Авторская программа "Занимательная математика" (7 класс)
Оценка 4.7

Авторская программа "Занимательная математика" (7 класс)

Оценка 4.7
Разработки курсов
docx
математика
7 кл
01.04.2018
Авторская программа "Занимательная математика" (7 класс)
Публикация является частью публикации:
авторская программаПояснительная записка.docx

                                                   

 

 

1.     Пояснительная записка.

Программа кружка «Занимательная математика» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.

Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением, закрепить интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию, стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи.

Актуальность программы определена тем, что школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.

Основная цель программы – развитие творческих способностей, логического мышления, углубление знаний, полученных на уроке, и расширение общего кругозора ребенка в процессе живого рассмотрения различных практических задач и вопросов, в том числе и  в результате компьютерного моделирования; изучения интересных фактов из истории математики.

Задачи:

­    привитие интереса учащимся к математике;

­    углубление и расширение знаний учащихся по математике;

­    развитие математического кругозора, мышления, исследовательских умений учащихся;

­    формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры;

­    воспитание трудолюбия, терпения, настойчивости, инициативы.

Основные педагогические принципы, обеспечивающие реализацию программы:

­    учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;

­    доброжелательный психологический климат на занятиях;

­    личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса;

­    подбор методов занятий соответственно целям и содержанию занятий и эффективности их применения;

­    оптимальное сочетание форм деятельности;

­    преемственность, каждая новая тема логически связана с предыдущей;

­    наглядность;

­    доступность.

Программа может содержать разные уровни сложности изучаемого материала и позволяет найти оптимальный вариант работы с той или иной группой обучающихся. Данная программа является программой открытого типа, т.е. открыта для расширения, определенных изменений с учетом конкретных педагогических задач, запросов детей.

По степени новизны: педагогическая инновация. Программа позволяет  углубить и расширить знания обучающихся с помощью проблемно-поисковой деятельности  и компьютерного моделирования.

По сроку реализации: одногодичные. Программа рассчитана сроком на один учебный год. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут.

По особенностям развития: общая – программа ориентирована на широкий контингент обучающихся.

Ожидаемые результаты:

по окончании обучения учащиеся должны знать:

­    нестандартные методы решения различных математических задач;

­    логические приемы, применяемые при решении задач;

­    о применении переменных и функций в различных сферах деятельности человека, область применения комбинаторики;

­    историю развития математической науки, биографии известных ученых-математиков.

по окончании обучения учащиеся должны уметь:

­    рассуждать при решении логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию и интуицию;

­    правильно употреблять  математическую терминологию, изучаемых разделов;

­    выбирать материал для создания минипроектов, защищать проект;

­    систематизировать данные в виде таблиц при решении задач, при составлении математических кроссвордов, шарад и ребусов;

­    строить различные функции в программе Excel;

­    применять нестандартные методы при решении задач.

Содержание программы соответствует познавательным возможностям школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая  учебную мотивацию. Применение элементов компьютерного моделирования  имеет вспомогательную функцию для достижения цели и выполнение задач, поставленных в программе.

 

2.     Планируемые результаты освоения учебного курса, программы.

 

№ п/п

Разделы учебного курса

Вид учебной деятельности

Компетенции

1.

Переменные

 

 

 

 

 

Познавательный

 

Проблемно-ценностное

 

Компьютерное моделирование

 

Игровой

 

Личностные

­    формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку и его мнению;

Предметные

­    составлять план и последовательность действий,

­    определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата;

Метапредметные

­    определять проблему и вытекающие из нее задачи;

­    ставить цель, составлять и реализовывать план проекта,

­    отбирать материал из информационных источников;

­    использовать знания информатики для применения и составления компьютерных тренажеров (н-ер, в программах Excel, PowerPoint).

2

Формулы сокращенного умножения

Познавательный

 

Проблемно-ценностное

 

Компьютерное моделирование

Личностные

­   формирование осознанного умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного;

­   формирование ответственного отношения  к учебным предметам;

Предметные

­   предвидеть возможность получения конкретного результата при выполнении заданий;

­   осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия;

Метапредметные

­   организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;

­   пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации

­   самостоятельно действовать в ситуации неопределенности при решении актуальных для них проблем;

3

Функции

Познавательный

 

Проблемно-ценностное

 

Компьютерное моделирование

Личностные

­   ориентироваться на оценку результатов собственной деятельности;

­   обогащать словарный математический запас слов, совершенствовать культуру математической речи;

­   формировать осознанное умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения;

Предметные

­   концентрировать волю преодоления интеллектуальных  затруднений;

­   адекватно оценивать правильность и ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения;

­   планировать, осуществлять и оценивать результаты совместной групповой проектной работы;

Метапредметные

­   выбирать условия проведения наблюдения или опыта;

­   выбирать необходимые приборы и оборудование (в том числе и ПК);

­   владеть измерительными навыками, работать с инструкциями;

­   анализировать полученные данные, делать выводы;

­   ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы;

­   оценивать работу по критериям оценивания;

­   осуществлять поиск информации в СМИ;

4

Комбинаторика

Познавательный

 

Проблемно-ценностное

 

Компьютерное моделирование

 

Игровой

 

Личностные

­   информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссиях, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях;

­   ответственно относиться к учению, быть готовым к самоообразованию на основе мотивации к обучению и и познанию;

­   сотрудничать со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

Предметные

­   определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата;

­   предвидеть возможность получения конкретного результата при  решении задач;

­   задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;

Метапредметные

­   использовать элементы вероятностных и статистических методов познания;

­   описывать результаты, формулировать выводы;

­   выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и  графические редакторы, презентации);

­   выбирать соответствующую форму проектного продукта;

­   проводить рефлексию своей деятельности;

­   работать в парах и в группах.

 

2.     Содержание учебного предмета, курса.

 

Раздел, темы учебного курса

Количество часов на раздел

Переменные.

 

Переменные в математике. Переменные в жизни человека.

Уравнения.

Неравенства.

Задачи, решаемые с помощью уравнения.

Простейшие задачи с параметрами.

Переменная в программировании.

Переменная в физике.

Ребусы с переменными.

 

 

8 ч

Функция.

 

Функции. Возникновение и развитие понятия «функция».

Функция в природе и технике.

Функции пословиц и поговорок.

Способы задания функций. Некоторые свойства функций.

Чтение графиков. Построение функций в программе Excel.

Замечательные кривые.

 

9 ч

Формулы сокращенного умножения.

 

Преобразование элементарных выражений.

Разность квадратов. Квадрат суммы. Квадрат разности.

Геометрическое доказательство формул сокращенного умножения.

Куб суммы и и куб разности.

Треугольник Паскаля.

Задачи повышенной трудности по теме «Формулы сокращенного умножения».

 

 

10 ч

Комбинаторика.

 

Введение в комбинаторику. Область применения комбинаторики.

Фигурные числа. Магические квадраты. Арифметический треугольник.

Комбинаторные задачи.

Решение с помощью дерева возможных вариантов.

Комбинаторика монет.

Игра в кости.

Телефонная комбинаторика.

 

Итоговое занятие.

 

 

7 ч.

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ч.

 

3.     Календарно – тематическое планирование.

 

п\п

Раздел. Тема.

Кол-во часов

Форма организации

1 четверть. (8 часов)

Переменные.  Функция. Формулы сокращенного умножения. Комбинаторика. Итоговое занятие.

 

1

Вводное занятие. Переменная в жизни человека.

1

Беседа. Работа с кейсами.

2

Переменные в математике.  Уравнения.

1

Практическая работа.

3

Неравенства.

1

Деловая игра.

4

Задачи, решаемые с помощью уравнения.

1

Работа в группах.

5

Простейшие задачи с параметрами.

1

Погружение в тему.

6

Переменная в программировании.

1

Компьютерный практикум.

7

Переменная в физике.

1

Разработка минипроектов.

8

Ребусы с переменными.

1

Игровое занятие

2 четверть. (9 часов).

Функция.

9

Функции. Возникновение и развитие понятия «функция».

1

Беседа. Работа с кейсами.

10

Функция в природе.

1

Разработка минипроектов.

11

Функция в технике.

1

Разработка минипроектов.

12

Функции пословиц и поговорок.

1

Игровое занятие

13

Способы задания функций.

1

Работа в группах.

14

Некоторые свойства функций.

1

Компьютерный практикум.

15

Чтение графиков.

1

Практическая работа на тренажерах

16

Построение функций в программе Excel.

1

Компьютерный практикум.

17

Замечательные кривые.

1

Разработка минипроектов.

3 четверть. (8 часов).

Формулы сокращенного умножения.

18

Преобразование элементарных выражений.

1

Беседа. Работа с кейсами.

19

Разность квадратов.

1

Деловая игра.

20

Квадрат суммы. Квадрат разности.

1

Практическая работа на тренажерах

21

Геометрическое доказательство формул сокращенного умножения.

1

Практическая работа на тренажерах

22

Куб суммы и и куб разности.

1

Практическая работа на тренажерах

23

Треугольник Паскаля.

1

Сюжетно-ролевая игра

24

Практическая работа на электронном тренажере «Формулы сокращенного умножения»

1

Практическая работа на тренажерах

25

Формулы сокращенного умножения. Тренинг.

1

Разработка минипроектов.

26

Задачи повышенной трудности по теме «Формулы сокращенного умножения».

1

Практическая работа.

27

Компьютерный практикум по теме.

1

Индивидуальная работа.

4 четверть. (8 часов).

Комбинаторика.

28

Введение в комбинаторику. Область применения комбинаторики.

 

1

Беседа. Работа с кейсами.

29

Фигурные числа. Магические квадраты.

1

Сюжетно-ролевая игра.

30

Арифметический треугольник.

 

1

Разработка минипроектов.

31

Комбинаторные задачи. Решение с помощью дерева возможных вариантов.

 

1

Игра - путешествие.

32

Комбинаторика монет.

1

Практическая работа.

33

Игра в кости.

 

1

Практическая работа.

34

Телефонная комбинаторика.

 

1

Практическая работа.

35

Итоговое занятие.

 

1

Аукцион комбинаторных задач.

 

4.     Методическое обеспечение программы.

Основными формами образовательного процесса являются:

­    практико-ориентированные занятия;

­    практические работы на тренажерах;

­    разработка минипроектов;

­    компьютерные практикумы.

На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:

­    индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);

­    фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);

­    групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);

­    коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).

Основные виды деятельности учащихся:

­   решение занимательных задач;

­   знакомство с научно-популярной литературой, связанной с разделами алгебры;

­   проектная деятельность;

­   индивидуальная работа;

­   работа в парах, в группах;

­   творческие работы.

Система оценивания обученности детей:

­   минипроект;

­   практическая работа;

­   собеседование.

 

5.     Список литературы и Интернеит-ресурсы.

1.     Болховитинов В.Н., Колтова Б.И. Лаговский И.К. Твое свободное время. - М.: Детская литература, 1975.

2.     Гельфанд И.М, Глаголева Е.Г., Шнель Э.Э. Функции и их графики. – М.: Просвещение, 2006.

3.     Генденштейн Л. Э., Ершова А. П., Ершова А. С., Математика. Наглядный справочник с примерами. М.: Илекса, 2007.

4.     Кордемский В.А., Ахадов А.А. Удивительный мир чисел. – М.: Просвещение, 1986.

5.     Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С. Математическая шкатулка. – М.: Просвещение, 1984.

6.     Петраков И. С. Математические кружки. – М.: Просвещение, 1987.

7.     Энциклопедический словарь юного математика / составитель: А.П. Савин – М.: Педагогика, 1989.

8.     http://fb.ru/article/340690/treugolnik-paskalya-svoystva-treugolnika-paskalya

9.     http://fb.ru/article/81984/magicheskiy-kvadrat-volshebnyiy-tanstvennyiy-sovershennyiy

10. http://lib2.podelise.ru/docs/4826/index-6213.html?page=5

11. http://majoie.ru/magichtreug.html

12. http://www.etudes.ru/ru/

13. https://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2013/02/10/treugolnik-paskalya

14. https://su0.ru/C04A

 


 

Пояснительная записка. Программа кружка «Занимательная математика» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках

Пояснительная записка. Программа кружка «Занимательная математика» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках

По особенностям развития: общая – программа ориентирована на широкий контингент обучающихся

По особенностям развития: общая – программа ориентирована на широкий контингент обучающихся

Компьютерное моделирование

Компьютерное моделирование

Игровой Личностные информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссиях, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях; ­ ответственно относиться к учению,…

Игровой Личностные информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссиях, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях; ­ ответственно относиться к учению,…

Замечательные кривые. 9 ч

Замечательные кривые. 9 ч

Неравенства. 1 Деловая игра

Неравенства. 1 Деловая игра

Квадрат суммы. Квадрат разности

Квадрат суммы. Квадрат разности

На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности : ­ индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей); ­ фронтальная (работа в коллективе при…

На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности : ­ индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей); ­ фронтальная (работа в коллективе при…

Авторская программа "Занимательная математика" (7 класс)

Авторская программа "Занимательная математика" (7 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2018