Беседа «Твои права и обязанности»

  • docx
  • 06.12.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Беседа Твои права и обязанности.docx

Беседа

«Твои права и обязанности»

     Тема.  «Твои права и обязанности»

     Форма.  Беседа 

Цель. Обобщение знаний детей об основных правах ребенка.

Задачи. 1. Формировать отрицательное отношение к противоправным поступкам.                       2. Побуждать детей к защите своих прав.                                                                                   3. Воспитывать уважение к правам других людей.

Подготовительная работа с детьми

Подготовить группу детей, которые будут участвовать в сценках (роли: мама, сын, учитель, ученик, ученица, Маугли, Гарри Поттер). Сценки очень короткие, репетировать их не надо, достаточно раздать детям слова.

Оборудование. Компьютер, проектор,  презентация, карточки для воспитанников для сценок, тексты Конвенции «О правах ребенка».

Участники. Воспитанники  группы.

План

1. Организационный момент.

2.Игра «Имена».       

3. Интерактивная беседа «Право на имя».

4. Мини-лекция «Конвенция о твоих правах».

5. Ролевая игра «Юридическая консультация».

6. Разбор ситуаций «Права и обязанности».

7. Конкурс «Песня о правах».

8. Подведение итогов (рефлексия).

 

Ход мероприятия

 

1. Организационный момент

     Ребята, вы должны знать, что 20 ноября - это Всемирный день прав ребенка. В этот день была принята международная Конвенция «О правах ребенка». Сегодня мы и будем говорить о правах детей. Но сначала мы поиграем в игру «Имена».

                                                                                                                                                                                     2. Игра «Имена»

    Каждый из вас по цепочке должен быстро подняться со своего места, назвать свое имя и добавить прилагательное, которое начинается на ту же букву. Я начинаю первой.

    Воспитатель называет свое имя, например «Анастасия - активная». Воспитатель показывает на воспитанника, сидящего за первой партой, затем на того, кто сидит за ним, и так по цепочке все дети принимают участие в игре: называют свое имя, добавляя к нему прилагательное.

 

3.  Интерактивная беседа «Право на имя»

     Ребята, а имеете ли вы право на свои имена? Как вы считаете?

Конечно, имеем.

А можете ли вы доказать, что вас зовут именно так, а не иначе? Что вы не присвоили себе чужого имени и фамилии?

Наши имена, фамилии, даты рождения записаны в свидетельстве о рождении. 

 Да, это первый ваш документ. А что там еще записано, кто знает? 

Там еще записаны имена наших родителей.

Правильно, а еще там записано, что выявляетесь гражданами России. А это значит, что наше государство защищает ваши права, в том числе и ваше право на имя. А какие есть еще у детей права? Где они записаны? Кто их утверждал?

Примерные ответы детей:

В Конституции, законах, указах и т.п.

Разрабатывали президент, депутаты и т.п.

4.  Мини-лекция «Конвенция о твоих правах»

   Ребята, все права детей всего мира записаны в специальном документе, Конвенции «О правах ребенка». Этот документ приняла 20 ноября 1989 года Организация Объединенных Наций. Это авторитетная международная организации возникла после второй мировой войны, которая отняла у десятков миллионов людей их главное право - право на жизнь. Чтобы не допустить третьей мировой войны, народы всего мира объединились в Организацию Объединенных Наций.

    К сожалению, наш мир не стал безопасным: войны, теракты, преступления, аварии, стихийные бедствия, голод и эпидемии. Даже взрослые, сильные люди не могут противостоять этим опасностям, но самыми беззащитными оказываются дети. Они даже в мирной жизни нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых. Чтобы защитить права детей и была принята Конвенция «О правах ребенка».

    Конвенция - это соглашение. Это значит, что все государства, которые подписали эту Конвенцию, согласились защищать права детей.

Какие же права есть у всех детей мира?

Право на жизнь

Право на имя при рождении

Право на медицинскую помощь

Право на образование

Право на отдых и досуг

Право иметь имущество

Право свободно выражать свои взгляды

Право на свободное перемещение

Право на заботу и воспитание родителями

Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства (ни

один ребенок не должен подвергаться жестокому обращению, насилию и

оскорблениям)

Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища,

тайну переписки

 

5. Ролевая игра «Юридическая консультация»

     Ребята, когда нарушаются наши права, мы обращаемся за консультацией к юристу. Консультация - это совет, разъяснение, а юристы - это люди, которые хорошо знают законы. Получив юридическую консультацию, мы сможем защитить   себя   от   произвола   и   самоуправства.   Давайте   поиграем   с   вами   в   игру «Юридическая консультация».

    Представьте себе, что вы юристы, хорошо знаете права детей (а некоторые из них написаны на доске). И к вам за советом приходят литературные герои.

Каждая команда получает задание. В группе необходимо обсудить ситуацию, посмотреть на доску, подумайте, какие права нарушены и разъясните нашему герою его права.

Свой ответ надо начинать так: «Согласно Конвенции «О правах ребенка...»

Пожалуйста, первая группа:

1 группа.

Маугли. Так случилось, что я жил долгое время в лесу вместе с дикими зверями, и вот я попал в общество людей. А еще я не умею говорить человеческим языком. Я говорю на языке зверей и птиц. Поэтому люди посадили меня в клетку и обращаются со мной как с животным! Имеют ли они на это право?

Примерные ответы детей:

Согласно Конвенции «О правах ребенка» никто не имеет права унижать ваше человеческое достоинство.

Согласно Конвенции «О правах ребенка» никто не имеет права подвергать вас жестокому обращению, насилию и оскорблениям.

   Да, ребята согласно Конвенции каждый ребенок, даже в чем-то неполноценный, должен жить в условиях, не унижающих его достоинства. А теперь подошла очередь другого литературного героя, Гарри Поттера.

2 группа.

Гарри Поттер. Мой опекун постоянно перехватывает и читает письма, адресованные мне. Нарушает ли он при этом мои права?

Примерные ответы детей:

Согласно Конвенции «О правах ребенка» каждый ребенок имеет право на личную жизнь, на тайну переписки.

Согласно Конвенции «О правах ребенка» каждый ребенок имеет право на уважение его достоинства.

 

6.  Разбор ситуаций «Права и обязанности»

   Ребята, у каждого человека есть права. Но пользоваться ими можно только тогда, когда не нарушаются права других людей. Уважать права других людей - обязанность каждого человека. А всегда ли мы это делаем?

Предлагаю вам разыграть несколько сценок и дать оценку поведению героев.

У вас на столах есть памятки и статьи Конвенции «О правах ребенка», внимательно просмотрите их и дайте правильный ответ.

Чьи права они нарушают? Какие обязанности не выполняют?

Сценка 1

Мама. Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!

Сын. А я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музыкой!

- Пожалуйста, помогите ребенку разобраться, кто здесь прав.

Дети. Сын нарушает право соседей на отдых в тишине. Он не уважает права других людей.

Сценка 2

Учитель. Ты сегодня дежурный, вытри, пожалуйста, доску и полей цветы.

Ученик. Вы не имеете права заставлять меня дежурить! Конвенцией ребенка запрещено насилие над детьми!

- Объясните, пожалуйста, в чем не прав ученик?

Дети.  Кроме прав у ученика есть и обязанности - дежурного (как и всех детей класса). Кроме того, есть обязанность уважать права других людей на чистоту в классе. Его права действуют, если не нарушают права других!

 - Ребята, какой документ очень хорошо знают герои этих сценок?

Дети. Конвенцию «О правах ребенка».

-  А чего они совершенно не знают?

Дети. Они не знают, что обязаны уважать права других людей.

- Как же примирить свои права с правами других людей?

Примерные ответы детей:

Если ты будешь уважать права других, то и твои права будут уважать.

Нельзя свои права ставить выше прав других людей.

    Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием- назвали все права, о которых мы сегодня говорили.

Ребята, в Декларации о правах человека есть статья, где говорится: «Никто не может быть подвергнут жестокому, бесчеловечному отношению». А как вы представляете себе жестокого, бесчеловечного, злого человека? У вас на столах разложены смайлики, которые вы должны разрисовать. Нарисуйте, пожалуйста, злого человека.

    А как вы думаете, каких людей больше среди нас, злых или добрых?

- ответы детей.

    В каждом из вас, ребята, есть частичка доброты- как маленькое солнышко. Добрый человек тот, кто любит людей, помогает им. Давайте нарисуем смайлик для доброго человека.

   Сейчас для каждой команды прозвучат отрывки из любимых детских песен, а вы должны буде сказать, о каких правах в ней идет речь.

 

7. Конкурс «Песня о правах»

1 команда.

«Песня бременских музыкантов» (музыка Г. Гладкова, слова Ю. Энтина)- «Ничего на свете лучше нету…»

(ответ- Право на свободу передвижения)

2 команда.

«Чему учат в школе» (музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского).

(ответ- право на образование).

1 команда.

«Песенка мамонтенка» (музыка В. Шаинского, слова Д. Непомнящей).

(ответ- Право на то, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию).

2 команда.

 «Чунга- Чанга» (музыка В. Шаиского, слова Ю. Энтина).

(ответ- Право пользоваться благами, право на отдых).

 

8. Подведение итогов (рефлексия)

-  Ребята, понравилось ли вам выступать в роли юристов?

- Как вы считаете, полезно ли детям знать свои права?

Примерные ответы детей:

Знать свои права очень полезно, это дает уверенность в себе.

Свои права знать нужно, но нужно помнить и про обязанности, не нарушать прав других людей.