АВТОРСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ «ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКИ»
Оценка 4.6
Научные работы
docx
математика
9 кл—11 кл
25.05.2019
В настоящее время, как никогда ранее, на первый план в мире вышла проблема развития интеллектуального потенциала нации вообще и отдельной личности в частности. Век высоких технологий требует развитого интеллекта, в основе которого лежит его творческое начало. Сформировать и развить его – одна из главных задач современной школы. «Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьезных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации... Задача учителя - помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми», - говорится в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» Сегодняшнее поколение называют цифровым. И действительно, оно первое, которое будет жить в цифровой среде. Это заставляет нас, учителей математики, задуматься о том, как учить и чему учить. Мой девиз в работе: «Каждый ребенок успешен!» Главный для меня вопрос: как развить интерес к обучению, как научить ребенка мыслить и самостоятельно делать выводы. Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы, делом общественной важности.
МАТЕМавторскконцепция.docx
АВТОРСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ УЧИТЕЛЯ
МАТЕМАТИКИ
«ФОРМИРОВАНИЕ
МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ
МАТЕМАТИКИ»
Автор: Магомедова Маймунат
Магомедовна учитель математики «Школа должна дать учащимся не только определенную сумму знаний, но и привить умение
самостоятельно пополнять свой запас знаний, чтобы ориентироваться в стремительном потоке
современной научно – технической информации»
Академик А. Александров.
В настоящее время, как никогда ранее, на первый план в мире вышла проблема развития
интеллектуального потенциала нации вообще и отдельной личности в частности. Век высоких
технологий требует развитого интеллекта, в основе которого лежит его творческое начало.
Сформировать и развить его – одна из главных задач современной школы. «Школьное обучение
должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать
серьезных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации... Задача учителя помочь
ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе
людьми», говорится в национальной образовательной инициативе «Наша новая
школа» Сегодняшнее поколение называют цифровым. И действительно, оно первое, которое будет
жить в цифровой среде. Это заставляет нас, учителей математики, задуматься о том, как учить и
чему учить. Мой девиз в работе: «Каждый ребенок успешен!» Главный для меня вопрос: как
развить интерес к обучению, как научить ребенка мыслить и самостоятельно делать
выводы. Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать
одной из центральных проблем современной школы, делом общественной важности.
Мотив это внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности (деятельность,
общение, поведение), связанной с удовлетворением определенной потребности. Мотивация это
общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной
познавательной деятельности, к активному освоению содержания образования. Еще Сократ
разработал свой процесс мотивации, а Аристотель выделил четыре различных вида причин,
побуждающих человека к действию. Проблема мотивации учебной деятельности традиционна и для
педагогической психологии. Изучением ее роли, содержания, видов мотивов, их развития и
целенаправленного формирования занимались в разные годы Эльконин Д.Б., Давыдов В.В.,
Божович Л.И., Маркова А.К., Абрамова Г.С., Матюхина М.В., Щукина Г.И., Якобсон П.М. и другие
ученые.Учебная мотивация определяется ими как частный вид мотивации, включенный в
определенную деятельность, в данном случае деятельность учения, учебную деятельность. Как и
любой другой вид, учебная мотивация определяется рядом специфических факторов. Вопервых,
самой образовательной системой, образовательным учреждением; вовторых, организацией
образовательного процесса; втретьих, субъектными особенностями обучающегося; вчетвертых,
субъективными особенностями педагога и прежде всего системы его отношений к ученику, к делу;
впятых спецификой учебного предмета.
Выделяют 3 типа отношения к учению – положительное, безразличное и отрицательное.
Положительное отношение характеризуется активностью учеников в учебном процессе, умением
ставить перспективные цели, предвидеть результат своей учебной деятельности, преодолевать
трудности на пути достижения цели.
Процесс формирования положительного отношения к учению считаю для себя значимым и
основополагающим. Свою работу я начал с изучения мотивации учащихся. С этой целью была
проведена диагностика мотивации к изучению математики в средних и старших классах. В 58 классах использовался опросник Евгении Лепешовой , тест А.Мехрабиана. Результаты
диагностики показали, что у учащихся 56 классов уровень положительной мотивации к изучению
математики намного выше, чем у учащихся 78 классов. Этим объясняется снижение
результативности учебной деятельности в этих классах. Результаты диагностики в 10х классах
показали, что у 65% учащихся присутствует мотив самореализации и осознание социальной
необходимости учебы. Но были и такие ответы: «Математику не люблю, но учить буду, так как
нужно сдать ЕГЭ».
Принимая во внимание падение интереса к математике, я считаю формирование и развитие
мотивации к предмету первостепенной задачей. Результаты диагностических тестов выявили детей,
на которых следует обратить особое внимание. Используя основные положения исследований
Эльконина Д.Б «Обучение и мотивация», я определил основные направления своей работы:
использование технологий обучения, которые позволят сформировать на оптимальном
уровне мотивацию учебнопознавательной деятельности и учитывают индивидуальные
различия, а также творческие способности учащихся;
систематическое проведение мониторинга развития личностных качеств учащихся на
основе использования комплексной методики определения уровня развития мотивации.
Для формирования мотивации и развития учащихся использую следующие инновационные
образовательные технологии:
Проблемный метод обучения
Элементы методики Прокофьевой О.И.
Личностноориентированный подход
Информационнокоммуникационные технологии
При изучении нового материала я использую проблемный метод обучения. Считаю, что процесс
мышления берёт своё начало в проблемности познания. При проведении уроков использую
достижения педагогов – новаторов и методику развивающего обучения. Проблемное обучение – это
«начальная школа» творческой деятельности. Оно основывается на теоретических положениях
американского философа, психолога, педагога Дж. Дьюи (18591952). Сегодня под проблемным
обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под
руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся
по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение профессиональными
знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Проблемное обучение
основано на создании особого вида мотивации – проблемной, поэтому я предлагаю цепь
проблемных ситуаций в сочетании с традиционным методом изложения. Предлагаю проблемные
ситуации, которые различаются по уровню проблемности, по виду рассогласования информации, по
другим методическим особенностям. Например, при изучении в 5 классе темы “Сложение дробей с
разными знаменателями” в устный счёт, состоящий из примеров на сложение и вычитание дробей с
одинаковыми знаменателями (“ситуация успеха”) включаю задание, где знаменатели разные.
Происходит “заминка” (проблема), и начинаем думать: “Почему не получилось?” Приходим к
выводу, что нужно привести дроби к общему знаменателю. Учебники математики И.И.Зубаревой,
А.Г.Мордковича (56 класс) продолжают традиции развивающего обучения Л.В.Занкова. Изучение
нового материала начинается с создания проблемной ситуации. Разрешив ситуацию, учащиеся
самостоятельно приходят к выводу, дают определение, определяют алгоритм решения. Моим
ученикам очень нравится, когда мы вместе “упорядочиваем” весь учебный материал ведём
конспекты, где собраны все наши выводы, схемы, модели способов решения. Конспект личное творчество ученика. Я разрешаю писать разными ручками, рисовать, передавать своё настроение,
отношение к изученному. Иногда дети сами создают проблемные ситуации. Так, при изучении
признаков равенства треугольников ученик 7 класса неожиданно спросил: «Почему нет признака
равенства треугольников по трем углам?» Обсудив этот непростой для семиклассников вопрос, мы
сделали еще одно маленькое открытие. При изучении и закреплении нового материала я предлагаю
учащимся задачи, связанные с конкретными жизненными ситуациями. При решении геометрических
задач в 7 классе мы рассматривали вопрос нахождения расстояния между двумя недоступными
объектами, в 8 классе при изучении темы «Площадь треугольника» выполняли практическую
работу, связанную с измерениями на местности площадей земельных участков.
Формированию мотивации способствует использование элементов
методики О.И.Прокофьевой, цель которой самообразование детей в школе. Я стараюсь, как
можно раньше приучать детей к самостоятельной деятельности. Перед изучением новой темы я даю
отдельным учащимся задания подготовить сообщения из истории математики. Дети с
удовольствием используют возможности Интернета, отбирают нужную информацию, делают
небольшие презентации. Приучать детей к самостоятельности помогают творческие задания. В
каждом классе всегда найдутся дети, которые будут выполнять эти задания с интересом и
удовольствием. Такие задания включают в себя элементы поисковой работы, заставляют
обращаться к дополнительной литературе, расширяют кругозор. Учащимися 8 класса были
выполнены исследовательские работы по темам «История теоремы Пифагора и способы её
доказательства», «Неизвестная формула Герона». Шестиклассникам было предложено найти
автора и название картины, на которой изображены дети, решающие сложный пример, найти
информацию о картине, объяснить её название, найти рациональный способ решения данного
примера. При этом нужно было привести свои примеры рациональных приемов устного счета,
сделать вывод. На этапе закрепления нового материала сначала к доске выходят сильные учащиеся,
те, кто хорошо поняли новую тему. Затем вызываю к доске несколько человек, даю им один и тот
же пример. Тот, кто решит раньше, может помочь соседу, слабый ученик может пока просто
посмотреть у товарища. Очень важно не пассивно ждать, а самому проявить активность в
получении знаний. Не каждый ребенок способен попросить помощи. К этому детей нужно приучать.
Ребенок не должен бояться выходить к доске, психологически должен быть готов попросить
помощи. Дети быстро привыкают к такой форме работы. Получают чувство удовлетворения от
решенного примера, психологическое напряжение снимается. Получается математический тренинг,
что дает возможность увидеть каждого ученика. У детей появляется чувство уверенности. При
этом я оценки не ставлю. Такая форма эффективна в большом классе.
В своей работе я использую личностноориентированный подход, который помогает
поддерживать интерес учащихся к предмету. (Авторразработчик Якиманская И.С.). Главная
задача такого обучения проектирование и организация наиболее благоприятных условий для
развития личности ученика как индивидуальности в учебном процессе. Личностноориентированное
образование есть системное построение взаимосвязи учения, обучения, развития. Это целостный
образовательный процесс, существенно отличающийся от традиционного учебновоспитательного
процесса. Цель личностно ориентированного образования создание условий для полноценного
развития следующих функций индивидуума:
способность человека к выбору;
умение рефлексировать, оценивать свою жизнь;
поиск смысла жизни, творчество;
формирование образа “Я”;
ответственность (в соответствии с формулировкой “ Я отвечаю за всё”);
автономность личности (по мере развития она всё больше освобождается от других
факторов).
В личностноориентированном образовании ученик главное действующее лицо всего
образовательного процесса. Педагог становится не столько «источником информации» и
«контролером», сколько диагностом и помощником в развитии личности ученика. Организация
такого учебного процесса предполагает наличие руководства, формула которого вполне может
быть взята у М. Монтессори – «помоги мне сделать это самому». Личностноориентированное
образование подразумевает ориентацию на обучение, воспитание и развитие всех учащихся с
учетом их индивидуальных особенностей:
возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных образовательных
потребностей, ориентацию на разный уровень сложности программного материала,
доступного ученику;
выделение групп учащихся по знаниям, способностям;
распределение учащихся по однородным группам: способностям, профессиональной
направленности;
отношение к каждому ребёнку как к уникальной индивидуальности.
Сравнение целей деятельности учителя при организации традиционного и личностно
ориентированного уроков
Цели традиционного урока
Цели личностно ориентированного урока
1. Обучает всех детей установленной сумме знаний, умений и навыков
1. Способствует эффективному накоплению каждым ребенком своего собственного личностного
опыта
2. Определяет учебные задания, форму работы детей и демонстрирует им образец правильного
выполнения заданий
2. Предлагает детям на выбор различные учебные задания и формы работы, поощряет ребят к
самостоятельному поиску путей решения этих заданий
3. Старается заинтересовать детей в том учебном материале, который предлагает сам
3. Стремится выявить реальные интересы детей и согласовать с ними подбор и организацию
учебного материала
4. Проводит индивидуальные занятия с отстающими или наиболее подготовленными детьми
4. Ведет индивидуальную работу с каждым ребенком
5. Планирует и направляет детскую деятельность 5. Помогает детям самостоятельно спланировать свою деятельность
6. Оценивает результаты работы детей, подмечая и исправляя допущенные ошибки
6. Поощряет детей самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные
ошибки
7. Определяет правила поведения в классе и следит за их соблюдением детьми
7. Учит детей самостоятельно вырабатывать правила поведения и контролировать их соблюдение
8. Разрешает возникающие конфликты между детьми: поощряет правых и наказывает виноватых
8. Побуждает детей обсуждать возникающие между ними конфликтные ситуации и самостоятельно
искать пути их разрешения
В настоящее время очень актуален вопрос объективной оценки знаний. Пятибалльная система
оценки не всегда объективно отражает реальные знания учащихся. В 6ом классе я практиковал
рейтинговую оценку знаний учащихся. Балльная система позволяет учащимся объективно оценить
свои достижения, сравнить свои достижения с результатами других детей.
В оценочный лист я включал самостоятельные и контрольные работы, а также творческие работы и
участие в олимпиадах, тестовые домашние работы. Общая рейтинговая таблица вывешивалась в
классе, после каждой работы выставлялись баллы. При этом результаты фиксировались в
индивидуальном листе учета ученика, информировались родители. В конце четверти подводились
итоги, распределялись места. Такая оценка знаний стимулирует ученика, приучает к
самостоятельности в учебном труде, заставляет учиться лучше, побуждает к творчеству.
Поэтому необходимо прививать интерес к изучению предмета через прикладные вопросы,
организуя обучение через внеклассную и внеурочную деятельность. Занимательная или
развлекательная математика восходит к древним временам. Уже в древнеегипетской книге Ахмеса
встречаются занимательные задачи. В подготовительной работе выделяются два момента:
организационный и дидактический
Организационная деятельность помогает привить интерес к внеурочным занятиям математикой,
привлечь к участию в массовых мероприятиях, состязаниях. Дидактическая роль состоит в том,
чтобы поддержать возникший интерес.
Занятия математического кружка позволили не только развить интерес к математике, но и
подготовить детей к восприятию геометрического материала. Решение задач олимпиадного уровня
помогает приобрести качества, необходимые для творчества: аналитический и критический подход
к информации, самокритичность. Учащиеся 67 классов с интересом принимают участие в
Межрегиональной заочной математической олимпиаде Всероссийской школы «Авангард», у
учащихся 45 классов вызвал интерес «Молодежный математический чемпионат» Тестовые задания
разного уровня сложности позволили детям выбрать посильные задания для себя, поверить в свои
силы. В прошлом учебном году учащиеся 6 класса приняли участие в дистанционной олимпиаде по
математике, проводимой МГУ. В этом учебном году многие учащиеся приняли участие в заочной
олимпиаде Института развития школьного образования. Участие в конкурсах и олимпиадах дает
ученикам возможность проверить уровень своих знаний. Многие учащиеся старших классов
выбирают физикоматематический профиль. Программа элективных предметов составляется с
учетом потребностей будущих выпускников. Многие выпускники выбирают профессии, связанные
с математикой (технические вузы). С моей точки зрения, универсального метода преподавания не существует, одни вещи следует
преподавать одним методом, а другие другим, более подходящим. Но нельзя представить себе
современный урок без использования компьютерных технологий. Разработкой и внедрением в
учебный процесс новых информационных технологий активно занимаются такие исследователи как,
Полат Е. С., Дмитреева Е. И., Новиков С. В., Полилова Т.А., Цветкова Л. А. т. д. Я выделяю
несколько способов использования ИКТ на уроке, приводящих к формированию положительной
мотивации учения:
иллюстративный – для демонстрации опытов, схем, видеофрагментов различных
технологий, в том числе для самоконтроля;
как инструмент исследования, позволяющий обучающимся самостоятельно проводить
исследования и эксперименты;
контролирующий – для проведения тестирования с применением самопроверки
Все они являются действенным средством формирования положительной мотивации учения. На
уроках математики я использую мультимедийные средства:
1. «Математика 511классы. Практикум»
2. «Уроки геометрии Кирилла и Мефодия»
3. «Интерактивный тренингподготовка к ЕГЭ»
4. Материала для подготовки к ЕГЭ учебного центра «Резольвента»
В своей работе использую авторские презентации учителейноваторов и создаю свои ресурсы для
уроков математики.
Перечисленные программы стали частью отдельных уроков: уроков повторения, уроков обобщения
и т. д., то есть были успешно интегрированы в учебный процесс. Таким образом, формирование
мотивации к изучению математики способствует развитию таких важных качеств, как:
самостоятельность: не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознает свои
возможности, сам делает свой выбор, определяет меру активности и ответственности в
своей деятельности.
предприимчивость: ученик осознает, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало
лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из
новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.
конкурентоспособность: умеет делать чтото лучше других, действует в любых ситуациях
более эффективно.
Моя работа по формированию и развитию учебной мотивации позволяет обеспечивать устойчивые
положительные результаты образовательного и воспитательного процесса. Уровень подготовки
моих учеников соответствует требованиям государственного стандарта.
Выпускники поступили на технические и экономические специальности в высшие учебные
заведения . Исследование мотивации с использованием диагностических тестов позволяют сделать вывод, что у
многих учащихся уровень мотивации к обучению математики в течение года повысился.
Я уверен, что если учитель уделяет внимание каждому ученику, одобряет каждый новый, пусть
даже незначительный результат ребенка, то у такого учителя каждый ребенок будет успешным.
Список используемой литературы :
1. Идиатулин В. С. Принцип проблемности в обучении // Школьные технологии. 2010. N 4.
С. 2942
2. Левин Э.А. . Самообразование детей в школе: Новаторская методика.//Феникс – 2008
3. Разина Н.А. Технологические характеристики личностноориентированного урока // Завуч.
№ 3. 2004. – 125127.
4. Якиманская И.С. Личностноориентированное обучение в современной школе. – М.:
Сентябрь, 1999. – 96 с.
АВТОРСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ «ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКИ»
АВТОРСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ «ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКИ»
АВТОРСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ «ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКИ»
АВТОРСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ «ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКИ»
АВТОРСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ «ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКИ»
АВТОРСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ «ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКИ»
АВТОРСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ «ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКИ»
АВТОРСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ «ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКИ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.