Авторская программа курса внеурочной деятельности "Анализ текста: теория и практика" текста
Оценка 4.7

Авторская программа курса внеурочной деятельности "Анализ текста: теория и практика" текста

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
русский язык
10 кл—11 кл
02.12.2022
Авторская программа курса внеурочной деятельности "Анализ текста: теория и практика" текста
Цель курса: помочь успешно справиться с заданиями ЕГЭ через формирование практических навыков и умений комплексного анализа текста. Задачи курса: • формировать умение воспринимать и понимать первичный текст; • развивать умение выражать собственное мнение, логично и последовательно строить свое высказывание; • отрабатывать умение создавать тексты разных типов и стилей речи. Актуальность программы определена тем, что свободное владение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности должно стать нормой для молодёжи, оканчивающей средние учебные заведения. Такой уровень владения русским языком может быть достигнут лишь при комплексном использовании различных организационных форм учебной работы по русскому языку – различного типа уроков, факультативных занятий, внеклассной работы, индивидуальных самостоятельных занятий по самообразованию.
Анализ текста от теории к практике.docx

Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Анализ текста: теория и практика» для  учащихся 10 класса МАОУ «СОШ №24» г. Удачный имеет практическую направленность, служит дополнением к основному курсу русского языка в 11 классе и разработана в соответствии с требованиями федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации» (с дополнениями и изменениями); федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413 (изменения и дополнения 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г., 24 сентября, 11 декабря 2020 г.);  Санитарно-эпидемиологическими правилами СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 №16»; Санитарно-эпидемиологическими правилами СП 2.4.3648-20 утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28».

Рабочая программа составлена на основе ООП СОО МАОУ «СОШ №24», примерной программы по русскому языку для общеобразовательных школ «Русский язык. 10-11 классы», утвержденной Министерством образования и Науки РФ, под редакцией  Н.Г.Гольцовой.

В соответствии с учебным планом на изучение курса «Анализ текса: теория и практика» в 10 классе отводится 1 час в неделю. Курс рассчитан на 35 часов.

            Для реализации программного содержания используется учебное пособие:Русский язык учебник для 10-11 классов общеобразовательных организаций. Базовый уровень: в 2х частях. Ч. 2. :Н. Г.Гольцова, И.В Шаншин, М.А Мещерина. – 5е изд. – М.: ООО «Русское слово. – учебник, 2018г.

 

             Программа элективного курса «Анализ текста: теория и практика»   рассчитана на обучающихся 10 класса и представляет систему поэтапной работы над текстом и сочинением, которое предлагается написать в 27 задании единого государственного экзамена.

 

Цель курса: помочь успешно справиться с заданиями ЕГЭ через формирование практических навыков и умений комплексного анализа текста.

Задачи курса:

·         формировать умение воспринимать и понимать первичный текст;

·         развивать умение выражать собственное мнение, логично и последовательно строить свое высказывание;

·         отрабатывать умение создавать тексты разных типов и стилей речи.

Актуальность программы определена тем, что свободное владение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности должно стать нормой для молодёжи, оканчивающей средние учебные заведения. Такой уровень владения русским языком может быть достигнут лишь при комплексном использовании различных организационных форм учебной работы по русскому языку – различного типа уроков, факультативных занятий, внеклассной работы, индивидуальных самостоятельных занятий по самообразованию.

Практическая значимость.Практический раздел курса предполагает работу над развитием умения воспринимать и понимать первичный текст, выражать собственное мнение, доказывать его, используя примеры читательского и жизненного опыта. Особенностью данного курса является его ориентированность на совершенствование умений в области письменной речи. Тексты для комплексного анализа взяты из контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по русскому языку. Для анализа используются публицистические и художественные тексты. Анализ художественного текста предполагает выход на широкий литературный контекст: проблематика анализируемого произведения (фрагмента) включается в литературные связи текста (реминисценции, проблемные вопросы и т.п.), подбираемые публицистические тексты имеют литературоведческую тематику (авторские критические статьи, фрагменты рецензий

Содержание заданий соответствует требованиям к уровню подготовки по русскому языку за курс средней (полной) школы. Оценка учебных достижений осуществляется при помощи итоговой работы (сочинение).

Задания помогают формировать:

- лингвистическую компетенцию, то есть умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений;

- языковую компетенцию, то есть практическое владение русским языком, его словарём и грамматическим строем, соблюдение языковых норм;

- коммуникативную компетенцию, то есть владение разными видами речевой деятельности, умением воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания

Цель курса: помочь успешно справиться с заданиями ЕГЭ через формирование практических навыков и умений комплексного анализа текста.

Задачи курса:

·         формировать умение воспринимать и понимать первичный текст;

·         развивать умение выражать собственное мнение, логично и последовательно строить свое высказывание;

·         отрабатывать умение создавать тексты разных типов и стилей речи.

 

Метапредметными результатами изучения курса  является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели занятия;
  •  составлять план решения проблемы совместно с учителем;
  •  работать по плану, сверяя свои действия
  •  

ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КУРСА

Отличительными чертами предлагаемого курса являются:

·         объединение сведений теоретического характера и тестовых заданий, соответствующих требованиям и формату ЕГЭ;

  • направленность на углубление, расширение и систематизацию материалов школьного курса русского языка и наличие специальных разделов по содержательной и структурно-языковой организации текста, средствам языковой выразительности, а также по анализу и информационной обработке текстов различных стилей и типов речи; с целью, корректировать свою деятельность;
  •  в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную,  подтекстовую, концептуальную;
  • пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым,
  • ознакомительным;
  • извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  •  осуществлять анализ и синтез;
  •  устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;

 

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных
  • коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

·          

·         ориентация материалов на написание сочинения-рассуждения по готовому тексту в соответствии со всеми требованиями части С Единого государственного экзамена по русскому языку;

·         четкая практическая направленность, предполагающая активную самостоятельную работу обучающихся.

Программа курса содержит теоретический и практический (творческий) разделы.

Теоретический раздел предполагает анализ ключевых понятий, связанных с текстоведением, необходимых для ответов на ряд вопросов ЕГЭ.

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Наименование разделов

Всего ча­сов

теория

практика

Всего

1. Теоретические сведения и языковой анализ  (11часов)

Текст как речевое произведение. Теоретические сведения и языковой анализ. 1ч.

10

11

2. Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту (ЕГЭ, часть С) (теория) (4 часа)

Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту (ЕГЭ, часть С) (теория) 1ч.

3

4

3. Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту (практика). (20часов)

Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту (практика) 6ч.

14

20

Итого

35

 

      В первом  разделе  происходит знакомство с текстом как речевым произведением, рассматриваются ключевые понятия текста, признаки текста, средства и способы связи предложений в тексте, повторяются сведения  о типах речи, стилях речи и их функциональных особенностях, а также уделяется внимание  средствам выразительности в тексте.

     Во втором разделе рассматриваются основные требования к выполнению задания части С Единого государственного экзамена по русскому языку. Повторяется схема  сочинения- рассуждения, основные части сочинения-рассуждения: тезис, аргументы, вывод. Уделяется внимание двум видам творческой работы: рецензии и эссе.

      В третьем разделе  обращается внимание на написание  сочинения-рассуждения по прочитанному тексту и закрепляется композиция (план) сочинения  по прочитанному тексту, которая состоит из следующих компонентов:

ü  . Выявление проблемы текста. Определение проблем текста, выделение центральной проблемы. Обсуждаем такие понятия: виды проблем, выделение проблемы текста, способы формулирования проблемы.

 

ü  Комментирование проблемы. Обсуждаем такие понятия: комментарий, типы комментирования текста, пересказ и комментарий, содержание комментария

ü  Выявление авторской позиции. Обсуждаем такие понятия: выявление позиции автора, способы формулирования авторской позиции.

ü  Аргументация собственной позиции. Обсуждаем такие понятия: аргументация, основные виды аргументов

ü   Виды аргументов. Поддерживающая и опровергающая аргументация. Свидетельства автора сочинения. Ссылки на авторитет.

ü  Анализ образцов рецензий и эссе.

ü  Написание сочинения-рассуждения по тексту публицистического стиля.

ü   

 

      Прогнозируемые результаты и способы их проверки:

 

·         составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

·         работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

·         в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

·         перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

·         пользоваться словарями, справочниками;

·         осуществлять анализ и синтез;

·         устанавливать причинно-следственные связи;

·         строить рассуждения

      адекватно использовать речевые средства для решения различных      коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;

·         высказывать и обосновывать свою точку зрения;

·         слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения;

·         договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

·         задавать вопросы;

·         применять свои знания на практике, приобретать навыки нестан­дартного мышления;

·         применять полученные знания, умения и навыки на уроках русского языка;

·         создавать творческие работы,  доклады с помощью взрослых или самостоятельно;

·         вести исследовательскую работу и участвовать в проектной деятельности самостоятельно или с помощью взрослых.

 

Проверка результатов проходит в форме:

·         - анализ текстов

·         - составление алгоритмов

·         - работа с текстами

·         - написание сочинений.

5.Уровень результатов работы по программе:

 

Результаты первого уровня - приобретение обучающимися знаний логического мышления, необходимых при изучении русского языка; приобретение навыков нестандартного мышления. 

Результаты второго уровня  -  развитие ценностных отношений к труду, к другим людям, к своему здоровью и внутреннему миру.

Результаты третьего уровня  - обучающийся может приобрести опыт применять свои знания на практике;  опыт общения в результате выполнения практических действий; опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; опыт управления другими людьми и взятия на себя ответственности за других людей.

 

6. Система отслеживания и оценивания результатов – результативность написания сочинения - рассуждения по прочитанному тексту на ЕГЭ с максимальными баллами.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КУРСА

 

Теоретические сведения и языковой анализ (11 часов)

1.1. Ключевые понятия текста. Признаки текста.

1.2. Средства и способы связи предложений в тексте. Лексические, морфологические и синтаксические средства связи предложений в тексте. Семантические и ассоциативные связи частей. Цепная (последовательная) и параллельная связи.

1.3. Типы речи: описание, повествование и рассуждение.

1.4. Стили речи. Характеристика функциональных стилей: а) сфера применения;

б) основные функции;

в) ведущие стилевые черты;

г) языковые особенности;

д) специфические формы (жанры).

1.5. Средства выразительности в тексте. Выразительные средства фонетики. Выразительные средства лексики и фразеологии. Тропы. Стилистически окрашенная лексика и лексика ограниченного употребления. Выразительные средства морфологии и словообразования. Выразительные средства синтаксиса.

2. Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту (3 часа)

2.1. Основные требования к выполнению задания части 27 Единого государственного экзамена по русскому языку.

2.2. Построение рассуждения. Тезис. Аргументы. Вывод.

2.3. Рецензия и эссе как вид творческой работы

3. Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту (практика). (20часов)

3.1. Композиция (план) сочинения. Выявление проблемы текста. Определение проблем текста, выделение центральной проблемы. Обсуждаем такие понятия: виды проблем, выделение проблемы текста, способы формулирования проблемы.

3.2. Комментирование проблемы. Обсуждаем такие понятия: комментарий, типы комментирования текста, пересказ и комментарий, содержание комментария

3.3. Выявление авторской позиции. Обсуждаем такие понятия: выявление позиции автора, способы формулирования авторской позиции.

3.4. Аргументация собственной позиции. Обсуждаем такие понятия: аргументация, основные виды аргументов

3.5. Виды аргументов. Поддерживающая и опровергающая аргументация. Свидетельства автора сочинения. Ссылки на авторитет.

3.6. Анализ образцов рецензий и эссе.

3.7. Написание сочинения-рассуждения по тексту публицистического стиля.


 

Скачано с www.znanio.ru

Пояснительная записка Рабочая программа курса «Анализ текста: теория и практика» дл я учащихся 10 класса

Пояснительная записка Рабочая программа курса «Анализ текста: теория и практика» дл я учащихся 10 класса

Содержание заданий соответствует требованиям к уровню подготовки по русскому языку за курс средней (полной) школы

Содержание заданий соответствует требованиям к уровню подготовки по русскому языку за курс средней (полной) школы

Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической…

Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической…

В первом разделе происходит знакомство с текстом как речевым произведением , рассматриваются ключевые понятия текста, признаки текста, средства и способы связи предложений в тексте, повторяются…

В первом разделе происходит знакомство с текстом как речевым произведением , рассматриваются ключевые понятия текста, признаки текста, средства и способы связи предложений в тексте, повторяются…

Проверка результатов проходит в форме: · - анализ текстов · - составление алгоритмов · - работа с текстами · - написание сочинений

Проверка результатов проходит в форме: · - анализ текстов · - составление алгоритмов · - работа с текстами · - написание сочинений

Типы речи: описание, повествование и рассуждение

Типы речи: описание, повествование и рассуждение
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.12.2022