Методический материал является подробной инструкцией к порядку выполнения практических работ по школьному курсу органической химии. Материал содержит тему работы, цель, краткое теоретическое обоснование темы, подробное описание проводимых экспериментов, порядок оформления результатов и формулировки выводов. Может применяться как инструктивная карточка – практикум.
Зябкина О.А., учитель химии МБОУ Митрофановской СОШ
П р а к т и ч е с к а я р а б о т а № 8
АЗОТСОДЕРЖАЩИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА.
АМИНЫ И АМИНОКИСЛОТЫ
Цель работы: получить амины и аминокислоты и исследовать их свойства.
Т е о р е т и ч е с к о е о б о с н о в а н и е.
Амины – это азотсодержащие органические вещества, в состав которых
входит аминогруппа NH2.
Важнейшим представителем аминов является анилин, у которого
аминогруппа связана с бензольным кольцом. Реакции у анилина идут и по
бензольному кольцу, причем аминогруппа влияет таким образом, что
увеличивает подвижность атомов водорода в бензольном кольце (по
сравнению с бензолом), и по аминогруппе, в которой за счет неспаренных
электронов азота устанавливается донорноакцепторная связь:
Получают анилин в основном реакцией Зинина. Его соединения
используются как красители.
Аминокислоты – это вещества, в состав которых, кроме карбоксильной
группы, входит также и аминогруппа.
– придает кислые свойства;
– придает оснόвные свойства.
– в результате образования внутреннейсоли устанавливается нейтральная среда.
О п ы т 1. Получение анилина.
В пробирку налейте несколько капель нитробензола и прибавьте 1–2 мл
концентрированной соляной кислоты. Добавьте кусочек цинка. (Реакцию
вести в вытяжном шкафу!) Пробирку нужно осторожно встряхивать. После
окончания реакции прилейте 4–5 мл дистиллированной воды и около 0,5 мл
хлорной извести. Наличие анилина определяется по появлению фиолетового
окрашивания.
Запишите уравнение реакции.
О п ы т 2. Бромирование анилина.
Смешайте в пробирке 1 каплю анилина с 5–6 мл воды и прибавляйте по
каплям бромную воду до образования белого или слегка желтоватого осадка
триброманилина.
Запишите уравнение реакции.
О п ы т 3. Образование солей анилина.
Смешайте в пробирке 2–3 капли анилина с 1–2 мл воды и прибавьте 2–3 мл
10%ного раствора серной кислоты. Встряхните содержимое пробирки. Что
наблюдается?
Запишите уравнение реакции.
О п ы т 4. Субстантивное крашение.
Красители, способные окрашивать хлопчатобумажную ткань без
применения протрав, получили название субстантивных, или прямых.
Закрепление их на волокне происходит в результате процессов адсорбции.
В стакан налейте 30 мл раствора конго красного (в 200 мл воды
растворяется 0,5 г конго красного, 0,5 г соды и 5 г сернокислого натрия),
положите в него полоску хлопчатобумажной ткани и нагрейте раствор до
кипения. После кипячения ткань, окрасившуюся в красный цвет, промойте
холодной водой.
Конго красный меняет свой цвет в зависимости от реакции среды. В кислой
среде конго красный становится синим, а в щелочной – красным. Окрашенную
полоску ткани опустите в стакан с разбавленной серной кислотой. Ткань
окрашивается в синий цвет. При погружении ткани в раствор соды синяя
окраска снова переходит в красную. На этом свойстве основано применение
красителя конго красного в качестве индикатора.
О п ы т 5. Действие аминокислот на индикаторы.
Возьмите три пробирки и налейте в каждую по 1 мл раствора: в первую –
гликокола (глицина), во вторую – глютаминовой кислоты, в третью – лизина.
В каждую пробирку добавьте по 2–3 капли фенолфталеина. Отметьте, как
изменился цвет индикатора в каждой из пробирок. Опыт повторите с другиминдикатором – лакмусом. Отметьте, как изменился цвет этого индикатора в
растворах аминокислот. По изменению цвета индикаторов сделайте вывод о
кислотноосновных свойствах аминокислот.
По окончании опытов убрать рабочее место и приступить к оформлению
работы.