АВТОРСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ «ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКИ»
Оценка 4.6

АВТОРСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ «ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКИ»

Оценка 4.6
Научные работы
docx
математика
9 кл—11 кл
25.05.2019
АВТОРСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ «ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКИ»
В настоящее время, как никогда ранее, на первый план в мире вышла проблема развития интеллектуального потенциала нации вообще и отдельной личности в частности. Век высоких технологий требует развитого интеллекта, в основе которого лежит его творческое начало. Сформировать и развить его – одна из главных задач современной школы. «Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьезных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации... Задача учителя - помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми», - говорится в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» Сегодняшнее поколение называют цифровым. И действительно, оно первое, которое будет жить в цифровой среде. Это заставляет нас, учителей математики, задуматься о том, как учить и чему учить. Мой девиз в работе: «Каждый ребенок успешен!» Главный для меня вопрос: как развить интерес к обучению, как научить ребенка мыслить и самостоятельно делать выводы. Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы, делом общественной важности.
МАТЕМавторскконцепция.docx
АВТОРСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ «ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКИ»                                                    Автор: Магомедова Маймунат Магомедовна­ учитель математики «Школа должна дать учащимся не только определенную сумму знаний, но и привить умение  самостоятельно пополнять свой запас знаний, чтобы ориентироваться в стремительном потоке  современной научно – технической информации» Академик А. Александров. В настоящее время, как никогда ранее, на первый план в мире вышла проблема развития  интеллектуального потенциала нации вообще и отдельной личности в частности. Век высоких  технологий требует развитого интеллекта, в основе которого лежит его творческое начало.  Сформировать и развить его – одна из главных задач современной школы. «Школьное обучение  должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать  серьезных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации... Задача учителя ­ помочь  ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе  людьми», ­ говорится в национальной образовательной инициативе «Наша новая  школа» Сегодняшнее поколение называют цифровым. И действительно, оно первое, которое будет  жить в цифровой среде. Это заставляет нас, учителей математики, задуматься о том, как учить и  чему учить. Мой девиз в работе: «Каждый ребенок успешен!» Главный для меня вопрос: как  развить интерес к обучению, как научить ребенка мыслить и самостоятельно делать  выводы. Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать  одной из центральных проблем современной школы, делом общественной важности. Мотив ­ это внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности (деятельность,  общение, поведение), связанной с удовлетворением определенной потребности. Мотивация ­ это  общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной  познавательной деятельности, к активному освоению содержания образования. Еще Сократ  разработал свой процесс мотивации, а Аристотель выделил четыре различных вида причин,  побуждающих человека к действию. Проблема мотивации учебной деятельности традиционна и для педагогической психологии. Изучением ее роли, содержания, видов мотивов, их развития и  целенаправленного формирования занимались в разные годы Эльконин Д.Б., Давыдов В.В.,  Божович Л.И., Маркова А.К., Абрамова Г.С., Матюхина М.В., Щукина Г.И., Якобсон П.М. и другие ученые.Учебная мотивация определяется ими как частный вид мотивации, включенный в  определенную деятельность, ­ в данном случае деятельность учения, учебную деятельность. Как и  любой другой вид, учебная мотивация определяется рядом специфических факторов. Во­первых,  самой образовательной системой, образовательным учреждением; во­вторых, ­ организацией  образовательного процесса; в­третьих, ­ субъектными особенностями обучающегося; в­четвертых, ­ субъективными особенностями педагога и прежде всего системы его отношений к ученику, к делу;  в­пятых ­ спецификой учебного предмета. Выделяют 3 типа отношения к учению – положительное, безразличное и отрицательное. Положительное отношение характеризуется активностью учеников в учебном процессе, умением  ставить перспективные цели, предвидеть результат своей учебной деятельности, преодолевать  трудности на пути достижения цели. Процесс формирования положительного отношения к учению считаю для себя значимым и  основополагающим. Свою работу я начал с изучения мотивации учащихся. С этой целью была  проведена диагностика мотивации к изучению математики в средних и старших классах. В 5­8 классах использовался опросник Евгении Лепешовой ,  тест А.Мехрабиана. Результаты  диагностики показали, что у учащихся 5­6 классов уровень положительной мотивации к изучению  математики намного выше, чем у учащихся 7­8 классов. Этим объясняется снижение  результативности учебной деятельности в этих классах. Результаты диагностики в 10­х классах  показали, что у 65% учащихся присутствует мотив самореализации и осознание социальной  необходимости учебы. Но были и такие ответы: «Математику не люблю, но учить буду, так как  нужно сдать ЕГЭ». Принимая во внимание падение интереса к математике, я считаю формирование и развитие  мотивации к предмету первостепенной задачей. Результаты диагностических тестов выявили детей, на которых следует обратить особое внимание. Используя основные положения исследований  Эльконина Д.Б «Обучение и мотивация», я определил основные направления своей работы:   использование технологий обучения, которые позволят сформировать на оптимальном  уровне мотивацию учебно­познавательной деятельности и учитывают индивидуальные  различия, а также творческие способности учащихся; систематическое проведение мониторинга развития личностных качеств учащихся на  основе использования комплексной методики определения уровня развития мотивации. Для формирования мотивации и развития учащихся использую следующие инновационные  образовательные технологии:  Проблемный метод обучения  Элементы методики Прокофьевой О.И.  Личностно­ориентированный подход  Информационно­коммуникационные технологии При изучении нового материала я использую проблемный метод обучения. Считаю, что процесс  мышления берёт своё начало в проблемности  познания. При проведении уроков использую  достижения педагогов – новаторов и методику развивающего обучения. Проблемное обучение – это «начальная школа» творческой деятельности. Оно основывается на теоретических положениях  американского философа, психолога, педагога Дж. Дьюи (1859­1952). Сегодня под проблемным  обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под  руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся  по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение профессиональными  знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Проблемное обучение  основано на создании особого вида мотивации – проблемной, поэтому я предлагаю цепь  проблемных ситуаций в сочетании с традиционным методом изложения. Предлагаю проблемные  ситуации, которые различаются по уровню проблемности, по виду рассогласования информации, по другим методическим особенностям. Например, при изучении в 5 классе темы “Сложение дробей с  разными знаменателями” в устный счёт, состоящий из примеров на сложение и вычитание дробей с  одинаковыми знаменателями (“ситуация успеха”) включаю задание, где знаменатели разные.  Происходит “заминка” (проблема), и начинаем думать: “Почему не получилось?” Приходим к  выводу, что нужно привести дроби к общему знаменателю. Учебники математики И.И.Зубаревой,  А.Г.Мордковича (5­6 класс) продолжают традиции развивающего обучения Л.В.Занкова. Изучение  нового материала начинается с создания проблемной ситуации. Разрешив ситуацию, учащиеся  самостоятельно приходят к выводу, дают определение, определяют алгоритм решения. Моим  ученикам очень нравится, когда мы вместе “упорядочиваем” весь учебный материал ­ ведём  конспекты, где собраны все наши выводы, схемы, модели способов решения. Конспект ­ личное творчество ученика. Я разрешаю писать разными ручками, рисовать, передавать своё настроение,  отношение к изученному. Иногда дети сами создают проблемные ситуации. Так, при изучении  признаков равенства треугольников ученик 7 класса неожиданно спросил: «Почему нет признака  равенства треугольников по трем углам?» Обсудив этот непростой для семиклассников вопрос, мы  сделали еще одно маленькое открытие. При изучении и закреплении нового материала я предлагаю  учащимся задачи, связанные с конкретными жизненными ситуациями. При решении геометрических задач в 7 классе мы рассматривали вопрос нахождения расстояния между двумя недоступными  объектами, в 8 классе при изучении темы «Площадь треугольника» выполняли практическую  работу, связанную с измерениями на местности площадей земельных участков. Формированию мотивации способствует использование элементов  методики О.И.Прокофьевой, цель которой ­ самообразование детей в школе. Я стараюсь, как  можно раньше приучать детей к самостоятельной деятельности. Перед изучением новой темы я даю отдельным учащимся задания подготовить сообщения из истории математики. Дети с  удовольствием используют возможности Интернета, отбирают нужную информацию, делают  небольшие презентации. Приучать детей к самостоятельности помогают творческие задания. В  каждом классе всегда найдутся дети, которые будут выполнять эти задания с интересом и  удовольствием. Такие задания включают в себя элементы поисковой работы, заставляют  обращаться к дополнительной литературе, расширяют кругозор. Учащимися 8 класса были  выполнены исследовательские работы по темам «История теоремы Пифагора и способы её  доказательства», «Неизвестная формула Герона». Шестиклассникам было предложено найти  автора и название картины, на которой изображены дети, решающие сложный пример, найти  информацию о картине, объяснить её название, найти рациональный способ решения данного  примера. При этом нужно было привести свои примеры рациональных приемов устного счета,  сделать вывод. На этапе закрепления нового материала сначала к доске выходят сильные учащиеся, те, кто хорошо поняли новую тему. Затем вызываю к доске несколько человек, даю им один и тот  же пример. Тот, кто решит раньше, может помочь соседу, слабый ученик может пока просто  посмотреть у товарища. Очень важно не пассивно ждать, а самому проявить активность в  получении знаний. Не каждый ребенок способен попросить помощи. К этому детей нужно приучать. Ребенок не должен бояться выходить к доске, психологически должен быть готов попросить  помощи. Дети быстро привыкают к такой форме работы. Получают чувство удовлетворения от  решенного примера, психологическое напряжение снимается. Получается математический тренинг, что дает возможность увидеть каждого ученика. У детей появляется чувство уверенности. При  этом я оценки не ставлю. Такая форма эффективна в большом классе. В своей работе я использую личностно­ориентированный подход, который помогает  поддерживать интерес учащихся к предмету. (Автор­разработчик ­ Якиманская И.С.). Главная  задача такого обучения ­ проектирование и организация наиболее благоприятных условий для  развития личности ученика как индивидуальности в учебном процессе. Личностно­ориентированное образование есть системное построение взаимосвязи учения, обучения, развития. Это целостный  образовательный процесс, существенно отличающийся от традиционного учебно­воспитательного  процесса. Цель личностно ориентированного образования ­ создание условий для полноценного  развития следующих функций индивидуума:    способность человека к выбору; умение рефлексировать, оценивать свою жизнь; поиск смысла жизни, творчество;  формирование образа “Я”;  ответственность (в соответствии с формулировкой “ Я отвечаю за всё”);  автономность личности (по мере развития она всё больше освобождается от других  факторов). В личностно­ориентированном образовании ученик­­ главное действующее лицо всего образовательного процесса. Педагог становится не столько «источником информации» и  «контролером», сколько диагностом и помощником в развитии личности ученика. Организация  такого учебного процесса предполагает наличие руководства, формула которого вполне может  быть взята у М. Монтессори – «помоги мне сделать это самому». Личностно­ориентированное  образование подразумевает ориентацию на обучение, воспитание и развитие всех учащихся с  учетом их индивидуальных особенностей:     возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных образовательных  потребностей, ориентацию на разный уровень сложности программного материала,  доступного ученику; выделение групп учащихся по знаниям, способностям; распределение учащихся по однородным группам: способностям, профессиональной  направленности; отношение к каждому ребёнку как к уникальной индивидуальности. Сравнение целей деятельности учителя при организации традиционного и личностно ориентированного уроков Цели традиционного урока Цели личностно ориентированного урока 1. Обучает всех детей установленной сумме знаний, умений и навыков 1. Способствует эффективному накоплению каждым ребенком своего собственного личностного  опыта 2. Определяет учебные задания, форму работы детей и демонстрирует им образец правильного  выполнения заданий 2. Предлагает детям на выбор различные учебные задания и формы работы, поощряет ребят к  самостоятельному поиску путей решения этих заданий 3. Старается заинтересовать детей в том учебном материале, который предлагает сам 3. Стремится выявить реальные интересы детей и согласовать с ними подбор и организацию  учебного материала 4. Проводит индивидуальные занятия с отстающими или наиболее подготовленными детьми 4. Ведет индивидуальную работу с каждым ребенком 5. Планирует и направляет детскую деятельность 5. Помогает детям самостоятельно спланировать свою деятельность 6. Оценивает результаты работы детей, подмечая и исправляя допущенные ошибки 6. Поощряет детей самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные  ошибки 7. Определяет правила поведения в классе и следит за их соблюдением детьми 7. Учит детей самостоятельно вырабатывать правила поведения и контролировать их соблюдение 8. Разрешает возникающие конфликты между детьми: поощряет правых и наказывает виноватых 8. Побуждает детей обсуждать возникающие между ними конфликтные ситуации и самостоятельно  искать пути их разрешения В настоящее время очень актуален вопрос объективной оценки знаний. Пятибалльная система  оценки не всегда объективно отражает реальные знания учащихся. В 6­ом классе я практиковал  рейтинговую оценку знаний учащихся. Балльная система позволяет учащимся объективно оценить  свои достижения, сравнить свои достижения с результатами других детей.  В оценочный лист я включал самостоятельные и контрольные работы, а также творческие работы и участие в олимпиадах, тестовые домашние работы. Общая рейтинговая таблица вывешивалась в  классе, после каждой работы выставлялись баллы. При этом результаты фиксировались в  индивидуальном листе учета ученика, информировались родители. В конце четверти подводились  итоги, распределялись места. Такая оценка знаний стимулирует ученика, приучает к  самостоятельности в учебном труде, заставляет учиться лучше, побуждает к творчеству. Поэтому необходимо прививать интерес к изучению предмета через прикладные вопросы,  организуя обучение через внеклассную и внеурочную деятельность. Занимательная или  развлекательная математика восходит к древним временам. Уже в древнеегипетской книге Ахмеса  встречаются занимательные задачи. В подготовительной работе выделяются два момента:  организационный и дидактический Организационная деятельность помогает привить интерес к внеурочным занятиям математикой,  привлечь к участию в массовых мероприятиях, состязаниях. Дидактическая роль состоит в том,  чтобы поддержать возникший интерес. Занятия математического кружка позволили не только развить интерес к математике, но и  подготовить детей к восприятию геометрического материала. Решение задач олимпиадного уровня  помогает приобрести качества, необходимые для творчества: аналитический и критический подход  к информации, самокритичность. Учащиеся 6­7 классов с интересом принимают участие в  Межрегиональной заочной математической олимпиаде Всероссийской школы «Авангард», у  учащихся 4­5 классов вызвал интерес «Молодежный математический чемпионат» Тестовые задания разного уровня сложности позволили детям выбрать посильные задания для себя, поверить в свои  силы. В прошлом учебном году учащиеся 6 класса приняли участие в дистанционной олимпиаде по  математике, проводимой МГУ. В этом учебном году многие учащиеся приняли участие в заочной  олимпиаде Института развития школьного образования. Участие в конкурсах и олимпиадах дает  ученикам возможность проверить уровень своих знаний. Многие учащиеся старших классов  выбирают физико­математический профиль. Программа элективных предметов составляется с  учетом потребностей будущих выпускников. Многие выпускники выбирают профессии, связанные  с математикой (технические вузы). С моей точки зрения, универсального метода преподавания не существует, одни вещи следует  преподавать одним методом, а другие ­ другим, более подходящим. Но нельзя представить себе  современный урок без использования компьютерных технологий. Разработкой и внедрением в  учебный процесс новых информационных технологий активно занимаются такие исследователи как, Полат Е. С., Дмитреева Е. И., Новиков С. В., Полилова Т.А., Цветкова Л. А. т. д. Я выделяю  несколько способов использования ИКТ на уроке, приводящих к формированию положительной  мотивации учения:    иллюстративный – для демонстрации опытов, схем, видеофрагментов различных  технологий, в том числе для самоконтроля; как инструмент исследования, позволяющий обучающимся самостоятельно проводить  исследования и эксперименты; контролирующий – для проведения тестирования с применением самопроверки Все они являются действенным средством формирования положительной мотивации учения. На  уроках математики я использую мультимедийные средства: 1. «Математика 5­11классы. Практикум» 2. «Уроки геометрии Кирилла и Мефодия» 3. «Интерактивный тренинг­подготовка к ЕГЭ» 4. Материала для подготовки к ЕГЭ учебного центра «Резольвента» В своей работе использую авторские презентации учителей­новаторов и создаю свои ресурсы для  уроков математики. Перечисленные программы стали частью отдельных уроков: уроков повторения, уроков обобщения  и т. д., то есть были успешно интегрированы в учебный процесс. Таким образом, формирование  мотивации к изучению математики способствует развитию таких важных качеств, как:    самостоятельность: не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознает свои  возможности, сам делает свой выбор, определяет меру активности и ответственности в  своей деятельности. предприимчивость: ученик осознает, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало  лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из  новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их. конкурентоспособность: умеет делать что­то лучше других, действует в любых ситуациях  более эффективно. Моя работа по формированию и развитию учебной мотивации позволяет обеспечивать устойчивые  положительные результаты образовательного и воспитательного процесса. Уровень подготовки  моих учеников соответствует требованиям государственного стандарта. Выпускники   поступили на технические и экономические специальности в высшие учебные  заведения . Исследование мотивации с использованием диагностических тестов позволяют сделать вывод, что у многих учащихся уровень мотивации к обучению математики в течение года повысился. Я уверен, что если учитель уделяет внимание каждому ученику, одобряет каждый новый, пусть  даже незначительный результат ребенка, то у такого учителя каждый ребенок будет успешным. Список используемой литературы : 1. Идиатулин В. С. Принцип проблемности в обучении // Школьные технологии. ­ 2010. ­ N 4. ­ С. 29­42 2. Левин Э.А. . Самообразование детей в школе: Новаторская методика.//Феникс – 2008 3. Разина Н.А. Технологические характеристики личностно­ориентированного урока // Завуч.  № 3. 2004. – 125­127. 4. Якиманская И.С. Личностно­ориентированное обучение в современной школе. – М.:  Сентябрь, 1999. – 96 с.

АВТОРСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ «ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКИ»

АВТОРСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ «ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКИ»

АВТОРСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ «ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКИ»

АВТОРСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ «ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКИ»

АВТОРСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ «ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКИ»

АВТОРСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ «ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКИ»

АВТОРСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ «ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКИ»

АВТОРСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ «ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКИ»

АВТОРСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ «ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКИ»

АВТОРСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ «ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКИ»

АВТОРСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ «ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКИ»

АВТОРСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ «ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКИ»

АВТОРСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ «ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКИ»

АВТОРСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ «ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКИ»

АВТОРСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ «ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКИ»

АВТОРСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ «ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКИ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.05.2019