Рассмотрено на заседании методического объединения Протокол № 1 от «30» августа 2016г. |
Согласованно директор МБУ «Школа №89» ____ Бражникова Т.С. |
Утверждена на заседании педагогического совета Протокол № 1 от «31» августа 2016г. |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти
«Школа с углубленным изучением отдельных предметов № 89»
г.о. Тольятти, 2016 г.
УДК 373.24
ББК 74.1
Ш
Рецензенты:
Бражникова Татьяна Степановна,
директор МБУ «Школа №89», почѐтный работник общего образования
Российской Федерации
Руденко Ирина Викторовна, д-р пед. наук, профессор кафедры педагогика и мектодика преподавания
Тольяттинского государственного университета Груздова Инна Викторовна, канд. пед. наук, доцент кафедры педагогика и мектодика преподавания
Тольяттинского государственного университета
Шайхутдинова, О.В. Путешествие в страну фантазий: авторская парциальная общеобразовательная общеразвивающая программа / О.В. Шайхутдинова. – Тольятти: Издательство ТГУ, - 2016 г. – 20 с.
Авторская парциальная общеразвивающая общеобразовательная программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет). Содержание программы включает тематический план, формы непосредственной развивающей деятельности с детьми в разных видах деятельности, их методическое обеспечение.
Программа рассчитана на 1 учебный год и составляет 36 часов.
Программа предназначена для педагогических работников дошкольных организаций и родителей.
Программа социально – педагогической направленности разработана на основе анализа нескольких программ:
1) «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет»
(Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова);
2) «Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст» (И.Э. Куликовская, Н.Н.Совгир);
3) «Неизведанное рядом» (В.В. Щетинина, О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова);
4) «Организация экспериментальной деятельности дошкольников (под ред. Л.И. Прохоровой).
Новизна программы заключается в том, что она разработана в соответствии с требованиями ФГОС ДО и объединяет в условиях ДОО под экспериментальной деятельностью содержание всех образовательных областей дошкольного образования.
Программа направлена на творческое развитие личности дошкольника. Идея актуальности творческого развития дошкольника отражена в Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155). Этот же документ дал новый толчок в развитии исследовательской деятельность дошкольников в условиях ДОО.
Именно исследовательская деятельность помогает выпускнику ДОУ соответствовать требованиям ФГОС, согласно которым, выпускник сегодня должен обладать такими качествами как, любознательность, активность, побуждает интересоваться новым, неизвестным в окружающем мире. Ребѐнок учится задавать вопросы взрослому, ему нравиться экспериментировать, он привыкает действовать самостоятельно. Проектно-исследовательская деятельность учит управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели, помогает в овладении универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Педагогическая целесообразность программы заключается в комплексном подходе к воспитанию творческой личности в условиях ДОО через реализацию опытно-экспериментальной деятельности с детьми.
Цель программы: развивать творческую личность дошкольника через реализацию опытно-экспериментальной деятельности с детьми.
Задачи программы:
- упражнять в умении проводить опытно-экспериментальные действия; - развивать желание заниматься опытно-экспериментальной деятельностью;
- развивать творческое мышление, воображение, творческую активность.
Формы и режим занятий
Специфика программы предполагает использование сюжетной игры как формы организации деятельности детей: в I и II разделах дети выполняя задания собирают кусочки ключа, которым в III разделе открывают дверь в замоклабораторию короля. Дети должны показать королю чему они научились, путешествуя по стране, чтобы стать еѐ гражданами. В заключении проводится торжественная церемония вручения детям паспортов граждан страны Фантазий. В программе предложен учебно-тематический план, рассчитанный на 1 год обучения: для детей с 6-ти до 7-ми лет.
Структура учебно-тематического плана предполагает 36 тем в учебном году.
Каждая тема рассчитана на 1 занятие, что в учебно-тематическом плане соответствует одному часу. Программа предполагает проведения одного занятия в неделю, продолжительностью 20 минут. Объем и время обусловлено требованиями САНПИН.
Форма организации совместной со взрослым развивающей деятельности детей – групповая (8 – 12 человек).
Формы подведения итогов реализации парциальной программы
Программа предусматривает проведение итоговой ярмарки-викторины в конце обучения (май), что позволяет оценить освоение задач программы, результат которой фиксируется в картах наблюдения (Приложение 1).
Показатели и диагностика освоения программы детьми 6-7 лет
Критерий |
Показатель |
Методика |
Ценностноориентационный |
Отношение к экспериментальной деятельности |
Методика «Дерево желаний» (Юркевич В.С.); Методика «Выбор деятельности» (Прохорова Л.Н.); Наблюдение в процессе свободной деятельности. |
Устойчивость интересов |
Методика «Интерес в экспериментальной деятельности» (Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.); Методика «Маленький исследователь» (Прохорова Л.Н.). |
|
Деятельностный |
Умение выделять проблему |
Методика «Сахара» (Прохоро- ва Л.Н.); |
|
|
Методика Д.Векслера субтест «Общая осведомлѐнность», «Словарь»; Наблюдение в процессе свободной деятельности. |
Умение планировать свою деятельность |
Методика Дж.Равена в модификации Розановой; Методика диагностики технологической компетентности (Дыбина О.В., Анфисова С.Е.); Наблюдение в процессе свободной деятельности. |
|
Умение реализовывать план |
Методика Д.Векслера субтест «Сходство»; Методика «Узор» (Цеханская Л.И.); Методика диагностики технологической компетентности (Дыбина О.В., Анфисова С.Е.); Наблюдение в процессе свободной деятельности. |
|
Оценочнорефлексивный |
Рефлексивные умения |
Методика «Радость и огорчения» (Цветкова В.И.); Беседа на тему результата деятельности. |
Умение оценивать свою деятельность |
Методика диагностики технологической компетентности (Дыбина О.В., Анфисова С.Е.); Беседа на тему результата деятельности. |
Высокий уровень. Познавательное отношение устойчиво. Ребѐнок проявляет инициативу и творчество в решении проблемных ситуаций. Ребѐнок самостоятельно видит проблему . Высказывает свои предположения относительно увиденной проблемы. Выдвигает гипотезы, аргументирует и пытается доказать свою точку зрения на проблему. Самостоятельно планирует предстоящую деятельность, выбирает для неѐ оборудование и материалы. Выбор основывает на их качествах, свойствах и назначении материалов известных ребѐнку. Дошкольник действует по раннее обдуманному плану. На протяжении всей работы помнит о еѐ конечной цели. В диалоге поясняет ход деятельности. Доводит начатое до конца, добиваясь результата. Полученный результат формулирует в речи отмечая соответствие цели и гипотезе. Формулируя выводы ребѐнок способен установить разнообразные временные, причинно-следственные связи.
Самостоятельно делает вывод о деятельности и еѐ результате.
Средний уровень. Познавательное отношение ситуативно и избирательно. В большинстве случаев ребѐнок проявляет активный познавательный интерес. Ребѐнок не всегда способен увидеть проблему самостоятельно, иногда ему требуется не большая подсказка взрослого. При этом ребѐнок высказывает предположения, выстраивает гипотезу. Делает это самостоятельно или с небольшой помощью взрослого и ли сверстников. Может планировать свою деятельность, но совместно со взрослым. Дошкольник самостоятельно готовить материалы для экспериментальной деятельности. При выборе материалов опирается на их качества и свойства. Проявляет настойчивость в достижении конечного результата. В процессе деятельности помнит о цели работы. Ребѐнок формулирует выводы самостоятельно, но иногда ему требуются наводящие вопросы взрослого. С помощью взрослого аргументирует свои суждения, пользуется доказательствами.
Низкий уровень. Познавательный интерес ребѐнка неустойчив, выражен слабо. Дошкольник не всегда понимает проблему. Не проявляет активности в выдвижении идеи по решению проблемы. С трудом понимает выдвинутые гипотезы другими детьми. Не стремиться к самостоятельности в деятельности и еѐ планировании или стремление не выраженное. При выборе материалов для деятельности не учитывает их качества, и свойства вследствие чего допускает ошибки. Увлѐкшись процессом деятельности, забывает о первоначальной цели. При этом деятельность ребѐнка наполнена примитивными действиями сводящаяся к манипуляции предметами. Допускает ошибки при установлении связей и последовательности действий. Испытывает трудности в формулировании выводов даже с помощью взрослого. При попутке сделать вывод ребѐнок опирается на внешние и несущественные признаки материала, с которыми он действует, не вникая в его содержание.
Ожидаемый результат освоения программы детьми 6-7 лет К концу года ребѐнок:
- проявляет положительное отношение к экспериментальной деятельности;
- демонстрирует устойчивый интерес к экспериментальной деятельности;
- умеет выделять проблему, требующую экспериментальной проверки;
- формулирует гипотезу экспериментальной деятельности;
- умеет планировать свою экспериментальную деятельность относительно цели и выдвинутой гипотезы;
- умеет действовать по плану или алгоритму;
- умеет реализовывать задуманный план;
- умеет обобщать полученные результаты;
- умеет формулировать выводы экспериментальной деятельности относительно выдвинутой цели и гипотезы;
- умеет оценивать собственную экспериментальную деятельность;
- понимает причины неудач и предлагает способы их устранения.
Структурно Программа представлена учебно-тематическим планом для одного года обучения, содержанием, а также методическим обеспечением с примерным перечнем содержания уголка экспериментирования и картотекой образовательной деятельности с детьми.
В Приложении 1 представлена карта наблюдения, необходимая для фиксации результатов наблюдения за самостоятельной экспериментальной деятельностью детей.
Сокращения, используемые в Программе:
ФГОС ДО – Федеральный Государственный Стандарт дошкольного образования.
Учебно-тематический план
№ п/п |
Месяц |
Тема |
Всего |
Теория |
Практика |
Раздел I. «Давайте познакомимся!» или «В гостях у жите- лей страны фантазий» |
4 |
4 |
4 |
||
1. |
Сентябрь 1 неделя |
Встреча с жителями Воздушного горда. (Познавательное развитие) |
1 |
1 |
1 |
2. |
Сентябрь 2 неделя |
Встреча с жителями Цветного города. (Художественное развитие) |
1 |
1 |
1 |
3. |
Сентябрь 3 неделя |
Встреча с жителями Города звуков. (Музыкальное развитие) |
1 |
1 |
1 |
4. |
Сентябрь 4 неделя |
Встреча с жителями Города теней. (Физическое развитие) |
1 |
1 |
1 |
Раздел II. «Путешествие по городам страны фантазий» |
17 |
17 |
17 |
||
5. |
Октябрь 1 неделя |
Взвешиваем воздух. (Познавательное развитие) |
1 |
1 |
1 |
6. |
Октябрь 2 неделя |
Весѐлые кораблики (Познавательное развитие) |
1 |
1 |
1 |
7. |
Октябрь 3 неделя |
Цветные бусы (Познавательное развитие) |
1 |
1 |
1 |
8. |
Октябрь 4 неделя |
Волшебная тарелочка (Познавательное развитие) |
1 |
1 |
1 |
9. |
Ноябрь 1 неделя |
Какой камень теплее? (Познавательное развитие) |
1 |
1 |
1 |
10. |
Ноябрь 2 неделя |
Поиграем с тенью (Художественное развитие) |
1 |
1 |
1 |
11. |
Ноябрь |
Смешиваем краски |
1 |
1 |
1 |
|
3 неделя |
(Художественное развитие) |
|
|
|
12. |
Ноябрь 4 неделя |
Картина из песка (Художественное развитие) |
1 |
1 |
1 |
13. |
Декабрь 1 неделя |
Волшебные чернила (Художественное развитие) |
1 |
1 |
1 |
14. |
Декабрь 2 неделя |
Какие бывают звуки? (Музыкальное развитие) |
1 |
1 |
1 |
15. |
Декабрь 3 неделя |
Собери звуки в домик (Музыкальное развитие) |
1 |
1 |
1 |
16. |
Декабрь 4 неделя |
Подбери картинку-слово к звуку (Музыкальное развитие) |
1 |
1 |
1 |
17. |
Январь 2 неделя |
Откуда появляется звук? (Музыкальное развитие) |
1 |
1 |
1 |
18. |
Январь 3 неделя |
Зарядка в фантазийной стране (Физическое развитие) |
1 |
1 |
1 |
19. |
Январь 4 неделя |
Что тяжелее? (Физическое развитие) |
1 |
1 |
1 |
20. |
Февраль 1 неделя |
Какой мяч лучше прыгает? (Физическое развитие) |
1 |
1 |
1 |
21. |
Февраль 2 неделя |
Определи вес (Физическое развитие) |
1 |
1 |
1 |
Раздел III. «В замке короля страны фантазий» |
14 |
14 |
14 |
||
22. |
Февраль 3 неделя |
Волшебная соломинка (Познавательное развитие) |
1 |
1 |
1 |
23. |
Февраль 4 неделя |
Ищем воздух (Познавательное развитие) |
1 |
1 |
1 |
24. |
Март 1 неделя |
Поплывет или утонет? (Познавательное развитие) |
1 |
1 |
1 |
25. |
Март 2 неделя |
Придумай эксперимент с предложенным материалом (Познавательное развитие) |
1 |
1 |
1 |
26. |
Март |
Рисуем без кисти |
1 |
1 |
1 |
|
3 неделя |
(Художественное развитие) |
|
|
|
27. |
Март 4 неделя |
Смешаем разноцветные карандаши (Художественное развитие) |
1 |
1 |
1 |
28. |
Апрель 1 неделя |
Придумай эксперимент с предложенным материалом (Художественное развитие) |
1 |
1 |
1 |
29. |
Апрель 2 неделя |
Музыкальные художники (Музыкальное развитие) |
1 |
1 |
1 |
30. |
Апрель 3 неделя |
Подбери к картинке звук (Музыкальное развитие) |
1 |
1 |
1 |
31. |
Апрель 4 неделя |
Игра на необычных инструмен- тах (Музыкальное развитие) |
1 |
1 |
1 |
32. |
Май 1 неделя |
Придумай эксперимент с предложенным материалом (Музыкальное развитие) |
1 |
1 |
1 |
33. |
Май 2 неделя |
Придумай эксперимент с предложенным материалом (Физическое развитие) |
1 |
1 |
1 |
34. |
Май 3 неделя |
Ярмарка-викторина экспериментов |
1 |
1 |
1 |
35. |
Май 4 неделя |
Вручение паспорта гражданина страны фантазий |
2 |
1 |
1 |
|
|
Итого |
36 |
36 |
36 |
Тема 1 «Встреча с жителями Воздушного горда»
Теория: воздух, его свойства. Стекло, его свойства. Магнит, его свойства. Практика: беседа «Каким бывает воздух?», «Как корабль попал в бутылку?», «Почему некоторые предметы притягиваются?», опыты и эксперименты
«Летающая пробка», «Яйцо в бутылки», «Движение машинки».
Тема 2 «Встреча с жителями Цветного города»
Теория: цвет, его свойства. Свет, его влияние на окружающие предметы. Практика: беседа «Что такое цвет?», «Почему, когда темно мы не видим цвет предмета?», опыты и эксперименты «Волшебное стѐклышко», «Движение тени», «Разноцветные яйца».
Тема 3 «Встреча с жителями Города звуков»
Теория: звук, его свойства. Музыкальные звуки. Звук в окружающем мире.
Практика: беседа «Какие бывают звуки», «Что как звучит?», опыты и эксперименты «Волшебная травинка», «Бумажный горн», «Есть ли звук у воздуха», анализ образовательной деятельности.
Тема 4 «Встреча с жителями Города теней» Теория: физические свойства предметов.
Практика: беседа «Что такое физика», опыты и эксперименты «Волшебная травинка», «Бумажный горн», «Есть ли звук у воздуха», анализ образовательной деятельности.
Тема 5 «Взвешиваем воздух»
Теория: воздух, его свойства. Вес воздуха.
Практика: беседа «Как взвесить воздух», опыты «Взвешиваем воздух».
Тема 6 «Весѐлые кораблики»
Теория: вода, еѐ свойства. Бумага, еѐ свойства. Действие воды на бумагу.
Практика: беседа «Дружба воды с бумагой», «Почему кораблик не тонет на воде?» опыт «Весѐлые кораблики».
Тема 7 «Цветные бусы»
Теория: вода, еѐ свойства. Краска, еѐ свойства. Действие краски, температуры на воду.
Практика: беседа «Откуда берутся льдинки», «Как сделать цветные льдинки?» опыт «Цветные бусы».
Тема 8 «Волшебная тарелочка»
Теория: магнит, его свойства. Железо, его свойства. Притяжение магнита и железа.
Практика: беседа «Как булавку научить ходить», опыт «Волшебная тарелочка».
Тема 9 «Какой камень теплее?»
Теория: цвет, его свойства. Температура, еѐ свойства. Сохранение тепла. Влияние цвета предмета на сохранность тепла.
Практика: беседа «Почему один предметы тѐплые, а другие холоднее?», опыт «Какой камень теплее?».
Тема 10 «Поиграем с тенью»
Теория: свет, его свойства. Образование тени от предметов.
Практика: беседа «Откуда появляется тень», опыт «Поиграем с тенью», дидактическая игра «Театр теней».
Тема 11 «Смешиваем краски»
цвет, его свойства. Смешивание цветов.
беседа «Откуда появляются цвета?», «Как нарисовать радугу
из трѐх красок?», просмотр отрывка серии «Художники» из мультфильма
«Лунтик», опыт «Смешиваем краски».
Тема 12 «Картина из песка» Теория: песок, его свойства.
Практика: беседа «Что такое песок?», «Как нарисовать картину песком?», опыт «Картина из песка».
Тема 13 «Волшебные чернила»
Теория: химическая реакция. При соединении разных свойств веществ получаем новое вещество с новыми свойствами.
Практика: беседа «Как сделать чернила не видимыми», просмотр отрывка серии «Письмо» из мультфильма «Фиксики», опыт «Волшебные чернила».
Тема 14. «Какие бывают звуки?» Теория: звук, его свойства.
Практика: беседа «Какие предметы имеют звук?», опыт «Какие бывают звуки?», беседа «Чем отличаются звуки».
Тема 15 «Собери звуки в домик»
Теория: звук, его свойства. Музыкальные звуки. Мелодия.
Практика: беседа «Как получается музыка?», дидактическая игра «Собери звуки в домик», опыт «Сложи мелодию».
Тема 16 «Подбери картинку-слово к звуку» Теория: ассоциация звука и картинки, слова.
Практика: дидактическая игра «На что похож звук», «Назови звук словом», «Подбери картинку-слово к звуку».
Тема 17 «Откуда появляется звук?»
Теория: звук, природа его появления. Бытовые звуки. У всех предметов есть звук.
Практика: беседа «Как сыграть без музыкальных инструментов?», опыт «Как звучат «обычные» предметы?», дидактическая игра «Откуда появился звук?».
Тема 18 «Зарядка в фантазийной стране» Теория: движение, его особенности.
Практика: беседа «Какие движения умеет делать человек», «Движение – это жизнь?», опыт «Сделай одновременно!», дидактическая игра «Зарядка».
Тема 19 «Что тяжелее?»
Теория: вес, его свойства. Сравнение по весу. Влияние воды на вес некоторых предметов.
Практика: беседа «Что тяжелее: килограмм пуха или килограмм железа?», «Как взвесить предметы» опыт «Определи что тяжелее», дидактическая игра «Весы».
Тема 20 «Какой мяч лучше прыгает?»
Теория: физические свойства предметов. Прыгучесть. Влияние воздуха.
Практика: беседа «Все мячи умеют прыгать?», опыт «Какой мяч лучше прыгает?», беседа «От чего зависит умение мяча прыгать?».
Тема 21 «Определи вес»
Теория: вес, его свойства. Сравнивание со статичной единицей.
Практика: беседа «Как определить вес предмета без весов?», опыт «Определи вес», дидактическая игра «Внутренние весы».
Тема 22 «Волшебная соломинка»
воздух, его свойства. беседа «Что такое воздух?» «Как увидеть/почувствовать воз-
дух?», опыт «Волшебная соломка».
Тема 23 «Ищем воздух»
Теория: воздух, его свойства. Доказательства наличия воздуха.
Практика: беседа «Воздух вокруг нас?», «Как доказать что в комнате есть воздух?», дидактическая игра «Ищем воздух».
Тема 24 «Поплывет или утонет?»
Теория: вода, еѐ свойства. Плывучесть предметов. Зависимость от веса предмета.
Практика: беседа «Почему одни предметы плывут, а другие – тонут?», опыт «Поплывет или утонет?».
Тема 25 «Придумай эксперимент с предложенным материалом» Теория: материал, его свойства. Алгоритм.
Практика: Составление алгоритма опыта, беседа «Мой опыт», опыт
«Мой опыт».
Тема 26 «Рисуем без кисти»
Теория: материал, его свойства.
Практика: беседа «Как нарисовать картину не имея кисти?», опыт «Рисуем без кисти».
Тема 27 «Смешаем разноцветные карандаши» Теория: материал, его свойства.
Практика: беседа «Краски смешивать можно, а карандаши?», опыт «Смешиваем цветные карандаши».
Тема 28 «Придумай эксперимент с предложенным материалом»
материал, его свойства. Алгоритм.
Составление алгоритма опыта, беседа «Мой опыт», опыт
«Мой опыт».
Тема 29 «Музыкальные художники»
Теория: звук, его свойства. Действие по алгоритму.
Практика: беседа «Что за чем следует?», опыт «Музыкальные художники».
Тема 30 «Подбери к картинке звук» Теория: звук, его свойства.
Практика: дидактическая игра «Подбери к картинке звук», проигрывание звука на выбранном бытовом (подручном) и музыкальном инструменте.
Тема 31 «Игра на необычных инструментах» Теория: материалы, его свойства.
Практика: беседа «Как извлечь звук из «обычного» предмета?», дидактическая игра «Игра на необычных инструментах».
Тема 32 «Придумай эксперимент с предложенным материалом» Теория: материал, его свойства. Алгоритм.
Практика: Составление алгоритма опыта, беседа «Мой опыт», опыт
«Мой опыт».
Тема 33 «Придумай эксперимент с предложенным материалом» Теория: материал, его свойства. Алгоритм.
Практика: Составление алгоритма опыта, беседа «Мой опыт», опыт
«Мой опыт».
Тема 34 «Ярмарка-викторина экспериментов»
материал, его свойства. Алгоритм.
Викторина составление алгоритма опыта, беседа «Мой опыт»,
опыт «Мой опыт».
Тема 35 «Вручение паспорта гражданина страны фантазий» Теория: изученные материал, его свойства. Алгоритм.
Практика: музыкально-физкультурно-познавательное развлечение с элементами игры по станциям, проведением викторины, создание условий для свободного экспериментирования, показыванием фокусов.
Примерный перечень содержание уголка экспериментирования
|
|
Дидактический |
Деятельностный |
|
|
|
|
- схемы, таблицы, модели с алгоритмами опытов; - серии картин с изображением различных последовательностей и причинноследственных связей; - книги познавательного характера, детские энциклопедии, атласы; - тематические альбомы. |
- различные материалы для деятельности: песок, глина, вода, магниты разного размера, железные шарики, болтики, булавки, стеклышки разных цветов, кусочки различных тканей, леска, бумага разная по фактуре и плотности, красители пищевые и непищевые (гуашь, акварель, др.), ватные палочки, ватные диски, мешочки с разным наполнением, мячи разные по фактуре, диаметру и степени накаченности воздуха, бутылки и банки разных размеров, стаканы линейки разные по длине и др. - оборудование для деятельности: одноразовая посуда (пластиковая и бумажная), тазики, настольная лампа, мерные ложечки, щипцы, полочки, шприцы, воронки, сито, лупа, детский микроскоп, песочные часы, насос и др. |
|
|
Картотека образовательной деятельности с детьми
Тема 1 «Встреча с жителями Воздушного горда» Цель: развитие интереса к опытам познавательной направленности. |
|
Материал и оборудование |
Краткое содержание |
Магнит, железные пластинки, лист бумаги, спиртовка, колба с бумажной пробкой, бутылка, варѐнное яйцо. |
Беседа «Каким бывает воздух?» (подвести детей к определению свойств и характеристик воздуха: сильный, тѐплый, прозрачный, влажный и т.д.). Беседа «Как корабль попал в бутылку?» (решение проблемной ситуации, стимулирование детей к рассуждению, высказыванию своего мнения, построения гипотезы). Беседа «Почему некоторые предметы притягиваются?» (побуждение детей к рассуждению, высказыванию своего мнения, обращение к прошлому опыту детей). Опыты и эксперименты проводит взрослый. Опыт «Летающая пробка» (при нагревании вода превращается в пар, который выталкивает пробку). Опыт «Яйцо в бутылки» (при нагревании стекло расширяется и в бутылку проваливается яйцо). Опыт «Движение машинки» (движением предмета можно управлять с помощью магнита с другой стороны листа). |
Тема 2 «Встреча с жителями Цветного города» Цель: развитие интереса к опытам художественной направленности. |
|
Материал и оборудование |
Краткое содержание |
Стеклышки прозрачные и цветные, калейдоскоп, настольная лампа, пищевой краситель, вода, миска, варѐнное яйцо, песочные часы, спиртовка. |
Беседа «Что такое цвет?» (подвести детей к понимание того что цвет может получится из трѐх основных цветов). Беседа «Почему, когда темно мы не видим цвет предмета?» (подвести детей к пониманию того, что свет даѐт возможность нам видеть предметы). Опыты и эксперименты проводит взрослый. Опыт «Волшебное стѐклышко» (цвет предметов будет меняться если смотреть на них через окрашенное стѐклышко). Опыт «Движение тени» (тень появляется под воздействием света, она способна изменять свой размер от угла падения света на предмет). Опыт «Разноцветные яйца» (красящее вещество действует на предмет с разной интенсивностью в зависимости от времени его воздействия насыщенность цвета будет разная). |
Тема 3 «Встреча с жителями Города звуков» Цель: развитие интереса к опытам музыкальной направленности. |
|
Материал и оборудование |
Краткое содержание |
Музыкальные инструменты, линейка, бутылки с разным количеством воды, палочки из разных материалов (дерево, пластмасса, железо), лист железа. |
беседа «Какие бывают звуки», «Что как звучит?», опыты и эксперименты «Волшебная травинка», «Бумажный горн», «Есть ли звук у воздуха», анализ образовательной деятельности. |
Тема 4 «Встреча с жителями Города теней» Цель: Развитие интереса к опытам физической направленности. |
|
Материал и оборудование |
Краткое содержание |
Набор картинок с теневм показом движений, весы, набор разных по весу мешочков. |
Знакомство с жителями Города теней, побуждение интереса детей к экспериментам физической направленности через показ жителями занимательных опытов и экспериментов: «Что тяжелее». |
|
Тема 5 «Взвешиваем воздух» Цель: Познакомить детей со свойствами воздуха. |
||
Материал и оборудование |
Краткое содержание |
|
Шарики, вода, леска, трубка, прозрачный стакан, два мяча, насос. |
беседа «Как взвесить воздух», опыты «Взвешиваем воздух» |
|
Тема 6 «Весѐлые кораблики» Цель: познакомить детей со свойствами воды и бумаги. |
||
Материал и оборудование |
Краткое содержание |
|
Таз с водой, бумажный кораблик, салфетка, лист бумаги, лист картона. |
беседа «Дружба воды с бумагой», «Почему кораблик не тонет на воде?» опыт «Весѐлые кораблики». |
|
Тема 7 «Цветные бусы» Цель: дать представление детям о свойствах воды: прозрачная, но может менять свою окраску, когда в ней растворяются окрашенные вещества, может быть твѐрдой, когда еѐ помещают в холод. |
||
Материал и оборудование |
Краткое содержание |
|
Вода, гуашь, формочки для льда. |
беседа «Откуда берутся льдинки», «Как сделать цветные льдинки?» опыт «Цветные бусы». |
|
Тема 8 «Волшебная тарелочка» Цель: познакомить детей со свойствами магнита: притягивает железные предметы. |
|
Материал и оборудование |
Краткое содержание |
Железные шарики, магниты, картонная тарелочка. |
беседа «Как булавку научить ходить», опыт «Волшебная тарелочка». |
Тема 9 «Какой камень теплее?» Цель: дать представления детям о свойствах некоторых предметов хранить тепло. |
|
Материал и оборудование |
Краткое содержание |
настольная лампа, охлаждающий элемент, камень белого цвета и камень чѐрного (темно серого) цвета. |
беседа «Почему один предметы тѐплые, а другие холодные?», опыт «Какой камень теплее?». |
Тема 10 «Поиграем с тенью» Цель: познакомить детей с особенностью появления теней, развивать творческое воображение. |
|
Материал и оборудование |
Краткое содержание |
настольная лампа, фонарик, набор предметов с чѐткам очертанием контуров. |
беседа «Откуда появляется тень», опыт «Поиграем с тенью», дидактическая игра «Театр теней».
|
Тема 11 «Смешиваем краски» Цель: дать представления детям о составе цветов и о разной прозрачности цвета. |
|
Материал и оборудование |
Краткое содержание |
гуашь, палитра, вода, кисть, лист бумаги.
|
беседа «Откуда появляются цвета?», «Как нарисовать радугу из трѐх красок?», просмотр отрывка серии «Художники» из мультфильма «Лунтик», опыт «Смешиваем краски». |
Тема 12 «Картина из песка» Цель: познакомить детей со свойствами песка: сыпучеть, липкость, пластичность. |
|
Материал и оборудование |
Краткое содержание |
песок, воза, набор игрушек для песка (лапатка, грабли, формочки, мельница). |
беседа «Что такое песок?», «Как нарисовать картину песком?», опыт «Картина из песка». |
Тема 13 «Волшебные чернила» Цель: познакомить детей с химической реакцией и еѐ результатом. |
|
Материал и оборудование |
Краткое содержание |
лимон, пластиковая тарелочка, деревянная палочка с заострѐнным кончиком, лист бумаги, гладильная доска, марля, утюг |
беседа «Как сделать чернила не видимыми», просмотр отрывка серии «Письмо» из мультфильма «Фиксики», опыт «Волшебные чернила». |
Тема 14 «Какие бывают звуки?» Цель: дать представление детям о звуках: громких и тихих, высоких и низких. |
|
Материал и оборудование |
Краткое содержание |
диск с подбором музыкальных звуков высокий и низких, гитара, диск с записью звуков природы |
беседа «Какие предметы имеют звук?», опыт «Какие бывают звуки?», беседа «Чем отличаются звуки» |
Тема 15 «Собери звуки в домик» Цель: закреплять умение детей различать звуки, пробовать компоновать звуки для получе- ния мелодии. |
|
Материал и оборудование |
Краткое содержание |
интерактивная доска, игра для интерактивной доски (с домиками и звуками, с компоновкой звуков из разных домиков). |
беседа «Как получается музыка?», дидактическая игра «Собери звуки в домик», опыт «Сложи мелодию». |
Тема 16 «Подбери картинку-слово к звуку» Цель: развивать воображение детей. |
|
Материал и оборудование |
Краткое содержание |
набор картинок, набор детских музыкальных инструментов, диск с записью различных звуков. |
дидактическая игра «На что похож звук», «Назови звук словом», «Подбери картинку-слово к звуку». |
Тема 17 «Откуда появляется звук?» Цель: познакомить детей с причинами появления звуков. |
|
Материал и оборудование |
Краткое содержание |
линейка деревянная, лист бумаги, стеклянный стакан или бутылка, бубен. |
беседа «Как сыграть без музыкальных инструментов?», опыт «Как звучат «обычные» предметы?», дидактическая игра «Откуда появился звук?». |
Тема 18 «Зарядка в фантазийной стране» Цель: развивать ловкость, координацию и моторику. |
|
Материал и оборудование |
Краткое содержание |
подбор упражнений типа «левой рукой по- хлопываем по животу, а правой – гладим себя по голове по кругу по часовой стрелки» |
беседа «Какие движения умеет делать человек», «Движение – это жизнь?», опыт «Сделай одновременно!», дидактическая игра «Зарядка» |
Тема 19 «Что тяжелее?» Цель: учить детей определять вес предметов, сравнивать предметы по весу. |
|
Материал и оборудование |
Краткое содержание |
разные по весу гантели, мешочки с песком, камушками, рисом, манкой, ватой, пухом, соломой, таз с водой |
беседа «Что тяжелее: килограмм пуха или килограмм железа?», «Как взвесить предметы» опыт «Определи что тяжелее», дидактическая игра «Весы». |
Тема 20 «Какой мяч лучше прыгает?» Цель: учить детей находит способ определения искомого качества, проводить эксперимент и делать вывод. |
|
Материал и оборудование |
Краткое содержание |
мячи разные по размеру, плотности материала, количеству воздуха, рельефу поверхности |
беседа «Все мячи умеют прыгать?», опыт «Какой мяч лучше прыгает?», беседа «От чего зависит умение мяча прыгать?». |
Тема 21 «Определи вес» Цель: развивать моторику, умение чувствовать вес предмета. |
|
Материал и оборудование |
Краткое содержание |
Гиря для весов весом 100 грам, набор мешочков разных по весу |
беседа «Как определить вес предмета без весов?», опыт «Определи вес», дидактическая игра «Внутренние весы» |
Трети раздел сводится к созданию условий для проведения самостоятельной экспериментальной деятельности детьми. Детей можно объединить в микрогруппы по 2-3 человека. В этом разделе используются заготовки различных алгоритмов опытов, картинки с последовательностями действий, карты проведения опыта.
Приложение 1
Карта результатов наблюдения за свободной экспериментальной деятельностью детей |
||||||
№ п/п |
Ф.И. ребѐнка |
Выделение проблемы |
Планирование |
Реализация |
Рефлексия |
Итог |
1. |
|
|
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
|
|
3. |
|
|
|
|
|
|
Условные обозначения:
С – выполняет самостоятельно;
П – выполняет с помощью взрослого или сверстника;
Н – затрудняется выполнить даже с помощью;
В – высокий уровень;
С – средний уровень;
Н – низкий уровень.
Результат:
Высокий уровень – деятельность ребѐнка самостоятельна по всем критериям или в одном из критериев потребовалась помощь взрослого или сверстника.
Средний уровень – деятельность ребѐнка самостоятельна лишь по двух критериям, а по остальным требует помощи или требует помощи взрослого или сверстника по всем критериям или ребѐнок затрудняется выполнить один критерий даже с помощью.
Низкий уровень – ребѐнок затрудняется выполнить деятельность даже с помощью по двум и более критериям.
1. Веракса, Н.Е. Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников / Н.Е. Веракса, О.Р. Галимов. – М.: Мозаика-Синтез, – 2014. – 215 с.
2. Дыбина, О.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников – 2-е изд., испр. / О.В. Дыбина – М.: ТЦ Сфера, – 2013. – 64 с.
3. Ермолаева, С.Д. Поисково-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника / С.Д. Ермолаева – М.: Детсво-Пресс, – 2014. – 240 с.
4. Исакова, Н.В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность / Н.В. Исакова – М.: ДетствоПресс, 2015. – 64 с.
5. Кайе, В.С. Конструирование и экспериментирование с детьми 5-8 лет /
В.С. Кайе – М.: Сфера, – 2016. – 128 с.
6. Лесева, Е.В. Развитие познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников. Из опыта работы / Е.В. Лесева – М.: Детство-Пресс, – 2013. – 128 с.
7. Марудова, Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Эксперементирование / Е.В. Марудова – М.: Детство-Пресс, – 2016. – 128 с.
8. Михайлова, З.А. Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников / З.А. Михайлова, Т.А. Бабаева, Л.И. Кларина – М.:
Детство-Пресс, – 2012. – 160 с.
9. Рыжова, Л.И. Методика детского экспериментирования / Л.И. Рыжова –
М.: Детство-Пресс, – 2015. – 208 с.
10. Тугушева, Г.П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста / Г.П. Тугушева, А.Е. Чистякова – М.: ДетствоПресс, – 2015. – 128 с.
Пояснительная записка Учебно-тематический план Содержание Программы Методическое обеспечение: Примерный перечень содержание уголка экспериментирования Картотека образовательной деятельности с детьми Приложение 1 Литература
|
30 |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти «Школа с углубленным изучением отдельных предметов № 89»
Шайхутдинова Ольга Владимировна
ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ФАНТАЗИЙ
Авторская парциальная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности
г.о. Тольятти, 2016г.
Издательство
31 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.