Авторская программа внеурочного курса по ОДНКНР "Тихая моя Родина"
Оценка 4.7

Авторская программа внеурочного курса по ОДНКНР "Тихая моя Родина"

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
преподавание
9 кл
12.05.2024
Авторская программа внеурочного курса по ОДНКНР "Тихая моя Родина"
Основное направления внеурочной деятельности - духовно-нравственное. Особенности данной программы заключаются в том, что: • приобщения к культурным ценностям своего народа через историческое краеведение; • через знания по истории и культуре родного края происходит формирование личности патриота и гражданина своей страны; • активное включение в исследовательскую деятельность происходит через усиленную мотивацию к получению основ знаний и умений в области истории, краеведения, организацию конкурсов, праздников и выставок; • использование современных образовательных технологий, проектной и исследовательской деятельности, элементов медиаобразования создает благоприятные условия для развития культурной личности школьника на основе освоения мировоззренческих и нравственно-эмоциональных концептов духовно-нравственной культуры своего народа; • на основе приобретаемых умений и знаний учащиеся укрепляют свою социальность, принадлежность к определенной системе позитивных социальных, исторических и культурных ценностей. Перспективность программы предполагает расширение и углубление межпредметного взаимодействия в изучении предмета ОДНКНР во всем комплексе изучаемых школьных дисциплин; формирование общекультурного и национального самосознания обучающихся, развитие межкультурного диалога. Предусмотрена возможность разработки аналогичной программы внеурочной деятельности для учащихся 10-11 классов на основе принципа преемственности обучения, что позволит выявить индивидуальные творческие особенности каждого ученика, спланировать работу с одаренными детьми в области предмета ОДНКНР.
Программа Тихая моя Родина.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

Авторская программа

курса внеурочной деятельности

«Тихая моя Родина»

 

 

Направление: духовно-нравственное

Класс(ы): 9

Количество часов: 1 час (в неделю);

всего: 34 часа.

 

 

 

 

 

 

 

Автор: Кочковая Любовь Николаевна,

учитель русского языка

                                                                                            и литературы, ОДНКНР

МБОУ Родионово-Несветайского района

 «Авиловская СОШ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2023г.

 

 

Содержание программы:                                                                   Стр.

 

1. Пояснительная записка                                                                                 3                                                                           

2. Содержание курса внеурочной деятельности                                             9

3. Планируемые результаты освоения курса                                                 13

4. Тематическое планирование                                                                       16

5. Учебно-методическое и материально – техническое обеспечение программы                                                                                                        19

6. Приложения                                                                                                  21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел l. Пояснительная записка

 

Программа внеурочной деятельности «Тихая моя родина» является авторской программой и составлена на основе следующих нормативных документов, методических рекомендаций и пособий:

- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации»№ 273-ФЗот 29.12. 2012 (с последующими изменениями);

         - Областной закон «Об образовании в Ростовской области» № 26-ЗС    от 14.11.2013 (в ред. от 29 декабря 2016 № 936-ЗС) (с последующими изменениями);

       - Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»;

         - Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643, от 21.04.2016 N 459, от 29.12.2016 N 1677, ред. от 05.07.2017, от 31.05. 2021 г. № 287 );

- Письмо Министерства образования и науки РФ от 14 декабря 2015 г. № 09-3564 “О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ”;

- Примерная программа воспитания с учётом распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения Основной образовательной программы основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 2 июня2020 г. № 2/20);

- Примерная рабочая программа ООО «Основы духовно-нравственной культуры народов России», одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол 2/22 от 29.04.2022г.);

 - Воспитание в современной школе: от программы к действиям. Методическое пособие / П. В. Степанов, Н. Л. Селиванова, В. В. Круглов, И. В. Степанова, И. С. Парфенова, И. Ю. Шустова, Е. О. Черкашин, М. Р. Мирошкина, Т. Н. Тихонова, Е. Ф. Добровольская, И. Н. Попова; под ред. П. В. Степанова. – М.: ФГБНУ «ИСРО РАО», 2020. – 119с. – (Серия: Примерная программа воспитания);

          - Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28;

- Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

 

 

 

Общая характеристика курса внеурочной деятельности

Одним из ключевых направлений современного образования является духовно-нравственное воспитание обучающихся. Потребности современного общества возлагают на школу задачи не только качественного обучения, но и воспитания человека как высоконравственную, духовно богатую языковую личность, способную адекватно воспринимать информацию, адаптироваться к процессам, происходящим в окружающем мире, и позитивно изменять его.

В основе программы «Тихая моя Родина» лежат системно-деятельностный, коммуникативный и когнитивный подходы, обеспечивающие воспитание гражданина и патриота; формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; совершенствование коммуникативных умений; проектирование и конструирование развивающей образовательной   среды обучающихся, активную учебно-познавательную деятельность обучающихся средствами культурного наследия страны и «малой родины».

         Программа курса ориентирована на выполнение требований ФГОС к содержанию внеурочной деятельности обучающихся, на дополнение содержания программы по ОДНКНР, а также на межпредметную интеграцию, метапредметность, направленных на умение обучающимися вести межкультурный диалог, испытывать гордость за свою малую родину, готовыми в любую минуту встать на защиту своей страны.

         Программа направлена на поддержку и развитие творческого мышления, воображения, художественного вкуса обучающихся, на формирование положительной мотивации к приобретению знаний о нравственных ценностях, развитие созидательных способностей, обеспечивающих творческую самореализацию учащихся в обществе.

Актуальность программы.

          В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны.

       Дмитрий Сергеевич Лихачёв писал, что только «любовь к родному краю, знание его истории — основа, на которой и может существовать рост духовной культуры всего общества». Знание своего края, его прошлого и настоящего необходимо для непосредственного участия в его преобразовании, поскольку родной край — живая, деятельная частица великого мира.

       Одним из важнейших средств, связывающих обучение и воспитание с жизнью, является краеведение. Духовно-нравственное воспитание через краеведение способствует формированию личности обучающего, стремлению вызвать уважение к памятникам истории и культуры, к труду человека, необходимости сохранения исторического прошлого.

       Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи навсегда остаются в памяти человека.

        Мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу.

Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению призвана помочь учителю расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны.

Основу содержания программы составляет изучение родословной, изучение истории хуторов Авилов и Большой Должик.

    Программа направлена на воспитание чувства гордости за своих земляков, способствует развитию духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом. Собирая сведения о своих земляках, записывая биографии односельчан, ребята сохраняют историю малой родины для будущего поколения.

Кроме того, краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает конкретность и наглядность восприятия обучающимися исторического процесса и оказывает воспитывающее воздействие. Данная программа позволяет воспитывать патриота и гражданина не на абстрактных идеалах, а на конкретных примерах, приобщать ребят к культурному наследию страны и "малой родины".

Таким образом, данная программа призвана развивать личность ребенка путем активизации познавательных способностей учащихся и реализации их устойчивого интереса к исторической науке вообще и краеведению в частности.

Актуальность выбора определена следующими факторами:

Ø обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся на основе их приобщения к базовым общечеловеческим ценностям, ценностям семьи, своей этнической, конфессиональной, социальной группы

в контексте формирования у них идентичности гражданина России;

Ø ориентация образовательного процесса на воспитание школьника в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны;

Ø формирование общекультурной и гражданской идентичности учащихся, обеспечивающей социальную консолидацию в условиях культурного, этнического и религиозного разнообразия российского общества.

Ø

      Основное направления внеурочной деятельности - духовно-нравственное.

 

 

 

 

Особенности данной программы заключаются в том, что:

·     приобщения к культурным ценностям своего народа через историческое краеведение;

·     через знания по истории и культуре родного края происходит формирование личности патриота и гражданина своей страны;

·     активное включение в исследовательскую деятельность происходит через усиленную мотивацию к получению основ знаний и умений в области истории, краеведения, организацию конкурсов, праздников и выставок;

·      использование современных образовательных технологий, проектной и исследовательской деятельности, элементов медиаобразования создает благоприятные условия для развития культурной личности школьника на основе освоения мировоззренческих и нравственно-эмоциональных концептов духовно-нравственной культуры своего народа;

·        на основе приобретаемых умений и знаний учащиеся укрепляют свою социальность, принадлежность к определенной системе позитивных социальных, исторических и культурных ценностей.

Перспективность программы предполагает расширение и углубление межпредметного взаимодействия в изучении предмета ОДНКНР во всем комплексе изучаемых школьных дисциплин; формирование общекультурного и национального самосознания обучающихся, развитие межкультурного диалога.

Предусмотрена возможность разработки аналогичной программы внеурочной деятельности для учащихся 10-11 классов на основе принципа преемственности обучения, что позволит выявить индивидуальные творческие особенности каждого ученика, спланировать работу с одаренными детьми в области предмета ОДНКНР.

Цель курса:

- воспитание ценностного отношения к малой родине средствами краеведческого материала, включение обучающихся в культурно-нравственное поле; совершенствование информационно-коммуникативных умений на основе формирования системы ценностных ориентиров, способствующих социализации личности, умеющей вести межкультурный диалог, ориентироваться в мире духовно-нравственных понятий, приобщение обучающихся к культурно-историческому опыту человечества.

Задачи:

 - формирование познавательного интереса к родной культуре, любви и уважительного отношения к ней; потребности в освоении историческим материалом;

- формирование патриотизма как формы гражданского самосознания через понимание роли личности в истории и культуре, осознание важности социального взаимодействия, гражданской идентичности для процветания общества в целом;

- формирование умений самостоятельно добывать краеведческий материал, грамотно его обрабатывать, применять на практике, представлять на мероприятиях различного уровня;

- развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта исследовательской работы, воспитание самостоятельности в приобретении знаний;

      -  осознанное освоение прошлого не только Родионово-Несветайского района, его округи, но и Ростовской области;

- воспитание уважительного и бережного отношения к историческому, религиозному и культурному наследию России и малой родины.

В основу внеурочного курса «Тихая моя Родина» заложены идеи Примерной рабочей программы ООО «Основы духовно-нравственной культуры народов России», одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол 2/22 от 29.04.2022г.)

 

 

Практическая направленность содержания.

Содержание курса совершенствует духовно-нравственную культуру обучающихся, формирует ответственное отношение к историческому прошлому своего края, повышает интерес к исторической науке вообще и краеведению в частности.  

        Основные методы обучения: проблемный, частично-поисковый, словесно-иллюстративный, диалоговый, КТД, элементы критического мышления, проектный.

        Основные приемы обучения: наблюдение, изучение и анализ различных источников информации, анкетирование, «генератор идей», «мозговой штурм», обсуждение.    

   Основные формы организации занятий:

ü творческие мастерские

ü просмотр видеофрагментов

ü выполнение интерактивных заданий

ü работа с архивными материалами

ü игры

ü квест-экскурсии

ü защита проектных работ

ü презентации

 

Основные виды деятельности: поисковые и научные исследования, экскурсии, беседы, общественно полезные практики, работа с семейным архивом, работа с экспонатами школьного музея, работа с художественной и научной литературой, составление монолога, диалога, проблемно-ценностное общение, художественное творчество, краеведческая деятельность.

 

        Программа предусматривает теоретические и практические занятия:

1) теоретические (беседы, лекции, доклады, викторины, самостоятельная

работа).

2) практические (экскурсии, встречи, практикумы в библиотеке, работа с

документами, СМИ, работа с компьютером, другими информационными

носителями).

Теоретические и практические занятия способствуют развитию

коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:

§  вести устный диалог на заданную тему;

§  участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;

§  участвовать в конференциях, фестивалях;

§  проводить экскурсии для начальной школы.

Основные принципы реализации программы: научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работу детей в группах, парах, индивидуальную работа, работу с привлечением родителей. Занятия проводятся в учебном кабинете, библиотеках (школьной и сельской), музеях (школьных, районных).

Проектная деятельность- важная составляющая часть внеурочной деятельности, которая включает проведение экскурсий, викторин, встреч с интересными людьми, участие в олимпиадах, реализацию проектов и т.д.

Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в домашних архивах, в ЭОР, СМИ и т.д. Источником нужной информации также могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди и другие дети.

В процессе работы над проектами разрабатываются экскурсии в школьном музее, внеклассные мероприятия; вспомогательный фонд обогащается краеведческим материалом, пополняются электронная библиотека и медиатека музея.

Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставлять у ребенка ощущение гордости за полученный результат.

Межпредметные связи на занятиях по краеведению:

с уроками русского языка: составление устных рассказов, монологов, составление диалогов, интервью;

с уроками родной литературы: изучение творчества поэтов и писателей

родного края;

с уроками изобразительного искусства: изучение творчества художников района, оформление творческих работ, участие в выставках

рисунков при защите проектов;

с уроками информатики: работа с компьютерами и СМИ;

с уроками истории: изучение истории края, области, хутора.

Форма подведения итогов курса: выпуск медийного сборника проектов «Тихая моя Родина».

 

Итоговый контроль осуществляется суммированием достижений ученика за год обучения и фиксируется в зачетном листе учителя по следующим формам:

 • портфолио ученика

• самооценка и самоконтроль

• выставка достижений учащегося.

     

Место курса внеурочной деятельности в учебном плане.

Программа внеурочной деятельности «Тихая моя Родина» предназначена для учащихся 9 класса и разработана с учётом особенностей

обучающихся основного общего образования.

Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю)

Срок реализации – 1 год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел II. Содержание курса внеурочной деятельности

 

Раздел 1. «Мой край Донской» (9 часов)

Россия – великая страна, каждый из 89 регионов прекрасен и уникален. Ростовская область – субъект Российской Федерации. Государственные символы Ростовской области. Ростов-на-Дону – столица нашей области.

 Важнейшие памятники истории и культуры Донской столицы. Герои Донской земли. Танаис считается одним из самых крупных археологических музеев-заповедников России. Аксайская крепость-музей. Государственный музей-заповедник М.А. Шолохова. Святыни Донского края. Воскресенский войсковой собор Старочеркасска. Новочеркасский Вознесенский кафедральный собор. Ростовский кафедральный собор. Донские святые. Князь Димитрий Донской, — одновременно выдающийся исторический деятель и святой Русской Православной Церкви. Праведный Павел Таганрогский Многообразие культур народов Дона. Представители 158 национальностей, проживающих на Дону. Культура и быт казачества Дона в ХVII – начале ХХ вв.

 

Виды деятельности:

Участие в беседе. Просмотр видеороликов. Составление презентаций. Знакомство с памятками по исследовательской работе. Работа над групповым проектом. Выполнение интерактивных заданий. Обсуждение ситуаций. Участие в мастер-классах.  Просмотр интерактивной карты, беседа о сохранении памятников героям.

 

Исследовательская работа «Родной край в произведениях литературы и живописи»

Создание презентации «Народы Дона»

Работа над групповым проектом «Достопримечательности Донской земли»

 

Раздел 2. «Моя Малая Родина» (7 часов)

История образования Родионово-Несветайского района. Герб. Гимн. Флаг.

Великая Отечественная война в истории района. Ветераны войны.

По памятным местам Несветая. Реки Малый и Большой Несветай.

Современный Несветай. Природа Малой Родины. Этническая культура и экология района. Многообразие религий Родионово-Несветайского района. Духовные святыни на территории Несветая. Храм в честь Святителя Николая Чудотворца. Церковь Божией Матери Одигитрии. Герои Несветая. Щербаков Виктор Иванович. Овечко Михаил Корнеевич

 

Виды деятельности:

Поисковые и научные исследования, экскурсии, беседы, общественно полезные практики, работа с экспонатами школьного музея, работа с художественной и научной литературой, составление монолога, диалога, художественное творчество, краеведческая деятельность.

 

Конкурс фотографий «Моя Малая Родина»

Создание презентации «Святыни Несветая»

Работа над групповым проектом «Гордость Несветая»

 

Раздел 3. «Мой хутор» (8 часов)

Из истории хутора Авилов.  Знакомство с историей хутора Большой Должик.

Хутор Авилов и Большой Должик в годы Великой Отечественной войны. Ветераны Вов. Дети войны. Вклад односельчан в развитие Родионово-Несветайского района. Разнообразие народностей и их традиций. Встреча с интересными людьми. Ветераны труда – гордость нашего хутора. Бессмертны ваши подвиги, Герои-земляки! Наша гордость – участники СВО.

 

Виды деятельности:

Участие в беседе, разработка внеклассного мероприятия, изучение архивных документов, работа в школьном музее, участие в фестивале, беседа с гостями занятия, подготовка фотовыставки, работа над проектом.

 

Квест-экскурсия «Достопримечательности нашего хутора».

Фотовыставка «Живи, родной хутор!»

Изучение архивного материала школьного музея.

Работа над групповым проектом «Люди труда»

 

Раздел 4.  «Мой дом родной» (9 часов).

Моя родословная. Генеалогическое древо. Рассказы старых фотографий. Семья – первый трудовой коллектив. Трудовые династии хутора. Вклад семьи в развитие своего края. Великая Отечественная война в истории моей семьи. Семейные архивы. Семейные традиции и праздники. Школа- второй дом. Учителя- ветераны нашего хутора.

 

Виды деятельности:

Исследовательская деятельность, работа с семейным архивом, работа над проектом, посещение музеев, участие в экскурсии, беседа, составление рассказов. Посещение школьного музея «Память живёт», пополнение его экспонатами

 

Исследовательская работа «Мои корни».

Составление рассказа о каком - либо народе своего хутора, его национальных обычаях и традициях.

Работа с семейными архивными материалами.

Работа над индивидуальным проектом «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества»

Посещение школьного музея «Память живёт», пополнение его экспонатами.

 

Итоговое занятие (1 час).

Краеведческий квест «Уголок в большой России – милый сердцу край родной!»

 

Создание медиатеки лучших проектов внеурочного курса «Тихая моя Родина»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел III. Планируемые результаты освоения курса

 

Личностными результатами изучения курса внеурочной деятельности

«Тихая моя Родина» являются следующие:

- формировать основы российской гражданской идентичности;

воспитывать чувство гордости за достижения своих земляков;

- прививать уважительное отношение к своему селу, краю, их истории,

любви к родному селу, краю, своей семье;

- формировать гуманное отношение, толерантность к людям, независимо

от возраста, национальности, вероисповедания;

- понимать роль человека в обществе, принимать нормы нравственного

поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия с взрослыми и

сверстниками;

- формировать основы экологической культуры, понимать ценность любой

жизни, осваивать правила индивидуальной безопасной жизни с учетом

изменения среды обитания;

- умение объяснять, что связывает с семьей, друзьями, одноклассниками;

оказывать им эмоциональную поддержку и помощь в случаях затруднения;

- положительно относиться к школе, проявлять внимание, удивление,

желание больше узнать; освоить роль «хорошего ученика»;

- проявлять интерес к способам решения новой частной задачи;

- иметь представление о себе и своих возможностях;

 

Метапредметными результатами изучения курса внеурочной деятельности

«Тихая моя Родина» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель на занятии внеурочной деятельностью в диалоге с учителем и одноклассниками;

- обнаруживать и формулировать проблему в диалоге с учителем и

одноклассниками;

- выделять, фиксировать и проговаривать последовательность операций

предметного способа действия в диалоге с учителем и одноклассниками;

- высказывать свое предположение, предлагать способ его проверки;

- работать по инструкции, по плану, сначала предложенному учителем,

позже составленному в сотрудничестве и под руководством учителя, а затем и самостоятельно;

- определять совпадение, сходство и различие своих действий с

образцом, учиться отличать верно выполненное задание от неверного, учиться корректировать результаты своей деятельности;

- оценивать свою работу и работу одноклассников по критериям, вначале

заданным учителем, затем устанавливаемым в сотрудничестве с

одноклассниками;

- проводить пошаговый, пооперационный взаимоконтроль и

самоконтроль действий, состоящих из нескольких операций;

- совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную

оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать неизвестное от уже

известного в способе действия с помощью учителя и одноклассников;

- добывать новые знания: задавать вопросы, находить на них ответы,

используя справочный материал, свой жизненный опыт и информацию,

полученную на занятии, ИКТ-ресурсы;

- формировать основы смыслового чтения художественных и

познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов

разных видов перерабатывать полученную информацию: делать выводы в

результате совместной работы группы, всего класса, сравнивать и группировать предметы и их образы;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять

рассказ по результатам исследований, читать таблицы, диаграммы, подробно

пересказывать небольшие тексты, называть их тему.

Коммуникативные УУД:

- формулировать собственное мнение и позицию; оформлять свою мысль в

устной и письменной речи;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных

коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть

диалогической формой речи; строить понятные для партнера высказывания,

учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

- слушать и понимать речь других;

- задавать вопросы;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения,в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию

партнера в общении и взаимодействии;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- договариваться с одноклассниками и отвечать на их обращения в ходе

общеклассной дискуссии или групповой работы;

- работать в паре/группе по операциям, чередуя роли исполнителя и контролера, выполнять различные роли в группе.

Предметными результатами изучения курса внеурочной деятельности «Тихая моя Родина» является формирование следующих знаний и умений:

должны знать:

-  родословную своей семьи, происхождение своего имени и фамилии, семейных традиций;

- историю своей школы, своего города, края, различных культурных

учреждений хутора, области;

- основные краеведческие термины и понятия;

- значения официальных символов области;

- основные этапы и ключевые события из истории хутора;

- специфику географического положения и административно- территориального устройства хутора и области;

-  важнейшие достижения культуры и системы ценностей Несветая;

должны уметь:

-  рассказывать об истории своей семьи, происхождении своего имении фамилии, семейных традиций;

- рассказывать о важнейших событиях истории хутора;

- выделять, описывать и объяснять существенные признаки местных

достопримечательностей, памятников природы;

- работать с литературой и различными источниками, находить и анализировать информацию;

- правильно вести себя в школе, в коллективе учащихся;

- описывать традиции народов своей области;

-  составлять краткую характеристику родного хутора и области,

описывать флору и фауну, водные объекты;

- понимать свою личную сопричастность к жизни школы, хутора и области;

- экологически грамотно вести себя в природе;

- выполнять творческие и исследовательские проекты и защищать их.

 

Результативностью внеурочной деятельности является развитие и формирование личности обучающегося к непрерывному образованию по освоению универсальных учебных действий, творческому саморазвитию и самореализации   на основе:

ü создания коллективных и индивидуальных проектных продуктов различных форм (исследовательская работа, презентация, буклет, рукотворная книга, стенгазета, устный журнал, внеклассное мероприятие и др.);

ü участия в мероприятиях и конкурсах различного уровня;

ü пополнение школьного музея;

ü создание медиатеки проектных работ.

 

Ожидаемые результаты реализации программы – приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия:

§  опыта исследовательской деятельности;

§  опыта публичного выступления при защите проекта;

§  опыта охраны памятников истории и культуры;

§  опыта интервьюирования и проведения опроса общественного мнения;

§  опыта общения с участниками и очевидцами ВОВ;

§  опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками;

§  опыта общения с людьми разного возраста, заботы о них;

§  опыта актуализации краеведческой деятельности в социальном пространств

Раздел IV. Тематическое планирование курса внеурочной деятельности

«Тихая моя Родина»

Тема занятия

Форма проведения

Дата

План

Дата

Факт

ЭОР

1. «Мой край родной»                                                

 

1.

Ростовская область – субъект Российской Федерации.

Познавательная беседа с просмотром видеофрагментов

 

 

https://cloud.mail.ru/public/RHSy/AC9SSYJ6k

 

2.

 Ростов-на-Дону – столица нашей области.

Круглый стол

 

 

https://www.tutu.ru/geo/rossiya/rostov_on_don/article/sights/

3.

Важнейшие памятники истории и культуры Донской столицы.

Виртуальная экскурсия

 

 

http://azovlib.ru/index.php/2016-04-06-12-22-12/2016-06-27-12-48-30/2-uncategorised/2710-2019-06-06-11-30-44

 

4.

 Герои Донской земли.

Защита рефератов

 

 

http://azovlib.ru/index.php/2016-04-06-12-22-12/2016-06-27-12-48-30/2-uncategorised/2710-2019-06-06-11-30-44

5.

Святыни Донского края.

Круглый стол

 

 

 

6.

Донские святые.

Конференция

 

 

 

7.

Многообразие культур народов Дона.

Фестиваль культур

 

 

 

8.

 Быт и нравы донских казаков.

Виртуальное путешествие

 

 

https://znanio.ru/media/kultura-i-byt-donskogo-kazachestva-2498478

9.

 Проект «Достопримечательности Донской земли»

Защита проекта

 

 

 

2. «Моя Малая Родина»                                             

 

10.

История образования Родионово-Несветайского района.

Познавательная беседа с просмотром презентации

 

 

https://vk.com/wall66070228_193

 

11.

Великая Отечественная война в истории Родионово-Несветайского района.

лаборатория

 

 

войны.https://videouroki.net/razrabotki/issliedovatiel-skaia-rabota-14.html

 

https://infourok.ru/issledovatelskaya-rabota-po-teme-nash-kray-v-godi-voyni-1439968.html

12.

Современный Несветай. Мой любимый уголок природы.

Презентация работ, фотовыставка

 

 

https://vk.com/wall-89603762_852

 

https://vesti-nesvetay.ru/?p=12429

13.

Многообразие религий Родионово-Несветайского района.

Круглый стол

 

 

 

14.

Духовные святыни на территории Несветая.

Виртуальная экскурсия

 

 

https://rod-nesvetai.blagochin.ru/

 

https://ankol1.livejournal.com/65719.html

15.

Герои Несветая.

Публичная презентация

 

 

http://www.donvrem.dspl.ru/archPersonaliiArtText.aspx?pid=32&id=1059

https://vk.com/wall-89603762_32

16.

Проект «Гордость Несветая»

Защита проекта

 

 

 

3. «Мой хутор»                                                           

 

17.

Возникновение нашего хутора.

 Экскурсия в школьный музей

 

 

https://infourok.ru/issledovatelskaya-rabota-kraj-lyubimyj-kraj-rodnoj-5206507.html

https://dzen.ru/a/ZOhTloxGCjD2NYmq

18.

 Хутор Авилов и Большой Должик в годы Великой Отечественной войны.

Круглый стол

 

 

 

19.

 Вклад односельчан в развитие Родионово-Несветайского района. Люди труда.

Практическое занятие

 

 

 

20.

Разнообразие народностей и их традиций.

Мастерская

 

 

 

21.

 Встреча с интересными людьми.

Гостиная

 

 

 

22.

Ветераны труда – гордость нашего хутора.

Круглый стол/ защита рефератов

 

 

 

23.

 Наша гордость – участники СВО.

Познавательная беседа

 

 

 

24.

 Проект «Бессмертны ваши подвиги, Герои-земляки!»

Защита проекта

 

 

 

4. «Мой дом родной»                                                 

 

25.

Моя родословная

Мастерская

 

 

 

26.

 Рассказы старых фотографий

Литературная гостиная

 

 

 

27.

 Семья – первый трудовой коллектив

Лаборатория исследования

 

 

 

28.

Вклад семьи в развитие своего края.

Круглый стол

 

 

 

29.

 Великая Отечественная война в истории моей семьи.

Конференция

 

 

 

30.

 Семейные традиции и праздники.

Презентация

 

 

 

31.

Школа- второй дом.

Круглый стол

 

 

 

32.

Учителя- ветераны нашего хутора.

Поисковое исследование

 

 

 

33.

 Защита индивидуального проекта «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Малой Родины»

Защита проектов

 

 

 

5. Итоговый урок                                                       

 

34.

Краеведческий квест «Уголок в большой России – милый сердцу край родной!»

Квест, просмотр видеоролика «Мы - единая страна!»

 

 

 

 

 

 

Раздел V. Учебно-методическое и материально – техническое обеспечение программы

 

Технические средства обучения:

1) мультимедийный компьютер;

2) мультимедийный проектор;

3) экран;

4) интернет.

 

Цифровые образовательные ресурсы:

1. «Российская электронная школа» -  https://resh.edu.ru/special-course/1

2. Федеральный центр информационно-образовательных  ресурсов -  http://fcior.edu

3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов -  

 http://school-collection.edu

4. Электронная гуманитарная библиотека -www.gumfak.ru

5. Государственный музей истории религии - www.gmir.ru

6. Официальный сайт Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) -

http:// patriarchia. ru 

7. Отдел религиозного образования и катехизации РПЦ -  http://otdelro.ru

8. Федеральный портал Российское образование http://www.edu.ru/

– нормативные документы, программы элективных курсов.

 

Теоретические источники и интернет-ресурсы, использованные учителем для разработки программы и организации образовательного процесса.

 

1. Байбородова Л. В. Внеурочная деятельность сельских школьников // Народное образование. - 2013. - № 1. - С. 227-233.

2. Воспитание в современной школе: от программы к действиям. Методическое пособие / П. В. Степанов, Н. Л. Селиванова, В. В. Круглов, И. В. Степанова, И. С. Парфенова, И. Ю. Шустова, Е. О. Черкашин, М. Р. Мирошкина, Т. Н. Тихонова, Е. Ф. Добровольская, И. Н. Попова; под ред. П. В. Степанова. – М.: ФГБНУ «ИСРО РАО», 2020. – 119с. – (Серия: Примерная программа воспитания);

3. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический   конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 223с.

4. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение. – М.: Просвещение, 2012. – 86с.

5. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно -нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2011. – 24с.

6. Иванова Н.В. Языковой портфель как инструмент формирования социокультурной компетенции учащихся // Материалы международной научно-практической конференции “Поликультурное образование: проблемы социокультурной интеграции”, Новосибирск, 2004.

7. Казачий Дон: Очерки истории. В 2ч. /А.П.Скорик, Р.Г. Тикиджьян и др. -  Ростов-на-Дону: Изд-во обл. ИУУ, 1995.

8. Михалева (Бутенко) Л.П. Там, где осталось моё сердце. – Красный Сулин: Сулинполиграфсервис, 2021. -96 с, илл.

9. Михалева Л.П. «Царь-дерево» (История нашей родословной). – Красный Сулин: Сулинполиграфсервис, 2012. -104 с.

10. «Нравственные ценности и будущее человечества» - Материалы XXII Димитриевских образовательных чтений/ Московский Патриархат, Донская Митрополия, МО и ПО РО, Минкультуры РО – Ростов-на-Дону, 2018

11. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2011. – 192с.

12. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / под ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2011. – 111с.

13.  Проектная деятельность в основной и старшей школе / под ред. А.Б. Воронцова. – М.: Просвещение, 2012. – 192 с. 23.

14. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2011. – 159с.

15. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2011. – 59с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел VI. Приложения

1. Памятка по выполнению проектных работ

1. Проектная работа (проект) – это твоя самостоятельная творческая разработка. Выполняя его, привлекай в помощь родителей, друзей и других людей. Помни, что главное для тебя – развить твои творческие способности.
2. Работай  в следующем  порядке:
а) выбери с помощью родителей или учителя тему;
б) подбери информацию (книги, журналы, компьютерные программы и т.д.);
в) планируй  весь объем работы и организацию её выполнения с помощью учителя;
г) выполни теоретическую и практическую части проекта;
д) внеси коррективы (изменения) в теоретическую часть по результатам выполнения изделия;
е) напечатай (начерти или нарисуй) графическую часть проекта (схема, чертеж, таблицы);ж) подготовься к защите и оценке качества твоей работы, выполни для защиты демонстрационные наглядные материалы (например, презентация); з) защити проект.
3. Используй в работе справочную литературу: каталоги, словари, журналы, книги и т.п., а также материалы музеев и выставок; материалы сети Интернет
4. Старайся применять в работе современную технику: видеокамеру, компьютер, видео- и аудиотехнику, фотоаппараты, интернет.
5. Думай о том, как твоя работа пригодится тебе в будущем, старайся связать её с выбранной профессией.
6. Учитывай традиции и обычаи округа и города, в котором ты живешь.
7. Всегда помни об экологии родного города и своем здоровье.
8. Используй знания по любым предметам, а также свой бытовой опыт. Проявляя творчество, основывайся только на научных знаниях.
9. Не стесняйся по всем вопросам обращаться к руководителю проекта.

 

 

2. Критерии оценивания проекта обучающихся 8-9 классов

 

Критерий 1. Постановка цели проекта  (максимум 3 балла):

Цель не сформулирована

0

Цель сформулирована нечетко

1

Цель сформулирована, но не обоснована

2

Цель четко сформулирована и убедительно обоснована

3

Критерий 2. Планирование путей достижения цели проекта  (максимум 3 балла):

План отсутствует

0

Представленный план не ведет к достижению цели проекта

1

Представлен краткий план достижения цели проекта

2

Представлен развернутый план достижения цели проекта

3

 

Критерий 3. Глубина раскрытия темы проекта (максимум 3 балла)

Тема проекта не раскрыта

0

Тема проекта раскрыта фрагментарно (не все аспекты темы раскрыты в проекте)

1

Тема проекта раскрыта поверхностно (все аспекты темы упомянуты, но раскрыты неглубоко)

2

Тема проекта раскрыта полностью и исчерпывающе

3

Критерий 4. Разнообразие источников информации, целесообразность их использования (максимум 3 балла):

Использована неподходящая информация

0

Большая часть представленной информации не относится к теме работы

1

Работа содержит незначительный объем подходящей информации из ограниченного числа однотипных источников

2

Работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных источников

3

Критерий 5. Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе (максимум 3 балла):

Работа шаблонная, показывающая формальное отношение автора

0

Автор проявил незначительный интерес к теме проекта, но не продемонстрировал самостоятельности в работе, не использовал возможности творческого подхода

1

Работа самостоятельная, демонстрирующая серьезную заинтересованность автора, предпринята попытка представить личный взгляд на тему проекта, применены элементы творчества

2

Работа отличается творческим подходом, собственным оригинальным отношением автора к идее проекта

3

Критерий 6. Понимание содержания областей взаимодействия (максимум 4 балла):

Автор не указал область (области) взаимодействия

0

Автор указал область (области) взаимодействия, но не продемонстрировал их понимания

1

Автору удалось выявить неглубокую связь с заявленной областью (областями) взаимодействия

2

Автору удалось выявить неглубокую связь с заявленной областью (областями) взаимодействия на протяжении всего проекта

3

Удалось выявить и развить все имеющиеся связи с заявленной областью (областями) взаимодействия на протяжении всего проекта

4

Критерий 7. Соответствие требованиям оформления письменной части (максимум 3 балла):

Письменная часть проекта отсутствует

0

В письменной части работы отсутствуют установленные правилами порядок и четкая структура, допущены серьезные ошибки в оформлении

1

Предприняты попытки оформить работу в соответствии с установленными правилами, придать ей соответствующую структуру

2

Работа отличается четким и грамотным оформлением в точном соответствии с установленными правилами

3

Критерий 8. Качество проведения презентации (максимум 6 баллов):

Презентация не проведена

0

Внешний вид автора не соответствует требованиям проведения  презентации

1

Автор имеет подобающий внешний вид, но его речь не соответствует требованиям проведения презентации

2

Внешний вид и речь автора соответствуют требованиям проведения презентации, но он вышел за рамки регламента

3

Внешний вид и речь автора соответствуют требованиям проведения презентации, выступление не вышло за рамки регламента, но автор не владеет культурой общения с аудиторией

4

Внешний вид и речь автора соответствуют требованиям проведения презентации, выступление не вышло за рамки регламента, автор владеет культурой общения с аудиторией, но сама презентация не достаточно хорошо подготовлена

5

Внешний вид и речь автора соответствуют требованиям проведения презентации, выступление не вышло за рамки регламента, автор владеет культурой общения с аудиторией, презентация хорошо подготовлена, автору удалось заинтересовать аудиторию

6

Критерий 9. Качество проектного продукта (максимум 4 балла):

Проектный продукт отсутствует

0

Проектный продукт не соответствует требованиям качества (эстетика, удобство использования, соответствие заявленным целям)

1

Продукт не полностью соответствует требованиям качества

2

Продукт полностью соответствует требованиям качества (эстетичен, удобен в использовании, соответствует заявленным целям)

3

Продукт полностью соответствует требованиям качества (эстетичен, удобен в использовании, соответствует заявленным целям) и выполнен полностью самостоятельно

Максимальное количество баллов      32                                                                                                                                                            

4

 

3. Памятка «Основные этапы исследовательской работы»

 

1. Актуализация проблемы (выявить проблему и определить направление будущего исследования).

2. Определить сферы исследования (сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти).

3. Выбор темы исследования (попытаться как можно строже обозначить границы исследования)

4. Выработка гипотезы (разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные – провокационные идеи).

5. Выявление и систематизация подходов к решению (выбрать методы исследования).

6. Определить последовательность проведения исследования.

7. Сбор и обработка информации (зафиксировать полученные знания).

8. Анализ и обобщение полученных материалов (структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приемы).

9. Подготовка отчета (дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования).

10. Доклад (защитить результаты публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы).

 

4. Памятка «Примерный план исследовательской работы»

1. Вводная часть. Обоснование выбора темы:

·        ее актуальность, связь с настоящим, значимость в будущем, современные подходы к решению проблемы;

·        новые, современные подходы к решению проблемы;

·        наличие противоречивых точек зрения на проблему в науке и желание в них разобраться;

·        противоположность бытовых представлений и научных данных о заинтересовавшем факте истории;

·        личные мотивы и обстоятельства возникновения интереса к данной теме.

2. Основная часть:

·        суть проблемы или изложение объективных исторических сведений по теме работы;

·        критический обзор источников;

·        собственные сведения, версии, оценки.

3. Заключение:

·        основные выводы;

·        результаты и личная значимость проделанной работы;

·        перспективы продолжения работы над темой.

4. Список использованной литературы.

5. Приложения: документы, иллюстрации, таблицы, схемы и т. д. (по желанию)       

Авторская программа курса внеурочной деятельности «Тихая моя

Авторская программа курса внеурочной деятельности «Тихая моя

Содержание программы:

Содержание программы:

Раздел l. Пояснительная записка

Раздел l. Пояснительная записка

Общая характеристика курса внеурочной деятельности

Общая характеристика курса внеурочной деятельности

Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи навсегда остаются в памяти человека

Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи навсегда остаются в памяти человека

Перспективность программы предполагает расширение и углубление межпредметного взаимодействия в изучении предмета

Перспективность программы предполагает расширение и углубление межпредметного взаимодействия в изучении предмета

Родионово-Несветайского района, его округи, но и

Родионово-Несветайского района, его округи, но и

Программа предусматривает теоретические и практические занятия: 1) теоретические (беседы, лекции, доклады, викторины, самостоятельная работа)

Программа предусматривает теоретические и практические занятия: 1) теоретические (беседы, лекции, доклады, викторины, самостоятельная работа)

Форма подведения итогов курса : выпуск медийного сборника проектов «Тихая моя

Форма подведения итогов курса : выпуск медийного сборника проектов «Тихая моя

Раздел II . Содержание курса внеурочной деятельности

Раздел II . Содержание курса внеурочной деятельности

Конкурс фотографий «Моя Малая

Конкурс фотографий «Моя Малая

Посещение школьного музея «Память живёт», пополнение его экспонатами

Посещение школьного музея «Память живёт», пополнение его экспонатами

Раздел I I I . Планируемые результаты освоения курса

Раздел I I I . Планируемые результаты освоения курса

Познавательные УУД: - ориентироваться в своей системе знаний: отличать неизвестное от уже известного в способе действия с помощью учителя и одноклассников; - добывать новые знания:…

Познавательные УУД: - ориентироваться в своей системе знаний: отличать неизвестное от уже известного в способе действия с помощью учителя и одноклассников; - добывать новые знания:…

Несветая; должны уметь: - рассказывать об истории своей семьи, происхождении своего имении фамилии, семейных традиций; - рассказывать о важнейших событиях истории хутора; - выделять, описывать…

Несветая; должны уметь: - рассказывать об истории своей семьи, происхождении своего имении фамилии, семейных традиций; - рассказывать о важнейших событиях истории хутора; - выделять, описывать…

Современный Несветай. Мой любимый уголок природы

Современный Несветай. Мой любимый уголок природы

Наша гордость – участники СВО.

Наша гордость – участники СВО.

Раздел V . Учебно-методическое и материально – техническое обеспечение программы

Раздел V . Учебно-методическое и материально – техническое обеспечение программы

Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков

Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков

Раздел VI. Приложения 1. Памятка по выполнению проектных работ 1

Раздел VI. Приложения 1. Памятка по выполнению проектных работ 1

Критерий 3. Глубина раскрытия темы проекта (максимум 3 балла)

Критерий 3. Глубина раскрытия темы проекта (максимум 3 балла)

Работа отличается четким и грамотным оформлением в точном соответствии с установленными правилами 3

Работа отличается четким и грамотным оформлением в точном соответствии с установленными правилами 3

Выявление и систематизация подходов к решению (выбрать методы исследования)

Выявление и систематизация подходов к решению (выбрать методы исследования)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.05.2024