Балет. Единство музыки и танца.

  • Разработки уроков
  • doc
  • 31.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Представлен дополнительный материал к уроку музыки в 5 классе - Балет. Единство музыки и танца. Цели урока: анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства (с учётом критериев, представленных в учебнике); выявлять круг музыкальных образов в различных музыкальных произведениях; воспринимать и сравнивать музыкальный язык в произведениях разного смыслового и эмоционального содержания.Материал для проведения урока музыки по программе Т. Науменко и В. Алеева в 5 классе
Иконка файла материала музыка.doc
Дополнительный   материал к уроку музыки на тему  Балет. Единство музыки и танца. Материал для проведения урока музыки по программе Т. Науменко и  В. Алеева  в  5   классе  Цели урока: анализировать и обобщать многообразие связей музыки,  литературы и изобразительного искусства (с учётом критериев,  представленных в учебнике); выявлять круг музыкальных образов в различных музыкальных произведениях; воспринимать и сравнивать музыкальный язык в  произведениях разного смыслового и эмоционального содержания. Материалы к уроку: портреты композиторов, художников, фотографии  исполнителей, музыкальный материал. Ход урока: Организационный момент: Слушание: П. И. Чайковский. «Полёт лебедей» из балета «Лебединое озеро». ­ Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете? Запись на доске: «Если балет может считаться братом других искусств, то лишь при условии,  что он соединяет в себе их совершенства»                   (Жан Жорж Новер) Сообщение темы урока: Сегодня мы будем говорить о единстве музыки и танца. Работа по теме урока: 1. Из истории балета. Волшебный мир сказок, мир наших грёз и сновидений наиболее совершенно  способен воплотить балет. Он наряду с оперой стал одним из самых сложных  и богатых видов музыкально­театрального искусства. Основа балета ­ танец. В балете танец нашёл своё высшее выражение. Слово  «балет» происходит от итальянского «ballo», что значит «танцую». Назватьточную дату рождения и «родителей» балета невозможно. Он дитя многих  европейских стран; его предки ­ народные танцы, игры, обряды, состязания,  торжественные шествия. Современный балет ­ это вид музыкально­ сценического искусства, в основе которого танец и пантомима. В балетном  спектакле объединяются и другие виды искусства: музыка, живопись,  архитектура. В эпоху средневековья, когда образ жизни сельских и городских жителей стал резко отличаться, танцы сельские и городские также изменились. Эти  перемены происходили в разных европейских странах. В XV веке придворные  балы превратились в маленькие спектакли. Теперь порядок выходов  придворных, последовательность танцев организовывал «мастер бала» ­  балетмейстер. А ряд танцев, объединённых в единое целое, получил название  балета. Возможно, эта танцевальная сюита и стала родоначальницей  классического балета. На протяжении XV ­XVI веков в моде были  танцевальные спектакли с незатейливым сюжетом ­ интермедии, «выходы»  придворных, дивертисменты ­ ряд танцев, не связанных между собой общим  сюжетом. Но вот во Франции в XVII веке произошёл подлинный переворот: балет  поднялся на уровень профессионального искусства и надолго соединил свою  судьбу с оперой. Объединение театральных жанров оперы и балета  утвердилось в творчестве французского композитора Жана­Батиста Люлли. Природа наградила его редким сочетанием талантов ­ композитора и  танцовщика. Свою блестящую карьеру он начал в Париже как танцовщик. Его  партнёром бывал сам король ­ 15­летний Людовик XIV. В 1661 году в Париже была основана «Королевская академия танца», а позднее оперный театр  «Королевская академия музыки», которую в течение 15­ти лет возглавлял,  при поддержке Короля­Солнца, Люлли. В 1713 году при театре возникла  балетная школа, ставшая главной балетной школой Европы, «цитаделью»  классического балета. Парижская школа танца дала прочную  профессиональную основу многим поколениям учеников. Она продолжает  работать и сейчас. Люлли был также и постановщиком своих спектаклей, часто показывая  исполнителям танцы и пантомиму. Что же это такое? Об искусстве балетных  танцовщиков великий современник Люлли Мольер писал: «...Актёры своимипа, жестами и движениями поясняют взорам всё что угодно, и это называется  пантомимой». Итак, пантомима ­ язык выразительных жестов, поз и мимики. В школе танца сложились строгие правила классического балета. Балетные  танцы разделились на сольные, массовые. В качестве сольных танцев  исполнялись менуэты, гавоты, сарабанды, бурре (те же, что и в  инструментальных сюитах XVII­ XVIII веков). Массовые танцы исполнял  кордебалет – «хор балета». Сочинял и записывал танцы хореограф (слово  «хореография» обозначает искусство записи танцев, а в последние столетия ­  и танцевальное искусство в целом). Уже в операх Люлли танцы были самостоятельным эпизодами. Эту традицию  продолжили в XVII ­ XVIII веках Г. Пёрселл, Ж.­Ф. Рамо, К. В. Глюк. Лишь  во второй половине XVIII века балет отделился от оперы и стал  самостоятельным видом музыкально­театрального искусства. Балетные школы появились во многих странах Европы, включая Россию. 2. Сообщение по теме урока. Балет, как и опера, относится к жанрам, неразрывно связанным с литературой, сюжетным первоисточником. И хотя в балете не звучат слова, отсутствуют  вокальные сцены ­ замысел писателя или драматурга, воплощённый в романе,  пьесе, сказке, в балете выражает себя через музыку и танец, жест и мимику с  огромной художественной силой и убедительностью. Это означает, что литература не всегда непосредственно «звучит» в  музыкальном произведении, что множество образных характеристик,  заложенных в словесном тексте, может быть подхвачено и по­своему развито  в других видах искусства. Читая истории о Ромео и Джульетте, Щелкунчике,  Золушке и Коньке­Горбунке, мы переживаем и радуемся вместе с их героями,  однако их облик, их обаяние остаются за пределами нашего восприятия,  существуя лишь в воображении. Как иногда хочется нарисовать  полюбившиеся персонажи, увидеть их в движении, ощутить их характер в  звучании музыки, в обрамлении красочных декораций! Балет открывает перед нами такую возможность. Ведь балетный спектакль не  просто исполнение музыки: это результат совместного труда композитора,  балетмейстера, художников, создающих костюмы и декорации, музыкантов,  артистов ­ словом, огромного художественного коллектива, вдохновлённого  единой творческой целью.Искусство балета восходит к ранним формам творческой деятельности  человека ­ народным танцам, пантомиме, музыкально­драматическим  представлениям. С этим связано сочетание музыкального, танцевального и  зрелищного начал в балете, делающего его одним из синтетических видов  искусства. ­ Как вы думаете, а почему балет так привлекал композиторов? (Наверное,  среди причин ­ высокая изобразительность балетной музыки.) ­ Да, конечно. Уже известный нам с вами Жан Жорж Новер говорил: «Хорошо написанная музыка должна живописать, должна говорить. Танец,  изображающий мелодию, является эхом, повторяющим то, что говорит  музыка». Послушайте музыку, быть может, она вам знакома? Слушание: П. И. Чайковский. «Танец Феи Драже» из балета «Щелкунчик». Да, вы правы, это музыка из балета «Щелкунчик», «Танец феи Драже», Петра  Ильича Чайковского. Вы оказались в сказочном новогоднем царстве с его чудесами и  неожиданностями. Нежные, «хрустальные» тембры челесты придают музыке  очарование и хрупкость. В ней отчётливо рисуются и мерцание ёлочных  игрушек, и причудливая игра света, и медленное кружение снежинок. Сколько простора для творческой фантазии художника открывает такая музыка! Пётр Ильич Чайковский произвёл настоящий переворот в балетной музыке.  Он приблизил её к симфонической. Оставаясь в основе своей танцевальной,  она приобрела драматическую выразительность, непрерывное симфоническое  развитие. Его «Щелкунчик» ­ музыкальная поэма о высокой любви, о борьбе с  силами зла. Смелая девочка Маша, спасая уродливого Щелкунчика от полчищ Мышиного короля, вознаграждена за отвагу и бескорыстие. Деревянный  Щелкунчик превращается в прекрасного принца и под просветлённо­ радостную музыку ведёт её в волшебное царство феи Драже. И, хотя  превращения эти происходят с Машей во сне, они реальны, как правдива  всякая сказка. Не менее изобразительна и прекрасна музыка из балета Сергея Сергеевича  Прокофьева «Золушка». Удивительно точно передаёт композитор своей  музыкой характеры различных персонажей, а также рисует времена года,  изображаемых в музыке Феями Зимы, Весны, Лета, Осени. Сейчас мы с вами  послушаем Вариацию Феи Зимы из этого замечательного балета.Слушание: С. С. Прокофьев. Вариации Феи Зимы из балета «Золушка». ­ Расскажите об этой музыке. (Под эту музыку можно представить себе, как  Фея Зимы обходит свои владения и, прикоснувшись волшебной палочкой,  замораживает всё на своём пути. Музыка очень красивая, но какая­то  холодная.) Балет является настолько ярким средством образной характеристики, что  часто вводится в действие опер. Насколько многограннее стал образ поляков  в уже знакомой нам опере «Жизнь за царя», после того, как композитор  включил в неё балетный фрагмент ­ польский бал. Ребята, а кто написал эту  оперу? (Эту оперу написал М. И. Глинка.) Так вот, образ поляков на балу отображён через национальные танцы ­  полонез, краковяк, мазурку. Глинка нарочно подчёркивает резкие и угловатые интонации, обнажая негативные качества врагов – самодовольство и тупость. Слушание: М. И. Глинка. Полонез из оперы «Жизнь за царя». ­ Что вы заметили в этой музыке? (Да, действительно, музыка звучала как­то  напыщенно, резко, угловато, остро.) А теперь послушаем, как совсем по­другому ­ нежно и трепетно – звучат  мазурки Шопена! Великий музыкант, воспевающий душу своего народа,  способного создавать прекрасные мелодии и прекрасные танцы, ­ это уже  совсем другая Польша, поэтичная и мечтательная, Польша Огинского и Адама Мицкевича. Вслушайтесь в звучание мазурки Шопена ­ вы поймёте, как много  может рассказать незатейливая танцевальная мелодия. Слушание: Ф. Шопен. Мазурка ля минор, соч. 17 № 4. ­ Как звучит эта музыка? (Мазурка звучит поэтично, нежно, мечтательно,  мягко.) Итог урока: При всей важности танцевальных жанров музыка балета не просто отдельные  характеристики, это единый художественный замысел, целостное  эмоционально­смысловое содержание. Поэтому подлинного расцвета балет  достигает в тех случаях, когда все его выразительные возможности ­ музыка,  живопись, танец, режиссура, исполнение ­ раскрываются с наибольшейяркостью и полнотой, превращая спектакль в подлинное событие культурной  жизни. Вопросы и задания: Что означает слово «балет»? Что составляет его основу? Каковы истоки балета? Какая страна стала родиной классического балета? Кто из композиторов XVII­XVIII веков писал оперы­балеты? Почему балет, так же как и оперу, принято считать синтетическим жанром? Какими качествами, по­вашему, должно обладать литературное произведение, чтобы оно «зазвучало» в балете? Назовите балеты П. Чайковского. В «Дневнике музыкальных наблюдений» нарисуйте костюмы, подходящие для Золушки и её сестёр. Источник http://www.music­fantasy.ru/materials/balet­edinstvo­muzyki­i­tanca