АЗОТСОДЕРЖАЩИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА. БЕЛКИ

  • Лабораторные работы
  • docx
  • 04.03.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Методический материал является подробной инструкцией к порядку выполнения практических работ по школьному курсу органической химии. Материал содержит тему работы, цель, краткое теоретическое обоснование темы, подробное описание проводимых экспериментов, порядок оформления результатов и формулировки выводов. Может применяться как инструктивная карточка – практикум.
Иконка файла материала п.р. 9.docx
Зябкина О.А., учитель химии МБОУ Митрофановской СОШ П р а к т и ч е с к а я  р а б о т а  № 9 АЗОТСОДЕРЖАЩИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА. БЕЛКИ Цель работы: исследовать свойства белка. Т е о р е т и ч е с к о е  о б о с н о в а н и е. Белки  –   это   природные   полимеры,   имеющие   сложную   структуру. Первичная   структура   –   это   цепочка,   составленная   из   аминокислотных остатков (полипептидная цепь). Аминный азот в белках легко распознается NH .   Закручивание   полипептидной   цепи   в качественной   реакцией   на   ион   спираль, а далее в глобулу – это вторичная и третичная структуры белка. Эти структуры удерживаются непрочными водородными связями, которые могут быть разрушены либо при нагревании – термическая денатурация, либо под воздействием химических реактивов – химическая денатурация. Белки дают цветные реакции, которые являются качественными в аналитической химии. О п ы т  1. Свертывание белков при нагревании. Небольшое   количество   белка   нагрейте   до   кипения   и   наблюдайте помутнение   жидкости.   Чем   это   объясняется?   Разбавьте   раствор   водой. Растворяется ли осадок? Если нет, то почему? О п ы т  2. Высаливание белков сульфатом аммония. В пробирку налейте по 1–1,5 мл раствора белка и сернокислого аммония и встряхните   смесь.   Наблюдается   помутнение   жидкости.   Что   происходит   с белком?   Разбавьте   смесь   большим   количеством   воды.   Что   произошло   с осадком? Какой вывод о свойствах белков можно сделать на основании этого опыта? О п ы т  3. Осаждение белков солями тяжелых металлов. В две пробирки налейте по 1–2 мл раствора белка и медленно, по каплям, при встряхивании приливайте в одну из них насыщенный раствор сернокислой меди,   а   в   другую –   20%ный   раствор   нитрита   свинца.   Что   наблюдается? Разбавьте раствор большим количеством воды. Сделайте вывод о действии тяжелых металлов на белок. О п ы т  4. Осаждение белков спиртом. В пробирку налейте 1–1,5 мл раствора белка и долейте 2–3 мл этилового спирта.   Что   наблюдается?   Растворяется   ли   осадок   в   воде?   Какой   вид свертывания наблюдается?О п ы т  5. Цветные реакции на белок. 1) Ксантопротеиновая реакция. Ксантопротеиновая   реакция   указывает   на   наличие   в   белках   остатков аминокислот,   содержащих   бензольные   ядра,   например   тирозина.   При взаимодействии   аминокислот   с   азотной   кислотой   образуются нитросоединения, окрашенные в желтый цвет. К 1 мл раствора белка добавляют 5–6 капель концентрированной азотной кислоты   до   появления   белого   осадка   или   мути   от   свернувшегося   белка. Реакционную   смесь   нагрейте   до   окрашивания   осадка   в   желтый   цвет.   В процессе гидролиза идет растворение осадка. Охладите смесь и добавьте к ней   осторожно   по   каплям   концентрированный   раствор   аммиака.   Окраска переходит в оранжевую. 2) Биуретовая реакция. С   помощью   биуретовой   реакции   обнаруживают   наличие   пептидных группировок   в   молекулах   белка.   Белки   с   солями   меди   дают   красно­ фиолетовое окрашивание вследствие образования комплексных соединений. В пробирку налейте по 1–2 мл раствора белка и 20%ного едкого натра. Затем   прилейте   3–4   капли   разбавленного,   почти   бесцветного   раствора медного   купороса,   и   содержимое   пробирки   тщательно   перемешайте.   Что наблюдается? Каков цвет раствора? О п ы т  6. Обнаружение аминного азота в белках. В   пробирку   налейте   1   мл   неразбавленного   раствора   белка   и   добавьте двойной   объем   концентрированной   щелочи.   Смесь   кипятить   2–3 мин. (Осторожно,   жидкость   может   выброситься!)   При   гидролизе   выделяется аммиак, который легко обнаруживается по запаху и по посинению влажной лакмусовой бумажки. По окончании опытов убрать рабочее место и приступить к оформлению  работы.

Посмотрите также