Авторская программа (курс по выбору)
на тему “Азбука бизнеса”
Составитель: учитель истории и обществознания Шайхетдинова Люция Рашидовна, высшей квалификационной категории,
МБОУ "Балтасинская СОШ"
Пояснительная записка.
В настоящее время все актуальнее становится экономика в жизни каждого человека. Экономика - это наука об использовании людьми ресурсов для производства различных товаров и услуг, их распределения, обмена и потребления. В понятие экономики входит и возникающая при этом совокупность общественных отношений. Экономическая наука изучает прежде всего экономические потребности и способы их удовлетворения. Никакое общество не может существовать, не удовлетворяя материальные потребности людей. Для этого надо производить материальную продукцию и оказывать услуги населении. Всем этим и занят сложнейший механизм, который изучает экономическая наука.
Бизнес - это часть экономики. Бизнес в нашей стране постепенно занимает подобающее ему место. У учеников ощутимо растет интерес профессиям в данной области.
Название программы элективного курса: «Азбука бизнеса!».
Программа предназначена для учащихся 9 кл. Продолжительность курса 17 часов. Содержание учебного материала соответствует целям и содержит элементы новизны.
Курс представляется особенно актуальным, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по экономике в том числе и по бизнесу, необходимыми для понимания основных направлений развития современного мира.
Данный курс может иметь существенное образовательное значение для дальнейшего изучения обществознания и может быть рекомендован для изучения учащимися разных профилей. (нап.: «Социально – гуманитарный», «Филологический»)
Принципами отбора содержания материала программы являются:
- системность;
- научность;
- доступность;
- возможность практического применения полученных знаний;
- реалистичность, с точки зрения возможности усвоения основного содержания программы за 17 часов.
Цели курса:
- развивать интеллектуальные и практические умения учеников в области бизнеса;
- научить учеников овладеть экономическими терминами и понятиями;
- познакомить учеников с проблемами в области бизнеса;
- научить навыкам правильного решения задач;
- научить учеников правильно применять теоретические знания в жизни.
Задачи курса:
- способствовать профессиональному самоопределению учащихся, формированию личности, адаптированной к сознательному выбору будущей специальности;
- способствовать развитию самостоятельной работы;
- развивать логическое мышление;
- способствовать развитию коллективной работы;
Ожидаемые результаты:
В конце курса ученики должны:
- уметь применять экономические знания в жизни;
- уметь анализировать нужную информацию;
- уметь правильно составлять некоторые документы, которые нужны для организации любой фирмы (устав фирмы, учредительный договор фирмы и т. д.);
- уметь приводить примеры, участвовать в обсуждении вопросов, предложенных учителем, аргументировать свою точку зрения, работать в группах.
- знать экономические термины и понятия;
- знать характерных черт преуспевающих предпринимателей;
- знать правила составления основных документов для организации любой фирмы;
- знать как организуется фирма и какие проблемы могут возникнут и т. д.
- владеть основными экономическими терминами и понятиями;
- владеть информации о разных формах фирм;
- владеть представлением об организации и управлении фирмой.
Методы:
- мозговые штурмы (включить в работу всех членов группы; определение уровня знаний и основных интересов участников; активизировать творческого потенциала участников);
- энергизаторы (позволяют продемонстрировать и почувствовать взаимную поддержку участников группы; способствуют формированию навыков невербальной коммуникации, тренировки концентрации внимания, быстроты реакции; служат для разрядки, снятия напряжения, повышения энергетического потенциала группы; позволяют легко и непринужденно поделиться на группы);
- групповые работы (КО – это метод решения общих задач посредством взаимодействия небольшой группы участников);
- тесты (являются исключительно объективным способом контроля результатов обучения; тесты обладают высокими обучающими возможностями);
- выполнение разных задании.
Содержание программы:
1 зан.: “Что такое бизнес?” - Что такое экономика? Факторы производства. Что такое бизнес? Условия развития препринимательской деятельности.
2 зан.: “Кто становится бизнесменом?” – Кто это бизнесмен? Характерные черты преуспевающих предпринимателей. Кто становится бизнесменом? Стратегии, используемые бизнесменами.
3 зан.: “Как начать свое дело?” - Нужные документы для открытия фирмы: устав фирмы, учредительный договор о создании фирмы. Какие бывают фирмы?
4 зан.: “Фирма в системе бизнеса.” – Основные экономические вопросы: Что? Сколько? Как? Как сделать бизнес эффективным?
5 зан.: “Что такое управление и почему оно необходимо? Цели и планирование.” – Элементы управления. Менеджмент. Виды деятельности в менеджменте. Менеджер. Главные общие цели. Частные цели. Программа и планы фирмы.
6 зан.: “Контроль. Организация управления.” – Что контролируется? Формы контроля. Организационная структура. Проблемы в управлении.
7 зан.: “Деньги и финансы. Источники финансирования.” – Источники финансирования: внутренние и внешние. Проблема запасов.
8 зан.: “Сделки в бизнесе и баланс фирмы.” – Сделки в бизнесе.Баланс фирмы: актив и пассив.Амортизация.
9 зан.: “Люди в бизнесе.” Почему люди ходят на работу? Люди в коллективе. Коммуникации в коллективе. Начальники и подчиненные. Проблемы. Лидер в коллективе. Авторитет.
10 зан.: “Мотивация.” – Вознаграждения. Стимулы. Идеальный работник кто это? Оплата труда.
11 зан.: “Что такое маркетинг и для чего он нужен?” – Маркетинг. Задачи, которые решает система маркетинга. Поведение покупателя на рынке. Изучение рынка – мероприятия.
12 зан.: “Маркетинг в действии - сбыт. Реклама.” – Установление цены на товар. Каналы распределения. Реклама. Стимулирование сбыта.
13 зан.: “Почему государство должно вмешиваться в бизнес?” – Исторические корни государственного регулирования. Экономические функции государства. Сущность финансовой политики государства. Финансовая политика государства.
14 зан.: “Бюджетная политика.” – Доходы и расходы бюджета. Регулирование доходов и расходов бюджета. Бюджетный дефицит и государственный долг. Курсовая и внешнеэкономическая политика.
15 зан.: “Помощь предпринимательству.” - Помощ новым фирмам. Субсидии, государственные закупки и государственные заказы. Нефинансовые формы помощи.
16 зан.: “Экскурсия.”
17 зан.: “Защита рефератов.” Темы рефератов:
1. “Управление в фирме”;
2. “Роль рекламы в фирмы”;
3. “Какие рекламы бывают” ;
4. Интервью с одним из бизнесменов.
Формы контроля:
- тестирование;
- вопросы – ответы;
- интеллектуальные игры;
- интересные задания разного типа;
- анкетирование;
- собеседование по предлагаемой теме.
Использованная литература для учителей:
1. Прикладная экономика - (учебное пособие); М.; Артель – Сервиз; 2003 г.
2. Прикладная экономика - (сборник заданий); М; Артель – Сервиз; 2003 г.
3. Е. Г. Фирсов Экономика – интеллектуальные игры для школьников – Ярославль; «Академия развития»; 1998 г.
4. Е. Ю. Фрейнкман «Экономика и бизнес» М.; Начала – Пресс; 1995 г.;
5. М. И. Скаржинский, В. В. Чекмарев Рыночная экономика – 20 уроков; к.; 1998 г.;
6. Н. И. Ильина сборник тестовых заданий и упражнений по экономике; НП «Центр экономики и права»; К.; 2004 г.
Литература для учеников:
1. Е. Ю. Фрейнкман «Экономика и бизнес» М.; Начала – Пресс; 1995 г.;
2. Н. И. Ильина сборник тестовых задач и упражнений по экономике; НП «Центр экономики и права»; К.; 2004 г.
3. М. И. Скаржинский, В. В. Чекмарев Рыночная экономика – 20 уроков; к.; 1998 г.;
Календарьно – тематический план.
№ |
Темы. |
Методы и формы проведения. |
Оборудование |
Время на изу. |
1 |
Что такое бизнес? |
Информационно-репро- дуктивный, мини лекция, моз. штурм. |
Карточки, таблица. |
1 |
2 |
Кто становится бизнесменом? |
Информационно-репро- дуктивный, беседа. |
Тест, схема. |
1 |
3 |
Как начать свое дело? |
Информационно-репро- дуктивный. |
Карточки. |
|
4 |
Фирма в системе бизнеса. Как сделать бизнес эффективным? |
Объяснительно - иллюстративный. |
Схема. |
1 |
5 |
Что такое управление и почему оно необходимо? Цели и планирование. |
Информационно-репро дуктивный; мини лекция. |
Схемы. |
1 |
6 |
Контроль. Организация управле - ния. |
Лекция с элементами беседы. |
Схемы. |
1 |
7 |
Деньги и финансы. Источники финансирования.
|
Информационно-репро- дуктивный, мини лекция, моз. штурм. |
|
1 |
8 |
Сделки в бизнесе и баланс фирмы. |
Лекция с элементами беседы. |
Иллюстрации. |
1 |
9 |
Люди в бизнесе. |
Диктант по терминам, ролевая игра, мозг. штурм. |
Таблица, карточки. |
1 |
10 |
Мотивация |
Информационно-репро- дуктивный, мини лекция |
Схема. |
1 |
11 |
Что такое маркетинг и для чего он нужен? |
Информационно-репро- дуктивный, мини лекция. |
Мини лекция, работа со схемами |
1 |
12 |
Маркетинг в действии - сбыт. Реклама. |
Информационно-репро- дуктивный, мини лекция, ролевая игра. |
Схема. |
1 |
13 |
Почему государство должно вмешиваться в бизнес? |
Лекция с элементами беседы. |
Схемы |
1 |
14 |
Бюджетная политика. |
Лекция с элементами беседы. |
Схема, таблица. |
1 |
15 |
Помощь предпринимательству. |
Лекция с элементами беседы, мозг. штурм, беседа. |
|
1 |
16 |
Экскурсия. |
Частично – исследова – тельский; беседа. |
|
1 |
17 |
Защита рефератов. Темы рефератов: 1. “Управление в фирме”; 2. “Роль рекламы в фирмы”; 3. “Какие рекламы бывают” ; 4. Интервью с одним из бизнесменов. |
Исследовательский, защита рефератов. |
Беседа. |
1 |
Термины: Экономика, бизнес, фирма, акционерное общество, менеджер, менеджмент, коммуникация, мотивация, бюджет, баланс, амортизация.
Темы рефератов:
1. “Управление в фирме”;
2. “Роль рекламы в фирмы”;
3. “Какие рекламы бывают” ;
4. Интервью с одним из бизнесменов.
Приложение
Материалы по теме: “Как начать свое дело?”
Нужные документы для того чтобы зарегистрировать фирму:
- Документ, определяющий отношения между будущей фирмой и обществом, а также отношения между работниками и служащими внутри самой фирмы ( Устав фирмы).
- Документ, определяющий отношения между самими учредителями фирмы (Учредительный договор).
Устав фирмы...
Раздел I. Общие положения.
- владельцы фирмы;
- юридический статус фирмы;
- адрес фирмы.
Раздел II. Предмет деятельности фирмы:
- цель создания фирмы;
- какие товары и услуги производит фирма.
Раздел III. Уставный капитал фирмы:
- размер уставного капитала фирмы;
- доли учредителей в уставном капитале.
Раздел IV. Права и обязанности владельцев фирмы.
Раздел V. Порядок распределения прибыли фирмы.
Раздел VI. Органы управления фирмы.
Раздел VII. Порядок принятия новых учредителей и выхода старых.
Раздел VIII. Порядок прекращения деятельности фирмы.
Учредительный договор о создании фирмы…
Раздел I. Общие положения:
- владельцы фирмы;
- юридический статус фирмы;
- адрес фирмы.
Раздел II. Учредители фирмы.
Раздел III. Уставный капитал фирмы:
- размер уставного капитала фирмы;
- доли учредителей в уставном капитале;
- порядок формирования уставного капитала фирмы.
Раздел IV. Права и обязанности учредителей фирмы.
Формы владения собственностью.
- Индивидуальная (или семейная) частная фирма. Создать такую фирму, предприниматель использует свои собственные средства или средства своей семьи.
- Товарищество. В товарищество могут объединиться несколько человек или фирм.
- Акционерное общество открытого типа. Ак. общ., как и товар., может создано несколькими людьми или фирмами.
- Государственные и муниципальные фирмы. Эти фирмы принадлежать не одному или нескольким людям, а государству, городу или району.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.