Бессмертные звуки «Лунной» сонаты

  • Разработки уроков
  • doc
  • 01.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Представлен дополнительный материал к уроку музыки в 8 классе по программе В. . Алеева .Т. Науменко на тему тему Бессмертные звуки «Лунной» сонаты Содержание: Чувства одиночества, неразделённой любви, воплощённые в музыке «Лунной» сонаты Л. Бетховена. Понимание смысла метафоры «Экология человеческой души». Характеристика видов деятельности:в материале представлены - вопросы и задания по теме
Иконка файла материала музыка.doc
Дополнительный материал для проведения уроков  музыки    для  8 класса                              По программе В. . Алеева .Т. Науменко                       На тему   Бессмертные звуки «Лунной» сонаты Содержание: Чувства одиночества, неразделённой любви, воплощённые в музыке «Лунной» сонаты Л. Бетховена. Понимание смысла метафоры «Экология человеческой души». Музыкальный материал: Л. Бетховен. Соната № 14 для фортепиано. I часть (слушание); II и III части  (по желанию педагога); А. Рыбников, стихи А. Вознесенского. «Я тебя никогда не забуду» из рок­ оперы «Юнона и Авось» (пение). Характеристика видов деятельности: Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека. Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека. Оценивать музыкальные произведения с позиции красоты и правды. Осознавать интонационно­образные основы музыки. Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, гармонии) музыку  отдельных выдающихся композиторов (Л. Бетховен)  «Музыка в себе – это страсть и тайна. Слова говорят о человеческом; в музыке выражается то, что никто не знает, никто не может разъяснить, но что в большей или меньшей степени есть в каждом…» Ф. Гарсиа Лорка (испанский поэт, драматург, известный также как музыкант и художник­график)  Совсем не жалкими предстают в искусстве такие вечные источники  страданий, как одиночество или неразделённая любовь, напротив: ониисполнены своеобразного величия, ведь именно они раскрывают подлинное  достоинство души.  Бетховен, отвергнутый Джульеттой Гвиччарди, пишет «Лунную» сонату, даже сумраком своим озаряющую вершины мирового музыкального искусства. Что  такого в этой музыке, что притягивает к ней новые и новые поколения? Какая  бессмертная песнь звучит в «Лунной» сонате, торжествуя над всеми  сословиями мира, над суетой и заблуждениями, над самой судьбой? Богатство вместе с властью вольно бродят, Вступая в океан добра и зла, Когда они из наших рук уходят; Любовь же, пусть неправильной была, Бессмертная, в бессмертии пребудет, Всё превзойдёт, что было ­ или будет. (П. Б. Шелли. Любовь бессмертная) «Лунная» соната принадлежит к числу наиболее популярных произведений  великого композитора и является одним из замечательнейших произведений  мировой фортепианной музыки. Своей вполне заслуженной славой «Лунная»  обязана не только глубине чувств и редкой красоте музыки, но и её  поразительной цельности, благодаря которой все три части сонаты  воспринимаются как нечто единое, неразрывное. Вся соната ­ нарастание  страстного чувства, доходящего до настоящей душевной бури. Соната № 14 до­диез минор (cis­moll ор. 27 № 2, 1801 г.) стала знаменитой  ещё при жизни Бетховена. Название «Лунная» она получила с лёгкой руки  поэта Людвига Рельштаба. В новелле «Теодор» (1823) Рельштаб описывал  ночь на Фирвальдштетском озере в Швейцарии: «Гладь озера освещена  мерцающим сиянием луны; волна глухо ударяет о тёмный берег; покрытые  лесом мрачные горы отделяют от мира это священное место; лебеди, подобно  духам, проплывают с шелестящим плеском, и со стороны руин раздаются  таинственные звуки эоловой арфы, жалобно поющей о страстной и  неразделённой любви». Читатели легко связали этот романтический пейзаж с давно уже завоевавшей  популярность I частью бетховенской сонаты, тем более что на слух  музыкантов и публики 1820–30­х годов все эти ассоциации выглядели  совершенно естественными.Призрачные арпеджио на туманно обволакивающей правой педали (эффект,  возможный на тогдашних роялях) могли восприниматься как мистическое и  меланхолическое звучание эоловой арфы ­ инструмента, чрезвычайно  распространённого в то время в быту и в устройстве садов и парков. Мягкие  колыхания триольных фигур даже зрительно уподоблялись лёгкой ряби на  глади озера, а плывущая поверх фигураций величаво­скорбная мелодия ­  луне, озаряющей пейзаж, или почти бесплотному в своей чистой красоте  лебедю. Трудно сказать, как отнёсся бы к подобным интерпретациям Бетховен  (Рельштаб посетил его в 1825 году, но, судя по воспоминаниям поэта, они  обсуждали совсем другие темы). Не исключено, что композитор не нашёл бы в нарисованной Рельштабом картине ничего неприемлемого: он не возражал,  когда его музыку истолковывали с помощью поэтических или живописных  ассоциаций. Рельштаб уловил лишь внешнюю сторону этого гениального творения  Бетховена. На самом деле за картинами природы раскрывается личный мир  человека ­ от сосредоточенного, спокойного созерцания до крайнего  отчаяния. Как раз в это время, когда Бетховен ощутил приближение глухоты, он  почувствовал (или, во всяком случае, ему так показалось), что впервые в  жизни к нему пришла настоящая любовь. О своей очаровательной ученице,  юной графине Джульетте Гвиччарди он стал думать, как о своей будущей  жене. «...Она меня любит, и я её люблю. Это ­ первые светлые минуты за  последние два года», ­ писал Бетховен своему врачу, надеясь, что счастье  любви поможет ему одолеть свой страшный недуг. А она? Она, воспитанная в аристократической семье, свысока смотрела на  своего учителя ­ пусть знаменитого, но незнатного происхождения, да к тому  же ещё и глохнущего. «К несчастью, она принадлежит к другому сословию», ­ признавался  Бетховен, понимая, какая пропасть лежит между ним и его возлюбленной. Но  Джульетта и не могла понять своего гениального учителя, она была для этого  слишком легкомысленна и поверхностна. Она нанесла Бетховену двойной  удар: отвернулась от него и вышла замуж за Роберта Галленберга ­ бездарного сочинителя музыки, зато графа... Бетховен был великим музыкантом и великим человеком. Человеком  титанической воли, могучего духа, человеком высоких помыслов иглубочайших чувств. Как велики должны были быть и его любовь, и его  страдания, и его стремление одолеть эти страдания! «Лунная соната» и была создана в эту трудную пору его жизни. Под  настоящим её названием «Sonata quasi una Fantasia», то есть «Соната вроде  фантазии», Бетховен написал: «Посвящается графине Джульетте  Гвиччарди» ... «Вслушайтесь теперь в эту музыку! Вслушайтесь в неё не только своим  слухом, но и всем своим сердцем! И, может быть, теперь вы услышите в  первой части такую безмерную скорбь, какой никогда раньше и не слышали;  во второй части ­ такую светлую и в то же время такую печальную улыбку,  какой раньше и не замечали; и, наконец, в финале ­ такое бурное кипение  страстей, такое неимоверное стремление вырваться из оков печали и  страданий, какое под силу только подлинному титану. Бетховен, поражённый  несчастьем, но не согнувшийся под его тяжестью, и был таким титаном». Д.  Кабалевский. Звуки музыки Первая часть «Лунной» Adagio sostenuto резко отличается от первых частей  других сонат Бетховена: в ней нет контрастов, резких переходов.  Неторопливое, спокойное течение музыки говорит о чистом лирическом  чувстве. Композитор отметил, что эта часть требует «деликатнейшего»  исполнения. Слушатель точно вступает в зачарованный мир мечты и  воспоминаний одинокого человека. На медлительном волнообразном  сопровождении возникает полное глубокой выразительности пение. Чувство,  вначале спокойное, очень сосредоточенное, разрастается до страстного  призыва. Постепенно наступает успокоение, и вновь раздаётся грустная,  полная тоски мелодия, замирающая затем в глубоких басах на фоне  беспрерывно звучащих волн аккомпанемента. Вторая, очень небольшая, часть «Лунной» сонаты полна мягких контрастов,  лёгких интонаций, игры света и тени. Эту музыку сравнивают с танцами  эльфов из «Сна в летнюю ночь» Шекспира. Вторая часть служит чудесным  переходом от мечтательности первой части к могучему, гордому финалу. Финал «Лунной» сонаты, написанный в полнокровной, богатой сонатной  форме, составляет центр тяжести произведения. В стремительном вихре  страстных порывов проносятся темы ­ грозные, жалобные и печальные, ­  целый мир взволнованной и потрясённой человеческой души. Разыгрываетсяподлинная драма. «Лунная» соната, впервые в мировой истории музыки, даёт  столь редкий по цельности образ душевного мира художника. Все три части «Лунной» производят впечатление единства благодаря  тончайшей мотивной работе. Кроме того, многие выразительные элементы,  заключённые в сдержанной первой части, развиваются и достигают  кульминационной точки в бурном драматическом финале. Стремительное  восходящее движение арпеджий в заключительном Presto начинается с тех же  звуков, что и спокойное волнообразное начало первой части (тоническое  трезвучие до­диез минор). Самое движение вверх через две­три октавы  перешло из центрального эпизода первой части. Любовь бессмертная: пусть она редкая гостья в мире, но всё же она есть, пока звучат произведения, подобные «Лунной» сонате. Не в этом ли заключено  высокое этическое (этический – нравственный, благородный) значение  искусства, способного воспитывать человеческие чувства, призывать людей к  добру и милосердию друг с другом? Подумайте, как тонок и нежен внутренний мир человека, как легко его  ранить, уязвить, иногда на долгие годы. Мы всё больше осознаем  необходимость защиты окружающей среды, экологии природы, но по­ прежнему слепы в отношении «экологии» человеческой души. А ведь это  самый динамичный и подвижный мир, который порой заявляет о себе тогда,  когда ничего уже нельзя поправить. Вслушайтесь во всевозможные оттенки грусти, которыми так богата музыка, и представьте, что живые человеческие голоса рассказывают вам о своих  печалях и сомнениях. Ведь часто мы поступаем неосторожно не оттого, что  злы по природе, а оттого, что не умеем понимать других людей. Такому  пониманию и может научить музыка: нужно только поверить. Что в ней звучат не какие­то отвлечённые идеи, а реальные, сегодняшние проблемы и  страдания людей. Вопросы и задания: Какая «бессмертная песнь» звучит в «Лунной» сонате Л. Бетховена?  Поясните ответ. Согласны ли вы с утверждением, что проблема «экологии» человеческой  души является одной из важнейших, актуальных проблем человечества?  Какой должна быть роль искусства в её решении? Поразмышляйте об этом.Какие проблемы и страдания людей отражаются в искусстве настоящего  времени? Как они воплощаются? Источник http://www.music­fantasy.ru/materials/bessmertnye­zvuki­lunnoy­ sonaty