АЗОТСОДЕРЖАЩИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА. АМИНЫ И АМИНОКИСЛОТЫ

  • Лабораторные работы
  • docx
  • 04.03.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Методический материал является подробной инструкцией к порядку выполнения практических работ по школьному курсу органической химии. Материал содержит тему работы, цель, краткое теоретическое обоснование темы, подробное описание проводимых экспериментов, порядок оформления результатов и формулировки выводов. Может применяться как инструктивная карточка – практикум.
Иконка файла материала п.р. 8.docx
Зябкина О.А., учитель химии МБОУ Митрофановской СОШ П р а к т и ч е с к а я  р а б о т а  № 8 АЗОТСОДЕРЖАЩИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА. АМИНЫ И АМИНОКИСЛОТЫ Цель работы: получить амины и аминокислоты и исследовать их свойства. Т е о р е т и ч е с к о е  о б о с н о в а н и е. Амины  – это азотсодержащие органические вещества, в состав которых входит аминогруппа NH2. Важнейшим   представителем   аминов   является  анилин,   у   которого аминогруппа связана с бензольным кольцом. Реакции у анилина идут и по бензольному   кольцу,   причем   аминогруппа   влияет   таким   образом,   что увеличивает   подвижность   атомов   водорода   в   бензольном   кольце   (по сравнению с бензолом), и по аминогруппе, в которой за счет  неспаренных электронов азота устанавливается донорно­акцепторная связь: Получают   анилин   в   основном   реакцией   Зинина.   Его   соединения используются как красители. Аминокислоты – это вещества, в состав которых, кроме карбоксильной группы, входит также и аминогруппа. – придает кислые свойства; – придает оснόвные свойства.    – в результате образования внутреннейсоли  устанавливается нейтральная среда. О п ы т  1. Получение анилина. В пробирку налейте несколько капель нитробензола и прибавьте 1–2 мл концентрированной   соляной   кислоты.   Добавьте   кусочек   цинка.   (Реакцию вести в вытяжном шкафу!) Пробирку нужно осторожно встряхивать. После окончания реакции прилейте 4–5 мл дистиллированной воды и около 0,5 мл хлорной извести. Наличие анилина определяется по появлению фиолетового окрашивания. Запишите уравнение реакции. О п ы т  2. Бромирование анилина. Смешайте в пробирке 1 каплю анилина с 5–6 мл воды и прибавляйте по каплям бромную воду до образования белого или слегка желтоватого осадка триброманилина. Запишите уравнение реакции. О п ы т  3. Образование солей анилина. Смешайте в пробирке 2–3 капли анилина с 1–2 мл воды и прибавьте 2–3 мл 10%­ного раствора серной кислоты. Встряхните содержимое пробирки. Что наблюдается? Запишите уравнение реакции. О п ы т  4. Субстантивное крашение. Красители,   способные   окрашивать   хлопчатобумажную   ткань   без применения   протрав,   получили   название  субстантивных,   или   прямых. Закрепление их на волокне происходит в результате процессов адсорбции. В   стакан   налейте   30   мл   раствора  конго   красного  (в   200   мл   воды растворяется 0,5 г конго красного, 0,5 г соды и 5 г сернокислого натрия), положите   в   него   полоску   хлопчатобумажной   ткани   и   нагрейте   раствор   до кипения. После кипячения ткань, окрасившуюся в красный цвет, промойте холодной водой. Конго красный меняет свой цвет в зависимости от реакции среды. В кислой среде конго красный становится синим, а в щелочной – красным. Окрашенную полоску   ткани   опустите   в   стакан   с   разбавленной   серной   кислотой.   Ткань окрашивается   в  синий   цвет.  При   погружении   ткани   в  раствор   соды   синяя окраска снова переходит в красную. На этом свойстве основано применение красителя конго красного в качестве индикатора. О п ы т  5. Действие аминокислот на индикаторы. Возьмите три пробирки и налейте в каждую по 1 мл раствора: в первую – гликокола  (глицина),  во вторую – глютаминовой кислоты, в третью – лизина. В каждую пробирку добавьте по 2–3 капли фенолфталеина. Отметьте, как изменился цвет индикатора в каждой из пробирок. Опыт повторите с другиминдикатором – лакмусом. Отметьте, как изменился цвет этого индикатора в растворах аминокислот. По изменению цвета индикаторов сделайте вывод о кислотно­основных свойствах аминокислот. По окончании опытов убрать рабочее место и приступить к оформлению  работы.

Посмотрите также