развитие исторического мышления, развитие способности анализа предоставляемого материала, логического мышления, формирование навыков обобщения
полученных знаний, умения выделять основные данные от второстепенных, навыков по применению теоретического объема знаний при выполнении учебных заданий и задач.
Воспитательная: воспитывать творчески мыслящую, инициативную личность, подготовленную свободно ориентироваться в окружающей действительности, чувство патриотизма, прививать интерес к истории азербайджана
Тема урока азербайджан.docx
Азербайджан: Страна Огней
Азербайджан – удивительная страна. Все в ней уникально –
природа и культура, история и обычаи и традиции,
архитектура и многое другое.
Среди туристов очень популярны те места города Баку, где
снимались эпизоды фильмов «Бриллиантовая рука» и
«Человекамфибия».
Азербайджан часто называют «страной огней» (от «азер»
огонь). Действительно еще до нашей эры на территории
современного Азербайджана проживали племена
огнепоклонников. С тех времен на территории страны
сохранились древнейшие свидетельства той эпохи:
наскальные рисунки, статуи божеств и древние храмы.
Кроме того, страна с древних времен известна своими
храмами огнепоклонников (атешгяхами).
Азербайджан удивит вас и своими природными условиями:
на территории страны уютно разместились морское
побережье и реки, высокие горные хребты и равнины,
полупустыни и лесные массивы. Вас ждут красивейшие
пейзажи, водопады и горные реки, родники с прозрачной
водой, глубокие ущелья, зеленые луга, термальные и
минеральные источники, чистейший горный воздух.
На Апшероне есть место, называемое Янардаг – «горящая
гора». В Нахичеване, Кяльбаджаре, Ленкорани и Бабадаге из
земли выбиваются горячие воды. В Сураханах расположен
храм огня Атешгях.
На территории Азербайджана когдато существовали
древние государства Атропатена и Кавказская Албания.
Каждый город Азербайджана несет в себе нечто особенное.
Центр древнего губинского ханства – город Губа – известен
своими средневековыми крепостями и мечетями. Один из самых старых городов – Шеки – знаменит роскошными
дворцами, некоторые из которых сегодня переоборудованы в
современные гостиницы. Особого внимания заслуживают
природные красоты, такие как каньон Тенги, Афурджинский
водопад и заповедник Гобустан, включенный в список
объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Туристы отдыхают на курортах Каспийского моря,
наслаждаются дайвингом, катаются на водных лыжах,
мотоциклах, катерах. Желающие поправить и укрепить
здоровье едут на многочисленные знаменитые курорты
Азербайджана. Благодаря уникальному микроклимату
Ленкорань и Талыш считаются одними из лучших
бальнеологических курортов.
В память о поездке в эту уникальную страну у вас останутся
знаменитые губинские ковры, высококачественный шелк,
ювелирные изделия из золота и многие другие сувениры. Тема урока: Музыка народов Кавказа
Цель: знакомство с музыкой народов Кавказа Азербайджана, народными
инструментами, определение интонационных особенностей музыки
Закавказья.
Задачи:
умение слушать музыку;
развитие памяти, познавательных интересов учащихся;
установить сходства и различия между казахской музыкой и музыкой
других народов
укрепление дружбы между народами
Тип урока: комбинированный
Вид урока: традиционный
Методы и приемы: вопросноответный, ИКТ, игровые технологии,
групповая работа, слушание музыки
Наглядность: магнитофон, баян, мультимедийный проектор, презентация
Ход урока:
Повторение изученного материала
Организационный момент. Психологический настрой учащихся
I
Игра «Поддержи друга»
Условие: класс делится на две группы. Первая группа хлопает в такт
музыке, вторая – поет. Потом меняются местами.
II
а) вопросноответная беседа
III. Опрос домашнего задания
Класс делится на три группы
а) обмен мнениями на тему «Музыка без границ»
б) игра «Всезнайка»
в) игра «Солист»
IV. Объяснение новой темы а) слушание музыки «Лезгинка». Определяя характер музыки, узнать
мелодию народа
б) показ презентации слайд 1
в) слово учителя слайд 2
г) азербайджанский народный танец «Качури»
д) музыкальные инструменты: балабан, гавал, саз слайды 4,5,6
е) прослушивание тембра музыкальных инструментов слайды 78
ж) разучивание песни
Сейчас вы прослушаете очень интересную, забавную песню Г.Гусейнли
«Цыплята» азербайджанскую музыку с новыми, необычными для вас
интонациями.
Прослушивание песни Гусейнли «Цыплята».Слайды9, 10, 11
Азербайджанский народ долгое время был под турецким игом, и в его
культуре чувствуются элементы Востока.
Запись слов и разучивание песни – «Цыплята»
Цып, цып мои цыплятки
Цып,цып мои касатки
Вы пушистые комочки
Мои будущие квочки.
Здесь в траве густой
Превольно , погулять вам можно вволю
Ой мои вы цыплятки
Ой мои вы касатки
Вы пушистые комочки.
Цып, цып мои цыплятки
Цып,цып мои касатки
Вы пушистые комочки
Мои будущие квочки
Подойдите вы напиться
Дам вам зерен и водицы.
V.Закрепление новой темы
а) рефлексия
понравился ли вам урок?
чем понравился?
какие моменты урока не понравились? Почему?
с каким настроением уходим с урока?
VI.Обобщение урока
Ребята, музыку какого народа слушали мы сегодня на уроке?
Каких вы композиторов запомнили?
VII.Домашнее задание разучивание песни, нарисовать понравившиеся музыкальные
инструменты
VIII.Комментирование
На Каспийском море аккуратно расположена скромная, но
загадочная и гордая страна с прекрасным именем
Азербайджан.
Азербайджан – страна древних, на
редкость богатых фольклорных традиций, истоки которых уходят в
глубь веков.
Не отставая от прогрессивного общества, азербайджанский
народ, возводя гигантские комплексы в столице и остальных
густо населенных городах, разрабатывая проекты офисных
точек, модернизируя нефтяные вышки, продолжает уважать
духовное богатство наследия своих потомков. В
Азербайджане и стар, и млад строго соблюдают
национальные традиции. Здесь каждый человек с
младенчества погружается в неповторимую атмосферу
самобытности.
Один из многочисленных народов Кавказа - азербайджанцы.
Азербайджан – страна свято соблюдающая свои
национальные традиции. Традиции сопровождают
азербайджанцев с момента рождения и на протяжении всей
жизни: сватовство, рождение детей, праздники, сбор урожая
и многое другое. Кроме того, многие традиции Азербайджана
воплощены в гостеприимстве этого народа, их культуре,
народных верованиях, национальной одежде, народных
гуляниях и развлечениях.
Очень многое в стране подчинено вековым обычаям и
традиционным исламским нормам, поэтому следует соблюдать определенные правила поведения. В
общественных местах опрятность в одежде очень ценится, а
никаких ограничений на ношение европейской или
спортивной одежды в повседневной жизни нет и в помине.
Также традиционно очень уважительное отношение к
культовым местам (при посещении мечетей и мавзолеев
следует соблюдать традиционные для всех исламских стран
нормы). Сами местные жители, особенно женщины,
одеваются достаточно строго, предпочтение отдается
темным цветам. Но зато большое внимание уделяется ярким
аксессуарам и украшениям.
Песни их напевны. В основном они исполняются в один
голос, меняется только манера исполнения.
Азербайджанский народ называет своих певцов
ашугами. Ашуг - акын, композитор, исполнитель. Он пишет
слова и музыку песни, исполняет её, танцуя.
Самый распространённый музыкальный инструмент
азербайджанцев - саз. Это щипковый инструмент с 3-4-
парными или тройными струнами. На сазе обычно
аккомпанируют себе ашуги.
У азербайджанского народа множество песен,
посвященных детям. Одна из них «Цыплята» композитора Г.
Гусейнли на стихи Т. Муталибова. Песня очень лиричная,
добрая. Мелодия напевная, легко запоминающаяся. Её знают
дети всех родственных народов и с удовольствием
исполняют.
Слушание песни «Цыплята
Праздники Из праздников, которые
празднуются азербайджанцами, широко отмечаются курбан-
байрам (праздник жертвоприношения), оруджлук (праздник
поста). Наиболее широко отмечается новруз-байрам. Этот
древний народный праздник нового года и весны. Его
отмечают 21 марта - в день весеннего равноденствия.
Готовятся к нему с конца зимы: ремонтируют квартиры, шьют
новую одежду, но главное выращивают на тарелках
пшеницу, проваривая затем её особым способом. Вечером в
день праздника накрывают стол с богатыми яствами, чтобы
год был богатый и плодородный. Во дворах разжигают
маленькие костры, через которые прыгают под надзором
старших ребятишки. Празднование Новруза является одной
из интересных народных традиций Азербайджана. Новруз -
праздник весны, наступления нового года.
Одежда Что касается традиций в одежде,
национальные костюмы азербайджанцев очень красивы и
самобытны. Женские платья имеют изящный силуэт и
покрой, подчеркивая гибкие страны азербайджанских
красавиц. Они украшены замысловатой вышивкой, отделаны
красивой «золотой» тесьмой. Мужская одежда также очень
своеобразна. Она подчеркивает их мужественность, не
стесняет их стремительных движений. Женскую одежду
шили, в основном, из шелка и бархата, а мужскую из сукна и
домашней кашемировой ткани.
СВАДЕБНЫЕ ОБРЯДЫ АЗЕРБАЙДЖАНЦЕВ
Свадебные торжества в Азербайджане опираются на древние и
богатые народные традиции. Свадьба это праздник не только для
двух семей, в торжествах подчас принимают участие жители всего
села. Исследование различных этапов свадебных церемоний
предоставляет возможность выявить характерные особенности
культурного наследия народа. Самые богатые
национальными ритуалами и обрядами были и остаются
свадебные церемонии. Начинаются они с предварительного
оповещения...
Родственники жениха отсылают в дом девушки близкого
родственника. Он должен сказать о намерении придти на
сватовство. Бывает так, что в доме девушки не дают на это
согласия. В таком случае самый уважаемый из рода жениха
старается получить согласие у родителей девушки.
Чай в азербайджанской традиции является непременным
атрибутом сватовства. У народа этой страны не принято
говорить на прямую: мол, выдайте вашу дочь за нашего сына.
О том, что в дом придут сваты, сообщается заранее, причем
без большой огласки. В ходе же самого сватовства разговор
ведется лишь намеками и полунамеками. А ответ дается
также неоднозначно, и неазербайджанец такого ответа бы
не понял. В общем, его дают посредством чая: если в чай,
предложенный сватам, положили сахар, то надо готовиться к
свадьбе. Если же сахар подали отдельно от чая, то это
означает отказ.
аа
уа
ə
Азербайдж нская м зыка (азерб. Az rbaycan musiqisi) — достижения
музыкальной культуры азербайджанского народа — результат
многовекового исторического процесса формирования и развития
своеобразных, глубоко реалистических традиций. Эти традиции
вплоть до начала XX века носили устный характер, с одной стороны,
уходя корнями в народное бытовое творчество, а с другой,
приобретая черты профессионального искусства, особенно
отчётливые в мугамате и творчестве ашугов. Мугам
Ансамбль ханенде Бюльбюльджана (второй слева). Конец XIX века.
Мугам является основным жанром азербайджанской музыкальной
устной классической традиции наряду с песеннотанцевальным
фольклором. Мугам — монодийная циклическая композиция,
заключённая в рамки отшлифованной формы, главная особенность
которого заключается в органическом синтезе стабильного
(канонического) и свободного (импровизационного) начал. Для
мугамов характерны элементы многоголосия: выдерживание в
аккомпанементе опорных ступеней вокальных мелодий,
имитационное построение партии тара и кеманчи. В Азербайджане
мугам исполняется обычно в сопровождении трио
сазандарей: тарист, кеманчист, бубнист, а иногда сам певецханенде
является одновременно бубнистом. Мугам состоит из ипровизации
речитативного склада, составляющей остов композиции,
чередующейся с ритмическими теснифами (вокал) и ренгами (инстр.).
Исполнение мугамов требует специальной подготовки как в плане
знания материала и формы, так и в плане виртуозности и техники.
Речевой пласт мугама базируется на лирических газелях известных
поэтов Ближнего и Среднего Востока. Определённую группу жанров
профессиональной музыки устной традиции составляют
инструментальновокальные мугамы, получившие название зерби
мугамов(ритмический мугам), где большая роль, в сопровождающем
пение ансамбле, отводится ударному инструменту.
В 2008 году ЮНЕСКО объявил азербайджанский мугам одним из
«шедевров устного и нематериального наследия человечества»[14].
Ашугская музыка Ашуги на празднике Новруз в Баку
К ветви профессионального искусства устной традиции принадлежит
и музыкальнопоэтическое творчество ашугов (от слова «эшг» —
любовь) — певцовсказителейпоэтов.
Предшественниками ашугов в Азербайджане были озаны (др. назв. —
шуара, деде, яншаг и т. д.. Название «ашуг» появилось в Закавказье в
XVI—XVII вв.. В Азербайджане ашуг издавна назван «Эл анасы»
(«Мать народа»), поскольку всегда выражал чаяния народа, защищал
свободу любви, пел о преданности родине[17]. Ашуг исполняет свои
сказания, сопровождая себя на сазе. Содержание творчества
ашугов: эпос, социальность. Наиболее распространённые
жанры: дастан (героикоэпическое
сказание), дейишме (состязание), устаднаме (песнинравоучения), гез
еллеме (песнидифирамбы), шикесте, мисри (лирические песни).
Основные народные инструменты
Азербайджана: тар, кяманча, деф (в трио мугаматистов), саз (в
творчестве ашугов), нагара, гошанагара (в праздничных
обрядах), балабан, зурна. Ашуги аккомпанируют себе на сазе, 3
струны которого чаще всего настроены в квартоквинтовом
соотношении (это создаёт несложную форму гармонического
многоголосия)
Оперное искусство
Сцена из оперы Лейли и Маджнун Основоположником азербайджанского оперного искусства стал
композитор Узеир Гаджибеков, написавший в 1907
году оперу «Лейли и Маджнун» по одноимённой поэме Физули. Он
стал основоположником жанра мугамопера, сочетающая в себе
нотную запись музыки (хоры, танцы) с сольной вокальной
импровизацией — мугамом на основе указанного композитором
текста
Симфоническая музыка
Сюита А.Зейналлы «Фрагменты» (1931) считается первым образцом
азербайджанской симфонической музыки.
Афрасияб Бадалбейли дирижирует симфоническим оркестром
Азербайджанского театра оперы и балета, 1930е гг.
Симфонический жанр, возникший в Азербайджане в 192030х гг. (М.
Магомаев, А. Зейналлы), достиг подъёма во 2й половине 40х60х гг.
Композиторскую школу республики возглавил Кара Караев,
творчество которого соединило национальные черты и стилевые
особенности современной музыки, выдвинуло азербайджанскую
музыку на арену мирового музыкального искусства
Азербайджанский джаз Амина Фигарова за рояле.
Азербайджанский джаз начал зарождаться в 1930х годах, когда
композитор Тофик Кулиев совместно с дирижёром Ниязи создал
первый джазовый оркестр в Баку[27]. Однако, основоположником
азербайджанского джаза стал Вагиф Мустафазаде, создавший
новый музыкальный жанр — джазмугам, смешав элементы джаза с
азербайджанской народной музыкой. В 1957 году певец Рашид
Бейбутов создал при Азербайджанской филармонии концертный
ансамбль, объединяющий стилистику джаза и азербайджанские
народные инструменты
Азербайджанские национальные танцы
Процесс возникновения и формирования народного танцевального
искусства в Азербайджане уходит корнями в глубь веков. Первыми
танцами были ритуальные и охотничьи танцы.
Обряд «Сэмэни» посвящается приходу весны и оживлению природы.
Обожествленный образ «Сэмэни» почитался предками
азербайджанцев, как «цветок жизни и вечности». Он сопровождался
песнопениями, играми и танцами. В азербайджанском музыкальном
фольклоре по сей день существует танцевальная мелодия с
одноименным названием «сэмэни».
В эпоху раннего средневековья из этих обрядовых танцев
выкристаллизовываются различные виды народных танцев. При
дворах князей и азербайджанских правителей существовали танцевальные ансамбли, славившиеся высоким мастерством
танцовщиков.
Что же касается музыкальных инструментов, то армяне
неоднократно признавали, что тар и кяманча принадлежат
азербайджанцам.
Кяманча единственный музыкальный
инструмент, звук которого напоминает человеческий стон.
Азербайджанский поэт Вагиф Баятлы в одном из своих
стихотворений заметил, что тот, кто не заплачет при звуках
кяманчи, не имеет в сердце жалости. То, что поэтические строки
этому пронзительному азербайджанскому народному
инструменту посвятил Саят Нова, который писал больше на
азербайджанском языке, чем на армянском, факт и
показательный, и символичный.
Азербайджанские музыкальные инструменты
Музыкальные инструменты, являющиеся национальным достоянием
народа, отличаются богатством и разнообразием. Большинство из
них, созданные еще в древние времена, совершенствуясь, дошли до
наших дней. «Скалабубен», находящаяся вблизи наскальных
рисунков Гобустана,
возраст которой насчитывает шесть
тысячелетий, использовалась нашими предками, как ударный
инструмент. В ходе археологических раскопок, проводившихся на
всей территории Азербайджана, в том числе на территории древнего азербайджанского края – Карабаха, были обнаружены предметы, на
которых есть изображения различных музыкальных инструментов,
что свидетельствует об их древней истории, музейные коллекции
дают основание полагать, что в Азербайджане использовалось около
90 музыкальных инструментов.
Струнные инструменты: тар, саз, уд, танбур (плекторные);
смычковый инструмент: кеманча; щипковые инструменты: канун, чанг;
струнноударный инструмент: сантур и др.; духовые инструменты:
зурна, тутек, ней, балабан и др.; ударные инструменты: нагара, гоша
нагара, гавал, деф; самозвучащие инструменты: шахшах. зынгыров,
зянг и др.
САЗ – это струнный
плекторный
музыкальный инструмент. Он составляет неотъемлемую часть
ашыгского искусства, продолжившего традиции великого искусства
озанов. Вместе с тем, саз является одним из символов тюркского
духовности.
мира,
тюркской
ТАР
один из инструментов
азербайджанского народа, с совершенным и блистательным
звучанием, извлекаемым при помощи медиатора (плектра). Эти
качества обеспечиваются изготовлением его частей из тутового,
орехового и грушевого деревьев, обтянутостью открытой части
корпуса сердечной пленкой крупного скота, количеством струн
разной толщины и различными способами их связки и настройки. Тар всегда был одним из ведущих инструментов в музыке
Азербайджана...
С середины 1415 веков тар занимал своеобразное место в народном
исскусве на Ближнем Востоке, Азербайджане, Иране, Дагестане,
Ираке, Турции. сто тар.
КЕМАНЧА
Древняя кеманча, радостью полнящая сердца, ввергающая человека
в мир грез и мечтаний, с печальным, прелестным звуком, была
однострунным инструментом, имеющим длинный гриф и опору. В
древности кеманча состояла из одной струны, потом прибавились
еще две, современная кеманча состоит из четырех струн.
Кеманча — обязательный инструмент в ансамблях
профессиональной
азербайджанского мугама. Используется также как сольный
инструмент. На кеманче исполняются инструментальные пьесы,
народные песни, а также мугамы.
традиционной музыки Востока
Помимо вышеназванных среди азербайджанских инструментов
выделяются гопуз, чагане, барбет, ширванский танбур, ченг, руд,
сантур и канун.
КАНОН
Распространенный на Востоке
канон имеет в Азербайджане тысячелетнюю историю. Низами
Гянджеви в поэмах «Лейли и Меджнун», «Игбалнаме» («Книга о
счастье») упоминает этот музыкальный инструмент. Наибольшей
популярности канон достиг в ХVI веке. Нежное, мягкое и очаровательное звучание канона, устанавливаемого на коленях,
воспроизводится с помощью металлических медиаторов, надеваемых
в виде наперстков на указательные пальцы. Когдато он был очень
широко распространен в странах Востока, в том числе и в
Азербайджане. Несмотря на то, что он был забыт на какоето время,
он вновь зазвучал в составах оркестров и ансамблей в конце 50х
Уд, глубокий и нежный звук
годов прошлого века.
которого исторгается при помощи орлиного пера, считается одним из
самых старинных музыкальных инструментов. Современный уд имеет
большой выпуклый, грушевидной формы, корпус, изготовленный из
кусочков (до 20) орехового дерева, короткий безладовый гриф с
откинутой назад головкой. На лицевой стороне деки для улучшения
звучания проделаны резонирующие отверстия. На удлиненной
нижней части установлена подставка, к которой непосредственно
крепятся струны. Имеется пять сдвоенных (спаренных) струн.
Во всех уголках Азербайджана, в величественных горах, на
бескрайних равнинах, городах и селах и сейчас слышны нежные
звуки балабана, звонкий голос зурны, печальные звуки свирели и нея
духовых музыкальных инструментов, оставленных нам нашими
предками.
БАЛАБАН это древний азербайджанский национальный
духовой
Изг
(язычковый)
инструмент.
отавливают
из
абрикосового, орехового, тутового или грушевого дерева. Его
название встречается в эпосе “КитабиДеде Горкуд”, в стихах
классиков азербайджанской поэзии. История этого инструмента
уходит в глубь веков. В те времена инструмент был
распространен на территории Средней Азии и Кавказа.
Название инструмента происходит от слов «бала» (меньший) и
его «бан» (петушиный крик). На балабане исполняют мелодии
песен, танцы, пьесы. Балабан включается в оркестры и
ансамбли народных инструментов.
ТУТЕК
Тутек относится к азербайджанским
духовым народным инструментам флейтового типа. Являющийся
усовершенствованным видом пастушеской свирели простейшей
конструкции из дерева.
Тутек является древнейшим народным
инструментом, насчитывающим 1012 тысячелетнюю историю.
Своеобразный и сильный звук этого инструмента делает его
любимым народным инструментом.
TУЛУМ
Тулум состоит из двух частей – кожаного бурдюка
и трубочки с зурной. Это духовой инструмент типа волынки. Игра на
тулуме требует особого мастерства. Тулум обладает рядом
преимуществ: играть на нем можно некоторое время, так как запаса
воздуха в кожаном бурдюке хватает надолго. Тулум распространен в
Карабахской и Казахской зонах Азербайджана, а также в
Нахчыванской Автономной Республики.
ЗУРНА Один из самых распространенных
язычковых духовых инструментов – зурна. Это деревянная трубка с
раструбом и двойным мундштуком (конический тип гобойных
инструментов).
Этот музыкальный инструмент имеет не менее
трехтысячелетнюю историю. Зурна (сур) упоминается в дастанах
«Китаби Деде Горгуд», «Кероглу» и в поэмах Низами Гянджеви.
Благодаря сильному и резкому звуку, зурна удобна как сигнальный
инструмент, а также для игры на открытом воздухе. Празднества,
шествия,
представления
азербайджанского народа нельзя представить без зурны.
свадебные процессии,
пляски,
Среди ударных инструментов широко распространены в наше время
гавал, отличающаяся звуковым своеобразием нагара, гошанагара и
дюмбек.
ГАВАЛ относится к группе односторонних ударных
инструментов. В произведениях классических поэтов, в миниатюрной
живописи,
украшавшей средневековые рукописные книги,
содержится много сведений об этом инструменте, очень широко
распространённом в средних веках на территории Азербайджана. На
этом инструменте, располагающем широкими исполнительскими
возможностями,
трели,
морденты и другие музыкальные штрихи.
тремоло,
применять
можно
Гавал обязательно входит в состав трио. Гавал в качестве ведущего
инструмента был введен в состав оркестра народных инструментов.
В настоящее время гавал занимает своё заслуженное место в
составах ансамблей и оркестров народных инструментов. ДУМБЕК один из старинных ударных инструментов,
широко распространённый в Азербайджане, более всего характерен
для южной зоны. Думбек, также называемый дарбука, это арабский
барабан, очень распространенный в Египте, Турции и других странах
Ближнего Востока. Традиционно он изготавливался из глины,
расписывался красками и покрывался мембраной из бычьей или
верблюжьей шкуры. В наше время появились металлические думбеки
с пластиковыми мембранами. Он обладает своеобразным низким
тембром и из него можно извлекать разнообразные звуковые
оттенки.
НАГАРА
Одним из старинных музыкальных инструментов является нагара
(барабан). Он упоминается в эпосе «Деде Горгуд» (VII век н.э.) и
очень часто в произведениях Низами Гянджеви. «Грохочет барабан
(нагара), но посмотри, сколь важен с виду – пусто зато внутри»
(«Семь красавиц»). Азербайджанская нагара ничем не отличается
от обычного барабана, только при игре на нем вместо палочек иногда
ударяют просто руками. Крючковатая палочка с помощью ремешка
надевается на правую кисть, а прямая палочка с ремешком – на палец
левой руки. Корпус нагары деревянный, а мембрана кожаная,
натягивается веревочками, продетыми через металлические кольца.
Барабаны бывают большого, среднего и малого размеров. Диаметр
барабана среднего размера — 330360 мм. На большом барабане
играют большими палочками, в то время как на среднем и малом барабанах играют либо палочками, либо руками. Барабан
используется и как сольный инструмент, и как аккомпаниатор.
ГОШАНАГАРА (двойной барабан) —
древний ударный инструмент, состоящий из двух барабанов разного
размера, покрытых козьей кожей и соединенных друг с другом. На
нем играют палочками. Размеры гошанагара могут отличаться, но,
как правило, высота двух частей инструмента одинакова и равна 300
330 мм.
Вокальноинструментальное искусство ашугов основано на
классических мелодиях (свыше 80), каждая из которых имеет
множество импровизационных вариантов. Это искусство имеет
определённые стилистические признаки (многократные точные или
вариантные повторы коротких попевок, иногда одного звука,
небольшой диапазон мелодий и др.
Азербайджанский мугам Богатое художественное наследие
Азербайджана сконцентрировало в себе многовековые традиции
народного и профессионального творчества. Его широко
распространенные виды прикладное искусство: ковроткачество, ювелирное искусство; устное народное творчество: эпос, сказки,
легенды, поговорки, загадки; наконец, музыкальное искусство;
народная музыка, профессиональная музыка устной традиции
отмечены ярко национальными чертами.Не случайно,
основоположник азербайджанской профессиональной музыки Узеир
Гаджибеков, касаясь истории азербайджанского искусства писал в
1948 году в своей статье "Цветущее искусство Азербайджана":
"Культура и искусство Азербайджана имеет древнюю историю.
Великие представители азербайджанской поэзии и музыки Низами,
Физули, Абдаль Кадыр Мараги, Сафи аддин Урмеви и другие
известные всему миру личности. С древних времен азербайджанские
рубаи, стихи, покоряющие красотой песни наших певцов, завоевали
огромную славу на Кавказе, Средней Азии и на Ближнем Востоке". И
действительно, музыкальное искусство азербайджанского народа,
шлифуясь, богатея, развиваясь веками, в настоящее время смогло
подняться к вершинам мастерства.Говоря об азербайджанской
музыке, мы имеем в виду песни, танцы и инструментальную музыку.
Богатство тех и других проявляется в жанровом многообразии,
разветвленностью сюжетов и тем, связанных с трудовыми
процессами, семейнобытовыми отношениями, обрядами и т. д.
Широкое распространение получили азербайджанские лирические
песни и танцы, звучащие в свободное от работ время. Все этот
явилось предпосылкой для создания различных жанров
азербайджанского народного музыкального творчества: обрядовых,
детских, лирических, героических, сатирических, юмористических,
исторических песен и танцев.Важное место в музыкальном наследии
азербайджанского народа занимает ашугское музыкально
поэтическое творчество, которое имеет промежуточное положение
между народным и профессиональным музыкальным творчеством
устной традиции, что связано, с одной стороны с народной
музыкальной стилистикой и строением произведений ашугского
творчества, а с другой с использованием в основном поэтических
текстов классиков ашугской поэзии и богатых традиционных форм
музыкального исполнительства, близких к профессиональной
музыке. Ашугское музыкальное творчество литературоведы считают
синтезом фольклора и письменной литературы. Так, например, народный писатель, академик Азербайджанской Республики Мирза
Ибрагимов пишет об этом "… Ашугская поэзия между народным
творчеством и письменной литературой занимает среднее место,
образуя между ними прочный мост. Он, с одной стороны, связан с
народным творчеством, а с другой с письменной литературой. С той
и другой находится во взаимодействии. Его корни в фольклоре,
народном творчестве, его ветви с давних времен в литературе,
которая влияет на него и питается им". Все сказанное дает нам право
отнести ашугское музыкальнопоэтическое творчество
непосредственно к народнопрофессиональной музыке. В
музыкальном искусстве Азербайджана ещё с древних времен (XXI
века) сформировался профессионализм, который развивался и
совершенствовался в течение последующих веков. Следует отметить,
что по мере своего развития профессионализм достиг больших
результатов в создании и развитии различных видов (жанров)
азербайджанской музыкальной классики, а также исполнительного
искусства. Причем распространение азербайджанской
профессиональной музыки происходило путем устной передачи, так
как на практике нотная письменность, несмотря на существование
нотографии, почти не применялось. Поэтому и профессиональную
музыку тех времен называют профессиональной музыкой устной
традиции. Азербайджанская профессиональная музыка устной
традиции, характеризуется большим разнообразием жанров и форм.
Сюда относят развитые по форме и мелосу мугамыдастгях, зерби
мугамы, теснифы и ренги.Азербайджанская музыка имеет три уровня
народная, народнопрофессиональная и профессиональная музыка
устной традиции. Ведущее место в азербайджанской
профессиональной музыке занимают мугамы, издавна привлекающие
внимание исследователей и содержащие в себе все богатство
содержания, приемов и методов развития азербайджанской музыки
указанной традиции, во все времена тесно связанной с традициями
народного музыкального искусства. На всех этапах истории развития
образцы устной профессиональной музыки азербайджанские
мугамы, как известно, не были подвергнуты какойлибо письменной
фиксации, а передавались устно от учителя ученику, от одного
ханенде к другому, от одного исполнителя к другим. Понятно, что пытаться воспроизвести в нотном тексте все тонкие нюансы и
особенности исполнения дело почти невозможное. Именно, по этой
причине азербайджанские народнопрофессиональные музыканты
до XX века не прибегали к нотной записи названных образцов, в то
время, когда на Востоке система нотации музыки существовала уже в
VIIIX веках. Интересно, что в условиях существования на Востоке
ряда способов нотации (хазы, невмы и др.), в Азербайджане
музыкальные образцы устного профессионального творчества
мугамы так и не были записаны на ноты.
Народные песни. В народных песнях, являющихся наиболее
древним и важным жанром музыкально-поэтического
творчества азербайджанского народа, отражены его чистая,
высокая мораль, внутренний мир, чаяния и надежды.
По тематике и содержанию, ясности музыкального и
поэтического языка, народные песни делятся на несколько
жанровых групп. Среди них можно назвать трудовые песни,
церемониальные, бытовые (включая и лирические) и
исторические песни.
Наиболее древним жанром народного творчества являются
трудовые песни. Наиболее распространенными видами
трудовых песен были: у животноводов - так называемые
"Саячы созляри", а у земледельцев - "Холавары". К числу
наиболее древних образцов трудовых песен относятся:
"Чобан авазы", "Туту ненем", "Сагым махнысы", "Чичек,
шумла йери", "Шум негмеси" и др.
Еще одним видом песенного творчества азербайджанского
народа являются церемониальные песни. В соответствии с
исторически сложившимися обычаями и традициями,
праздничные и свадебные торжества, а также траурные
церемонии сопровождались пением определенных песен,
большинство которых до сих пор сохранились среди народа. К числу таких песен относятся образцы народного
творчества, которые поются во время сезонных церемоний и
посвящены солнцу, огню, дождю и др. природным силам.
Такие народные игры и театрализованные церемонии как
"Гюн, чых, Гюн, чых! Кехер аты мин чых!" или "Ягыш чагыр",
"Хыдыр Ильяс", "Семени", "Коса-коса", "Экенде йох, биченде
йох, йейенде ортаг гардаш" сопровождались традиционными
церемониальными песнями. Текст таких песен состоял из
баяты, являющихся наиболее распространенной формой
народной литературы.
Бытовые песни, в свою очередь отличаются по своему
содержанию, форме и выражаемым чувствам, делятся на
детские, юмористические, сатирические и лирические песни.
Детские песни, в особенности колыбельные, которых пели
матери своим детям, являются наиболее древним видом
бытовых песен. К колыбельным относятся "Нинни", "Лайла" и
"Охшама".
Лирические песни представляют собой наиболее богатый и
прекрасный вид песенного жанра. Лирические песни
составляют наибольшую часть этого жанра. Основное
содержание таких песен, как правило, посвящено чувствам
чистой любви, восхвалению красоты возлюбленной, разлуке,
печали, тоске и др. ощущениям.
Лирическое песенное творчество превратилось в наиболее
сильное средство национального художественного
самовыражения народа. Часть таких песен, по своему
содержанию являются оптимистичными и веселыми, а другая
часть отличается печальными чувствами. Характерными
чертами песен, условно отнесенных к первой группе,
являются широта мелодии, ритмичность, лад "Сегях", а
печальные любовные песни, как правило, сопровождаются
восклицаниями "ах!", "вай!", соответствующие ладу "Баяты-
Шираз". В них обычно чередуются измерения 6/8 и 3/4. К
песням первой группы относятся "Гюл оглан", "Яр бизе гонаг
геледжек", "Гой гюлюм гелсин" и др., а второй - "Сенден
мене яр олмаз", "Ону деме, залым яр" и др. Лирические песни являются более сложной и широкой также по форме. Им
присущи форма куплета, а также сложная форма,
напоминающая рондо, состоящая из двух частей, повторение
вариантного обновления, секвентность и др. черты.
Песни на историко-эпические и героические темы также
занимают важное место в песенном творчестве
азербайджанского народа. Эти песни начали создаваться с
древнейших времен, и, как правило, посвящены какому-либо
историческому событию или народному герою, сыгравшему
выдающуюся роль в жизни народа.
Примерами этого жанра можно назвать цикл песен,
посвященных Короглу, его возлюбленной Нигяр, соратникам
по борьбе - "дели" (буквально: "безумец"), а также
преданному коню Гырат.
Были сочинены дастаны и песни, посвященные народным
героям Гачаг Наби, Гачаг Керем, Гачаг Исмаил, Дели Алы,
Ганадлы Нагы и др. В числе таких песен можно назвать
"Геден гелмеди", "Пияда Короглу", "Гачаг Неби" и др.
Танцы. Наряду с широко распространенным в народе
песенным жанром важную часть национальной фольклорной
музыки азербайджанского народа составляет танцевальная
музыка. Народные танцы представляют собой основу
национальной инструментальной музыки. Танцы, созданные
народом в течение столетий переходили из поколения в
поколения в устной форме. Для танцевальной
инструментальной народной музыки Азербайджана
характерны разнообразие мелодий, симметричность
структуры, разнообразие диапазонов, постепенное развитие,
метод повторения, секвенции и вариации. Танцы отличаются специфическими ладовыми основами, метроритмическими
особенностями и разнообразием форм. В танцах, как и в
народных песнях, отражены чувства, ощущения, характер и
темперамент народа.
Среди народных танцев особо отличаются женские танцы,
например "Вагзалы", "Узундере", которым присущи
лиричность, тонкость и др. черты. Есть такие танцы, которые
исполняются только женщинами. К ним относятся "Нелбеки",
"Джейраны" и др. Мужским танцам присущи быстрый ритм,
выражение бойких чувств, силы и темперамента. Примерами
мужских танцев являются "Гайтагы", "Дженги", "Газагы",
"Ханчобаны" и др.
У азербайджанского народа есть и такие танцы, которые
исполняются коллективно. Большинство из них
сопровождают трудовой процесс и бытовые церемонии.
Танцы "Халай" относятся к этой группе, а танец "Вагзалы",
как правило, сопровождает свадебную церемонию. Танец
"Гёрек ким кими йорду" также является представителем
группы танцев, совместно исполняемых мужчинами и
женщинами. Наиболее распространенным и наиболее
древним коллективным танцем азербайджанского народа
является "Яллы", корни которого уходят к древнейшим
временам.
Мугам. В музыкальном фольклоре Азербайджана наряду с
песнями и танцевальной музыкой развивались также жанры
устных профессиональных исполнительских традиций
народа. Наиболее значимыми представителями таких жанров
являются мугамы. Мугамы представляют собой высшие
образцы вокально-инструментальной композиции народа,
отличающейся эмоциональным смыслом, глубиной и
сложностью идейного содержания. Многовековое
постепенное развитие мугамов, начавшееся с древнейших
времен привело к становлению и совершенствованию этого
жанра. Ашугское творчество. Наряду с мугамами, музыкально-
поэтическое творчество ашугов также занимают заметное
место в профессиональных устных традициях
азербайджанской музыки. Еще в древности ашугское
искусство выражало чаяние и желание народа, и по этой
причине данный вид музыкального искусства был весьма
популярным и известным в народе.
Ашугское искусство включает в себя древние эпические
дастаны, песни, воспевающие свободу и героизм народа, а
также сатирические и юмористические песни, в которых
воспеваются дружба и любовь. Ашугское искусство является
синтетическим искусством, т.е. ашуг сам пишет стихи,
сочиняет музыку, играет на сазе и сам же танцует. Часто
исполнение ашуга сопровождает исполнитель на балабане и
ансамбль духовых инструментов, но основным музыкальным
инструментом ашуга является саз.
Особо известен дастан о народном герое XVI столетия,
смелом и бесстрашном Короглу, выступавшем против
феодалов и иноземных захватчиков. В этом дастане есть
несколько песен, которые посвящены воспеванию подвигов
Короглу. К ним относятся песни "Короглу дженгиси", "Атлы
Короглу", "Пияда Короглу", "Короглу" и др. Песня "Мисри" на
тему героизма часто исполняется во время диалога ашугов. В
таком диалоге могут участвовать два, три и даже четыре
ашуга, которые импровизируют на определенную тему.
В лирическом жанре ашугского творчества особо известны
так называемые "гезеллеме", в которых восхваляется герой
песни. "Гезеллеме" могут быть посвящены любимой,
красивой женщине, а также герою, например, Короглу или
его легендарному коню Гырат. Часть ашугских песен, как
"Яныг Кереми", "Дилгеми", наполнены тоской и печалью, а
другая часть, например "Афшары", "Шерили" - отличаются ритмичностью и относятся к прекрасным образцам ашугской
лирики.
В ашугском творчестве заслуживает интерес также стихи в
жанре "устаднаме", состоящие из песен-наставлений.
Жанры национальной поэзии - гошма, мухаммес, устаднаме,
гыфылбенд, а также их поэтические формы - герайлы,
дивани, гошма, теджнис - наиболее любимые формы
творчества ашугов. Эти формы могут войти и в текст
дастанов.
Наиболее распространенной мерой стихов в ашугском
творчестве является слог. Большинство ашугских песен
имеют форму строф - куплетную форму. В начале каждого
куплета бывает инструментальное введение и каждый
куплет отделяется от другого инструментальным соло.
Азербайджанские ашуги распределены по определенным
зонам и их манеры исполнения отличаются по
специфическим особенностям местного творчества.
Например, ашуги, представляющие каждый из регионов
Геокча, Гянджа, Кельбаджар, Газах, Товуз, Борчалы, Ширван
и Сальян , заметно отличаются своим индивидуальным
мастерством и с особой стойкостью берегут традиции
ашугского искусства.
В древности и в средние века ашугов называли "озан",
"варшаг", "деде".
Наиболее древним письменным источником, посвященным
жизни, любви, патриотизму и героизму древних озанов -
предков современных азербайджанских ашугов, является
народный дастан "Китаби Деде Горгуд", относящийся к VII
веку.
1300 лет тому назад наш прадед - Деде Горгуд мечтал о мире
и спокойствии в наших краях, домах, желал, чтобы озаны
пели и играли. Ибо озан - это мудрый аксакал, осведомленный обо всем, знающий "и добрых и злых мужей".
Сам Деде Горгуд был именно таким озаном. Основным
музыкальным инструментом огузских озанов был гопуз.
Согласно мифологическим преданиям этот инструмент был
изобретен именно Деде Горгудом, который прекрасно
исполнял на нем.
Урок путешествие «Полет на планету МиФ»
Тема: «Доли. Обыкновенные дроби»
Основная дидактическая цель урока:
продолжить работу над формированием понятия дроби;
учить читать дроби, записывать и понимать дроби.
Ход урока:
Организационный момент.
Здравствуйте! Присаживайтесь.
Посмотрите, все ль в порядке
Книжки, ручки и тетрадки
Прозвенел сейчас звонок
Начинается урок.
Запишем число. 15.02.
Сегодня мы совершим путешествие на планету МиФ
(Музыка и Фантазия) население которой составляют
В путешествие отправляется весь класс – экипаж ракеты.
Следить за путешествием будет центр управления полетом –
гости: учителя математики из школ района. Руководить
полетом буду я – ваша Галина Алексеевна.
План полета.
Мы побываем в Волшебном саду и музее истории дробей, наш путь будет
лежать через озеро Неизвестности и водопад Знаний. Мы увидим город Задач
и дворец Смекалки. В пути нам помогут строки стихотворения:
Не беда, что идти далеко,
Не боимся, что путь будет труден
Никогда не давались легко
Достижения людям Чтобы путешествие было успешным требуется проверить
«Блок памяти» и исправить «Неполадки» (ошибки в
вычислениях) «Операция компьютер»
Слайд №3 с заданиями.
Слайд №4 проверим себя.
Сколько примеров в этом задании? (5)
Какая часть примеров с ошибками? (2/5)
Какая часть примеров решена верно? (3/5)
Молодцы! Отправляемся дальше!
Экипаж должен путешествовать в ракете. Чтобы в нее
попасть, надо преодолеть ступеньки:
Закрась часть фигуры, соответствующую указанной дроби на
полученных вами карточках. ( на обратной стороне карточки
– ваша ракета для совершения полета)
Молодцы! Продолжаем путешествие!
Поздравляю! Вы прилетели на планету МиФ и приземлились в Волшебном
саду.
Вам нужно сорвать по лепестку с этого цветка и ответить на содержащиеся
там вопросы (вопросы по теории).
Успешно побывали в волшебном саду.
Следующая остановка на озере Неизвестности.
В нем плаваю задания с пропусками.
Выполняем!
Проверяем правильность ответов.
Благополучно переплыв озеро Неизвестности, мы подошли к
музею истории.
Послушаем историю дробей и узнаем много интересного о
происхождении дробей. (сообщение ученика или учителя)
Спасибо! Молодец!
Следующее приземление в городе Задач.
Решить 5 задач (на карточках). Проверим сразу.
Чтобы благополучно пройти водопад Знаний требуется
выполнить такое задание:
Слайд найти ( ответить с места)
И, наконец, конечный и главный пункт нашего путешествия
– дворец ее величества Смекалки.
Нужно решить задачи из учебника № 906, 907, 908. Слайд с ответами.
Молодцы ребята! Путешествие окончено. Возвращаемся
домой.
IV.Слайд домашнее задание № 931, 932, 933. П. 23
Оценки. Итог урока. Спасибо за урок!
6. Разучивание песни «Крылатые качели» (на музыку
Энтина)
Прослушивание песни записи.
Разучивание (1 куплет и припев).
Исполнение у доски по одному.
Исполнение хором.
7. Итог урока.
а) Что нового узнали?
Какие кинофильмы относят к числу музыкальных?
Как называют такие кинофильмы?
Что такое мюзикл?
б) Оценивание:
На уроке хорошо отвечали…
3. Итог урока.
Учитель: Вот и подошло к концу наше путешествие в волшебное Королевство Маршей.
– Что же нового вы узнали за время нашего путешествия?
– С какими маршами мы познакомились?
(Учитель задает вопросы, отмечает активность ребят на уроке, интересные и
правильные ответы, их внимательность.
Совместно с учителем дети делают вывод о том, что все марши разные, но у них есть
и общее: если все будут четко маршировать, то никто не собьется в строю.
Д/з: Нарисовать героев того марша, который больше понравился и запомнился.
Оценка – барабанчики.
Дети встают и под звуки песни "Пряничный Теремок” маршируя выходят из класса.) 555.
4.
7.
3.
6.
9.
2.
11.
8.
1.А
З
Е
Р
Б
А
Й
Д
Ж
А
Н
1. Азербайджанский народный певец
2. Название этого инструмента часто упоминается в стихах поэтов-
классиков и ашугов.
флейтового типа
3. Он относится к азербайджанским духовым народным инструментам
4. Одним из старинных музыкальных инструментов является ... (барабан).
5. праздник жертвоприношения
6. основной жанр азербайджанской музыкальной устной классической
традиции
7. композитор забавной песни «Цыплята»
8. старинный музыкальный инструмент, глубокий и нежный звук которого
9.
исторгается при помощи орлиного пера
Основоположником азербайджанского оперного искусства стал
композитор
10.Он же и написал в 1907 году оперу «Лейли и ... »
11.Щипковый инструмент 1. Ашуг
2. Саз
3. Тутек
4. Нагара
5. курбан-байрам
6. мугам
7. Г.Гусейнли
8. Уд
9. Узеир Гаджибеков
10.Маджнун
11.канон
Азербайджан
Азербайджан
Азербайджан
Азербайджан
Азербайджан
Азербайджан
Азербайджан
Азербайджан
Азербайджан
Азербайджан
Азербайджан
Азербайджан
Азербайджан
Азербайджан
Азербайджан
Азербайджан
Азербайджан
Азербайджан
Азербайджан
Азербайджан
Азербайджан
Азербайджан
Азербайджан
Азербайджан
Азербайджан
Азербайджан
Азербайджан
Азербайджан
Азербайджан
Азербайджан
Азербайджан
Азербайджан
Азербайджан
Азербайджан
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.