Авторская программа Тема: «Использование метода моделирования с детьми старшего дошкольного возраста»
Оценка 4.7

Авторская программа Тема: «Использование метода моделирования с детьми старшего дошкольного возраста»

Оценка 4.7
doc
24.11.2019
Авторская программа Тема: «Использование метода моделирования с детьми старшего дошкольного возраста»
Учебно-методическое пособие.doc

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 33 «Незабудка» г. Альметьевска

 

        

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 


Авторская программа

Тема: «Использование метода моделирования с детьми старшего дошкольного возраста»

 

 

 

 

 

 

Составитель воспитатель высшей

квалификационной категории:

Хабибуллина Г.Ф.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
Альметьевск 2019 год
Пояснительная записка

 

В настоящее время проблема использования наглядного моделирования является актуальной и инновационной. Применение моделирования позволяет педагогам развивать сенсорно - перцептивные и мыслительные процессы, а также изменить сам подход к вопросу обучения и воспитания дошкольников.

Развиваются такие умения, как умение видеть целое, умение видеть часть в целом.

Использование наглядности стимулирует познавательную активность, позволяет поддерживать интерес к занятиям, преподносить даже самый трудный программный материал в занимательной и доступной форме.

«Необходимо правильно подбирать и грамотно использовать специальные средства наглядности. К ним, например, относится моделирование, которое представляет собой продукт сложной познавательной деятельности, включающей, прежде всего, мыслительную переработку исходного чувственного материала по ощущению от случайных моментов» (В.В. Давыдов).

         Разработаны развивающие игры и упражнения, в которых дети учатся видеть, выделять и анализировать сенсорные эталоны плоскостных предметов (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник) и объемных тел (куб, шар, цилиндр, параллелепипед, конус). Для облегчения процедуры создания моделей геометрических фигур разработаны специальные символы. Они просты и доступны в использовании, что способствует лучшему произвольному запоминанию. Чем больше умственных усилий ребенок прилагает к тому, чтобы организовать информацию, придать ей целостность, тем легче потом она воспроизводиться в памяти.

Дети выполняют задания на опознавание предметов, анализ их формы, размеров, цвета, фактуры. Использование   на   различных   занятиях   условных обозначений, карточек-схем, моделей, трафаретов, шаблонов, пиктограмм, перфокарт и т.д. обогащает опыт детей.

Содержание

 

Пояснительная записка ---------------------------------------------------------------------2

Введение ----------------------------------------------------------------------------------------4

Использование метода моделирования в работе с детьми старшего дошкольного возраста------------------------------------------------------------------------------------------7

Список использованной литературы-----------------------------------------------------19

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

           

          Мир, который окружает ребенка, огромен и интересен. Предметы неповторимы. Они обладают массой свойств и признаков, о которых ребенку-дошкольнику предстоит узнать. Каждое знакомство с предметом и явлением - урок развития детского ума, чувств, творчества. При проведении диагностики по разделам программы мы выявили:

·        низкий уровень владения сенсорными эталонами

·        трудности при выполнении заданий, требующих длительного сосредоточения (орудийные и предметно-практические действия, работа с образцом, последовательное копирование, опознание изображения на зашумленном фоне и др.)

·        трудность при выполнении заданий на сравнение, группировку, классификацию

·        бедный сенсорный опыт, малый запас представлений о предметах, их внешних признаках.

Исходя из фактических данных о трудностях и особенностях, были определены и намечены методы и приемы развивающей работы. Особое внимание уделяется методу моделирования, так как моделирование поднимает наглядность на высший качественный уровень – уровень мыслительных операций. В отличие от демонстрационной наглядности, несущей знания, которые можно взять сразу, модели требуют различных операций теоретического мышления. 

Целью использования метода моделирования в работе является развитие способов зрительного восприятия у детей, формирование представлений о сенсорных эталонах.

Для этого необходимо решить следующие дидактические задачи:

- уточнение знаний детей о сенсорных эталонах (форма, цвет, величина, пространственное расположение),

- обучение навыкам наглядного моделирования: знакомство с графическим способом представления информации, перевод сенсорного материала на знаково-символический язык, работа с моделью,

- формирование навыков полисенсорного восприятия предметов и применятение в практической деятельности,

- формирование зрительных представлений и развитие мышления.

 

Наглядное моделирование - это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

 

Определены три этапа моделирования.


Формирование навыков наглядного моделирования происходит в определенной последовательности с постоянным повышением доли самостоятельного участия дошкольников.


При развитии навыков наглядного моделирования решаются следующие   дидактические задачи.

 

       

        Формирование эталонов формы осуществляется не только при непосредственном рассматривании той или иной формы, но также в процессе зрительного поиска изображений определенной формы в условиях вариативности других признаков: светлоты, контраста, цвета, размера, ориентации, местоположения. Применение разнообразных стимулов, моделей по ознакомлению с эталонами геометрических фигур делает процесс обучения как наглядным, так и познавательным.

Предлагаю вашему вниманию наиболее интересные авторские разработки (пособия, дидактические игры), в которых осуществляется перевод сенсорного материала на знаково-символический язык.

 

 

 

Использование метода моделирования в работе с детьми старшего дошкольного возраста


 

Пособие «Схемы геометрических фигур»

Цель: Научить детей навыкам наглядного моделирования, познакомить с карточками-символами; с помощью схем выделять элементы и свойства геометрических фигур, уметь составлять и читать схему, находить общие и отличительные качества квадрата и прямоугольника, ромба и трапеции. Развивать умение использовать в речи пространственную и геометрическую

терминологию. Развивать мелкую моторику, координацию движений, логическое мышление, сообразительность, смекалку.

Материал: Пособие состоит из карточек-символов размером 10х15 см. Карточки изготовлены из картона, символы нанесены с помощью самоклеющейся бумаги. Карточка «Цвет геометрической фигуры» имеет несколько цветов, например, красный, желтый, зеленый, синий и т.д. (таблица 1). Набор геометрических фигур разного цвета (раздаточный и демонстрационный).

Пособие предназначено для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Детей старшей группы с помощью карточек-символов знакомят с квадратом и прямоугольником, детей подготовительной группы -  квадратом, прямоугольником, ромбом, трапецией, треугольниками.

Таблица 1 Условные обозначения карточек-символов к пособию

 

Карточки-символы

 

Значение

Скругленный прямоугольник: 4Скругленный прямоугольник: 1Скругленный прямоугольник: 3Скругленный прямоугольник: 2

 

Количество углов геометрической фигуры

 

 

 

 

 

 


Прямой угол

 

 

 

 

 

 


Острый угол

 

 

 

 

 

 


Тупой угол

 

 

 

 

 

 

 

 


Четыре равные по длине стороны (квадрат, ромб)

 

 

 

 

 

 


Две противоположные стороны длинные, две другие противоположные короткие (прямоугольник)

 

 

Две противоположные стороны одинаковые по длине, две другие противоположные разные по длине (короткие, длинные) (трапеция)

 

 

 

 

 

 


Цвет геометрической фигуры

 

 

Описание работы

1 этап: знакомство с карточками-схемами.

«Схема квадрата». После рассматривания, обследования геометрической фигуры, выделения основных признаков: количество углов, сторон и т. д.  на наборное полотно или магнитную доску выставляются карточки-модели: «Количество углов», «Прямой угол», «Четыре равные по длине стороны».                                               

Скругленный прямоугольник: 4

Предлагаю детям назвать геометрическую фигуру и с помощью карточек-моделей описать основные признаки: у квадрата - четыре прямых угла и четыре равных по длине стороны.                                                                   

Выставляю на доску карточку «Цвет геометрической фигуры», предлагаю найти квадрат заданного цвета.

Аналогичным образом происходит знакомство с карточками и схемой геометрических фигур.

2 этап: самостоятельное выкладывание схемы детьми.

Например, называю геометрическую фигуру «прямоугольник» и предлагаю детям из карточек-символов составить схему данной фигуры. Дети находят нужные карточки и объясняют основные признаки прямоугольника.

         3 этап: сравнение геометрических фигур.

Например, дошкольникам предлагается выложить схему геометрических фигур «ромб» и «трапеция», назвать количество сторон и углов. И далее по схеме наглядно видно сходство и различие фигур. 

Дети объясняют: «У ромба и трапеции имеются по два тупых и острых угла – этим они похожи. Отличаются сторонами: у трапеции две противоположные стороны равны, а две другие противоположные разные по длине. У ромба все стороны одинаковые».

Геометрические фигуры сравниваются и по цветовой гамме, если используются карточки «Цвет геометрической фигуры».

         4 этап: задания на логическое мышление.


 На доску выставляются карточки «Количество углов», «Прямой угол» и задаются вопросы: Схема, какой геометрической фигуры изображена? Почему нельзя определить геометрическую фигуру? Какие карточки нужно добавить, чтобы определить фигуру? Схема какой геометрической фигуры получиться, если добавить карточку «Четыре равные по длине стороны»? и т. д. 

5 этап: Итоговым моментом работы с пособием «Схемы геометрических фигур» стала разработка и изготовление дидактической игры «Найди геометрическую фигуру».

Дидактическая игра «Найди геометрическую фигуру»

(приложение 1)

Цель: Закрепить знания детей о плоскостных геометрических фигурах.  Формировать зрительно-двигательные умения обследовать и узнавать геометрические фигуры, уметь читать схему, выделять элементы и свойства геометрических фигур, находить их общие и отличительные качества.  Развивать логическое мышление, сообразительность, смекалку, мелкую моторику.

Материал: Игра состоит из карточек, обозначающих геометрические фигуры определенного цвета, например, квадрат красного (синего, зеленого, коричневого …) цвета, прямоугольник желтого или другого цвета и т. д. (таблица 2); маленьких карточек, имеющих форму круга с изображением цветных геометрических фигур (карточки нужно вырезать); карточка «Таблица геометрических фигур».

Дидактическая игра предназначена для работы с детьми подготовительной к школе группы.

Возможно применение данной игры с детьми старшей группы, с целью закрепления знаний детей о квадрате и прямоугольнике.  

Таблица 2 Условные обозначения к дидактической игре

 

Карточки-символы

 

Значение

 

 

 

 

 

 

КВАДРАТ

 

 

 

 

ПРЯМОУГОЛЬНИК

 

 

 

 

 

РОМБ

 

 

 

 

 

 

 

ТРАПЕЦИЯ

 

 

 

 

ТРЕУГОЛЬНИК

(равносторонний или равнобедренный)

 

 

 

ТРЕУГОЛЬНИК

(прямоугольный)

 

ТРЕУГОЛЬНИК

(тупоугольный)

Ход игры:

Каждому участнику предлагается карточка со схематичным изображением геометрической фигуры.

Дети называют элементы и свойства геометрических фигур, например: «На карточке фигура, у которой три острых угла и три равные стороны. Это треугольник. Он синего цвета».

 Далее ребенку предлагается найти нужную карточку круглой формы с изображением на ней треугольника синего цвета. И положить ее на свою карточку, закрыв знак вопроса.

       Варианты игры:

·        игра проводиться аналогично основному варианту, только дети должны показать заданную схемой фигуру на карточке «Таблица геометрических фигур». Посчитать какая по счету, в каком ряду или столбике находиться данная фигура.

·        Ведущий показывает маленькую карточку и спрашивает: У кого на карточке ромб зеленого цвета? Дети отвечают и обосновывают свой выбор.

·        Ведущий описывает фигуру, изображенную на маленькой карточке, не показывая ее детям. Например, «У меня в руках фигура синего цвета, у которой два тупых и два острых угла, две противоположные стороны равны, а две другие противоположные разные по длине».  Дети отгадывают, обосновывают свой выбор и забирают карточку.

Игра может использоваться для индивидуальной и подгрупповой работы.

Для развития мелкой моторики и формирования умения выкладывать и конструировать геометрические формы, разработана дидактическая игра «Построй из палочек и пластилина плоскостные фигуры и объемные геометрические формы». Игра способствует уточнению, конкретизации и обогащению зрительных впечатлений о форме, величине геометрических фигур и форм.

Игра «Построй из палочек и пластилина плоскостные фигуры и объемные геометрические формы»

(Приложение 2)

Цель: Учить детей составлять геометрические фигуры и формы из заданного количества палочек и пластилиновых шариков. Учить детей приемам самостоятельного поиска решения задач. Развивать моторику и зрительно-моторную координацию, формировать умения копировать образец и работать без образца, по памяти и воображению.

Материал (раздаточный): Счетные палочки, пластилиновые шарики диаметром 1 см, карточки-образцы.

При конструировании из палочек и пластилиновых шариков можно проводить следующие занятия:

1.     Отсчитать заданное количество палочек и шариков и построить геометрическую фигуру. Например, отсчитать три палочки и три шарика, построить треугольник.

2.     Преобразование фигур. Например, из квадрата сделать ромб и наоборот (путем изменения углов).

3.     Построить фигуры по образцу, без образца, по памяти, по воображению.

4.     Сосчитать уголки (острые и тупые), входящие в фигурку.

5.     Сравнить плоские фигуры (квадрат, прямоугольник, треугольник, ромб)

6.     Сравнить плоские и объемные фигуры (квадрат и куб, треугольник и пирамида)

7.     Самому придумать фигуру, предмет.

           После выполнения заданий дети разбирают свои постройки. Скатывают

шарики между ладонями, делая их гладкими, и убирают шарики и палочки в коробочку.

В учебной, игровой и трудовой де­ятельности важную роль играет слухо­вое восприятие, которое необходимо целенаправленно развивать. Дети об­ладают достаточно большим запасом слуховых впечатлений. Однако они не умеют еще прислушиваться, сравнивать звуки по силе, тембру, характеру звучания.

Дидактическая игра «Звучащие фигуры»

 Цель: Развивать у детей слуховое восприятие, умение воспроизводить заданный ритм. Закрепить знания детей об объемных геометрических формах - куб, цилиндр, конус, пирамида, шар, параллелепипед – находить пару не только по форме, но и по звучанию.

     Материал: Изготовленные из картона объемные геометрические формы: куб, конус, пирамида, параллелепипед; из пластмассы: шар, цилиндр. Каждая форма имеет небольшой размер (приблизительно одинаковый). Для того чтобы фигуры звенели внутрь каждой помещается разный наполнитель (металлические скрепки, крупа, деревянные брусочки).

Ход игры:

Дети берут по одной «звучащей» фигуре. Одна фигурка у педагога. Педагог: «Посмотрите, какие веселые «звучащие фигуры». Погремим вместе. Среди них есть такие, которые гремят одинаково. Вот сейчас я поищу себе пару. (Подходит к каждому ребенку и гремит, ребенок, к которому подошли – отвечает, гремит своей «звучащей фигуркой»).

У кого звон игрушки совпадает, тот и пара. Дети называют, какая фигура у них в руках, как звенела (громко, тихо, звонко, глухо).

 Можно предложить детям прогреметь заданный ритм.

Практика работы с детьми показала, что именно использование трафаретов-лекал наиболее эффективно способствует развитию формообразующих движений, так как жесткий внутренний контур трафарета создает условия для контроля над рисовальным движением руки, позволяет осуществлять мышечную регуляцию. Применение трафаретов направляет ориентировочную деятельность ребенка на анализ характера движения и способа его выполнения. Для того чтобы трафареты могли эффективно использоваться в работе была разработана дидактическая игра «Повтори рисунок».

Дидактическая игра «Повтори рисунок»

(Приложение 3)

Цель: Развивать зрительно-моторную координацию, активизировать зрительно-моторную память при выполнении упражнений по трафаретам.

Материал: трафареты, образцы рисунков. К каждому виду трафаретов разработаны разные образцы рисунков.

         Дошкольникам предлагается выполнить рисунок по образцу, закрасить, не выходя за пределы контура рисунка.

По ходу выполнения задания детям задаются вопросы: Какую фигуру ты обводишь? Какую будешь обводить? Какую фигуру обвел первой? Из каких геометрических фигур состоит рисунок? У каких геометрических фигур нет углов? и т. д.

Дидактические игры на локализацию цвета

(Приложение 4)

Цель: закреплять умение отличать основные оттенки цвета, насыщенность, контрастность цветов, светлоту.

Дети учатся упорядочивать по пять предметов разных цветов. Совершенствуются умения раскладывать предметы в порядке уменьшения и увеличения светлоты. С этой целью использую игры:

«В доме зажглись огоньки» - дети закрывают окна дома оттенками синего, желтого цветов от темного к светлому.

«Каждой девочке подбери свой шарик» - локализация оттенков красного цвета.

«Слепим снеговика», «Котенок и клубочек», «Подари гномикам зонтики», «Лягушка и кувшинка» и т. д. – локализация заданного цвета из множества других.

У детей, наблюдается неполнота и фрагментарность восприятия предметов, в частности в узнавании обозначений и деталей на рисунках, чертежах, схемах. С этой целью используются перфокарты, в которых совершенствуется опыт детей по усвоению сенсорных эталонов, их дифференциации, классификации, а также использованию этих эталонов в характеристике реальных предметов и явлений.  Изготовлены и используются пиктограммы к разным лексическим темам «Домашние птицы», «Игрушки», «Мебель» и т. д.  

Перфокарта «Соедини линией»

(Приложение 5)

Цель: Учить детей соединять линией силуэтное, контурное изображение с иллюстрацией. Закреплять знание детей о геометрических фигурах и формах. Формировать зрительно-моторную координацию, способность воспринимать заданное направление и контролировать в соответствии с ним движение руки при проведении линии.

Материал: Перфокарты (Перфокарты вставляются в файловый конверт – пособие становится многоразовым - это дает возможность детям проводить линии фломастером)

Работа с перфокартой: Детям предлагаются перфокарты и фломастеры.

Вначале с детьми рассматриваем нарисованные предметы. Называем предметы, нарисованные с правой, левой стороны.

Далее объясняется задание, и дети соединяют линией соответствующие изображения.

Дидактическая игра «Зашумленные рисунки»

(Приложение 6)

Цель: учить чтению иллюстраций, пониманию заслоненности, зашумленности изображений, видеть отдельный элемент на заштрихованном поле.

Детям предлагаются задания назвать, какие геометрические фигуры спрятались, обвести их по контуру и закрасить определенным цветом. 

Заключение

Использование в работе метода наглядного моделирования, творческого подхода к выбору и использованию заданий, игр, упражнений обогащает сенсорный опыт ребенка, умения анализировать информацию, оказывают плодотвор­ное влияние на его развитие в целом.

Данные пособия, дидактические игры включают в себя разнообразные приемы активизации мыслительной активности детей: фронтальная и индивидуальная работа с наглядностью (моделями, карточками-схемами), самостоятельная поисковая работа, решение проблемных ситуаций, выполнение нетрадиционных заданий, кроме того, дети рисуют, лепят, конструируют, работают с трафаретами. Таким образом, осуществляется тесная связь с разными разделами программы: математика, развитие речи, рисование, лепка, конструирование…

Дети обучаются навыкам наглядного моделирования, знакомятся с графическим способом представления информации, учатся работать с моделью.

Моделирование способствует формированию личности, которая сама «добывает» знания, планирует свою деятельность, грамотна и целенаправленна. Разработанные пособия, дидактические игры являются полифункциональными развивающими пособиями, которые с одинаковым успехом можно использовать как на занятиях, так и в любые режимные моменты. А это одно из главных условий в нашей работе, так как сегодня на смену жестко учебной дисциплинарной модели воспитания пришла личностно-ориентированная модель, основанная на бережном и чутком отношении к ребенку и его развитию.

 Положительный результат от введения предлагаемой технологии появляется в процессе обучения и воспитания дошкольников. Значительно улучшились результаты диагностических данных. Это позволило нам сделать вывод, что при использовании в работе с детьми данные дидактические игры и пособия повлияли на достижение  хороших результатов.

Список использованной литературы

1. Агаева Е. Л., Брофман В. В. «Чего на свете не бывает?».М.,1991,с.64.

2. Волкова Г.А. "Логопедическая ритмика" М.Пр.1985 г.

3. Ефименкова Л.Н. «Формирование речи у дошкольников». М., Пр.,1985.

4. Журналы "Обруч" 1987 N 4; 1998 N 3, 5; 1999 N 3; 2000 N 5, N 6; 2001 N 2    5. Ильина М.В. «Чувствуем – познаем – размышляем». Комплексное занятие для развития восприятия эмоционально-волевой сферы у детей 3-4 лет, 5-6 лет. М. АРКТИ, 2004г.

6. Михайлова З. А. «Игровые занимательные задачи для школьников». М., 1990,с.96.

7. Никитин Б. П. «Ступеньки творчества и развивающиеся игры». М., 1990, с.159.

8. Носова Е. А. «Логика и математика» для дошкольников». С-П., 2004, с.95.

9.Поваляева М.А. «Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2002.

10. Смышляева Т.Н., Корчуганова Е.Ю. «Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников», научно-методический журнал «Логопед» 2005, №1.

11. Ушинский К.Д. «Об учебно-воспитательной работе». М., 1939, с.71.

12. Холодова О.А. «Юным умникам и умницам» М.,2009, с.270.

 

 

 

 

 

        

 

 

Авторская программа Тема: «Использование метода моделирования с детьми старшего дошкольного возраста»

Авторская программа Тема: «Использование метода моделирования с детьми старшего дошкольного возраста»

Авторская программа Тема: «Использование метода моделирования с детьми старшего дошкольного возраста»

Авторская программа Тема: «Использование метода моделирования с детьми старшего дошкольного возраста»

Авторская программа Тема: «Использование метода моделирования с детьми старшего дошкольного возраста»

Авторская программа Тема: «Использование метода моделирования с детьми старшего дошкольного возраста»

Авторская программа Тема: «Использование метода моделирования с детьми старшего дошкольного возраста»

Авторская программа Тема: «Использование метода моделирования с детьми старшего дошкольного возраста»

Авторская программа Тема: «Использование метода моделирования с детьми старшего дошкольного возраста»

Авторская программа Тема: «Использование метода моделирования с детьми старшего дошкольного возраста»

Авторская программа Тема: «Использование метода моделирования с детьми старшего дошкольного возраста»

Авторская программа Тема: «Использование метода моделирования с детьми старшего дошкольного возраста»

Авторская программа Тема: «Использование метода моделирования с детьми старшего дошкольного возраста»

Авторская программа Тема: «Использование метода моделирования с детьми старшего дошкольного возраста»

Авторская программа Тема: «Использование метода моделирования с детьми старшего дошкольного возраста»

Авторская программа Тема: «Использование метода моделирования с детьми старшего дошкольного возраста»

Авторская программа Тема: «Использование метода моделирования с детьми старшего дошкольного возраста»

Авторская программа Тема: «Использование метода моделирования с детьми старшего дошкольного возраста»

Авторская программа Тема: «Использование метода моделирования с детьми старшего дошкольного возраста»

Авторская программа Тема: «Использование метода моделирования с детьми старшего дошкольного возраста»

Авторская программа Тема: «Использование метода моделирования с детьми старшего дошкольного возраста»

Авторская программа Тема: «Использование метода моделирования с детьми старшего дошкольного возраста»

Авторская программа Тема: «Использование метода моделирования с детьми старшего дошкольного возраста»

Авторская программа Тема: «Использование метода моделирования с детьми старшего дошкольного возраста»

Авторская программа Тема: «Использование метода моделирования с детьми старшего дошкольного возраста»

Авторская программа Тема: «Использование метода моделирования с детьми старшего дошкольного возраста»

Авторская программа Тема: «Использование метода моделирования с детьми старшего дошкольного возраста»

Авторская программа Тема: «Использование метода моделирования с детьми старшего дошкольного возраста»

Авторская программа Тема: «Использование метода моделирования с детьми старшего дошкольного возраста»

Авторская программа Тема: «Использование метода моделирования с детьми старшего дошкольного возраста»

Авторская программа Тема: «Использование метода моделирования с детьми старшего дошкольного возраста»

Авторская программа Тема: «Использование метода моделирования с детьми старшего дошкольного возраста»

Авторская программа Тема: «Использование метода моделирования с детьми старшего дошкольного возраста»

Авторская программа Тема: «Использование метода моделирования с детьми старшего дошкольного возраста»

Авторская программа Тема: «Использование метода моделирования с детьми старшего дошкольного возраста»

Авторская программа Тема: «Использование метода моделирования с детьми старшего дошкольного возраста»

Авторская программа Тема: «Использование метода моделирования с детьми старшего дошкольного возраста»

Авторская программа Тема: «Использование метода моделирования с детьми старшего дошкольного возраста»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.11.2019