Овчинникова Л.,
Учитель русского языка и литературы
КГУ «Адаевская общеобразовательная школа
отдела образования Камыстинского района»
Управления образования акимата Костанайской области
АВТОРСКИЕ НЕОЛОГИЗМЫ В РАННЕМ ТВОРЧЕСТВЕ МАЯКОВСКОГО
Актуальность. Неологизмы создаются для новых понятий, что свойственно для нового времени, автором которого был Маяковский.
Маяковский требовал от поэзии «навыков и приемов слов, бесконечно индивидуальных». Он создает необыкновенные определения: «быкомордая» , «многохамая» , «мясомассовая».
Неологизмы Маяковского в поэтическом контексте всегда понятны. Цель автора – это создание неологизмов, они становятся прочным явлением в литературе.
Как многие авторы Маяковский хотел быть услышанным и понятым. Многие считают, что он был глашатаем, который славил социалистическую эпоху, но это не есть так. Маяковский был глубоко чувствующим, ранимым и бесконечно одиноким человеком. Нам хотелось бы, чтобы творчество человека, сделавшего так много для русской поэзии, стало понятным и максимально близким каждому из читателей.
Новизна статьи заключается в том, что были проанализированы неологизмы в раннем творчестве В.В. Маяковского.
Цель исследования – изучить особенности применения авторских неологизмов в раннем творчестве В.В. Маяковского.
Для достижения поставленной цели был выделена задача:
- Проанализировать раннее творчество В.В. Маяковского и специфику применения в нём неологизмов.
- Составить словарь авторских неологизмов В.В. Маяковского.
В ходе написания статьи использовались такие методы исследования, как анализ научной литературы по русскому языку и творчеству В.В. Маяковского, анализ ранних произведений В.В. Маяковского, сравнение, обобщение, классификация и систематизация полученных данных.
Творчество Маяковского является естественным продолжением русской поэзии XIX в. Поэту родственна революция и гражданская активность некрасовской музы, которая ориентирует не на принцип «поэтичности», а на его актуальность. В более поздний период у поэта проявляется тяга к философии человеческой жизни.
Маяковский В.В. – поэт-новатор, обогативший русскую и мировую поэзию бессмертными художественными произведениями. Многие стихотворение В.В. Маяковского обращены к молодёжи. «На сотни эстрад бросает меня, на тысячу глаз молодёжи» - писал поэт. Он постоянно выступал с чтением стихов перед молодёжной аудиторией, активно сотрудничал в газетах.
Маяковский часто употреблял и неологизмы, слова, созданные им самим.
Новообразование, создаваемым поэтом с определёнными стилистическими целями, вне родного словесного сопряжения теряют свою выразительность и, может быть, даже непонятны. Авторские новообразования употребляются или для создания определенных художественных эффектов и тонкой словесной игры.
В качестве неологизмов современного русского литературного языка можно, такие слова паспортину – неологизм, значит – паспорт, фианит, шестнадцатиэтажня. Неологизмы появляются в результате необходимости давать названия новым предметам и явлениям, входящим в жизнь в связи с развитием науки, техники, искусства, общественных отношений, особое положение занимают индивидуальные неологизмы, не получившие широкого распространения. Например: «Я никогда не знал, что столько тысяч тонн в моей позорно многомысленной головне» - пишет В. Маяковский.
Признак новизны у слова может быстро утрачиваться, т. к. новый предмет, новое понятие может получить в короткий срок широкое применение. Слово лавсан, например, для 60-х г. г. – неологизм, значит синтетическое волокно. Отличительной особенностью их является то, что они, как правило, так и остаются неологизмами, т. е. не переходят в активный словарь, несмотря на возраст: громаде (В. Маяковский) машинерия, перехмурье, шестиэтажие.
Неологизмы, как общеязыковые, так и авторские, образуются в языке из морфем, известных уже языку, и по словообразовательным моделям, давно существующим: космизм – от слова космос с помощью суффикса – изм (центризм), с помощью суффикса – ит (магнезит), глагольных морфём – иться – от слова мужчина. Обатиться, охалатиться, омужчиниться – с помощью приставки –о. Особую роль играют специальные профессионализмы в современной поэзии, где они являются одной из примет «интеллектуализации» стиха.
Приходит страшнейшая из амортизаций -
амортизация сердца и души. (В. Маяковский.)
Поэт, по словам Маяковского, должен быть активным работником. Здесь употребляется профессионализмы. В некоторых случаях профессионализмы могут использоваться на правах официальных терминов: их экспрессивность при этом несколько стирается, однако лежащая в их основе метафоричность значение ощущается достаточно хорошо. Такие термины, как плечо рычага, зуб шестерёнки, колено трубы.
У Маяковского есть одно произведение «Ржаное слово» - вот одно из наиболее точных определений стиха, который вбирает в себя «корявый голос миллионов» и становится для них вряд столь же необходимого, как хлеб.
«Ржаное» - неологизм. «Обыватель любопытен, всё узнать бы о Пите!» – здесь использованы архаизмы. У архаизмов в современном языке есть непременно синонимы: запыханье чиханье, вельми – очень.
Поэт нередко использует устаревшие слова для того, чтобы придать стихам высокую торжественную окраску. Например: «Голос подъемлю днесь» - днесь – архаизм. Они архаичны по своей морфемной структуре. Например: нервический – вместо нервный, рухнуться – вместо рухнуть – морфологические архаизмы. Есть и слова лексических архаизмов. Например: мнить – думать, считать, вотще – напрасно, акцентные – высоко настороже.
Рассказы Маяковского о поэзии, поэтическом вдохновении, и его результатах начисто лишён какой бы то ни было отвлечённости, традиционной красивости.
Как было похожи на легендарного крылатого коня встречающиеся в стихотворении «десяток пегасов» рабочие лошади, которых одну за другой загоняет поэт, «пегасы» - неологизм.
Подводя итог сказанному, заметим, что Маяковский предпочитает лирическому самовыражению желание убедить свою позицию, свои представления о мире, о месте человека в нём, о счастье. Идя от настоящего, представленного обильно вводимыми в стих его приметами поэт стремится и тянет за собой читателя – в светлое будущее [15, c. 67].
Маяковский употребляет много неологизмов в своих произведениях. Их в произведениях около 60%, а также окказионализмов:
а) словообразовательные являются наиболее распространёнными – в процентном отношении они составляют 15 -20 %.
б) лексических – 10 %
в) синтаксических – 5 – 10 % от использованных слов.
В литературоведении существует точка зрения, согласно которой Маяковский не огрубляет лексику, а раздвигает лексический диапазон, заботясь лишь о том, чтобы слово следовало за предметом, который оно обозначает.
Список использованной литературы:
1. Акбашева, Г. Музыка в поэзии В.В. Маяковского [Текст] / Г. Акбашева // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2009. №3. С. 91 - 93.
2. Аксенова, М. Энциклопедия для детей. Т.9. Ч.2. Русская литература. XX век. [Текст] / М.Аксёнова. – М..: Аванта +, 1998. – С. 78-81.
3. Астафьев, А.Ю. Художественные функции окказионализмов: на материале поэм В.В.Маяковского: автореф. дис. … канд. филол. наук. [Текст] / Ю.А. Астафьев. – М., - 2016. – 98 с.
4. В мире Маяковского [Текст]. Кн.1: сб. ст. / сост. А.Михайлов, С.Лесневский. - М.: Сов. писатель, 1984.- 462 с.
5. Валавин, В.Н. Словотворчество Маяковского: Опыт словаря окказионализмов. Около 3500 слов. [Текст] / В.Н. Валавин. - М.: Издательский центр «Азбуковник», 2010. - 622 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.