АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ «СЕМЬЯ И ШКОЛА. РУКА В РУКЕ»
Оценка 5

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ «СЕМЬЯ И ШКОЛА. РУКА В РУКЕ»

Оценка 5
Документация
docx
воспитательная работа
1 кл—2 кл
18.01.2023
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА  ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ  К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ  «СЕМЬЯ И ШКОЛА. РУКА В РУКЕ»
Данная программа создана именно для изучения особенностей, проблем адаптационного периода и выявления путей и способов их преодоления. Программа представляет собой определенную систему действий по организации учебно-воспитательного процесса, которые будут направлены на создание для первоклассников комфортных и благоприятных для их здоровья условий.
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ПО АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКА -СЕМЬЯ И ШКОЛА. РУКА В РУКЕ.docx

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛа № 18 ГОРОДА ТОРЕЗА»

СОГЛАСОВАНО:

Зам. директора по УВР

____________О.А. Кувшинова

____________Г.В. Олинкевич

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ШКОЛА № 18 ГОРОДА ТОРЕЗА»

___________С.А. Гализина

 

Рекомендована к использованию педагогическим советом МОУ «ШКОЛА №18 г. ТОРЕЗА»

протокол от 30.08.2018 № 12

Утверждена приказом по школе

от30.08.2018 № 183

 

 

 

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА

ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

«СЕМЬЯ И ШКОЛА. РУКА В РУКЕ»

 

 

Автор: Ревина Ольга Григорьевна,

учитель начальных классов

высшей категории г. Тореза

 

Торез – 2019

 

 

Составитель: Ревина Ольга Григорьевнаучитель начальных классов высшей категории «МОУ «ШКОЛА № 18 ГОРОДА ТОРЕЗА»

 

 

 

Рецензенты: Олинкевич Галина Васильевна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе «МОУ «ШКОЛА № 18 ГОРОДА ТОРЕЗА»;

Кувшинова Оксана Александровна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе «МОУ «ШКОЛА № 18 ГОРОДА ТОРЕЗА».

 

 

Ревина О.Г.

Авторская программа организации процесса адаптации первоклассников к школьному обучению « Семья и школа. Рука в руке»: 1 кл. : программа  учебно-воспитательного направления для общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики

/ сост. Ревина О.Г. – Торез, 2019, 23 с. /

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

I.      Пояснительная  записка   ……………………………………………. 4

I . 1. Виды адаптации  ……………………………………………….... 5

II.  Проблемы адаптации  ………………………………………………… 7

III.    Психолого-педагогические условия благоприятной

адаптации   первоклассников к обучению  ……………………… 12

IV.    Цели, задачи и принципы программы …………………………… 14

V.        Ожидаемые результаты …………………………………………….. 15

VI.    Тематическое планирование  ………………………………………. 17

VII.Литература ……………………………………………………………. 23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОГРАММА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

I.                  Пояснительная записка.

Первый год обучения в школе является одним из самых сложных этапов в жизни ребенка. Именно в 1-ом классе закладывается основа отношения ребенка к школе и обучению. Для того, чтобы дети наиболее благополучно прошли этот этап своей жизни, необходимо знать и ежедневно учитывать особенности психического и физиологического состояния детей. Данная программа создана именно для изучения особенностей, проблем  адаптационного периода и выявления путей и способов их преодоления.

Программа  представляет  собой определенную систему действий по организации учебно-воспитательного процесса, которые будут направлены на создание для первоклассников комфортных и благоприятных для их здоровья условий. При этом обязательно должно быть учтены возрастные и индивидуальные особенности  обучающихся. Для более продуктивной работы в процесс задействованы  родители первоклассников.

Программные мероприятия , согласно новым образовательным стандартам, акцентированы на личностно-ориентированный, системно - деятельностный  и здоровьесберегающий  подход. Внедрена методика раскрытия каждого ребёнка  « Я – концепция» , которая охватывает  следующие стороны системного процесса:

ü  организация режима школьной жизни;

ü  создание необходимой предметно-пространственной среды;

ü  организация учебно-познавательной деятельности;

ü  проведение оздоровительно-профилактической работы;

ü  организация внеурочной деятельности;

ü  взаимодействие между участниками образовательного сообщества;

ü  изучение уровня социально-психологической адаптации к школе.

ü  выявление индивидуальных особенностей детей, их образовательных потребностей;

ü  мониторинг динамики изменения личностных качеств ребенка, его адаптации к школьным условиям;

ü  профилактику появления элементов дезадаптации;

ü  интеграцию каждого ребенка в классный коллектив.

Успешность адаптации первоклассника к школе зависит от слаженности усилий учителя, психолога, администрации и родителей. Это довольно сложный процесс, который у каждого ребенка протекает по-разному.   Что такое адаптация?

Адаптация — это механизм социализации личности, включение ее в систему новых отношений и общественных связей. При поступлении первоклассника в школу он попадает в абсолютно иные условия существования и новый круг общения. Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе выявил следующие проблемы.

Адаптация первоклассника может длиться от двух недель до полугода. Продолжительность периода адаптации зависит от таких факторов:

·         индивидуальных особенностей ребенка;

·         уровня готовности к школе;

·         степени развития социальных навыков.

Адаптация к школе включает в себя адаптацию на физиологическом уровне (как процесс приспособления функций организма ребёнка к условиям обучения в школе) и адаптацию.

ü  Социально – психологическую  (как процесс активного приспособления системы «ребёнок-взрослый», «ребёнок-ребёнок» к новым условиям взаимодействия). Социально-психологическая адаптация включает развитие познавательной сферы ребенка и его умение подчинять восприятие, память, мышление, воображение задачам, которые ставят перед ним в процессе учения.

ü  Адаптация к новым социальным отношениям и связям, в которых начинает проявляться личность ребенка, определяется по тому, как ребенок входит в новый коллектив сверстников, какое место начинает занимать в классе, как общается со сверстниками и взрослыми, как относится к школе, к самому себе как школьнику.

ü  Большое значение при адаптации ребенка к школе имеет  уровень образования родителей, отсутствие конфликтных ситуаций в семье, правильные методы воспитания, полноценное общение с ребенком, заинтересованность в подготовке ребенка к школе.

Целью адаптационного процесса является адекватное включение первоклассника в новую социальную ситуацию.

Существуют две стороны адаптации:

Ø  Физическая адаптация — оценивается по таким параметрам, как ежедневное самочувствие, уровень работоспособности, сон, аппетит, наличие заболеваний, обострение хронических болезней.

Ø  Психологическая адаптация первоклассников к школе — оценивается по таким параметрам, как мотивация к школе и учебе, уровень развития психологических процессов, настроение, готовность и способность к самооцениванию.

Согласно вышеперечисленным критериям, адаптационный процесс охватывает все стороны жизни ребенка, которые подвергаются серьезным изменениям при поступлении в школу. Общая характеристика уровней адаптации первоклассников к школе выглядит следующим образом.

v  Высокий уровень характеризуется быстрым привыканием ребенка к школе (в течение 2-6 недель). Он имеет положительную мотивацию к школе, быстро и легко усваивает программный материал. Может решать задания повышенной сложности. Обладает навыками самообразовательной деятельности. Ответственно относится к выполнению поручений учителя. Имеет друзей в классе. Нет проблем со здоровьем.

v  Средний уровень — ребенок довольно долго привыкает к школе (2-3 месяца), но не испытывает отрицательных переживаний от ее посещения. Бывают незначительные перепады настроения, усталость. Понимает наглядное пояснение учителя, усваивает основной материал учебных программ. Решает типовые задания, усидчив и внимателен. Добросовестно выполняет указания учителя, но под его контролем. Поддерживает дружеские отношения со многими одноклассниками.

v  Низкий уровень — ребенок испытывает значительные трудности в привыкании к школе, относится к ней отрицательно. Может нарушать дисциплину. Учебный материал усваивает фрагментарно, не проявляет интереса к занятиям. Часто имеет подавленное настроение, жалуется на самочувствие. Мало общается с одноклассниками, не всех знает по имени.     

При отсутствии специально организованного учителем учебного процесса и без психологической поддержки большинство первоклассников достигают только среднего уровня адаптации к школе. В соответствии с ГОС ДНР в образовательном учреждении должны быть созданы такие психолого-педагогические условия, которые направлены на создание благоприятной среды для здоровья ребенка и будут способствовать всестороннему гармоничному развитию личности.  

II.               Проблемы адаптации.

Причины школьной дезадаптации могут иметь различный характер:

ü    Недостаточный уровень мотивации к обучению в школе, негативное отношение к школе (первичными причинами которого могут быть недостаточно профессиональная работа дошкольных учреждений, образец отрицательного отношения к школе братьев и сестёр и т. д).

ü    Возможно вторичное разрушение мотивации, которое происходит непосредственно в процессе обучения. Несформированность элементов и навыков учебной деятельности, причиной которых могут быть как индивидуальные особенности развития интеллекта, так и педзапущенность. Неспособность произвольной регуляции поведения, внимания, учебной деятельности.

ü    Причиной могут выступать неблагоприятная семейная обстановка, неправильные методы воспитания, неправильная организация режима дня ребёнка, а также последствия осложнений при беременности и родах у матери.

ü    Неспособность приспособиться к темпу школьной жизни. Чаще это бывает у детей соматически ослабленных, с задержкой физического развития, нарушениями в работе анализаторов.

ü    Дезадаптированный ребенок это не только тот ребенок, которому трудно общаться, учиться в соответствии с принятыми нормами, но и тот, кому успешное обучение или общение дается за счет высоких психологических затрат, повышения тревоги, низкой самооценки, психологических заболеваний, невротических синдромов и других явлений.

·                    Хроническая неуспешность.

Трудности адаптации ребенка в школе связаны с отношением родителей к школьной жизни и школьной успеваемости ребенка. 

Опасения, что ребенок будет болеть, простужаться, ожидание от ребенка только очень хороших, высоких достижений и активное демонстрирование ему недовольства тем, что он не справляется, что чего-то не умеет. К неизбежным в начале обучения трудностям не ожидавшие этого родители относятся отрицательно (вербально и невербально). Под влиянием таких оценок у ребенка понижается уверенность в себе, повышается тревожность, что приводит к ухудшению и дезорганизации деятельности. А это ведет к неуспеху, неуспех усиливает тревогу, которая опять же дезорганизует его деятельность. Ребенок хуже усваивает новый материал, навыки, и, как следствие, закрепляются неудачи, появляются плохие отметки, которые опять вызывают недовольство родителей, и так, чем дальше, тем больше, и разорвать этот порочный круг становится все труднее. Неуспешность становится хронической.

·                   Уход от деятельности. 

Когда ребенок сидит на уроке и в то же время как бы отсутствует, не слышит вопросы, не выполняет задания учителя. Это не связано с повышенной отвлекаемостью ребенка на посторонние предметы и занятия. Это уход в себя, в свой внутренний мир, фантазии. Такое бывает часто с детьми, которые не получают достаточного внимания, любви и заботы со стороны родителей, взрослых (часто в неблагополучных семьях).

·        Негативистская  демонстративность. 

       Характерна  для детей с высокой потребностью во внимании со стороны окружающих, взрослых. Здесь будут жалобы не на плохую учебу, а на поведение ребенка. Он нарушает общие нормы дисциплины. Взрослые наказывают, но парадоксальным образом: те формы обращения, которые взрослые используют для наказания, оказываются для ребенка поощрением. Истинное наказание – лишение внимания. 

Внимание в любой форме - безусловная ценность для ребенка, которой лишен родительской ласки, любви, понимания, приятия.

·        Вербализм.

      Дети, развивающиеся по такому типу отличаются высоким уровнем развития речи и задержкой мышления. Вербализм формируется в дошкольном возрасте и связан прежде всего с особенностями развития познавательных процессов. Многие родители считают, что речь - важный показатель психического развития и прилагают большие усилия, чтобы ребенок научился бойко и гладко говорить (стихи, сказки и т. д.). Те же виды деятельности, которые вносят основной вклад в умственное развитие (развитие мышления абстрактного, логического, практического - это ролевые игры, рисование, конструирование) оказываются на заднем плане. Мышление, особенно образное, отстает. Бойкая речь, отчетливые ответы на вопросы привлекают внимание взрослых, которые высоко оценивают ребенка. Вербализм, как правило, сопряжен с высокой самооценкой ребенка и завышенной оценкой со стороны взрослых его способностей. С началом обучения в школе обнаруживается, что ребенок не способен решать задачи, а некоторая деятельность, которая требует образного мышления, вызывает трудности. Не понимая, в чем причина, родители склонны к двойным крайностям: 1) винить учителя; 2) винить ребенка (повышают требования, заставляют больше заниматься, проявляют недовольство ребенком, что, в свою очередь, вызывает у него неуверенность, тревожность, дезорганизуется деятельность, возрастает страх перед школой и перед родителями за свою неуспешность, неполноценность, а то путь к хронической неуспешности.

·         Ребенок ленится - очень частые жалобы.

 Это выражается:                          

1)      сниженная потребность познавательных мотивов; 

2)                мотивация избегания неудач, неуспеха ("и не буду делать, у меня не получится, я не умею"), то есть ребенок отказывается что-либо делать, так как не уверен в успехе и знает, что за плохую оценку, работу его не похвалят, а лишний раз обвинят в некомпетентности. 

3) общая замедленность темпа деятельности, связанная с особенностями темперамента. Ребенок трудится добросовестно, но медленно, и родителям кажется, что ему "ЛЕНЬ ШЕВЕЛИТЬСЯ", они начинают его подгонять, раздражаются, проявляют недовольство, а ребенок в это время чувствует, что он не нужен, что он плохой. Возникает тревога, которая дезорганизация деятельности. 
4) Высокая тревога как глобальная проблема неуверенности в себе, тоже иногда расценивается родителями как лень. Ребенок , к примеру , совершенно не уверен, как и что нужно писать. Он начинает увиливать от любого действия, если не убежден, что делает правильно, хорошо, ибо уже знает, что его будут любить родители, если он все сделает хорошо, а если нет, то он не получит той необходимой для него "порции" любви. 
Реже бывает лень в собственном смысле, когда ребенок делает только то, что ему приятно. Это избалованность.

      Всё это подчёркивает необходимость рассматривать адаптацию, как повышение уверенности ребёнка в себе, развитие способности управлять своим поведением, расширение опыта , сохранения и укрепления здоровья.

      В данной программе разработана определенная система действий, направленных на создание комфортных и благоприятных условий учебно-воспитательного процесса.

Проявление школьной дезадаптации у младших школьников.

Форма дезадаптации

Причины

Коррекционные мероприятия

Неприспособленность к предметной стороне учебной деятельности

Недостаточное интеллектуальное и психомоторное развитие ребенка, отсутствие помощи и внимания со стороны родителей и учителей

Специальные беседы с ребенком, в ходе которых надо установить причины нарушений учебных навыков и дать рекомендации родителям

Неспособность произвольно управлять своим поведением

Неправильное воспитание в семье (отсутствие внешних норм, ограничений)

Работа с семьей; анализ собственного поведения учителем с целью предотвратить возможное неправильное поведение.

Неспособность принять темп школьной жизни (чаще встречается у соматически ослабленных детей, детей с задержками развития, слабым типом нервной системы)

Неправильное воспитание в се­мье или игнорирование взрослыми индивидуальных особенностей детей

Работа с семьей, определение оптимального режима нагрузки ученика

Школьный невроз, или «фобия школы», - неумение разрешить противоречие между семейными и школьными «мы»

Ребенок не может выйти за гра­ницы семейной общности - семья не выпускает его (чаще это у детей, родители которых бес­сознательно используют их для решения своих проблем)

Необходимо подключение школьного психолога - семейная терапия или групповые занятия для детей в сочетании с групповыми занятиями для их родителей

 

 

 

 

III . Психолого-педагогические условия благоприятной адаптации   первоклассников к обучению

 

III. 1.  Организация режима школьной жизни первоклассников.

1)   Оптимальный годовой календарный учебный график, позволяющий равномерно чередовать учебную деятельность и отдых первоклассников.

2)   Дополнительная неделя зимних каникул для первоклассников.

3) Пятидневный режим обучения с соблюдением требований к максимальному объему учебной нагрузки.

4)  «Ступенчатый режим» постепенного наращивания учебного процесса

( продолжительность уроков по 35 минут) .

5) Облегченный день в середине учебной недели (учет биоритмологического

оптимума умственной и физической работоспособности).

6) Создание предметно-пространственной среды.

( Мебель соответствует требованиям  СанПиН 2.4.2.1178 – 02)

 Каждый первоклассник обеспечивается удобным рабочим местом за столом в соответствии с ростом и состоянием слуха и зрения. Для детей с нарушениями слуха и зрения парты, независимо от их роста, ставятся первыми, причем для детей с пониженной остротой зрения они размещаются в первом ряду от окна.

    Столы в классных комнатах располагаются так, чтобы можно было организовать фронтальную, групповую и парную работу обучающихся на уроке.

 

III. 2.   Организация оздоровительно-профилактической работы.

1)         Медико-педагогическая диагностика состояния здоровья первоклассников:

Ø  мониторинг состояния здоровья, заболеваемости первоклассников с целью выявления наиболее часто болеющих детей; определение причин заболеваемости с целью проведения более эффективной коррекционной и профилактических работ;

Ø  диагностика устной и письменной речи (мониторинг речевого развития школьным логопедом).

2)          Профилактическая работа по предупреждению заболеваний:

Ø  проведение плановых и внеплановых прививок медработником школы .

Ø  профилактика простудных заболеваний

Ø  создание в школе условий для соблюдения санитарно-гигиенических навыков: мытья рук, переодевания сменной обуви и т.д.

3)       Максимальное обеспечение двигательной активности детей:

Ø  Физкультминутки проводятся на каждом уроке продолжительностью по 1,5-2 минуты (рекомендуется проводить на 10-й и 20-й минутах урока). В комплекс физминуток включаются различные упражнения с целью профилактики нарушения  зрения,   простудных  заболеваний,   заболеваний  опорно-двигательного аппарата;

Ø  подвижные игры на переменах;

Ø  ежедневная прогулка и спортивный час в группе продленного дня;

Ø  внеклассные спортивные мероприятия;

Ø  организация горячего питания на перемене.

Ø  выполнение требований СанПиН к организации питания в общеобразовательных учреждениях;

Ø  организация психологической помощи первоклассникам.. Использование в учебном процессе здоровьесберегающих образовательных технологий с целью вхождения ребенка в образовательное поле школы без потерь для здоровья, достижения положительного результата без излишнего напряжения и переутомления.

ЦЕЛИ  ПРОГРАММЫ:

1.Способствовать адаптации обучающихся к школьному обучению; 2.Способствовать повышению мотивационной готовности;

3.Способствовать развитию познавательных потребностей, социальной ответственности, развития индивидуальности, навыков адекватного социального поведения первоклассников для облегчения процесса адаптации в начальной школе.

ЗАДАЧИ  ПРОГРАММЫ:

1.Формировать эмоционально-положительное отношение обучающихся к  совместной деятельности с педагогом и сверстниками.

2. Создавать обучающимся ситуацию успеха.

3. Проводить диагностику навыков и способностей обучающихся.

4. Способствовать развитию и укреплению учебной мотивации.

5. Включать в учебно-воспитательную деятельность игры, элементы   соревновательности, техники и приемы саморегуляции, рисуночные методы.

ПРИНЦИПЫ  психолого-педагогической программы:

1.  Принцип соблюдения интересов ребенка – решать проблему в интересах ребенка.

2.  Принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка.

3.  Принцип реальности – предполагает, прежде всего учет реальных возможностей ребенка и ситуации.

Психолого-педагогическое обеспечение:

1.  Программа построена с учетом ведущего вида деятельности школьников.

2.  Обеспечение психолого-педагогических условий (учет индивидуальных особенностей ребенка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима);

3.  Обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим; соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм).

Общие рекомендации по проведению занятий:

Занятия входят в систему учебно-воспитательной адаптации первоклассников , поэтому в ходе их проведения проходят консультации с учителем, встречи с родителями детей индивидуально, групповые и на родительских собраниях.

Часть занятий носит двойственный характер: они содержат не только развивающие, коррекционные упражнения, но и диагностические задания.

Программа рассчитана на работу с классом 1 раз в неделю на целый учебный год ( 34 недели) , продолжительность занятий 30-35 минут. Занятия проводятся в групповой форме. Важно создать доброжелательную обстановку, чтобы каждый чувствовал себя уверенно и не боялся сделать ошибку. Предусматривается присутствие родителей на воспитательных мероприятиях, проведение открытых уроков, участие обучающихся в общешкольных мероприятиях.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 

Обучающиеся  должны  знать:

Ø основные  школьные  правила,

Ø позитивные  взаимоотношения между  людьми (вежливость, терпение, уважение прав другого  человека и др.);

Ø факторы  роста (рациональное  питание, двигательная активность и  др.) и здоровья (гигиена тела, питание, движение и др.);

Ø формы обращения, слова-комплименты;

Ø невербальные средства общения (знаки, взгляд, жесты) для регуляции и саморегуляции нормативного поведения;

Ø некоторые положительные и отрицательные  черты  характера;

Ø значение  ощущений и восприятия  в познании мира;

Ø правила  дружбы, честной  игры;

Ø приемлемые для  себя стереотипы поведения и способы  разрешения  конфликтов;

Ø приемы мобилизации, концентрации внимания, а  также  снятия  мышечного и эмоционального  напряжения.

уметь:

Ø подчинять свое поведение новым нормам и правилам, ориентироваться на указания учителя;

Ø общаться со сверстниками и старшими;

Ø преодолевать негативные эмоциональные состояния;

Ø применять теоретические знания о здоровом образе жизни, в повседневной деятельности;

Ø  решать проблемы, возникающие в следующих ситуациях: в познании и объяснении действительности, во взаимоотношении людей, в этических нормах, при оценке собственных поступков, в практической жизни и при необходимости разрешения собственных проблем;

Ø планировать  свое  время;

Ø вести дискуссию, выслушивать  различные  мнения, доказывать  свою точку зрения;

Ø анализировать собственный  жизненный  опыт;

Ø останавливаться и принимать  конструктивное  решение в  трудных и опасных  ситуациях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ   ПЛАНИРОВАНИЕ

 

Раздел I

Здравствуй, школа!

( 4 часа)

 

№  недели

Время проведения

Воспитательные

мероприятия

Работа с родителями

Учебно-воспита-тельный процесс

Психолого-педагогическая  диагностика

1

Сентябрь

Введение «Что такое школа?»

Проведение экскурсии по школе.

«Ступеньки в будущее»

 

Первое родительское  собрание

«Учимся вместе с детьми»

Знакомст-во детей с учителем и друг с другом

Работа психолога

(рисуночные тесты).

Работа с логопедом.

2

Законы школы и класса.

«Знакомство «я+ты=мы»

 Участие родителей в проведении организованных перемен.

Помощь и участие родителей в общешкольных конкурсах.

Формы устного ответа.

Умение выражать свои эмоции

Присутствие школьного психолога на воспитатель-ном мероприятии.

3

Радуга Мира

(избегаем конфликтов)

 

Конкурс рисунков

« Я в школе»

 

4.

«Если с другом вышел в путь – веселей дорога»

Индивидуаль-ные беседы с родителями и детьми.

 

 

 

 

 

 

 

Раздел II

Ты живёшь среди людей

( 4 часа )

 

№  недели

Время проведения

Воспитательные

мероприятия

Работа с родителями

Учебно-воспита-тельный процесс

Психолого-педагогическая  диагностика

5.

 

Первые успехи и неудачи.

Я и школьное время.

 

Круглый стол

« Первые звоночки – на что обратить внимание?»

День открытых уроков.

Советы психолога

6.

Октябрь

Школьный этикет.

Школьная форма.

«Держим мы всегда в порядке наши книжки и тетрадки»

Стимулировать родителей следить за Dress-кодом  детей.

Индивидуальные консультации с родителями.

Контроль со стороны администрации за адаптацией первоклассников.

 

7.

«Здравствуй, школа! Первый класс! А теперь встречайте нас!»

Участие родителей в празднике посвящения в первоклассники.

 

 

8.

«Общество чистых тарелок»

( О пользе для здоровья правильного питания)

Контроль со стороны родителей за качеством  общешкольного питания и соблюдением санитарно-гигиенических

 норм

 

Диагности-ка школьным психоло-гом.

Раздел III

Хочу всё знать

( 8 часов)

№  недели

Время проведения

Воспитательные

мероприятия

Работа с родителями

Учебно-воспита-тельный процесс

Психолого-педагогическая  диагностика

9.

Ноябрь  -  декабрь

«Волшебные пальчики»

( Развиваем мелкую моторику  рук , мыслительные процессы)

Разработать ряд упражнений и приспособлений для развития моторики  рук.

 

 

10.

«Сильный тот, кто словом силён»

( Умение находить выход из разных ситуаций)

Участие родителей в проведении организованных перемен.

 

 

11.

«Если бы я был волшебником»

Участие родителей в воспитательном мероприятии.

 

Присутст-вие школьного психолога

12.

«Доброе сердце»

 

Составле-ние проекта

 «Книга добрых дел»

 

13.

«Из чего же , из чего же , из чего же сделаны наши мальчишки…сделаны наши девчонки…?»

 

День открытых дверей

 

14.

«Мир моих увлечений»

Участие родителей в воспитательном мероприятии.

 

Присутст-вие школьного психолога

15.

«Человек – наивысшая ценность. Я среди людей»

Родительское собрание « Что удалось , над чем работать?»

Создание портфолио

обучаю-

щихся.

Присутст-вие психолога. Монито-ринг адаптации I полугодия.

16.

 

 

«Новогодний подарок другу»

Участие родителей в проведении новогоднего утренника.

 

 

Раздел IV

Хочу всё знать

( 10 часов)

№  недели

Время проведения

Воспитательные

мероприятия

Работа с родителями

Учебно-воспита-тельный процесс

Психолого-педагогическая  диагностика

17.

Январь – февраль - март

«Сохрани мир вокруг себя»

 

 

Советы психолога.

18.

«В единстве с природой»

Помощь зимующим птицам.

Участие в акции «Кормушка»

 

 

19.

«Наши семейные традиции»

Участие родителей в воспитательном мероприятии.

 

 

 

20.

«Желание и труд всё перетрут»

(трудовое воспитание)

Консультации с родителями «Трудности в обучении и общении с ребенком и пути их устранения».

 

Советы психолога

21.

«Сокровища души»

Выявление талантов

( помощь родителей)

 

Диагности-ка и советы психолога

22.

«Я – патриот»

 

День открытых дверей.

 

23.

« В мире прекрасного»

 

Открытка мамам и бабушкам.

 

24.

«Как хорошо уметь читать…»

Индивидуальные консультации с родителями.

Конкурс чтецов.

 

25.

«Психология общения»

Родительское собрание « Мы уже совсем большие».

 

Занятие с психоло-гом.

26

«Заветное желание. Я и моя мечта»

 

Создание проекта

«Окошко в будущее»

 

Раздел V

Путешествие в стране Знаний

( 8 часов )

 

27.

Апрель - май

«Хочу» и «надо».

Участие родителей в проведении организованных перемен.

День открытых дверей.

Советы психолога.

28.

«Весёлое путешествие в созвездие Знаний»

Участие родителей в интеллектуаль-ной программе.

 

 

29.

«Излучай свет»

Помощь родителей.

Изготовле-ние пасхаль-ных компози-ций.

 

30.

«Не делай другому того, чего не хочешь сам»

Индивидуаль-ные консультации с родителями.

День открытых дверей.

Советы психолога

31.

«Звёздный час»

Присутствие родителей на интеллектуаль-ной программе.

 

 

32.

«В здоровом теле – здоровый дух»

Спортивные соревнования (родители + дети)

 

 

33.

«Искусство превращений»

Родительское собрание «Наши успехи».

 

Присутст-вие психолога. Монито-ринг адаптации II полугодия.

34.

«Прощай, первый класс!»

Участие родителей в торжественном мероприятии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА:

Ø  В.С. Мухина. Шестилетний ребенок в школе. - Москва, Просвещение, - 2000.

Ø  Знаете ли вы своего ученика? (книга для учителя). Под редакцией М.М. Безруких и С.П. Ефимовой. - М., Просвещение, - 1991.

Ø  Е.П. Евсюшкина. Готовность ребенка к школе: почему молчат психологи.// Начальная школа, № 10.- 2002.

Ø  Г.В. Бородкина. Еще раз о готовности к школе.// Начальная школа: плюс До и после. № 10.- 2002.

Ø  Л.П. Ткачева. Первые дни ребенка в школе. - Оренбург, ООИУУ,- 1996.

Рекомендуемая литература

 по личностно-ориентированному обучению

для учителя первых классов

Ø  Амонашвили, Ш. А. Здравствуйте, дети!/Ш. А. Амонашвили. – М.: Просвещение, 1983.

Ø  Аромштам, М. С. Дом, в котором живет малыш, или Искусство превращений/М. С. Аромштам. – Ярославль: Академия развития, 2001.

Ø  Гатальская, Г. В. В школу – с радостью/Г. В. Гатальская, А. В. Крыленко. – Минск: Амалфея, 1998. Гиппиус, А. Как пережить 1 сентября/А. Гиппиус, С. Магид. – СПб.: Еврознак, 2007.

Ø  Корчак, Я. Как любить ребенка/Я. Корчак. – М.: Политиздат, 1990.

Ø  Кумекер, П. Свобода учиться, свобода учить/П. Кумекер, Дж. Шейн. – М.: Народное образование, 1994.

Ø  Макарова, Е. В начале было детство/Е. Макарова. – М.: Педагогика, 1990.

Ø  Пруцман, П. Дружный класс как маленькая планета/ П. Пруцман, пер. с англ. В. А. Светлова. – СПб.: Светлячок, 1998.

Ø  Рябцева, С. Л. Дети восьмидесятых/С. Л. Рябцева. – М.: Педагогика, 1989.

Ø  Соловейчик, С. Л. Педагогика для всех/С. Л. Соловейчик. – М.: Первое сентября, 2001.

Ø  Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям/В. А. Сухомлинский. – Минск: Народная асвета, 1992. Фопель, К. Как научить детей сотрудничать/К. Фопель. – М.: Генезис, 2006.

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Составитель: Ревина Ольга Григорьевна , учитель начальных классов высшей категории «МОУ «ШКОЛА № 18

Составитель: Ревина Ольга Григорьевна , учитель начальных классов высшей категории «МОУ «ШКОЛА № 18

СОДЕРЖАНИЕ I. Пояснительная записка ……………………………………………

СОДЕРЖАНИЕ I. Пояснительная записка ……………………………………………

ПРОГРАММА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА

ПРОГРАММА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА

Успешность адаптации первоклассника к школе зависит от слаженности усилий учителя, психолога, администрации и родителей

Успешность адаптации первоклассника к школе зависит от слаженности усилий учителя, психолога, администрации и родителей

Целью адаптационного процесса является адекватное включение первоклассника в новую социальную ситуацию

Целью адаптационного процесса является адекватное включение первоклассника в новую социальную ситуацию

Низкий уровень — ребенок испытывает значительные трудности в привыкании к школе, относится к ней отрицательно

Низкий уровень — ребенок испытывает значительные трудности в привыкании к школе, относится к ней отрицательно

Неспособность приспособиться к темпу школьной жизни

Неспособность приспособиться к темпу школьной жизни

Это уход в себя, в свой внутренний мир, фантазии

Это уход в себя, в свой внутренний мир, фантазии

Ребенок ленится - очень частые жалобы

Ребенок ленится - очень частые жалобы

В данной программе разработана определенная система действий, направленных на создание комфортных и благоприятных условий учебно-воспитательного процесса

В данной программе разработана определенная система действий, направленных на создание комфортных и благоприятных условий учебно-воспитательного процесса

III . Психолого-педагогические условия благоприятной адаптации первоклассников к обучению

III . Психолого-педагогические условия благоприятной адаптации первоклассников к обучению

Профилактическая работа по предупреждению заболеваний: Ø проведение плановых и внеплановых прививок медработником школы

Профилактическая работа по предупреждению заболеваний: Ø проведение плановых и внеплановых прививок медработником школы

ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ: 1.Способствовать адаптации обучающихся к школьному обучению; 2

ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ: 1.Способствовать адаптации обучающихся к школьному обучению; 2

Обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим; соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм)

Обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим; соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм)

Ø приемлемые для себя стереотипы поведения и способы разрешения конфликтов; Ø приемы мобилизации, концентрации внимания, а также снятия мышечного и эмоционального напряжения. уметь: Ø подчинять…

Ø приемлемые для себя стереотипы поведения и способы разрешения конфликтов; Ø приемы мобилизации, концентрации внимания, а также снятия мышечного и эмоционального напряжения. уметь: Ø подчинять…

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Раздел II Ты живёшь среди людей ( 4 часа ) № недели

Раздел II Ты живёшь среди людей ( 4 часа ) № недели

Общество чистых тарелок» (

Общество чистых тарелок» (

Мир моих увлечений» Участие родителей в воспитательном мероприятии

Мир моих увлечений» Участие родителей в воспитательном мероприятии

Желание и труд всё перетрут» (трудовое воспитание)

Желание и труд всё перетрут» (трудовое воспитание)

Излучай свет» Помощь родителей

Излучай свет» Помощь родителей

ЛИТЕРАТУРА: Ø В.С. Мухина

ЛИТЕРАТУРА: Ø В.С. Мухина
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.01.2023