Ф.И.О педагога -Гуляева Оксана Николаевна воспитатель высшей категории, Отличник Образования (Р С) Я.
Место работы:
МБДОУ «Детский сад «Кэскил» с.Туора-Кюель МР «Таттинский улус» Республика Саха (Якутия)»
«Без памяти нет традиций »
На современном этапе в дошкольном образовании ведущим направлением педагогического процесса является акцентирование внимания на развитие личности ребенка .Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит этнопедагогике. Академик Г.Н.Волков так охарактеризовал народную педагогику:«Без памяти нет традиций, без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа как исторической общности». Проводя параллель с нашим временем, стоит вспомнить, что «любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду .Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».Свою любовь к родным местам, представление о том, чем знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди все это в своей работе я передаю детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств. Чтобы у ребенка сформировалась чувство любви в Родине, необходимо воспитывать у него эмоционально положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть и понимать красоту, желание узнать о них больше. В последние годы в системе образования прослеживается тенденция возвращения к народной педагогике, что является главным условием национального возрождения и основой познания духовного наследия каждого народа. Следовательно, этнопедагогика является ведущей концепцией дальнейшего развития , так как воспитание на основе народной педагогики дает возможность привить любовь к ценностям материальной и духовной культуры своего народа .Использование близкого и понятного для конкретного народа воспитательного опыта способствует повышению качества учебно-воспитательной работы, сближает взгляды участников педагогического процесса, укрепляет связь между образовательными учреждениями и социокультурной средой, в целом, повышает педагогический результат .Содержание воспитания в дошкольных учреждениях составляет национально-региональный компонент. Дети дошкольного возраста воспитываются в среде с национальным колоритом, знакомятся с произведениями устного народного творчества на родном языке, учатся исполнять народные песни и танцы, играют в народные подвижные игры. Это способствует пробуждению в ребенке национального самосознания, воспитанию чувства уважения к другим нациям, обучению основным правилам поведения в обществе.С самого раннего детства ребенок встречается с игрой, в которой, участвуя, примеряет на себя различные роли. Именно в игре ребенок впервые сталкивается с творчеством. А ведь народная игра и народная песня, как синкретическое искусство, как нельзя лучше воспитывает творческое начало в каждом ребенке, позволяет раскрыть интеллектуальные, нравственные и творческие способности. Наконец, в игре ребенок учится взаимоотношениям со сверстниками. Чуткий слух ребенка, воспитанный на народных традициях, становится избирательным и требовательным к музыкальным произведениям в жизни. Народные традиции, как чистейший живительный источник подпитывают детскую душу, готовую творить неустанно. Важным фактором сохранения и развития национальной культуры является сохранение и развитие традиций народной педагогики. Национальное возрождение невозможно без возрождения традиций, которые по сути своей соответствуют народным идеалам: доброта, труд, мудрость, нравственность, уважение старости, любовь ко всему живому. Этнокультурное воспитание основывается на идеях патриотизма и родной культуры. Воспитание детей на народных традициях проникнуто высоконравственным национальным идеалом. Содержание идей народной педагогики глубинно заложены в таких широко известных воспитательных средствах, как пословицы и поговорки, загадки, сказки, игры, песни. Свою работу по нравственно-патриотическому воспитанию я строила в тесном содружестве с семьей. Родители постоянно участвуют во всех мероприятиях ;праздниках, выставках, конкурсах. Для детей были сшиты национальные костюмы. Совместно мы собрали небольшую библиотеку стихов, сказок, загадок, организовали мини - музей для ознакомления краеведения, культуры и быта народа. Там был собран материал: утварь, берестяная посуда, предметы быта. Очень интересно прошел вечер, когда мы пригласили в гости бабушек из клуба «Мөһурэ». Ребята рассказывали им о жизни в группе, прочитали стихи, спели песни показали свои любимые игрушки. Бабушки в свою очередь рассказали, как они жили раньше, загадывали загадки, рассказали детям сказки. По окончании вечера показали выставку своих работ: сшитые коврики, изделия из бисера, поделки из конского волоса. Такие мероприятия очень сближают детей и родителей, создают бодрое, радостное настроение. Важно, чтобы все были вместе – как в хорошей дружной семье. Немаловажную роль в нравственно-патриотическом воспитании детей имеет предметно-развивающая среда группы .В группе имеется центр патриотического воспитания ,где дети знакомятся с символикой Республики: флагом, гербом, портретом президента Республики. Для мальчиков в уголке ряжения имеется форма :полиции, военных, моряков и различных профессий .Самым ярким событием группы стали экскурсии, во время которых дети не только знакомились с селом, но и любовались красивыми местами нашего села, его необычным разнообразным ландшафтом, замечательной природой. Важнейшим средством педагогического воздействия при формировании нравственно - патриотических чувств дошкольников является организованное наблюдение окружающей действительности. Для того чтобы дети увидели, где и как взрослые трудятся, провела экскурсии в учреждения, находящиеся у нас в селе: библиотеку, почту, магазин, аптеку, больницу школу, АТС, клуб, но самое большое впечатление оставил краеведческий музей и памятники. Только объеденными усилиями педагогов и родителей в совместной деятельности по воспитанию детей способствует развитию эмоционального, бережного отношения к традициям и культуре своего народа, а также сохранение семейных связей и воспитания любви к родному краю. Таким образом, организуемые мероприятия позволяют ребенку – дошкольнику осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины. Важно с раннего детства пробудить в ребенке глубокое чувство уважения к своей и иной культуре. Изучение истории, традиций и обрядов народа способствует воспитанию толерантной личности, носителя и продолжателя национальной культуры. Обучая детей родному языку и обычаям, формируем их национальное самосознание. Народная педагогика – педагогика национального развития, возрождения, самовоспитания, создающая личность патриота, человека с высокоразвитым чувством национальной гордости и достоинства.
Использованная литература:
1. Волков Г.Н. Этнопедагогика. М., 1999г. 168 с.
2. Зеленова Н. Г, Осипова Л. Е. «Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников». 2008.
3. Петрова, В. И. Нравственное воспитание в детском саду программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет / В. И. Петрова, Т. Д. Стульник. – М. : Мозаика-Синтез. 2006.
4. Петрова, В. И. Этические беседы с детьми 4-7 лет: нравственное воспитание в детском саду : книга для воспитателя дет. сада / В. И. Петрова. - М. : Мозаика-Синтез. 2007.
5. Субботский, Е. В. Нравственное развитие дошкольника / Е. В. Субботский Вопросы психологии. - 1983.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.