Авторские неологизмы раннем творчестве Маяковского
Оценка 4.6

Авторские неологизмы раннем творчестве Маяковского

Оценка 4.6
Научно-исследовательская работа
docx
русская литература +1
20.09.2021
Авторские неологизмы раннем творчестве Маяковского
Статья, посвященная раннему творчеству Владимира Маяковского. Рассматривает использование неологизмов в творчестве поэта.
Авторские неологизмы раннем творчестве Маяковского.docx

Овчинникова Л.,

Учитель русского языка и литературы

КГУ «Адаевская общеобразовательная школа

отдела образования Камыстинского района»

Управления образования акимата Костанайской области

 

АВТОРСКИЕ НЕОЛОГИЗМЫ В РАННЕМ ТВОРЧЕСТВЕ МАЯКОВСКОГО

         Актуальность. Неологизмы создаются для новых понятий, что свойственно для нового времени, автором которого был Маяковский.

         Маяковский требовал от поэзии «навыков и приемов слов, бесконечно индивидуальных». Он создает необыкновенные определения: «быкомордая» , «многохамая» , «мясомассовая».

         Неологизмы Маяковского в поэтическом контексте всегда понятны. Цель автора – это создание неологизмов, они становятся прочным явлением в литературе.

         Как многие авторы Маяковский хотел быть услышанным и понятым.  Многие считают, что он был глашатаем, который славил социалистическую эпоху, но это не есть так.  Маяковский был глубоко чувствующим, ранимым и бесконечно одиноким человеком. Нам хотелось бы, чтобы творчество человека, сделавшего так много для русской поэзии, стало понятным и максимально близким каждому из читателей.

         Новизна статьи заключается в том, что были проанализированы неологизмы в раннем творчестве В.В. Маяковского.

         Цель исследования – изучить особенности применения авторских неологизмов в раннем творчестве В.В. Маяковского.

         Для достижения поставленной цели был выделена задача:

- Проанализировать раннее творчество В.В. Маяковского и специфику применения в нём неологизмов.

- Составить словарь авторских неологизмов В.В. Маяковского.

         В ходе написания статьи использовались такие методы исследования, как анализ научной литературы по русскому языку и творчеству В.В. Маяковского, анализ ранних произведений В.В. Маяковского, сравнение, обобщение, классификация и систематизация полученных данных.

         Творчество Маяковского является естественным продолжением русской поэзии XIX в. Поэту родственна революция и гражданская активность некрасовской музы, которая ориентирует не на принцип «поэтичности», а на его актуальность. В более поздний период у поэта проявляется тяга к философии человеческой жизни.

         Маяковский В.В. – поэт-новатор, обогативший русскую и мировую поэзию бессмертными художественными произведениями. Многие стихотворение В.В. Маяковского обращены к молодёжи. «На сотни эстрад бросает меня, на тысячу глаз молодёжи» - писал поэт. Он постоянно выступал с чтением стихов перед молодёжной аудиторией, активно сотрудничал в газетах.

         Маяковский часто употреблял и неологизмы, слова, созданные им самим.

         Новообразование, создаваемым поэтом с определёнными стилистическими целями, вне родного словесного сопряжения теряют свою выразительность и, может быть, даже непонятны. Авторские новообразования употребляются или для создания определенных художественных эффектов и тонкой словесной игры.

         В качестве неологизмов современного русского литературного языка можно, такие слова паспортину – неологизм, значит – паспорт, фианит, шестнадцатиэтажня. Неологизмы появляются в результате необходимости давать названия новым предметам и явлениям, входящим в жизнь в связи с развитием науки, техники, искусства, общественных отношений, особое положение занимают индивидуальные неологизмы, не получившие широкого распространения. Например: «Я никогда не знал, что столько тысяч тонн в моей позорно многомысленной головне» - пишет В. Маяковский.

         Признак новизны у слова может быстро утрачиваться, т. к. новый предмет, новое понятие может получить в короткий срок широкое применение. Слово лавсан, например, для 60-х г. г. – неологизм, значит синтетическое волокно. Отличительной особенностью их является то, что они, как правило, так и остаются неологизмами, т. е. не переходят в активный словарь, несмотря на возраст: громаде (В. Маяковский) машинерия, перехмурье, шестиэтажие.

         Неологизмы, как общеязыковые, так и авторские, образуются в языке из морфем, известных уже языку, и по словообразовательным моделям, давно существующим: космизм – от слова космос с помощью суффикса – изм (центризм), с помощью суффикса – ит (магнезит), глагольных морфём – иться – от слова мужчина. Обатиться, охалатиться, омужчиниться – с помощью приставки –о. Особую роль играют специальные профессионализмы в современной поэзии, где они являются одной из примет «интеллектуализации» стиха.

Приходит страшнейшая из амортизаций -

амортизация сердца и души. (В. Маяковский.)

         Поэт, по словам Маяковского, должен быть активным работником. Здесь употребляется профессионализмы. В некоторых случаях профессионализмы могут использоваться на правах официальных терминов: их экспрессивность при этом несколько стирается, однако лежащая в их основе метафоричность значение ощущается достаточно хорошо. Такие термины, как плечо рычага, зуб шестерёнки, колено трубы.

         У Маяковского есть одно произведение «Ржаное слово» - вот одно из наиболее точных определений стиха, который вбирает в себя «корявый голос миллионов» и становится для них вряд столь же необходимого, как хлеб.

         «Ржаное» - неологизм. «Обыватель любопытен, всё узнать бы о Пите!»  –  здесь использованы архаизмы. У архаизмов в современном языке есть непременно синонимы: запыханье чиханье, вельми – очень.

         Поэт нередко использует устаревшие слова для того, чтобы придать стихам высокую торжественную окраску. Например: «Голос подъемлю днесь» - днесь – архаизм. Они архаичны по своей морфемной структуре.          Например: нервический – вместо нервный, рухнуться – вместо рухнуть – морфологические архаизмы. Есть и слова лексических архаизмов. Например: мнить – думать, считать, вотще – напрасно, акцентные – высоко настороже.

         Рассказы Маяковского о поэзии, поэтическом вдохновении, и его результатах начисто лишён какой бы то ни было отвлечённости, традиционной красивости.

         Как было похожи на легендарного крылатого коня встречающиеся в стихотворении «десяток пегасов» рабочие лошади, которых одну за другой загоняет поэт, «пегасы» - неологизм.

         Подводя итог сказанному, заметим, что Маяковский предпочитает лирическому самовыражению желание убедить свою позицию, свои представления о мире, о месте человека в нём, о счастье. Идя от настоящего, представленного обильно вводимыми в стих его приметами поэт стремится и тянет за собой читателя – в светлое будущее [15, c. 67].

         Маяковский употребляет много неологизмов в своих произведениях. Их в произведениях около 60%, а также окказионализмов:

         а) словообразовательные являются наиболее распространёнными – в процентном отношении они составляют 15 -20 %.

         б) лексических – 10 %

         в) синтаксических – 5 – 10 % от использованных слов.

         В литературоведении существует точка зрения, согласно которой Маяковский не огрубляет лексику, а раздвигает лексический диапазон, заботясь лишь о том, чтобы слово следовало за предметом, который оно обозначает.

Список использованной литературы:

1.      Акбашева, Г. Музыка в поэзии В.В. Маяковского [Текст] / Г. Акбашева // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2009. №3. С. 91 - 93.

2.      Аксенова, М. Энциклопедия для детей. Т.9. Ч.2. Русская литература. XX век. [Текст] / М.Аксёнова. – М..: Аванта +, 1998. – С. 78-81.

3.      Астафьев, А.Ю. Художественные функции окказионализмов: на материале поэм В.В.Маяковского: автореф. дис. … канд. филол. наук. [Текст] / Ю.А. Астафьев. – М., - 2016. – 98 с.

4.      В мире Маяковского [Текст]. Кн.1: сб. ст. / сост. А.Михайлов, С.Лесневский. - М.: Сов. писатель, 1984.- 462 с.

5.      Валавин, В.Н. Словотворчество Маяковского: Опыт словаря окказионализмов. Около 3500 слов. [Текст] / В.Н. Валавин. - М.: Издательский центр «Азбуковник», 2010. - 622 с.


 

Овчинникова Л., Учитель русского языка и литературы

Овчинникова Л., Учитель русского языка и литературы

Маяковского, анализ ранних произведений

Маяковского, анализ ранних произведений

Неологизмы, как общеязыковые, так и авторские, образуются в языке из морфем, известных уже языку, и по словообразовательным моделям, давно существующим: космизм – от слова космос…

Неологизмы, как общеязыковые, так и авторские, образуются в языке из морфем, известных уже языку, и по словообразовательным моделям, давно существующим: космизм – от слова космос…

Подводя итог сказанному, заметим, что

Подводя итог сказанному, заметим, что
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.09.2021