МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛа № 18 ГОРОДА ТОРЕЗА»
СОГЛАСОВАНО: Зам. директора по УВР ____________О.А. Кувшинова ____________Г.В. Олинкевич
|
УТВЕРЖДАЮ: Директор МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ШКОЛА № 18 ГОРОДА ТОРЕЗА» ___________С.А. Гализина
Рекомендована к использованию педагогическим советом МОУ «ШКОЛА №18 г. ТОРЕЗА» протокол от 30.08.2018 № 12 Утверждена приказом по школе от30.08.2018 № 183
|
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА
ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
«СЕМЬЯ И ШКОЛА. РУКА В РУКЕ»
Автор: Ревина Ольга Григорьевна,
учитель начальных классов
высшей категории г. Тореза
Торез – 2019
Составитель: Ревина Ольга Григорьевна, учитель начальных классов высшей категории «МОУ «ШКОЛА № 18 ГОРОДА ТОРЕЗА»
Рецензенты: Олинкевич Галина Васильевна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе «МОУ «ШКОЛА № 18 ГОРОДА ТОРЕЗА»;
Кувшинова Оксана Александровна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе «МОУ «ШКОЛА № 18 ГОРОДА ТОРЕЗА».
Ревина О.Г.
Авторская программа организации процесса адаптации первоклассников к школьному обучению « Семья и школа. Рука в руке»: 1 кл. : программа учебно-воспитательного направления для общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики
/ сост. Ревина О.Г. – Торез, 2019, 23 с. /
СОДЕРЖАНИЕ
I. Пояснительная записка ……………………………………………. 4
I . 1. Виды адаптации ……………………………………………….... 5
II. Проблемы адаптации ………………………………………………… 7
III. Психолого-педагогические условия благоприятной
адаптации первоклассников к обучению ……………………… 12
IV. Цели, задачи и принципы программы …………………………… 14
V. Ожидаемые результаты …………………………………………….. 15
VI. Тематическое планирование ………………………………………. 17
VII.Литература ……………………………………………………………. 23
ПРОГРАММА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
I. Пояснительная записка.
Первый год обучения в школе является одним из самых сложных этапов в жизни ребенка. Именно в 1-ом классе закладывается основа отношения ребенка к школе и обучению. Для того, чтобы дети наиболее благополучно прошли этот этап своей жизни, необходимо знать и ежедневно учитывать особенности психического и физиологического состояния детей. Данная программа создана именно для изучения особенностей, проблем адаптационного периода и выявления путей и способов их преодоления.
Программа представляет собой определенную систему действий по организации учебно-воспитательного процесса, которые будут направлены на создание для первоклассников комфортных и благоприятных для их здоровья условий. При этом обязательно должно быть учтены возрастные и индивидуальные особенности обучающихся. Для более продуктивной работы в процесс задействованы родители первоклассников.
Программные мероприятия , согласно новым образовательным стандартам, акцентированы на личностно-ориентированный, системно - деятельностный и здоровьесберегающий подход. Внедрена методика раскрытия каждого ребёнка « Я – концепция» , которая охватывает следующие стороны системного процесса:
ü организация режима школьной жизни;
ü создание необходимой предметно-пространственной среды;
ü организация учебно-познавательной деятельности;
ü проведение оздоровительно-профилактической работы;
ü организация внеурочной деятельности;
ü взаимодействие между участниками образовательного сообщества;
ü изучение уровня социально-психологической адаптации к школе.
ü выявление индивидуальных особенностей детей, их образовательных потребностей;
ü мониторинг динамики изменения личностных качеств ребенка, его адаптации к школьным условиям;
ü профилактику появления элементов дезадаптации;
ü интеграцию каждого ребенка в классный коллектив.
Успешность адаптации первоклассника к школе зависит от слаженности усилий учителя, психолога, администрации и родителей. Это довольно сложный процесс, который у каждого ребенка протекает по-разному. Что такое адаптация?
Адаптация — это механизм социализации личности, включение ее в систему новых отношений и общественных связей. При поступлении первоклассника в школу он попадает в абсолютно иные условия существования и новый круг общения. Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе выявил следующие проблемы.
Адаптация первоклассника может длиться от двух недель до полугода. Продолжительность периода адаптации зависит от таких факторов:
· индивидуальных особенностей ребенка;
· уровня готовности к школе;
· степени развития социальных навыков.
Адаптация к школе включает в себя адаптацию на физиологическом уровне (как процесс приспособления функций организма ребёнка к условиям обучения в школе) и адаптацию.
ü Социально – психологическую (как процесс активного приспособления системы «ребёнок-взрослый», «ребёнок-ребёнок» к новым условиям взаимодействия). Социально-психологическая адаптация включает развитие познавательной сферы ребенка и его умение подчинять восприятие, память, мышление, воображение задачам, которые ставят перед ним в процессе учения.
ü Адаптация к новым социальным отношениям и связям, в которых начинает проявляться личность ребенка, определяется по тому, как ребенок входит в новый коллектив сверстников, какое место начинает занимать в классе, как общается со сверстниками и взрослыми, как относится к школе, к самому себе как школьнику.
ü Большое значение при адаптации ребенка к школе имеет уровень образования родителей, отсутствие конфликтных ситуаций в семье, правильные методы воспитания, полноценное общение с ребенком, заинтересованность в подготовке ребенка к школе.
Целью адаптационного процесса является адекватное включение первоклассника в новую социальную ситуацию.
Существуют две стороны адаптации:
Ø Физическая адаптация — оценивается по таким параметрам, как ежедневное самочувствие, уровень работоспособности, сон, аппетит, наличие заболеваний, обострение хронических болезней.
Ø Психологическая адаптация первоклассников к школе — оценивается по таким параметрам, как мотивация к школе и учебе, уровень развития психологических процессов, настроение, готовность и способность к самооцениванию.
Согласно вышеперечисленным критериям, адаптационный процесс охватывает все стороны жизни ребенка, которые подвергаются серьезным изменениям при поступлении в школу. Общая характеристика уровней адаптации первоклассников к школе выглядит следующим образом.
v Высокий уровень характеризуется быстрым привыканием ребенка к школе (в течение 2-6 недель). Он имеет положительную мотивацию к школе, быстро и легко усваивает программный материал. Может решать задания повышенной сложности. Обладает навыками самообразовательной деятельности. Ответственно относится к выполнению поручений учителя. Имеет друзей в классе. Нет проблем со здоровьем.
v Средний уровень — ребенок довольно долго привыкает к школе (2-3 месяца), но не испытывает отрицательных переживаний от ее посещения. Бывают незначительные перепады настроения, усталость. Понимает наглядное пояснение учителя, усваивает основной материал учебных программ. Решает типовые задания, усидчив и внимателен. Добросовестно выполняет указания учителя, но под его контролем. Поддерживает дружеские отношения со многими одноклассниками.
v Низкий уровень — ребенок испытывает значительные трудности в привыкании к школе, относится к ней отрицательно. Может нарушать дисциплину. Учебный материал усваивает фрагментарно, не проявляет интереса к занятиям. Часто имеет подавленное настроение, жалуется на самочувствие. Мало общается с одноклассниками, не всех знает по имени.
При отсутствии специально организованного учителем учебного процесса и без психологической поддержки большинство первоклассников достигают только среднего уровня адаптации к школе. В соответствии с ГОС ДНР в образовательном учреждении должны быть созданы такие психолого-педагогические условия, которые направлены на создание благоприятной среды для здоровья ребенка и будут способствовать всестороннему гармоничному развитию личности.
II. Проблемы адаптации.
Причины школьной дезадаптации могут иметь различный характер:
ü Недостаточный уровень мотивации к обучению в школе, негативное отношение к школе (первичными причинами которого могут быть недостаточно профессиональная работа дошкольных учреждений, образец отрицательного отношения к школе братьев и сестёр и т. д).
ü Возможно вторичное разрушение мотивации, которое происходит непосредственно в процессе обучения. Несформированность элементов и навыков учебной деятельности, причиной которых могут быть как индивидуальные особенности развития интеллекта, так и педзапущенность. Неспособность произвольной регуляции поведения, внимания, учебной деятельности.
ü Причиной могут выступать неблагоприятная семейная обстановка, неправильные методы воспитания, неправильная организация режима дня ребёнка, а также последствия осложнений при беременности и родах у матери.
ü Неспособность приспособиться к темпу школьной жизни. Чаще это бывает у детей соматически ослабленных, с задержкой физического развития, нарушениями в работе анализаторов.
ü Дезадаптированный ребенок это не только тот ребенок, которому трудно общаться, учиться в соответствии с принятыми нормами, но и тот, кому успешное обучение или общение дается за счет высоких психологических затрат, повышения тревоги, низкой самооценки, психологических заболеваний, невротических синдромов и других явлений.
· Хроническая неуспешность.
Трудности адаптации ребенка в школе связаны с отношением родителей к школьной жизни и школьной успеваемости ребенка.
Опасения, что ребенок будет болеть, простужаться, ожидание от ребенка только очень хороших, высоких достижений и активное демонстрирование ему недовольства тем, что он не справляется, что чего-то не умеет. К неизбежным в начале обучения трудностям не ожидавшие этого родители относятся отрицательно (вербально и невербально). Под влиянием таких оценок у ребенка понижается уверенность в себе, повышается тревожность, что приводит к ухудшению и дезорганизации деятельности. А это ведет к неуспеху, неуспех усиливает тревогу, которая опять же дезорганизует его деятельность. Ребенок хуже усваивает новый материал, навыки, и, как следствие, закрепляются неудачи, появляются плохие отметки, которые опять вызывают недовольство родителей, и так, чем дальше, тем больше, и разорвать этот порочный круг становится все труднее. Неуспешность становится хронической.
· Уход от деятельности.
Когда ребенок сидит на уроке и в то же время как бы отсутствует, не слышит вопросы, не выполняет задания учителя. Это не связано с повышенной отвлекаемостью ребенка на посторонние предметы и занятия. Это уход в себя, в свой внутренний мир, фантазии. Такое бывает часто с детьми, которые не получают достаточного внимания, любви и заботы со стороны родителей, взрослых (часто в неблагополучных семьях).
· Негативистская демонстративность.
Характерна для детей с высокой потребностью во внимании со стороны окружающих, взрослых. Здесь будут жалобы не на плохую учебу, а на поведение ребенка. Он нарушает общие нормы дисциплины. Взрослые наказывают, но парадоксальным образом: те формы обращения, которые взрослые используют для наказания, оказываются для ребенка поощрением. Истинное наказание – лишение внимания.
Внимание в любой форме - безусловная ценность для ребенка, которой лишен родительской ласки, любви, понимания, приятия.
· Вербализм.
Дети, развивающиеся по такому типу отличаются высоким уровнем развития речи и задержкой мышления. Вербализм формируется в дошкольном возрасте и связан прежде всего с особенностями развития познавательных процессов. Многие родители считают, что речь - важный показатель психического развития и прилагают большие усилия, чтобы ребенок научился бойко и гладко говорить (стихи, сказки и т. д.). Те же виды деятельности, которые вносят основной вклад в умственное развитие (развитие мышления абстрактного, логического, практического - это ролевые игры, рисование, конструирование) оказываются на заднем плане. Мышление, особенно образное, отстает. Бойкая речь, отчетливые ответы на вопросы привлекают внимание взрослых, которые высоко оценивают ребенка. Вербализм, как правило, сопряжен с высокой самооценкой ребенка и завышенной оценкой со стороны взрослых его способностей. С началом обучения в школе обнаруживается, что ребенок не способен решать задачи, а некоторая деятельность, которая требует образного мышления, вызывает трудности. Не понимая, в чем причина, родители склонны к двойным крайностям: 1) винить учителя; 2) винить ребенка (повышают требования, заставляют больше заниматься, проявляют недовольство ребенком, что, в свою очередь, вызывает у него неуверенность, тревожность, дезорганизуется деятельность, возрастает страх перед школой и перед родителями за свою неуспешность, неполноценность, а то путь к хронической неуспешности.
· Ребенок ленится - очень частые жалобы.
Это выражается:
1) сниженная потребность познавательных мотивов;
2) мотивация избегания неудач, неуспеха ("и не буду делать, у меня не получится, я не умею"), то есть ребенок отказывается что-либо делать, так как не уверен в успехе и знает, что за плохую оценку, работу его не похвалят, а лишний раз обвинят в некомпетентности.
3)
общая замедленность темпа деятельности, связанная с особенностями темперамента.
Ребенок трудится добросовестно, но медленно, и родителям кажется, что ему
"ЛЕНЬ ШЕВЕЛИТЬСЯ", они начинают его подгонять, раздражаются,
проявляют недовольство, а ребенок в это время чувствует, что он не нужен, что
он плохой. Возникает тревога, которая дезорганизация деятельности.
4) Высокая тревога как глобальная проблема неуверенности в себе, тоже иногда
расценивается родителями как лень. Ребенок , к примеру , совершенно не уверен,
как и что нужно писать. Он начинает увиливать от любого действия, если не
убежден, что делает правильно, хорошо, ибо уже знает, что его будут любить
родители, если он все сделает хорошо, а если нет, то он не получит той необходимой
для него "порции" любви.
Реже бывает лень в собственном смысле, когда ребенок делает только то, что ему
приятно. Это избалованность.
Всё это подчёркивает необходимость рассматривать адаптацию, как повышение уверенности ребёнка в себе, развитие способности управлять своим поведением, расширение опыта , сохранения и укрепления здоровья.
В данной программе разработана определенная система действий, направленных на создание комфортных и благоприятных условий учебно-воспитательного процесса.
Проявление школьной дезадаптации у младших школьников.
Форма дезадаптации |
Причины |
Коррекционные мероприятия |
Неприспособленность к предметной стороне учебной деятельности |
Недостаточное интеллектуальное и психомоторное развитие ребенка, отсутствие помощи и внимания со стороны родителей и учителей |
Специальные беседы с ребенком, в ходе которых надо установить причины нарушений учебных навыков и дать рекомендации родителям |
Неспособность произвольно управлять своим поведением |
Неправильное воспитание в семье (отсутствие внешних норм, ограничений) |
Работа с семьей; анализ собственного поведения учителем с целью предотвратить возможное неправильное поведение. |
Неспособность принять темп школьной жизни (чаще встречается у соматически ослабленных детей, детей с задержками развития, слабым типом нервной системы) |
Неправильное воспитание в семье или игнорирование взрослыми индивидуальных особенностей детей |
Работа с семьей, определение оптимального режима нагрузки ученика |
Школьный невроз, или «фобия школы», - неумение разрешить противоречие между семейными и школьными «мы» |
Ребенок не может выйти за границы семейной общности - семья не выпускает его (чаще это у детей, родители которых бессознательно используют их для решения своих проблем) |
Необходимо подключение школьного психолога - семейная терапия или групповые занятия для детей в сочетании с групповыми занятиями для их родителей |
III . Психолого-педагогические условия благоприятной адаптации первоклассников к обучению
III. 1. Организация режима школьной жизни первоклассников.
1) Оптимальный годовой календарный учебный график, позволяющий равномерно чередовать учебную деятельность и отдых первоклассников.
2) Дополнительная неделя зимних каникул для первоклассников.
3) Пятидневный режим обучения с соблюдением требований к максимальному объему учебной нагрузки.
4) «Ступенчатый режим» постепенного наращивания учебного процесса
( продолжительность уроков по 35 минут) .
5) Облегченный день в середине учебной недели (учет биоритмологического
оптимума умственной и физической работоспособности).
6) Создание предметно-пространственной среды.
( Мебель соответствует требованиям СанПиН 2.4.2.1178 – 02)
Каждый первоклассник обеспечивается удобным рабочим местом за столом в соответствии с ростом и состоянием слуха и зрения. Для детей с нарушениями слуха и зрения парты, независимо от их роста, ставятся первыми, причем для детей с пониженной остротой зрения они размещаются в первом ряду от окна.
Столы в классных комнатах располагаются так, чтобы можно было организовать фронтальную, групповую и парную работу обучающихся на уроке.
III. 2. Организация оздоровительно-профилактической работы.
1) Медико-педагогическая диагностика состояния здоровья первоклассников:
Ø мониторинг состояния здоровья, заболеваемости первоклассников с целью выявления наиболее часто болеющих детей; определение причин заболеваемости с целью проведения более эффективной коррекционной и профилактических работ;
Ø диагностика устной и письменной речи (мониторинг речевого развития школьным логопедом).
2) Профилактическая работа по предупреждению заболеваний:
Ø проведение плановых и внеплановых прививок медработником школы .
Ø профилактика простудных заболеваний
Ø создание в школе условий для соблюдения санитарно-гигиенических навыков: мытья рук, переодевания сменной обуви и т.д.
3) Максимальное обеспечение двигательной активности детей:
Ø Физкультминутки проводятся на каждом уроке продолжительностью по 1,5-2 минуты (рекомендуется проводить на 10-й и 20-й минутах урока). В комплекс физминуток включаются различные упражнения с целью профилактики нарушения зрения, простудных заболеваний, заболеваний опорно-двигательного аппарата;
Ø подвижные игры на переменах;
Ø ежедневная прогулка и спортивный час в группе продленного дня;
Ø внеклассные спортивные мероприятия;
Ø организация горячего питания на перемене.
Ø выполнение требований СанПиН к организации питания в общеобразовательных учреждениях;
Ø организация психологической помощи первоклассникам.. Использование в учебном процессе здоровьесберегающих образовательных технологий с целью вхождения ребенка в образовательное поле школы без потерь для здоровья, достижения положительного результата без излишнего напряжения и переутомления.
ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ:
1.Способствовать адаптации обучающихся к школьному обучению; 2.Способствовать повышению мотивационной готовности;
3.Способствовать развитию познавательных потребностей, социальной ответственности, развития индивидуальности, навыков адекватного социального поведения первоклассников для облегчения процесса адаптации в начальной школе.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
1.Формировать эмоционально-положительное отношение обучающихся к совместной деятельности с педагогом и сверстниками.
2. Создавать обучающимся ситуацию успеха.
3. Проводить диагностику навыков и способностей обучающихся.
4. Способствовать развитию и укреплению учебной мотивации.
5. Включать в учебно-воспитательную деятельность игры, элементы соревновательности, техники и приемы саморегуляции, рисуночные методы.
ПРИНЦИПЫ психолого-педагогической программы:
1. Принцип соблюдения интересов ребенка – решать проблему в интересах ребенка.
2. Принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка.
3. Принцип реальности – предполагает, прежде всего учет реальных возможностей ребенка и ситуации.
Психолого-педагогическое обеспечение:
1. Программа построена с учетом ведущего вида деятельности школьников.
2. Обеспечение психолого-педагогических условий (учет индивидуальных особенностей ребенка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима);
3. Обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим; соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм).
Общие рекомендации по проведению занятий:
Занятия входят в систему учебно-воспитательной адаптации первоклассников , поэтому в ходе их проведения проходят консультации с учителем, встречи с родителями детей индивидуально, групповые и на родительских собраниях.
Часть занятий носит двойственный характер: они содержат не только развивающие, коррекционные упражнения, но и диагностические задания.
Программа рассчитана на работу с классом 1 раз в неделю на целый учебный год ( 34 недели) , продолжительность занятий 30-35 минут. Занятия проводятся в групповой форме. Важно создать доброжелательную обстановку, чтобы каждый чувствовал себя уверенно и не боялся сделать ошибку. Предусматривается присутствие родителей на воспитательных мероприятиях, проведение открытых уроков, участие обучающихся в общешкольных мероприятиях.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучающиеся должны знать:
Ø основные школьные правила,
Ø позитивные взаимоотношения между людьми (вежливость, терпение, уважение прав другого человека и др.);
Ø факторы роста (рациональное питание, двигательная активность и др.) и здоровья (гигиена тела, питание, движение и др.);
Ø формы обращения, слова-комплименты;
Ø невербальные средства общения (знаки, взгляд, жесты) для регуляции и саморегуляции нормативного поведения;
Ø некоторые положительные и отрицательные черты характера;
Ø значение ощущений и восприятия в познании мира;
Ø правила дружбы, честной игры;
Ø приемлемые для себя стереотипы поведения и способы разрешения конфликтов;
Ø приемы мобилизации, концентрации внимания, а также снятия мышечного и эмоционального напряжения.
уметь:
Ø подчинять свое поведение новым нормам и правилам, ориентироваться на указания учителя;
Ø общаться со сверстниками и старшими;
Ø преодолевать негативные эмоциональные состояния;
Ø применять теоретические знания о здоровом образе жизни, в повседневной деятельности;
Ø решать проблемы, возникающие в следующих ситуациях: в познании и объяснении действительности, во взаимоотношении людей, в этических нормах, при оценке собственных поступков, в практической жизни и при необходимости разрешения собственных проблем;
Ø планировать свое время;
Ø вести дискуссию, выслушивать различные мнения, доказывать свою точку зрения;
Ø анализировать собственный жизненный опыт;
Ø останавливаться и принимать конструктивное решение в трудных и опасных ситуациях.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Раздел I Здравствуй, школа! ( 4 часа)
|
||||||||||
№ недели |
Время проведения |
Воспитательные мероприятия |
Работа с родителями |
Учебно-воспита-тельный процесс |
Психолого-педагогическая диагностика |
|||||
1 |
Сентябрь |
Введение «Что такое школа?» Проведение экскурсии по школе. «Ступеньки в будущее»
|
Первое родительское собрание «Учимся вместе с детьми» |
Знакомст-во детей с учителем и друг с другом |
Работа психолога (рисуночные тесты). Работа с логопедом. |
|||||
2 |
Законы школы и класса. «Знакомство «я+ты=мы» |
Участие родителей в проведении организованных перемен. Помощь и участие родителей в общешкольных конкурсах. |
Формы устного ответа. Умение выражать свои эмоции |
Присутствие школьного психолога на воспитатель-ном мероприятии. |
||||||
3 |
Радуга Мира (избегаем конфликтов) |
|
Конкурс рисунков « Я в школе» |
|
||||||
4. |
«Если с другом вышел в путь – веселей дорога» |
Индивидуаль-ные беседы с родителями и детьми.
|
|
|
||||||
Раздел II Ты живёшь среди людей ( 4 часа )
|
||||||||||
№ недели |
Время проведения |
Воспитательные мероприятия |
Работа с родителями |
Учебно-воспита-тельный процесс |
Психолого-педагогическая диагностика |
|||||
5. |
|
Первые успехи и неудачи. Я и школьное время.
|
Круглый стол « Первые звоночки – на что обратить внимание?» |
День открытых уроков. |
Советы психолога |
|||||
6. |
Октябрь |
Школьный этикет. Школьная форма. «Держим мы всегда в порядке наши книжки и тетрадки» |
Стимулировать родителей следить за Dress-кодом детей. |
Индивидуальные консультации с родителями. Контроль со стороны администрации за адаптацией первоклассников. |
|
|||||
7. |
«Здравствуй, школа! Первый класс! А теперь встречайте нас!» |
Участие родителей в празднике посвящения в первоклассники. |
|
|
||||||
8. |
«Общество чистых тарелок» ( О пользе для здоровья правильного питания) |
Контроль со стороны родителей за качеством общешкольного питания и соблюдением санитарно-гигиенических норм |
|
Диагности-ка школьным психоло-гом. |
||||||
Раздел III Хочу всё знать ( 8 часов) |
||||||||||
№ недели |
Время проведения |
Воспитательные мероприятия |
Работа с родителями |
Учебно-воспита-тельный процесс |
Психолого-педагогическая диагностика |
|||||
9. |
Ноябрь - декабрь |
«Волшебные пальчики» ( Развиваем мелкую моторику рук , мыслительные процессы) |
Разработать ряд упражнений и приспособлений для развития моторики рук. |
|
|
|||||
10. |
«Сильный тот, кто словом силён» ( Умение находить выход из разных ситуаций) |
Участие родителей в проведении организованных перемен. |
|
|
||||||
11. |
«Если бы я был волшебником» |
Участие родителей в воспитательном мероприятии. |
|
Присутст-вие школьного психолога |
||||||
12. |
«Доброе сердце» |
|
Составле-ние проекта «Книга добрых дел» |
|
||||||
13. |
«Из чего же , из чего же , из чего же сделаны наши мальчишки…сделаны наши девчонки…?» |
|
День открытых дверей |
|
||||||
14. |
«Мир моих увлечений» |
Участие родителей в воспитательном мероприятии. |
|
Присутст-вие школьного психолога |
||||||
15. |
«Человек – наивысшая ценность. Я среди людей» |
Родительское собрание « Что удалось , над чем работать?» |
Создание портфолио обучаю- щихся. |
Присутст-вие психолога. Монито-ринг адаптации I полугодия. |
||||||
16.
|
«Новогодний подарок другу» |
Участие родителей в проведении новогоднего утренника. |
|
|
||||||
Раздел IV Хочу всё знать ( 10 часов) |
||||||||||
№ недели |
Время проведения |
Воспитательные мероприятия |
Работа с родителями |
Учебно-воспита-тельный процесс |
Психолого-педагогическая диагностика |
|||||
17. |
Январь – февраль - март |
«Сохрани мир вокруг себя» |
|
|
Советы психолога. |
|||||
18. |
«В единстве с природой» |
Помощь зимующим птицам. Участие в акции «Кормушка» |
|
|
||||||
19. |
«Наши семейные традиции» |
Участие родителей в воспитательном мероприятии.
|
|
|
||||||
20. |
«Желание и труд всё перетрут» (трудовое воспитание) |
Консультации с родителями «Трудности в обучении и общении с ребенком и пути их устранения». |
|
Советы психолога |
||||||
21. |
«Сокровища души» |
Выявление талантов ( помощь родителей) |
|
Диагности-ка и советы психолога |
||||||
22. |
«Я – патриот» |
|
День открытых дверей. |
|
||||||
23. |
« В мире прекрасного» |
|
Открытка мамам и бабушкам. |
|
||||||
24. |
«Как хорошо уметь читать…» |
Индивидуальные консультации с родителями. |
Конкурс чтецов. |
|
||||||
25. |
«Психология общения» |
Родительское собрание « Мы уже совсем большие». |
|
Занятие с психоло-гом. |
||||||
26 |
«Заветное желание. Я и моя мечта» |
|
Создание проекта «Окошко в будущее» |
|
||||||
Раздел V Путешествие в стране Знаний ( 8 часов )
|
||||||||||
27. |
Апрель - май |
«Хочу» и «надо». |
Участие родителей в проведении организованных перемен. |
День открытых дверей. |
Советы психолога. |
|||||
28. |
«Весёлое путешествие в созвездие Знаний» |
Участие родителей в интеллектуаль-ной программе. |
|
|
||||||
29. |
«Излучай свет» |
Помощь родителей. |
Изготовле-ние пасхаль-ных компози-ций. |
|
||||||
30. |
«Не делай другому того, чего не хочешь сам» |
Индивидуаль-ные консультации с родителями. |
День открытых дверей. |
Советы психолога |
||||||
31. |
«Звёздный час» |
Присутствие родителей на интеллектуаль-ной программе. |
|
|
||||||
32. |
«В здоровом теле – здоровый дух» |
Спортивные соревнования (родители + дети) |
|
|
||||||
33. |
«Искусство превращений» |
Родительское собрание «Наши успехи». |
|
Присутст-вие психолога. Монито-ринг адаптации II полугодия. |
||||||
34. |
«Прощай, первый класс!» |
Участие родителей в торжественном мероприятии. |
|
|
||||||
ЛИТЕРАТУРА:
Ø В.С. Мухина. Шестилетний ребенок в школе. - Москва, Просвещение, - 2000.
Ø Знаете ли вы своего ученика? (книга для учителя). Под редакцией М.М. Безруких и С.П. Ефимовой. - М., Просвещение, - 1991.
Ø Е.П. Евсюшкина. Готовность ребенка к школе: почему молчат психологи.// Начальная школа, № 10.- 2002.
Ø Г.В. Бородкина. Еще раз о готовности к школе.// Начальная школа: плюс До и после. № 10.- 2002.
Ø Л.П. Ткачева. Первые дни ребенка в школе. - Оренбург, ООИУУ,- 1996.
Рекомендуемая литература
по личностно-ориентированному обучению
для учителя первых классов
Ø Амонашвили, Ш. А. Здравствуйте, дети!/Ш. А. Амонашвили. – М.: Просвещение, 1983.
Ø Аромштам, М. С. Дом, в котором живет малыш, или Искусство превращений/М. С. Аромштам. – Ярославль: Академия развития, 2001.
Ø Гатальская, Г. В. В школу – с радостью/Г. В. Гатальская, А. В. Крыленко. – Минск: Амалфея, 1998. Гиппиус, А. Как пережить 1 сентября/А. Гиппиус, С. Магид. – СПб.: Еврознак, 2007.
Ø Корчак, Я. Как любить ребенка/Я. Корчак. – М.: Политиздат, 1990.
Ø Кумекер, П. Свобода учиться, свобода учить/П. Кумекер, Дж. Шейн. – М.: Народное образование, 1994.
Ø Макарова, Е. В начале было детство/Е. Макарова. – М.: Педагогика, 1990.
Ø Пруцман, П. Дружный класс как маленькая планета/ П. Пруцман, пер. с англ. В. А. Светлова. – СПб.: Светлячок, 1998.
Ø Рябцева, С. Л. Дети восьмидесятых/С. Л. Рябцева. – М.: Педагогика, 1989.
Ø Соловейчик, С. Л. Педагогика для всех/С. Л. Соловейчик. – М.: Первое сентября, 2001.
Ø Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям/В. А. Сухомлинский. – Минск: Народная асвета, 1992. Фопель, К. Как научить детей сотрудничать/К. Фопель. – М.: Генезис, 2006.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.