Авторские дидактические игры для развития фонематических процессов для повышения результативности логопедического воздействия

  • docx
  • 01.12.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема: "Применение дидактических игр для развития фонематического слуха и восприятия на занятиях для повышения результативности логопедического воздействия"
Иконка файла материала применение дидактических игр.docx

Учитель-логопед: Иванова Роза Геннадьевна

ММО

Тема: "Применение дидактических игр для развития фонематического слуха и восприятия на занятиях для повышения результативности логопедического воздействия"

 

Прямо с рождения ребёнка окружает множество самых разных звуков, но слова – речевые звуки – в этой массе наиболее значимы. Звучащая речь обеспечивает необходимое для ребёнка общение со взрослыми, получение информации, приобщение к деятельности, овладение нормами поведения. Вслушиваясь в слова, сопоставляя их звучание и пытаясь повторить их, ребёнок учится не только слышать, но и различать звуки родного языка. В этом случае большое значение имеет процесс формирования фонематического слуха и восприятия ребенка.

Напомню вам и себе, что же такое фонематический слух и фонематическое восприятие?

Волкова Л. С. Дает такое определение:

Фонематическое слух тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова.

Фонематическое восприятие специальные умственные действия при дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова.

Иными словами фонематический слух — это тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка. Фонематический слух, являясь частью физиологического слуха, направлен на соотнесение и сопоставление слышимых звуков с их эталонами, которые хранятся в памяти человека. А фонематическое восприятие – это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова.

Для того, чтобы развивать фонематический слух и восприятие можно использовать специальные дидактические игры.

Игра — ведущий в дошкольном возрасте вид деятельности. С помощью игровых средств создается игровая ситуация, актуализируются знания детей, объясняются правила, формируется дополнительная стимуляция игровой и речевой активности, создаются условия для возникновения и усиления познавательных мотивов, развития интересов, формируется положительное отношение к обучению. Применение игровых технологий в работе логопеда позволяет повышать успешность обучения детей с речевыми нарушениями.

Мною разработаны и представлены игры на развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и фонетико-фонематическим недоразвитием речи. У всех детей с ОНР наблюдается недоразвитие фонематического слуха и восприятия так же как и у детей ФФНР. Очень важно научить ребенка различать и анализировать звуки. Игры составлены и подобраны в определенной последовательности, по мере усвоения определенных навыков и умений. В играх закрепляются умения детей полученные на логопедических занятиях.

Игры направлены на выработку следующих умений:

·         умение детей различать на слух слова, отличающиеся одним звуком

·         дифференциацию звуков

·         умение определять первый и последний звук в слове и подбирать слова на заданный звук

·         умение делить слова на слоги

·         умение подбирать слово по последнему звуку заданного слова

·         умение определять место заданного звука в слове (начало, середина, конец)

Игры настольные просты в применении, интересны для детей. Игры содержат красочные картинки – слова со звуками. В играх используется элемент соревнования, самоконтроль и самооценка выполненных заданий.

Предлагаемые мною игры необходимы при обучении грамоте детей старшего дошкольного возраста. Для владения грамотой необходимо, чтобы ребенок не только правильно слышал и произносил отдельные слова и звуки, но и имел четкое представление о звуковом составе слова и умел анализировать звуковой состав слова. Игры можно использовать с детьми как индивидуально, так и подгруппой.

Коррекционную работу по преодолению нарушений развития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в условиях дошкольного логопедического пункта можно разделить в три этапа. На каждом этапе определяем применение игр и игровых приёмов для повышения эффективности коррекционного воздействия.

1 этап (подготовительный) – развитие неречевого слуха.

На этом этапе проводятся упражнения на различение неречевых звуков. Такие упражнения способствуют развитию слуховой памяти и слухового внимания, без чего невозможно научить ребёнка вслушиваться в речь окружающих и дифференцировать фонемы. В это время работает физический слух.

Игры, используемые в коррекционной работе на 1 этапе.

-различение неречевых звуков.

- дифференциация по способу воспроизведения (хлопки, притопы)

- дифференциация по темпу (быстро - медленно)

- дифференциация по ритму (ритмические рисунки)

- дифференциация по силе звучания (громко - тихо)

2 этап - развитие речевого слуха.

Игры, используемые в коррекционной работе на 2 этапе.

- различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса

- дифференциация слов, близких по звуковому составу:

- дифференциация слогов

-дифференциация фонем.

3этап Развитие навыка элементарного звукового анализа и синтеза.

Этот этап имеет определённую последовательность:

- Определение количества слогов в словах разной сложности

- Выделение первого и последнего звука в слове

- Выделение слова с предложенным звуком из группы слов или из предложения.

- Различение звуков по их качественным характеристикам (гласный согласный, глухой – звонкий, твёрдый – мягкий) ;

- Определение места, количества, последовательности звуков в слове

- Творческие задания (например, придумать слова с заданными звуками)

- построение моделей (например, звуковые схемы)