Урок литературы в контексте ФГОС.
Технологическая карта урока
| 
 Предмет  | 
 Литература. Авторы УМК: В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин.  | 
| 
 Класс  | 
 5 класс  | 
| 
 Тип урока  | 
 Урок открытия нового знания  | 
| 
 Тема урока  | 
 Баллада «Кубок» В.А. Жуковского.  | 
| 
 Цели урока  | 
 Цель: формирование основ читательской культуры как части общей культуры человека. Задачи: Образовательная – формировать полноту, осознанность, системность, гибкость, глубину, оперативность, прочность знаний; совершенствовать речевые навыки; умение вести беседу. Развивающая – формировать интерес к предмету; формировать мотивацию к дальнейшему изучению литературы; учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать; развивать память, внимание; Воспитательная – воспитывать культуру общения; любовь к жизни, веру в торжество добрых начал.  | 
| 
 Ресурсы  | 
 - «Литература. 5 класс» Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе в 2-х частях/ 13-е изд – М.: Просвещение, 2013. 
  | 
| 
 Методы и педагогические технологии  | 
 -технология уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов (В.В. Фирсов), -компьютерные (новые информационные) технологии обучения (презентация), -технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В.Давыдова, -групповые технологии (В.К. Дьяченко), -педагогика сотрудничества (К. Д. Ушинский, Н. П. Пирогов, Л. Н. Толстой), - объяснительно-иллюстративный метод, - проблемный метод.  | 
| 
 Планируемые результаты  | 
 – предметные – создать условия для интерпретации баллады Жуковского, познакомив с творческой историей баллады как жанра литературы; научить выявлять драматический и исторический смысл баллад; научить приемам анализа литературного произведения; – метапредметные – создать условия для формирования коммуникативной и культуроведческой компетенций через понимание темы, идеи и проблемы текста, подбор аргументации для подтверждения собственной позиции, выделение причинно-следственных связей в устных и письменных высказываниях; научить самостоятельно организовывать деятельность, работая с разными источниками информации; – личностные – формировать духовно-нравственные качества личности на примере характеристики персонажей литературных произведений; воспитывать заложенные автором в литературных произведениях вневременные, непреходящие нравственные ценности; воспитывать доброжелательность в различных коммуникационных ситуациях.  | 
Формировать УУД:
Личностные:
1 формирование волевых качеств личности на основе примеров из произведения;
2 познавательный интерес;
3 способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Регулятивные:
4 определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
5 планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
6 вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Коммуникативные:
7 слушать и понимать речь других;
8 оформлять свои мысли в устной форме;
9 договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения, общения и следовать им.
Познавательные:
10 ориентироваться в своей системе знаний;
11 осуществлять анализ объектов;
12 находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
13 преобразовывать информацию из одной формы в другую;
14 составлять ответы на вопросы.
| 
 Этап  | 
 Деятельность учителя  | 
 Деятельность обучающихся  | 
 УУД  | 
| 
 1) Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности.  | 
 
  | 
 Приветствуют учителя. Выбирают смайлики, показывают. 
  | 
 Р 5 
  | 
| 
 - Как вы думаете, о ком А.С. Пушкин сказал: «Его стихов пленительная сладость Пройдет веков завистливую даль»?  | 
 Отвечают на поставленные учителем вопросы  | 
 Р 4 К 8 П 11 П 14  | 
|
| 
 - Помогите мне сформулировать тему урока.  | 
 Совместно с учителем формулируют тему урока  | 
 П 10 П 13  | 
|
| 
 2) Этап актуализации и пробного учебного действия.  | 
 -Мы уже знакомы с творчеством поэта. 
  | 
 Подходят, выбирают книги, оформляют выставку 
  | 
 Р 5 П 11  | 
| 
 -Итак, сегодня нас интересует баллада «Кубок» -Прочитать статью «Из истории создания баллады «Кубок»)  | 
 Читают статью учебника на стр 86.  | 
 К 7 
  | 
|
| 
 3) Этап локализации индивидуальных затруднений.  | 
 -Вот с каким интересным произведением нам предстоит познакомиться. Я читаю, следите по тексту.  | 
 Воспринимают на слух поэтическое произведение.  | 
 Л 2 К 7  | 
| 
 – Все ли слова и выражения были понятны? (паж)  | 
 Комментируют с помощью сорбонок непонятные слова, выражения, повороты сюжета.  | 
 Л 1  | 
|
| 
 
  | 
 ФИЗМИНУТКА  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 4) Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений.  | 
 -Работая в группе, выполните задание. 
 
  | 
 Выполняют задания по группам Участвуют в обсуждении содержания произведения 
  | 
 К 9 П 12  | 
| 
 5) Этап реализации построенного проекта. 
 
  | 
 (море) Найдите в тексте примеры звукописи. Какие слова и звуки передают шипение и рев моря? (море) С помощью каких эпитетов описывается пучина? (море) С чего начинается баллада? Что Жуковский называет "бездной"? В чем уверен царь, когда предлагает отыскать кубок? Чем заканчивается баллада? Какое впечатление произвела на вас баллада? Закройте глаза, представьте, что вы стоите на высоте и перед вами глубинная тьма.  | 
 Организатор коммуникации от каждой группы выступает с ответом.  | 
 Л 1 П 14  | 
| 
 6) Этап обобщения затруднений во внешней речи.  | 
 - Морских чудищ удобнее с помощью сказки описать, а Жуковский выбрал жанр баллады. - Что должно быть в таком произведении, т.е. выявим особенности баллады. (Что такое баллада? Определение)  | 
 Логично и последовательно выражают свою точку зрения.  | 
 К 8 П 11  | 
| 
 7) Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.  | 
 (Соответствует ли «Кубок» жанру?) - А соответствует ли «Кубок» жанру баллады? Ваши доказательства  | 
 Осознанно и произвольно строят речевое высказывание, отбирают доказательства.  | 
 Р 6 К 9  | 
| 
 8) Этап включения в систему знаний и повторения.  | 
 
 
  | 
 Чтение и запись в тетради определения баллады.  | 
 
  | 
| 
 9) Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. 
  | 
 -Ребята, необходимо выставить за урок отметки. Выставите их друг другу.  | 
 Оценивают работу товарищей на уроке.  | 
 Л 3  | 
| 
 - Я предлагаю вам самим выбрать домашнее задание: 1 уровень сложности: -Чему нас может научить эта история? 2 уровень сложности -Совершил ли паж подвиг ради других? 3 уровень сложности - Где вы видите место своего подвига?  | 
 Конструируют алгоритм собственной деятельности  | 
 
 
 
  | 
Баллада – лироэпическое произведение, небольшое сюжетное стихотворение фантастического или героического характера с напряжённым сюжетом, в основу которого положена легенда или историческое событие. Реальное в балладе сочетается с фантастическим, описываемое событие часто носит драматический характер. Часто в балладе присутствуют пейзажный зачин и пейзажная концовка, диалог; явно слышится эмоциональный голос автора, оценивающего описываемые события.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.