Б е с с о ю з н ы м с л о ж н ы м предложением называется такое, в котором части объединены в одно целое по смыслу, но соединение их выражается не союзами и союзными словами, а интонацией и соотношением форм вида и времени глаголов.
Звёзды понемногу скрывались, красноватая полоса на востоке становилась шире, белая пена волн покрывалась нежным розовым отливом.
1) Лошади тронулись, колокольчик загремел, кибитка полетела.
2) Осень и зиму Корчагин не любил: они приносили ему много физических мучений.
3) Я это сделаю так: выкопаю подле самого камня большую яму, землю из ямы развалю по площади, свалю камень в яму и заровняю землёй.
Дорога бежала навстречу, ветви больно хлестали Морозку по лицу.
Дорога бежала навстречу, и ветви больно хлестали Морозку по лицу.
Успокойтесь: рана не опасна.
Успокойтесь, потому что рана не опасна.
Лес рубят — щепки летят.
Лес рубят, а щепки летят.
Когда лес рубят, щепки летят.
Если лес рубят, щепки летят.
Д в о е т о ч и е ставится между предложениями, входящими в сложное бессоюзное предложение, в том случае, если второе предложение разъясняет или дополняет первое. Разъясняющих предложений может быть не одно, а несколько. Наиболее часто встречаются следующие три случая:
1) Второе предложение указывает причину того, о чём говорится в первом, например:
Любите книгу: она поможет вам разобраться в пёстрой путанице мыслей, она научит вас уважать человека.
2) Второе предложение поясняет первое предложение или какой-либо член его, раскрывает их содержание:
Степь весело пестреет цветами: ярко желтеет дрок, скромно синеют колокольчики, белеет целыми зарослями пахучая ромашка, дикая гвоздика горит пунцовыми пятнами.
Что-то зачернело впереди на дне узкой ложбины: то был Пегас.
3) Второе предложение дополняет первое или его член (обычно сказуемое), при этом первое предложение произносится с оттенком предупреждения, например:
Вдруг я чувствую: кто-то берёт меня за плечо и толкает.
Я поднял голову: перед огнём на опрокинутой лодке сидела мельничиха и разговаривала с моим охотником.
Если первое предложение произносится без оттенка предупреждения, то после него ставится запятая.Слышу, земля задрожала.
В первой части подобных бессоюзных предложений, до двоеточия, нередко употребляются слова типа так, такой, следующий, весь, всякий, вот что, вот как, главное, важное, вопрос, задача…
Сделаем следующее: вы пойдёте налево, а я направо.
Вот что плохо: у вашего сына совсем нет желания учиться.
Надо понять главное: без посторонней помощи нам не обойтись
1. Если между частями причинные отношения | 2. Если между частями пояснительные отношения | 3. Если вторая часть дополняет содержание первой части, распространяя один из ее членов |
союзы потому что, так как. | союзы а именно, то есть. | союзы что, как. |
Незнанием никогда не следует хвастаться: незнание есть бессилие. | Погода была ужасная: ветер штормовой ревел с ночи, дождь лил как из ведра. | Он поднял голову: сквозь тонкий пар блестела золотая Медведица. |
Задание 1. Прочитайте предложения. Укажите бессоюзные сложные предложения, в которых вторая частьа) указывает на причину того, о чем говорится в первой части;б) раскрывает, поясняет содержание первой;в) дополняет смысл первой части.
1) Я вошел в хату: две лавки и стол да огромный сундук возле печи составляли всю ее мебель. 2) Я не мог заснуть: передо мною во мраке все вертелся мальчик с белыми глазами. 3) Я привстал и взглянул в окно: кто-то вторично пробежал мимо его и скрылся бог знает куда. 4) Мы взглянули друг на друга: нас поразило одинаковое подозрение. 5) Я поднял глаза: на крыше хаты моей стояла девушка в полосатом платье, с распущенными косами, настоящая русалка. 6) Она была хороша: высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны, так и заглядывали к вам в душу. 7) Я глупо создан: ничего не забываю.
Задание 2. Прочитайте. Определите смысловые отношения между частями бессоюзных сложных предложений. Запишите предложения, расставляя знаки препинания
1) Есть на свете такие счастливые лица глядеть на них всякому любо точно они греют вас или гладят. 2) Не одной только полудикой прелестью разлитой по всему ее тонкому телу привлекла она меня ее душа мне нравилась. 3) Не ноги меня несли не лодка меня везла меня поднимали какие-то широкие сильные крылья. 4) Вдруг я слышу меня кличет кто-то. 5) Голова у меня ходила кругом слишком много впечатлений в нее нахлынуло разом. 6) Он любил ее страстно и никогда ничего ей не запрещал он в душе считал себя перед ней виноватым.
Задание 3. Продолжите предложения так, чтобы получились бессоюзные сложные предложения с двоеточием. Определите смысловые отношения между частями.
1. Растения освежают воздух: ...
2. Лес влияет на температуру воздуха: ...
3. Любите природу: ...
4. Прочитайте книгу В.Каверина «Два капитана»: ...
5. Я посмотрел на небо: ...
6. Я счастлив: ...
7. Об одном прошу тебя: ...
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.