Беседа по изобразительному искусству «Жизнь и творчество великого русского художника – мариниста Ивана Константиновича Айвазовского»
Оценка 4.9

Беседа по изобразительному искусству «Жизнь и творчество великого русского художника – мариниста Ивана Константиновича Айвазовского»

Оценка 4.9
docx
27.03.2023
Беседа по изобразительному искусству  «Жизнь и творчество великого русского художника – мариниста Ивана Константиновича Айвазовского»
Айвазовский.docx

Муниципальное учреждение дополнительного образования

«Центр эстетического воспитания детей»                                                

  города Саранска Республики Мордовия

 

 

 

 

 

Беседа по изобразительному искусству

«Жизнь и творчество великого русского

художника – мариниста

Ивана Константиновича Айвазовского»

 

 

 

подготовила

педагог изобразительного искусства

Калиниченко Татьяна Александровна

 

 

г. Саранск
 2023

Творческая биография главного художника-мариниста

 Российской империи

 

         Иван Айвазовский родился в Феодосии, в семье армянского купца Айвазяна (Гайвазовского), и был крещен под именем Ованес (армянская форма имени «Иоанн»).

         Семья была небогата, отцу художника приходилось усердно трудиться. Мальчик явно рос талантливым: он даже самостоятельно научился играть на скрипке. Очевидны были и его художественные способности. Феодосийский градоначальник Александр Казначеев, который заметил, как Ованес рисует, стал его первым покровителем: он подарил ему краски и бумагу, а также предложил учиться рисованию вместе со своими детьми у городского архитектора Коха. Более того, когда Ованес окончил уездное училище в родном городе, Казначеев, которого перевели в Симферополь, помог 13-летнему мальчику попасть в симферопольскую гимназию.

         Мальчик продолжал рисовать с натуры и копировать с гравюр, и о юном даровании заговорили в городе. Его следующим покровителем стала Наталья Нарышкина — дочь Федора Ростопчина и жена таврического губернатора. С помощью известного портретиста Сальватора Тончи она смогла устроить Ованеса в Императорскую академию художеств — причем на казенный счет и несмотря на то, что он еще не достиг необходимого возраста (был младше 14 лет). Президент Академии Оленин принял такое решение, прочитав письмо Нарышкиной и посмотрев вложенный в него рисунок мальчика.

Образование Ивана Айвазовского

 

         В Петербурге будущий великий художник оказался в 1833 году и начал учиться в Академии — уже не как Ованес Гайвазовский, а как Иван Айвазовский. Его приняли в пейзажный класс Максима Никифоровича Воробьева.

         Вскоре в Северную столицу по приглашению императора Николая I прибыл французский художник-маринист Филипп Таннер, которому Айвазовский был приставлен в качестве ученика. Француз свалил на юношу огромный объем черной работы. Однако Айвазовский все же находил время писать собственные картины, и в 1836 году представил их на Академической выставке, где выставлялся и Таннер. Одна из картин была удостоена серебряной медали. В рецензии на эту выставку «Художественная газета» похвалила молодого живописца, а француза упрекнула в манерности. Это вызвало дикую ярость у Таннера, и тот пожаловался на нерадивого ученика, нарушившего субординацию, своему главному заказчику — императору Николаю. Айвазовский формально действительно был не прав — полотна для выставки по правилам должны были отбирать учителя, он же не стал спрашивать у Таннера разрешения.

         Получив в 1837 году Большую золотую медаль Академии, Айвазовский выиграл поездку по Крыму и Европе. К слову, 20-летнего Айвазовского выпустили из учебного заведения на два года раньше, поскольку преподаватели решили, что более Академия ему ничего дать не может.

Творческий путь

      В 1840–1844 годах молодой мастер путешествовал по Европе, совершенствуя свое мастерство. Поначалу он жил и учился в Италии. В эти годы он выработал свой творческий метод и научился работать по памяти.

         Картины, написанные в Венеции, Флоренции, Неаполе, Амальфи и Соррено, представленные на выставках в Риме и Неаполе, принесли ему большой успех. Его доходы начали расти, и он смог позволить себе поездку в Швейцарию, Германию, Францию и Англию. Во время путешествия его пароход попал в сильный шторм, судно посчитали утонувшим, а художника — погибшим.

         Айвазовский вернулся в Россию с триумфом. Он получил звание академика и императорским указом был причислен к Главному морскому штабу в качестве художника с правом ношения мундира Морского министерства.

         В дальнейшие годы карьера Айвазовского складывалась счастливо. В 1845 году в составе Русского географического общества он отправился в путешествие к берегам Малой Азии и греческим островам. В конце 1860-х художник совершил длительное путешествие по Кавказу и Закавказью — побывал в Осетии, Дагестане, Грузии, Армении. К этому периоду относится цикл удивительных горных пейзажей. Был он и в Египте на открытии Суэцкого канала.

 

         Весной 1836 года Айвазовский, продолжавший обучение в Академии художеств, был прикомандирован для учебных занятий на Балтийском флоте. Результатом натурных впечатлений стали семь картин, пять из них были представлены осенью того же года на выставке в Академии, в их числе и "Большой рейд в Кронштадте", именовавшийся в академическом каталоге "Вид части Кронштадта с идущим на парусах стопушечным кораблем в бурную погоду".

         Во время посещения выставки это полотно видел А. С. Пушкин, высоко оценивший дарование Айвазовского. В картине ощущается влияние старых голландских мастеров. Вместе с тем критик "Художественной газеты" отмечал тщательное изучение натуры и обещание в грядущем значительных успехов в маринистической живописи.

         Экспонировалась на выставке 1836 в ИАХ под названием "Вид части Кронштадта с идущим на парусах стопушечным кораблем в бурную погоду".

         Картина написана в Италии в числе семи, исполненных в 1841. По всей вероятности, изображен пролив между островами Капри и Искья. Возможно, что именно эта картина под названием "Остров Искья при закате солнца" была послана художником из Рима в апреле 1842 для участия в академической выставке. В самом начале 1840-х годов Айвазовский открывает так называемый розовый период в своем творчестве. Сочетание розового закатного или утреннего освещения со спокойным морем, безусловно, подсказано итальянской натурой. Однако Айвазовский пользовался этим эффектным живописным приемом, дававшим возможность запечатлеть воздушную дымку и тончайшие светотеневые переходы в изображении неба, рефлексы освещения на глади воды и позднее, в изображении Крымских видов.

         Летом 1840 года Айвазовский был отправлен для усовершенствования в Италию. Осенью этого же года он прибыл в Неаполь, откуда совершил поездки в окрестности города и на острова. Очевидно, что кроме поиска эффектных панорам на побережье Неаполитанского и Салернского заливов, художник стремился увидеть места, запечатленные кистью Сильвестра Щедрина, живописца, которого Айвазовский почитал.

Амальфи – городок в Италии на берегу Салернского залива, южнее Сорренто.

     После возвращения в 1836 из пенсионерской поездки Иван Айвазовский получил звание академика ИАХ и был причислен к Главному морскому штабу. Это позволило ему уже в следующем году вместе с экспедицией русского мореплавателя и географа Федора Литке побывать в Турции, Греции, Малой Азии и набраться новых впечатлений.

         Работу над картиной художник начал 15 января 1846 года и завершил не позднее 16 марта 1846 года. 18 мая 1846 она была показана в Феодосии на выставке, посвященной 10-летию творческой деятельности художника. С 26 февраля по 8 марта 1877 года демонстрировалась на выставке в Императорской Академии художеств. Исследователи высказывают предположения, что картина была приобретена у автора Николаем I, затем находилась в собрании великого князя Константина Николаевича, входила в собрание Мраморного дворца.


 

Муниципальное учреждение дополнительного образования «Центр эстетического воспитания детей» города

Муниципальное учреждение дополнительного образования «Центр эстетического воспитания детей» города

Творческая биография главного художника-мариниста

Творческая биография главного художника-мариниста

Айвазовский. Его приняли в пейзажный класс

Айвазовский. Его приняли в пейзажный класс

Айвазовский вернулся в Россию с триумфом

Айвазовский вернулся в Россию с триумфом

Вид части Кронштадта с идущим на парусах стопушечным кораблем в бурную погоду"

Вид части Кронштадта с идущим на парусах стопушечным кораблем в бурную погоду"

Однако Айвазовский пользовался этим эффектным живописным приемом, дававшим возможность запечатлеть воздушную дымку и тончайшие светотеневые переходы в изображении неба, рефлексы освещения на глади воды и…

Однако Айвазовский пользовался этим эффектным живописным приемом, дававшим возможность запечатлеть воздушную дымку и тончайшие светотеневые переходы в изображении неба, рефлексы освещения на глади воды и…

Работу над картиной художник начал 15 января 1846 года и завершил не позднее 16 марта 1846 года

Работу над картиной художник начал 15 января 1846 года и завершил не позднее 16 марта 1846 года
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.03.2023