Поэтому урок на тему: «Бензол и его свойства» - это одна из первых попыток планирования по структуре «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (RWCT).
Урок делится на три этапа: первый – Evocation (побуждение к обучению и действию), второй – Realization – (реализация и осмысление), третий – Reflection – (рефлексия). (ERR).
Подход к планированию урока «Бензол и его свойства» по структуре ERR побудил меня искать возможность использования активного обучения и критического мышления.
На первом этапе урока ученикам предлагалось вспомнить прежние знания по теме, сделать предположения, поставить перед собой цели и задачи на весь урок. Учитель решает вопрос, как побудить учеников на формирование задач и целей обучения и как научить их оценивать свои предыдущие знания. Для этого использовалась одна из форм RWCT – «кластеры» - или ассоциации – это «мозговая атака» учеников по данной теме, графическое изображение ассоциаций, связывающих идеи и знания между собой.
Реализация и осмысление – это основной этап урока, во время которого учитель решает задачи: как будет изучаться содержание учебного материала, чтобы представленный материал был понят. Учитель выходит за рамки естественных наук и строит вместе с учащимися мостик, связывающий естественные и гуманитарные науки. И им является химическое вещество – бензол. Здесь используются формы RWCT – направленное чтение и обдумывание и система пометок (insert) – после проведения «мозговой атаки» (кластеры - ассоциации) знаний учеников по данной теме, они получают текст, содержащий информацию уже известную им и неизвестную. Ученикам предлагается сделать пометки в тексте, отмечая абзацы, подтверждающие известную им информацию или опровергающую ее, информацию, которая оказалась неожиданной для них и информацию, по которой у них возникают вопросы.
По ходу данной работы ученики дополняют кластер, составленный в начале урока, и приходят к выводу, что, действительно, открытие бензола стало возможным благодаря творческому мышлению ученых.
Последний этап урока – рефлексия – это стадия, в которой ученики принимают то, что было изучено и используют это в свете собственного опыта.
Одним из видов деятельности, которые помогают ученикам в стадии рефлексии – это ключевые слова – ученики возвращаются к началу урока и отбирают наиболее важные ключевые слова (это модно делать в парах, группах).
Затем по ключевым словам предлагается еще одна форма рефлексии – пятистишье, в котором уже аккумулируются знания, полученные на уроке. Из пятистиший учащихся будет видно, что каждый ученик «вынес из урока то, что ему было интересно: кто – то увидел в бензоле больше «гуманитарного», кто – то – «естественного», а кто – то оценил творческое мышление ученых». По времени урок занимает один академический час (45 мин.). За два – три дня до урока, учащимся предлагается изучить дополнительную литературу по теме «Арены», повторить ранее изученный материал по теме «бензол». На уроке класс делится на четыре группы, каждая из которых получает свое задание. Непосредственно проведение урока требует предварительной подготовки «информационных листов» и «карт пометок».
Проблема урока: «Открытие бензола и его свойств – результат творческого мышления ученых. Определить место бензола и его свойств среди наук естественного и гуманитарного цикла. »
Цели урока. Образовательные: раскрыть вместе с учащимися многообразие свойств бензола, как химического вещества.
Воспитательные: воспитывать чувство коллективизма, работоспособности каждого для общего результата работы в группе, внимательности в выполнении нового вида деятельности.
Развивающие: повышение интереса, положительных мотивов в реализации учебно – познавательной деятельности, инициативы, творчество.
Задачи урока: повторить ранее изученное о бензоле, дать новую информацию и проанализировать ее, научить делать выводы и подводить итоги подведенной работы по теме.
Ожидаемые результаты:
1. Учащиеся понимают, что творческое мышление свойственно и характерно не только представителям гуманитарных наук и искусства, но и людям науки.
2. Ребята поймут, что в результате творческого мышления ученых рождаются великие научные открытия.
3. Учащиеся убедятся, что история открытия бензола и его свойств – результат творческого мышления ученых.
ХОД УРОКА:
Учитель:
- Здравствуйте! Мне приятно сегодня работать с вами. Я желаю всем хорошей, интересной работы и высоких результатов нашего урока.
Главный герой урока - наш старый знакомый бензол
Готовясь к уроку, я нашла слова французского писателя 19 века Э.Золи, которые, я думаю, передают основную идею нашего урока:
это наука с удивительным расцветом
своих открытий…
- Какие слова выделены в эпиграфе?
- Поэзия, наука
- 19 век - это век бурного развития всех наук: физики, математики, химии - все это Э.Золя назвал поэзией. Как вы думаете, почему эти слова передают идею урока?
- Мы будем говорить о поэзии и науке.
- А как можно сформулировать идею нашего урока?
- Поэзия и наука тесно связаны между собой характером творческого мышления.
- Тема сегодняшнего урока "Бензол и его свойства".
- В начале второй половины XIX века ароматическими называли вещества, которые выделяли из природных душистых веществ – растительных смол, бальзамов, ладана, эфирных масел. Но, пожалуй, ни одно из соединений не вызывало такого интереса исследователей, как бензол – это несложное по составу вещество.
- Я просто уверена, что впервые знакомясь с аренами, этот класс соединений не оставил равнодушными и вас. Мне хотелось бы задать вам такой вопрос: Что вы знаете уже о бензоле?
- Обсудите этот вопрос в парах, в четверках.
- Давайте оформим все, что вы знаете о бензоле в виде кластера (первый кластер может выглядеть таким образом).
Легко застывает
При t=5.5 C
Можно получить из имеет приятный запах
Ацетилена растворитель
атомы углерода находятся окисляется до CO2 и H2O
в sp2 гибридизации
вступает в реакции на свету присоединяет можно получить
замещения с хлор из циклогексана
бромной водой и азотной кислотой
Этот кластер отражает имеющиеся уже у учащихся знания о бензоле.
Учитель:
- Ключевые термины урока:
- Бензол
- Естественные науки
- Гуманитарные науки
- Мышление
(термины записываются на доске)
- Давайте поясним термины естественные науки и гуманитарные науки.
Ученик:
- Естественные науки – это физика, математика, химия, черчение.
- Гуманитарные науки – это история, литература, языкознание и др.
Учитель
- Каким образом бензол связан с этими науками?
- Какая связь между гуманитарными науками, естественными науками и бензолом?
- На нашем уроке мы попытаемся это установить.
- Законы природы говорят нам о единстве и борьбе противоположностей. Сегодня мы рассмотрим это на примере двух совершенно разных наук: ес
- тественных и гуманитарных.
- Я попрошу вас разделиться на четыре группы. Каждая группа будет устанавливать связь между бензолом и конкретной наукой. Время работы с информационными листами и картой пометок – 15 минут.
1 ГРУППА – получает информационный лист «геометрия и физика бензола»
2 ГРУППА –« история и филология бензола»
3 ГРУППА – «биология и медицина бензола»
4 ГРУППА – «химия бензола»
Учитель:
- Вам будет предложен для изучения определенный материал в виде информации, вы внимательно знакомитесь с ним и делаете записи в карте пометок. Старайтесь кратко и лаконично выделить из текста самое главное.
- Что вы узнали нового?
- Что вас удивило?
- Несоответствие с тем, что вы уже знали и что узнали сейчас.
- Что вам уже знакомо?
- Я желаю вам творческих успехов в вашей самостоятельной работе
(Так, 2 группа, изучив информационный лист, заполнила карту пометок следующим образом:)
+ |
√ |
- |
? |
Новый материал |
Знакомое |
Несоответствие |
удивило |
1835 г. Огюст Лоран: «бензен», «фен» - греч. Блистающий, яркий. 1835 г. – Эйльхард Митчерлих назвал «бензином» и определил формулу C6H6 (от арабского – благовоние). |
1825 г. 16 июня. Майкл Фарадей доложил Королевскому Лондонскому обществу об открытии нового вещества с простейшей формулой C2H. Структурная формула была предложениа Августом Кекулем в 1865 г. Синтезировал Марселен Бертло в 1866 г. |
Юстус Либих предложил новое «имя» – бензол, которое прижилось в русской номенклатуре. |
История открытия: Август Кекуле – хоровод обезьян, кольцо графини Герлиц. Получение светильного газа: нагревали китовый и тресковый жир до красного каления. |
Учитель:
- А сейчас мы послушаем выступление представителей от каждой из групп. Каждой группе предоставляется возможность выступить по карте пометок, время выступления – не более трех минут.
Учащиеся комментируют текст, работают по карте пометок, записывают главное в новый кластер
Учитель:
- А теперь сравните кластер, который мы составляли в начале урока и кластер, который мы составили сейчас.
Сравнивая два кластера, ученики приходят к выводу, что их знания пополнились новой интересной информацией, а затем переходят к рефлексии урока.
- А сейчас я предлагаю вам сделать рефлексию урока в форме «Пятистишья» на такие слова: бензол, мышление.
УСЛОВИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ:
1 СТРОКА – одно слово, определяющее тему.
2 СТРОКА – 2 слова (прилагательные), описывающие тему.
3 СТРОКА – 3 слова, которые выражают действие (можно словосочетание).
4 СТРОКА – 4 слова, выражающих ваше отношение к теме
5 СТРОКА – синоним слову, записанному в первой строке
Учащиеся работают самостоятельно и зачитывают свои пятистишья:
1. БЕНЗОЛ
2. ПАХНУЩИЙ И ГОРЯЩИЙ
3. ЯВЛЯЕТСЯ ЯДОВИТЫМ ВЕЩЕСТВОМ
4. НЕСЕТ В СЕБЕ ЖИЗНЬ И СМЕРТЬ
5. АРЕН
ИЛИ
1. БЕНЗОЛ
2. ТОКСИЧНЫЙ И КАНЦЕРОГЕННЫЙ
3. ОЧЕНЬ УСТОЙЧИВ К ОКИСЛЕНИЮ
4. ПОХОЖ НА ПЧЕЛИНУЮ СОТУ
5. ШЕСТИУГОЛЬНЫЙ
Или:
1. МЫШЛЕНИЕ
2. ТВОРЧЕСКОЕ, ОЗАРЯЮЩЕЕ
3. ОТКРЫВАЕТ ПУТЬ В БУДУЩЕЕ
4. ХОТЕЛОСЬ БЫ МНЕ ИМЕТЬ ЕГО
5. МЕЧТА
Учитель:
- В заключение нашего урока мне хотелось бы предложить вам поработать творчески и сейчас написать сочинение-миниатюру по данным вам ключевым словам.
- Сочинение вы будете писать с точки зрения гуманитария и с точки зрения естественника.
- Сочинение гуманитария должно быть более поэтично, лирично, художественно.
- Сочинение естественника должно быть похоже на научный доклад и нести в себе точные формулировки и химические определения.
ГУМАНИТАРИИ |
ЕСТЕСТВЕННИКИ |
||
1. |
Мистер Бензол |
1. |
Бензол |
2. |
Мадам Бромная вода |
2. |
Сырье |
3. |
Франт Перманганат калия |
3. |
Лекарственные препараты |
4. |
Почтенная дама Азотная кислота |
4. |
Красители |
5. |
Доктор Жир |
5. |
Растворители |
6. |
Соседи |
6. |
Аминокислоты |
7. |
Дружба |
7. |
Канцерогенное вещество |
8. |
Симпатия |
8. |
Осторожность |
9. |
Общение |
9. |
Пары |
10. |
Молодой |
10. |
Опасность |
Учащиеся работают самостоятельно, пишут сочинения и затем зачитывают их классу. Так как весь материал у ребят оказывается под рукой, ребятам практически не нужно времени для выполнения данного задания.
Группа гуманитариев, получив ключевые слова предложила такое сочинение –миниатюру. Предлагаю вам отрывок из него :
«… В одном элитном доме жил мистер Бензол. Его соседями по площадке были Мадам Бромная Вода, молодой франт Перманганат калия, почтенная дама Азотная кислота. С каждым из жителей у Бензола складывались непростые отношения. Как не странно , почтенной дамой Азотной кислотой Бензол поддерживал дружеские отношения лишь когда пригревало яркое солнце и когда к той захаживала в гости ее давняя знакомая подруга Серная кислота…
…Доктор Жир, который жил этажом выше, вообще избегал встреч с Бензолом…»
Группа естесественников, порадовала своим сочинением, вот отрывок из него:
«…Бензол принадлежит к классу ароматических соединений. Его производные служат сырьем для производства многих лекарственных препаратов, растворителей и других веществ. Бензол растворяет жиры, а жиры хорошо всасывают бензол. Бензол нарушает обменные процессы. При работе с бензолом нужно соблюдать особую осторожность, так как вдыхание паров вызывает головокружение и др. Бензольное кольцо входит в состав трех незаменимых аминокислот. В промышленном отношении бензол уступает лишь этилену…»
Учитель:
- В научном мышлении всегда присутствует элемент поэзии. Подтверждением высказывания Эмиля Золи являются слова писателя Ромена Ролана: «Великие ученые –это истинные поэты.»,
- математика Альберта Эйнштейна : «В научном мышлении всегда присутствует элемент поэзии. Настоящая наука и настоящая музыка требует однородного мыслительного процесса.»
- химика А.Е.Ферсмана: «Ученый должен быть наделен фантазией. Фантазия играет столь же важную роль в науке, как и в искусстве.»
- Биолога В.Вернадского: «Ученые - те же фантазеры и художники.»
И сегодня на уроке мы убедились в этом.
Хоровод обезьянок, взявшихся за руки; таким увидел Кекуле во сне бензольное кольцо из шести атомов углерода
Информационный лист для второй группы
(время работы 15 мин.)
ИСТОРИЯ ОТКРЫТИЯ БЕНЗОЛА
-------------------------------
Впервые бензол описал немецкий ученый Иоганн Глаубер в 1649 году, получив вещество перегонкой каменноугольной смолы. Открыт бензол был впервые в 1825 году Майклом Фарадеем. Английский ученый заинтересовался странным явлением, происходившим со светильным газом. Газ этот получали фабричным способом: нагревали китовый и тресковый жир в железных сосудах до красного каления, а затем для транспортировки помещали под давление 30 атм. в железные баллоны. Обнаружилось, однако, что при длительном хранении газ постепенно терял свои осветительные и тепловые свойства, а на дне баллона скапливалась жидкость, легко воспламеняющаяся. Ее то и исследовал Фарадей, а в результате выделил неизвестный углеводород, элементный состав, а так же физические и химические свойства которого попытался определить. На основании анализа он приписал ему формулу C2H, назвал двууглеродистым водородом и доложил об открытии нового вещества Лондонскому Королевскому обществу 16 июня 1825 года.
Некоторое время бензол не привлекал особого внимания химиков. В 1833-35 годах немецкий химик Эйльхард Митчерлих обстоятельно исследовал это вещество, определил его формулу – С6Н6 и назвал его бензином (от арабского слова, которое означает благовоние). Юстус Либих, проводивший с Митчерлихом ряд работ, предложил новое имя соединению – бензол, которое прижилось и в русской номенклатуре. В 1835 году французский химик Огюст Лоран предложил название «бензен», а затем «фен» (от греческого блистающий, яркий), поскольку бензол горит ярким пламенем. Это название не привилось, однако, именно от него произошли общеизвестные термины «фенол» и «фенил».
Структурная формула бензола была предложена в 1865 году Августом Кекуле. В результате синтеза бензол впервые был получен французским химиком Марселеном Бертло в 1866 году.
Информационный лист для первой группы
(время работы 15 мин.)
ГЕОМЕТРИЯ И ФИЗИКА БЕНЗОЛА
------------------------------
Бензол – наиболее яркий пример вещества, в котором осуществляется делокализация электронов. В молекуле бензола все углерод-углеродные связи выровнены, длины всех связей одинаковы (0,139 нм). Это плоская молекула, где 6 атомов водорода объединены в правильный шестиугольный цикл. Все атомы углерода в бензольном цикле находятся в состоянии sp2-гибридизации. Каждый из них образует три обычные s-связи (две связи С-С и одну связь С-Н) с углом между ними 120о, затрачивая на это три валентных электрона. Четвертый электрон каждого атома углерода не закреплен. Орбитали всех шести r-электронов перпендикулярны плоскости кольца и взаимно параллельны. Шесть p-электронов не локализованы в пары, а образуют общую p-систему – ароматический секстет (Секста в переводе с греческого шесть)
l’
a
a a l (C-C) = const
l’ (C-H) = const
a = const
l
s-связи (светлые) и делокализованные
p-электронные облака (темные)
(ароматический секстет)
Существование в молекуле бензола 6-электронного нелокализованного облака, стягивающего ядро бензола и индуцирующего внутреннее магнитное поле, подтверждается диамагнетизмом бензола.
ДИАМАГНЕТИЗМ – явление ослабления внешнего магнитного поля. Вещества, которые создают это поле и ослабляют его, называются диамагнетиками. Например, серебро, свинец, кварц.
Ампула с бензолом, помещенная в магнитное поле, будет из него выталкиваться.
В
b
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЛИСТ ДЛЯ 2 ГУППЫ
(время работы- 15 минут)
ИСТОРИЯ ОТКРЫТИЯ СТРОЕНИЯ МОЛЕКУЛЫ БЕНЗОЛА
---------------------------------------
Мысль изобразить строение молекулы бензола в форме 6-угольного цикла родилась у Кекуле во время работы над учебником по органической химии, когда он почувствовал необходимость разобраться в теоретических основах строения ароматических соединений. «Теперь мне представляется своевременным опубликовать основные принципы теории строения ароматических соединений, которую я обдумывал уже давно», - писал Кекуле. Формулу бензола
он привел в статье, опубликованной в мае 1865 года. Шесть атомов углерода образовывали замкнутую цепь и были связаны друг с другом попеременно то одной, то двумя связями (единицами сродства). По мнению ученого, такая формула позволяла изобразить строение всех соединений, относящихся к ароматическим.
В последствии Кекуле вспоминал, как у него возникло представление о строении бензола: «Я сидел и писал учебник, но работа не двигалась, мои мысли витали где-то далеко. Я повернул мой стул к огню и задремал. Атомы снова запрыгали перед моими глазами. На этот раз небольшие группы скромно держались на заднем плане. Мой умственный взгляд мог теперь различить длинные ряды, извивающиеся подобно обезьянам. Но смотрите! Одна из обезьян захватила своих хвостом хвост соседки и в таком виде, как бы дразня, завертелась перед моими глазами. Как будто вспышка молнии разбудила меня: и на этот раз я провел остаток ночи, разрабатывая следствие из гипотезы».
Конечно, это образное воспоминание ни в коей мере не свидетельствует о случайности открытия Кекуле – скорее оно относится к области психологии научного творчества.
Предложенная Кекуле формула строения бензола не сразу была принята сообществом химиков. Предлагались и другие формулы. Но они не получали подтверждения. Дальнейшие экспериментальные обсуждения подтвердил правоту Кекуле. Кроме того, существует версия, будто бы Кекуле увидел в руках своего учителя Ю.Либиха перстень графини Герлиц, который служил уликой в судебном процессе, где Либих участвовал в качестве эксперта. Перстень был выполнен в виде двух сплетенных змей из золота и платины. Кекуле увидел перстень,а затем кольцевую формулу бензола в виде двух змей, кусающих друг друга за хвост. Есть также свидетельства,что форму бензола подсказал ему узор персидского ковра, лежащий у камина.
Можно предположить, что Кекуле изобретательно подшучивал над журналистами. Ученые прошлых лет(как впрочем и в наши дни )не испытывали особого желания подробно объяснять журналистам весь путь, ведущий к открытию.
Информационный лист для 3 группы
(время работы – 15 минут)
БИОЛОГИЯ БЕНЗОЛА
---------------------------
Бензол токсичное и канцерогенное вещество. Вдыхание паров бензола вызывает шум в ушах, слюнотечение, ощущение металлического вкуса, головокружение.
Бензол сильно раздражает кожу. В высоких концентрациях бензол оказывает судорожное действие, при многократных воздействиях низких концентраций наблюдаются изменения в крови и кроветворных органах. Предельно допустимая концентрация (ПДК) для бензола – 5 мг/м3.
Почему бензол токсичен? Каков механизм его негативного влияния? Следует сказать, что бензол хорошо растворяет жиры, а жиры хорошо всасывают бензол. Попадая в клеточные структуры, бензол нарушает обменные процессы.
Есть еще один момент биологии бензола – ядро бензола входит в состав трех незаменимых аминокислот:
O
//
1. Фенилаланина CH2 – CH – C
/ O – H
NH2
OH
2. Тирозина
NH2
CH2 – CH – COOH
3. Триптофана
CH2 – CH – COOH
½
NH2
NH
Остатки этих аминокислот входят в состав белков.
Если в организме фелилаланин не превращается в тирозин, то развивается болезнь – фенилкетонурия (Характерной особенностью этой болезни является резкое замедление умственного развития ребенка. Развитие этой болезни можно предотвратить, если значительно снизить или исключить прием аланина с пищей с самого рождения ребенка).
Если в организме нарушается обмет триптофана, развивается болезнь Хартнупа (Основные проявления болезни: пеллагроподобные кожные поражения, психические расстройства и атаксия). В ряде случаев имеет место резкое отставание умственного развития.
Тирозин – исходное вещество для синтеза адреналина – продукта надпочечников, известного гормона не белковой природы. Адреналин оказывает мощное сосудосуживающее действие, вызывая повышение кровянодавления. Кроме того, он оказывает влияние на обмен углеводов в организме (вызывает резкое повышение уровня в крови)
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЛИСТ ДЛЯ 4 ГРУППЫ.
(время работы – 15 мин)
ХИМИЯ БЕНЗОЛА
-------------------------
Бензол – летучее вещество, поэтому его надо хранить в условиях герметичности. Он мало растворим в воде, но во всех соотношениях смешивается с органическими углеводородами. Легко воспламеняется и горит ярким, сильно коптящим пламенем. Проявляет ли бензол при ненасыщенном составе свойства непредельных соединений? При взбалтывании бромной воды с бензолом (после некоторого отстаивания) появляется интенсивная окраска бензольного слоя. Бензол извлекает из бромной воды бром, так как последний лучше растворим в бензоле, чем в воде. Реакции обесцвечивания бромной воды не наблюдается. Атомы водорода не замещаются атомами брома при действии бромной воды на молекулы бензола. Следовательно, бензол не относится к классу ненасыщенных углеводородов.
Бензол также не обесцвечивает раствор перманганата калия KМnO4. Такие окислители как азотная кислота, хромовая смесь, пероксид водорода при обычных условиях на бензол не действуют. Это отличает ароматические соединения от соединений с двойными связями. К окислителям бензол даже более устойчив, чем алканы.
Вместо этого при действии брома протекает реакция замещения водорода, характерная для насыщенных соединений и образуется бромбензол C6H5Br; при действии азотной кислоты водород замещается на нитрогруппы и образуется нитробензол C6H5NO2.
В промышленном отношении бензол по значимости уступает лишь этилену. Важными гомологами бензола являются:
1. Толуол
СН3
Его используют в большом количестве, как добавку к моторному топливу, как растворитель и для синтезов взрывчатых веществ, полупродуктов анилинокрасочной и фармацевтической промышленности.
2. Стирол (винилбензол, фенилэтилен) – жидкость с приятным запахом. Впервые выделен из смолы «стиракс». Используется для получения высокомолекулярных материалов – полистирола.
СН = СН2
3. Кумол (изопропилбензол)
СН(СН3)2
Используют в промышленности для синтеза фенола и ацетона.
Фенол – один из важнейших полупродуктов современной промышленности органического синтеза, его используют в синтезе красителей, лекарственных веществ, салициловой кислоты, гербицидов, анилина, термостойких смол и др.
Ацетон – это растворитель для лаков, кинопленки, искусственного ацетатного волокна, желатинизатор в производстве бездымного пороха
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЛИСТ ДЛЯ 1 ГРУППЫ
(время работы –15 минут)
ГЕОМЕТРИЯ МОЛЕКУЛЫ БЕНЗОЛА
Джеймс Дьюар Карл Клаус
1871 (Англия) Россия
Альберт Ладенбург Армстрон и Байер
1869 (Германия) 1887 (Англия)
Призматическая Центрическая
Структурная Формула
Формула бензола
Фридрих Тиле(Германия)
Используемая литература
1. В.Г.Жиряков «Органическая химия». Москва Изд.»Химия» 1978 г.
2. В.М.Потапов , С.Н.Татаринчик «Органическая химия».Москва. «Химия»1989г.
3. В.Шретер, К-Х Лаутеншлегер, Х.Бибрак и др. «Химия: справочное издание».1989г.
4. Энциклопедический словарь юного химика, 1999г.
5. Химия:методика преподавания в школе.;№3 ;2002
САМОАНАЛИЗ УРОКА
Данный урок тесно связан с предыдущими уроками по курсу органической химии, так как является итоговым по теме «Арены».У учеников вызывает большой интерес тема ароматические углеводороды, особенно их строение и применение; поэтому я посчитала нужным показать связь с такими предметами, как история, биология, физика, филология. Химия является связующим звеном между этими науками. Главный акцент на уроке был направлен на то, чтобы за 45 минут, отведенные на урок, учащиеся смогли узнать как можно больше новой полезной информации о бензоле ,его свойствах и его производных.
На уроке прослеживалось чередование методов обучения :самостоятельная работа, самоанализ, синтез, вывод, закрепление.
Так как на уроке работа проводилась в минигруппах, то главным являлась не индивидуальная , а коллективная работа учащихся. Именно эту нетрадиционную форму обучения я использовала для того, чтобы осмыслить сделанное и сделать правильные выводы.
На уроке учащиеся чувствовали себя психологически комфортно и поэтому их ответы подтверждали, что полученные знания усвоены в полном объеме. На протяжении всего урока наблюдалась высокая работоспособность за счет продуктивного (творческого) характера учебной деятельности. Свои ответы ребята выражали словами : « Я думаю…» ,«Мне кажется…» , «Я уверен…».
На протяжении всего урока наблюдалась доброжелательная, дружеская атмосфера взаимопомощи, чувства общей большой работы.
Я считаю, что мое заинтересованное отношение к проблеме урока оказало большое влияние на достижение воспитательной цели урока.
Как « методические ходы» мною были использованы стратегии проекта «Развитие критического мышления через чтение и письмо»: «пятистишье» , «Кластеры» , «Карта пометок».
Все задачи, поставленные на уроке, были реализованы, учащиеся усвоили всю полученную информацию, сами сделали рефлексию урока и высказали свое позитивное отношение к новым знаниям.
«ДУША КОФЕ»
Время, которое отводилось на подготовку мероприятия – 7 дней.
Класс разбивается на три группы ( по желанию).
1 группа (теоретики) – задачей группы было подготовить информацию об алкалоидах как о природных соединениях, о биологии кофейного дерева и о сложном составе веществ, создающих аромат кофе.
2 группа (практики)- их задачей было отработать навыки практического получения кофеина, и получить кофеин во время мероприятия.
3 группа (кулинары) – вела поиск информации о различных видах кофе и предложила свои фирменные рецепты, которые ребята приготовили и предложили присутствующим на вечере.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.