Беседа по ОЗМ "Птицы вокруг нас" (Начальная школа слабослышащее отделение)

  • doc
  • 25.10.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Беседа по ОЗМ Птицы вокруг нас.doc

Птицы вокруг нас

Сценарий урока-беседы по ОЗМ

Моисеева Р.И.

 

Время реализации: 40 минут

Класс: 3

Цель: получение знаний о птицах как части окружающей среды.

Задачи:

1.            учебная – дать детям понятия о птицах, строении тела, местах обитания птиц, пище;

2.            воспитательная – воспитывать  нравственно-экологическое сознание детей;

3.            развивающая – развивать  познавательные процессы: восприятие, внимание,  являющиеся основой мышления, на наглядно-практическом материале формировать речь как средство мыслительной, коммуникативной  деятельности;

4. коррекционная – учить анализу внешнего облика птиц, активизировать умственное развитие в сочетании с эмоциональной  отзывчивостью, активизировать слухоречевое восприятие на уровне различение, опознавания.

Оборудование и материал для урока:

предметные картинки на общую тему: «Птицы» (скелет, лапы, перья, части тела); речевые карточки, обозначающие названия частей тела, на каждого ребёнка лист белой бумаги А4 с контурным  изображением птицы, сюжетные картинки о жизни птиц в природе, открытки, фотографии, на каждого ребёнка конверт с речевыми карточками с названиями птиц с буквой  «С» в начале слова: сойка, сова, соловей, синица, снегирь, сапсан, ворона, воробей, филин, грач, голубь, павлин, разрезанная картинка с изображением павлина.

Слуховой словарь:

скелет, лапы, перо, тело, клюв, хвост, голова, когти.

Таблица 1

п/п

Структурные элементы

Время

Результат

1.

Организационный момент

2 минуты

Дети слушают учителя, выполняют данные им инструкции

2.

Целевая установка на тему урока

4 минуты

Воспринимают информацию на уровне различения

3.

Установка на речевую деятельность, диалог с учителем

 

5 минут

Работают со звукоусиливающей аппаратурой, слушают речевой материал, дают ответы на поставленные вопросы

 

 

4.

Динамическая пауза

2 минуты

Организация игры: «Что есть у птицы?»

5.

Предъявление речевого материала о птицах. Активизация к диалогу, беседе

 

20 минут

 

 

 

Информацию воспринимают слухозрительно, участвуют в диалоге, беседе

 

6.

Занимательная минутка

4 минуты

Работают с речевыми карточками, на которых напечатаны названия птиц. Выбирают карточки с названиями птиц, которые начинаются на букву «С» в начале слова

7.

Итог

2 минуты

Оценивают свою деятельность с помощью наводящих вопросов

8.

Задание на дом

1 минута

Фиксируют задание в дневнике

Предшествующая работа (сентябрь месяц):

целевые прогулки в парк, фотографирование птиц в природе, посещение библиотеки, рассматривание иллюстративного материала о птицах из энциклопедий, экскурсия на станцию юннатов, наблюдения за водоплавающими птицами, внеклассное чтение произведений Г. Снегирёва: «Про птиц», «Как звери и птицы к зиме готовятся, наблюдение во время прогулок за птицами, экскурсия в зоологический музей «Животный мир Томской области», наблюдения из окна классной комнаты за поведением птиц в природе, упражнения для развития аналитико-синтетической деятельности: дорисуй птицу, освободи птицу,  птица из лекал, штриховка, игра «Танграм». Вся предшествующая работа проводится как в учебное время, так и во внеурочное время. К работе активно привлекаются родители, оказывают помощь в подборе речевого, наглядного материала, готовят из пластиковых бутылок кормушки для птиц, принимают посильную помощь в проведении месячника речи: «Птицы – наши соседи».

Ход урока

1.     Организационный момент

Дети стоят у стола учителя, учитель обращается к детям:

 - Ребята, вы хорошо меня слышите?

 - Да, мы слышим хорошо.

- Ребята, вспомните, как мы знакомились с птицами?  Вспомните, куда мы ходили, что делали, кого видели?

 - Мы ходили в парк, музей, на экскурсию и видели птиц.

 - Каких птиц вы видели? (дети перечисляют)

- Подойдите к партам, сядьте красиво, снимите аппараты, наденьте наушники.

Регулирую режим усиления, определяю, как слышат дети.

сканирование0096

2.     Целевая установка

 - Сегодня мы будем изучать птиц, как настоящие учёные, говорить о птицах. Во-первых, я хочу рассказать вам о птицах. Птицы – это животные, которые могут летать. У нас с вами есть руки, а у птиц вместо рук передние конечности – это крылья, поэтому птицы могут летать.

У птицы есть скелет.

Показываю иллюстрацию, дети внимательно рассматривают скелет птицы.

Тело птицы покрыто перьями.

сканирование0097Показываю иллюстрацию, дети внимательно рассматривают типы перьев птиц.

сканирование0098Когда мы были в музее на экскурсии, вы обратили внимание на ноги птиц? Посмотрите, вспомните,  какие разные ноги у птиц.

Показываю иллюстрацию, дети внимательно рассматривают ноги птиц.

 

сканирование0099   - Ребята, у птиц передние конечности превратились в крылья, как я уже сказала, они позволяют птицам летать. Посмотрите птицу в полёте.

сканирование0100Показываю иллюстрацию, дети внимательно рассматривают планирование птицы аиста.

 

 - Ребята, предлагаю вам посмотреть, что есть у любой птицы.

Показываю иллюстрацию птицы скворца с обозначенными частями тела, дети внимательно рассматривают.

 

3.              Установка на речевую деятельность

       Работа по слуховому словарю за экраном. Дети воспринимают речевой материал через опознавание:

скелет, лапы, перо, тело, клюв, хвост, голова, когти.

 - Ребята, сейчас мы будем говорить о птицах. Что вы знаете о птицах? Расскажите, каких птиц вы видели? Где живут птицы? Чем питаются птицы? Дети делятся информацией, я дополняю высказывания детей, помогаю сформулировать предложения, словосочетания. Также дети пользуются опорой на речевой материал, помещённый на карточках.

Привлекаю внимание детей к иллюстрации  скелета птицы.

 - Скелет птиц лёгкий и прочный. Шея очень гибкая и подвижная, иначе птица не могла бы строить гнездо, чистить оперение, ловить добычу. Шея у птиц, как у человека рука, или у слона хобот.

(привлекаю внимание детей к иллюстрации  типы перьев птиц)

сканирование0097 б - Перья у птиц бывают нескольких типов. Перья, расположенные на крыле, называются «маховые».

Дети хором считывают это слова с таблички, повторяют слово по очереди.

сканирование0097 вПуховые перья служат только для тепла.

Дети считывают слово, повторяют его.

сканирование0097 аПерья, которые расположены в хвосте, называются «рулевые».

Дети считывают, ещё раз рассматривают иллюстрацию.

Привлекаю внимание детей к  иллюстрации, ноги птиц.

 - Цапля бродит в воде и не проваливается в ил.

Перепонки  между пальцами у уток помогают им легко плыть.

Лапа куропатки не проваливается в снег.

А эта двупалая лапа страуса приспособлена для быстрого бега.

Лапа орла хорошо схватывает добычу.

Лапа дятла держит его на вертикальном стволе дерева.

сканирование0098 дятелсканирование0098 орелсканирование0098 куропаткасканирование0098 уткасканирование0098 цаплясканирование0098 страус

 

 

 

 

 

Привлекаю внимание детей к иллюстрации, изображающей планирование птицы аиста. 

 - Планирование – это когда птица скользит в небе на неподвижно распростёртых крыльях. Обращаю внимание детей на иллюстрацию. Крыло птицы, как и самолёта, имеет выпуклую форму. Совершая вверх и вниз движения, птица передвигается по воздуху.

сканирование0100 Привлекаю внимание детей к  иллюстрации птицы скворца с обозначенными частями тела

1.                     голова

2.                     шея

3.                     брюшко

4.                     коготь

5.                     лапа

6.                     хвост

7.                     крыло

8.                     клюв

 

- Ребята, посмотрите, что есть у птицы скворца, те же части есть и у всех птиц. Послушайте, как правильно называются части тела.  А теперь вы правильно назовите части тела данной птицы.  

4. Динамическая пауза

Игра: «Что есть у птицы?»

Вниманию детей предъявляю иллюстрации с изображениями птиц: сороки, вороны, голубя, синицы, воробья. Дети называют части тела у каждой птицы, если затрудняются, ориентируются на речевые карточки.

5.Предъявление речевого материала о птицах. Активизация к диалогу, беседе

Даю установку детям, что на любой мой вопрос они начинают свой ответ со слова: «Да». Для ориентировки показываю речевую карточку, иллюстративную картинку синицы.

 - Это птица?

 - Да, это птица.

 - Это птица синица?

 - Да, это птица синица.

 - Синица маленькая птица?

 - Да, синица маленькая птица.

Показываю картинку воробья.

 - Это воробей?

 - Да, это воробей.

 - Воробей - друг  голубей?

 - Да, воробей – друг голубей.

Показываю картинку голубя.

 - Это птица голубь?

 - Да, это птица голубь.

 - Голубь зёрнышки клюёт?

 - Да, голубь зёрнышки клюёт.

Показываю картинку воробья.

 - Воробей маленькая птица?

 - Да, воробей маленькая птица.

 - Ворона большая птица?

Показываю картинку воробья.

 - Да, ворона большая птица.

Далее организую беседу на основе диалога.

 - О каких птицах я задавала вопросы? Произвольные ответы детей.

 - Чем питаются птицы? Произвольные ответы детей.

 - Почему говорят: «Птицам надо помогать?». Произвольные ответы детей.

 - Почему говорят: «Птицы – наши друзья». Произвольные ответы детей.

6. Занимательная минутка

 - Откройте конверты. Что там? Там речевые карточки с названиями птиц. Ребята, выберите названия птиц, в которых буква «С» стоит в начале слова. Кто быстрее выполнит это задание, тот мне поможет собрать красивую птицу, и мы узнаем, как она называется. По мере выполнения задания, дети подходят к столу учителя и собирают из частей птицу павлина, затем все её рассматривают, подбирают определения к слову хвост.сканирование0101

 - Как называется эта птица?

 - Павлин.

 - Какой хвост у павлина?

 - Красивый, нарядный, большой, длинный, разноцветный.

 - Вы видели эту птицу?

Произвольные ответы детей. 

7. Итог

 - Ребята, чем вы занимались на уроке?

 - Что вы нового узнали сегодня о птицах? (произвольные ответы детей)

 - Ребята, посмотрите на птиц, какая птица вам больше всего понравилась? Почему? Произвольные ответы детей.

 - Молодцы! сегодня вы хорошо работали, старались правильно говорить, отвечать на вопросы. Все работали активно, молодцы!

8. Задание на дом

 - На следующем уроке мы познакомимся с сорокой и синицей. Откройте дневники, запишите домашнее задание. Найти картинки с изображением синицы и сороки, загадки, маленькие стихи.

Литература

1.   Большой атлас природы России. – М.: Эгмонт Россия Лтд.,2005. – 644

2.   Энциклопедия для детей.  Птицы и звери / Глав. ред. В.А. Володин, вед ред. Г.Е. Вильчик.  -   М.: - Аванта+, 2002. – 448 с.: ил.

3.   Лукина Н.А.. Никкинен И.И. Научи меня слышать (Развитие слухового восприятия, внимания и памяти). – СПб.: «Паритет», 2003. – 112

4.   Русские народные загадки, пословицы, поговорки. / Сост., авт. вступ. ст., коммент. и слов Ю.Г. Круглов. – М.: Просвещение, 1990. – 335 с.: ил.


5.