Бессоюзные предложения в русском языке
Оценка 4.9

Бессоюзные предложения в русском языке

Оценка 4.9
pptx
29.11.2022
Бессоюзные предложения в русском языке
Бессоюзные.pptx

Значение бессоюзных сложных предложений и знаки препинания в них

Значение бессоюзных сложных предложений и знаки препинания в них

Значение бессоюзных сложных предложений и знаки препинания в них.

Б е с с о ю з н ы м с л о ж н ы м предложени­ем называется такое, в котором части объединены в…

Б е с с о ю з н ы м с л о ж н ы м предложени­ем называется такое, в котором части объединены в…

Б е с с о ю з н ы м с л о ж н ы м предложени­ем называется такое, в котором части объединены в одно целое по смыслу, но соединение их выражается не союзами и союзными словами, а интонацией и соотношением форм вида и време­ни глаголов.

Звёзды понемногу скрывались, красно­ватая полоса на востоке становилась шире, белая пена волн по­крывалась нежным розовым отливом.

Лошади тронулись, колокольчик загремел, кибитка полетела

Лошади тронулись, колокольчик загремел, кибитка полетела

1) Лошади тронулись, колокольчик загремел, кибитка полетела.

2) Осень и зиму Корчагин не любил: они приносили ему много физических мучений.

3) Я это сделаю так: выкопаю подле самого камня большую яму, землю из ямы развалю по площади, свалю камень в яму и заровняю землёй.

Дорога бежала навстречу, ветви боль­но хлестали

Дорога бежала навстречу, ветви боль­но хлестали

Дорога бежала навстречу, ветви боль­но хлестали Морозку по лицу.

Дорога бежала на­встречу, и ветви больно хлестали Морозку по лицу.

Успокойтесь: рана не опасна.

Успо­койтесь, потому что рана не опасна.

Лес рубят — щепки летят.

Лес рубят, а щепки летят.
Когда лес рубят, щепки летят.
Если лес рубят, щепки летят.

Д в о е т о ч и е ставится между предложениями, входящими в сложное бессоюзное предложение, в том случае, если второе предложение разъясняет или…

Д в о е т о ч и е ставится между предложениями, входящими в сложное бессоюзное предложение, в том случае, если второе предложение разъясняет или…

Д в о е т о ч и е ставится между предложениями, входящими в сложное бессоюзное предложение, в том случае, если второе предложение разъясняет или дополняет первое. Разъясняющих предложений может быть не одно, а несколько. Наиболее часто встречаются следующие три случая:

1) Второе предложение указы­вает причину того, о чём говорится в первом, например:

Люби­те книгу: она поможет вам разобраться в пёстрой путанице мыслей, она научит вас уважать человека.

Второе предложение поясня­ет первое предложение или какой-либо член его, раскрывает их содержание:

Второе предложение поясня­ет первое предложение или какой-либо член его, раскрывает их содержание:

2) Второе предложение поясня­ет первое предложение или какой-либо член его, раскрывает их содержание:

Степь весело пестреет цветами: ярко желтеет дрок, скромно синеют колокольчики, белеет целыми зарос­лями пахучая ромашка, дикая гвоздика горит пунцовыми пят­нами.
Что-то зачернело впереди на дне узкой лож­бины: то был Пегас.

Второе предложение дополня­ет первое или его член (обычно сказуемое), при этом первое предложение произносится с оттенком предупреждения, напри­мер:

Второе предложение дополня­ет первое или его член (обычно сказуемое), при этом первое предложение произносится с оттенком предупреждения, напри­мер:

3) Второе предложение дополня­ет первое или его член (обычно сказуемое), при этом первое предложение произносится с оттенком предупреждения, напри­мер:

Вдруг я чувствую: кто-то берёт меня за плечо и тол­кает.
Я поднял голову: перед огнём на опрокинутой лодке сидела мельничиха и разговаривала с моим охотни­ком.

Если первое предложение произносится без оттенка предуп­реждения , то после него ставится запятая

Если первое предложение произносится без оттенка предуп­реждения , то после него ставится запятая

Если первое предложение произносится без оттенка предуп­реждения, то после него ставится запятая. Слышу, земля задрожала.

В первой части подобных бессоюзных предложений, до двоеточия, нередко употребляются слова типа так, такой, следующий, весь, всякий, вот что, вот как, главное, важное, вопрос, задача
Сделаем следующее: вы пойдё­те налево, а я направо.
Вот что плохо: у вашего сына совсем нет желания учиться.
Надо понять главное: без посторонней помощи нам не обойтись

Если между частями причинные отношения (Причина) 2

Если между частями причинные отношения (Причина) 2

1. Если между частями причинные отношения
(Причина)

2. Если между частями пояснительные отношения
(Пояснение)

3. Если вторая часть дополняет содержание первой части, распространяя один из ее членов
(Распространение)

союзы потому что, так как.

союзы а именно, то есть.

союзы что, как.

Незнанием никогда не следует хвастаться: незнание есть бессилие.

Погода была ужасная: ветер штормовой ревел с ночи, дождь лил как из ведра.

Он поднял голову: сквозь тонкий пар блестела золотая Медведица.

Задание 1. Прочитайте предложения

Задание 1. Прочитайте предложения

Задание 1. Прочитайте предложения. Укажите бессоюзные сложные предложения, в которых вторая часть а) указывает на причину того, о чем говорится в первой части; б) раскрывает, поясняет содержание первой; в) дополняет смысл первой части.

1) Я вошел в хату: две лавки и стол да огромный сундук возле печи составляли всю ее мебель. 2) Я не мог заснуть: передо мною во мраке все вертелся мальчик с белыми глазами. 3) Я привстал и взглянул в окно: кто-то вторично пробежал мимо его и скрылся бог знает куда. 4) Мы взглянули друг на друга: нас поразило одинаковое подозрение. 5) Я поднял глаза: на крыше хаты моей стояла девушка в полосатом платье, с распущенными косами, настоящая русалка. 6) Она была хороша: высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны, так и заглядывали к вам в душу. 7) Я глупо создан: ничего не забываю.

Задание 2. Прочитайте. Определите смысловые отношения между частями бессоюзных сложных предложений

Задание 2. Прочитайте. Определите смысловые отношения между частями бессоюзных сложных предложений

Задание 2. Прочитайте. Определите смысловые отношения между частями бессоюзных сложных предложений. Запишите предложения, расставляя знаки препинания

1) Есть на свете такие счастливые лица глядеть на них всякому любо точно они греют вас или гладят. 2) Не одной только полудикой прелестью разлитой по всему ее тонкому телу привлекла она меня ее душа мне нравилась. 3) Не ноги меня несли не лодка меня везла меня поднимали какие-то широкие сильные крылья. 4) Вдруг я слышу меня кличет кто-то. 5) Голова у меня ходила кругом слишком много впечатлений в нее нахлынуло разом. 6) Он любил ее страстно и никогда ничего ей не запрещал он в душе считал себя перед ней виноватым.

Задание 3. Продолжите предложения так, чтобы получились бессоюзные сложные предложения с двоеточием

Задание 3. Продолжите предложения так, чтобы получились бессоюзные сложные предложения с двоеточием

Задание 3. Продолжите предложения так, чтобы получились бессоюзные сложные предложения с двоеточием. Определите смысловые отношения между частями.


1. Растения освежают воздух: ...
2. Лес влияет на температуру воздуха: ...
3. Любите природу: ...
4. Прочитайте книгу В.Каверина «Два капитана»: ...
5. Я посмотрел на небо: ...
6. Я счастлив: ...
7. Об одном прошу тебя: ...

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.11.2022