Кто это бизнесмен? Характерные черты преуспевающих предпринимателей. Кто становится бизнесменом? Стратегии, используемые бизнесменами.

3 зан.: “Как начать свое дело?” - Нужные документы для открытия фирмы: устав фирмы, учредительный договор о создании фирмы. Какие бывают фирмы?

4 зан.: “Фирма в системе бизнеса.” – Основные экономические вопросы: Что? Сколько? Как? Как сделать бизнес эффективным?

5 зан.: “Что такое управление и почему оно необходимо? Цели и планирование.” – Элементы управления. Менеджмент. Виды деятельности в менеджменте. Менеджер. Главные общие цели. Частные цели. Программа и планы фирмы.

6 зан.: “Контроль. Организация управления.” – Что контролируется? Формы контроля. Организационная структура. Проблемы в управлении.

7 зан.: “Деньги и финансы. Источники финансирования.” – Источники финансирования: внутренние и внешние. Проблема запасов.

8 зан.: “Сделки в бизнесе и баланс фирмы.” – Сделки в бизнесе.Баланс фирмы: актив и пассив.Амортизация.

9 зан.: “Люди в бизнесе.” Почему люди ходят на работу? Люди в коллективе. Коммуникации в коллективе. Начальники и подчиненные. Проблемы. Лидер в коллективе. Авторитет.

10 зан.: “Мотивация.” – Вознаграждения. Стимулы. Идеальный работник кто это? Оплата труда.

11 зан.: “Что такое маркетинг и для чего он нужен?” – Маркетинг. Задачи, которые решает система маркетинга. Поведение покупателя на рынке. Изучение рынка – мероприятия.

12 зан.: “Маркетинг в действии - сбыт. Реклама.” – Установление цены на товар. Каналы распределения. Реклама. Стимулирование сбыта.

13 зан.: “Почему государство должно вмешиваться в бизнес?” – Исторические корни государственного регулирования. Экономические функции государства. Сущность финансовой политики государства. Финансовая политика государства.

14 зан.: “Бюджетная политика.” – Доходы и расходы бюджета. Регулирование доходов и расходов бюджета. Бюджетный дефицит и государственный долг. Курсовая и внешнеэкономическая политика.

15 зан.: “Помощь предпринимательству.”  - Помощ новым фирмам. Субсидии, государственные закупки и государственные заказы. Нефинансовые формы помощи.

16 зан.: “Экскурсия.”

17 зан.: “Защита рефератов.” Темы рефератов:

                                                   1.  “Управление в фирме”;

                                                 2.  “Роль рекламы в фирмы”;

                                                 3.  “Какие рекламы бывают” ;

                                                   4.   Интервью с одним из бизнесменов.

  Формы контроля:

 - тестирование;

 - вопросы – ответы;

 - интеллектуальные игры;

 - интересные задания разного типа;

 - анкетирование;

 - собеседование по предлагаемой теме.

Использованная литература для учителей:

1. Прикладная экономика - (учебное пособие); М.; Артель – Сервиз; 2003 г.

2. Прикладная экономика - (сборник заданий); М; Артель – Сервиз; 2003 г.

3. Е. Г. Фирсов  Экономика – интеллектуальные игры для школьников – Ярославль; «Академия развития»; 1998 г.

4. Е. Ю. Фрейнкман «Экономика и бизнес» М.; Начала – Пресс; 1995 г.;

5. М. И. Скаржинский, В. В. Чекмарев  Рыночная экономика – 20 уроков; к.; 1998 г.;

6. Н. И. Ильина сборник тестовых заданий и упражнений по экономике; НП «Центр экономики и права»; К.; 2004 г.

 

Литература для учеников:

1. Е. Ю. Фрейнкман «Экономика и бизнес» М.; Начала – Пресс; 1995 г.;

2. Н. И. Ильина сборник тестовых задач и упражнений по экономике; НП «Центр экономики и права»; К.; 2004 г.

3. М. И. Скаржинский, В. В. Чекмарев  Рыночная экономика – 20 уроков; к.; 1998 г.;

Календарьно – тематический план.

 

Темы.

Методы и формы проведения.

Оборудование

Время на изу.

1

Что такое бизнес?

Информационно-репро- дуктивный, мини лекция, моз. штурм.

Карточки, таблица.

1

2

Кто становится бизнесменом?

Информационно-репро- дуктивный, беседа.

Тест, схема.

1

3

Как начать свое дело?

Информационно-репро- дуктивный.

Карточки.

 

4

Фирма в системе бизнеса.

 Как сделать бизнес эффективным?

Объяснительно -  иллюстративный.

Схема.

1

5

Что такое управление и почему оно необходимо? Цели и планирование.

Информационно-репро дуктивный; мини лекция.

Схемы.

1

6

Контроль. Организация управле - ния.

Лекция с элементами беседы.

Схемы.

1

7

Деньги и финансы. Источники финансирования.

 

Информационно-репро- дуктивный, мини лекция, моз. штурм.

 

1

8

Сделки в бизнесе и баланс фирмы.

Лекция с элементами беседы.

Иллюстрации.

1

9

Люди в бизнесе.

Диктант по терминам, ролевая игра, мозг. штурм.

Таблица, карточки.

1

10

Мотивация

Информационно-репро- дуктивный, мини лекция

Схема.

1

11

Что такое маркетинг и для чего он нужен?

Информационно-репро- дуктивный, мини лекция.

Мини лекция, работа со схемами

1

12

Маркетинг в действии - сбыт. Реклама.

Информационно-репро- дуктивный, мини лекция, ролевая игра.

Схема.

1

13

Почему государство должно вмешиваться в бизнес?

Лекция с элементами беседы.

Схемы

1

14

Бюджетная политика.

Лекция с элементами беседы.

Схема, таблица.

1

15

Помощь предпринимательству.

Лекция с элементами беседы, мозг. штурм, беседа.

 

1

16

Экскурсия.

Частично – исследова – тельский; беседа.

 

1

17

 Защита рефератов.

Темы рефератов:

  1.  “Управление в фирме”;

2. “Роль рекламы в фирмы”;

3. “Какие рекламы бывают” ;

4. Интервью с одним из бизнесменов.

Исследовательский, защита рефератов.

Беседа.

1

    Термины: Экономика, бизнес, фирма, акционерное общество, менеджер, менеджмент, коммуникация, мотивация, бюджет, баланс, амортизация.

     Темы рефератов:

   1.  “Управление в фирме”;

2. “Роль рекламы в фирмы”;

3. “Какие рекламы бывают” ;

4. Интервью с одним из бизнесменов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Материалы по теме: “Как начать свое дело?”

Нужные документы для того чтобы зарегистрировать фирму:

- Документ, определяющий отношения между будущей фирмой и обществом, а также отношения между работниками и служащими внутри самой фирмы ( Устав фирмы).

- Документ, определяющий отношения между самими учредителями фирмы (Учредительный договор).

 

Устав фирмы...

Раздел I. Общие положения.

                - владельцы фирмы;

                   - юридический статус фирмы;

                   - адрес фирмы.

Раздел II. Предмет деятельности фирмы:

                - цель создания фирмы;

                   - какие товары и услуги производит фирма.

Раздел III. Уставный капитал фирмы:

                 - размер уставного капитала фирмы;

                    - доли учредителей в уставном капитале.

Раздел IV. Права и обязанности владельцев фирмы.

Раздел V.   Порядок распределения прибыли фирмы.

Раздел VI.  Органы управления фирмы.

Раздел VII. Порядок принятия новых учредителей и выхода старых.

Раздел VIII. Порядок прекращения деятельности фирмы.

 

Учредительный договор о создании фирмы…

Раздел I.   Общие положения:

                 - владельцы фирмы;

                    - юридический статус фирмы;

                    - адрес фирмы.

Раздел II.  Учредители фирмы.

Раздел III. Уставный капитал фирмы:

                 - размер уставного капитала фирмы;

                    - доли учредителей в уставном капитале;

                    - порядок формирования уставного капитала фирмы.

Раздел IV. Права и обязанности учредителей фирмы.

 

Формы владения собственностью.

 

- Индивидуальная (или семейная) частная фирма. Создать такую фирму, предприниматель использует свои собственные средства или средства своей семьи.

- Товарищество. В товарищество могут объединиться несколько человек или фирм.

- Акционерное общество открытого типа. Ак. общ., как и товар., может создано несколькими людьми или фирмами.

- Государственные и муниципальные фирмы. Эти фирмы принадлежать не одному или нескольким людям, а государству, городу или району.

 

 

 

 

 


Авторская программа (курс по выбору) на тему “Азбука бизнеса”

Авторская программа (курс по выбору) на тему “Азбука бизнеса”

Методы: - мозговые штурмы (включить в работу всех членов группы; определение уровня знаний и основных интересов участников; активизировать творческ ого потенциала участников); - энергизаторы (позволяют…

Методы: - мозговые штурмы (включить в работу всех членов группы; определение уровня знаний и основных интересов участников; активизировать творческ ого потенциала участников); - энергизаторы (позволяют…

Почему государство должно вмешиваться в бизнес?” –

Почему государство должно вмешиваться в бизнес?” –

Контрол ь . Организация управле - ния

Контрол ь . Организация управле - ния

Приложение Материалы по теме: “Как начать свое дело?”

Приложение Материалы по теме: “Как начать свое дело?”
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.05.2024