Баскетбол на уроках физической культуры

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 18.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В современной жизни все больше использование занятий физическими упражнениями направлено не на достижение высоких результатов, а на повышение их оздоровительного влияния на широкие массы населения. Для решения такой глобальной проблемы наиболее эффективными средствами являются, прежде всего, спортивные игры. [1]. Баскетбо́л (англ. basket — корзина, ball — мяч) — спортивная командная игра с мячом. В баскетбол играют две команды, каждая из которых состоит из пяти игроков. Цель каждой команды — забросить руками мяч в кольцо с сеткой (корзину) соперника и помешать другой команде, овладеть мячом и забросить его в свою корзину.В современной жизни все больше использование занятий физическими упражнениями направлено не на достижение высоких результатов, а на повышение их оздоровительного влияния на широкие массы населения. Для решения такой глобальной проблемы наиболее эффективными средствами являются, прежде всего, спортивные игры. [1]. Баскетбо́л (англ. basket — корзина, ball — мяч) — спортивная командная игра с мячом. В баскетбол играют две команды, каждая из которых состоит из пяти игроков. Цель каждой команды — забросить руками мяч в кольцо с сеткой (корзину) соперника и помешать другой команде, овладеть мячом и забросить его в свою корзину.
Иконка файла материала statya_po_basketbolu.doc
«Баскетбол на уроках физической культуры». Волобуева Инга Ивановна. г.Лиски  МКОУ СОШ №15.   В современной жизни все больше использование занятий физическими упражнениями   направлено   не   на   достижение   высоких   результатов,   а   на повышение их оздоровительного влияния на широкие массы населения. Для решения   такой   глобальной   проблемы   наиболее   эффективными   средствами являются,  прежде всего,  спортивные игры. [1].    Баскетб лоо   (англ. basket —   корзина,  ball —   мяч) —   спортивная командная игра с мячом. В баскетбол играют две команды, каждая из которых состоит из пяти игроков. Цель каждой команды — забросить руками мяч в кольцо с сеткой (корзину) соперника и помешать другой команде, овладеть мячом и забросить его в свою корзину. Kорзина находится на высоте 3,05 метра от пола (10 футов). От каждой команды на площадке находится по 5 человек,   всего   в   команде   12   человек,   замены   не   ограничены.   За   мяч, заброшенный с ближней и средней дистанции, засчитывается 2 очка, с дальней (из­за трёхочковой линии) — 3 очка. Штрафной бросок оценивается в одно очко. Стандартный размер баскетбольной площадки 28 метров в длину и 15 метров в ширину. Баскетбол — один из самых популярных видов спорта в мире  .   Баскетбол   входит   в   программу   Олимпийских   игр   с   1936   года. Изобретатель   игры   Джеймс   Нейсмит   был     в   качестве   гостя.   Регулярные чемпионаты мира по баскетболу среди мужчин проводятся с 1950 года, среди женщин — с 1953 года, а чемпионаты Европы — с 1935 года. [2].     В школе баскетбол популярен и поэтому эффективно используется на уроках.   Естественность   и   разнообразие   движений,   составляет   основу баскетбола – бег, передачи, ловля и броски мяча, а также острая спортивная борьба   делают   эту   игру   важным   средством   физического   и   нравственного воспитания.     Она   строится   на   неожиданных   рывках,   мгновенных   рывках, мгновенных   остановках,   требует   бега   со   скоростью.   За   40   мин   игрового времени   баскетболист   пробегает   5­7   км,   выполняет   большое   количество прыжков   и   метаний   разными   по   форме   и   характеру   движениями. Своеобразность   бега   и   прыжков,   а   также   метаний   определяется незначительными   размерами   площадки   и   необходимостью   внезапно переходить от одних к другим, действовать в условиях постоянного лимита времени, навязанного степенью противодействия противника.        В   начальной   школе   используются   подвижные   игры   с   элементами баскетбола.   Уже   с   пятого   класса   необходимо   стремиться   учить   учащихся согласовывать   индивидуальные   и   простые   командные   технико–тактические взаимодействия   (с   мячом   и   без   мяча)   в   нападении   и   в   защите   начиная   с применения   подобранных   для   этой   цели   подвижных   игр   (типа   «Борьба   за мяч», «Мяч капитану») и специальных, постоянно усложняющихся игровых упражнений   (форм).   Игровые   упражнения   и   формы   занятий   создают благоприятные условия для самостоятельного выполнения заданий с мячом, реализации в практике индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся,  имеющим   в  этой   связи   существенные   индивидуальные   различия(способности). В этой связи особой заботой следует окружить детей со слабой игровой   подготовкой,   активно   задействуя   их   в   ходе   осуществления разнообразных видов игровой деятельности.       Технику игры можно условно разделить на два раздела — техника нападения и техника защиты. Техника нападения определяется следующими четырьмя   приемами:   ловля,   передача,   ведение   и   бросок.   Техника   защиты включает: стойку, вырывание, выбивание и перехват мяча. Такие приемы как повороты, остановки, финты, передвижения, овладение мячом при отскоке от щита используются как при нападении, так и при защите. Многочисленные технические приёмы в баскетболе группируют по их целевому назначению. Приёмов, которыми ведется игра, много, но для участия в игре достаточно овладеть   основными   и   постоянно   в   них   совершенствоваться.   Для перемещений   баскетболист   использует   обычную   ходьбу,   бег,   приставные шаги,   прыжки,   остановки   и   повороты.   Защищаясь,   игроку   надо   уметь противодействовать   успешному   выполнению   приёмов   противником   и стараться   при   этом   овладеть   мячом.   Для   этого   применяют   специальные приемы:   выбивание,   вырывание,   накрывание,   перехват,   овладение   мячом, отскочившим от щита или корзины (борьба за отскок).   Под   тактикой   в   баскетболе   следует   понимать   организацию индивидуальных   и   коллективных   действий   игроков,   направленных   на достижение победы над противником. В зависимости от положений игры и беспрерывно изменяющейся обстановки команда должна применять наиболее целесообразную тактику. Чем разнообразнее тактика команды, тем больше у нее шансов на успешные выступления. Для ведения борьбы игроки применяют тактические   комбинации   и   индивидуальные   тактические   действия. В процессе игры в баскетбол происходит беспрерывное чередование между игрой в защите и игрой в нападении. С момента овладения мячом одним из игроков команды вся пятерка переходит в нападение и стремления игроков направлены   к   тому,   чтобы   прорвать   оборону   противника   и   добиться результата. С момента потери мяча команда целиком переходит к обороне, и каждый игрок стремится  скорее овладеть мячом, не дав забросить его в свою корзину.   Таким   образом,     успех   команды   зависит   от   качества   игры   и   в нападении и в защите. Поскольку вся игра складывается из действий каждого из пяти участников команды, описание тактики начинается с индивидуальных действий игрока в защите и в нападении. Под индивидуальными тактическими действиями игрока понимаются его преднамеренные действия, выражающиеся в выборе места на площадке, в непосредственной борьбе с противниками (в пределах правил игры) и в обманных действиях. [3].   Для   того   чтобы   научиться   хорошо     играть   в   баскетбол,   только организованных   учебных   занятий   недостаточно.   Необходимо   работать самостоятельно. Искусство владения мячом требует специфической ловкости и способностей, связанных с тонкостью ощущений упругих свойств мяча в сочетании   с   движениями   различных   частей   тела.   Соответствующая подготовка может быть получена с помощью общеразвивающих упражнений с мячом, упражнений типа жонглирования, включая их в утреннюю гимнастикуи самостоятельные занятия в часы досуга. Большое внимание надо уделять специальным   упражнениям,   способствующим   совершенствованию   меткости, необходимой для точных бросков.  В период обучения в школе учащиеся  овладевают основными приёмами игры в баскетбол, знают её правила и приобретают элементарные судейские, инструкторские навыки. В силу этого под воздействием занятий баскетболом улучшаются   функции   внутренних   органов   и   систем   (обмен   веществ, кровообращение,   дыхание   и   др.).   Движения   становятся   более   точными,   Увеличивается   мышечная   сила, координированными,   уверенными. укрепляется   связочный   аппарат,   формируется   правильная   осанка. Разнообразная деятельность в игре возможна лишь при наличии способности быстро оценивать обстановку в каждый конкретный момент и самостоятельно принимать   решения.   Для   этого   необходимо   уметь   распределять   внимание, хорошо видеть складывающуюся ситуацию и запомнить её, ориентироваться и уметь анализировать. В системе занятий эти способности совершенствуются и в жизни учащихся и его трудовой деятельности оказываются весьма ценными и   необходимыми.   Активная   борьба   в   баскетболе   предъявляет   особые требования   к   волевым   усилиям   и   поэтому   по   мере   занятий   на   уроке   у занимающихся совершенствуются способности к проявлению воли, смелости, решительности,   инициативы,   самостоятельности   в   принятии   решений   и умению   сдерживать   отрицательные   эмоции.   Сознательная   деятельность требует   быстроты   принятия   решений,   что   способствует   развитию интеллектуальных   способностей.   Коллективность   действий   в   достижении цели связана сочетанием личных интересов с интересами команды, благодаря чему   коллектив   содействует   воспитанию   самодисциплины,   активности, инициативы и товарищеской взаимопомощи. Проведение игровых упражнений на   воздухе   способствует   закаливанию   организма   и   укреплению   здоровья школьников. [4].   Список литературы: 1. Теория и методика физической культуры. Матвеев Л.П. 1991г. 2.  Баскетбол.  3. Физическое воспитание 5­7 классы. Лях В.И., Мейксон Г.Б. 2001г. 4. Физическая культура. Загорский Б.Ф. 1998г.