Бетховен. Весело - грустно

  • Занимательные материалы
  • Разработки уроков
  • docx
  • 26.11.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Программное содержание. Рассказать детям о том, что музыка передает разное настроение людей (веселое, грустное, нежное, игривое). Ход занятия: П е д а г о г. У каждого человека может быть то или иное настроение: весёлое или грустное, спокойное или встревоженное. Улыбнулось тебе солнышко, и хочется улыбнуться ему в ответ. Поругала мама за какую-нибудь провинность или сломалась любимая игрушка, и настроение становится грустным, печальным. Музыка обладает волшебным свойством - она может передавать любое настроение человека, выражать разные чувства, переживания - нежность, волнение, грусть и радость. Пьеса, которая сейчас прозвучит, называется «Весело - грустно». Эту пьесу написал замечательный немецкий композитор Людвиг ван Бетховен. Прислушайтесь, настроение музыки будет меняться. (Исполняет пьесу.) Вы почувствовали, что сначала музыка звучала: весело, беззаботно, шутливо (исполняет фрагмент 1-й части), а потом она загрустила, зазвучала печально (исполняет фрагмент 2-й части)? Но вот грусть прошла, и снова хочется улыбаться и шалить (исполняет начало пьесы). Я уверена, что вы полюбите произведения Людвига ван Бетховена и будете их часто слушать. Столько чудесной музыки создал этот композитор и для детей, и для взрослых! (Пьеса звучит повторно.) 2-е занятие Программное содержание. Учить детей передавать в движениях смену настроений в трёхчастной форме пьесы. Ход занятия: П е д а г о г. Вспомните, как называется пьеса немецкого композитора Л. Бетховена, которую вы слушали на прошлом занятии. (Исполняет фрагменты.) Д е т и. «Весело - грустно». П е д а г о г. Прислушайтесь, как звучит мелодия в первой части пьесы (которая называется «Весело»), плавно или отрывисто? (Исполняет фрагмент.) Д е т и. Отрывисто. П е д а г о г. Да, весёлая, шутливая мелодия этой части звучит отрывисто, легко и нежно. А мелодия второй части пьесы, которая называется «Грустно»? (Исполняет фрагмент.) Д е т и. Плавная. П е д а г о г. Правильно. Грустное, печальное настроение этой части создается плавной, «гладкой» мелодией. Давайте попробуем передать настроение музыки движениями рук - отрывистыми, четкими, или плавными, размашистыми. (Исполняет пьесу, дети «дирижируют»). Вы правильно почувствовали, как меняется настроение музыки. В начале и в конце пьесы оно было веселым, беззаботным, игривым, озорным, а ваши движения - лёгкими, чёткими, отрывистыми, как и мелодия. А в середине, когда музыка звучит грустно и плавно, ваши, руки правильно передали характер музыки - печальный и нежный.
Иконка файла материала 15.docx
МУЗЫКА ВЫРАЖАЕТ НАСТРОЕНИЯ,  ЧУВСТВА, ХАРАКТЕР ЛЮДЕЙ Людвиг ван Бетховен. Весело – грустно 1­е занятие Программное содержание. Рассказать детям о том, что  музыка передает разное настроение людей (веселое,  грустное, нежное, игривое). Ход занятия: П е д а г о г. У каждого человека может быть то или иное  настроение: весёлое или грустное, спокойное или  встревоженное. Улыбнулось тебе солнышко, и хочется  улыбнуться ему в ответ. Поругала мама за какую­нибудь  провинность или сломалась любимая игрушка, и настроение становится грустным, печальным.Музыка обладает волшебным свойством ­ она может  передавать любое настроение человека, выражать разные  чувства, переживания ­ нежность, волнение, грусть и  радость. Пьеса, которая сейчас прозвучит, называется «Весело ­  грустно». Эту пьесу написал замечательный немецкий  композитор Людвиг ван Бетховен. Прислушайтесь, настроение музыки будет  меняться. (Исполняет пьесу.) Вы почувствовали, что  сначала музыка звучала: весело, беззаботно,  шутливо (исполняет фрагмент 1­й части), а потом она  загрустила, зазвучала печально (исполняет фрагмент 2­й  части)? Но вот грусть прошла, и снова хочется улыбаться  и шалить (исполняет начало пьесы).Я уверена, что вы полюбите произведения Людвига ван  Бетховена и будете их часто слушать. Столько чудесной  музыки создал этот композитор и для детей, и для  взрослых! (Пьеса звучит повторно.) 2­е занятие Программное содержание. Учить детей передавать в  движениях смену настроений в трёхчастной форме пьесы. Ход занятия: П е д а г о г. Вспомните, как называется пьеса немецкого  композитора Л. Бетховена, которую вы слушали на  прошлом занятии. (Исполняет фрагменты.) Д е т и. «Весело ­ грустно».П е д а г о г. Прислушайтесь, как звучит мелодия в первой  части пьесы (которая называется «Весело»), плавно или  отрывисто? (Исполняет фрагмент.) Д е т и. Отрывисто. П е д а г о г. Да, весёлая, шутливая мелодия этой части  звучит отрывисто, легко и нежно. А мелодия второй части  пьесы, которая называется «Грустно»? (Исполняет  фрагмент.) Д е т и. Плавная. П е д а г о г. Правильно. Грустное, печальное настроение  этой части создается плавной, «гладкой» мелодией.  Давайте попробуем передать настроение музыки  движениями рук ­ отрывистыми, четкими, или плавными,  размашистыми. (Исполняет пьесу, дети «дирижируют»).Вы правильно почувствовали, как меняется настроение  музыки. В начале и в конце пьесы оно было веселым,  беззаботным, игривым, озорным, а ваши движения ­  лёгкими, чёткими, отрывистыми, как и мелодия. А в  середине, когда музыка звучит грустно и плавно, ваши,  руки правильно передали характер музыки ­ печальный и  нежный. 3­е занятие Программное содержание. Учить детей соотносить  настроение музыки с различными тембрами музыкальных  инструментов и игрушек. Ход занятия: П е д а г о г. Как называется эта пьеса композитора Л.  Бетховена? (Исполняет фрагменты.) Д е т и. «Весело ­ грустно».П е д а г о г. На прошлом занятии мы движениями рук  передавали разное настроение в этой пьесе. Весёлое,  шаловливое ­ отрывистыми движениями, грустное,  печальное ­ плавными, размашистыми. (Напевает  фрагменты и дирижирует.) Вы помните, что весёлое  настроение в пьесе вернулось снова после грустной,  печальной части. Давайте, как на прошлом занятии,  внимательно послушаем музыку и движениями рук  покажем, как меняется её настроение. (Дети выполняют  задание.) Передо мной лежит маленький колокольчик и музыкальный инструмент ­ треугольник. Как весело позвякивает  колокольчик! У него отрывистый, нежный, короткий  звук. (Вызванивает колокольчиком ритмический рисунок  первой части пьесы и напевает мелодию.) А треугольник  звенит тоже нежно, волшебно, но звук у него долгий,продолжительный. Прислушайтесь! (Напевает мелодию  пьесы «Грустно» и играет на треугольнике начало  каждой фразы.) Кто хочет поиграть вместе со мной? Я буду исполнять  пьесу на фортепиано, а вы на колокольчике и треугольнике. Колокольчик должен звенеть тогда, когда зазвучит весёлая  отрывистая музыка, в первой части пьесы «Весело», а  треугольник ­ в части пьесы «Грустно». Его  продолжительный, нежный звон будет сопровождать  плавную, печальную мелодию. (Исполняет пьесу вместе с  детьми.) 4­е занятие Программное содержание. Дать детям представление об  оттенках чувств, настроений: одно чувство, например  нежность, может быть радостным или грустным.Ход занятия: П е д а г о г. Вы познакомились с пьесой Л. Бетховена  «Весело­грустно», играли на колокольчике и треугольнике.  Мы не случайно выбрали эти инструменты. Оба звучат  очень нежно, но один отрывисто, а другой более плавно,  как и мелодии частей пьесы «Весело ­ грустно».  Прислушайтесь: первая, весёлая часть звучит  нежно (исполняет фрагмент, 9­12­й такты, затем  начало пьесы). И вторая, грустная, часть ­ тоже  нежная (исполняет фрагмент). Одно и то же чувство (нежность) может быть окрашено  весёлым или грустным настроением. Так бывает и в жизни:  мама всегда ласково, нежно приласкает, и когда тебе  весело, и когда грустно. Сейчас я дам каждому из вас по  две карточки розового, нежного цвета, но на одной  нарисована улыбающаяся девочка, а на другой ­ грустная.Когда вы услышите музыку нежную и весёлую, вы  поднимете первую карточку, а когда нежную и грустную ­  вторую. (Дети выполняют задание.) Рекомендации по исполнению. Пьеса написана в  трёхчастной форме. Крайние части передают веселое,  беззаботное, шутливое настроение, средняя часть ­  печальное, грустное.   Указаний композитора на смену темпа в тексте не содержится. Но, по­видимому, возможно  некоторое незначительное замедление темпа во второй  части ­ «Грустно» по сравнению с оживленным темпом  первой части ­ «Весело». Исполняя пьесу, важно обратить  внимание на частую смену штрихов. Например, окончание  фразы (2­й такт) должно звучать мягче и продолжительнее  (четвертная длительность), чем восьмые ноты, non legato  (1­й такт). Начало мелодии (9­й такт) играется legato,нежно, а затем (10 ­ 12­й такты) ­ мелкими лигами, игриво,  шутливо.  Важно также обратить внимание на смену динамики: в  каждой фразе есть своя кульминация. Во второй части  пьесы («Грустно») важно добиться красивого, певучего  звучания мелодии и мягкого аккомпанемента, прозрачной  педализации, найти кульминации.