Программное содержание. Рассказать детям о том, что музыка передает разное настроение людей (веселое, грустное, нежное, игривое).
Ход занятия:
П е д а г о г. У каждого человека может быть то или иное настроение: весёлое или грустное, спокойное или встревоженное. Улыбнулось тебе солнышко, и хочется улыбнуться ему в ответ. Поругала мама за какую-нибудь провинность или сломалась любимая игрушка, и настроение становится грустным, печальным.
Музыка обладает волшебным свойством - она может передавать любое настроение человека, выражать разные чувства, переживания - нежность, волнение, грусть и радость.
Пьеса, которая сейчас прозвучит, называется «Весело - грустно». Эту пьесу написал замечательный немецкий композитор Людвиг ван Бетховен.
Прислушайтесь, настроение музыки будет меняться. (Исполняет пьесу.) Вы почувствовали, что сначала музыка звучала: весело, беззаботно, шутливо (исполняет фрагмент 1-й части), а потом она загрустила, зазвучала печально (исполняет фрагмент 2-й части)? Но вот грусть прошла, и снова хочется улыбаться и шалить (исполняет начало пьесы).
Я уверена, что вы полюбите произведения Людвига ван Бетховена и будете их часто слушать. Столько чудесной музыки создал этот композитор и для детей, и для взрослых! (Пьеса звучит повторно.)
2-е занятие
Программное содержание. Учить детей передавать в движениях смену настроений в трёхчастной форме пьесы.
Ход занятия:
П е д а г о г. Вспомните, как называется пьеса немецкого композитора Л. Бетховена, которую вы слушали на прошлом занятии. (Исполняет фрагменты.)
Д е т и. «Весело - грустно».
П е д а г о г. Прислушайтесь, как звучит мелодия в первой части пьесы (которая называется «Весело»), плавно или отрывисто? (Исполняет фрагмент.)
Д е т и. Отрывисто.
П е д а г о г. Да, весёлая, шутливая мелодия этой части звучит отрывисто, легко и нежно. А мелодия второй части пьесы, которая называется «Грустно»? (Исполняет фрагмент.)
Д е т и. Плавная.
П е д а г о г. Правильно. Грустное, печальное настроение этой части создается плавной, «гладкой» мелодией. Давайте попробуем передать настроение музыки движениями рук - отрывистыми, четкими, или плавными, размашистыми. (Исполняет пьесу, дети «дирижируют»).
Вы правильно почувствовали, как меняется настроение музыки. В начале и в конце пьесы оно было веселым, беззаботным, игривым, озорным, а ваши движения - лёгкими, чёткими, отрывистыми, как и мелодия. А в середине, когда музыка звучит грустно и плавно, ваши, руки правильно передали характер музыки - печальный и нежный.
МУЗЫКА ВЫРАЖАЕТ НАСТРОЕНИЯ,
ЧУВСТВА, ХАРАКТЕР ЛЮДЕЙ
Людвиг ван Бетховен. Весело – грустно
1е занятие
Программное содержание. Рассказать детям о том, что
музыка передает разное настроение людей (веселое,
грустное, нежное, игривое).
Ход занятия:
П е д а г о г. У каждого человека может быть то или иное
настроение: весёлое или грустное, спокойное или
встревоженное. Улыбнулось тебе солнышко, и хочется
улыбнуться ему в ответ. Поругала мама за какуюнибудь
провинность или сломалась любимая игрушка, и настроение
становится грустным, печальным.Музыка обладает волшебным свойством она может
передавать любое настроение человека, выражать разные
чувства, переживания нежность, волнение, грусть и
радость.
Пьеса, которая сейчас прозвучит, называется «Весело
грустно». Эту пьесу написал замечательный немецкий
композитор Людвиг ван Бетховен.
Прислушайтесь, настроение музыки будет
меняться. (Исполняет пьесу.) Вы почувствовали, что
сначала музыка звучала: весело, беззаботно,
шутливо (исполняет фрагмент 1й части), а потом она
загрустила, зазвучала печально (исполняет фрагмент 2й
части)? Но вот грусть прошла, и снова хочется улыбаться
и шалить (исполняет начало пьесы).Я уверена, что вы полюбите произведения Людвига ван
Бетховена и будете их часто слушать. Столько чудесной
музыки создал этот композитор и для детей, и для
взрослых! (Пьеса звучит повторно.)
2е занятие
Программное содержание. Учить детей передавать в
движениях смену настроений в трёхчастной форме пьесы.
Ход занятия:
П е д а г о г. Вспомните, как называется пьеса немецкого
композитора Л. Бетховена, которую вы слушали на
прошлом занятии. (Исполняет фрагменты.)
Д е т и. «Весело грустно».П е д а г о г. Прислушайтесь, как звучит мелодия в первой
части пьесы (которая называется «Весело»), плавно или
отрывисто? (Исполняет фрагмент.)
Д е т и. Отрывисто.
П е д а г о г. Да, весёлая, шутливая мелодия этой части
звучит отрывисто, легко и нежно. А мелодия второй части
пьесы, которая называется «Грустно»? (Исполняет
фрагмент.)
Д е т и. Плавная.
П е д а г о г. Правильно. Грустное, печальное настроение
этой части создается плавной, «гладкой» мелодией.
Давайте попробуем передать настроение музыки
движениями рук отрывистыми, четкими, или плавными,
размашистыми. (Исполняет пьесу, дети «дирижируют»).Вы правильно почувствовали, как меняется настроение
музыки. В начале и в конце пьесы оно было веселым,
беззаботным, игривым, озорным, а ваши движения
лёгкими, чёткими, отрывистыми, как и мелодия. А в
середине, когда музыка звучит грустно и плавно, ваши,
руки правильно передали характер музыки печальный и
нежный.
3е занятие
Программное содержание. Учить детей соотносить
настроение музыки с различными тембрами музыкальных
инструментов и игрушек.
Ход занятия:
П е д а г о г. Как называется эта пьеса композитора Л.
Бетховена? (Исполняет фрагменты.)
Д е т и. «Весело грустно».П е д а г о г. На прошлом занятии мы движениями рук
передавали разное настроение в этой пьесе. Весёлое,
шаловливое отрывистыми движениями, грустное,
печальное плавными, размашистыми. (Напевает
фрагменты и дирижирует.) Вы помните, что весёлое
настроение в пьесе вернулось снова после грустной,
печальной части. Давайте, как на прошлом занятии,
внимательно послушаем музыку и движениями рук
покажем, как меняется её настроение. (Дети выполняют
задание.)
Передо мной лежит маленький колокольчик и музыкальный
инструмент треугольник. Как весело позвякивает
колокольчик! У него отрывистый, нежный, короткий
звук. (Вызванивает колокольчиком ритмический рисунок
первой части пьесы и напевает мелодию.) А треугольник
звенит тоже нежно, волшебно, но звук у него долгий,продолжительный. Прислушайтесь! (Напевает мелодию
пьесы «Грустно» и играет на треугольнике начало
каждой фразы.)
Кто хочет поиграть вместе со мной? Я буду исполнять
пьесу на фортепиано, а вы на колокольчике и треугольнике.
Колокольчик должен звенеть тогда, когда зазвучит весёлая
отрывистая музыка, в первой части пьесы «Весело», а
треугольник в части пьесы «Грустно». Его
продолжительный, нежный звон будет сопровождать
плавную, печальную мелодию. (Исполняет пьесу вместе с
детьми.)
4е занятие
Программное содержание. Дать детям представление об
оттенках чувств, настроений: одно чувство, например
нежность, может быть радостным или грустным.Ход занятия:
П е д а г о г. Вы познакомились с пьесой Л. Бетховена
«Веселогрустно», играли на колокольчике и треугольнике.
Мы не случайно выбрали эти инструменты. Оба звучат
очень нежно, но один отрывисто, а другой более плавно,
как и мелодии частей пьесы «Весело грустно».
Прислушайтесь: первая, весёлая часть звучит
нежно (исполняет фрагмент, 912й такты, затем
начало пьесы). И вторая, грустная, часть тоже
нежная (исполняет фрагмент).
Одно и то же чувство (нежность) может быть окрашено
весёлым или грустным настроением. Так бывает и в жизни:
мама всегда ласково, нежно приласкает, и когда тебе
весело, и когда грустно. Сейчас я дам каждому из вас по
две карточки розового, нежного цвета, но на одной
нарисована улыбающаяся девочка, а на другой грустная.Когда вы услышите музыку нежную и весёлую, вы
поднимете первую карточку, а когда нежную и грустную
вторую. (Дети выполняют задание.)
Рекомендации по исполнению. Пьеса написана в
трёхчастной форме. Крайние части передают веселое,
беззаботное, шутливое настроение, средняя часть
печальное, грустное. Указаний композитора на смену темпа
в тексте не содержится. Но, повидимому, возможно
некоторое незначительное замедление темпа во второй
части «Грустно» по сравнению с оживленным темпом
первой части «Весело». Исполняя пьесу, важно обратить
внимание на частую смену штрихов. Например, окончание
фразы (2й такт) должно звучать мягче и продолжительнее
(четвертная длительность), чем восьмые ноты, non legato
(1й такт). Начало мелодии (9й такт) играется legato,нежно, а затем (10 12й такты) мелкими лигами, игриво,
шутливо.
Важно также обратить внимание на смену динамики: в
каждой фразе есть своя кульминация. Во второй части
пьесы («Грустно») важно добиться красивого, певучего
звучания мелодии и мягкого аккомпанемента, прозрачной
педализации, найти кульминации.