Авторская рабочая программа по развитию речи «Техника «Сторителлинг» помощник в формировании читательской грамотности» для учащихся начальной школы
Оценка 4.6

Авторская рабочая программа по развитию речи «Техника «Сторителлинг» помощник в формировании читательской грамотности» для учащихся начальной школы

Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
чтение
1 кл—4 кл
01.06.2023
Авторская рабочая программа по развитию речи «Техника «Сторителлинг» помощник  в  формировании  читательской грамотности» для учащихся начальной школы
Авторская рабочая программа по формированию читательской грамотности
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по развитию речи.docx

Муниципальное общеобразовательное учреждение "Основная школа № 79 Красноармейского района Волгограда"

E-mail:[email protected] / sh7907@ramble.ru

 

                                                                                                                                                                                     Утверждаю                                                                                                                                                         Директор МОУ ОШ №79                                                                                                                                                         ___________В.А.Богомолов                                                                                                                                                        «01» сентября 2022г.

 

 

 

 

 

                Рабочая программа по развитию речи

                «Техника «Сторителлинг» помощник

                 в развитии читательской грамотности»

                  для учащихся начальной школы

 

 

 

                                                                                                         Составила:

Романова Лариса Викторовна

Учитель начальных классов

МОУ ОШ №79

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

Актуальность темы

Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.  Требуется от человека не шаблонные, привычные действия, а подвижность, гибкость мышления, быстрая ориентация и адаптация к новым условиям, творческий подход к решению больших и малых проблем.

         В Федеральном государственном образовательном стандарте четко указано, что «в ходе осуществления образовательного процесса современный человек должен не столько накапливать багаж знаний и умений, сколько приобретать способность самостоятельно и совместно с другими людьми ставить осмысленные цели, искать и продуцировать средства и способы решения проблем, т. е. становиться на деле самостоятельным, инициативным и креативным».

Согласно Федеральному государственному стандарту начального образования, одной из основных целей начальной ступени общего образования является развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к обучению, формирование желания и умения учиться. В связи с этим особенно остро встаёт вопрос о повышении качества учебного процесса на начальном этапе, о поиске новых, более эффективных методов и приёмов обучения в условиях, когда на первый план выдвигается становление личности учащегося, раскрытие его индивидуальных способностей, развитие умственной и творческой активности в процессе усвоения знаний. Одной из возможностей преодоления проблем в процессе обучения может стать использование техники "Сторителинг "с элементами ТРИЗ-технологий в начальной школе.

Программа способствует проявлению у ребенка самостоятельности, самореализации, воплощению его собственных идей, которые направлены на создание нового.

Учебный план рассчитан 3 года по 76 часов в каждом. Режим занятий: 2 раза в неделю. Продолжительность каждого занятия - 45мин.

Данная программа адаптирована к условиям школы и связана с учебными программами начального звена и внеурочной деятельностью по ФГОС, способствует  оптимальному и интенсивному развитию высших психических функций, таких, как память, мышление, восприятие, внимание. В программе учтены возрастные и индивидуальные психофизиологические особенности детей.

Цель данной программы -  развитие творческих, познавательных, коммуникативных, личностных, регулятивных   способностей ребенка, сделать процесс обучения   увлекательным и интересным.

Задачи:

-развитие продуктивности мышления

-развитие критичности умственных способностей (умение проанализировать возможные решения и выбрать наиболее соответствующее идеальному конечному результату (ИКР)

-обучение детей навыкам творческого мышления и управляемого воображения

- развитие у детей познавательных интересов

-формирование у ребенка стремление к размышлению и поиску

- развитие у учащихся коммуникативных навыков.

-формирование регулятивных процессов.

  Ожидаемые результаты 1-го года обучения:

Реализация данной программы ориентирована:

- на включение детей в постоянную поисковую деятельность

- усиление самостоятельной практической и творческой активности,

 - развитие навыков контроля и самоконтроля.

Ожидаемые результаты 2-го года обучения.

Реализация данной программы  2-го года обучения ориентирована:

 на развитие и совершенствование внимания, восприятия, воображения, различных видов памяти, мышления. Эти качества ребенка важны для формирования полноценной самостоятельной мыслящей личности.

Ожидаемые результаты 3-го года обучения.

Реализация данной программы 3-го года обучения ориентирована:

на повышение уровня общей образованности учащихся;

на формирование положительного отношения детей к учебному процессу;

  формирование изобретательских способностей – развитие наблюдательности, любознательности, пытливости мышления, сообразительности, активности, развитие у детей самостоятельности, уверенности в своих силах, ощущения, что они могут справиться с решением любой задачи.

 

                                       Содержание программы.

 

1.Учебно - тематическое планирование.1-й год обучения

 

№ п/п

Содержание занятий.

Теория

Практика

Всего

1-2

Что такое звуки и буквы. Их  отличие.

1 ч.

2 ч.

3-4

Слоги и их значение слове.

1ч.

2 ч.

5

Предложение.

1ч.

 

1 ч.

6

Критерии новизны.

1 ч.

 

1 ч.

7-8

Ассоциативные загадки.

1 ч.

1 ч.

2 ч.

9-11

Метафоры.

1 ч.

2 ч.

3 ч.

12-13

Тексты. Типы текстов.

1 ч.

1 ч.

2 ч.

14-16

Развитие ассоциативности. Обобщение.

1 ч.

2 ч.

3 ч.

17-19

Прием «Объединение».

1 ч.

2 ч.

3 ч.

20-22

Прием «Морфологический анализ».

1 ч.

2 ч.

3 ч.

23-25

Игры со словами.

1ч.

2 ч.

3 ч.

26-27

Конструктор игр.

1 ч.

1 ч.

2 ч.

28-30

Придумывание сказок.

1ч.

2 ч.

3 ч.

31-33

Прием «Морфологический анализ». Обобщение

1 ч.

2 ч.

3 ч.

34-36

Признаки объектов.

1 ч.

2 ч.

3 ч.

37-39

Действия объектов.

1 ч.

2 ч.

3 ч.

40-42

Фразеологизмы.

1 ч.

2 ч.

3 ч.

43-45

Приемы фантазирования Дж. Родари «Круги по воде».

1 ч.

2 ч.

3ч.

46-48

Приемы фантазирования Дж. Родари «Бином фантазии»

1 ч.

2 ч.

3 ч.

49-51

Прием «Что потом».

1 ч.

2 ч.

3 ч.

52-54

Прием  «Творческая ошибка»

1 ч.

2 ч.

3 ч.

55-58

Обобщение приемов фантазирования.

1ч.

3 ч.

4 ч.

59-61

Прием «Оживление».

1 ч.

2 ч.

3 ч.

62-64

Прием «Увеличение-уменьшение».

1 ч.

2ч.

3 ч.

65-67

Прием «Ускорение-замедление»

1 ч.

2 ч.

3 ч.

68-70

Метод Робинзона.

1 ч.

2 ч.

3 ч.

71-73

Обобщение приемов фантазирования

1 ч.

2 ч.

3 ч.

74-75

Сказки о животных

 

2 ч.

2 ч.

76

Итоги обучения

1 ч.

 

1 ч.

 

           2.Учебно-тематическое планирование 2-й год обучения

 

№ П. П.

             Содержание занятий.

Теория

Практика

Всего

1-2

« Вопрошанка»: стереотип мышления; четкость выражения мысли.

1 ч.

1ч.

2 ч.

3-4

Логически-поисковые задания. Антонимы.

1 ч.

1 ч.

2 ч.

5-6

«Составление предложения»,установление целостных: образов, связей, обобщений.

1 ч.

1 ч.

2 ч.

8-9

«Шнек аналогов», выделение свойства предметов: умение классифицировать по признакам.

1 ч.

1 ч.

2 ч.

10-11

Палиндром. « Поиск предметов по заданным функциям».

1 ч.

1 ч.

2 ч.

12-13

Синонимы. « Поиск предметов по заданным функциям».

1 ч.

1 ч.

2 ч.

14-15

«Выражение мысли», умение точно выражать свою мысль. Поиск закономерностей.

1  ч.

1 ч.

2 ч.

16-17

« Рассыпанное» предложение( слово).

1  ч.

1 ч.

2 ч.

18-19

Лишение объекта привычных функций и наделения новыми. Изобрази без предмета.

1 ч.

1 ч.

2 ч.

20-21

Трансформация загадок  в сказки.

1 ч.

1 ч.

2 ч.

22-23

Развитие быстроты реакции, мышления.

1 ч.

1 ч.

2 ч.

24-25

Развитие концентрации внимания. Логически-поисковые задания.

1 ч.

1 ч.

2 ч.

36-27

Тренировка внимания. Нестандартные задачи.

1 ч.

1 ч.

2 ч.

28-29

Тренировка слуховой памяти. Логически-поисковые задания.

1  ч.

1 ч.

2 ч.

30-31

Тренировка зрительной памяти. Логически-поисковые задания.

1 ч.

1 ч.

2 ч.

32-33

Приём «Шиворот на выворот».

1  ч.

1 ч.

2 ч.

34-35

Игра «Ассоциации».

1 ч.

1 ч.

2 ч.

36-37

Развитие концентрации внимания. Логически-поисковые задания.

1 ч.

1 ч.

2 ч.

38-39

Психорисование - умение понять замысел другого.

1 ч.

1 ч.

2 ч.

40-41

Тренировка слуховой памяти. Нестандартные задачи.

1 ч.

1 ч.

2 ч.

42-43

Символическая аналогия. Тренировка зрительной памяти.

1 ч.

1 ч.

2 ч.

44-45

Развитие пространственного воображения.

1 ч.

1 ч.

2 ч.

46-47

Совершенствование воображения.

1 ч.

1 ч.

2 ч.

48-49

Использование чувств человека, как  ресурс, для решения задач.

1 ч.

1 ч.

2 ч.

50-51

Тренировка внимания. Поиск закономерностей.

1 ч.

1 ч.

2 ч.

52-53

Тренировка слуховой памяти. Нестандартные задачи.

1 ч.

1 ч.

2 ч.

54-55

Поиск закономерностей.

1  ч.

1 ч.

2 ч.

56-57

Совершенствование воображения.

1 ч.

1 ч.

2 ч.

58-59

Развитие быстроты реакции мышления.

1  ч.

1 ч.

2 ч.

60-61

 

Развитие концентрации внимания. Логически-поисковые задания.

1 ч.

 

1 ч.

 

2 ч.

 

62-63

 

Тренировка внимания. Нестандартные задачи.

 

 

1 ч.

 

1 ч.

 

2 ч.

64-65

 

Тренировка слуховой памяти. Логически-поисковые задания.

1 ч.

 

1ч.

 

2 ч.

 

 

67-68

 

 

Тренировка зрительной памяти.

 

 

1 ч.

 

 

1 ч.

 

 

2 ч.

 

69-70

 

Нестандартные задачи.

Поиск закономерностей.

1 ч.

 

1 ч.

 

2 ч.

 

72-72

Совершенствование воображения.

1 ч.

1 ч.

2 ч.

74-75

 

Развитие пространственного воображения

 

1 ч.

 

1ч.

 

2 ч.

 

76

 

Выявления уровня развития познавательных процессов

 

 

1 ч.

1 ч.

Итого:

 

76 ч.

 

 

 

                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                     Учебно-тематическое планирование-3-й год обучения

 

№ п/п

Содержание материала

Теория

Практика

Всего

1.

Путешествуем вместе с другом. Увлекательнейшее место в нашем городе. (выбор метода, выбор идеи, шаги методики)

Рисунок или рассказ, дополняющий идею

1 час

1 ч

2.

Шкала фантазия. Анкетирование ( новизна, убедительность, человековедческая ценность, художественная ценность, субъективная оценка) Оценивание своих работ и     работ соседа. Умение сравнивать, анализировать, делать выводы, рассуждать.

1 час

2 ч

3.

Противоположности.

1 час

2 ч

4.

 Что такое идеальность?

1 час

2 ч

5.

 Что такое ресурсы.

1 час

2 ч

6.

Приемы разрешения противоречий разделение противоречивых свойств в пространстве

1 час

2 ч

7.

Приемы разрешения противоречий продолжение

Разделение противоречивых свойств во времени

1 час

2 ч

13

Учимся интез задач. Дополните ваши задачи необходимой информацией

1 час

2 ч

17

Методика придумывания пословиц

1 час

2 ч

18

Методика придумывания загадок

1 час

2 ч

19

Методика сочинения сказок

1 час

2 ч

20

 Увеличить-уменьшить.

1 час

2 ч

21

Что хорошо, что плохо.

1 час

2 ч

22

Наоборот.

1 час

2 ч

23

 Ускорение-замедление

1 час

2 ч

24

 Составление метафор

1 час

2 ч

25

 Составление творческих рассказов по картинке.

 

2 ч

26

 Морфологический анализ произведений.

 

1 ч

1 ч

27

Подведение итогов

1 час

 

 

 

Выделяю три уровня сложности содержания системы творческих заданий.

 

Задания III (начального) уровня сложности предъявляются учащимся первого и второго класса. В качестве объекта на этом уровне выступает конкретный предмет, явление или ресурс человека. Творческие задания этого уровня содержат проблемный вопрос или проблемную ситуацию, предполагают применение метода перебора вариантов или эвристических методов творчества и предназначены для развития творческой интуиции и пространственного продуктивного воображения.

Задания II уровня сложности находятся на ступеньку ниже и направлены на развитие основ системного мышления, продуктивного воображения, преимущественно алгоритмических методов творчества. Под объектом в заданиях данного уровня выступает понятие "система", а также ресурсы систем. Они представлены в виде расплывчатой проблемной ситуации или содержат противоречия в явной форме. Цель заданий данного типа - развитие основ системного мышления учащихся.

Задания I (высшего, высокого, продвинутого) уровня сложности. Это открытые задачи из различных областей знания, содержащие скрытые противоречия. Задания такого типа предлагаются учащимся третьего и четвертого года обучения. Они направлены на развитие основ диалектического мышления, управляемого воображения, осознанного применения алгоритмических и эвристических методов творчества.

 

Функции методов творчества на различных уровнях системы

творческих заданий

 

Уровень системы творческих заданий

Методы выполнения творческих заданий

Функции метода

III уровень

Перебор вариантов

Наиболее примитивный метод решения творческих задач, не входящий в число методов РТВ. Его использование на начальном уровне обучения способствует развитию умений организации поисковой деятельности, накоплению опыта организации собственной творческой деятельности учащихся, актуализирует накопленный опыт учащихся

 

Метод фокальных объектов

Развивает умения подбирать нетипичные свойства к объекту, представлять и объяснять практическое назначение необычных свойств, используя элементы фантазирования, преодолевать психологическую инерцию в процессе преобразования свойств объектов

 

Морфологический анализ

Развивает умение генерировать большое количество вариантов ответов в рамках заданной темы Развивает комбинаторные умения Производит оценку идей и детализирует наиболее удачные

 

 

Способствует развитию умения генерации идей в рамках заданной темы Развивает умения планирования творческой деятельности Способствует организации поисковой деятельности

 

Дихотомия

Развивает умения выделять различные признаки объектов, производить группировку объектов ситуаций, явлений по выявленным характеристикам, осуществлять классификации объектов по различным основаниям, выбирать основания для классификации в зависимости от цели и конкретной ситуации позволяет сужать поле поиска, развивает умения ориентироваться в пространстве, анализировать ситуации

 

Синектика

Развивает умения рассматривать объекты, ситуации, явления с различных точек зрения, менять точку зрения на обычные объекты с помощью заданных педагогом условий

II уровень

Типовые приемы фантазирования

Развивают умения качественно, системно генерировать идеи; делать фантастические преобразования как самого объекта, так и его свойств, составляющих (подсистемы), либо места функционирования, обитания (надсистемы) с помощью приема, заданного педагогом или выбранного самим учащимся

 

Моделирование

Развивает умения школьников рассматривать объект “изнутри” Расширяет возможности учащихся в управлении поисковой деятельностью, способствует стремлению самостоятельно объяснять ситуации, явления.

 

Группа методов “Преодоление психологической инерции”

Развивает умения учащихся быстро находить оригинальные решения. Позволяет учащимся изменять точку зрения на объекты, ситуации, явления в зависимости от условий. Развивает умения рассматривать объекты средствами изменения его количественных и качественных характеристик

 

Системный оператор

Развивает умения учащихся рассматривать объекты, ситуации, явления помощью алгоритма системного мышления Позволяет учащимся рассматривать объекты как системы. Развивает умения устанавливать причинно-следственные связи. Побуждает учащихся прогнозировать развитие объекта и его функции

 

Ресурсный подход

Побуждает учащихся совершенствовать системы с помощью внутренних и внешних ресурсов, получать оригинальные решения, близкие к идеальности

I уровень

Закономерности развития систем

Развивает умение учащихся целенаправленно совершенствовать системы по направлению к идеальному конечному результату. Позволяет управлять творческими процессами. Развивает умение рассматривать системы в развитии.Повышает эффективность прогнозирования

 

Адаптированный алгоритм решения изобретательских задач

Развивает умение выделять противоречивые свойства. Развивает умение планировать творческую деятельность. Позволяет организовать эффективный поиск решения. Способствует выполнению задания на качественно новом уровне.

 

Приемы разрешения противоречия

Способствуют развитию умений выделять противоречивые свойства. Развивают умение рассматривать объекты в противоречиях.  Развивают умения разделять противоречивые свойства в пространстве и во времени.

 

Типовые приемы устранения противоречий

Повышают эффективность поисковой деятельности.  Развивают умение качественной генерации идей. Развивают умение разрешать противоречия

Чтобы накапливать творческий опыт, ученик обязательно должен осознавать (рефлексировать) процесс выполнения творческих заданий.

Под рефлексивными действиями понимаю:

готовность и способность учащихся творчески осмысливать и преодолевать проблемные ситуации;

умения обретать новый смысл и ценности;

умения ставить и решать нестандартные задачи в условиях коллективной и индивидуальной деятельности;

умения адаптироваться в непривычных межличностных системах отношений.

 

Система критериев развития креативных способностей младших школьников

Критерии

Показатели критерия

Методы определения показателей

Творческое мышление

Беглость 
Оригинальность 
Разработанность 
Сопротивление замыканию 
Абстрактность названия

Тестирование по методике Е.Торренса

 

 

Тестирование по методике С.И.Гин

Творческое воображение

Продуктивность 
Умение работать с образами в пространстве

Тестирование по методике Е.Е.Туник, анализ творческой деятельности учащихся по шкале “Фантазия” Г.С.Альтшуллера

 

Управляемость

Анализ творческой деятельности учащихся

Применение методов творчества

Использование эвристических и алгоритмических методов творчества

Анализ творческой деятельности учащихся

 

 

Для оценки полученных результатов выделяю три уровня развития креативных способностей: I - низкий, II - средний, III - высокий. Оценка уровня каждого ученика осуществляется по трем критериям: творческое мышление, творческое воображение, уровень творчества, каждому из которых сопоставлено определенное количество баллов.

Сочетание форм организации при выполнении творческого задания

 

Этапы выполнения задания

Формы организации

Возможности форм организации при выполнении творческих заданий

1

2

3

1. Постановка Задачи

Индивидуальная

Позволяет активизировать личный опыт учащегося, развивает умение самостоятельно выделить конкретную задачу для решения.

 

Групповая

Представляет совместный взгляд членов группы на поставленную ситуацию. Развивает умение согласовывать свою точку зрения с мнением товарищей. Развивает умение выслушивать и анализировать предлагаемые участниками группы направления поиска.

 

Коллективная

Позволяет обмениваться опытом определения направления поиска. Расширяет возможности учащихся анализировать сложившуюся ситуацию. Представляет различные точки зрения на уровень представленной ситуации.

2.Сбор необходимой информации

Индивидуальная

Развивает исследовательские умения учащихся по организации поиска необходимой информации (классификационные умения, умение сужать поле поиска, выделять существенные признаки)

 

Групповая

Развивает умения распределять функции и роли между участниками группы, планировать деятельность, определять меру ответственности участников группы.

 

Коллективная

Расширяет индивидуальный опыт по рассматриваемой проблеме через обмен необходимой информацией между учащимися. Развивает умение совместной организации поисковой деятельности учащихся. Выявляет собственные организационные возможности учеников.

3. Решение

Индивидуальная

Позволяет самостоятельно использовать освоенные методы, реализовать опыт творческой деятельности, предложить собственную версию решения задачи.

 

Групповая

Позволяет освоить способ выполнения задания в совместной деятельности. Развивает умения планировать решение задачи в соответствии с выбранным методом, распределять функции между участниками группы, совместно обсуждать ход решения задачи, отстаивать личную позицию.

 

Коллективная

Позволяет обмениваться опытом применения методов творчества при выполнении задания. Расширяет возможности учащихся в выборе оптимального из множества предложенных способов решения задачи.

4.Анализ творческого продукта

Индивидуальная

Вырабатывает умение самоанализа. Позволяет демонстрировать и защищать полученный творческий продукт.

 

Групповая

Позволяет демонстрировать совместный продукт, полученный группой. Развивает умения оценивать уровень выполнения творческого задания, сопоставлять собственные результаты с результатами работы других групп.

 

Коллективная

Позволяет сопоставить субъективные результаты выполнения задания учащимися и определить объективный уровень полученного результата (на фоне класса).

 

 

 

 

Тематика родительских собраний в 1 классе

 

Дата

Тема

I полугодие

Развитие творческих способностей школьников как одно из приоритетных направлений современного образования

II полугодие

Организация творческой деятельности учащихся начальной школы

Тематика родительских собраний во 2 классе

 

Дата

Тема

I полугодие

Концепции развития творческих способностей школьников

II полугодие

Качества творческой личности

 

                           Тематика родительских собраний во 3 классе

 

Дата

Тема

I полугодие

Организация исследовательской деятельности младшего школьника

II полугодие

Творческие традиции в школе и дома

 

 

Тематика родительских собраний во 4 классе

 

Дата

Тема

I полугодие

Развитие творческого воображения и творческого мышления младшего школьника

II полугодие

Творческие олимпиады и конкурсы: краткий обзор

 

Методическое обеспечение:

Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной. С каждым занятием задания усложняются: увеличивается объем материала, сложнее становятся предлагаемые рисунки.

Методологическую основу 1-го года обучения данной программы составляют приемы развития творческого воображения (по С. И. ГИН). Основной идеей (С. И. Гин) является: обучение детей навыкам творческого мышления и управляемого воображения.

Методологическую основу 2-го года обучения данной программы составляют методы и приемы (по Холодовой О.А.), ориентированные на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, а также познавательной активности детей.

  Методологическую основу 3-го года обучения составляет  разработанная и опробованная "Программа курса развития творческого воображения для начальной школы".(Рубиной Н.В.) Управляемая фантазия позволяет человеку быстрее и проще адаптироваться к быстро изменяющимся условиям.

При отборе содержания и организации образовательного процесса опиралась на принципы:

- природосообразности

-научности

-доступности

-принцип комплексности

-принцип деятельного подхода

Форма реализации программы и организации учебных занятий – групповая, индивидуальная, коллективная.

Формами организации учебных занятий в данном курсе выделяются:

- творческие мастерские

- дидактические и сюжетно – ролевые игры

- экскурсии, наблюдения;

Содержание программы 1-го года обучения

1.     Понятие о фантазировании.

Основная мысль: фантазированию можно научиться. На первом уроке дети вместе с учителем переделывают в рассказ известную сказку. Например: Снесла курочка яичко. И была у деда с бабой вкусная яичница на завтрак.

На втором уроке. Примерное содержание работы:

-дорисуй фигуры и подпиши, что получилось

-сочини сказку про школьную принадлежность

-нарисуй фантастическое животное

2. Понятие о психологической инерции.

Основная мысль: для того, чтобы интересно придумывать, надо бороться с психологической инерцией. Учитель дает задачу- ситуацию, дети должны отгадать ее, задавая вопросы, на которые можно ответить только да или нет(Да-Нет).

3. Развитие ассоциативности. Критерии новизны.

Основная мысль: существуют приемы придумывания того, на что похожи рисунки и предметы. На доске изображается схематичный рисунок. Высказываются варианты, на что это похоже. Варианты записываются в столбик. Предлагается назвать 3-4 любых объекта, как можно более разнообразных и непохожих на данный рисунок (записываются во второй столбик). Нужно доказать, что рисунок похож на каждый из перечисленных объектов (указать, чем похож). Сравниваются варианты слов из 1 и 2 столбиков: где решение более интересно и почему.

4. Ассоциативные загадки.

Основная мысль: можно придумывать загадки, описывая, на что похож предмет. Выбрать объект. Заполнить левую часть таблицы, ответив на вопрос: На что похоже?(всего3-4 сравнения). Заполнить правую часть таблицы: Чем отличается? Вставить слова-связки «как», «но не». Прочитать готовую загадку . Например: Что это: как забор, но не перелезть; как пила, но не пилит; как трава, но не растет?

5. Метафоры.

Основная мысль: существуют правила придумывания метафор. Последовательность сочинения метафор:

-Что? (выбрать объект)

-Что делает?  (название действия объекта).

-На что похоже?( выбрать другой объект, совершающий такое же действие).

- Где? ( назвать место, где находится один объект или происходит его действие).

-Глагол 4 + сущ. 3 = метафора

6. Значение ассоциативности.

 Основная мысль: использование ассоциаций помогает лучше запоминать. С помощью ассоциаций можно легко запоминать словарные слова. Для этого необходимо исходное слово связать с графическим образом буквы. Которую надо запоминать.

7. Развитие ассоциативности. Обобщение.

Содержание заданий составляет изученный материал.

8. Прием «Объединение».

Основная мысль: для придумывания необычных животных можно использовать прием «объединение».

9. Прием «Морфологический анализ».

Последовательность работы:

-выбрать объект

- заполнить левую часть таблицы «части»

-заполнить правую часть таблицы- «варианты частей»

-создать новые объекты комбинаций различных вариантов.

10. Игры со словами. Основная мысль: анализ структуры слова позволяет играть с ним. Выполняется упражнение» Имена в числах и словах». Работа в группе « Почему не говорят?»

11. Конструктор игр.

Основная мысль: при помощи «Морфологический анализ» можно придумывать новые игры.  Игра : «что, с кем , где, когда…». Учитель называет вопрос, дети записывают ответ на него, после чего загибают верхний  край листа  от себя таким образом, чтобы закрыть записанное слово и передает листок другому. После завершения работы листок разворачивается и читается то. Что получилось. Интересно.

12. Придумывание сказок.

Основная мысль: при помощи приема «Морфологический анализ» можно придумывать сказки. Разъясняется структура сказки, характерные признаки сказки( герои, злодеи, цель, волшебные предметы, волшебство, превращения, место действия).

13. Признаки объектов.

Основная мысль: Можно сочинять загадки, описывая признаки объекта.

Последовательность сочинения:

-выбрать объект

-заполнить левую часть таблицы, ответив на вопрос  «Какой?»

-Заполнить правую часть таблицы: « Что такое же?»

- Вставить слова-связки «…но не…»

- прочитать готовую загадку

14. Действия объектов.

Основная мысль: можно сочинять загадки и нелепицы, описывая действия предмета.

Последовательность сочинения:

-выбрать объект

-заполнить левую часть таблицы, какие действия он выполняет

-Заполнить правую часть таблицы, какие еще объекты выполняют такие же действмя.

- Вставить слова-связки «…но не…»

- прочитать готовую загадку

15. Метод фокальных объектов.

Основная мысль: можно придумывать новое. Используя метод фокальных объектов.

Последовательность работы:

-Выбрать предмет для усовершенствования.

-назвать 3-4 любых ( случайных) объекта, как можно более далеких по смыслу.

-Придумать признаки и действия случайных объектов

-перенести свойства случайных объектов на фокальный объект

-развитие идеи ( н-р: горячая доска- доска батарея для обогревания класса)

16.Приемы фантазирования «Круги по воде»

-выбрать слово «камень» из 5-6 букв, не содержащие й,ы,ь,ъ

-записать все буквы слова на доске, затем рядом с данной буквой написать сущ. Составить рассказ с этими словами.

17. Приемы фантазирования «Произвольная приставка».

Два ученика на доске записывают по одному слову так, чтобы не видеть то, что  пишет другой. Один на вопрос – кто?, другой –что? При помощи различных предлогов составляются словосочетания – развитие темы- сочинение с соответствующим названием.

18. Прием «Что потом».

Можно научиться придумывать продолжение сказок.

19. Прием «Творческая ошибка».

Можно использовать ошибки в словах для придумывания сказки. Для образца можно использовать сказку Б. Заходера «Кит и кот».

20. Обобщение приемов фантазирования.

21. Прием «Оживление».

Что думают предметы? Нужно от лица этих предметов, прочитав их мысли, ответить на вопросы: « Что я люблю? С кем я дружу? Чего я не люблю?  О чем мечтаю?» … Угадать по вопросам объект.

22. Прием « Увеличение – уменьшение».

Использование приемов фантазирования, связанных с изменением количества свойств объекта.

23.Прием « Ускорение-замедление».

Использование приемов фантазирования, связанных с  преобразованием времени.

24. Метод Робинзона.

При фантазировании можно использовать ресурсы. Как решили бы современные  Робинзоны, если бы оказались на необитаемом острове с теми предметами, которые лежат на парте, в портфелях?...

25.Обобщение приемов фантазирования.

26. Сказки про животных.

Можно научиться придумывать сказки про особенности животных.

27. Итоги обучения.

Деятельность по реализации системы творческих заданий представлена четырьмя направлениями, ориентированными на;

1) познание объектов, ситуаций, явлений;

2) создание новых объектов, ситуаций, явлений;

3) преобразование объектов, ситуаций, явлений;

4) использование объектов, ситуаций, явлений в новом качестве.

Остановимся на основных моментах реализации выделенных направлений на различных уровнях сложности.

“ТРИЗ ” реализовался в следующих направлениях.

Познание”.

Реализация первого направления работы предполагает выполнение учащимися творческих заданий, ориентированных на познание объектов, ситуаций, явлений с целью накопления опыта творческой деятельности. Они представлены следующими тематическими сериями: “ Да- Нетки”, “Признаки”, “Природный мир”, “Технический мир”, ”Организм человека”, “Театральная”, ”Фантастические сюжеты”, “Что такое хорошо?” Эти задания предполагают применение методов дихотомии, контрольных вопросов, отдельных приемов фантазирования.

“Преобразование объектов”

Для создания опыта творческой деятельности учащимся предлагалось выполнить следующие задания по преобразованию объектов, ситуаций, явлений:

“ Вездеход на Марсе”;

“ Задача об укладке фруктов”;

“ Задача о сушке пороха”;

“ Задача об отделении микроба”;

“Придумай этикетку для бутылочки с ядом” и др.;

В результате выполнения у учеников расширились возможности преобразования объектов, ситуаций, явлений путем изменения внутрисистемных связей, замены системных свойств, выявления дополнительных ресурсов систем.

“ Использование в новом качестве”

Особенностью организации работы над творческими заданиями является использование ресурсного подхода в комплексе с ранее использованными методами. Учащимися выполняются следующие творческие задания:

“ Найди применение открытию древних в наши дни”;

“ Павианы и мандарины”;

“Задача о рекламном трюке”;

“ Задача о первых людях на Луне”;

Серии заданий “Проблемы третьего тысячелетия”;

“Вини - Пух решает вслух”;

“Создание нового”

При реализации второго направления учащимися выполняются творческие задания, ориентированные на создание нового:

“ Моя визитка”;

“ Составь загадку”;

“ Придумайте свой цвет ( форму, материал, признак )”;

“ Изобрази свою память”;

“Придумай сказку ( историю) о……..”;

“ Придумай новый воздушный шарик (обувь, одежду)”;

“ Придумай телефон для глухих” и др.

 

         Для выполнения этих заданий мы использовали отдельные приемы фантазирования (дробление, объединение, смещение во времени, увеличение, уменьшение, наоборот) и методов активизации мышления – синектики, метода фокальных объектов, морфологического анализа, контрольных вопросов. Освоение методов происходило преимущественно в групповой деятельности с последующим коллективным обсуждением.

Содержание программы. 2-й год обучения.

Второй год обучения сориентирован на развитие познавательных способностей. Методы и приемы на занятиях направлены на развитие у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, снижается тревожность и необоснованное беспокойство. Задания носят обучающий и развивающий характер.

Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет работу сделать динамичной, насыщенной и менее утомительной.

С каждым занятием задания усложняются: увеличивается объем материала, наращивается темп выполнения заданий, сложнее становятся предлагаемые рисунки.

Система представленных на занятиях по РПС задач и упражнений позволяет решать все три аспекта цели: познавательный, развивающий, воспитывающий.

Познавательный аспект:

Развитие различных видов памяти, внимания, воображения.

Развитие общеучебных умений и навыков.

Формирование способности находить необычные способы достижения требуемого результата.

Развивающий аспект:

Развитие речи.

Развитие мыслительных способностей.

Развитие сенсорной сферы.

Развитие двигательной сферы.

Воспитывающий аспект:

Воспитание системы нравственных межличностных отношений (формировать «Я-концепцию»)

Модель занятия.

«Мозговая гимнастика»-2мин.

Разминка-3-5 мин.

Тренировка психических механизмов 10 мин.

Упражнения для снятия глазного напряжения.-2 мин.

Логические поисковые задания.-10 мин.

Веселая переменка -3 мин.

Выдумать историю на различные темы -10-15 мин.

Ожидаемые результаты 2-го года обучения.

Реализация данной программы ориентирована на развитие и совершенствование внимания, восприятия, воображения, различных видов памяти, мышления. Эти качества ребенка важны для формирования полноценной самостоятельной мыслящей личности.

Методическое обеспечение:

Тема: Сочинение загадок по признакам.

Цель: развитие творческих способностей ребенка

Задачи:- научить ребенка сочинять загадки по признакам

             -развитие наблюдательности, концентрации внимания, умения обобщать знания.

              - развитие коммуникативных качеств ребенка.

Оборудование: тетради, карточки, презентация.

                                              План урока.

Игра «Да-нет»(кот)(4 мин)

Это - удивительное домашнее животное. А как оно может удивлять? (ответы детей, из их наблюдений)(3 мин)

Показ ролика про кота (Мурка).(1 мин)

Задание: Попробуем замечать и снимать все то, что поражает  и собирать под рубрикой  «Удивительное рядом»(1 мин)

Какими качествами обладает это животное? Зависит от характера, но упрямое животное, самолюбивое, обидчивое, игривое, преданное. Характер кошек свободолюбивый, и это практически единственные животные, которые не потеряли диких инстинктов в неволе, и ведут себя независимо и свободно. Как говорится в поговорке: «Собака любит хозяина, а кошка позволяет ему любить себя».

1.                 Игры со словами.

К                  О                   Т

Каша            Огонь           Тень

Кит               олень            ткань

Камень         осень             тюлень

Задание: составить из слов каждой строчки предложения.

На ткани было изображение кита и оленя.

Осенью тюлень любит отдыхать на камне.

В тени кустов прохожие обнаружили костер, где на огне варилась каша.

3.Или Игра«Цепочка»(5 мин)

Учитель бросает ученику мяч и называет любое слово(существительное). Ученик возвращает мяч, называя признак данного объекта(прилагательное). Учитель придумывает другой объект, обладающий таким \же признаком, и бросает мяч другому ученику. Этот ученик называет новый признак и возвращает мяч и т, д.

Например: облако-белое-вата-мягкая-трава-гладкая-бумага-легкая-задача-длинная-веревка-мокрая-земля-грязная-одежда-дорогая-ваза-стеклянная и т. д.

4.Сочинение загадок. (7-10 мин)

С помощью признаков можно придумывать загадки.

(на доске заранее таблица)

Какой?                                             Что такое же?

Выбрать объект.

Заполнить левую часть таблицы.

Заполнить правую часть таблицы.

Вставить слова связки(….но не…)

Прочитать готовую загадку.

5.Работа в группах по сочинению загадок. (10-12 мин.)

Велосипед, молния, зуб, муха, клоун,

2.     Подведение итогов (2 мин)

Содержание программы. 3-й год обучения.

Цель работы:

Развитие внимания, воображения, логического мышления учащихся.

Третий год обучения ставит следующие задачи:

1. Воспитательные:

– формирование у детей правильного отношения к окружающему миру,

основ анализа действительности;

– развитие у детей самостоятельности, уверенности в своих силах, ощущения, что они могут справиться с решением любой задачи.

2. Образовательные:

– повышение уровня общей образованности учащихся;

– формирование положительного отношения детей к учебному процессу;

– умение анализировать и решать изобретательские, практические и со-

циальные задачи;

– целенаправленное развитие системно - диалектического мышления.

3. Развивающие:

– развитие памяти, внимания, логики и интеллекта в целом;

– развитие творческих способностей (беглости, гибкости, оригинальности

мышления);

– развитие пространственного мышления;

– развитие речи;

– умение анализировать, синтезировать, комбинировать;

– развитие творческого воображения.

Работа по  использованием следующих

методов:

1) системный оператор;

2) типовые приемы фантазирования;

3) кольца Луллия;

4) морфологический анализ («волшебная дорожка»);

5) методы создания речевых творческих продуктов (лимерики, загадки,

метафоры, творческие сочинения по

картине).

Типовые приемы фантазирования

Развитию творческого воображения помогают кольца Луллия. Устройство представляет собой 2–3 картонных круга на стержне, разделенные на сектора. На круге сверху крепится стрелка.

На большом круге в секторах расположены картинки с изображением реальных объектов. На малом круге – геометрические фигуры. Стрелка указала на дом и круг – дети должны ответить на вопрос: что может быть круглого в доме? Или: когда дом может быть круглым?

Морфологический анализ способствует развитию подвижности мышления, формированию умения находить множество вариантов решения проблемы. Начинать работу следует с «волшебной дорожки», по которой путешествует «герой». «Герой» – это цифра; если у нее хорошее настроение, обводим ее красным цветом. Это число увеличивается, когда встречается с другими числами. Если настроение у цифры плохое, обводим ее синим цветом – это число вычитается или на него делим.

1 2 3 4 5 6 7 8 9

«Герой» 2

(крас. цвет) 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Дихотомия. Линейная «да – нет».Сужение поля поиска путем деления каждого полученного объекта

пополам.

Цель приема: закрепить понятия«до», «после», «между», «перед».

Учитель вкладывает в демонстрационную ленту числа от 0 до 1000 (десятки):

0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100…

Загадываем одно из чисел и предлагаем детям отгадать его с помощью

вопросов и ответов «да» и «нет». Например: это число 50? Нет. Это число от 50 до 100? Нет. Это число меньше, чем 50? Да. Это число 20? Нет. Это числобольше, чем 20? Да. Это число между

20 и 40? Да. Это число 30? Да.

Лимерики. Это короткие стихотворения, состоящие из пяти строк. Они пишутся в жанре нонсенса (нелепицы)

и рифмуются таким образом: первые четыре строчки – парной рифмой,пятая строка является выводом и может не рифмоваться. Например:

Даю вам честное слово:

Вчера в половине шестого

Я встретил двух свинок

Без шляп и ботинок.

Даю вам честное слово!

Составление загадок. При составление загадок используем модель

Какой? Кто такой же?

У объекта выделяется признак, отвечающий на вопрос «какой?», и делается подборка объектов, у которых

данный признак ярко выражен. После заполнения таблицы вставляем между

правыми и левыми столбцами «как»

или «но не». Например:

Какая?  Кто такая же?

нарядная барышня Нарядная,

как барышня.

сверкающая звезда Сверкающая,

как звезда.

привлекающая модница Привлекающая

внимание внимание, но не модница.

Ответ: новогодняя елка.

 Составление метафор. Метафора создается путем переноса свойств одного объекта на другой и основана на скрытом сравнении. Например:составим метафору про морковь. Работаем по алгоритму:

1. Что? Морковь.

2. Какая? Красивая.

3. Кто такая же? Принцесса.

4. Где? В огороде.

5. В каком? В веселом огороде.

6. Какого? Веселого огорода.

Что получилось? Принцесса веселого огорода. Составим предложение:

Оранжевая принцесса веселого огорода красовалась на солнышке.


Литература:

1.Гин С.И. Мир человека М. :Вита-Пресс, 2003

2. Гин С. И. Мир фантазии М. Вита-пресс, 2001

3.Холодова О.А. «Юным умникам и умницам» рабочие тетради в 2-х частях 3 класс.Изд-во «Рост» Москва 2007 г.

4. Холодова О.А. «Юным умникам и умницам»  методическое пособие 3 класс.Изд-во «Рост» Москва 2007 г.

5. Азарова Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников // Начальная школа.- 1998 г.-№4.-с.80-81.

6. Бермус А.Г.Гуманитарная методология разработки образовательных программ // Педагогические технологии.-2004 г. - № 2.-с.84-85.

7. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.-1981 г.- с. 55-56.

8.Гальперин П.Я. Поэтапное формирование как метод психологических исследований // Актуальные проблемы возрастной психологии - М 1987

9. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения –М. – 1986

10. Глазунова М.А. и др. Интегрированый курс на основе ТРИЗ_педагогики //

Педагогика. – 2002. – № 6.

11. Зиновкина М. К знаниям через творчество // Учитель. – 1999. – № 5.

12. Кузнецова В.В., Пыстина Л.А. Формирование талантливого мышления у дошкольников. – Саратов, 2001.

13. Курышев В.А. ТРИЗовый подход при решении задач // Школьные технологии. –2003. – № 4.

14. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. – М.: Просвеще_ние, 1977.

15. Сидорчук Т.А., Гуткович И.А. Методы развития воображения дошкольников. –

Ульяновск, 1997.

16. Ширяева В.А. Теория сильного мышления – учебный курс по ТРИЗ для старшеклассников // Школьные технологии. –

2001. – № 3.

17. Хоменко Н.Н. Теория решения изобретательских задач – ТРИЗ // Школьныетехнологии. – 2000. – № 5.


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное общеобразовательное учреждение "Основная школа № 79

Муниципальное общеобразовательное учреждение "Основная школа № 79

Актуальность темы Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить

Актуальность темы Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить

Реализация данной программы ориентирована: - на включение детей в постоянную поисковую деятельность - усиление самостоятельной практической и творческой активности, - развитие навыков контроля и самоконтроля

Реализация данной программы ориентирована: - на включение детей в постоянную поисковую деятельность - усиление самостоятельной практической и творческой активности, - развитие навыков контроля и самоконтроля

Развитие ассоциативности. Обобщение

Развитие ассоциативности. Обобщение

Учебно-тематическое планирование 2-й год обучения №

Учебно-тематическое планирование 2-й год обучения №

Тренировка слуховой памяти. Нестандартные задачи

Тренировка слуховой памяти. Нестандартные задачи

Выявления уровня развития познавательных процессов 1 ч

Выявления уровня развития познавательных процессов 1 ч

Составление творческих рассказов по картинке

Составление творческих рассказов по картинке

РТВ. Его использование на начальном уровне обучения способствует развитию умений организации поисковой деятельности, накоплению опыта организации собственной творческой деятельности учащихся, актуализирует накопленный опыт учащихся

РТВ. Его использование на начальном уровне обучения способствует развитию умений организации поисковой деятельности, накоплению опыта организации собственной творческой деятельности учащихся, актуализирует накопленный опыт учащихся

Развивает комбинаторные умения

Развивает комбинаторные умения

II уровеньТиповые приемы фантазированияРазвивают умения качественно, системно генерировать идеи; делать фантастические преобразования как самого объекта, так и его свойств, составляющих (подсистемы), либо места функционирования, обитания…

II уровеньТиповые приемы фантазированияРазвивают умения качественно, системно генерировать идеи; делать фантастические преобразования как самого объекта, так и его свойств, составляющих (подсистемы), либо места функционирования, обитания…

Позволяет учащимся рассматривать объекты как системы

Позволяет учащимся рассматривать объекты как системы

Способствует выполнению задания на качественно новом уровне

Способствует выполнению задания на качественно новом уровне

Творческое мышление Беглость

Творческое мышление Беглость

Развивает умение согласовывать свою точку зрения с мнением товарищей

Развивает умение согласовывать свою точку зрения с мнением товарищей

Групповая Позволяет освоить способ выполнения задания в совместной деятельности

Групповая Позволяет освоить способ выполнения задания в совместной деятельности

Тематика родительских собраний в 1 классе

Тематика родительских собраний в 1 классе

Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим

Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим

На втором уроке. Примерное содержание работы: -дорисуй фигуры и подпиши, что получилось -сочини сказку про школьную принадлежность -нарисуй фантастическое животное 2

На втором уроке. Примерное содержание работы: -дорисуй фигуры и подпиши, что получилось -сочини сказку про школьную принадлежность -нарисуй фантастическое животное 2

Основная мысль: использование ассоциаций помогает лучше запоминать

Основная мысль: использование ассоциаций помогает лучше запоминать

Какой?» -Заполнить правую часть таблицы: «

Какой?» -Заполнить правую часть таблицы: «

Два ученика на доске записывают по одному слову так, чтобы не видеть то, что пишет другой

Два ученика на доске записывают по одному слову так, чтобы не видеть то, что пишет другой

Остановимся на основных моментах реализации выделенных направлений на различных уровнях сложности

Остановимся на основных моментах реализации выделенных направлений на различных уровнях сложности

При реализации второго направления учащимися выполняются творческие задания, ориентированные на создание нового: “

При реализации второго направления учащимися выполняются творческие задания, ориентированные на создание нового: “

Разминка-3-5 мин. Тренировка психических механизмов 10 мин

Разминка-3-5 мин. Тренировка психических механизмов 10 мин

Какой?

Какой?

На большом круге в секторах расположены картинки с изображением реальных объектов

На большом круге в секторах расположены картинки с изображением реальных объектов

Ответ: новогодняя елка. Составление метафор

Ответ: новогодняя елка. Составление метафор

Литература: 1.Гин С.И. Мир человека

Литература: 1.Гин С.И. Мир человека
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.06.2023