Беседа "Воспитание прилежания, честности и правдивости у младших школьников
Оценка 4.6

Беседа "Воспитание прилежания, честности и правдивости у младших школьников

Оценка 4.6
Лекции
docx
родителям
1 кл—4 кл
23.04.2018
Беседа "Воспитание прилежания, честности и правдивости у младших школьников
Целью собрания является: - дать рекомендации родителям по воспитанию прилежания, честности и правдивости у ребенка; – познакомить родителей с методами воспитания у младших школьников прилежания, честности и правдивости . Так же родителям предлагается анкета "Мама, хороший ли ты педагог" и составление кодекса истинного родителя".Беседа "Воспитание прилежания, честности и правдивости у младших школьников" для 1 - 4 классов
protokol_2.docx
Собрание для учащихся 1­4 классов «Воспитание прилежания, честности и правдивости у младших школьников» Цель собрания: ­ дать рекомендации родителям по воспитанию прилежания, честности и правдивости у ребенка; – познакомить родителей с методами воспитания у младших школьников прилежания, честности и правдивости . Форма проведения: Презентация, доклад, дискуссия, тестирование, анкетирование. Оформление: 1) выставка книг и журналов для родителей; 2) карточки­листы с описанием игр для практикума родителей; 3) памятки для родителей «Кодекс истинного родителя»; 4) запись на доске темы собрания, размещение плакатов с пословицами и поговорками о воспитании: ∙ Один добрый пример лучше ста слов. ∙ Хорошему надо учиться три года, а дурному – одного часа достаточно. ∙ Понуканье – не воспитанье. ∙ Воспитывай лаской, а не тоской. Основное правило собрания: Участие в дискуссии, высказывание собственных суждений, анализ поведения собственного ребѐнка.                              Ход собрания. На доске написана тема: «Воспитание прилежания, честности и правдивости у младших школьников» I Беседа. На  любом  предприятии  всегда  ценен честный,  правдивый дисциплинированный работник. Сознательная дисциплина любого человека основывается на понимании им своего долга именно в повседневной работе, на осознании чувства ответственности за каждое свое слово и поступок перед окружающими, прилежании. Что такое «прилежание», с какого возраста необходимо начать формировать это качество? Вот об этом мы и решили поговорить с вами на собрании. II. Задание для родителей «Продолжите фразу». Родительским группам предлагается продолжить следующую фразу: «Дисциплинированный ребенок – это…» (время для выполнения задания – 3 минуты). По окончании обсуждения поставленной проблемы представитель каждой группы читает вслух коллективно продолженную фразу. Ведущий обобщает мнения участников собрания.  Некоторым взрослым кажется, что если ребенок вежлив, соблюдает правила хорошего тона, то его можно считать дисциплинированным. Однако случается, что взрослые делают этот вывод лишь по внешним, показным признакам. А в сущности, далеко не всякого ребенка, отличающегося послушанием и исполнительностью, можно назвать прилежным человеком, то есть таким, у которого это качество стало как бы свойством характера. В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова записано: «Прилежание – обязательное для всех членов какого­нибудь коллектива подчинение установленному   порядку,   правилу».   Соответственно, честный, дисциплинированный соблюдающий порядок, воспитанный. это человек, подчиняющийся дисциплине, – Если обратиться за разъяснением смысла данного понятия к мнению прочитать, что авторов «Энциклопедического словаря», то можно  прилежание – это «определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали, а также требованиям той или иной организации». На наш взгляд, интересна и точка зрения американского психиатра Росса Кэмпбелла, который считает, что «в области воспитания детей прилежание – это тренировка ума и характера ребенка для того, чтобы он стал самостоятельным, умеющим владеть собой, достойным и конструктивным членом общества». III. Сообщение о методах формирования прилежания, честности, правдивости. 1. П о н и м а е м  л и  м ы  с в о и х  д е т е й ? Очень часто родители не желают понять ребенка, увидеть себя его глазами. Поэтому, чтобы изменить поведение ребенка и его самого в лучшую сторону, родителям прежде всего нужно изменить себя. Понять это нелегко. Ведь для этого потребуется преодолеть инерцию стереотипов отношения к детям. И самый живучий из них – взгляд на ребенка как на послушного исполнителя воли взрослого. Ребенок копирует поведение взрослых, подражает им, берет с них пример. Поэтому родители вольно или невольно воспитывают его прежде всего своим собственным поведением, отношением с другими членами семьи и друг с другом. Дети очень часто видят и то, что мы хотели бы скрыть от них. Часто родители, предъявляя требования ребенку, на его вопрос «Почему это надо делать?» говорят: «Не рассуждай!», «Так надо!», «Не твоего ума дело!» – и тем самым лишают его возможности активно включиться в процесс саморазвития. Но практика подобного воспитания постоянно убеждает нас в том, что ребенок не становится таким, каким его желает сделать такой «воспитатель». Запреты родителей – «не бери», «не трогай», «не ходи», «не лезь», «не мешай» – и наказания за их нарушение оказываются серьезной помехой на пути активного развития ребенка и обретения им нравственного опыта. Чтобы ребенок стал добрым, заботливым, нужно предоставить ему возможность проявлять доброту и заботу о других людях и непременно не только радоваться его добрым делам, щедрости, отзывчивости, но и самим всегда и везде поступать так же, никогда и ни в чем не допуская расхождения между словом и делом. В воспитании, пожалуй, самое трудное – понять причины поведения ребенка. Вообще, сегодня проблема понимания людьми друг друга – одна из основных. И недаром большинство подростков на вопрос исследователей «Что такое счастье?» ответили: «Это когда тебя понимают!». Понять человека – это и значит понять причины его поступков, поведения, объяснить мотивы, побудившие действовать определенным образом. Понять другого – это встать на его позицию, «влезть в его шкуру». Но люди все такие сложные, такие разные! А дети для нас – еще сложнее. Мы ведь забыли, какими были в их возрасте. 2. Умеем ли мы правильно попросить ребенка? Чтобы ребенок выполнил вашу просьбу, соблюдайте следующие правила: ∙ обращайтесь к ребенку доброжелательно, вежливо, исключите ∙ старайтесь вызвать у ребенка ответственное отношение к выполнению ∙ обращаясь к ребенку с просьбой, дайте ему инструкцию ее выполнения; ∙ не просите ребенка выполнить то, что ему сделать не по силам. Сначала командный тон; вашего задания; научите; ∙ выразите родительскую признательность за выполненную работу. 3. Н а к а з а н и е  и  п о о щ р е н и е . Когда ребенок не понимает смысла просьбы, требования, он не испытывает потребности в добрых поступках, не сможет он обрести и привычки нравственного поведения. Стремление родителей во что бы то ни стало добиться послушания вызывает в ребенке внутреннее сопротивление, а потом и активный протест. Видя следствие, а не причину, родители утверждаются в мысли, что «сейчас все дети трудные и без наказаний нельзя обойтись».   Взрослые   чаще   всего   виновниками   конфликтных взаимоотношений считают детей, исходя из убеждения, что воспитатели всегда правы, что все, что они делают и говорят, справедливо, верно, так как «направлено на пользу ребенку». И если бы дети им беспрекословно подчинялись и выполняли их требования, не было бы ссор, конфликтов, трудностей. Очень удобная, но неверная позиция. Ведь в этом случае происходит подмена целей воспитания. Смыслом действий взрослых становится достижение послушания, а не забота о развитии ребенка как личности. Наказание обнажает не только воспитательное бессилие родителей, но и их неуважение к ребенку, неверие в его стремление стать лучше. Унижая наказаниями достоинство детей, подавляя их потребность в самовыражении, в свободе волеизъявления, родители, не желая этого, растят людей с рабской психологией, то есть действуют вопреки интересам ребенка, лишая его будущего. Это положение – одно из самых трудных для осмысления. «Как же так?» – возражают обычно родители. – «Ведь мы его воспитывали и по­хорошему, а не только по­плохому?». Но в том­то и дело, что это была дрессировка, а не воспитание. Ведь это «хорошее» (имеются в виду беседы, нотации, поощрения), а тем более «плохое» не затронули сознания ребенка и не вызвали у него потребности меняться, не привели к другому поведению. Следовательно, эти меры не были методами воспитания. Но бывает ведь так, что после беседы или наказания некоторое время ребенок поступает в соответствии с требованиями родителей, а потом опять возвращается к прежнему. Почему? Потому что это был минутный порыв (если не уловка избежать очередного наказания), не ставший осознанным мотивом поведения, «нравственным законом», лично для него значимым. Родителям, которые убеждены, что с ребенком «надо по­хорошему, а если не понимает, то по­плохому», мы объясняем, что они не занимаются воспитанием, так как не ищут причины тех или иных действий ребенка, не ищут ответа на вопрос «Почему он так поступил?» и пытаются устранять следствие, а не причину. IV. Тестирование родителей. Тест «Мама, хороший ли ты педагог?». Перед вами десять самых обыденных, часто встречающихся в жизни ребенка ситуаций. Из приведенных ответов выберите те, которые в наибольшей мере отвечают вашим представлениям о воспитании. 1. Ваш ребенок шаловливый, озорной, хлопот с ним хватает, чего только не случается: то вернется домой с разодранными штанами, то с синяком. Ваши действия: 1) вы расспрашиваете, что случилось, зашиваете штаны, прикладываете компресс – 3 очка; 2) оказываете помощь ребенку, но журите, говорите, что в один прекрасный момент его шалости могут ему дорого обойтись, – 0 очков; 3) вообще не обращаете на него внимания – 5 очков. 2. У ребенка есть друзья, но они непослушны, дурно воспитаны. Ваши действия: 1) вы разговариваете с их родителями – 2 очка; 2) зовете детей в дом, стараетесь повлиять на них – 5 очков; 3) объясняете своему ребенку, в чем состоят недостатки его друзей, почему они для него являются дурным примером, – 0 очков. 3. Ребенок любит играть, но не умеет проигрывать. Как вы поступите: 1) вы ничего не предпринимаете, пусть сам научится проигрывать – 0 очков; 2) отказываетесь с ним играть до тех пор, пока он будет так болезненно воспринимать поражение, – 3 очка; 3) умышленно создаете такие ситуации, в которых он научился бы проигрывать, – 5 очков. 4. Ваш ребенок мог бы играть все 24 часа в сутки. По вечерам он вообще не хочет идти спать. Что вы предпринимаете: 1) позволяете, чтобы он ложился, когда захочет, но утром заставляете вставать вовремя – 5 очков; 2) вы объясняете ребенку, как важен сон, – 3 очка; 3) укладываете его в постель в определенное время и оставляете одного. Сказку рассказываете только тогда, когда он хорошо ведет себя днем, – 0 очков. 5. Детских телепередач ему уже недостаточно, он может смотреть телевизор целый день. Ваши действия: 1) после детской программы он ложится спать, а вы включаете телевизор после того, как он заснул, – 0 очков; 2) говорите с ним о том, что ему можно смотреть, а что нет, так, чтобы он понял, – 2 очка; 3) выбираете для него некоторые передачи сами – 3 очка; 4) определяете, сколько часов он может смотреть телевизор, но он сам может решить, когда и что ему смотреть, – 5 очков. 6. Ребенок ваш достаточно дерзок, за словом в карман не полезет. Ваши 1) объясняете, что такое поведение неприлично, что люди его за это действия: осудят, – 5 очков; 2) запрещаете ему дерзить и строго наказываете за ослушание – 0 очков; 3) каждый день, когда он ведет себя прилично, поощряете его – 3 очка. 7. Вашему ребенку еще немного лет, но он уже интересуется противоположным полом. Ваши действия: 1) оставляете все как есть, ведь в этом возрасте это безобид­ 2) пытаетесь пресечь детскую влюбленность, если она возникает, – 0 но, – 3 очка; очков; 3) по­деловому объясняете, что такое любовь и какими должны быть отношения между мужчиной и женщиной, – 5 очков. 8. Другие дети преследуют вашего ребенка: бьют его, насмехаются над ним. Как вы поступаете: 1) учите его давать сдачи – 5 очков; 2) разговариваете с родителями обидчиков – 3 очка; 3) стараетесь организовать жизнь ребенка таким образом, чтобы он избегал конфликтов с этими детьми, – 0 очков. 9. Вы создаете старшему сыну (дочери) все необходимые условия. Но он (она) ничего не ценит, обижает младшего брата (сестренку). Что вы предпринимаете: 1) призываете к благоразумию, обычно в присутствии младших, – 5 очков; 2) уделяете ему больше внимания, независимо от того, что он старше, – 3 3) вообще не вмешиваетесь – 1 очко. 10. Если ваш ребенок грубит, не способен сопереживать, нападает на других детей, какими будут ваши действия: 1) вы считаете: как он относится к другим, так и вы к нему, – 2) стремитесь оказывать ему больше внимания, чем до сих пор, – 5 очков; 3) запрещаете ему смотреть фильмы, в которых демонстрируется насилие, очка; 0 очков; – 2 очка. Ключ к тесту: От 0 до 18 баллов. Вы воспитываете своего ребенка для жизни, которой вы жили и живете сами, по своему образу и подобию, как будто он не принадлежит к другому поколению. Вы считаете, что послушание и уважение к старшим – лучшие качества, забывая, что в третьем тысячелетии решающими будут уверенность в себе, самостоятельность, творческие способности. Вашему ребенку потребуются эти качества. Но вы не развиваете их в нем, не видите, что жизнь идет вперед и меняется. От 19 до 35 баллов. Вы еще недостаточно задумываетесь над обстановкой, в которой будет жить ваш ребенок. Однако надо отдать вам должное, вы стремитесь быть современным: не используете стереотипные методы, предоставляете ребенку известную меру самостоятельности, не подавляете его своим авторитетом. От 36 до 50 баллов. Вы верите, что ваш ребенок станет жить в мире, в котором ценится инициатива, а эгоизм строго осуждается, в мире, где уважают независимое мышление, откровенность, активную жизненную позицию. Это вполне достойная педагогическая позиция. V. Практикум для родителей «Коррекция неконструктивного поведения школьников с помощью игры». Каждая микрогруппа родителей получает листы с описанием игр для коррекции поведения школьников. В течение 10 минут члены микрогрупп проводят коллективное чтение, затем представители из каждой группы знакомят с содержанием игр всех родителей. VI. Выступление по теме «Почему дети лгут?». Одним из качеств дисциплинированного ребенка является правдивость и честность. Так почему дети лгут? Ложь – это намеренное введение в заблуждение другого человека или сокрытие правды. Хвастовство и преувеличение – вид лжи, весьма характерный и для детей, и для взрослых. Мотив этой лжи очевиден – повысить свой социальный статус, завоевать признание и вызвать интерес у других людей, выглядеть в их глазах более важным, привлекательным, интересным. В преувеличении всегда присутствует доля правды, но правды приукрашенной. Дети (да и взрослые) способны сочинять истории гораздо более занимательные, чем те, что случаются с ними в реальной жизни. Трудно удержаться от того, чтобы не развлечь компанию, если обладаешь прирожденным даром рассказчика. Большинство людей неизбежную в таких случаях ложь считают нормальным явлением. «Она же никому не приносит вреда…» Другие люди считают, что если ребенок или взрослый приучится все время сочинять, преувеличивать, то в конце концов станет врать и в серьезных делах, когда ложь не безобидна. Надеемся, что это не так. Однако исследований по данному вопросу, как и по поводу многих других распространенных убеждений, касающихся лжи, не проводилось. Стремление оградить свою личную жизнь от контроля родителей, чужого вмешательства – еще один распространенный мотив детской лжи. Особенно это касается старших детей. Родителям и педагогам следовало бы научиться не задавать детям­ подросткам вопросов, которые вынуждают их в ответ говорить неправду. Еще один мотив лжи, возникающий обычно в подростковом возрасте, но иногда и значительно раньше – стремление бросить вызов власти родителей или педагога, доказать свое превосходство над ними. Удачная ложь, когда родители или педагог подозревают обман, но не могут ничего доказать, утверждает ребенка в сознании своей силы. У маленьких детей это иногда принимает форму поддразнивания и розыгрыша. Иногда солгать не означает поступить неправильно, а правда, наоборот, может нанести вред. Не все с этим согласятся, но мы считаем, что хотя в большинстве случаев ложь наносит ущерб, бывают и исключения. Иной раз, только солгав, можно отвести беду от другого человека. Ложь порой способна оградить личную жизнь от чужой навязчивости. Ложь часто порождается чувством преданности людям, и в таком случае групповая солидарность явно побеждает моральное требование «быть честным». Подчас ложь произносится потому, что ее хотят услышать, и такая ложь может не приводить к вредным последствиям. Впрочем, бывают ситуации, когда так думает только сам лжец. Иногда сказать правду – невежливо или жестоко. Порой просто необходима «ложь во спасение». Нередко дети лгут, чтобы избежать наказания, добиться или получить что­ то, чего иначе не получишь; чтобы защитить себя или друзей от неприятностей, избежать стыда, не создавать неловкую ситуацию. Данные мотивы лжи наиболее распространены, судя по опросам родителей, учителей. Ни один из перечисленных мотивов не является исключительно детским, все они встречаются и у взрослых. Разнообразны причины, по которым у отдельных детей склонность ко лжи развивается в большей степени. Причины коренятся либо в личности ребенка, либо в его окружении. В середине двадцатых годов ХХ столетия психологи доктор Хью Хартшорн и доктор Марк Мэй провели уникальное исследование. Вот что показали результаты этого исследования: ∙ Отличаются ли чем­нибудь дети, которые лгут, от правдивых детей? И да, и нет. Лжецы отличаются неблагополучием в семейных отношениях, во взаимоотношениях с окружающими, да и их личностные характеристики менее благоприятны. Однако встречались лжецы, у которых было не больше признаков неблагополучия, чем у правдивых детей. ∙ Исследования ученых обнаружили, что среди лжецов, по сравнению с правдивыми детьми, оказалось больше тех, чей коэффициент интеллекта ниже среднего. Из тех детей, чей коэффициент был самым высоким, не солгал никто. Почему способные дети меньше лгут? Может быть, им это просто не нужно? Они знают, что обладают достаточными способностями, чтобы получать хорошие отметки без всякого плутовства. ∙ Есть и еще одно объяснение того, что интеллект связан с честностью. Одаренные дети просто тоньше жульничают и умнее лгут. Их труднее уличить во лжи. ∙ Ученые пришли а выводу, что дети­лжецы в большинстве своем вырастают в семьях, где лгут родители. ∙ У детей­лжецов и друзья обычно лгут. Родители должны сделать все возможное, чтобы вырвать ребенка из дурной компании. Даже если это кажется невозможным, не надо отчаиваться. Безусловно, ложь – это зло, она аморальна. Но некоторые родители полагают, что не следует придавать большое значение тому, что ребенок лжет. Ведь каждому в детстве случалось, мол, соврать, и не стоит ожидать иного от детей. Такие родители, возможно, изменят свою точку зрения, если представят, что из их лживого ребенка вырастет преступник. Ложь может служить знаком надвигающейся беды. Хроническая ложь требует повышенного внимания со стороны родителей и педагогов. Не следует ждать, что она пройдет как временное явление. РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ: 1. Постарайтесь выяснить, почему ребенок лжет. Проанализируйте свое собственное поведение: не делаете ли вы чего­то такого, что вынуждает ребенка лгать или даже поощряет ложь? Не является ли детская ложь реакцией на какие­то семейные проблемы? Не порождена ли она влиянием друзей? 2. В любом случае надо объяснить ребенку, какой вред приносит ложь. 3. Если усилия окажутся безуспешными, надо обратиться за помощью в психологическую консультацию. VII. Обсуждение и принятие решения родительского собрания в форме памятки. КОДЕКС ИСТИННОГО РОДИТЕЛЯ ∙ Если родители требуют от ребенка, чтобы он много и с удовольствием читал, они читают сами много и с удовольствием, несмотря на недостаток времени. ∙ Если родители требуют, чтобы ребенок не лгал, они не лгут сами ни себе, ни другим, ни собственному ребенку. ∙ Если родители хотят, чтобы их ребенок не воровал, они сами не должны создавать подобных ситуаций в своей семье (пусть даже по мелочам). ∙ Если родители требуют от ребенка проявления трудолюбия, они сами его проявляют и создают условия для формирования у ребенка умения трудиться. ∙ Если родители хотят, чтобы их ребенок не пристрастился с раннего детства к спиртным напиткам, они сами не должны создавать культ спиртных напитков в своей семье. Культ спиртных напитков проявляется в том, что даже в детские праздники родители не могут обойтись без них. ∙ Если родители хотят, чтобы их ребенок бережно и уважительно относился к дедушкам и бабушкам, они начинают с себя и сами уважительно и бережно относятся к своим родителям. ∙ Если родители хотят, чтобы их ребенок не страдал от одиночества, они дают ему возможность иметь друзей, приводить их в свой дом. Это возможно только в том случае, если сами родители имеют настоящих друзей и ребенок встречается с ними в своем доме. ∙ Если родители хотят, чтобы ребенок не относился к школе и учению с предубеждением, они сами вспоминают о школьных днях с удовольствием и с самыми теплыми чувствами.

Беседа "Воспитание прилежания, честности и правдивости у младших школьников

Беседа "Воспитание прилежания, честности и правдивости у младших школьников

Беседа "Воспитание прилежания, честности и правдивости у младших школьников

Беседа "Воспитание прилежания, честности и правдивости у младших школьников

Беседа "Воспитание прилежания, честности и правдивости у младших школьников

Беседа "Воспитание прилежания, честности и правдивости у младших школьников

Беседа "Воспитание прилежания, честности и правдивости у младших школьников

Беседа "Воспитание прилежания, честности и правдивости у младших школьников

Беседа "Воспитание прилежания, честности и правдивости у младших школьников

Беседа "Воспитание прилежания, честности и правдивости у младших школьников

Беседа "Воспитание прилежания, честности и правдивости у младших школьников

Беседа "Воспитание прилежания, честности и правдивости у младших школьников

Беседа "Воспитание прилежания, честности и правдивости у младших школьников

Беседа "Воспитание прилежания, честности и правдивости у младших школьников

Беседа "Воспитание прилежания, честности и правдивости у младших школьников

Беседа "Воспитание прилежания, честности и правдивости у младших школьников

Беседа "Воспитание прилежания, честности и правдивости у младших школьников

Беседа "Воспитание прилежания, честности и правдивости у младших школьников

Беседа "Воспитание прилежания, честности и правдивости у младших школьников

Беседа "Воспитание прилежания, честности и правдивости у младших школьников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.04.2018