1. Пояснительная записка.
Программа кружка «Занимательная математика» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением, закрепить интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию, стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи.
Актуальность программы определена тем, что школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Основная цель программы – развитие творческих способностей, логического мышления, углубление знаний, полученных на уроке, и расширение общего кругозора ребенка в процессе живого рассмотрения различных практических задач и вопросов, в том числе и в результате компьютерного моделирования; изучения интересных фактов из истории математики.
Задачи:
привитие интереса учащимся к математике;
углубление и расширение знаний учащихся по математике;
развитие математического кругозора, мышления, исследовательских умений учащихся;
формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры;
воспитание трудолюбия, терпения, настойчивости, инициативы.
Основные педагогические принципы, обеспечивающие реализацию программы:
учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;
доброжелательный психологический климат на занятиях;
личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса;
подбор методов занятий соответственно целям и содержанию занятий и эффективности их применения;
оптимальное сочетание форм деятельности;
преемственность, каждая новая тема логически связана с предыдущей;
наглядность;
доступность.
Программа может содержать разные уровни сложности изучаемого материала и позволяет найти оптимальный вариант работы с той или иной группой обучающихся. Данная программа является программой открытого типа, т.е. открыта для расширения, определенных изменений с учетом конкретных педагогических задач, запросов детей.
По степени новизны: педагогическая инновация. Программа позволяет углубить и расширить знания обучающихся с помощью проблемно-поисковой деятельности и компьютерного моделирования.
По сроку реализации: одногодичные. Программа рассчитана сроком на один учебный год. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут.
По особенностям развития: общая – программа ориентирована на широкий контингент обучающихся.
Ожидаемые результаты:
по окончании обучения учащиеся должны знать:
нестандартные методы решения различных математических задач;
логические приемы, применяемые при решении задач;
о применении переменных и функций в различных сферах деятельности человека, область применения комбинаторики;
историю развития математической науки, биографии известных ученых-математиков.
по окончании обучения учащиеся должны уметь:
рассуждать при решении логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию и интуицию;
правильно употреблять математическую терминологию, изучаемых разделов;
выбирать материал для создания минипроектов, защищать проект;
систематизировать данные в виде таблиц при решении задач, при составлении математических кроссвордов, шарад и ребусов;
строить различные функции в программе Excel;
применять нестандартные методы при решении задач.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию. Применение элементов компьютерного моделирования имеет вспомогательную функцию для достижения цели и выполнение задач, поставленных в программе.
2. Планируемые результаты освоения учебного курса, программы.
№ п/п |
Разделы учебного курса |
Вид учебной деятельности |
Компетенции |
|
1. |
Переменные
|
Познавательный
Проблемно-ценностное
Компьютерное моделирование
Игровой
|
Личностные |
формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку и его мнению; |
Предметные |
составлять план и последовательность действий, определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата; |
|||
Метапредметные |
определять проблему и вытекающие из нее задачи; ставить цель, составлять и реализовывать план проекта, отбирать материал из информационных источников; использовать знания информатики для применения и составления компьютерных тренажеров (н-ер, в программах Excel, PowerPoint). |
|||
2 |
Формулы сокращенного умножения |
Познавательный
Проблемно-ценностное
Компьютерное моделирование |
Личностные |
формирование осознанного умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного; формирование ответственного отношения к учебным предметам; |
Предметные |
предвидеть возможность получения конкретного результата при выполнении заданий; осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия; |
|||
Метапредметные |
организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности; пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации самостоятельно действовать в ситуации неопределенности при решении актуальных для них проблем; |
|||
3 |
Функции |
Познавательный
Проблемно-ценностное
Компьютерное моделирование |
Личностные |
ориентироваться на оценку результатов собственной деятельности; обогащать словарный математический запас слов, совершенствовать культуру математической речи; формировать осознанное умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения; |
Предметные |
концентрировать волю преодоления интеллектуальных затруднений; адекватно оценивать правильность и ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения; планировать, осуществлять и оценивать результаты совместной групповой проектной работы; |
|||
Метапредметные |
выбирать условия проведения наблюдения или опыта; выбирать необходимые приборы и оборудование (в том числе и ПК); владеть измерительными навыками, работать с инструкциями; анализировать полученные данные, делать выводы; ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; оценивать работу по критериям оценивания; осуществлять поиск информации в СМИ; |
|||
4 |
Комбинаторика |
Познавательный
Проблемно-ценностное
Компьютерное моделирование
Игровой
|
Личностные |
информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссиях, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях; ответственно относиться к учению, быть готовым к самоообразованию на основе мотивации к обучению и и познанию; сотрудничать со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности; |
Предметные |
определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата; предвидеть возможность получения конкретного результата при решении задач; задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме; |
|||
Метапредметные |
использовать элементы вероятностных и статистических методов познания; описывать результаты, формулировать выводы; выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации); выбирать соответствующую форму проектного продукта; проводить рефлексию своей деятельности; работать в парах и в группах. |
2. Содержание учебного предмета, курса.
Раздел, темы учебного курса |
Количество часов на раздел |
Переменные.
Переменные в математике. Переменные в жизни человека. Уравнения. Неравенства. Задачи, решаемые с помощью уравнения. Простейшие задачи с параметрами. Переменная в программировании. Переменная в физике. Ребусы с переменными.
|
8 ч |
Функция.
Функции. Возникновение и развитие понятия «функция». Функция в природе и технике. Функции пословиц и поговорок. Способы задания функций. Некоторые свойства функций. Чтение графиков. Построение функций в программе Excel. Замечательные кривые.
|
9 ч |
Формулы сокращенного умножения.
Преобразование элементарных выражений. Разность квадратов. Квадрат суммы. Квадрат разности. Геометрическое доказательство формул сокращенного умножения. Куб суммы и и куб разности. Треугольник Паскаля. Задачи повышенной трудности по теме «Формулы сокращенного умножения».
|
10 ч |
Комбинаторика.
Введение в комбинаторику. Область применения комбинаторики. Фигурные числа. Магические квадраты. Арифметический треугольник. Комбинаторные задачи. Решение с помощью дерева возможных вариантов. Комбинаторика монет. Игра в кости. Телефонная комбинаторика.
Итоговое занятие.
|
7 ч.
1 ч. |
3. Календарно – тематическое планирование.
№ п\п |
Раздел. Тема. |
Кол-во часов |
Форма организации |
1 четверть. (8 часов) Переменные. Функция. Формулы сокращенного умножения. Комбинаторика. Итоговое занятие.
|
|||
1 |
Вводное занятие. Переменная в жизни человека. |
1 |
Беседа. Работа с кейсами. |
2 |
Переменные в математике. Уравнения. |
1 |
Практическая работа. |
3 |
Неравенства. |
1 |
Деловая игра. |
4 |
Задачи, решаемые с помощью уравнения. |
1 |
Работа в группах. |
5 |
Простейшие задачи с параметрами. |
1 |
Погружение в тему. |
6 |
Переменная в программировании. |
1 |
Компьютерный практикум. |
7 |
Переменная в физике. |
1 |
Разработка минипроектов. |
8 |
Ребусы с переменными. |
1 |
Игровое занятие |
2 четверть. (9 часов). Функция. |
|||
9 |
Функции. Возникновение и развитие понятия «функция». |
1 |
Беседа. Работа с кейсами. |
10 |
Функция в природе. |
1 |
Разработка минипроектов. |
11 |
Функция в технике. |
1 |
Разработка минипроектов. |
12 |
Функции пословиц и поговорок. |
1 |
Игровое занятие |
13 |
Способы задания функций. |
1 |
Работа в группах. |
14 |
Некоторые свойства функций. |
1 |
Компьютерный практикум. |
15 |
Чтение графиков. |
1 |
Практическая работа на тренажерах |
16 |
Построение функций в программе Excel. |
1 |
Компьютерный практикум. |
17 |
Замечательные кривые. |
1 |
Разработка минипроектов. |
3 четверть. (8 часов). Формулы сокращенного умножения. |
|||
18 |
Преобразование элементарных выражений. |
1 |
Беседа. Работа с кейсами. |
19 |
Разность квадратов. |
1 |
Деловая игра. |
20 |
Квадрат суммы. Квадрат разности. |
1 |
Практическая работа на тренажерах |
21 |
Геометрическое доказательство формул сокращенного умножения. |
1 |
Практическая работа на тренажерах |
22 |
Куб суммы и и куб разности. |
1 |
Практическая работа на тренажерах |
23 |
Треугольник Паскаля. |
1 |
Сюжетно-ролевая игра |
24 |
Практическая работа на электронном тренажере «Формулы сокращенного умножения» |
1 |
Практическая работа на тренажерах |
25 |
Формулы сокращенного умножения. Тренинг. |
1 |
Разработка минипроектов. |
26 |
Задачи повышенной трудности по теме «Формулы сокращенного умножения». |
1 |
Практическая работа. |
27 |
Компьютерный практикум по теме. |
1 |
Индивидуальная работа. |
4 четверть. (8 часов). Комбинаторика. |
|||
28 |
Введение в комбинаторику. Область применения комбинаторики.
|
1 |
Беседа. Работа с кейсами. |
29 |
Фигурные числа. Магические квадраты. |
1 |
Сюжетно-ролевая игра. |
30 |
Арифметический треугольник.
|
1 |
Разработка минипроектов. |
31 |
Комбинаторные задачи. Решение с помощью дерева возможных вариантов.
|
1 |
Игра - путешествие. |
32 |
Комбинаторика монет. |
1 |
Практическая работа. |
33 |
Игра в кости.
|
1 |
Практическая работа. |
34 |
Телефонная комбинаторика.
|
1 |
Практическая работа. |
35 |
Итоговое занятие.
|
1 |
Аукцион комбинаторных задач. |
4. Методическое обеспечение программы.
Основными формами образовательного процесса являются:
практико-ориентированные занятия;
практические работы на тренажерах;
разработка минипроектов;
компьютерные практикумы.
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:
индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);
фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);
групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);
коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).
Основные виды деятельности учащихся:
решение занимательных задач;
знакомство с научно-популярной литературой, связанной с разделами алгебры;
проектная деятельность;
индивидуальная работа;
работа в парах, в группах;
творческие работы.
Система оценивания обученности детей:
минипроект;
практическая работа;
собеседование.
5. Список литературы и Интернеит-ресурсы.
1. Болховитинов В.Н., Колтова Б.И. Лаговский И.К. Твое свободное время. - М.: Детская литература, 1975.
2. Гельфанд И.М, Глаголева Е.Г., Шнель Э.Э. Функции и их графики. – М.: Просвещение, 2006.
3. Генденштейн Л. Э., Ершова А. П., Ершова А. С., Математика. Наглядный справочник с примерами. М.: Илекса, 2007.
4. Кордемский В.А., Ахадов А.А. Удивительный мир чисел. – М.: Просвещение, 1986.
5. Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С. Математическая шкатулка. – М.: Просвещение, 1984.
6. Петраков И. С. Математические кружки. – М.: Просвещение, 1987.
7. Энциклопедический словарь юного математика / составитель: А.П. Савин – М.: Педагогика, 1989.
8. http://fb.ru/article/340690/treugolnik-paskalya-svoystva-treugolnika-paskalya
9. http://fb.ru/article/81984/magicheskiy-kvadrat-volshebnyiy-tanstvennyiy-sovershennyiy
10. http://lib2.podelise.ru/docs/4826/index-6213.html?page=5
11. http://majoie.ru/magichtreug.html
12. http://www.etudes.ru/ru/
13. https://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2013/02/10/treugolnik-paskalya
14. https://su0.ru/C04A
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.