ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СОКРОВИЩА ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
II – IV классы
![]() |
учителя начальных классов
МБОУ «Гимназия №24»
Вязовой Татьяны Владимировны
УЛЬЯНОВСК
2011
(переработана в 2013)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Изменения, происходящие в настоящее время в науке, в социальной жизни вызвали необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания школьников. Законодательной базой этих подходов стал Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования. В связи с этим сейчас рассматривается новое содержание школьного образования, создаются новые учебные планы, программы и учебники, совершенствуются методы и формы организации обучения.
Программа «Сокровища древних цивилизаций», предлагаемая для начальных классов общеобразовательных школ (2 – 4 классы четырехлетней начальной школы), рассчитана на более раннее приобщение к богатству всемирного культурного наследия. Она является связующим звеном между занятиями по самовыражению детей в художественной сфере, которые проводились в детском саду (рисунок, лепка, знакомство с народными промыслами), и знаниями, получаемыми на уроках музыки, изобразительного искусства, художественного труда. Изучение МХК помогает учащимся актуализировать и систематизировать знания, полученные в школе и семье. Знание основ и истории отдельных искусств приобщает учащихся через культуру к эмоционально-нравственному опыту человечества.
Программа рассчитана на три (а не на четыре) года, что обусловлено рядом причин. Во-первых, учащиеся получают представление о мифологии различных древних цивилизаций, знакомство с которой предполагает сформированность у учащихся навыка чтения. По этой причине первоклассники будут испытывать трудности при изучении этого курса.
Во-вторых, учащимся предоставляется возможность участвовать в конструировании занятия под руководством учителя, самостоятельно готовить материал, дополнять информацию, исходящую от педагога, что предполагает сформированность регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий. В первом классе мы только начинаем формировать УУД.
В-третьих, программа предполагает тесную межпредметную связь с уроками литературного чтения, окружающего мира, изобразительного искусства, музыки и содержательно опирается на понятия, изучаемые на данных предметах.
И во втором, и в третьем, и в четвертом классах на изучение курса отводится по 70 часов из расчета 2 часа в неделю. Такое количество часов объясняется тем, что кружковые занятия проводятся не только в учебное, но и в каникулярное время. Вместе с тем занятия могут не проводиться по независящим от учителя причинам (карантин, морозы, праздничные дни), поэтому автор считает именно такое количество часов оптимальным и достаточным для изучения всего курса программы.
Данная программа может быть частью программ «Художественная культура древнего мира, средних веков и эпохи Возрождения» и «Мировая художественная культура». Целью этой программы является формирование духовного мира младшего школьника, его эстетической восприимчивости силой различных искусств.
Программа «Сокровища мировых цивилизаций» может работать и самостоятельно, так как мировая художественная культура не является обязательным предметом для учебных планов всех школ. И даже если где-то уроки МХК существуют в виде факультативных и кружковых занятий, они вводятся лишь в старших (в лучшем случае, средних) классах, что, на наш взгляд, неоправданно поздно. Нам представляется, что учащиеся начальных классов способны не только понять, но и прочувствовать таинственную глубину шедевров мировой художественной культуры.
Введение в учебный план начальной школы данного предмета предполагает не только развитие и становление творческой личности младшего школьника, но и дает возможность влиять на разные грани личности ученика. Конкретные задачи предмета можно определить следующим образом:
- развитие образного мышления, фантазии, воображения, памяти;
- развитие интереса к различным видам искусства;
- получение знаний по истории возникновения и развития различных видов искусств, а также основных вех в истории человечества;
- обогащение словарного запаса учащихся, развитие их речи;
- обогащение учащихся знаниями об окружающем мире;
- повышение их культурного уровня;
- развитие умения работать и творить самостоятельно.
Системообразующими принципами стали принципы историзма и опоры на мифологию древних цивилизаций. Учащимся предстоит ознакомиться с древними цивилизациями в том порядке, в котором они существовали и развивались. Школьники познакомятся не только с бытом, искусством древних людей, но и с их мифологией. Полученная информация поможет учащимся в дальнейшем успешно усвоить не только курс МХК, но и истории древнего мира.
В предлагаемой программе уроки проводятся в начальных классах еженедельно, на доступном для этой возрастной группы уровне. Домашние задания при этом носят творческий характер: это может быть создание орнамента с изображением цветов лотоса (при изучении темы «Мифология Древнего Египта»), иллюстрирование учительского рассказа, составление простейших кроссвордов, викторин, подбор загадок по теме урока, подготовка вопросов и ответов на наиболее заинтересовавшую учащихся тему и т.д.
Данная программа предполагает обширное использование межпредметных связей как с предметами искусства (художественный труд, музыка, изобразительное искусство), так и с математикой, русским языком, литературным чтением. Учащиеся на уроках труда могут сделать, например, динозавра из проволоки, ожерелье пещерного человека и др.; на уроках русского языка – познакомиться со словами, которые пришли к нам из глубокой древности; на уроках литературного чтения – прочитать мифы, сказки древних народов; на уроках изобразительного искусства они могут выполнить иллюстрации к этим произведениям (или по своим впечатлениям); на уроках математики – решить тематические задачи и т.д.
Программа содержательно опирается на детскую, историческую, энциклопедическую и художественную литературу, диафильмы, слайды, мультимедийные презентации, а также видеофильмы.
Уроки строятся в виде фрагментов киносеансов, учительских и ученических рассказов, сообщений, эвристических бесед, создания проектов, творческих работ.
Формы контроля предполагаются весьма разнообразные. Это могут быть тесты по итогам завершения темы, сообщения (индивидуальные задания) на заданные узкие темы, составление кроссвордов с изученной терминологией, групповые задания, терминологические диктанты. Контроль осуществляется на последних уроках изучения тем.
Каждое занятие включает в себя как теоретическую (фрагменты лекций, фильмы, презентации, сообщения подготовленных учащихся), так и практическую часть (рисование, трудовая деятельность, оригами, аппликация, работа с природным материалом и т.д.)
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты
У выпускника будут сформированы:
· широкая мотивационная основа учебной деятельности;
· учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и решению новых задач;
· ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;
· развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
· эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
· чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой художественной культурой.
Предметные результаты
По окончании изучения данного курса ученики получат представление:
· об истории, археологии, мировой художественной культуре;
· о роли искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;
· об эстетических идеалах различных народов.
Ученики узнают:
· основные виды искусства;
· выдающиеся памятники архитектуры, скульптуры, декоративно-прикладного искусства древних цивилизаций;
· .содержание мифологии древних цивилизаций.
Метапредметные результаты
В результате изучения данного курса ученики:
· приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения литературных, научно-познавательных текстов;
· научатся осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации;
· научатся выполнять такие читательские действия как поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, интерпретация и преобразование этих идей и информации;
· получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации,
· приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом;
· находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
· вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;
· ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках и энциклопедиях;
· работать с несколькими источниками информации;
· сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников;
· сопоставлять и обобщать приобретенную по теме информацию;
· составлять небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос;
· составлять кроссворды, викторины с использованием изученного материала;
· выполнять и создавать самостоятельно несложные тестовые задания;
· составлять небольшие письменные аннотации по изученной теме, отзывы о прочитанном;
· высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученной информации;
· участвовать в учебном диалоге по изучаемой теме.
Анализ первичных результатов
Программа создавалась на протяжении нескольких лет, но, к сожалению, обкатать на практике полный ее курс пока не удалось. Поэтому ниже предлагается анализ первичных результатов, основанный на результатах изучения лишь некоторых ее разделов (Древний восток, Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим).
Для анализа первичных результатов автором были разработаны тестовые задания по каждому разделу программы (образец см.приложение 2).
При тестировании учащиеся показывали хорошие результаты (безошибочно выполняли тесты до 70 процентов учащихся из числа выполнявших, до 25 процентов допускали по 1 – 2 ошибки). Наблюдался высокий интерес к предмету. Начав посещать занятия в начале учебного года, учащиеся не переставали заниматься до конца. Проведение анкетирования показало, что программа учащимся нравится, и что они хотели бы продолжать заниматься по ней и в дальнейшем. Они принимали активное участие в создании учебных занятий, подготавливая интересующие их вопросы в рамках изучаемой темы, сообщения, опорные конспекты; приносили энциклопедии, создавали кроссворды, викторины, рисунки и т.д. Полученные знания они использовали при ответах на различных уроках, при подготовке собственных проектов.
По мнению автора, данная программа практически значима и интересна учащимся.
Раздел, тема |
Количество часов |
Форма контроля |
||
всего |
лекции |
практ. |
|
|
Тема 14. |
||||
14.1. |
1 |
1 |
|
|
14.2. |
1 |
1 |
|
тест |
14.3. |
1 |
|
1 |
|
Итого по теме 14 |
3 |
2 |
1 |
|
Примерное тематическое планирование по программе «Сокровища древних цивилизаций»
3 года обучения, 2 часа в неделю
№ п/п |
Название раздела, темы |
Количество часов |
||
Раз-дел |
Те-ма |
Фор. кон. |
||
1. 2. 3.
4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12.
1. 2.
3. 4. 5. 6.
7. 8. 9. 10. 11. 12.
13. 14. 15. 16. 17. 18.
1.
2. 3. 4. 5.
6. 7. 8. 9.
10. 11. 12.
13. 14. 15. 16.
17. 18. 19. |
Первый год обучения Раздел I. Зарождение культуры и искусства в древности Введение. Ключи от прошлого Тема 1. Колыбель человечества Заключение. Как мы сохраняем прошлое Раздел II. Сокровища древнейших цивилизаций Востока и Азии. Месопотамия. Египет. Индия. Китай. Иран. Палестина Введение. Что такое цивилизация Тема 1. Тайны Месопотамии Тема 2. Кемет – «Черная страна» Тема 3. В стране Великого Ганга Тема 4. Страна крылатых драконов Тема 5. Воины светлого пути Тема 6. В тени могучих кедров Тема 7. Народ, перешедший реку Заключение. Наследие цивилизаций Древнего Востока и Азии Всего:
Второй год обучения Раздел III. Повторение пройденного во 2 классе Зарождение культуры и искусств в древности В странах Древнего Востока: Шумере, Ассирии, Вавилонии В Древнем Египте В Древней Индии В Древнем Китае В Царстве Хеттов
Раздел IV. Сокровища древнейших цивилизаций Средиземноморья Введение. В поисках легендарных царств Тема 1. Цивилизации, рожденные морем Тема 2. Сокровища эллинов Тема 3. Италийское жизнелюбие этрусков Тема 4. Рим – эхо имперской славы Заключение. Наследие древнейших цивилизаций Средиземноморья Раздел V. Сокровища Древней Америки Введение. «Индия», открытая Колумбом Тема 1. Затерянный мир майя Тема 2. Ацтеки – империя величия Тема 3. Инки – владыки золота и наследники славы Тема 4. В поисках Эльдорадо Заключение. Многообразие культур Североамериканского континента Всего:
Третий год обучения Раздел VI. Повторение пройденного во 2 - 3 классах В странах Древнего Востока и Азии: Шумере, Ассирии, Вавилонии, Египте В Индии, Китае В странах Древнего Средиземноморья: в Греции В странах Древнего Средиземноморья: в Риме Повторение изученного о древних индейских цивилизациях Раздел VII. Сокровища молодых цивилизаций Европы. Кельты. Викинги Введение. Свидетельства современников Тема 1. В тени священной омелы Тема 2. Народ, решивший стать великим Заключение. След в истории Раздел VIII. Сокровища Древней Руси Введение. Золотое сердце Скифии Тема 1. Мы – славяне Заключение. Традиции христианства и древнерусской культуры в истории нашей страны Раздел IX. Сокровища Японии и Южной Азии Введение. С чего начиналась Японская империя Тема 1. Рыцари Дальнего Востока Тема 2. Сокровища, потерянные в джунглях Заключение. Вчера и сегодня Раздел X. Сокровища Африки Введение. Открывая дверь в прошлое Тема 1. Огромный ковер ярких культур Заключение. Живое наследие Африки Всего: |
16
56
72
12
42
18
72
20
18
18
12
14
72 |
2 12 2
2 10 12 8 6 4 4 6
4 72
2 2
2 2 2 2
2 6 18 4 10
2
2 2 4 4 2
4 72
2 2 2 2
2
2 4 10 2
2 14
2
2 6 2 2
2 6 6 72 |
Груп. задания
Термин. дикт.
Тест
Состав-ление крос-свордов
Терм. дикт.
Тест
Груп. задания
|
ПРОГРАММА СОКРОВИЩА ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
2 К Л А С С (первый год обучения)
РАЗДЕЛ I. ЗАРОЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА В ДРЕВНОСТИ
Введение
Ключи от прошлого. Что такое история, или о том, что было раньше. Как люди изучают прошлое (тайны археологии). Охота за сокровищами и легендами. Говорящие свидетельства. Соединение свидетельств.
Тема 1. Колыбель человечества
Появление человека на Земле. Предки человека. Первые люди. Повелители огня. Орудия каменного века. Жилище древнего человека. Д.Эрвилья. Приключения доисторического мальчика.
Как появился миф. Магия пещерного медведя. О чем рассказали древние могилы. Религия, миф и сказка. Какие бывают мифы.
Сокровища древних пещер. Что и как рисовали древние люди. Путешествие в пещеру Альтамира.
В мастерской древнего художника и скульптора. Резьба по камню, кости, каменные скульптурки, «бижутерия» древних людей. Как сделать ожерелье пещерного человека.
Первый танец, музыкальный инструмент и первая мелодия. Ритуальные пляски вокруг костра – первые хореографические композиции. Первые музыкальные инструменты. А.Кленов. Легенда о первой струне.
Как было написано первое письмо. Появление письменности. Пиктография. Творческая версия возникновения письменности - Р.Киплинг. Как было написано первое письмо. Значение письменности для истории.
Заключение
Как мы сохраняем прошлое. Зачем нам сокровища древних людей.
Повторение и обобщение пройденного по теме «Зарождение культуры и искусства в древности».
РАЗДЕЛ II. СОКРОВИЩА ДРЕВНЕЙШИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
ВОСТОКА И АЗИИ. МЕСОПОТАМИЯ. ЕГИПЕТ. ИНДИЯ. КИТАЙ. ИРАН. ПАЛЕСТИНА.
Введение
Что такое цивилизация. Истоки цивилизации. Первые земледельцы. Первые поселения, города: Иерихон, Чатал-Хююк. Люди, которые открыли нам прошлое.
Тема 1. Тайны Месопотамии
История начинается в Шумере.
Города в песках. Руины зиккуратов в пустынях Месопотамии. Глина – основной строительный материал. Первая в мире мозаика. История, запечатленная в керамике. Рельефные печати, расписные вазы, молитвенные фигурки. Легенды из погребальных ям. Царское великолепие под пылью времен. Голоса из прошлого: клинописные записи, списки, афоризмы, мифы.
Могущественные наследники Шумера.
Путешествие в Древнюю Ассирию. Библиотека Ашшурбанипала. Дворец-крепость: крылатые львы и быки с человеческими головами, ассирийская история и мифология в рельефном изображении, скульптурные украшения.
Возникновение Вавилонии. Мудрые правители (Хаммурапи, Навуходоносор) и работящие подчиненные. Прогулка по Древнему Вавилону: дорога Айбур-Шабу, дворец Навуходоносора, Вавилонская башня как вершина мастерства строителей, скульпторов, художников Вавилонии. «Висячие сады Семирамиды» – одно из чудес света.
История, записанная в глине.
Шумерский миф о сотворении мира. Боги и богини Древнего Шумера. Миф о сотворении человека. Почему люди такие разные? Всемирный потоп – миф и реальность. Боги и герои Вавилона. Вавилонский миф о сотворении мира, сходство и различие его с шумерским. Миф о Вавилонской башне. Шумеро-вавилонский эпос о Гильгамеше как гимн дружбе, благородству.
Повторение и обобщение знаний по теме «В древней Месопотамии».
Тема 2. Кемет – «Черная страна»
Родина мудрости
Египет – дар Нила. Как бы ты жил в Древнем Египте. Живые боги. Фараоны и пирамиды. Музыка, застывшая в камне: храмы, сфинксы, скульптуры, расписные рельефы. Священная черточка. О чем поведали нам книги мертвых. Что знали и умели древние египтяне: скульпторы, художники, ювелиры, строители, архитекторы, земледельцы, кулинары, математики, физики, химики, анатомы, врачи, астрологи, астрономы.
Мир египетских богов: с чего все началось. Солнечные божества. Как были созданы люди. Боги плодородия, пустынь, покровители воды, воители; боги наук, искусств и ремесел. Цари-боги. Осирис и Исида. Загробное царство Осириса. Божественный зверинец Египта. Три сказки страны пирамид.
Повторение и обобщение знаний по теме «Кемет – Черная страна».
Тема 3. В стране Великого Ганга
Забытая Индия – страна чудес
Почти современники шумеров и египтян. Сокровища Мохенджо-Даро и Хараппы. Арии в Индии. Во что верили древние индусы. Там, где боги встречались с царями – храмы Индии. Атрибуты бессмертной силы: вода и краска. Слон – любимое и почитаемое животное. Танец – древнейшее искусство древней религии. Как бы ты жил в Древней Индии. В гостях у брахманов, кшатриев, вайшьев, шудр. Веды о возникновении варн.
Веды – древний памятник индийской словесности. О том, что было вначале. Солнце – творец жизни. Ярчайшие представители индийской мифологии. Хранители мира. Амрита – напиток бессмертия. День и ночь. Гибель и воссоздание жизни.
По стопам Будды. Мудрец из племени Шакья. Дерево пробуждения. Будда и брахман. Будда и царь Махапинтала. Джатака об одиноком слоне. Древнее, но живое искусство. Храмы в скалах.
Повторение и обобщение знаний по теме «В стране Великого Ганга».
Тема 4. Страна крылатых драконов
Погребенные царства Китая.
Находка «черепашьей» библиотеки. Связь столетий: нестареющая китайская письменность. Великие изобретения китайцев – дороги, бумага, шелк, карта, компас и т.д. Первый китайский император, его дворец в Пекине и погребальная камера. Похороненная армия. Прекрасные «Цветы-птицы» на шелке и бумаге. Великая Китайская стена и миф о Мэн Цзян. Нефрит – «небесный камень», хранитель умерших. Нетленные сокровища женщины из прошлого. Развитие книгопечатания в Китае. Как бы ты жил в Древнем Китае.
Сотворение мира по-китайски. Драконы, боги, первые цари. Первый человек Пань-гу. Труженики мироздания, сверкающие боги Востока - разнообразие китайских драконов. Нюйва-прародительница. Фуси. Начало земледелия в Китае в мифе «Владычествующий над просом». Хуан-ди и железнолобые – миф об изобретении компаса. Герои Поднебесной империи. Гунь и Юй – победители потопа.
Повторение и обобщение знаний по теме «Страна крылатых драконов».
Тема 5. Воины светлого пути
Дворцовое искусство Древней Персии. Экскурсия по развалинам Персеполя. Скальные гробницы древних царей.
Так сказал Ахурамазда. Происхождение мира, человека. Авестийский пантеон. Загробный мир Авесты. Огнепоклонство.
Тема 6. В тени могучих кедров
Хаттусас – хорошо укрепленный город. Святилища под открытым небом. Изваяния с Черной горы. Хеттская летопись: иероглифы и клинопись.
Тысячи богов Хеттского царства. Песнь об Улликумме как путь к пониманию мифов о смене поколений богов. Миф об Иллуянки.
Тема 7. Народ, перешедший реку
Путешествие, подсказанное Библией
Иерусалим. Старый город – древние развалины. Стена плача. Свитки Мертвого моря.
Самая знаменитая книга – Библия. Сотворение мира. Эдем и сотворение Евы. Авель и Каин с его потомством. Страницы истории Междуречья, зафиксированные в Библии: Ноев потоп. Вавилонское столпотворение. Исход. Призвание Моисея. По морю, как посуху. Манна небесная. Десять заповедей.
Рождество Христово. Крещение Господне. Деяния Иисуса Христа. Вход Господень в Иерусалим. Предательство Иуды. Суд и распятие Христа. Воскресение Христово.
Заключение
Наследие цивилизаций Древнего Востока и Азии. Зарождение и распространение мировых религий христианства и буддизма. Библия и другие священные книги древних как источник вдохновения художников, скульпторов, историков, археологов всех последующих времен и народов.
Повторение и обобщение пройденного по темам: «Воины светлого пути», «В тени могучих кедров», «Народ, перешедший реку».
3 К Л А С С (второй год обучения)
СОКРОВИЩА ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ (продолжение)
РАЗДЕЛ III. ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО ВО ВТОРОМ КЛАССЕ
Зарождение культуры и искусств в древности. В странах Древнего Востока и Азии: Шумере, Ассирии, Вавилонии, Египте, Персии, Царстве Хеттов, Индии, Китае.
РАЗДЕЛ IV. СОКРОВИЩА ДРЕВНЕЙШИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ СРЕДИЗЕМНОМОРЬЯ
Введение
В поисках легендарных царств. Люди удивительной судьбы – археологи, раскапывавшие Трою. Бессмертные творения Гомера о троянской войне – путеводитель и карта поисков Трои Генриха Шлимана. Сокровища Трои.
Тема 1. Цивилизации, рожденные морем
Греческая Атлантида: под пеплом Стронгилы. Говорящие свидетельства: жизнь людей на Фере до извержения вулкана и погружения острова в море. Вечная весна Феры: удивительные фрески, хранившиеся 3500 лет под водой. Греческие мифы об Атлантиде. О чем рассказали египетские жрецы. Посейдон проявляет характер. Первые цари Атлантиды. Богатства Атлантиды. Поход на греков. Битвы атлантов и эллинов. Гибель Атлантиды. Была ли Атлантида?
Царство благородного Миноса. Земная форма поклонения богам. Доспехи великих богинь. Дворцы и лабиринты. Фантастические животные на фресках Критских дворцов. Игры с быком: захватывающее и опасное зрелище. Миф о Минотавре. Когда боги разгневались – конец Минойской цивилизации.
«Золотообильные Микены» - тайны и сокровища микенских гробниц. Гомер о Микенской цивилизации. Древние письмена, расшифрованные способом военной разведки. Во Дворце Нестора в Пилосе. Микенская Греция – родина героев. Человек и доспехи: микенцы-воители на поле брани. Микенские боги – прародители греческих.
Повторение и обобщение знаний по теме «Цивилизации, рожденные морем».
Тема 2. Сокровища эллинов
Откуда нам стало известно о древних греках. Афины – античное «Восьмое чудо света». Экскурсия по Акрополю – величественные руины греческих храмов, творения скульпторов. По следам древнегреческих мастеров. Как бы ты жил в Древней Греции. Изменения моды. Греческое воспитание. Обучение в Спарте. Эллада - родина Олимпийских игр. Олимпийские виды спорта – бег, борьба, пятиборье, бокс, соревнования на колесницах, скачки на лошадях. Древнегреческий театр: здание, исполнители, костюмы, маски, театральные праздники. Музыка и поэзия. Древние греки – ученые и изобретатели, историки, врачи.
Мифы древних греков – боги как люди. Обитатели Олимпа: Зевс, Гера, Деметра, Гестия, Гефест, Арес, Артемида, Аполлон, Афродита, Афина, Посейдон, Аид, Гермес. Героический эпос. 12 подвигов Геракла. Мифический зоопарк древних греков.
Семь чудес света античности.
Повторение и обобщение знаний по теме «Сокровища эллинов».
Тема 3. Италийское жизнелюбие этрусков
Открытия на территории Древней Италии. Богатые находки в Тарквинии, Тоскане. Дома для иной жизни. Скульптурное мастерство этрусков. Радостная музыка жизни – фрески, украшающие гробницы древних этрусков. Уникальность этрусского алфавита.
Этрусский пантеон. Утраченные книги Тага. Вселенная этрусков. Этрусский календарь.
Тема 4. Рим – эхо имперской славы
Могущественная Римская империя и ее граждане. Откуда мы черпаем сведения о римлянах. Наследники этрусков. Легенды о первых римских царях: Эней, Ромул и Рем. Наследие в камне: храмы (Пантеон), виллы, инсулы, их внутреннее убранство. Римские бани. Мосты, переброшенные через века. Виадуки – водные артерии империи. Амфитеатры. Колизей. Зрелища Рима: театр, гонки на колесницах, гладиаторские бои. Искусные ваятели – создатели скульптурного портрета. Ювелирные произведения искусства, камеи. Одежда и мода. Обучение в римской школе, письменные принадлежности, книги. На римской кухне: пища и застолье. Древнеримские рецепты.
Боги живут на небе. Боги и люди. Боги и жрецы. Как у греков: Сатурн (Кронос), Юпитер (Зевс), Юнона (Гера), Нептун (Посейдон), Марс (Арес), Минерва (Афина), Диана (Артемида), Венера (Афродита), Вулкан (Гефест), Меркурий (Гермес), Бахус (Диоинис) Церера (Деметра). Собственно римские боги: Янус, Веста, Теллура, Флора, Вертумн и Помона, Фортуна, Фавн и Фавна. Поклонение домашним духам-нумина: гении и юноны, лары, маны, пенаты и др.
Заключение
Наследие древнейших цивилизаций Средиземноморья. Поселения и города, транспорт и связь – распространение городской цивилизации по Европе. Архитектура – арка, купол, свод в старинных и современных зданиях. Живопись и скульптура древних греков и римлян как источник вдохновения художников и скульпторов с древних времен до наших дней.
Повторение и обобщение знаний по темам: «Италийское жизнелюбие этрусков», «Рим – эхо имперской славы».
РАЗДЕЛ V. СОКРОВИЩА ДРЕВНЕЙ АМЕРИКИ
Введение
«Индия», открытая Колумбом. «Открытие Америки» в ХХ веке: знакомство с историей майя, ацтеков, инков.
Тема 1. Затерянный мир майя
Города, затерянные в лесах, безлюдные и безымянные. Храмы и дворцы Паленке, Чичен-Ицы. Стелы времени. Иероглифы майя - хранители времени, дел и славы людской. Заочная экскурсия в музей-сокровищницу культуры майя. Зеркало народа. Дворцовый быт. Музыка и танцы радуют богов. Игра не на жизнь, а на смерть. Война правителей майя.
Тема 2. Ацтеки – империя величия
Строгое искусство воинственного народа. Путешествие по ацтекским храмам. Рисунки кодексов – ключ к истории ацтеков. Жизнь ацтеков день за днем. Сюрпризы ацтекского стола. Праздничный ритм барабанов, песни и танцы.
Тринадцать небес и девять подземных миров – вселенная ацтекских богов. Легенда о Пернатом Змее. Пернатый Змей в архитектуре и искусстве ацтеков.
Трагедия ацтеков. Белолицие боги-убийцы. Бородатое Солнце – Эрнан Кортес и конец империи ацтеков.
Тема 3. Инки – владыки золота и наследники славы
Город, спрятанный в облаках - открытие Мачу-Пикчу. Неприступная площадь для поклонения Солнцу. Священная площадь и ее чудеса. Мастера империи. Скромная глина превращается в высокое искусство. Ожерелья из устриц, почитаемых наравне с золотом. Искусство ткачества: товары драгоценнее золота. Парадные одеяния для избранных. Кипу – узелковый код инков. История империи в живописи.
Вселенная в представлении инков. О божественном происхождении первых людей. Солнечные люди.
Корыстолюбивые мечты свинопаса Франсиско Писарро. Гибель детей Солнца.
Тема 4. В поисках Эльдорадо
Страна «Золотого короля». Священное озеро. Легенда об Эльдорадо. Золотая лихорадка продолжается – поиски Эльдорадо испанцами. Испанцы - посланцы Солнца и Луны к индейцам племени муиска. Сокровища муисков - причина их гибели.
Приручившие Солнце. Чавин – великие кудесники. Моче – народ, восставший из могилы. Свет в пустыне – культуры паракас и нацка.
Заключение
Многообразие культур североамериканского континента: строители погребальных холмов и обитатели пещер. Индейцы вчера и сегодня: преемственность столетий и поколений.
Повторение и обобщение знаний по теме «Сокровища Древней Америки».
4 К Л А С С (третий год обучения)
РАЗДЕЛ VI. ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО ВО 2 - 3 КЛАССАХ
В странах Древнего Востока и Азии: Шумере, Ассирии, Вавилонии, Египте, Индии, Китае. В странах Древнего Средиземноморья: Греции и Риме. Повторение изученного о древних индейских цивилизациях.
КУЛЬТУРА МОЛОДЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
РАЗДЕЛ VII. СОКРОВИЩА МОЛОДЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ ЕВРОПЫ
КЕЛЬТЫ. ВИКИНГИ.
Введение
Свидетельства современников о кельтах (галлах), викингах. Археологические исследования, проводимые в ХХ веке, на севере Европы.
Тема 1. В тени священной омелы
Строители Стоунхенджа. Железных дел мастера. Кельты-воители.
Забытые боги. Шесть пантеонов богов. Дану, Дагда, Езус, Таранис, Тевтату, Бригита. Священные животные и птицы кельтов. Феи и эльфы, гномы – коболды, клариконы, лепрехуны, боггарты. Друиды – маги, мудрецы, провидцы, лекари.
Тема 2. Народ, решивший стать великим
Повелители морей
Нескончаемый поход за богатством и славой. В музее викингов-корабелов. Эволюция кораблей. Перевозчик в мир иной. Последний путь викинга. Искусство неистовой силы: резьба по дереву, чеканка по металлу. Клады викингов. Говорящие камни – руническая письменность Древней Скандинавии. Подвиги викингов в сагах воспеты.
Викинги и их боги. Сотворение мира. Устройство мира. Его обитатели. Мировое древо. Асы и Ваны. Асгард. Один. Вальхалла. Двенадцать божественных асов. Богини. Норны. О мудрости Одина. О копье Одина и молоте Тора. О детях Локи. Пропажа молота Мьелльнир. Смерть Бальдра. Наказание Локи. Рагнарек или гибель богов.
Заключение
След в истории: жизнь языческих традиций кельтов сегодня.
Путешествия Т.Хейердала по местам былой славы викингов.
Повторение и обобщение знаний по темам: «В тени священной омелы», «Народ, решивший стать великим».
РАЗДЕЛ VIII. СОКРОВИЩА ДРЕВНЕЙ РУСИ
Введение
Золотое сердце Скифии. Свидетельства современников о скифах. Страшные и прекрасные тайны скифских курганов. Язык звериных образов.
Тема 1. Мы – славяне.
Кто такие славяне. Индоевропейцы – общие предки славян и германцев, римлян и греков. Происхождение славян. Скандинавия и Русь. Славяне и варяги. Легенда о призвании варягов и происхождении Руси. Славянское язычество. Боги, идолы, святилища. Священные деревья и источники. Праздники и земледельческий календарь. Крещение Руси. Особенности православия.
Первые русские князья. Древнейшие города. Белокаменное великолепие. Художественное ремесло. Одежда и украшения. Просвещение и грамотность. Берестяные грамоты.
Славянская мифология. Мировое древо. Представления о мире. О земном устроении. Мать-Земля, Отец-Небо. Сварог, Дажбог, Перун, Стрибог, Змей-Волос, Ярила, Род и рожаницы. Низшие духи: леший, водяной, овинник, банник, полудница, русалка и др.
Заключение
Традиции христианства и древнерусской культуры в истории нашей страны. Изучение и охрана древних памятников на территории России. Повторение и обобщение знаний о нашем прошлом.
Повторение и обобщение знаний по теме «Сокровища Древней Руси».
РАЗДЕЛ IX. СОКРОВИЩА ЯПОНИИ И ЮЖНОЙ АЗИИ
Введение
С чего начиналась Японская империя. Образование сословия самураев.
Тема 1. Рыцари Дальнего Востока
Мир самураев: воспитание, доспехи, оружие, боевые искусства. Искусство самураев. Золотой павильон в Киото. Замок в Осаке. Ямато-э на шелке и бумаге. Эмакимоно и какимоно – картины в свитках. Лакированные изделия японских мастеров. Поэзия Японии. Танка, Хоку – короткая песня.
Япония: Боги и герои. Начало мира. Деяния бога Идзанаги, Чарующего, и богини Идзанами, Чарующей. Сказание об императоре Дзимму, первом японском государе. Идзанаги в стране мрака. Очищение бога Идзанаги от скверны. Изгнание бога Сусаноо. Сокрытие богини Аматерасу в небесном гроте. Восьмиглавый змей. Злоключения бога Окунинуси.
Тема 2. Сокровища, потерянные в джунглях
Ангкор–Ват – Древняя столица Кхмерского царства. История царства. Буддийский монастырь Тапрун. Храм Байон. Крепость женщин. Воплощение мифов в скульптуре.
Заключение
Вчера и сегодня страны самураев. Царство Кхмеров и Камбоджа.
Повторение и обобщение знаний по теме «Сокровища Японии и Южной Азии».
РАЗДЕЛ Х. СОКРОВИЩА АФРИКИ
Введение
Открывая дверь в прошлое. Археологические исследования в Африке. Каменные сооружения Большого Зимбабве: рассказ о силе и великолепии.
Тема 1. Огромный ковер ярких культур
Блестящее наследие Африки. В поисках Нубии. Пирамиды Мероэ, украшенные рельефами. История древней страны на стенах гробниц. Тайна священной горы. Западная Африка: царства лесов и саванны. Обширные торговые империи: Гана, Сомали, Сонгай. Сокровища Игбо Укву. Загадка скульптуры Нока. Натурализм искусства Ифе. Гордость царей Бенина.
Африка: боги и герои. Мифы бушменов. Люди древнего народа. Почему люди умирают. Как дети забросили на небо солнце. Как девушка древнего народа сделала звезды. Предки-животные. Дети леопарда. История народа ронга о буйволе. История о предке Ункулункулу, рассказанная зулусами. Как появилась смерть. Мифы народа бауле. Бог неба Ньяме. Боги дождя и грома.
Заключение
Живое наследие Африки. Проверка ловкости и проворства. Мир художественного выражения.
Повторение и обобщение знаний по теме «Сокровища Африки».
Повторение и обобщение знаний по всем темам. Значение культуры древних цивилизаций в историческом прошлом и настоящем человечества. Современные знания о памятниках художественной культуры древних народов и проблемы их изучения.
Литература для дополнительного чтения и творческих работ учащихся
1. Булычев К. Атлантида: Боги и герои. – Тверь, «Полина», 1997.
2. Гераскина Е.В. Двуречье: Боги и герои. – Тверь, «Полина», 1997.
3. Гераскина Е.В. Эллада: Боги и герои. – Тверь, «Полина», 1997.
4. Головина В.А. Египет: Боги и герои. – Тверь, «Полина», 1997.
5. Джаксон Т.И. Скандинавия: Боги и герои. – Тверь, «Полина», 1996.
6. Котляр В.С. Африка: Боги и герои. – Тверь, «Полина», 1996.
7. Маккорд А. Доисторическая жизнь. – М.: РОСМЭН, 1996.
8. Пименова И.К., Рассоха И.Н. Кто родился раньше всех. – М.: ЭКСМО-Пресс, 1998.
9. Пименова И.К., Рассоха И.Н. Тайны древних цивилизаций. – М.: ЭКСМО-Пресс, 1998.
10. Пименова И.К., Рассоха И.Н., Соломадин И.М., Соломадина Н.А. Рождение Руси. – М.: ЭКСМО-Пресс, 1998.
11. Подосинов А.В. Рим: Боги и герои. – Тверь, «Полина», 1995.
12. Редько-Добровольская Т.И. Япония: Боги и герои. – Тверь, «Полина», 1995.
13. Щавелева Н.И. Греция: Боги и герои. – Тверь, «Полина», 1996.
14. Яхнин Л.Д., Зайцева Е.Е. Эльдорадо: Боги и герои. – Тверь, «Полина», 1998.
15. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Культура /Под ред. О.Г.Хинн.- М.: Аст, 1996.
Литература для учителя
Литература по истории художественной культуры,
художественные тексты и первоисточники
1. Асов А. Златая цепь. Мифы и легенды древних славян. – М.: Наука и религия, 1998.
2. Аппензеллер Т. Драконы. – М.: ТЕРРА, 1996.
3. Ацтеки: Империя крови и величия / Пер. с англ. О.Перфильева. – М.: ТЕРРА, 1997.
4. Балакина Т.И. История русской культуры. – М.: АЗ, 1996.
5. Белова О.Ю. История искусств. – М.: Аквариум, 1997.
6. Блестящее наследие Африки / Пер. с англ. А.Красулиной. – М.: ТЕРРА, 1997.
7. Боги и богини /Пер. с англ. Я.Видрак. – М.: ТЕРРА, 1996.
8. Василевская Л.Ю., Зарецкая Д.М., Смирнова В.В. Мировая художественная культура. – М.: Издательский центр АЗ, 1997.
9. Викинги: Набеги с севера / Пер. с англ. А.Флорентьева. – М.: ТЕРРА, 1996.
10. В мире мифов и легенд. – СПб.: ТОО «ДИАМАНТ», 1998.
11. Волшебные животные /Пер. с англ. М.Гутова. – М.: ТЕРРА, 1996.
12. Гнедич П.П. Всемирная история искусств. – М.: Современник, 1997, 2002.
13. Гномы / Пер. с англ. В.Шатрова. – М.: ТЕРРА, 1996.
14. Гузик М.А. В поисках золотого руна. – М.: Просвещение, 1994.
15. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. В 2-х т. – М.: Искусство, 1996.
16. Древняя Индия: Страна чудес /Пер. с англ. И.Опимах. – М.: ТЕРРА, 1997.
17. Египет: Земля фараонов /Пер. с англ. Н.Усовой. – М.: ТЕРРА, 1997.
18. Затерянный мир майя /Пер. с англ. Н.Усовой. – М.: ТЕРРА, 1997.
19. Иванов Н.Н. Триста вопросов и ответов о мифологии. – Ярославль: «Академия развития», 1997.
20. Инки: Владыки золота и наследники славы. /Пер. с англ. Л.Каневского. – М.: ТЕРРА, 1997.
21. Камышанова З.А., Камышанов К.А. Триста вопросов и ответов по истории и культуре древнего мира. – Ярославль, «Академия развития», 1998.
22. Кленов А. Секрет Страдивари. – М.: Музыка, 1979.
23. Культурология. История мировой культуры /Под ред. Проф. А.Н.Марковой. – М., Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998.
24. Книга начал /Пер. с англ. И.Кубатько. – М.: ТЕРРА, 1996.
25. Любимов Л. Искусство древнего мира. - М.: Просвещение, 1996, 2005.
26. Любимов Л. Искусство Древней Руси. – М.: Просвещение, 1996, 2005.
27. Маркс Э., Тинджей Г. Римляне. – М.: РОСМЭН, 1996.
28. Мирецкая Н.В., Мирецкая Е.В. Уроки античной культуры. – Обнинск, «Титул», 1996.
29. Немировский А.И. Мифы и легенды Древней Эллады. – М.: Просвещение, 1992, 2001.
30. Немировский А.И. Мифы и легенды Древнего Востока. – Ростов-на-Дону, «Феникс», 2000.
31. Осетров Е. Аз свет миру. – М.: Детская литература, 1989.
32. Осетров Е. Живая Древняя Русь. – М.: Просвещение, 1976.
33. Переводчикова Е.В. Язык звериных образов: Очерки искусства евразийских степей скифской эпохи. – М., 1994.
34. Перевезенцев С.В. Тайны русской веры. От язычества к империи. – М.: Вече, 2001.
35. Петрухин В. Славяне. – М.: РОСМЭН, 1997.
36. Петухов Ю.Д. Тайны древних русов. – М.: Вече, 2001.
37. Пич С., Миллард Э. Греки. – М.: РОСМЭН, 1997.
38. Помпеи: Сгинувший город / Пер. с англ. Т.Азаркович. – М.: ТЕРРА, 1997.
39. Райхардт Г. Древние греки. – М.:СЛОВО, 1997.
40. Райхардт Г. Пирамиды. – М.: СЛОВО, 1997.
41. Райхардт Г. Семь чудес света. – М.: СЛОВО, 1994.
42. Рим: Эхо имперской славы / Пер. с англ. Т.Азаркович. – М.: ТЕРРА, 1997.
43. Салливан У. Тайны инков: Мифология, Астрономия и война со временем. – М.: Вече, 1998.
44. Семенова М. Мы – Славяне! – СП б.: Азбука, 1998.
45. Строители погребальных холмов и обитатели пещер /Пер. с англ. Е.Красулиной. – М.: ТЕРРА, 1997.
46. Тарановский В. Самураи. М.: СЛОВО, 1997.
47. Тюляев С.И. Искусство Индии. – М.: Искусство, 1988.
48. Удивительные эгейские царства /Пер. с англ. Т.Азаркович.- М.: ТЕРРА, 1997.
49. Уингейт У., Миллард Э. Викинги. – М.: РОСМЭН, 1999.
50. Феи и эльфы /Пер. с англ. Ю.Погорелко. – М.: ТЕРРА, 1996.
51. Чизхолм Д., Миллард Э. Ранние цивилизации. – М.: РОСМЭН, 1996.
52. Чутко Н.Я. История становления человека. – М.: «Гардарика», 1997.
53. Шеппинг Д.О. Мифы славянского язычества. – М.: ТЕРРА, 1997.
54. Шумер: Города Эдема /Пер. с англ. В.Хренова. – М.: ТЕРРА, 1997.
55. Этюды об изобразительном искусстве. – М.: Просвещение, 1993.
Энциклопедии, словари, справочники
1. Атлас древних цивилизаций мира /Пер. с итал. И. Пекуновой, Л.Золоевой, И.Юдиной. – М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 1999.
2. Бартон Р., Кавендиш Р., Ледерер Б. Атлас чудес света: Архитектура.- М.: БМ АО, 1996.
3. Биттнер В.В. Кто мы и откуда…: Энциклопедический путеводитель по истории, культуре, естествознанию. – М.: Современник, 1998.
4. Изобразительное искусство. Музыка. – М.: Современник, 1997.
5. Иллюстрированная энциклопедическая библиотека: Искусство России /Под ред. В.В. Бутромеева. – М.: Современник, 1997.
6. История древнего мира: Античная мифология. – М.: Современник, 1997.
7. История и религия: Универсальная энциклопедия школьника /Сост. А.А.Воротников. – Мн.: ТОО «ХАРВЕСТ», 1995.
8. Кокс Р., Моррис Н. Семь чудес света: Древний мир. Средние века. Наше время. – М.: БМ АО, 1996.
9. Корк Б., Рейд С. Юный исследователь: Археология. Эволюция. Человек. – М.: РОСМЭН, 1994.
10. Котерелл А. Мифология: Энциклопедический справочник. – М.: БЭЛФАКС, 1997.
11. Краткий словарь по эстетике /Под ред. М.Ф.Овсянникова. – М.: Просвещение, 1983.
12. Ликум А. Все обо всем: Популярная энциклопедия для детей. В 14 т. – М.: СЛОВО, 1993 – 1996, 2006.
13. Литература и искусство: Универсальная энциклопедия школьника /Сост. А.А. Воротников. – Мн.: ТОО «ХАРВЕСТ», 1996.
14. Литература и культура Древней Руси: Словарь-справочник /Под ред. В.В. Кускова. – М.: Высшая школа, 1994.
15. Мейсон Э. Древние цивилизации: Иллюстрированный атлас для детей. – М.: ОНИКС, 1997, 2001.
16. Миловский А.С. Народные промыслы. – М.: Мысль, 1994.
17. Мифологический словарь. – Смоленск: Русич, 2000.
18. Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2-х т. Гл. ред. С.А.Токарев. – М.: Советская энциклопедия, 1982.
19. Молони Н. Археология. – М.: РОСМЭН, 1996.
20. Славянская мифология: Энциклопедический словарь. – М.: Эллис Лак, 1995, 2004.
21. Сокровища человечества: Памятники истории, культуры и природные заповедники под охраной ЮНЕСКО. – М.: БМ АО, 1997, 2004.
22. Файсон Н. Атлас чудес света: Величайшие сокровища мира. – М.: БМ АО, 1996.
23. Холл Дж. Соварь сюжетов и символов в искусстве. – М.: КРОНПРЕСС, 1997.
24. Энциклопедия для детей. Т.6. Ч.1. Религии мира. /Гл.ред. М.Д.Аксенова. – М.: Аванта+, 1999, 2008.
25. Энциклопедия для детей. Т.6. Ч.2. Религии мира. /Гл.ред. М.Д.Аксенова. – М.: Аванта+, 1998, 2008.
26. Энциклопедия для детей. Т.7. Ч.1. Искусство. /Гл.ред. М.Д.Аксенова. – М.: Аванта+, 2000, 2008.
27. Энциклопедия для детей. Т.7. Ч.2. Религии мира. /Гл.ред. М.Д.Аксенова. – М.: Аванта+, 2000, 2008.
Примечание
К сожалению автора программы, вышеуказанная литература не переиздавалась позже указанных лет издания, что может вызвать трудность при ее нахождении. Но интернет предлагает возможность заказа данной литературы с целью последующего приобретения, как в типографском (книга по почте), так и в виртуальном (электронная книга) виде.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Тестовые задания, предлагаемые учащимся по окончании изучения темы
«Древний Египет»
1. Река жизни для египтян:
ü Конго
ü Нил
ü Тигр
2. Материк, на котором располагался Древний Египет:
ü Африка
ü Евразия
ü Южная Америка
3. Письменность египтян:
ü Иероглифы
ü Клинопись
ü Нет письменности
4. Из какого материала строились пирамиды:
ü Кирпич
ü Мрамор
ü известняк
5. «Книги мертвых» были написаны на:
ü папирусе
ü глиняных табличках
ü стенах гробниц
6. «Тексты пирамид» были написаны на:
ü папирусе
ü глиняных табличках
ü стенах гробниц
7. В Древнем Египте власть принадлежала:
ü царю
ü фараону
ü императору
8. Гробницы фараонов:
ü пирамиды
ü пещеры
ü курганы
9. Большой сфинкс в Гизе находится возле гробницы фараона:
ü Хеопса
ü Хефрена
ü Микерина
10. Чудом света является:
ü храм Амона в Карнаке
ü сфинкс в Гизе
ü пирамида Хеопса
11. Города Древнего Египта:
ü Рим
ü Карнак
ü Мемфис
ü Луксор
ü Афины
ü Урук
12. Эталон красоты в древнеегипетском искусстве:
ü Клеопатра
ü Нефертити
ü Хатшепсут
13. Бог загробного царства Египта:
ü Сет
ü Осирис
ü Анубис
ü
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.