Авторская педагогическая разработка (комбинаторная) «Глюкоза, ее строение и свойства»

  • Разработки уроков
  • docx
  • 26.02.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок проводится по технологии деятельного обучения с использованием эвристического, объяснительно – иллюстративного и экспериментального методов обучения. Тема урока соответствует календарно – тематическому плану, целям и содержанию. Научно, доступно, посильно для восприятия обучающимися.Изучение материала построено как беседа на основе демонстрационного эксперимента. Безусловно, преподаватель основательно продумала серию опытов, поэтому в понимании нового материала у обучающихся не будет проблем
Иконка файла материала методическая разработка.docx
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ № 6 г. ЗИМА Авторская педагогическая разработка (комбинаторная)  «Глюкоза, ее строение и свойства» Форма разработки: учебная Автор разработки: Безносова Марина Юрьевна,  преподаватель химии  ОГБОУ НПО ПУ № 6 2012  г. Зима 1Безносова Марина Юрьевна, «Глюкоза, ее строение и свойства», комбинаторная,. г.Зима, 2012г, 16 стр. Аннотация: в авторской педагогической разработке рассматривается материал в котором большое внимание   уделяется   практическому   применению   глюкозы,   способствующие   формированию   общих компетенций. . Рассмотрено на заседании МК Общеобразовательного цикла Протокол №____ от «___»______20___г. председатель МК ___________ Т.С.Сивухина Утверждено  Решение   методического   совета   ОГБОУ НПО ПУ № 6  Протокол № ___ «___» ______ 20__ г Безносова Марина Юрьевна, первая квалификационная категория Рецензенты: 2Оглавление Пояснительная записка.............................................................................................4 Технологическая карта урока химии.......................................................................6 Технологическая карта урока...................................................................................8 Тема урока «Глюкоза, ее строение, свойства и применение»..............................10 Приложение Б..........................................................................................................16 1. «Проверь себя»....................................................................................................16 - ОН.................................................................................................................................. 16 Несколько - ОН................................................................................................................16 Результаты................................................................................................................17 Приложение Г...........................................................................................................17 Оценочный лист.......................................................................................................17 Приложение Д..........................................................................................................18 Оценочный лист.......................................................................................................18 Приложение Е..........................................................................................................18 Размышление – загадка............................................................................................18 Список литературы..................................................................................................19 3Данная тема рассматривается в разделе «Углеводы».  Урок построен так, чтобы  Пояснительная записка обеспечить формирование познавательного интереса обучающихся, продемонстрировать красоту познавательного процесса, почувствовать радость от результатов проведенных опытов, создать  положительное эмоциональное отношение к учебе. Роль преподавателя при этом в том, что он –  организатор этого взаимодействия, он управляет процессом познания. Одной из актуальных тем развития обучающихся является системно – деятельностная технология обучения. Поэтому на уроке очень важны способы организации самостоятельной работы,   поисково   –   исследовательской   деятельности   обучающихся.     Правильно   построенная система   деятельностного   обучения   позволяет   рациональными   педагогическими   средствами целенаправленно   развивать   познавательную   самостоятельность   и   творческие   способности обучающихся, т.к в процессе обучения активно приобретаются не только знания по предмету, но и знания о их средствах наиболее эффективного усвоения и применения. Давно известно, что знания,   добытые   своим   трудом,   намного   прочнее   и   ценнее,   чем   знания,   предложенные преподавателем в готовом виде.  На уроке активно используется компьютерная среда (презентации, мультимедийный урок, задания для самоконтроля). Назначение этих материалов в обеспечении наглядности и доказательности. Особое значение имеет использование средств ИКТ на уроках.  Использование средств ИКТ   дает   возможность   представлять   в   мультимедийной   форме   уникальные   материалы (картинки, рисунки, схемы, таблицы и даже демонстрировать опыты), формировать навыки и умения   информационно   –   поисковой   деятельности,   визуализировать   изучаемые   явления, процессы и взаимосвязь между объектами. Актуальность данной темы заключается в практическом значении. Углеводы, в том числе и  глюкоза, широко используется человеком. О применении углеводов много говорят и врачи­ диетологи, и врачи­эндокринологи. Знание свойств глюкозы очень важно для .  Планируемый результат: В ходе занятия учащиеся получают возможность 4Знать:   Строение глюкозы, ее свойства и применение Уметь:  Выполнять  качественные реакции на глюкозу. Понимать: Сходство глюкозы с альдегидами и многоатомными спиртами. Авторская методическая разработка урока состоит из: пояснительной   записки,   актуальности,   технологическая   карта   урока,   развернутый   план   ­ конспект урока, приложения, презентации и видеофрагментов. 5Технологическая карта урока химии                Профессия: «Продавец, контролер­кассир», 2 курс                Преподаватель: Безносова Марина Юрьевна 2012 г. 6Тема урока: «Глюкоза, ее строение и свойства» Цели: Обучающая:  Изучить строение, свойства, получение и применение глюкозы;  Знать качественные реакции на глюкозу, сходство глюкозы с альдегидами и многоатомными спиртами. Развивающая:  Способствовать развитию логического мышления и внимания при просмотре демонстративных опытов и презентации. Воспитательная:  Способствовать воспитанию аккуратности при работе с раздаточным материалом. Тип урока: изучение нового материала. Метод обучения: самостоятельная работа, беседа, рассказ, лабораторная работа Форма урока: изучение нового материала с использованием мультимедийного оборудования. Дидактической обеспечений: таблица № Б, В «Проверь себя», опорный план­конспект (приложение А), презентация, мультимедийный урок,  оценочный лист (приложение № Г, Д). Межпредметная связь: биология, товароведение продовольственных товаров. Планируемый результат: В ходе занятия учащиеся получают возможность Знать:   Строение глюкозы, ее свойства и применение Уметь:  Выполнять  качественные реакции на глюкозу. Понимать: 7Сходство глюкозы с альдегидами и многоатомными спиртами. Технологическая карта урока. Этапы урока 1. Организационно­ мотивационный момент.  (1­2 мин.) 2. Актуализация. Деятельность педагога 1. Приветствую учащихся, эмоционально  настраиваю их на урок. 2. Объявляю число и тему урока. 1. Предлагаю вспомнить какие классы  органических веществ содержащих  кислород мы уже изучили. 2. Предлагаю выполнить упражнение №1,  №2, №3 (приложение Б) 3. Изучение нового  материала. Просматриваем мутимедийный урок: видеофрагменты Деятельность учащихся Отвечают на приветствие, слушают,  воспринимают, настраиваются на  работу. Записывают число и тему урока. 1. Учащиеся отвечают: спирты,  одноатомные и многоатомные,  альдегиды, карбоновые кислоты. 2. Выполняют упражнение №1, №2, №3 (приложение Б), проводят  самоконтроль (приложение В) и  самооценку (заполняют оценочный  лист (приложение Г). Оценочные листы сдают учителю. Учащиеся просматривают  мультимедийный урок, обсуждают,  следят по опорному план­ конспекту. Рассматривают образец глюкозы и  изучаю ее растворимость в воде.  Смотрят эксперимент взаимодействия  гидроксида меди с глюкозой  Примечание  Учащиеся работаю на  специально розданных  листах. В целях экономии  времени каждому  учащемуся выдается  опорный план­конспект  (приложение 1) Эксперимент проводит  один из учащихся  84. Закрепление. 5. Домашнее задание. 6. Рефлексия деятельность. Предлагаю заполнить оценочный лист   Предлагаю выполнить тест по теме  «Глюкоза». Даю домашнее задание. (прил.Д) Подвожу итог урока. Выставляю оценки. Благодарю за работу. Учащиеся выполняют тест и работы  сдают учителю. Записывают домашнее задание. Заполняют оценочный лист (прил.Д) Прослушивают итог урока. 9Тема урока «Глюкоза, ее строение, свойства и применение» Цели урока: Обучающие: изучить строение, свойства, получение и применение глюкозы,  знать   качественные   реакции   на   глюкозы,   сходство   глюкозы   с   альдегидами   и многоатомными спиртами. Развивающие:  способствовать развитию логического мышления и внимания при просмотре демонстративных опытов и презентации.   Воспитательные:   способствовать воспитанию аккуратности при работе с раздаточным материалом. Тип урока: изучение нового материала. Дидактическое   обеспечение:   приложение   Б,В   «Проверь   себя»,   оценочный   лист (приложение Г) , опорный план­конспект, презентация, мультимедийный урок, оценочный лист (приложение Д) Ход урока: 1. Орг. момент. 2. Сообщение целей урока. Мотивация.  Сегодня мы с вами будем изучать удивительное вещество, это энергетический резерв каждой клетки, без   этого вещества клетка погибает, избыточное содержание этого вещества   в   крови,   связанное   с   гипофункцией   поджелудочной   железы,   приводит   к заболеванию – сахарному диабету. Какое вещество мы будем изучать? Глюкозу. Сегодня   мы   изучим   строение,   свойства   и   применение   глюкозы,   научиться   делать качественные реакции на глюкозу. 3. Актуализация. Мы   с   вами   изучили   органические   вещества   молекулы   которых   содержат   атомы кислорода, какие это вещества? Для этих веществ характерны функциональные группы. Какие функциональные группы вы   знаете?     Учащиеся   работают   с   приложением   Б,   задание   №1   «Проверь   себя». Проверяют и оценивают работу.( Слайд  1,2,3) (приложение В, Г) Задание   №2   –   под   какими   номерами   записаны   формулы   альдегидов,   карбоновых кислот, одноатомных спиртов, многоатомных спиртов? Проверяют и оценивают работу. ( Слайд  4,5) 10Задание №3 – под каким номером находится вещество, которое является качественным реагентом на альдегиды и многоатомные спирты. Проверяют и оценивают работу.( Слайд  6,7) Учащиеся подводят итог актуализации и оценивают свою работу. (Слайд 8) 4. Изучение нового материала. Слайд 2 Сахара – органические соединения, широко распространенные в природе, особенно в царстве растений. Сахара делятся на простые и сложные. Начнем изучение сахаров с глюкозы. (обращаю внимание на опорный конспект (приложение А)) ­ что вы знаете о глюкозе? (учащиеся называют знакомые свойства глюкозы) Этих знаний недостаточно для полной характеристики глюкозы, чтоб узнать о данном веществе больше с чего нужно начать изучение глюкозы? ­ с химического строения. (обращаю внимание на опорный конспект) Слайд 3  Для определения элементарного состава глюкозы проведем следующий эксперимент. Выполняем интерактивное упражнение. С6Н12О6  = 6С + 6Н2О Слайд 4  Для глюкозы характерно линейное и циклическое строение. Слайд 5 Физические свойства глюкозы. На   местах   учащиеся   самостоятельно   рассматривают   образец   глюкозы,   изучают   ее растворимость в воде Слайд 6  У глюкозы как и у многих органических соединений имеется изомер – фруктоза. А что мы называем изомерами? Фруктоза или фруктовый сахар, встречается во многих фруктах и в меде. Химические свойства Слайд 7 – брожение 11Слайд 8 – с гидроксидом меди. (Демонстрация  опыта) Слайд 9 – реакция  «серебряного зеркала» Слайд 10. Образование глюкозы. Зеленые   растения   ассимилируют   углекислый   газ   и   воду   и   при   участии   солнечной энергии преобразуется в их  глюкозу и кислород. Слайд 11 – применение. Слайд 12 – запомни. 5. Закрепление.  Выполнение теста. Вывод.  Итак, давайте еще раз вспомним, что мы сегодня с вами изучили? Что такое глюкоза? Охарактеризуйте физические свойства глюкозы. Охарактеризуйте химические свойства глюкозы. За счет чего в природе образуется глюкоза? Где применяется глюкоза?  Домашнее задание.  §14,  Размышление – загадка. (Приложение Е) Лаборантка приготовила реактив и вышла из кабинета. Здесь   трехатомный   спирт,   сойдя   с   полки   подошел   к   столу   и   забрал   свой   реактив. Увидев это глюкоза возмутилась: «Что вы делаете, зачем берете чужое, это же мой распознаватель» «Позвольте, позвольте вмешаться в ваш спор» ­ промолвил фолрмальдегид, ­ «Это мое вещество». Вопрос: 1. Кто был из них прав? 2. О каком веществе они спорили?       Задание:  121. Напишите формулы всех веществ участвующих в споре. 2. Напишите формулу вещества, о котором шел спор. 3. Запишите уравнения возможных реакций. Рефлексия  Заполните, пожалуйста, оценочный лист (приложение № Д). В первой колонке отметьте уровень достижения результата, а во второй ваше  эмоциональное состояние. 1314151.  «Проверь себя». 1 2 Приложение Б  - ОН Несколько - ОН Количество баллов ­ 2. Под каким номером записаны:   одноатомные спирты –   многоатомные спирты –   альдегиды –  карбоновые кислоты ­  количество баллов –  3. Под каким номером находится вещество, которое является качественным реагентом  на альдегиды и многоатомные спирты. Количество баллов – Общее количество баллов –   Итоговая оценка – 16Приложение В Название функциональной группы Формула функциональной группы Какому классу принадлежат Как доказать  Результаты 1 2 3 4 5 Альдегидная  альдегиды есть реакция серебряного зеркала, гидроксид меди  нагревании) ΙΙ  (при Карбоксильная карбоновые кислоты  индикатор лакмус нет Гидроксильная  ­ ОН спирты одноатомные ­  (одна) Несколько гидроксильных групп Несколько  ­ ОН Спирты многоатомные Гидроксид меди   нагревания) ΙΙ   (без нет Есть Оценочный лист. Ф.И. учащегося:________________________________ Приложение Г Упражнение  Количество правильных ответов Количество баллов 1. «Проверь себя» 2. Структурные формулы 3. Реагент на многоатомные  спирты и альдегиды                                                                                              Итого                                                                                              Оценка  17Оценочный лист Приложение Д Вы в таблице ту позицию, которая вернее отражает ваше ощущение прошедшего занятия и  вашего участия в нем. Уровень достижения результата Усвоил все, было легко Усвоил все, но было трудно Усвоил частично Не усвоил Эмоциональное состояние     Размышление – загадка. Лаборантка приготовила реактив и вышла из кабинета. Приложение Е Здесь трехатомный спирт, сойдя с полки подошел к столу и забрал свой реактив. Увидев это, глюкоза возмутилась: «Что вы делаете, зачем берете чужое, это же мой распознаватель».   «Позвольте,   позвольте   вмешаться   в   ваш   спор»   ­   промолвил фолрмальдегид, ­ «Это мое вещество». Вопрос: 3. Кто был из них прав? 4. О каком веществе они спорили?       Задание:  4. Напишите формулы всех веществ участвующих в споре. 5. Напишите формулу вещества, о котором шел спор. 6. Запишите уравнения возможных реакций. 18Список литературы 1. Габриэлян О. С.: учебник для 10 класса. М. Просвещение, 2004. 2. Габриелян О. С. , И.Г. Остроумов Настольная книга учителя химии. 10 класс. М.  «Блик и К» 2001. 3.  Габриелян О. С. , И.Г. Остроумов Органическая химия в тестах, задачах,  упражнениях. М.Дрофа, 2003. 4. Дмитров Е. Н. Познавательные задачи по органической химии и их решения.  Тула: “Арктоус”, 1998. 5. 6.  Журнал химия в школе, 2002 № 5.  Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г.: Химия. Органическая химия. 10 класс (базовый  уровень). М. : Просвещение, 2008. 19