АЗБУКА ИСТОКОВ Курс «Социокультурные истоки», тема конкурса «Истоки Великой Победы» Тема урока: Защитники земли русской
Оценка 4.6

АЗБУКА ИСТОКОВ Курс «Социокультурные истоки», тема конкурса «Истоки Великой Победы» Тема урока: Защитники земли русской

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
1 кл—4 кл
01.02.2021
АЗБУКА ИСТОКОВ Курс «Социокультурные истоки»,  тема конкурса «Истоки Великой Победы» Тема урока: Защитники земли русской
конспект урока Социокультурные истоки, Тухфатуллина Р.Х..docx

http://progim.admsurgut.ru/storage/app/media/2logotip.png

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА «ПРОГИМНАЗИЯ»

 

 

 

 

 

 

АЗБУКА ИСТОКОВ

Курс «Социокультурные истоки»,

тема конкурса «Истоки Великой Победы»

Тема урока: Защитники земли русской

 

Класс: 1

 

 

 

 

 

 

Подготовила:

 учитель начальных классов

 Р.Х. Тухфатуллина

 

 

 

 

 

 

 

г. Сургут

2020

Технологическая карта урока

курса «Азбука истоков» в 1 классе

Тема урока: Защитники земли русской

Цель: формирование  у учащихся представлений о защитниках Отечества и их подвигах, воспитание уважения к защитникам Отечества.

Задачи:

образовательные:

- расширить знания обучающихся о событиях 1941–1945 гг.;

- пробудить интерес к изучению исторического прошлого нашей Родины.

воспитательные:

- воспитание уважения к подвигам героев Великой Отечественной войны и чувства гордости за них.

- воспитание честности, благородства, сострадания.

развивающие:

- развивать интерес к изучению истории;

- расширять область знаний, обогащать словарный запас обучающихся.

Формирование УУД:

Личностные УУД:

- формирование чувства гордости за свою Родину, её историю.

- формирование интереса (мотивации) к учению.

Регулятивные УУД:

- умение определять и формулировать задачи урока с помощью учителя;

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

- высказывать своё предположение.

Познавательные УУД:

- отвечать на вопросы учителя;

- дополнять текст информацией, почерпнутой из различных источников.

Коммуникативные УУД:

- умение оформлять свои мысли в устной форме;

- слушать и понимать речь других;

- участвовать в работе в группе.

Формы работы учащихся:

- фронтальная работа;

- групповая работа.

Оборудование:

- компьютер, проектор, презентация к уроку;

- выставка рисунков «Защитники Отечества».

 

 

 

 

 

 

Ход урока

 

1.     Присоединение

 

Деятельность учителя

Деятельность учеников

- Здравствуйте, дети! Послушайте стихотворение и подумайте, о чем мы сегодня будем беседовать на уроке.

 

Еще тогда нас не было на свете,

Когда гремел салют из края в край.

Солдаты, подарили вы планете

Великий Май, победный Май!

 

Еще тогда нас не было на свете,

Когда в военной буре огневой,

Судьбу решая будущих столетий,

Вы бой вели, священный бой!

 

Еще тогда нас не было на свете,

Когда с Победой вы домой пришли.

Солдаты Мая, слава вам навеки

От всей земли, от всей земли!

 

Благодарим, солдаты, вас

За жизнь, за детство и весну,

За тишину,

За мирный дом,

За мир, в котором мы живем!

Автор: Михаил Владимов

 

Здороваются с учителем!

 

 

 

 

 

 

 

Слушают стихотворение.

 

Рассуждают о чем идет речь в стихотворении.

2.     Постановка цели и задач

 

Деятельность учителя

Деятельность учеников

 

- Сегодня мы будем говорить о Великой Отечественной Войне. Прошло 75 лет со дня Великой Победы. Мы склоняем головы перед защитниками нашей Родины, перед теми,  кто был на войне и не дожил до сегодняшнего дня, кто победил, что бы мы сейчас жили спокойно! В нашей стране нет семьи, которую не коснулась бы эта страшная война!

Дети слушают учителя.

 

 

Ответы детей.

 

3.     Изучение нового материала

 

Деятельность учителя

Деятельность учеников

 

Ранним утром 22 июня 1941 года, когда все еще спали, фашистская Германия напала на нашу страну.

В 12 часов дня по радио было передано важное правительственное заявление. В. Молотов призвал граждан страны к «Отечественной войне за Родину, за честь, за свободу». Свою речь он завершил знаменитыми словами: «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами!»

 

 

Дети слушают учителя.

 

 

Эта война называется Великая Отечественная война!

- Что значит слово «война»?

- Какие чувства вызывает у вас это слово?

- Ребята, как вы думаете, что значит Отечественная?

Эта война называется Отечественная, потому что направлена на защиту своей страны, Родины, Отечества!

- Ребята, а кто в стародавние времена защищал свою родную землю?

Вся страна от мала до велика, и мужчины, и женщины, и даже дети, как былинный богатырь, поднялись на защиту своей земли, своей Родины!

 

Ответы детей (горе, страх, смерть, выстрелы)

Ответы детей (это слово созвучно со словом отец)

Богатыри (Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич)

 

27 миллионов человеческих жизней унесла эта война. Все взрослые мужчины и женщины уходили на фронт воевать, защищать свою страну, свой дом, своих родных и близких.

- Ребята, как вы думаете, а кто остался дома?

Сразу повзрослели дети, потому что надо было помогать взрослым.

- Как вы думаете, могли ли  помочь крушить врага,  такие дети как вы? Чем они могли помочь  своим близким на фронте?

 

Просмотр видеоролика «Дети войны»

 

- Как же помогали дети во время войны?

Каждый человек, любого возраста может быть полезным и совершать правильные поступки.

 

Дети слушают учителя.

 

 

 

Ответы детей.

 

 

 

 

Дети смотрят видеоролик  «Дети войны»

 

Ответы детей.

 

- Наше Отечество выстояло в борьбе с сильным и коварным врагом, совершив подвиги, длившиеся четыре огненных года.

- Ребята, как вы понимаете слово «подвиг»,

- Подвиг - это когда в великом бескорыстном порыве души человек отдает себя людям, во имя людей жертвует всем, даже собственной жизнью.

Во время войны было множество героев, о которых, увы, не каждый знает. Их героизм не должен забываться, мы должны помнить о том, что сделал советский народ для нашей мирной жизни.

 

Зина Портнова, 14 лет

Она была пионером и разведчицей одного из партизанских отрядов. В шестнадцать девушка вступила в секретную организацию под названием «Юные мстители». Она раздавала листовки, с антипропагандой фашизма. Девочка, работавшая посудомойкой в столовой курсов переподготовки немецких офицеров, отравила пищу, приготовленную на обед. В результате диверсии погибло около сотни гитлеровцев. Но однажды во время исполнения задания Зину опознали и задержали, как участницу подполья. Несмотря на ужасные страдания, девочка не предавала своих, и эта стойкость бесила палачей ещё больше.

Подвиг Зины Портновой стал символом стойкости советских детей перед лицом немецко-фашистских захватчиков.

 

Шура Кобер, 15 лет  и Витя Хоменко, 15 лет

Шура Кобер – поэтичный и мечтательный юноша, очень любил игру на скрипке и серьезно занимался музыкой.

А озорной Витя Хоменко мечтал стать моряком. Учился он тоже хорошо. Но особенно удавался мальчику немецкий язык.

Когда их город, Николаев, что на юге Украины, заняли оккупанты, Витя устроился в гестаповскую столовую. Он усердно мыл посуду и любезно обслуживал офицеров, а потом доносил до партизан услышанные им ценные сведения.

Вместе с Шурой Кобером Витя получил задание перейти линию фронта, чтобы передать в Москву секретные документы. Добирались пешком, тайком в немецких эшелонах, на лодках и вплавь…

 

 

Вася Курка, 15 лет

Шестнадцатилетний Вася уничтожил прицельным огнем 179 врагов, из которых около 80 немецких офицеров.

Вася Курка стал командиром стрелкового взвода, обладателем орденов Красного Знамени и Красной Звезды, медали «За оборону Кавказа» и именной снайперской винтовки.

Он лично подготовил 59 снайперов, которые уничтожили свыше 600 оккупантов. Кроме того, Василий Курка успешно ходил в разведку.

Маленький рост, сообразительность и железная выдержка позволяли ему пробираться там, где, казалось бы, пройти было просто невозможно.

 

Надя Богданова, 10 лет

Когда Надя стала разведчицей в партизанском отряде, ей не было ещё и десяти лет. Маленькая, худенькая, она, прикидываясь нищенкой, бродила среди фашистов, а затем приносила в отряд ценнейшие сведения. Ее два раза казнили немцы

 

Петя Клыпа, 15 лет

Когда началась война, Пете Клыпе шел пятнадцатый год. 21 июня 1941 г. Петя вместе с другом смотрел кино в брестской крепости. Вечером они решили переночевать в казармах, а наутро собирались отправиться на рыбалку.

Штурм крепости начался 22 июня в третьем часу ночи. Вскочившего с постели Петю взрывом отбросило на стену. Придя в себя, мальчик тут же схватился за винтовку и стал помогать старшим.

В последующие дни обороны Петя, рискуя жизнью, ходил в разведку, таскал боеприпасы и медицинские препараты для раненых.

 

Марат Казей, 13 лет

Он был в 13-летнем возрасте, когда умерла его мать, а они с сестрой пошли в партизанский отряд.

 11 мая у деревни Хоромицкие разведгруппу партизан обнаружили фашисты. Напарник Марата погиб сразу, а сам он вступил в бой. Немцы взяли его в «кольцо», рассчитывая захватить юного партизана живым.

Когда кончились патроны, мальчик подорвал себя гранатой, чтобы не сдаваться в плен и не навлечь беду на жителей близлежащей деревни.

 

Аркадий Каманин, 14 лет

Он был самым молодым лётчиком Второй мировой войны, ему было всего 14 лет.

Мальчик летал в штабы дивизий, на командные пункты полков, передавал питание партизанам. Первую награду подростку вручили в 15 лет – это был орден Красной Звезды. Аркадий спас пилота штурмовика Ил-2, разбившегося на нейтральной полосе.

 

Валя Котик, 13 лет

 

Осенью Валя, устроив засаду у дороги, гранатой подорвал машину с гитлеровцами, уничтожив нескольких солдат и командира отряда .

В октябре 1943 г. Валя, находившийся в дозоре, напоролся на карателей, готовившихся атаковать партизанскую базу.

Мальчика скрутили, но решив, что тринадцатилетний ребенок не представляет угрозы, оставили под охраной здесь же на опушке леса.

Каратели двинулись дальше, но Вале удалось вырваться, сорвать с пояса конвоира гранату и бросить ее в сторону врагов. Взрыв убил на месте двоих карателей, а поднятый шум не дал застать партизан врасплох.

Валя Котик погиб в возрасте 14 лет от немецкой пули.

 

Лара Михеенко, 12 лет

В начале лета 1941 г. Лара поехала на летние каникулы в деревню Печенёво к дяде. Здесь ее и застала война. Как многие ее сверстницы, юная Лара начала вести опасную партизанскую жизнь.

Лариса собирала сведения об охране мостов и возможностях их минирования. Благодаря Ларе в одной из операций кроме моста был выведен из строя еще и проходивший по нему вражеский эшелон: девочка смогла подобраться к мосту, где зажгла огнепроводный шнур прямо перед приближающимся поездом.

 

 

Дети слушают учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выступление учащихся

4.     Работа в группах

 

Деятельность учителя

Деятельность учеников

- Ребята, давайте подумаем, что помогло нашему народу, солдатам одержать Победу в Великой Отечественной войне.

У вас на партах лежат карточки, выберите те качества, которые по вашему мнению характеризуют настоящего защитника Отечества.

 

Качества:

 

- любовь к Отечеству,

- безразличие,

- доброта,

- трудолюбие

- терпение,

- ответственность.

 

 

- надежда и вера в победу,

- жестокость,

- уныние,

- дружба,

- зависть,

- верность и преданность Родине.

- храбрость и стойкость,

- отчаяние,

- слабость,

- сила,

- самоотверженность.

 

- отвага и мужество,

- злость,

- жадность,

- любовь к близким,

- решительность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети (в 4х группах) выбирают качества, характеризующие защитников Отечества.

5.     Ресурсный круг

 

Деятельность учителя

Деятельность учеников

- Любой человек в мире боится войны и хочет быть спокойным за свое будущее и будущее своих детей и внуков, стремится к мирному небу над головой.

Это так прекрасно, безмятежно - 
Спасть спокойно и не видеть взрывы,

Не бежать спасаться от бомбежки,
Знать, что близкие, друзья, соседи - живы! 
Видеть небо, облака-барашки,
И реки разливы голубые,
Видеть как в лесу порхают пташки,
И молиться об одном лишь только - о мире!

- Ребята, что же такое мир?

- Мир – это слово означает, что нет войны.

Мир – это целая Вселенная и наша хрупкая планета.

Мир – это внутренний и духовный мир человека.

Мир – это покой и процветание.

Мир, стабильность, безопасность - вот что надо всем людям на нашей планете Земля.

После окончания самой жестокой, масштабной и кровопролитной в истории планеты второй мировой войны за восстановление дружеских связей взялся активно Всемирный конгресс сторонников мира. И в  апреле 1949 года  Конгресс проходил под девизом: «Защита мира – дело всех народов мира». Эмблемой этого конгресса была работа Пабло Пикассо, изображающая белого голубя, несущего в клюве оливковую ветвь. Голубь как нельзя лучше выразил стремление к полету, к свободе, к миру.

 

Белый голубь, символ мира,
Ты взлети на шар земной!
Катастрофы, беды, войны,
Пусть обходят стороной
Ту прекрасную планету,
Что дала нам всем приют,
Отдала озера, реки,
Душу отдала свою!

Ермолова Валя

 

- Мы с вами сейчас встанем в круг, и будем передавать друг другу «Голубя Мира», и каждый, кто возьмет его в руки, должен сказать, какие чувства он испытывает, взяв эту птицу…

 

Дети слушают учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети встают в круг и передают друг другу «Голубя Мира», каждый высказывает, то что чувствует.

6.     Рефлексия

 

Деятельность учителя

Деятельность учеников

- Ребята, возьмемся за руки и поблагодарим друг друга за общение.

- Ребята, что было сегодня для вас интересным на уроке?

- Что нового вы узнали?

- Ребята, вы сегодня замечательно работали. Вы были очень внимательны друг к другу, когда работали в группе, давали вдумчивые ответы, когда был ресурсный круг. Вы умеете слушать и слышать.

Дети садятся за парты.

Ответы детей.

7.     Итог урока

 

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Видеоролик «Мир на планете».

 

 

Нет! - заявляем мы войне, всем злым и черным силам.

Должна трава зеленой быть, а небо - синим- синим!

Нам нужен разноцветный мир, и все мы будем рады,

Когда исчезнут на Земле все пули и снаряды!

Пусть все мирно живут на планете,
Пусть дети не знают войны,
Пусть яркое солнышко светит!
Мы дружной семьёй быть должны!

Просмотр видеоролика «Мир на планете».

 

Учащиеся читают стихотворение.

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Технологическая карта урока курса «Азбука истоков» в 1 классе

Технологическая карта урока курса «Азбука истоков» в 1 классе

Присоединение Деятельность учителяДеятельность учеников -

Присоединение Деятельность учителяДеятельность учеников -

Германия напала на нашу страну

Германия напала на нашу страну

Во время войны было множество героев, о которых, увы, не каждый знает

Во время войны было множество героев, о которых, увы, не каждый знает

Вася Курка стал командиром стрелкового взвода, обладателем орденов

Вася Курка стал командиром стрелкового взвода, обладателем орденов

Мальчик летал в штабы дивизий, на командные пункты полков, передавал питание партизанам

Мальчик летал в штабы дивизий, на командные пункты полков, передавал питание партизанам

Качества: - любовь к

Качества: - любовь к

Голубь как нельзя лучше выразил стремление к полету, к свободе, к миру

Голубь как нельзя лучше выразил стремление к полету, к свободе, к миру
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.02.2021