Авторская рабочая программа по курсу МХК 4 класс
Оценка 4.9

Авторская рабочая программа по курсу МХК 4 класс

Оценка 4.9
docx
17.03.2020
Авторская рабочая программа по курсу МХК 4 класс
4 кл МХК.docx

Пояснительная записка

Мировая художественная культура (МХК) – предмет сравнительно новый в российской системе образования. Приобщение школьников к шедеврам мировой художественной культуры – единый и непрерывный процесс, достаточно сложный для учеников, поэтому возникла необходимость создания программы «МХК в 4 классе». Она позволяет устанавливать преемственные связи предметов гуманитарно-художественного направления и подготавливает учащихся к изучению истории в 5-9 классах основной школы.

Программа «МХК в 4 классе» подготовлена с учетом требований Закона Российской Федерации «Об образовании», в котором определен принцип государственной политики в области образования – гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Она соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки  РФ № 373 от 6 октября 2009г.)

Программа «Мировая художественная культура в 4 классе» составлена в соответствии с Федеральным компонентом и иллюстрирует подход к оценке достижений учащихся, а также является отражением одной из содержательных линий национально-регионального компонента государственного стандарта «Художественная культура».

Цель:

изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения выдающихся художников - творцов.

Задачи:

·        формирование понятий о художественно-исторической эпохе, стиле и направлениях;

·        осознание роли и места Человека в художественной культуре на протяжении ее исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусств;

·        постижение знаний о многообразии и национальной самобытности культур различных народов мира;

·        освоение основных этапов развития отечественной художественной культуры как уникального и самобытного явления, имеющего непреходящее мировое значение;

·        помочь школьнику выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни, находить в них нравственную опору и духовно-ценностные ориентиры;

·        способствовать воспитанию художественного вкуса, развивать умение отличать истинные ценности от подделок и суррогатов массовой культуры;

·        пропагандировать здоровый образ жизни у младших школьников;

·        подготовка компетентного читателя, слушателя и зрителя, готового к заинтересованному диалогу с произведениями искусства;

·        создание оптимальных условий для живого, эмоционального общения школьников с произведениями искусства на внеклассных занятиях.

Место предмета в учебном плане.

Программа учитывает не только логические принципы тематической взаимосвязи материала, но и учебно-педагогические, связанные с возрастом учащихся, что влияет на распределение учебного времени по отдельным темам. Программа рассчитана на 34 часа (при 1 часе в неделю) в четвертом классе в соответствии с вариативной частью школьного компонента базисного учебного плана.

Содержание программы

Введение (2)

Знакомство с примерным содержанием программы.

Семь чудес света, история их создания.

Основные понятия: «искусство», «художник», «архитектура», «скульптура», «живопись», «театр» и др.

Самостоятельная работа в группах. Коллаж «Жанры искусства».

Искусство древнего мира (10)

Культура первобытной эпохи. Наскальные рисунки древних людей.

Верования древних египтян, их достижения в науке и культуре.

Архитектура, живопись, скульптура, вазопись, театр Древней Греции. Олимпийские игры. Мифы Древней Греции.

Культура Древнего Рима. История создания, скульптура, архитектура, живопись, гладиаторские бои. Картина К.Брюллова «Последний день Помпеи». Система воспитания в Древней Спарте.

Основные понятия: «иероглифы», «мифы», «гладиаторы», «Колизей», «легионер», «спартанец» и др.

Самостоятельная работа. Составление кроссворда «Мифы Древней Греции».

Учебный практикум. Обобщение по разделу.

Искусство средних веков (14)

Религии мира: христианство, ислам, буддизм. Библейские заповеди. Ядро учения Будды. Памятники исламской архитектуры и живописи. Произведения искусства византийской империи как источник возникновения древнерусского искусства. Эпоха средневековья, рыцарский мир. Культура и искусство Индии, Китая и Японии. Православная архитектура, иконопись. Московский Кремль – шедевр мировой культуры. Картина А.Иванова «Явление Христа народу».

Основные понятия: «религия», «христианство», «буддизм», «ислам», «готика», «хокку», «кимоно» и др..

Самостоятельная работа. Конкурс поделок и рисунков. Разработка вопросника учащимися.Учебный практикум. Обобщение по разделу.

Эпоха Возрождения (4)

Кардинальные изменения в истории европейской культуры, великие мастера Возрождения: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль Санти и их произведения, театр Шекспира. Живопись Рубенса и Рембрандта.

Основные понятия: «классицизм», «барокко», «сонет» и др..

Самостоятельная работа. Мини-сочинение «Глядя на портрет Мадонны…»

«Золотой век» русского искусства (4)

Город Санкт-Петербург – жемчужина русской культуры. Эрмитаж и Русский музей. Царское Село – загородная резиденция русских царей, Петергоф – «столица фонтанов». Архитектура, живопись XYIII века. Мастера портрета – Ф.Рокотов, Д.Левицкий, В.Боровиковский. Расцвет русской музыки и живописи в XIX веке. Передвижники, «Могучая кучка».

Основные понятия: «меценат», «романс», «галерея», «симфония» и др.

Самостоятельная работа. Подготовка и проведение заочной экскурсии (по выбору ученика). Учебный практикум. Обобщение по разделу.

В конце изучения каждого раздела проводится итоговое занятие – обобщение по разделу, обеспечивая повторение пройденного, закрепление и повторение знаний, полученных в данном разделе. Они позволяют подвести некоторые итоги и вызвать интерес учащихся к дальнейшему изучению курса. Мониторинг результатов образовательных достижений учащихся позволяет сделать следующие выводы: программа способствует развитию творческого воображения, эстетического восприятия действительности, художественных способностей учащихся, что приводит к развитию базовых представлений о взаимосвязи человека и конкретных культурно-исторических условий.

Требования к уровню усвоения материала

     Введение.

1. Области искусства.

2.Наследие мировой культуры. Семь чудес света.

Раздел II. Искусство древнего мира.

1.     Первобытное искусство.

2.     Искусство Древнего Египта. Архитектура, живопись, письменность.

3.     Искусство Древнего Египта. Тутанхамон и Нефертити.

4.     Искусство Древней Греции. Архитектура, живопись.

5.     Культура Древней Греции. Скульптура. Театр. Олимпийские игры.

6.     Мифы Древней Греции.

7.     Государство Древняя Спарта.

8.     Искусство Древнего Рима.

9.     Рассматривание картины К.Брюллова «Последний День Помпеи».

10. Обобщение по разделу «Искусство Древнего мира».

Раздел III. Искусство средних веков.

1.Религии мира. Христианство.

2.Рассматривание картины А.Иванова «Явление Христа Народу».

3..Религии мира. Ислам.

4.Религии мира. Буддизм.

5..Искусство Византии.

6.Средневековье. Готика.

7.Рыцарский мир.

8.Искуссто Индии.

9.Искусство Китая.

10.ИскусствоЯпонии.

11.Соборы Киева и Новгорода. Храмы Владимира.

12.Древнерусская иконопись. Андрей Рублев.

13.Прогулка по Московскому Кремлю.

14.Обобщение по разделу «Искусство средних веков».

Раздел IY. Эпоха Возрождения.

1.Возрождение. Микеланджело Буонаротти. Рафаэль Санти.

2.Леонардо да Винчи.

3.Театр Вильяма Шекспира.

4.Живопись Рубенса и Рембрандта.

Раздел Y. «Золотой век» русского искусства.

1.Прогулка по Санкт-Петербургу. Русский музей.

2.Русское искусство в XYIII веке. Классицизм. Мастера русского портрета.

3.Расцвет русской музыки и живописи. «Могучая кучка». Передвижники.

4.Обобщение по разделам: «Эпоха Возрождения», « «Золотой век» русского искусства».

Раздел IY. Эпоха Возрождения.

1.Возрождение. Микеланджело Буонаротти. Рафаэль Санти.

2.Леонардо да Винчи.

3.Театр Вильяма Шекспира.

4.Живопись Рубенса и Рембрандта.

Раздел Y. «Золотой век» русского искусства.

1.Прогулка по Санкт-Петербургу. Русский музей.

2.Русское искусство в XYIII веке. Классицизм. Мастера русского портрета.

3.Расцвет русской музыки и живописи. «Могучая кучка». Передвижники.

4.Обобщение по разделам: «Эпоха Возрождения», « «Золотой век» русского искусства».

Раздел

Кол-во часов

Мировая художественная культура (34 часа)

1.

Введение

2 часов

2.

Искусство древнего мира

 

10 часов

3.

Искусство средних веков

 

14 часов

4.

Эпоха Возрождения

 

4 часа

5.

«Золотой век» русского искусства

 

4 часа

Тематический план

 

Календарно тематическое планирование

Дата

Раздел, Тема

Количество часов

Примечание

теория

практика

Итого

Введение

1

 

Семь чудес света, история их создания

1

 

1

 

2

 

Виды и жанры искусства

0,5

0,5

1

 

3

 

Искусство древнего мира

0,5

0,5

1

 

4

 

Египтяне, их достижения в науке и культуре

1

 

1

 

5

 

Верования египтян. Знаки и символы.

 

1

1

 

6

 

Человек в изображении на папирусе

 

1

1

 

7

 

Древняя Греция. Театр

1

 

1

 

8

 

Мифы Древней Греции. Составление кроссворда

 

1

1

 

9

 

Культура Древнего Рима

1

 

1

 

10

 

Система воспитания в Древней Спарте

0,5

0,5

1

 

11

 

Картина К.Брюллова «Последний день Помпеи»

1

 

1

 

12

 

Учебный практикум. Самостоятельная работа

 

1

1

 

13

 

Искусство Средних веков

1

 

1

 

14

 

Религии мира: христианство, ислам, буддизм

1

 

1

 

15

 

Религии мира: памятники архитектуры и живописи

0,5

0,5

1

 

16

 

Произведения искусства византийской эпохи как источник возникновения древнерусского искусства

1

 

1

 

17

 

Эпоха Средневековья, рыцарский мир

1

 

1

 

18

 

Эпоха Средневековья, рыцарский мир

 

1

1

 

19

 

Культура Индии

1

 

1

 

20

 

Культура Японии и Китая. Азия. Восток

1

 

1

 

21

 

Православная архитектура, иконопись

1

 

1

 

22

 

Московский кремль – шедевр мировой культуры

 

1

1

 

23

 

Картина А. Иванова «Явление Христа народу»

1

 

1

 

24

 

Конкурс поделок и рисунков

 

1

1

 

25

 

Разработка вопросника. Обобщение по разделу

 

1

1

 

26

 

Великие мастера Эпохи Возрождения:  Леонардо да Винчи

1

 

1

 

27

 

Микеланджело, Рафаэль Санти и их произведения, театр Шекспира

1

 

1

 

28

 

Живопись Рубенса и Рембранта.

1

 

1

 

29

 

Мини – сочинение «Глядя на портрет Мадонны….»

 

1

1

 

30

 

Золотой век русского искусства. Город Санкт – Петербург – жемчужина русской культуры.

1

 

1

 

31

 

Царское село, Петергоф – «столица фонтанов»

1

 

1

 

32

 

Передвижники «Могучая кучка»

1

 

1

 

33

 

Мастера портрета -  Ф. Рокотов, Д. Левицкий, В. Боровиковский

0,5

0,5

1

 

34

 

Подготовка и проведение заочной экскурсии

 ( по выбору ученика)

 

1

1

 

 

 

Планируемые результаты освоения учебного курса.

Личностные: учебно-познавательный интерес к материалу; способность к самооценке.

Регулятивные: планировать цели и задачи деятельности, свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные: рационально организовывать рабочее место, правильно использовать инструменты, выполнять простейшие модели, приобретают навык работы с материалами и инструментами, осваивают приемы работы.

Коммуникативные: формулирование собственного мнения и позиции.

Ученик получит возможность научиться:

Занятие 1. Тема « Семь чудес света, история их создания»

Знакомство с программой курса «Мировая художественная культура».

Презентация «Семь чудес света».

Занятие 2. Тема «Виды и жанры искусства»

Основные понятия: искусство, художник, архитектура, скульптура, театр и

другие. Самостоятельная работа. Коллаж «Виды и жанры искусства»

Занятие 3. Тема «Искусство древнего мира»

Просмотр презентации. Рисунок « На скале»

Занятие 4. Тема «Египтяне, их достижения в науке и культуре»

Просмотр презентации. Создание графического рисунка « Пирамида».

Занятие 5. Тема «Верования египтян. Знаки и символы»

Просмотр презентации. Создание рисунка ювелирного украшения, с использованием символов и знаков древних египтян.

Занятие 6. Тема «Человек в изображении на папирусе»

Рассматриваем каноны, которыми пользовались египтяне. Изображаем две фигуры по канонам ого времени, украшаем стилизовано.

Занятие 7. Тема «Древняя Греция. Театр»

      Просмотр презентации. Создание рисунка маски.

Занятие 8. Тема «Мифы Древней Греции»

 

 


 

Пояснительная записка Мировая художественная культура (МХК) – предмет сравнительно новый в российской системе образования

Пояснительная записка Мировая художественная культура (МХК) – предмет сравнительно новый в российской системе образования

Место предмета в учебном плане

Место предмета в учебном плане

Самостоятельная работа. Конкурс поделок и рисунков

Самостоятельная работа. Конкурс поделок и рисунков

Искусство Древнего Рима. 2.

Искусство Древнего Рима. 2.

Обобщение по разделам: «Эпоха Возрождения», « «Золотой век» русского искусства»

Обобщение по разделам: «Эпоха Возрождения», « «Золотой век» русского искусства»

Виды и жанры искусства0,50,51 3Искусство древнего мира0,50,51 4Египтяне, их достижения в науке и культуре11 5Верования египтян

Виды и жанры искусства0,50,51 3Искусство древнего мира0,50,51 4Египтяне, их достижения в науке и культуре11 5Верования египтян

Великие мастера Эпохи Возрождения:

Великие мастера Эпохи Возрождения:

Основные понятия: искусство, художник, архитектура, скульптура, театр и другие

Основные понятия: искусство, художник, архитектура, скульптура, театр и другие
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.03.2020