3 класс
Бальмонт К.Д.
Золотое слово. Осень.
Разработал: учитель начальных классов
учитель первой категории Нарыжная Ирина Александровна
Зеленоград 2019
Цели:
1. Познакомить детей с личностью Бальмонта К.Д.; познакомить с двумя стихотворениями Бальмонта К.Д.
2.Учить представлять картины природы, описанные поэтом и чувствовать настроение автора.
3.Закреплять литературоведческие знания детей (понятие «олицетворение»); познакомить с новым средством художественной выразительности.
4.Совершенствовать навык сознательного выразительного чтения.
5.Развивать воссоздающее и творческое воображение и речь учащихся.
Оборудование:
1.Раздаточный материал: рисунки с изображением солнца, ласточек, подснежников, одуванчиков, бабочек. (У каждого ученика)
2. Таблички со словами: олицетворение, метафора.
3. Портрет Бальмонта К. Д.
4. Картина без ярко выраженных признаков весны, рисунки, которые дети прикрепляют к этой картине.
Ход урока.
- Сегодня мы продолжаем читать поэтическую тетрадь. Давайте вспомним, что значит читать поэтическую тетрадь? (Знакомство с новыми авторами, произведениями, передача авторского настроения при чтении)
II. Знакомство с личностью поэта.
– Итак, мы начинаем знакомиться с личностью и творчеством еще одного замечательного поэта. Обратите внимание на доску. Перед вами портрет Бальмонта К.Д. Вглядитесь в лицо поэта. Это лицо человека думающего, благородного, интеллигентного. Этот поэт интересен нам еще и тем, что жизнь его связана с нашим Владимирским краем. Родился Константин Дмитриевич в 1867 году в деревне Гумнище Шуйского уезда Владимирской губернии в помещичьей семье. Детство он провел в родной усадьбе. Большое влияние на него оказывала мать, высококультурная женщина. Учился он в гимназии города Шуи, продолжал обучение во Владимирской гимназии. Большую часть жизни он провел за границей, где и умер. Там он написал цикл ярких стихотворений, полных тоски по России. Большинство сочинений Бальмонта связаны с воспоминаниями о Родине, о родной природе. Строки его стихов напевны, мелодичны. Сейчас вы в этом убедитесь сами. Послушайте одно из его стихотворений.
III. Первичное восприятие стихотворения.
Стихотворение читает учитель (напевно).
1. Какое настроение возникло у вас, когда вы слушали стихотворение?
2. Как бы вы озаглавили это стихотворение?
3. Прочитайте стихотворение самостоятельно, чтобы понять, как автору удалось передать нам грустное настроение.
V. Вторичное восприятие текста.
1.Чтение детьми про себя.
2.Чтение вслух ( 2 чел.)
VI. Анализ стихотворения.
1. Как же поэту удалось заставить нас грустить вместе с ним?
2. Прочитайте слова, которые усиливают наши грустные чувства?
3. Какую осень описывает поэт в своем стихотворении: раннюю или позднюю?
4. Докажите это словами из текста.
5. Подберите синонимы к слову «блистают». (Сверкают, блестят, сияют)
6. Как вы думаете, почему поэт использовал именно это слово, говоря о деревьях?
7. Прочитайте две последние строчки стихотворения. Какой прием использовал автор, описывая Осень? (Олицетворение)
На доске раскрывается табличка с данным словом.
8. Докажите это.
9. Как вы понимаете выражение: «Скоро осень проснется и заплачет спросонья»?
10. Приведите еще один пример олицетворения из этого стихотворения.
(«Солнце реже смеется»)
11. Что имеет в виду автор?
VII. Работа над выразительным чтением.
- Сейчас мы прочитаем это стихотворение выразительно. Что это значит?
Читают два человека.
- Удалось ли ребятам передать при чтении чувства тоски и печали?
VIII. Слова учителя:
- Только что мы увидели, как природа сильно воздействует на чувства человека, на его настроение. Какое время года приносит с собой радость, тепло, веселье? Мы с вами знаем, что весна-это любимое время года для многих писателей и поэтов. Назовите фамилии поэтов, которые посвящали свои стихи весне.
Я хочу предложить вам интересное задание. Вы, наверное обратили внимание на рисунки, которые лежат перед вами на парте. Что это за рисунки. О чем они вам напомнили? На обратной стороне вы найдете отрывки из стихотворений. Прочитайте их и постарайтесь вспомнить название стихотворения и кто его автор.
1 отрывок -из стихотворения Майкова А. Н. «Весна».
2 отрывок – из стихотворения Тютчева Ф. И. «Зима недаром злится».
Желающие могут прочитать любимое стихотворение целиком. (2 чел.)
IX. Беседа:
1. Что объединяет эти два стихотворения?
2. Как вы думаете, на чьей стороне авторские симпатии?
3. Какой изображают весну поэты в своих стихах?
X. Знакомство с новым стихотворением.
- Сейчас вы услышите новое стихотворение Бальмонта К. Д. Подумайте, есть ли у этого стихотворения сходство с двумя предыдущими?
Стихотворение может прочитать учитель или подготовленные дети.
XI. Вторичное восприятие текста.
1. Чтение детьми про себя.
2. Чтение вслух. (2 чел.)
XII. Анализ стихотворения.
1. Подумайте, о чем спорят Осень, зима и Весна? (Кто важнее, сильнее)
2. Давайте еще раз прочитаем этот спор. Постарайтесь передать все чувства, которые они вкладывали в свои слова.
3. Какое настроение передает поэт в последней строке?
4. Объясните значение слова «кутерьма».
5. Прочитайте отрывок, в котором поэт дает описание весенней картины.
6. Какое слово является главным, повторяется несколько раз в стихотворении? (Золотой)
Учитель: «Солнце-символ поэзии Бальмонта. Это символ весны, лета и даже осени. Оно все освещает, все делает ярким, живым. Солнце и золото для поэта почти одно и тоже.
7. Кто же оказался самым сильным среди спорящих?
8. Как вы думаете, почему весна победила?
9. Что за помощники есть у весны? Дети показывают свои рисунки с изображением солнца, птиц, цветов и т. д.
10. Давайте вспомним, как называется стихотворение?
11. В каком значении употреблены эти слова? (В переносном)
12. Какие слова обычно называют золотыми? (Слова, которые подтверждаются делом)
-Сегодня мы познакомимся с новым средством художественной выразительности - метафора. Метафора - это употребление слов и выражений в переносном смысле на основе сходства, сравнения.
13. Почему же поэт назвал свое стихотворение»Золотое слово»? (весна выполнила свое обещание)
XIII. Работа над выразительным чтением.
- Какие чувства надо передать при чтении этого стихотворения?
Читают два человека.
- Кто из детей прочитал лучше, веселее?
XIV. Работа над иллюстрацией к стихотворению.
На доске висит картина, на которой нет ярко выраженных признаков весны.
-Можем ли мы сказать, что это иллюстрация к стихотворению «Золотое слово»? Почему?
-Давайте мы немножко оживим эту картину и превратим ее в иллюстрацию к нашему стихотворению.
-Что мы должны для этого сделать?
Дети прикрепляют различные рисунки, связанные с весной.
-Теперь можно сказать, что это иллюстрация к нашему стихотворению?
-Какие чувства вызывает у вас эта иллюстрация?
XV. Заключительная часть урока.
- Мы познакомились с двумя стихотворениями Бальмонта К. Д.
- Чем же отличаются эти два произведения?
- Какое стихотворение вам понравилось больше?
XVI. Домашнее задание.
1. Выучить наизусть понравившееся стихотворение.
2. Нарисовать образ Осени или Весны.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.