Авторские дидактические игры для развития фонематических процессов для повышения результативности логопедического воздействия
Оценка 4.6

Авторские дидактические игры для развития фонематических процессов для повышения результативности логопедического воздействия

Оценка 4.6
docx
01.12.2021
Авторские дидактические игры для развития фонематических процессов для повышения результативности логопедического воздействия
Тема: "Применение дидактических игр для развития фонематического слуха и восприятия на занятиях для повышения результативности логопедического воздействия"
применение дидактических игр.docx

Учитель-логопед: Иванова Роза Геннадьевна

ММО

Тема: "Применение дидактических игр для развития фонематического слуха и восприятия на занятиях для повышения результативности логопедического воздействия"

 

Прямо с рождения ребёнка окружает множество самых разных звуков, но слова – речевые звуки – в этой массе наиболее значимы. Звучащая речь обеспечивает необходимое для ребёнка общение со взрослыми, получение информации, приобщение к деятельности, овладение нормами поведения. Вслушиваясь в слова, сопоставляя их звучание и пытаясь повторить их, ребёнок учится не только слышать, но и различать звуки родного языка. В этом случае большое значение имеет процесс формирования фонематического слуха и восприятия ребенка.

Напомню вам и себе, что же такое фонематический слух и фонематическое восприятие?

Волкова Л. С. Дает такое определение:

Фонематическое слух тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова.

Фонематическое восприятие специальные умственные действия при дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова.

Иными словами фонематический слух — это тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка. Фонематический слух, являясь частью физиологического слуха, направлен на соотнесение и сопоставление слышимых звуков с их эталонами, которые хранятся в памяти человека. А фонематическое восприятие – это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова.

Для того, чтобы развивать фонематический слух и восприятие можно использовать специальные дидактические игры.

Игра — ведущий в дошкольном возрасте вид деятельности. С помощью игровых средств создается игровая ситуация, актуализируются знания детей, объясняются правила, формируется дополнительная стимуляция игровой и речевой активности, создаются условия для возникновения и усиления познавательных мотивов, развития интересов, формируется положительное отношение к обучению. Применение игровых технологий в работе логопеда позволяет повышать успешность обучения детей с речевыми нарушениями.

Мною разработаны и представлены игры на развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и фонетико-фонематическим недоразвитием речи. У всех детей с ОНР наблюдается недоразвитие фонематического слуха и восприятия так же как и у детей ФФНР. Очень важно научить ребенка различать и анализировать звуки. Игры составлены и подобраны в определенной последовательности, по мере усвоения определенных навыков и умений. В играх закрепляются умения детей полученные на логопедических занятиях.

Игры направлены на выработку следующих умений:

·         умение детей различать на слух слова, отличающиеся одним звуком

·         дифференциацию звуков

·         умение определять первый и последний звук в слове и подбирать слова на заданный звук

·         умение делить слова на слоги

·         умение подбирать слово по последнему звуку заданного слова

·         умение определять место заданного звука в слове (начало, середина, конец)

Игры настольные просты в применении, интересны для детей. Игры содержат красочные картинки – слова со звуками. В играх используется элемент соревнования, самоконтроль и самооценка выполненных заданий.

Предлагаемые мною игры необходимы при обучении грамоте детей старшего дошкольного возраста. Для владения грамотой необходимо, чтобы ребенок не только правильно слышал и произносил отдельные слова и звуки, но и имел четкое представление о звуковом составе слова и умел анализировать звуковой состав слова. Игры можно использовать с детьми как индивидуально, так и подгруппой.

Коррекционную работу по преодолению нарушений развития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в условиях дошкольного логопедического пункта можно разделить в три этапа. На каждом этапе определяем применение игр и игровых приёмов для повышения эффективности коррекционного воздействия.

1 этап (подготовительный) – развитие неречевого слуха.

На этом этапе проводятся упражнения на различение неречевых звуков. Такие упражнения способствуют развитию слуховой памяти и слухового внимания, без чего невозможно научить ребёнка вслушиваться в речь окружающих и дифференцировать фонемы. В это время работает физический слух.

Игры, используемые в коррекционной работе на 1 этапе.

-различение неречевых звуков.

- дифференциация по способу воспроизведения (хлопки, притопы)

- дифференциация по темпу (быстро - медленно)

- дифференциация по ритму (ритмические рисунки)

- дифференциация по силе звучания (громко - тихо)

2 этап - развитие речевого слуха.

Игры, используемые в коррекционной работе на 2 этапе.

- различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса

- дифференциация слов, близких по звуковому составу:

- дифференциация слогов

-дифференциация фонем.

3этап Развитие навыка элементарного звукового анализа и синтеза.

Этот этап имеет определённую последовательность:

- Определение количества слогов в словах разной сложности

- Выделение первого и последнего звука в слове

- Выделение слова с предложенным звуком из группы слов или из предложения.

- Различение звуков по их качественным характеристикам (гласный согласный, глухой – звонкий, твёрдый – мягкий) ;

- Определение места, количества, последовательности звуков в слове

- Творческие задания (например, придумать слова с заданными звуками)

- построение моделей (например, звуковые схемы)


 

Учитель-логопед: Иванова Роза Геннадьевна

Учитель-логопед: Иванова Роза Геннадьевна

Игры настольные просты в применении, интересны для детей

Игры настольные просты в применении, интересны для детей

- построение моделей (например, звуковые схемы)

- построение моделей (например, звуковые схемы)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.12.2021