Программа является авторской и предназначена для детей начальных классов. Программа разделена на два блока: метапредметные задания и работа с кубиками Никитина. Всё это поможет младшему школьнику развить мелкую моторику, логическое мышление, внимание, память и другие психические процессы. Программа прошла апробацию, имеет рецензии.Авторская рабочая программа по внеурочной деятельности "Логика и кубики"
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Тунгусовская средняя общеобразовательная школа»
Авторский учебный задачник
«Логика и кубики»
Ткачук Елена Борисовна
учитель начальных классов
высшей категории
Молчановский район
с. Тунгусово
2017 г.Рабочая программа
«ЛОГИКА И КУБИКИ»
Дети пришли учиться в начальную школу. Часть ребят обучается легко. Другие
встречаются с целым рядом трудностей. Почему не все дети, поступающие в школу, умеют
рассуждать, выделять главное, находить причины явлений, сравнивать предметы и
явления, делать заключения? Ведь, казалось бы, до школы им уже приходилось, и
рассуждать, и сравнивать, и делать какието выводы.
Тогда они выполняли это с успехом, а теперь не могут. Что же случилось? При
внимательном рассмотрении самых разных случаев неуспеваемости младших школьников
бросается в глаза не просто умение рассуждать, запоминать и т.п., а отсутствие интереса к
учебе. Этим детям неинтересно знать, неинтересно учиться. Как говорят психологи, у них
не развита познавательная активность.
В развитии познавательной деятельности младшего школьника особую роль играет
мышление. П.П. Блонский подчеркивал: «Мышление – это та функция, интенсивнейшее
развитие которой является одной из самых характерных особенностей школьного возраста.
Ни в ощущениях, ни в мимических способностях нет такой огромной разницы между
ребенком 67 лет и юношей 1718 лет, какая существует в их мышлении». В тесной связи с
мышлением развиваются все процессы. Именно с развитием мышления складываются такие
важные новообразования школьного возраста, как внутренний план действий (действия в
уме) и рефлексия (умение рассматривать и оценивать свои собственные действия).
Цель данной программы – построить работу по развитию логического мышления
планомерно и целенаправленно. Естественно, что с любого логического приема работу
начинать нельзя, т.к. внутри системы логических приемов мышления существует строго
определенная последовательность, один прием строится на другом.
Первое, чему необходимо научить учащегося – это умение выделять в предметах
свойства. (Дети 1класса обычно выделяют в предмете всего 23 свойства, в то время как в
каждом предмете бесконечное множество различных свойств).Содержание заданий данного
курса учитывает индивидуальные особенности каждого ребенка, позволяет идти от
простого к сложному, как только дети научаться выделять в предметах множество
различных свойств, можно переходить к следующему компоненту логического мышления:
формированию понятия об общих и отличительных признаках предметов, затем научить
отличать в предметах существенные свойства (с точки зрения определенного понятия) от
свойств несущественных, второстепенных.
Данный курс предусматривает работу над определениями (которой предшествует
усвоение отношений между родовыми и видовыми понятиями).
Дети будут учиться выводить следствия, классифицировать, доказывать от
противного и т.д. К переходу в среднее звено после изучения предмета «Логика и кубики»у учащегося сформирована способность к запоминанию и воспроизведению смысла,
существа материала, доказательств, аргументации, логических схем, рассуждений.
Развитие восприятия не происходит само собой, а идет параллельно с развитием
мышления. Деятельность детей организованна в соответствии с их психологическими
особенностями. В процессе выполнения заданий у детей формируется воля, трудолюбие,
усидчивость, дисциплинированность, интерес к окружающему миру.
Программа «Логики и кубики» предусматривает не только решение логических
задач, выполнение заданий, но и работу с кубиками (по системе Б.П. Никитина), чтобы
современное обучение развивало в детях не только исполнительские способности, но и
творческие.
Программа построена на убеждении: каждого здорового ребенка можно сделать
творчески развитым. Для этого необходимо проводить с ним развивающие игры. И
приступать к этому как можно раньше. Курс предусматривает подбор заданий «от
простого к сложному». Игра «сложи узор» включает в себя 7 серий. На уроке игре
отводиться 1520 минут.
Программа включает в себя и игру «сложи узор» (по системе Б.П. Никитина). Детям
предлагаются 16 квадратов, из которых нужно составить узор. Узоры напоминают контуры
различных предметов, картин. В игре дети выполняют 3 вида заданий. Сначала учатся по
узорамзаданиям складывать из квадратов точно такие же узоры. Затем решают обратную
задачу: глядя на квадраты, рисуют узор, который они образуют и, наконец, придумывают
новые узоры из 9 или 16 квадратов, каких еще нет в образцах, т.е. выполняют творческую
работу. Используя разное количество квадратов, можно изменять сложность заданий.
В развивающих играх есть объективный критерий, по которому можно судить, когда
ребенок вырос настолько, что игра ему уже ничего не дает. Это количество выполненных
им заданий. Чем большее число заданий он выполнит самостоятельно, тем дальше он
продвинется в развитии. Но даже в том случае, когда он уже справляется со всеми
заданиями, остаются еще, по крайней мере, две существенные ступени развития.
Первое – сокращение времени, которое требуется на выполнение заданий. В
большинстве случаев мало знать «ответ», т.е. уметь решить задачу, надо суметь решить ее
быстро.
Например, задание серии СУ в № 19 хорошо развитый 7ий ребенок впервые может
выполнить за 10 минут. Если же он хотя бы 23 раза в год возвращается к нему, или,
увлекшись, может складывать несколько раз подряд, улучшая время на складывание, то
уже через некоторое время он сможет справиться с ним за 3 минуты, 1 минуту.
Вторая ступень развития начинается с собственного творчества. Это значит, что
занятие игрой стало для ребенка настолько привлекательным, что он сам берется за игру и
начинает придумывать и складывать или, вернее, складывая, придумывать новые
интересные модели.
Красивые модели всем нравятся, многим хочется их тоже построить, значит, их
надо зарисовать, сделать из них новые узоры – задания, рисунки – задания, чертежи –
задания. Вот тогда – ребенок сам начал творить. И как говорит сам Б.П. Никитин «При
решении творческих задач происходит акт творчества, находится новый путь, или
создается нечто новое. Вот здесьто и требуются особые качества ума, такие, как
наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и
зависимости, закономерности и т.д. – все то, что в совокупности и составляет творческие
способности».
Все это, а также развитие операций логического мышления, психических процессов,
восприятия и памяти предлагает курс «Логика и кубики».
Программа «Логика и кубики» направлена на формирование универсальных учебных
действий.Занятия проходят в форме урока ( если используется урочный профиль) или как
занятие во внеурочной деятельности, что соответствует требованиям ФГОС, Класс имеет
возможность работать в паре, в группе. Осуществляется межпредметная связь с уроками
математики, геометрии, русского языка, культуры речи, истории, изобразительного
искусства, физической культуры, литературы, а также осуществляется метапредметный
подход.
Программа «Логика и кубики» имеет еще и то преимущество, что, получив
необходимые теоретические знания, дети закрепляют их сразу же на практике, и большую
часть урока работают самостоятельно.
Общий опыт работы по заданной программе ( с 2010 г.) позволяет сделать вывод:
классы, занимающиеся «Логикой и кубиками» отличаются активной познавательной
деятельностью, у них сформированы 3 составляющие мышления.
1) Высокий уровень элементарных мыслительных операций; анализа, синтеза,
сравнения, обобщения, выделение существенного, классификации и др.
2) Высокий уровень активности, раскованности мышления, проявляющейся в
продуцировании большого количества различных гипотез, идей, возникновении
нескольких вариантов решения проблемы;
3) Высокий уровень организованности, целенаправленности, проявляющейся в
выделении существенного в явлениях, в использовании обобщенных схем,
анализа явления.
Программа учитывает интересы ребенка. Он может отдать предпочтение работе, которая
ему больше по душе, выбрать понравившийся вариант игры. Есть в возможность
объединяться по интересам в группы, консультироваться с товарищами, наблюдать за
творческими поисками других ребят.
Программа рассчитана на 4 года обучения:
1 класс – 26 часов
2 класс – 34 часа
3 класс –34 часа
4 класс – 34 часа
Всего 128 часов.
В процессе прохождения программы используются отдельные виды детской творческой
деятельности: игровой, импровизации, технической.
Разработано поурочное планирование на все 4 года обучения.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС (26 ЧАСОВ)
1) Вводный урок
2) Решение логических задач
3) Подвижные игры на сообразительность
4) Ребусы
1 час
7 час
1 час
1 час5) Задачи с элементами геометрии
6) Рассказы на решение логических задач
7) Знакомство с кроссвордом
8) Анаграммы
9) Шарады
10) Занимательные модели
11) Перевертыши
12) Графы, их использование при решении логических задач
13) Грамматическая арифметика
14) Временные представление
15) Закрепление изученного
2 КЛАСС (34 ЧАСА)
1) Вводный урок
2) Решение логических задач
3) Кроссворды
4) Решение логических задач с помощью графов
5) Имена ребус
6) Игры на внимание
7) Задачи на смекалку
8) Занимательные задачи
9) Логический рисунок
10) Перевертыш
11) Загадочные примеры (примеры с картинками)
12) Логические упражнения
13) Головоломки
14) Задания на смекалку с геометрическими фигурами
15) Классификация
16) Фокусы с числами
17) Викторина
18) Обобщение
19) Магия числа 10
20) Шутки
3 КЛАСС (34 ЧАСА)
1) Вводный урок
2) Родовое (общее) понятие
3) Классификация
4) Старинные задачи
5) Родовое и видовое понятие
6) Противоположность
7) Метаграмма
8) Синонимы
9) Определение
10) Родственные слова
4 часа
1 час
1 час
1 час
2 часа
1 час
1 час
1 час
1 час
2 часа
1 час
1 час
1 час
1 час
2 часа
4 часа
1 час
2 часа
1 час
2 часа
3 часа
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
2 часа
4 часа
3 часа
1 час
1 час
1 час
3 часа
3 часа
2 часа
2 часа
1 час
3 часа
1 час
3 часа
2 часа11) Веселый урок (детский фольклор)
12) Слова наоборот
13) Составление предложений
14) Поиск общих свойств
15) Закрепление изученного
16) Обобщение
17) Повторение
4 КЛАСС (34 ЧАСА)
1) Повторение «конкурс знатоков»
2) Задачи на смекалку
3) Логические задачи
4) Урок – соревнование
5) Логарифы
6) Ребусы
7) Сравнение
8) Нахождение общих свойств
9) Противоположные свойства
10) Нахождение свойств и различий в решении задач
11) Закономерность
12) Задания на сообразительность
13) Задачи с многовариантными решениями
14) Поиск способов применения предметов
15) Интеллектуальноразвивающая игра
16) Игровая игра в паре
17) Литературная викторина
18) Абстрактные задачи
19) Обобщение
20) Закрепление
Планируемые результаты действий
4 часа
1 час
1 час
2 часа
1 час
2 часа
2 часа
1 час
1 час
2 часа
2 часа
1 час
2 часа
2 часа
2 часа
1 час
1 час
4 часа
1 час
4 часа
1 час
3 часа
2 часа
1 час
2 часа
1 час
2 часа
К концу 1 класса учащиеся должны знать:
что такое: ребусы, кроссворды, анаграммы, шарады, перевертыши, магические
квадраты.
Виды логических задач
Уметь:
Решать логические задачи;
Узнавать предметы по заданным признакам;
Сравнивать между собой предметы, слова, числа;
Определять последовательность событий.
К концу 2 класса учащиеся должны знать:
Что такое:
закономерность, последовательность, классификация, викторина,
головоломка, логический рисунок.Уметь:
Описывать признаки предметов;
Определять различные и одинаковые свойства предметов;
Судить о противоположных явлениях;
Проявлять находчивость и сообразительность;
Находить закономерность.
К концу 3 класса учащиеся должны знать:
Что такое логорифы, головоломки, метаграмма, противоположность, обобщение,
сравнение,
Виды логических задач (сходства и различия в них и их решениях).
Уметь:
Описывать признаки предметов, слов и чисел;
Выделять существенные признаки предметов;
Классифицировать предметы, слова, числа;
Находить противоположность;
Обобщать.
К концу 4 класса учащиеся должны знать:
Виды логических задач (с многовариантным решением, абстрактные).
Уметь:
Давать определения тем или иным понятиям;
Определять отношения между предметами типа родвид;
Устанавливать иерархию понятий, (вычленять более широкие и более узкие);
Находить связи между родовыми и видовыми понятиями;
Дать обоснованное доказательство;
Развернуть аргументацию.
Перечень необходимого оборудования, инструментов и материалов для
реализации программы в расчете на общеобразовательный класс
Оборудование
Материал
Инструмент
1) кубики (комплект из 16
штук – на каждого ребенка)
1) бумага (цветная, белая)
1) ножницы
2) цветные карандаши
Наглядные пособия: 1) рисунки
2) таблицы
3) книги с иллюстрациями
Список используемой литературы
1. Б.П. Никитин «Интеллектуальные игры» (Москва, «Лист», 1998 г.).
2. Б.П. и Л.А. Никитины «Мы, наши дети и внуки» (Москва, «Лист», 1997 г.).3. Н.Ф. Талызина «Формирование познавательной деятельности младших школьников»
(Москва «Просвещение», 1988 г.).
4. Б.П. Никитин «Ступеньки творчества или развивающие игры» (Москва «Просвещение».
1990 г.)
5. Мир детства. Младший школьник (под редакцией А.Г. Хрипковой) (Москва,
«Педагогика», 1981 г.).
6. Е.М. Минскин «От игры к знаниям» (Москва, «Просвещение», 1987 г.).
7. В.В. Волина «Занимательная математика для детей» (С.Петербург, 1996 г).
8. В.В. Волина «Праздник числа» (Москва, «Знания», 1994 г.).
9. В.В. Волина «Занимательное азбуковедение» (1991 г.).
10. Л.Ф. Тихомирова «Упражнения на каждый день: логика для младших школьников» (г.
Ярославль, «Академия развития», 1998 г.).
11. В.Ворожба «Почему?» (загадки, игры для детей 68 лет) (Москва, «Прок» «АСТПресс»,
1994г.).
12. Журнал «Начальная школа» № 6, 1996г.
13. С.Н. Олехник «Старинные занимательные задачи» (Москва, «Наука», 1988 г.).