АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИХ ОБУЧЕНИЯ
Оценка 4.9

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИХ ОБУЧЕНИЯ

Оценка 4.9
Занимательные материалы
doc
информатика +1
Взрослым
16.02.2018
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИХ ОБУЧЕНИЯ
Основная роль школы в формировании информационной культуры подрастающего поколения принадлежит, прежде всего, общеобразовательной школе. Именно поэтому мы предполагали, что посредством систематического использования информационно-коммуникационных технологий младший школьник не только получит доступ к большим объемам информации, но сможет создавать собственный информационный продукт, то есть учащиеся из категории пассивных потребителей информации смогут перейти на качественно новый уровень – уровень качественного продуцирования переработанной и осмысленной информации. Данные выводы послужили основой для разработки и реализации программы формирования информационной культуры у младших школьников, в которой необхо¬димо обеспечить выполнение комплекса выделенных нами в гипотезе педагогических ус¬ловий.
ПРОГРАММЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИХ ОБУЧЕНИЯ.doc
ПРОГРАММЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИХ ОБУЧЕНИЯ Основная   роль   школы   в   формировании   информационной   культуры подрастающего поколения принадлежит, прежде всего, общеобразовательной школе. Именно поэтому мы предполагали, что посредством систематического использования   информационно­коммуникационных   технологий   младший школьник   не   только   получит   доступ   к   большим   объемам   информации,   но сможет создавать собственный информационный продукт, то есть учащиеся из категории   пассивных   потребителей   информации   смогут   перейти   на качественно   новый   уровень   –   уровень   качественного   продуцирования переработанной   и   осмысленной   информации.  Данные   выводы   послужили основой   для   разработки   и   реализации   программы   формирования информационной   культуры   у   младших   школьников,   в   которой   необходимо обеспечить   выполнение   комплекса   выделенных   нами   в   гипотезе педагогических условий. Разработанная   программа   отвечает   требованиям     нового   документа «Федеральный   Государственный   образовательный   стандарт».  В   Концепции новых образовательных стандартов  второго поколения  поставлена важная задача: подготовить   подрастающее   поколение   к   жизни   в   быстро   меняющемся информационном  обществе,  в  мире,  в котором  ускоряется процесс  появления новых   знаний,   постоянно   возникает   потребность   в   новых   профессиях,   в непрерывном повышении квалификации. И ключевую роль в решении этих задач играет владение современным человеком ИКТ. В новом документе «Федеральный Государственный   образовательный   стандарт»   термин   «новая   грамотность» раскрывается через определение «информационная культура». «Которая включает в себя совокупность умений работы с информацией.  Умения,  относящиеся   к информационной   культуре,   ученики   могут   осваивать   на   любых   уроках, факультативах….». Изучение любого предмета в начальной школе должно соответствовать целям общего   начального   образования   и   должно   решать   общие   задачи   начального образования в рамках своей предметной специфики. В соответствии с новыми образовательными стандартами: «Предполагается,   что   в   результате   освоения   общих   навыков  работы   с информацией выпускники начальной школы будут  уметь: ­оценивать потребность в дополнительной информации; ­определять возможные источники информации и способы ее поиска; ­осуществлять   поиск   информации   в   словарях,   справочниках, энциклопедиях, библиотеках, Интернете;  ­получать информацию из наблюдений, при общении; ­анализировать   полученные   сведения,   выделяя   признаки  их   значения, определяя целое и части, применяя свертывании информации и представление ее в наглядном виде (таблицы схемы, диаграммы); ­организовывать информацию тематически, упорядочивать  по   алфавиту, по числовым значениям; ­наращивать свои собственные знания, сравнивая, обобщая и систематизируя полученную   информацию   и   имеющиеся   знания,   обновляя   представления   о причинно­следственных связях; ­создавать   свои   информационные   объекты   (сообщения,  небольшие сочинения, графические работы); ­использовать информацию для построения умозаключений; ­использовать информацию для принятия решений;  ­при   работе   с   информацией   применять   средства   информационных   и коммуникационных технологий». Основная  идея  состоит   в   том,   что   эффективное   формирование информационной культуры у младших школьников может идти двумя путями: 1) на уроках информатике в начальной школе учащиеся получают знания и формируют   умения   в   использовании   информационно­коммуникационных технологий; 2) предоставление возможности использовать полученный опыт работы   с   информационно­коммуникационными   технологиями   на   других предметных уроках и во внеурочной деятельности. Цель  разработанной   программы:   формирование   информационной культуры   младших   школьников   в   учебном   процессе   с   использование информационно­коммуникационные технологии. Напомним,  что  информационная  культура  младших  школьников  – это готовность   учащихся   самостоятельно   работать   с   информацией   различных источников, искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем.  В  результате  освоения   предметного   содержания   программы формирования информационной культуры у младших школьников  учащиеся получают возможность приобрести информационные общие умения, навыки и способы деятельности:  1) овладение первоначальными знаниями и умениями передачи, поиска, преобразования, хранение информации, использования компьютера;  2)   осуществлять   поиск   необходимой   информации   в   словарях, справочниках, энциклопедиях, каталоге библиотеки;  3) представлять информацию в табличной форме, в виде схем;  4) организовать информацию тематически, упорядочивать по алфавиту, по числовым значения;  5)   создавать   и   преобразовывать   информацию,   представленную   в   виде текста, таблиц, графики, звуку.  Задачи программы:  1. Начальное освоение инструментальных компьютерных сред для работы с   информацией   разного   вида   (тексты,   изображения,   анимированные изображения,  схемы   предметов,  сочетания   различных   видов   информации   в одном информационном объекте).  2.   Создание   завершенных   проектов   с   использованием   освоенных инструментальных компьютерных сред.  3.    Ознакомление со способами организации и поиска информации.  4.   Создание   завершенных   проектов,   предполагающих   организацию значительного объема неупорядоченной информации.  5.       Создание   завершенных   проектов,   предполагающих   поиск необходимой информации. Организация   деятельности   младших   школьников   основывается   на следующих   принципах:   принцип   непрерывного   общего   развития   каждого ребёнка; принцип целостности картины мира; принцип учёта индивидуальных возможностей   и   способностей   школьников;   принцип   прочности   и наглядности;   принцип   охраны   и   укрепления   психического   и   физического здоровья детей.  Работа   по   программе   ведется   в   ходе   учебных   занятий   предмета «Информатика».   Предлагается   следующий   набор   учебных   разделов, представленный в таблице 2.2.11. Учебные разделы занятий по формированию информационной культуры у младших школьников № Название раздела Обязательность изучения (по отношению к стандарту) Число уроков Таблица 2.2.11. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Знакомство с компьютером Знакомство с компьютером: файлы и папки (каталоги) Создание рисунков Создание живых картинок Обработка текстовой и графической информации. Создание печатных публикаций Создание электронных публикаций Поиск информации Создание компьютерных игр обязательно обязательно обязательно желательно обязательно обязательно желательно обязательно желательно 2 3 4 3 4 4 5 6 3 Учебно­тематическое   планирование   предусматривает   не   только перечисление тем каждого раздела из 32 занятий (см. Приложение № 2), но также   в   каждом   разделе   приведены   примеры   программ,   позволяющих реализовывать   изучаемое   ИКТ.   Выбор   информационно­коммуникационных технологий   (см.   Приложение   №   3)   осуществляет   учитель.   Что   позволяет создавать   у   учеников   определенный   эмоционально­ценностный   опыт, расширяя их кругозор. Изучение каждого раздела предполагает выполнение небольших   проектных   заданий,   реализуемых   с   помощью   изучаемых   ИКТ. Выбор   задания   происходит   в   начале   изучения   раздела   после   знакомства учеников   с   предлагаемым   набором   ситуаций,   требующих   выполнения проектного задания.  Подбор компьютерных игр и составление из них урока зависит, прежде всего, от изучаемого текущего учебного материала и уровня подготовки обучаемых. Среди  форм   организации   учебного   процесса  могут   быть:   учебное сотрудничество;     работа   в   малых   группах;   работа   в   проектных   группах; виртуальное   учебное   взаимодействие;   самостоятельная   работа   младших школьников с различными источниками информации.  С применением ИКТ можно проводить: • уроки по передаче­усвоению новых знаний, умений и навыков; • уроки обобщающего повторения после изучения темы; • уроки по закреплению знаний (обобщению и систематизации) по темам, требующим применение методов закрепления в виде выполнения трени­ ровочных упражнений и текстов; • уроки контроля в виде организации компьютерного тестирования; • уроки ­ проектирования;  • индивидуальные консультации по исправлению ошибок, допущенных при проведении контрольных мероприятий; • самостоятельная работа учащихся; • проведение классных часов и виртуальных экскурсий. Данные мероприятия можно проводить с использованием электронных  наглядных пособий Рис.2.2.7.  Электронные наглядные пособия Предлагаем отрывок урока по формированию информационной культуры у   учащихся   младших   классов.   Урок   разработан   на   основе   программно­ методического комплекса “Радуга в компьютере”.     Тема: Решение логической задачи “Перевозчик”. Цель:  формирование   информационной   культуры   у   младших   школьников (знаниевый компонент). Ход урока 1. Организационный момент.  (Учитель читает стихотворение про сказочного героя – «Файлик») 2. Актуализация знаний.  Вид работы: беседа. Учебная   задача:  систематизировать   знания   учащихся.   (Вопросы   по   теме предыдущего урока). ­   Давайте   расскажем   Файлику,   как   нужно   вести   себя   в   кабинете информатики? Что нельзя делать? Как называется части машины? (дисплей, компьютер, дискета). Какие клавиши вы знаете?   Как они называются? 3. Объяснение задачи и управления клавишами. Вид работы: объяснение. Учебная задача: формировать коммуникативные навыки. Учитель читает задачу: «На берегу реки живет человек. Ему надо перевести  на другой берег  волка, козу и капусту в целости и сохранности. Мы должны  ему помочь. У него ничего не  получается».  (Дети включают машины и  загружают игры­задачи под присмотром учителя.)  Учитель объясняет:  «Отправить лодку на другой берег ­   клавиша “вперед” вернуть   назад,   выбрать   козу,   капусту   или   волка   клавиша   команда   плыть клавиша …  4.  Совместное   с   учителем   решение   задачи,   определение   клавишами управления. Вид работы: практическая. Учебная задача: учить определять нужную клавишу управления. Слова учителя: «Ребята, давайте попробуем   помочь!  ­ Кого  повезем   вначале?    Какую  клавишу  нажать, чтобы  плыть  на  другой берег (“вперед”)? Нажать ее.  ­ Пройти проверить участок.  ­   Выберем кого вести, нажимая пробел.   Нажмите 1 раз.     Кого видите? (волка).        ­ Командуйте лодочке плыть. ­   Что   случилось   на   старом   берегу?   (коза   съела   капусту)   Значит,   кого   же повезем вначале? (козу, т.к.  останется волк с капустой, а он ее не любит)   ­ Вернем теперь пустую лодочку обратно. Просто   клавиша “назад” и дать команду плыть. ­ Кого повезем теперь. Давайте волка.   ­ Теперь увезем козу от волка.  ­ Кого повезем теперь, капусту (ведь волк ее не любит) ­ Вернем лодку на старый берег.           ­ Повезем теперь козу.   ­ Мы выиграли, нас поздравляют.               5. Анализ  учителя работы за машиной и результаты решения задачи.   Слова учителя: В чем секрет этой игры? (Нужно думать, кого везти и кого оставлять на берегу, ведь волк съест козу, а коза капусту.)     6. Домашнее задание.                Мы   рассмотрели   фрагмент   урока,  входящего   в  раздел  «Обработка текстовой и графической информации». Хотя это и не первый урок в курсе изучения информатики, но на каждом уроке учитель знакомит учащихся: с основными   правилами   техники   безопасности;   с   устройством   компьютера. Учитель   создает   условия,   чтобы   дети   умели   организовывать   своё   рабочее место,   умели   принимать   план   действий,   предлагаемых   учителем.   Для эмоциональной     активности   на   каждый   урок   приходит   сказочный   герой «Файлик», с которым дети уже знакомятся на первом уроке. Это не означает, что   следующие   уроки   повторяются,   наоборот   усложняются.   Появляется большая   доля   самостоятельности.   При   этом   учитель   остается   то направляющем, то консультантом. Наблюдения   показывают,   что   ученики   понимают   учебную   задачу, предлагаемую   учителем.   Они   учатся   отбирать   информацию,   создавая алгоритмы   действий.   Могут   сконцентрировать   внимание   на   объекте, сформулировать   информационный   запрос.   Ученики   2­го   класса   способны решать   проблемные   ситуации,   формулировать   учебную   задачу.   У   них сформулировано умение принимать план действий, предлагаемых учителем.  Организуя учебную деятельность младших школьников мы определили варианты   использования   информационно­коммуникационные   технологии   на различных этапах уроках: ­   тип   урока:   урок   усвоения   новых   знаний   ­   информационный   ввод: электронная   презентация,   использование   ЭОР   (аудио     видеофрагменты). Закрепление:   работа   с   тренажёрами   «Руки   солиста»,   электронными дидактическими материалами, тестовыми программами; ­   тип   урока:   урок   усвоения   навыков   и   умений   ­   вводная   беседа: презентация   или   использование   ЭОР,   видеофрагменты.   Допуск   к   работе: тестовый   контроль.   Практическая   работа   за   компьютером,   решение интерактивных задач, творческие  задания, сбор информации.   Виртуальное путешествие по «Компьютерной долине». Сбор информации; ­ тип урока: урок обобщения, систематизации ­ электронная презентация; интерактивная   дидактическая   игра;   разработка   краткосрочного   проекта   в одной   из   программных   сред   (MS   Power   Point,   MS   Publisher,   MS   Word, Блокнот);  ­   тип   урока:   урок   контроля   и   коррекции   ­   тестовые   программы, электронные дидактические материалы. Нами   разработана   схема   коммуникационных технологий:   урока   с   применением   информационно­ 1. Постановка цели урока ­ 2 минуты. 2. Работа за компьютером ­ 10­12 минут. 3. Работа с учебником ­ 10­12 минут. 4. Закрепление ­ 10 ­ 20 минут. 5. Подведение итогов урока, домашнее задание ­ 4­5 минут.  На уроках мы использовали ресурсы: стационарный компьютер; принтер, сканер,    стандартный   набор   программного   обеспечения   МS  Office  2007,   а также компьютерный класс с выходом в Интернет на рабочем месте учителя, мультимедийный проектор, медиатека, интерактивное оборудование.  Реализуя   данную   программу,   мы   заметили,   что   использование   ИКТ   в учебном   процессе   сделали   процесс   обучения   более   интересным, разнообразным и интенсивным, что повысило мотивацию обучения у младших школьников участвующих в эксперименте.  Работа в рамках второго направления проводилась с целью обеспечения переноса   полученных   знаний   и   умений   в   новую   ситуацию.   В   нашем исследовании  мы использовали ресурсы внеурочной деятельности учащихся. Софья   П.   приняла   участие   в   районной   научно­практической   конференции «Первые   шаги»   с   исследовательской   работой:   «Какая   она   –   байкальская нерпа?». Вместе с родителями ученица создала фильм о байкальской нерпе и успешно выступила на конференции.  После изучение каждого раздела данного курса дети через практическую деятельность демонстрировали свои практические продукты: рисунки   (см. Приложение   №   4,   5,   6),   анимации   (см.   Приложение   №   7),   тексты   (см. Приложение № 8), печатные публикации, электронные публикации.  Знания   и   умения   искать,   отбирать,   перерабатывать   необходимую информацию дети демонстрировали на других предметных уроках. К урокам литературного   чтения   не   только   рисовали   иллюстрации   к   изученным произведениям   (см.   Приложение   №   9),   но   и   оформляли   биографию   о писателях используя ИКТ.  В   школе   имеется   оборудованный   оргтехникой   читальный   зал   для учащихся:   2   компьютера   с   выходом   в   Интернет,   копировальный   аппарат, принтер,   всем   этим   научились   пользоваться   ребята   экспериментального класса. Отобрав необходимую информацию, они распечатывали ее и работали в   домашних   условиях,   что   позволило   сочетать   работу   и   отдых (здоровьесберегающий аспект – важный момент в жизни каждого человека). Дети   при   подготовке   к   урокам,   дистанционным   играм,   олимпиадам пользовались   картотекой   «Почемучки»,   предназначенной   для   учащихся начальных классов.  К урокам окружающего мира учащиеся экспериментального класса писали на   компьютере   рефераты   о   городах   России.   Данные   работы   были представлены на школьной выставке: Рис.2.2.8. Открытие школьной выставки творческих работ 2 «В» класса Принимали   активное   участие   не   только   в   школьных,   но   и   в   районных мероприятиях: конкурс: «Новогодняя открытка» (см. Приложение № 10, 11, 12);   конкурс   открыток   к   23   февраля   (см.   Приложение   №   13);   конкурс открыток к 8 Марта (см. Приложение № 14). В   ходе   реализации   данной   программы   мы   проводили   промежуточный мониторинг с целью выявления отклонений в формировании информационной культуры   у   младших   школьников   и   своевременное   снесение   необходимой корректировки.   Результаты   промежуточного   мониторинга   представлены   в таблице 2.2.12. (см. Приложение № 15). Промежуточная   диагностические   результаты   были   получены   после выполнения младшими школьниками контрольных заданий, предусмотренных программой обучения. Эти данные показывают, что реализация программы по формированию информационной культуры у младших школьников в целом способствует повышению уровня по заданным критериям. Однако, в то же время, обращает внимание тот факт, что у отдельных учащихся (Кристина К., Максим   П.,   Ческидов   Ил.)   произошло   снижение   уровня   информационной культуры. Среди причин мы установили следующие: 1) низкий материальный уровень   семьи   (отсутствие   комнаты,   рабочего   места);   2)   нет   возможности закреплять   полученные   знании,   умения   и   организовывать   самостоятельную работу дома; 3) пропуски по болезни. Данный факт потребовал дополнить нашу программу индивидуальными занятиями с этими детьми вне урока.  Изучение   показателей   практических   навыков   работы   на   компьютере, определение   уровня   умений   выполнять   творческие  проектные   задания осуществлялось методом экспертной оценки в соответствии с требованиями к уровню сформированности информационной культуры у младших школьников на   основе   выделенных   критериев   и   показателей.  В   соответствии   с выделенными  уровнями – низким, стартовым, базовым, опережающим.  Для эффективности   проверки   уровня   сформированности   информационной культуры   у   младших   школьников   мы   использовали     интерактивные   тесты; кроссворды, олимпиады, разработанные в программе Microsoft Office Word. Таким образом, реализация разработанной программы по формированию информационной   культуры   у   младших   школьников   и   использование систематического мониторинга в ходе её реализации, позволили говорить о том, что учащиеся не только получают знания и умения в использовании ИКТ, но и научились применять полученные знания на других предметных уроках и во внеурочной деятельности. 2.3.ИТОГИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ Цель   итогового   этапа   исследования:   изучить   эффективность экспериментальной работы по формированию информационной культуры у младших школьников.   Данный   этап   включал   проведение   повторной   диагностики,   сравнение результатов   контрольного   и   констатирующего   экспериментов,   подведение итогов   экспериментальной   работы   и   оценку   эффективности   процесса формирования   информационной   культуры   у   учащихся   младших   классов   в учебном процессе. Эффективность   результатов   эксперимента   оценивалась   с   помощью разработанной методики исследования уровней информационной культуры по критериям: информационный поиск; предметно­аналитическая деятельность; перекодировка информации; хранение информации. Формирование   информационной   культуры   у   младших   школьников представляет собой процесс перевода детей с более низкого уровня на более высокий.   В   ходе   эксперимента   нами   были   произведены   замеры   уровней сформированности информационной культуры на его начальном и конечном этапах. Обратимся к анализу полученных результатов по каждому критерию.  Прежде   всего,   мы   рассмотрели   результаты   исследования   в   знаниях   и умении младших школьников применять информационно­коммуникационные технологии в практической деятельности, для выявления навыков работы на компьютере в экспериментальном классе на контрольном этапе (см. таблицу 2.3.13.). И пришли к выводу: у 15,38 % учащихся выполнявших задания теста на компьютере: включить компьютер, набрать свою фамилию, имя, отчество в таблице,   стартовый   уровень.   Это   на   13   человек   меньше,   чем   на констатирующем   этапе.   Базовый   уровень   в   экспериментальном   классе повысился   на   42   %.   Сформировались   навыки   работы   с   приложениями, позволяющие   создавать   графические   и   текстовые   документы   у   69,23   % учащихся.   Создавать   собственную   информацию   на   компьютере,   что   могут   15,38   %   учащихся соответствует   опережающему   уровню, экспериментального класса. Это на 2 человека выше, чем на констатирующем эксперименте.                                                                                                         Таблица 2.3.13. Выявление уровней знаний и умений работы на компьютере у младших школьников экспериментального и контрольного классов на контрольном этапе эксперимента                                                                                                                  Класс Уровни Низкий абс. 0 % 0 Стартовый абс. % 4 15,38 Базовый % абс. 18 69,23 Опережающий абс. % 4 15,38 2 7,40 16 59,25 6 22,2 3 11,12 Учащиеся экспериментального класса (26 чел.) Учащиеся контрольного класса (27 чел.) Наглядно произошедшие изменения отражает график (Рис. 2.3.9): Рис.2.3.17.   Сравнение результатов диагностики уровня знаний и умений работы на компьютере у учащихся экспериментального и контрольного классах на констатирующем и контрольном этапах Рассмотрев результаты диагностики уровня знаний и умений работы на компьютере у учащихся по этим же заданиям теста в контрольном классе на контрольном   этапе,   мы   пришли   к   выводам:   результаты,   полученные   на констатирующем   этапе,   изменились   незначительно.   Количество   учащиеся   с низким уровнем уменьшился на контрольном этапе, чем на констатирующем, на   11,12   %.   Но   по­прежнему   у   66,6   %   учащихся   контрольного   класса   по результатам   итогового   эксперимента   не   сформировались   навыки   работы   с приложениями, позволяющие создавать графические и текстовые документы.  Данный график отражает наглядно произошедшие изменения (Рис.2.3.10.) Рис. 2.3.10.   Сравнение результатов диагностики  уровня знаний и умений работы на компьютере у учащихся у учащихся  экспериментального класса  на констатирующем и контрольном этапах Для выявления уровня сформированности информационной культуры у младших   школьников   по   критерию   «Информационный   поиск»   нами   было проведено повторное анкетирование педагогов и учащихся.  Полученные результаты контрольного этапа показали, что 66 % учащихся экспериментального   класса   готово   к   осмыслению   проблем   на   всех   этапах самостоятельной работы с информацией, что соответствует базовому уровню сформированности   информационной   культуры.   Понимают   причины   их возникновения,   могут определить пути и способы их решения, могут четко   отбирают   источники сформулировать   критерии,   по   которым   они   информации.  Сравнение   с   данными   констатирующего   эксперимента   показывает динамику повышения уровня сформированности информационной культуры у учащихся   экспериментального   класса   по   данному   критерию.   Уменьшилось число учащихся с низким уровнем на 16 %. Значительно повысилось число учащихся с базовым уровнем – на 53 %. График, представленный ниже,   позволяет наглядно увидеть и сравнить произошедшие изменения в экспериментальном классе (Рис.2.3.11.) Рис.2.3.11.   Сравнение результатов исследования уровня сформированности информационной культуры у младших школьников в экспериментальном классе по критерию «Информационный поиск» на контрольном этапе По критерию «Предметно­аналитическая деятельность» мы определяли уровень   сформированности   информационной   культуры   с   помощью   метода фиксированного   наблюдения.   В   экспериментальном   классе   полученные результаты  указывают  на то,  у 7% учащихся расширился  круг источников информации,   увеличилось   число   учащихся,   регулярно   использующих библиотечные   фонды     нескольких   библиотек   на   16   %,   стал   шире   круг информационных потребностей у 19 % учащихся, 25 % учащихся стали чаще использовать   компьютер,   как   средство,   расширяющее   их   информационное пространство. Рис.2.3.12.   Сравнение результатов диагностики  уровня сформированности информационной культуры у младших школьников в экспериментальном классе по критерию «Предметно­аналитическая деятельность» на контрольном этапе   Сравнение   с   данными   констатирующего   эксперимента   показывает динамику   повышения   уровня   информационной   культуры   учащихся   по данному критерию. Уменьшилось число учащихся с низким уровнем на 21 %. Увеличилось число учащихся с базовым уровне – на 37 %. Незначительно повысилось   число   учащихся   с   опережающим   уровнем     информационной культуры – на 16 %. Следующим шагом мы определяли уровень информационной культуры младших   школьников   по   критерию   «Перекодировка   информации».   сформированности   уровня Обобщенные   результаты   исследования   информационной культуры по данному критерию включают в себя результаты самооценки   учащихся   данных   умений,   анкетирования   на   выяснение понимания   основных   понятий, практических   работ   учащимися     оценки   результатов   выполненных   на   конечном   этапе   обучающего эксперимента,   включенного   наблюдения   за   работой   учащихся   в   читальном зале библиотеки. Полученные данные отобразим в виде графика: Рис. 2.3.13. Сравнение результатов диагностики  уровня сформированности информационной культуры у младших школьников в экспериментальном классе по критерию «Перекодировка информации» на контрольном этапе На графике видно, что на 55 % учащихся владеют методами аналитико­ синтетической информации. На низком уровне владеют – 16 %, что на 27 % ниже,   чем   на   начало.   Большой   процент   учащиеся   показали   в   умениях использовать   методы   библиографической   деятельности   (умение   составлять обзоры   источников,   рефераты,     доклады,   конспекты)     в   самостоятельной работе   с   информацией,   что   в   целом   повлияло   на   общий   уровень информационной культуры по данному критерию. Уровень информационной культуры младших школьников по критерию «Хранение   информации»   мы   определяли   с   помощью   контент­анализа реферативно­исследовательских   работ   учащихся   младших   классов. Результаты представлены графически (см. рис. 2.3.14). Рис. 2.3.14. Сравнение результатов диагностики  уровня сформированности информационной культуры у младших школьников в экспериментальном классе по критерию «Хранение информации» на контрольном этапе Анализ   результатов   проведенного   контент­анализа   реферативно­ исследовательских работ показал, что в экспериментальном классе   – 50 % владеют   культурой   оформления   результатов   учебной   и   научно­ познавательной   деятельности   на   базовом   уровне.   Это   на   21%   выше   Структура   и   оформление   работ результатов   констатирующего   этапа.   соответствуют определенным критериям, предъявляемым к данным работам. Процент учащихся с низким уровнем сократился на 29 %,  процент учащихся стартового уровня тоже уменьшился на 13 %. Результаты   констатирующего   эксперимента   по   всем   выделенным критериям представлены в сводной таблице 2.3.14.  Таблица 2.3.14 Сводная таблица уровней сформированности информационной культуры у младших школьников экспериментального и контрольного классов на контрольном этапе эксперимента (по всем выделенным критериям) № Уровни информационной культуры Критерии оценки уровня информационной культуры учащихся 1. Информационный поиск  (осознания проблем в  процессе самостоятельной  работы с информацией) 2. Предметно­ аналитическая  деятельность (освоенное   информационное  пространство) Низкий Стартовый Базовый Опережающ ий ЭГ 6 КГ 17 ЭГ 22 КГ 57 ЭГ 66 КГ 26 ЭГ 5 КГ 0 4 8 28 37 64 47 3. Перекодировка  16 22 24 38 55 40 информации (применение  специфических методов  аналитико­синтетической   переработки информации) Адекватность выбора  источников информации  4. Хранение информации  (качество конечного  результата  самостоятельной  информационной  деятельности) 13 11 22 16 28 28 53 43 55 51 25 41 Итог: 9 16 25 45 57  34 4      Данные таблицы представим наглядно с помощью графика: 4 4 4 2 0 0 0 0 0 Рис. 2.3.15. Сравнение результатов диагностики уровня сформированности информационной культуры у младших школьников экспериментального класса на контрольном этапе эксперимента Для   объективной   оценки   мы   сравнили   результаты   сформированности информационной  культуры у младших школьников  в экспериментальном  и контрольном   классах   на   контрольном   этапе   эксперимента.   И   пришли   к выводу, что в экспериментальном классе произошло увеличение % учащихся базового  и  опережающего  уровня в сравнение   с  контрольным  классом. И значительный   разрыв   процента   учащихся   стартового   уровня экспериментального класса ­ 30 % (см. рис. 2.3.16). Рис. 2.3.16. Сравнение результатов диагностики уровня сформированности информационной культуры у младших школьников экспериментального и контрольного классов  на контрольном этапе эксперимента  Таким образом,  проведенная диагностика в экспериментальном классе, а так же сравнительный анализ результатов исследования экспериментального и контрольного   классов,   позволило   установить:   в   экспериментальном   классе наблюдается   положительная   динамика   сформированности   информационной культуры   у   младших   школьников.   Значительно   уменьшилось   количество учащихся   с   низким   уровнем   сформированности,   появились   учащиеся,   сформированности   информационной достигшие   опережающего   уровня   культуры. Исходя   из   полученных   данных,   можно   говорить,   что   наша   работа   в выделенных   направлениях   (путях)   способствовала   эффективности формирования информационной культуры у младших школьников в учебном   и процессе   при   соблюдении   обозначенных   педагогических   условий   способствовала   повышению   уровня   информационной   культуры   учащихся   в целом.   Наша   гипотеза   получила   свое   подтверждение   по   результатам проведённого эксперимента.  ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ На   констатирующем   этапе   исследования   нами   был   выявлен   низкий уровень   сформированности   информационной   культуры   у   младших школьников экспериментального и контрольного классов. Формирование информационной культуры у младших школьников, шло двумя   путями:   1)   целенаправленное   приобретение   знаний   и   умений   в использовании   информационно­коммуникационных   технологий   в   учебном процессе   на   уроках   информатики;    2)   перенос   полученного   практического опыта в работу  на других предметных уроках и во внеурочную деятельность. С   целью   формирования   информационной   культуры   у   младших школьников, нами была разработана и реализована специальная   программа «Формирование   информационной   культуры   у   младших   школьников».   Во время   внедрения,   которой   шло   освоение   учащимися  инструментальных компьютерных   сред   для   работы   с   информацией   разного   вида   (тексты, изображения,   анимированные   изображения,   схемы   предметов,   сочетания различных   видов   информации   в   одном   информационном   объекте).   Ребята создавали   проекты   с   использованием   освоенных   инструментальных компьютерных   сред,   предполагающих   поиск   необходимой   информации. Знакомились со способами организации и поиска информации.  Формирование   информационной   культуры   у   младших   школьников осуществлялось в единстве трёх компонентов:  знаниевый,  практический и, эмоционально­ценностный опыт. В процессе экспериментальной работы, для оценивания   уровня   сформированности   информационной   культуры, использовались   четыре   значимых   критерия:   информационный   поиск,   перекодировка   информации, предметно­аналитическая   деятельность, хранение   информации,   которые   соответствовали   одному   из   структурных компонентов.   По   каждому   из   данных   критериев   были   выделены   основные показатели,   отражающие   формирование   информационной   культуры   у младших   школьников.   На   основании   уровневой   дифференциации   данных показателей   были   определены   четыре   уровня   сформированности информационной   культуры   у   младших   школьников   –   низкий,   стартовый, базовый, опережающий. Проведённая   повторная   диагностика   уровня   сформированности информационной культуры на контрольном этапе экспериментальной работы показала:   изменения   показателей   контрольной   группы   не   произошло,   а показатели   уровней   сформированности   экспериментального   класса изменились в положительную сторону. ЗАКЛЮЧЕНИЕ   Цель   нашего   исследования  –  определить,   обосновать   и экспериментально   проверить   эффективность   путей   формирования информационной культуры младших школьников в учебном процессе.    Начиная   исследование   мы   предположили,   что   эффективное формирование информационной культуры у младших школьников возможно при соблюдении следующих условий:  ­   уточнено   понятие   «формирование   информационной   культуры   младших школьников» и выявлены его основные структурные компоненты; ­   формирование   информационной   культуры   осуществляется   на   основе специально  разработанной   программы,  включающей   младшего   школьника  в целенаправленное   приобретение   им   знаний   и   умений   в   использовании информационно­коммуникационных   технологий   на   уроках   информатики,   а также перенос полученного опыта в работу на других уроках и во внеурочную деятельность; ­ организация мониторинга с учётом разработанных критериев и показателей, определяющих уровень информационной культуры младших школьников. Для достижения цели и проверки сформулированной гипотезы решались следующие  задачи: 1)   проанализировать   психолого­педагогическую   и   методическую литературу по данной теме для  уточнения содержания и структуры понятий: информационная   культура   младших   школьников; коммуникационные технологии;    информационно­ 2) определить пути формирования информационной культуры у младших школьников; 3)   разработать   и   внедрить   программу   формирования   информационной культуры   у   учащихся   начальных   классов,   включающую   изучение   и использование информационно­коммуникационных технологий и проверить её эффективность; 4) разработать мониторинг, включающий критерии, показатели и уровни формирования информационной культуры у младших школьников.   Анализ   научной   литературы   по   проблеме   исследования,   изучение зарубежного   и   отечественного   опыта   использования   информационно­ коммуникационных   технологий     позволили   дать   определение   основному понятию  нашей работы.  Формирование  информационной   культуры   у   младших   школьников   в учебном   процессе   мы   понимаем,   как  специально   организованный   процесс системной реализации трёх взаимосвязанных и взаимозависимых компонентов (знания,   практический   опыт   и   эмоционально­ценностный),   обеспечивающих готовность   младшего   школьника   к   активной   и   самостоятельной   жизни   в информационном обществе. Структурными   компонентами   являются:   знаниевый,     практический   и эмоционально­ценностный опыт. В соответствии со структурой процесса формирования информационной культуры   младших   школьников   был   разработан   мониторинг,   включающий критерии   (информационный   поиск,   предметно­аналитическая   деятельность, перекодировка   информации,   хранение   информации),   показатели   и   уровни сформированности   данного   явления: опережающий.   низкий,   стартовый,   базовый,   Теоретическое     обоснование   путей,     формирования  информационной культуры у младших школьников (целенаправленное приобретение знаний и умений по   использованию   информационно­коммуникационных   технологий   на   уроках информатики и перенос полученного опыта в работу на других предметных уроках и во внеурочную деятельность) позволило начать экспериментальную работу по проверке условий гипотезы.  Организованный   нами   эксперимент   состоял   из   трёх   этапов: констатирующий,   формирующий,   итоговый.   Результаты   констатирующего этапа   эксперимента,   по   разработанным   критериям   нашего   мониторинга, следующие: базовый уровень сформированности информационной культуры у учащихся  экспериментального класса  – 9 %, в контрольном классе – 8 %; на уровне активного пользователя информации: в экспериментальном классе  – 35   %,     в   контрольном   классе   –   38   %;   на   уровне   пассивного   потребителя информации:   в экспериментальном   и контрольном классах – 54 %. Среди обследованных   преобладают   учащиеся   со   стартовым   и   низким   уровнем   их   количество   в сформированности   информационной   культуры, экспериментальном классе составило 89 % от общего количества учащихся, в контрольном   классе   92   %.   Один   из   учащихся   экспериментального   класса показал   опережающий   уровень   сформированности   информационной культуры.   Проведённая   нами   диагностика   в   экспериментальном   и контрольном   классах   позволила   установить   низкий   и   стартовый   уровень сформированности   информационной   культуры   у   младших   школьников   на констатирующем этапе эксперимента. На   формирующем   этапе   эксперимента   была   апробирована   специально разработанная   программа   по   формированию   информационной   культуры   у младших школьников. Работа проводилась в двух направлениях (путях): ­ на уроках информатике в начальной школе учащиеся получают знания и формируют   умения   в   использовании   информационно­коммуникационных технологий;  ­ использовать полученный опыт в работу на других предметных уроках и во внеурочную деятельность. Итоговый   этап   экспериментальной   работы   показал,   что   в экспериментальном   классе   произошло   увеличение   %   учащихся   базового   и опережающего уровня в сравнение  с контрольным классом. И значительный разрыв процента учащихся стартового уровня экспериментального класса ­ 30 %.   В   экспериментальном   классе   наблюдается   положительная   динамика сформированности   информационной   культуры   у   младших   школьников. Уменьшился   низкий   уровень   сформированности,   появились   учащиеся,   сформированности   информационной достигшие   опережающего   уровня   культуры.   Сравнительный   анализ   результатов   исследования   уровня сформированности   информационной   культуры   у   младших   школьников экспериментального и контрольного классов, позволил установить: наличие положительной динамики развития, изменение показателей в положительную сторону в экспериментальном классе. Исходя   из   полученных   данных,   можно   говорить   об   эффективности программы   по   формированию   информационной   культуры   у   младших школьников в учебном процессе. Таким образом, цель исследования достигнута, гипотеза подтверждена. ЛИТЕРАТУРА 1. Абдуразаков,   М.М.   Системно­интегративные   составляющие   в информационной культуре будущего учителя в области информатики и   информационных   технологий   [Текст]   /   М.М.   Абдуразаков   // Стандарты и мониторинг в образовании. ­ М., 2004. ­ № 1. ­ С. 50­52.   2. Агапова, Р. О трех поколениях компьютерных технологий обучения в школе   [Текст]  / Р.Агапова   // Информатика и образование. – 1994. ­ № 2.

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИХ ОБУЧЕНИЯ

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИХ ОБУЧЕНИЯ

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИХ ОБУЧЕНИЯ

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИХ ОБУЧЕНИЯ

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИХ ОБУЧЕНИЯ

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИХ ОБУЧЕНИЯ

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИХ ОБУЧЕНИЯ

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИХ ОБУЧЕНИЯ

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИХ ОБУЧЕНИЯ

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИХ ОБУЧЕНИЯ

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИХ ОБУЧЕНИЯ

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИХ ОБУЧЕНИЯ

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИХ ОБУЧЕНИЯ

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИХ ОБУЧЕНИЯ

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИХ ОБУЧЕНИЯ

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИХ ОБУЧЕНИЯ

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИХ ОБУЧЕНИЯ

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИХ ОБУЧЕНИЯ

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИХ ОБУЧЕНИЯ

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИХ ОБУЧЕНИЯ

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИХ ОБУЧЕНИЯ

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИХ ОБУЧЕНИЯ

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИХ ОБУЧЕНИЯ

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИХ ОБУЧЕНИЯ

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИХ ОБУЧЕНИЯ

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИХ ОБУЧЕНИЯ

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИХ ОБУЧЕНИЯ

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИХ ОБУЧЕНИЯ

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИХ ОБУЧЕНИЯ

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИХ ОБУЧЕНИЯ

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИХ ОБУЧЕНИЯ

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИХ ОБУЧЕНИЯ

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИХ ОБУЧЕНИЯ

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИХ ОБУЧЕНИЯ

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИХ ОБУЧЕНИЯ

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИХ ОБУЧЕНИЯ

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИХ ОБУЧЕНИЯ

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИХ ОБУЧЕНИЯ

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИХ ОБУЧЕНИЯ

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИХ ОБУЧЕНИЯ

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИХ ОБУЧЕНИЯ

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИХ ОБУЧЕНИЯ

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИХ ОБУЧЕНИЯ

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИХ ОБУЧЕНИЯ

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИХ ОБУЧЕНИЯ

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИХ ОБУЧЕНИЯ

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИХ ОБУЧЕНИЯ

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИХ ОБУЧЕНИЯ

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИХ ОБУЧЕНИЯ

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИХ ОБУЧЕНИЯ

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИХ ОБУЧЕНИЯ

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИХ ОБУЧЕНИЯ

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИХ ОБУЧЕНИЯ

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИХ ОБУЧЕНИЯ

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИХ ОБУЧЕНИЯ

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИХ ОБУЧЕНИЯ

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИХ ОБУЧЕНИЯ

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИХ ОБУЧЕНИЯ

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИХ ОБУЧЕНИЯ

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИХ ОБУЧЕНИЯ

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИХ ОБУЧЕНИЯ

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИХ ОБУЧЕНИЯ

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИХ ОБУЧЕНИЯ

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИХ ОБУЧЕНИЯ

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИХ ОБУЧЕНИЯ

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИХ ОБУЧЕНИЯ

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИХ ОБУЧЕНИЯ

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИХ ОБУЧЕНИЯ

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИХ ОБУЧЕНИЯ

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИХ ОБУЧЕНИЯ

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИХ ОБУЧЕНИЯ

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИХ ОБУЧЕНИЯ

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИХ ОБУЧЕНИЯ

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИХ ОБУЧЕНИЯ

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИХ ОБУЧЕНИЯ

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИХ ОБУЧЕНИЯ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.02.2018