Авторская программа (курс по выбору)
на тему “Мы и наши права!”
Составитель: учитель истории и обществознания Шайхетдинова Люция Рашидовна, высшей квалификационной категории,
МБОУ "Балтасинская СОШ"
Пояснительная записка.
В связи с введением предпрофильной подготовки в 9 классах основной школы и профильного
обучения в старшей школе возникает острая необходимость в учебно-методическом обеспечении данного процесса. Основной предпрофильной подготовки, а значит и задач профессионального самоопределения и профессионального образования, является организация элективных курсов.
В настоящее время все актуальнее становится правовая сторона жизни каждого человека.
Чтобы быть защищенным в современной жизни, необходимо знать законы своей страны. Многие поняли, что юридическое образование может быть не только профессией, но и хорошим подспорьем в обычной жизни. Немало учеников хотят связать свою жизнь с профессией юриста.
Название программы элективного курса: «Мы и наши права!»
Мои ученики очень интересуются этой темой. Они хотят узнать о своих правах по больше и защитить себя от всяких неприятностях и в будущем хотят стать юристами, адвокатами и работниками которые работают с законами.
Программа предназначена для учащихся 9 классов. Продолжительность курса 17 часов. Содержание учебного материала соответствует целям и содержит элементы новизны.
Курс представляется особенно актуальным, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по праву, необходимыми для понимания основных направлений развития современного мира.
Данный курс может иметь существенное образовательное значение для дальнейшего изучения обществознания и может быть рекомендован для изучения учащимися разных профилей. (нап.: «Социально – гуманитарный», «Филологический»)
Принципами отбора содержания материала программы являются:
- системность;
- научность;
- доступность;
- возможность практического применения полученных знаний;
- реалистичность, с точки зрения возможности усвоения основного содержания программы за 17 часов.
Цели курса:
- развивать интеллектуальные и практические умения учеников в области права;
- научить учеников овладеть юридическими терминами и понятиями;
- познакомить учеников с проблемами в области права;
- научить учеников правильно применять теоретические знания в жизни.
Задачи курса:
- способствовать профессиональному самоопределению учащихся, формированию личности, адаптированной к сознательному выбору будущей специальности;
- способствовать развитию самостоятельной работы;
- развивать логическое мышление;
- способствовать развитию коллективной работы;
Ожидаемые результаты:
В конце курса ученики должны:
- уметь применять юридические знания в жизни;
- уметь анализировать нужную информацию;
- уметь правильно составлять некоторые официальные бумаги, не требующие специального юридического образования (заявление, доверенность, текст трудового соглашения, договор купли-продажи и т. д.)
- уметь приводить примеры, участвовать в обсуждении вопросов, предложенных учителем, аргументировать свою точку зрения, работать в группах.
- знать юридические термины и понятия;
- знать свои права и обязанности;
- знать правила составления некоторых официальных бумаг, не требующих специального юридического образования (заявление, доверенность, текст трудового соглашения, договор купли-продажи и т. д.)
- владеть основными юридическими терминами и понятиями;
- владеть информации о правах и обязанностях человека;
- владеть четкой установкой на законопослушание, негативно относиться к нарушителям правопорядка.
Методы:
- мозговые штурмы (включить в работу всех членов группы; определение уровня знаний и основных интересов участников; активизировать творческого потенциала участников);
- энергизаторы (позволяют продемонстрировать и почувствовать взаимную поддержку участников группы; способствуют формированию навыков невербальной коммуникации, тренировки концентрации внимания, быстроты реакции; служат для разрядки, снятия напряжения, повышения энергетического потенциала группы; позволяют легко и непринужденно поделиться на группы);
- групповые работы (КО – это метод решения общих задач посредством взаимодействия небольшой группы участников);
- тесты (являются исключительно объективным способом контроля результатов обучения; тесты обладают высокими обучающими возможностями);
- выполнение разных задании.
Содержание программы:
1. зан.: «Что такое право?» - Что такое право? Содержание этого понятия. Что такое законы? Отрасли права.
2. зан.: «Конституционнное право. Основы конституционного строя.» - Что такое конституция и конституционное право? Основная особенность Конституции Российской Федерации. Основы конституционного строя России. Что это значит – федеративное государство?
3. зан.: «Избирательное право». - Что такое выборы как элемент демократии? Законы регулирующие процедуру выборов. Как происходят выборы? Какие нарушения бывают в процессе выборов?
4. зан.: «Права человека». - Является ли вопрос о правах человека принадлежностью лишь нашего времени? Международные документы о правах человека. Место и роль человека в Конституции Российской Федерации.
5. зан.: «Гражданские и политические права». - Каковы основные гражданские права? Всегда ли реализуется право на жизнь? Процедурные гражданские права. Политические права. Почему право на свободу совести и вероисповедания является одновременно гражданским и политическим правом?
6. зан.: «Экономические, социальные и культурные права». - Каковы экономические, социальные и культурные права?
7. зан.: «Права ребенка». - Что такое права ребенка? Конвенция о правах ребенка. Как реализовать непривычные права ребенка?
8. зан: «Нарушение прав человека. Защита прав человека.» - Каковы наиболее вопиющие нарушения человека? Каковы индивидуальные возможности человека защитить свои права? Международный механизм в области защиты прав человека.
9. зан.: «Гражданское право». - Что регулирует гражданское право? Какие неимущественные отношения регулирует гражданское право?
10. зан.: «Налоги». - Что такое налоги и зачем они нужны? Как взимается подоходный налог с граждан?
11. зан.: «Семейное право». - Что такое брак и каковы условия вступления в него? Права и обязанности супругов. Причины расторжений браков. Права и обязанности родителей и детей.
12. зан.: «Трудовое право». - Что такое трудовое право и что оно регулирует? Значение трудовой дисциплины. Коллективный договор или контракт. Льготы для несовершеннолетних в сфере трудовых отношений.
13. зан.: «Административное право». – Что такое административное право? Виды административных правонарушении. Административные взыскания.
14. зан.: «Уголовное право. Ответственность по уголовному праву». – Что такое уголовное право? Уголовный кодекс. Что такое преступоление? Виды преступления. Виды накназания за уголовные преступления. В каких случаях государство “прощает” преступления?
15. зан.: «Несовершеннолетние и УК РФ». – Какие преступления совешаются против несовершеннолетних? Какие преступления совершают несовершеннолетние? Уголовная ответственность несовершеннолетних. Принудительные меры воспитательного воздействия.
16. зан.: «Причины преступления». – Объективные и субъективные причины преступления.
17. зан.: Зачётное занятие. (защита рефератов и праектов)
Примерные темы рефератов и проетов:
1. “Кому больше нужны права человека – бедным или богатым”;
2. “Дети – жертвы войны”;
3. “Собственность и нравственность” ;
4. “Трудная должность – родители”.
Формы контроля:
- тестирование;
- вопросы – ответы;
- интеллектуальные игры;
- интересные задания разного типа;
- анкетирование;
- собеседование по предлагаемой теме.
Использованная литература для учителей:
1. А. Ф. Никитин «Право и политика» М.; «Просвещение»; 2003 г.;
2. А. Ф. Никитин «Правоведение» (10 – 11); М.; «Просвещение»; 2005 г.;
3. Е. А. Певцова «Право. Основы правовой культуры»; М.; «Русское Слово»; 2007 г.;
4. К. Ф. Амиров, Р. Г. Амиров «Основы правоведения»; К.; издательство «Магариф»; 1998 г.;
5. Т. Г. Сазонова «Обществознание в таблицах и схемах»; Санкт – Петербург; 2005 г.;
6. Конституция РФ;
7. Конвенция о правах ребенка.
Литература для учеников:
1. А. Ф. Никитин «Право и политика» М.; «Просвещение»; 2003 г.;
2. Т. Г. Сазонова «Обществознание в таблицах и схемах»; Санкт – Петербург; 2005 г.;
3. Конституция РФ;
4. Конвенция о правах ребенка.
Календарно – тематический план.
№ |
Темы. |
Методы и формы проведения. |
Оборудование. |
Время на изу- чение. |
1. |
Что такое право? |
Информационно-репро- дуктивный, мини лекция, моз. штурм. |
Карточки, таблица. |
1 |
2. |
Конституционнное право. Основы конституционного строя. |
Информационно-репро- дуктивный, беседа, мини лекция. |
Схема, Конституция РФ. |
1 |
3. |
Избирательное право. |
Инфор-ный с элементами беседы, МШ, выполнение заданий. |
Схема, Кон. РФ. |
1. |
4. |
Права человека. |
Объяс-но–иллюстратинный с элементами беседы, выполнение задании. |
Схема, Декларация прав человека. |
1. |
5. |
Гражданские и политические права. |
Объяс-но–иллюстративный с элементами беседы, мини лекция. |
Таблица. |
1. |
6. |
Экономические, социальные и культурные права. |
Инфор-ный с элементами беседы, М. Ш. , роллевая игра, выполнение заданий. |
Карточки. |
1. |
7. |
Права ребенка. |
Инфор-но – репродук-ный, роллевая игра, выполнение заданий. |
Карточки, Конвен - ция о правах ребен- ка. |
1. |
8. |
Нарушение прав человека. Защита прав человека. |
Инфор-ный с элементами беседы, мини лекция, вы - полнение заданий. |
Кон. РФ. |
1. |
9. |
Гражданское право. |
Инфор-но – репродук-ный., мини лекция, выполнение заданий. |
|
1. |
10. |
Налоги. |
Объяс-но – иллюст - ный с элементами беседы, работа по схеме |
Иллюстрации, схемы. |
1. |
11. |
Семейное право. |
Инфор-ный с элементами беседы, мини лекция, ро - левая игра. |
Карточки, СК РФ. |
1. |
12. |
Трудовое право. |
Инфор-ный с элементами беседы, выпол. заданий. |
Карточки. |
1. |
13. |
Административное право. |
Инфор-но – репродук-ный, мини лекция, выпол. зад. |
Карточки. |
1. |
14. |
Уголовное право. Ответственность по уголовному праву. |
Лекция с элементами бесе - ды, мини лекция, выполне - ние задании. |
Карточки, УК РФ. |
1. |
15. |
Несовершеннолетние и УК РФ. |
Лекция с элементами бесе - ды, выполнение задании. |
Карточки, УК РФ |
1. |
16. |
Причины преступления. |
Инфор-ный с элементами беседы, МШ, выполнение задании. |
Карточки. |
1. |
17. |
Зачётное занятие. (защита рефератов и праектов) Примерные темы рефератов и проетов: 1. “Кому больше нужны права человека – бедным или богатым”; 2. “Дети – жертвы войны”; 3. “Собственность и нравственность” ; 4. “Трудная должность – родители”.
|
Частично – исследователь - ский. |
|
1. |
Основные понятия: закон, право, конституционное право, конституция, конфедерация, суверенитет, федерация, референдум, активное и пассивное избирательное право, избиратель, обязанности, гражданские права, политические права, апартеид, геноцид, дискриминация меньшинств, расизм, правоспособность, дееспособность, физическое лицо, юридическое лицо, налог, подоходный налог, брак, дисциплинарный проступок, трудовая дисциплина, коллективный договор, административное взыскание, административное право, преступление, уголовное право, амнистия, помилование, уголовное наказание, объективные и субъективные причины преступления.
Примерные темы рефератов и проетов:
1. “Кому больше нужны права человека – бедным или богатым”;
2. “Дети – жертвы войны”;
3. “Собственность и нравственность” ;
4. “Трудная должность – родители”.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.