В современной жизни все больше использование занятий физическими упражнениями направлено не на достижение высоких результатов, а на повышение их оздоровительного влияния на широкие массы населения. Для решения такой глобальной проблемы наиболее эффективными средствами являются, прежде всего, спортивные игры. [1].
Баскетбо́л (англ. basket — корзина, ball — мяч) — спортивная командная игра с мячом. В баскетбол играют две команды, каждая из которых состоит из пяти игроков. Цель каждой команды — забросить руками мяч в кольцо с сеткой (корзину) соперника и помешать другой команде, овладеть мячом и забросить его в свою корзину.В современной жизни все больше использование занятий физическими упражнениями направлено не на достижение высоких результатов, а на повышение их оздоровительного влияния на широкие массы населения. Для решения такой глобальной проблемы наиболее эффективными средствами являются, прежде всего, спортивные игры. [1].
Баскетбо́л (англ. basket — корзина, ball — мяч) — спортивная командная игра с мячом. В баскетбол играют две команды, каждая из которых состоит из пяти игроков. Цель каждой команды — забросить руками мяч в кольцо с сеткой (корзину) соперника и помешать другой команде, овладеть мячом и забросить его в свою корзину.
«Баскетбол на уроках физической культуры».
Волобуева Инга Ивановна.
г.Лиски МКОУ СОШ №15.
В современной жизни все больше использование занятий физическими
упражнениями направлено не на достижение высоких результатов, а на
повышение их оздоровительного влияния на широкие массы населения. Для
решения такой глобальной проблемы наиболее эффективными средствами
являются, прежде всего, спортивные игры. [1].
Баскетб лоо
(англ. basket — корзина,
ball — мяч) — спортивная
командная игра с мячом. В баскетбол играют две команды, каждая из которых
состоит из пяти игроков. Цель каждой команды — забросить руками мяч в
кольцо с сеткой (корзину) соперника и помешать другой команде, овладеть
мячом и забросить его в свою корзину. Kорзина находится на высоте 3,05
метра от пола (10 футов). От каждой команды на площадке находится по 5
человек, всего в команде 12 человек, замены не ограничены. За мяч,
заброшенный с ближней и средней дистанции, засчитывается 2 очка, с дальней
(изза трёхочковой линии) — 3 очка. Штрафной бросок оценивается в одно
очко. Стандартный размер баскетбольной площадки 28 метров в длину и 15
метров в ширину. Баскетбол — один из самых популярных видов спорта в
мире . Баскетбол входит в программу Олимпийских игр с 1936 года.
Изобретатель игры Джеймс Нейсмит был в качестве гостя. Регулярные
чемпионаты мира по баскетболу среди мужчин проводятся с 1950 года, среди
женщин — с 1953 года, а чемпионаты Европы — с 1935 года. [2].
В школе баскетбол популярен и поэтому эффективно используется на
уроках. Естественность и разнообразие движений, составляет основу
баскетбола – бег, передачи, ловля и броски мяча, а также острая спортивная
борьба делают эту игру важным средством физического и нравственного
воспитания. Она строится на неожиданных рывках, мгновенных рывках,
мгновенных остановках, требует бега со скоростью. За 40 мин игрового
времени баскетболист пробегает 57 км, выполняет большое количество
прыжков и метаний разными по форме и характеру движениями.
Своеобразность бега и прыжков, а также метаний определяется
незначительными размерами площадки и необходимостью внезапно
переходить от одних к другим, действовать в условиях постоянного лимита
времени, навязанного степенью противодействия противника.
В начальной школе используются подвижные игры с элементами
баскетбола. Уже с пятого класса необходимо стремиться учить учащихся
согласовывать индивидуальные и простые командные технико–тактические
взаимодействия (с мячом и без мяча) в нападении и в защите начиная с
применения подобранных для этой цели подвижных игр (типа «Борьба за
мяч», «Мяч капитану») и специальных, постоянно усложняющихся игровых
упражнений (форм). Игровые упражнения и формы занятий создают
благоприятные условия для самостоятельного выполнения заданий с мячом,
реализации в практике индивидуального и дифференцированного подхода к
учащимся, имеющим в этой связи существенные индивидуальные различия(способности). В этой связи особой заботой следует окружить детей со слабой
игровой подготовкой, активно задействуя их в ходе осуществления
разнообразных видов игровой деятельности.
Технику игры можно условно разделить на два раздела — техника
нападения и техника защиты. Техника нападения определяется следующими
четырьмя приемами: ловля, передача, ведение и бросок. Техника защиты
включает: стойку, вырывание, выбивание и перехват мяча. Такие приемы как
повороты, остановки, финты, передвижения, овладение мячом при отскоке от
щита используются как при нападении, так и при защите. Многочисленные
технические приёмы в баскетболе группируют по их целевому назначению.
Приёмов, которыми ведется игра, много, но для участия в игре достаточно
овладеть основными и постоянно в них совершенствоваться. Для
перемещений баскетболист использует обычную ходьбу, бег, приставные
шаги, прыжки, остановки и повороты. Защищаясь, игроку надо уметь
противодействовать успешному выполнению приёмов противником и
стараться при этом овладеть мячом. Для этого применяют специальные
приемы: выбивание, вырывание, накрывание, перехват, овладение мячом,
отскочившим от щита или корзины (борьба за отскок).
Под тактикой в баскетболе следует понимать организацию
индивидуальных и коллективных действий игроков, направленных на
достижение победы над противником. В зависимости от положений игры и
беспрерывно изменяющейся обстановки команда должна применять наиболее
целесообразную тактику. Чем разнообразнее тактика команды, тем больше у
нее шансов на успешные выступления. Для ведения борьбы игроки применяют
тактические комбинации и индивидуальные тактические действия.
В процессе игры в баскетбол происходит беспрерывное чередование между
игрой в защите и игрой в нападении. С момента овладения мячом одним из
игроков команды вся пятерка переходит в нападение и стремления игроков
направлены к тому, чтобы прорвать оборону противника и добиться
результата. С момента потери мяча команда целиком переходит к обороне, и
каждый игрок стремится скорее овладеть мячом, не дав забросить его в свою
корзину. Таким образом, успех команды зависит от качества игры и в
нападении и в защите. Поскольку вся игра складывается из действий каждого
из пяти участников команды, описание тактики начинается с индивидуальных
действий игрока в защите и в нападении. Под индивидуальными тактическими
действиями игрока понимаются его преднамеренные действия, выражающиеся
в выборе места на площадке, в непосредственной борьбе с противниками (в
пределах правил игры) и в обманных действиях. [3].
Для того чтобы научиться хорошо играть в баскетбол, только
организованных учебных занятий недостаточно. Необходимо работать
самостоятельно. Искусство владения мячом требует специфической ловкости
и способностей, связанных с тонкостью ощущений упругих свойств мяча в
сочетании с движениями различных частей тела. Соответствующая
подготовка может быть получена с помощью общеразвивающих упражнений с
мячом, упражнений типа жонглирования, включая их в утреннюю гимнастикуи самостоятельные занятия в часы досуга. Большое внимание надо уделять
специальным упражнениям, способствующим совершенствованию меткости,
необходимой для точных бросков.
В период обучения в школе учащиеся овладевают основными приёмами
игры в баскетбол, знают её правила и приобретают элементарные судейские,
инструкторские навыки. В силу этого под воздействием занятий баскетболом
улучшаются функции внутренних органов и систем (обмен веществ,
кровообращение, дыхание и др.). Движения становятся более точными,
Увеличивается мышечная сила,
координированными,
уверенными.
укрепляется связочный аппарат,
формируется правильная осанка.
Разнообразная деятельность в игре возможна лишь при наличии способности
быстро оценивать обстановку в каждый конкретный момент и самостоятельно
принимать решения. Для этого необходимо уметь распределять внимание,
хорошо видеть складывающуюся ситуацию и запомнить её, ориентироваться и
уметь анализировать. В системе занятий эти способности совершенствуются и
в жизни учащихся и его трудовой деятельности оказываются весьма ценными
и необходимыми. Активная борьба в баскетболе предъявляет особые
требования к волевым усилиям и поэтому по мере занятий на уроке у
занимающихся совершенствуются способности к проявлению воли, смелости,
решительности, инициативы, самостоятельности в принятии решений и
умению сдерживать отрицательные эмоции. Сознательная деятельность
требует быстроты принятия решений, что способствует развитию
интеллектуальных способностей. Коллективность действий в достижении
цели связана сочетанием личных интересов с интересами команды, благодаря
чему коллектив содействует воспитанию самодисциплины, активности,
инициативы и товарищеской взаимопомощи. Проведение игровых упражнений
на воздухе способствует закаливанию организма и укреплению здоровья
школьников. [4].
Список литературы:
1. Теория и методика физической культуры. Матвеев Л.П. 1991г.
2. Баскетбол.
3. Физическое воспитание 57 классы. Лях В.И., Мейксон Г.Б. 2001г.
4. Физическая культура. Загорский Б.Ф. 1998г.