Бессмертные звуки «Лунной» сонаты
Оценка 4.9

Бессмертные звуки «Лунной» сонаты

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
музыка
8 кл
01.04.2018
Бессмертные звуки «Лунной» сонаты
Представлен дополнительный материал к уроку музыки в 8 классе по программе В. . Алеева .Т. Науменко на тему тему Бессмертные звуки «Лунной» сонаты Содержание: Чувства одиночества, неразделённой любви, воплощённые в музыке «Лунной» сонаты Л. Бетховена. Понимание смысла метафоры «Экология человеческой души». Характеристика видов деятельности:в материале представлены - вопросы и задания по теме
музыка.doc
Дополнительный материал для проведения уроков  музыки    для  8 класса                              По программе В. . Алеева .Т. Науменко                       На тему   Бессмертные звуки «Лунной» сонаты Содержание: Чувства одиночества, неразделённой любви, воплощённые в музыке «Лунной» сонаты Л. Бетховена. Понимание смысла метафоры «Экология человеческой души». Музыкальный материал: Л. Бетховен. Соната № 14 для фортепиано. I часть (слушание); II и III части  (по желанию педагога); А. Рыбников, стихи А. Вознесенского. «Я тебя никогда не забуду» из рок­ оперы «Юнона и Авось» (пение). Характеристика видов деятельности: Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека. Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека. Оценивать музыкальные произведения с позиции красоты и правды. Осознавать интонационно­образные основы музыки. Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, гармонии) музыку  отдельных выдающихся композиторов (Л. Бетховен)  «Музыка в себе – это страсть и тайна. Слова говорят о человеческом; в музыке выражается то, что никто не знает, никто не может разъяснить, но что в большей или меньшей степени есть в каждом…» Ф. Гарсиа Лорка (испанский поэт, драматург, известный также как музыкант и художник­график)  Совсем не жалкими предстают в искусстве такие вечные источники  страданий, как одиночество или неразделённая любовь, напротив: они исполнены своеобразного величия, ведь именно они раскрывают подлинное  достоинство души.  Бетховен, отвергнутый Джульеттой Гвиччарди, пишет «Лунную» сонату, даже сумраком своим озаряющую вершины мирового музыкального искусства. Что  такого в этой музыке, что притягивает к ней новые и новые поколения? Какая  бессмертная песнь звучит в «Лунной» сонате, торжествуя над всеми  сословиями мира, над суетой и заблуждениями, над самой судьбой? Богатство вместе с властью вольно бродят, Вступая в океан добра и зла, Когда они из наших рук уходят; Любовь же, пусть неправильной была, Бессмертная, в бессмертии пребудет, Всё превзойдёт, что было ­ или будет. (П. Б. Шелли. Любовь бессмертная) «Лунная» соната принадлежит к числу наиболее популярных произведений  великого композитора и является одним из замечательнейших произведений  мировой фортепианной музыки. Своей вполне заслуженной славой «Лунная»  обязана не только глубине чувств и редкой красоте музыки, но и её  поразительной цельности, благодаря которой все три части сонаты  воспринимаются как нечто единое, неразрывное. Вся соната ­ нарастание  страстного чувства, доходящего до настоящей душевной бури. Соната № 14 до­диез минор (cis­moll ор. 27 № 2, 1801 г.) стала знаменитой  ещё при жизни Бетховена. Название «Лунная» она получила с лёгкой руки  поэта Людвига Рельштаба. В новелле «Теодор» (1823) Рельштаб описывал  ночь на Фирвальдштетском озере в Швейцарии: «Гладь озера освещена  мерцающим сиянием луны; волна глухо ударяет о тёмный берег; покрытые  лесом мрачные горы отделяют от мира это священное место; лебеди, подобно  духам, проплывают с шелестящим плеском, и со стороны руин раздаются  таинственные звуки эоловой арфы, жалобно поющей о страстной и  неразделённой любви». Читатели легко связали этот романтический пейзаж с давно уже завоевавшей  популярность I частью бетховенской сонаты, тем более что на слух  музыкантов и публики 1820–30­х годов все эти ассоциации выглядели  совершенно естественными. Призрачные арпеджио на туманно обволакивающей правой педали (эффект,  возможный на тогдашних роялях) могли восприниматься как мистическое и  меланхолическое звучание эоловой арфы ­ инструмента, чрезвычайно  распространённого в то время в быту и в устройстве садов и парков. Мягкие  колыхания триольных фигур даже зрительно уподоблялись лёгкой ряби на  глади озера, а плывущая поверх фигураций величаво­скорбная мелодия ­  луне, озаряющей пейзаж, или почти бесплотному в своей чистой красоте  лебедю. Трудно сказать, как отнёсся бы к подобным интерпретациям Бетховен  (Рельштаб посетил его в 1825 году, но, судя по воспоминаниям поэта, они  обсуждали совсем другие темы). Не исключено, что композитор не нашёл бы в нарисованной Рельштабом картине ничего неприемлемого: он не возражал,  когда его музыку истолковывали с помощью поэтических или живописных  ассоциаций. Рельштаб уловил лишь внешнюю сторону этого гениального творения  Бетховена. На самом деле за картинами природы раскрывается личный мир  человека ­ от сосредоточенного, спокойного созерцания до крайнего  отчаяния. Как раз в это время, когда Бетховен ощутил приближение глухоты, он  почувствовал (или, во всяком случае, ему так показалось), что впервые в  жизни к нему пришла настоящая любовь. О своей очаровательной ученице,  юной графине Джульетте Гвиччарди он стал думать, как о своей будущей  жене. «...Она меня любит, и я её люблю. Это ­ первые светлые минуты за  последние два года», ­ писал Бетховен своему врачу, надеясь, что счастье  любви поможет ему одолеть свой страшный недуг. А она? Она, воспитанная в аристократической семье, свысока смотрела на  своего учителя ­ пусть знаменитого, но незнатного происхождения, да к тому  же ещё и глохнущего. «К несчастью, она принадлежит к другому сословию», ­ признавался  Бетховен, понимая, какая пропасть лежит между ним и его возлюбленной. Но  Джульетта и не могла понять своего гениального учителя, она была для этого  слишком легкомысленна и поверхностна. Она нанесла Бетховену двойной  удар: отвернулась от него и вышла замуж за Роберта Галленберга ­ бездарного сочинителя музыки, зато графа... Бетховен был великим музыкантом и великим человеком. Человеком  титанической воли, могучего духа, человеком высоких помыслов и глубочайших чувств. Как велики должны были быть и его любовь, и его  страдания, и его стремление одолеть эти страдания! «Лунная соната» и была создана в эту трудную пору его жизни. Под  настоящим её названием «Sonata quasi una Fantasia», то есть «Соната вроде  фантазии», Бетховен написал: «Посвящается графине Джульетте  Гвиччарди» ... «Вслушайтесь теперь в эту музыку! Вслушайтесь в неё не только своим  слухом, но и всем своим сердцем! И, может быть, теперь вы услышите в  первой части такую безмерную скорбь, какой никогда раньше и не слышали;  во второй части ­ такую светлую и в то же время такую печальную улыбку,  какой раньше и не замечали; и, наконец, в финале ­ такое бурное кипение  страстей, такое неимоверное стремление вырваться из оков печали и  страданий, какое под силу только подлинному титану. Бетховен, поражённый  несчастьем, но не согнувшийся под его тяжестью, и был таким титаном». Д.  Кабалевский. Звуки музыки Первая часть «Лунной» Adagio sostenuto резко отличается от первых частей  других сонат Бетховена: в ней нет контрастов, резких переходов.  Неторопливое, спокойное течение музыки говорит о чистом лирическом  чувстве. Композитор отметил, что эта часть требует «деликатнейшего»  исполнения. Слушатель точно вступает в зачарованный мир мечты и  воспоминаний одинокого человека. На медлительном волнообразном  сопровождении возникает полное глубокой выразительности пение. Чувство,  вначале спокойное, очень сосредоточенное, разрастается до страстного  призыва. Постепенно наступает успокоение, и вновь раздаётся грустная,  полная тоски мелодия, замирающая затем в глубоких басах на фоне  беспрерывно звучащих волн аккомпанемента. Вторая, очень небольшая, часть «Лунной» сонаты полна мягких контрастов,  лёгких интонаций, игры света и тени. Эту музыку сравнивают с танцами  эльфов из «Сна в летнюю ночь» Шекспира. Вторая часть служит чудесным  переходом от мечтательности первой части к могучему, гордому финалу. Финал «Лунной» сонаты, написанный в полнокровной, богатой сонатной  форме, составляет центр тяжести произведения. В стремительном вихре  страстных порывов проносятся темы ­ грозные, жалобные и печальные, ­  целый мир взволнованной и потрясённой человеческой души. Разыгрывается подлинная драма. «Лунная» соната, впервые в мировой истории музыки, даёт  столь редкий по цельности образ душевного мира художника. Все три части «Лунной» производят впечатление единства благодаря  тончайшей мотивной работе. Кроме того, многие выразительные элементы,  заключённые в сдержанной первой части, развиваются и достигают  кульминационной точки в бурном драматическом финале. Стремительное  восходящее движение арпеджий в заключительном Presto начинается с тех же  звуков, что и спокойное волнообразное начало первой части (тоническое  трезвучие до­диез минор). Самое движение вверх через две­три октавы  перешло из центрального эпизода первой части. Любовь бессмертная: пусть она редкая гостья в мире, но всё же она есть, пока звучат произведения, подобные «Лунной» сонате. Не в этом ли заключено  высокое этическое (этический – нравственный, благородный) значение  искусства, способного воспитывать человеческие чувства, призывать людей к  добру и милосердию друг с другом? Подумайте, как тонок и нежен внутренний мир человека, как легко его  ранить, уязвить, иногда на долгие годы. Мы всё больше осознаем  необходимость защиты окружающей среды, экологии природы, но по­ прежнему слепы в отношении «экологии» человеческой души. А ведь это  самый динамичный и подвижный мир, который порой заявляет о себе тогда,  когда ничего уже нельзя поправить. Вслушайтесь во всевозможные оттенки грусти, которыми так богата музыка, и представьте, что живые человеческие голоса рассказывают вам о своих  печалях и сомнениях. Ведь часто мы поступаем неосторожно не оттого, что  злы по природе, а оттого, что не умеем понимать других людей. Такому  пониманию и может научить музыка: нужно только поверить. Что в ней звучат не какие­то отвлечённые идеи, а реальные, сегодняшние проблемы и  страдания людей. Вопросы и задания: Какая «бессмертная песнь» звучит в «Лунной» сонате Л. Бетховена?  Поясните ответ. Согласны ли вы с утверждением, что проблема «экологии» человеческой  души является одной из важнейших, актуальных проблем человечества?  Какой должна быть роль искусства в её решении? Поразмышляйте об этом. Какие проблемы и страдания людей отражаются в искусстве настоящего  времени? Как они воплощаются? Источник http://www.music­fantasy.ru/materials/bessmertnye­zvuki­lunnoy­ sonaty

Бессмертные звуки «Лунной» сонаты

Бессмертные звуки «Лунной» сонаты

Бессмертные звуки «Лунной» сонаты

Бессмертные звуки «Лунной» сонаты

Бессмертные звуки «Лунной» сонаты

Бессмертные звуки «Лунной» сонаты

Бессмертные звуки «Лунной» сонаты

Бессмертные звуки «Лунной» сонаты

Бессмертные звуки «Лунной» сонаты

Бессмертные звуки «Лунной» сонаты

Бессмертные звуки «Лунной» сонаты

Бессмертные звуки «Лунной» сонаты
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2018