Авторская разработка ПРИЕМЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ И НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА (НОДА)
Оценка 4.6

Авторская разработка ПРИЕМЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ И НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА (НОДА)

Оценка 4.6
docx
29.10.2020
Авторская разработка ПРИЕМЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ И НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА (НОДА)
ПРИЕМЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ.docx

ПРИЕМЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ И НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА (НОДА)

Слайд 1

НОДА — органическое поражение мозга, возникающее в периоде внутриутробного развития, в родах или в периоде новорожденности и сопровождающееся двигательными, речевыми и психическими нарушениями. Двигательные расстройства наблюдаются у 100% детей, речевые у 75% и психические у 50% детей.

Двигательные нарушения проявляются в виде парезов, параличей, насильственных движений. Особенно значимы и сложны нарушения регуляции тонуса. На основе этих нарушений формируются вторичные изменения в мышцах, костях и суставах (контрактуры и деформации)

Речевые расстройства характеризуются лексическими, грамматическими и фонетико-фонематическими нарушениями.

Психические расстройства проявляются в виде задержки психического развития или умственной отсталости всех степеней тяжести (от задержки психического развития (ЗПР) до олигофрении в легкой и умеренной степени).

Сопутствующие заболевания и вторичные нарушения.

1.повышение внутричерепного давления, повышение мышечного тонуса.

2.судорожный синдром — часто сопровождает ДЦП (развивается эпилепсия).

3. нарушение вегетативной нервной системы, которая выражается в виде снижения аппетита, расстройства сна, беспокойства, периодического повышения температуры, жажды, запоров или поносов, повышенного потоотделения и пр.

4.нередко имеются изменения зрения  (при ДЦП снижается острота зрения, нарушаются поля зрения, косоглазие, парез взора, изменение глазного дна).

5.нарушение слуха.  Обычно нарушено восприятие высокого тона. Такие звуки как в, к, с, ф, м ребенок просто может не употреблять в своей речи. Недоразвит фонематический слух, возможно снижение остроты слуха. Любое нарушение слухового развития приводит к задержке речевого развития.

6. нарушение речи.

7.ограничение двигательной активности, социальных контактов.

Психические нарушения при НОДА проявляются в виде:

- нарушения познавательной деятельности. Проявляется в отсутствии интереса к занятиям, плохой сосредоточенности, медлительности, низкой умственной работоспособности и концентрации внимания, снижении памяти, мышления, нарушениях пространственного представления, нарушены вербальное мышление, память, внимание.

- нарушение эмоционально-волевой сферы. Проявляется чаще всего в виде повышенной эмоциональной возбудимости, повышенной истощаемости нервной системы, склонности к страхам, двигательной расторможенности.

- особенности личности. Они эгоцентричны, не подчиняются требованиям коллектива, волевые усилия недостаточны, эмоционально неустойчивы, легко истощаемы. Игровая деятельность их бедна и однообразна, отмечаются ранние проявления сексуальности.

Двигательные нарушения при НОДА проявляются в виде:

- нарушения функции мышц, чрезмерного повышения мышечного тонуса, снижения мышечного тонуса, вследствие чего движения неловкие, несоразмерные, неполные по объему.

 

Я работаю с девочкой, которая находится в вынужденном сидячем положении. У Юли микроцефалия. Она страдает эпилепсией. В следствие ДЦП у девочки в большей степени поражены ноги. В правой и левой руке наблюдается повышение пластического тонуса. Поэтому развиваются непроизвольные движения (пальцы) – гиперкинезы. Наблюдаются синкинезии (при попытке взять предмет одной рукой происходит сгибание другой руки), обильное слюноотделение (гиперсаливация). Самостоятельно работать не может. Требуется частая смена деятельности.

Занятия с девочкой разрабатываются с учётом возраста, степени выраженности дефекта и направлены на коррекцию двигательных нарушений (Приложение 1),

недостатков в психическом развитии, а также социальную адаптацию обучающейся.

Детям с данным диагнозом важно развивать мелкую моторику. С этой целью я использую  следующие игры и игровые упражнения:                            Слайд 2

  • Связанные с развитием хватательных движений (игра в мяч).
  • Упражнения для согласованности действий обеих рук (складывание бумаги)
  • Игры на дифференцированность движений пальцев (пальчиковая гимнастика, лягушки).                                                                                                   Слайд 3
  • Игры и упражнения на развитие движений кистей рук                       Слайд 4
  • Подражание движениям рук

Каждое занятие по развитию мелкой моторики рук начинаем с элементов самомассажа кисти и пальцев рук. При необходимости оказываем помощь.
Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Под его влиянием в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие на ЦНС, в результате чего повышается её регулирующая роль в отношении работы всех систем и органов. Начинается и заканчивается самомассаж с расслабления кистей рук, поглаживания:

1.                     Самомассаж тыльной стороны кистей рук.                    Слайд 5

2.                     Самомассаж  ладоней.

3.                     Самомассаж пальцев рук.

(Примеры упражнений самомассажа - Приложение 2)                             Слайд 6          

СУ-Джок

Весь комплекс упражнений по развитию мелкой моторики рук условно можно разделить на 3 составляющие:                                                                            Слайд 7

1. Пальчиковая гимнастика.
Поначалу обучаем детей несложным статическим позам кистей и пальцев рук, постепенно усложняя их, затем добавляем упражнения с мелкими движениями пальцев и, наконец, с одновременно производимыми движениями.

На первых занятиях все упражнения выполняются в медленном темпе. Педагог следит за правильностью позы кисти руки и точностью переключений с одного движения на другое. При необходимости помогаем ребенку. Упражнения могут проводиться на разных уровнях сложности: по подражанию, по речевой инструкции. Сначала словесная инструкция сопровождается показом, т.е. дети работают по подражанию. Затем показ устраняется и остается только словесная инструкция.

2. Хорошо зарекомендовали себя упражнения для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов:

1.     собирание пирамидок, матрешек, мозаики:

2.     нанизывание колец на тесьму;

3.     работа с пособиями по застёгиванию молний, пуговиц, кнопок, крючков, замков разной величины (бизиборды - развивающая доска);

4.     перебор крупы;

5.     работа со спичками или счетными палочками

6.     работа с бумагой (мнем, рвем, складываем);

7.     лепка (глины, пластилин, тесто);

8.     завязывание узлов на толстой веревке, на шнурке, нитке;

9.     игры с песком, водой;

10. игры с конструктором, кубиками (болтики и гаечки);

11. работа с вкладышами (без ручек, с ручками);

12. рисование в воздухе;

13. рисование различными материалами (карандашом, ручкой, мелом, красками, углем и т.д.).

3.Занимательные игры и упражнения, включающие  элементы конструирования.

Продолжительность этих упражнений от 5 до 10 минут. При обучении конструированию мы взяли за основу следующие приёмы: конструирование по образцу, по модели, по условиям, по схеме и по замыслу.

1.     Педагог выкладывает узор из счетных палочек, цветных кубиков или разноцветных пуговиц одного размера, предлагая ребенку повторить его. Перед началом работы необходимо обратить внимание ребенка на его ведущую руку, попросить указать правую и левую руку.

2.     Задание выполняется аналогично предыдущему, но узор ребенок выполняет по словесной инструкции.

3.     Построение дорожек, узоров из цветных кубиков Никитина сначала по образцу, затем по памяти и словесной инструкции.

4.     Продолжение узора. Взрослый начинает выкладывать узор из счетных палочек, цветных пуговиц, кубиков. Ребенок должен установить логическую последовательность в расположении деталей линейного узора и продолжить ряд самостоятельно.

5.     В качестве строительного материала для различных построек используются шашки, которые можно заменить крышками от пластиковых бутылок. Вначале строительство ведётся по образцу, позднее по замыслу ребенка. При складывании постройки ребенок берет каждую шашку указанными взрослым пальцами (большим - указательным, большим-средним и т д )

6.     Складывание листа бумаги формата А4. Предлагается все время складывать лист бумаги пополам(вертикальный и горизонтальный сгиб). Победит тот, у кого получится самый маленький прямоугольник.

7.     Складывание квадратного листа бумаги по диагоналям. Оценивается размер треугольника и качество сгибов.

Для детей, проживающих в интернате так же важны игры на развитие социализации и расширение представлений о окружающей действительности (предметы кухонной обстановки, куклы с сезонной одеждой). Для отработки навыков самообслуживания ребенок тренируется захватывать ложку, вилку, складывать кубики, мозаику, рисовать, расчесываться, застегивать пуговицы и кнопки на одежде, включать свет, набирать номер телефона, закручивать кран, и пр. (бизиборд). С помощью развивающей доски дети познают мир и воспринимают информацию через сенсорные ощущения, развивая мелкую моторику (учатся открывать и закрывать защелки; знакомятся с правилами безопасного пользования розеткой с вилкой, выключателем, шпингалетом и замочком, крючками и цепочками…). Можно использовать различные игры и занятия в виде склеивания, разрезания ножницами…

Все эти упражнения я включаю в каждый свой урок (живой мир, домоводство, изо, труд, физкультура) в качестве одного из структурных элементов.

Например:     - орг момент,

- физкультминутки,

- основные этапы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Двигательные умения детей с ДЦП

1. Руки укладываются на

подлокотник кресла, кисти

свешиваются вниз.

Норма движений 12—15 с

ДЦП — 60—90 с

— разгибание правой кисти

— разгибание левой кисти

 

И.П. лежа на спине

сесть (кол-во раз)

а) махом рук

б) руки за голову

 

И.П. лежа на спине

удерживать голову (время)

Выполнение упражнения

Крылышки (время)

Ландау 1 (верх/время)

Ландау 2 (низ/время)

 

И.П. лежа на животе

руки в упоре (время)

Поворот на живот из положения

лежа на спине

а) направо

б) налево

 

Стоит: на четвереньках (время)

— на трех точках опоры,

левая рука вперед, правая

в опорном положении

— на трех точках опоры,

правая рука вперед, левая

в опорном положении

— на двух точках опоры,

левая рука вперед, правая

в опорном положении,

правая нога назад, левая

в опорном положении

— на двух точках опоры,

правая рука вперед, левая в

опорном положении, левая

нога назад, правая в опорном

положении

— на коленях, руки вдоль

туловища

 

Ловить:

— большой мяч, расстояние

3 м (кол-во)

— теннисный мяч

Сбор пирамидки 5 колец (время)

— левой рукой

— правой рукой

 

Метание в цель 5 попыток

расстояние 3 м

— левой рукой

— правой рукой

 

И П. лежа на животе удержать

согнутую ногу в коленном

суставе (время)

— правая нога

— левая нога

 

 

Приложение 2

 

Примеры упражнений самомассажа

1. Дети действуют подушечками четырех пальцев, которые устанавливаются у оснований пальцев тыльной стороны массируемой руки, и пунктирными движениями вперед-назад, смещая кожу примерно на 1 см, постепенно продвигают их к лучезапястному суставу (пунктирное движение).

Утюг
Утюгом разгладим складки,
Будет все у нас в порядке.
Перегладим все штанишки
Зайцу, ежику и мишке.
2. Ребром ладони дети имитируют пиление по всем направлениям тыльной стороны кисти рук (прямолинейное движение). Кисть и предплечье располагаются на столе, дети сидят.
Пила
Пили, пила, пили, пила!
Зима холодная пришла.
Напили нам дров скорее,
Печь истопим, всех согреем!
3. Основанием кисти делаются вращательные движения в сторону мизинца.
Тесто
Тесто месим, тесто мнем,
Пирогов мы напечем
И с капустой, и с грибами.
- Угостить вас пирогами?
4. Самомассаж кисти руки со стороны ладони. Кисть и предплечье располагаются на столе или на колене, дети сидят. Поглаживание.
Мама
По головке мама гладит
Сына-малолеточку.
Так нежна её ладонь,
Словно вербы веточка.
- Подрастай, сыночек милый,
Добрым, смелым, честным будь,
Набирай ума и силы
И меня не позабудь!
5. Костяшками сжатых в кулак пальцев двигать вверх-вниз и справа налево по ладони массируемой руки (прямолинейное движение).
Терка
Дружно маме помогаем,
Теркой свеклу натираем,
Вместе с мамой варим щи,
- Ты вкуснее поищи!
6. Фалангами сжатых в кулак пальцев производится движение по принципу буравчика на ладони массируемой руки.
Дрель
Папа в руки дрель берет,
А она жужжит, поет,
Будто мышка-непоседа
В стенке дырочку грызет!
7. Самомассаж пальцев рук. Кисть и предплечье массируемой руки располагаются на столе, дети сидят. Щипцами, образованными согнутыми указательным и средним пальцами, делается хватательное движение на каждое слово стихотворного текста по направлению от ногтевых фаланг к основанию пальцев (прямолинейное движение).
Клещи
Ухватили клещи гвоздь,
Выдернуть пытаются.
Может, что-нибудь и выйдет,
Если постараются!
8. Движется подушечка большого пальца, положенного на тыльную сторону массируемой фаланги, остальные четыре охватывают и поддерживают палец снизу (спиралевидное движение).
Барашки 
На лугах пасутся барашки,              Шубы в кудрях, погляди,   Все кудрявы, до одной,
Раскудрявые барашки.                        Бяшки спали в бигуди,    Бегут кудрявою толпой.
Целый день всё: Бе да бе,                Утром сняли бигуди,                 Уж такая у них мода,
Носят шубы на себе.                            Попробуй гладкую найди.        У бараньего народа.
9. Движения, как при растирании замерзших рук.
Морозко
Заморозил нас Морозко,                  У него свои заботы -
Влез под теплый воротник,              Знай морозь, да посильней!
Как воришка, осторожно                 Не балуй, Мороз, ну что ты
В наши валенки проник.                   Так не жалуешь людей?
10. Сжимание и разжимание в ладони маленьких резиновых мячей:
Крепко мячики сжимаем,
Наши мышцы напрягаем,
Чтобы пальцы никогда
Не боялись бы труда!
11. Перекатывание мяча по столу с удержанием его сначала (на первые две строки) между ладошками, затем между большими пальцами, указательными, средними, безымянными, мизинцами.
Футбол
Поиграем мы в футбол                          Средний - точно уж герой,
И забьем в ворота гол!                           Забивает головой!
Палец большой                                       Безымянный вдруг споткнулся
За ворота - горой!                                   И с досады промахнулся!
Указательный - смельчак,                      Малыш-мизинец - молодец,
Забивает гол - вот так!                            Гол забил - игре конец!

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

ПРИЕМЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С

ПРИЕМЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С

Психические нарушения при НОДА проявляются в виде: - нарушения познавательной деятельности

Психические нарушения при НОДА проявляются в виде: - нарушения познавательной деятельности

Детям с данным диагнозом важно развивать мелкую моторику

Детям с данным диагнозом важно развивать мелкую моторику

На первых занятиях все упражнения выполняются в медленном темпе

На первых занятиях все упражнения выполняются в медленном темпе

Перед началом работы необходимо обратить внимание ребенка на его ведущую руку, попросить указать правую и левую руку

Перед началом работы необходимо обратить внимание ребенка на его ведущую руку, попросить указать правую и левую руку

Можно использовать различные игры и занятия в виде склеивания, разрезания ножницами…

Можно использовать различные игры и занятия в виде склеивания, разрезания ножницами…

Приложение 1 Двигательные умения детей с

Приложение 1 Двигательные умения детей с

Сбор пирамидки 5 колец (время) — левой рукой — правой рукой

Сбор пирамидки 5 колец (время) — левой рукой — правой рукой

И меня не позабудь! 5. Костяшками сжатых в кулак пальцев двигать вверх-вниз и справа налево по ладони массируемой руки (прямолинейное движение)

И меня не позабудь! 5. Костяшками сжатых в кулак пальцев двигать вверх-вниз и справа налево по ладони массируемой руки (прямолинейное движение)

Авторская разработка ПРИЕМЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ И НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА (НОДА)

Авторская разработка ПРИЕМЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ И НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА (НОДА)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.10.2020