"Безопасная дорога детства"

  • docx
  • 26.06.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Проект по ПДД 11 группа.docx

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 56 «Северяночка»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Летний проект

Для старшего дошкольного возраста

Группы №11 «Малинки»

"Безопасная дорога детства"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор проекта:

Шарифуллина И.В.

Зелинская О.М.

 

 

 

 

2025 год

Информационная карта проекта:

Продолжительность проекта: 02.06.2025-29.08.2025

Тип проекта: информационный, познавательно – исследовательский.

Участники проекта: воспитанники, воспитатели группы, музыкальный руководитель, родители, сотрудники ГИБДД

 

Актуальность проекта: скоро наступит момент в жизни семьи, когда ребенок пойдет в школу. Этот этап его жизни будет связан с рядом проблем, из которых наиболее острыми являются проблемы безопасности ребенка на дороге. Так вот задача педагогов и родителей состоит в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, и порой опасными ситуациями на дороге, привить ребёнку навыки правильного поведения на улице. Ведь помочь себе в трудной ситуации может лишь тот, кто получит необходимые знания о существующих опасностях, научится их своевременно распознавать, обходить стороной.

Актуальность этой проблемы связана ещё и с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на окружающую обстановку, которая свойственна взрослым. Проблема безопасности подрастающего поколения на сегодняшний день очень актуальна в связи с тем, что в группы риска попадают дети уже дошкольного возраста.

Дети дошкольного возраста оказываются совершенно неподготовленными к ответственности за собственную и чужую жизнь. Можно научить ребёнка правильно отвечать на вопросы по безопасному поведению, как правильно действовать в определённой ситуации, но маленький ребёнок не обладает способностью распознавать тип опасной ситуации и моментально действовать в ней. Отработать с детьми все возможные ситуации, в которые они могут попасть, невозможно. Поэтому очень важно сформировать у ребёнка понятия «опасность – безопасность», позволяющие ему самостоятельно определять статус ситуации в разных областях жизни и действовать в ней.

Каждый человек должен заботиться о своей безопасности. Поэтому, просто необходимо в летний период закрепить, правила безопасного поведения на улице с дорожной азбукой!

Данный проект поможет ребятам пополнить багаж знания по безопасному поведению на улице, дороге, проезжей части, в транспорте. Научатся правильно моделировать свое поведение в стрессовой и не предсказуемой ситуации, которая может произойти на дорогах города. Так как дошкольное учреждение является первой ступенью общественного воспитания, то именно на нас возлагаются воспитательные задачи.

Известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожного травматизма в дошкольных учреждениях, таким образом, изучение ПДД, является одной из главных задач на сегодняшний день, а способствовать этому будет работа над проектом.

 

Цель проекта.

Расширять у детей старшего дошкольного возраста знания и навыки безопасного осознанного поведения на улицах и дорогах города.

 

 

Задачи проекта:

1. Знакомить детей с правилами дорожного движения, строением улицы и дорожными знаками, предназначенными для водителей и пешеходов, с работой Государственной инспекцией безопасности дорожного движения;                                             

2. Развивать осторожность, внимательность, самостоятельность, ответственность и осмотрительность на дороге;

3. Научить детей предвидеть опасное событие, уметь по возможности его избегать, а при необходимости действовать;

4. Воспитывать навыки личной безопасности и чувство самосохранения.

5. Повышение ответственности родителей за воспитание у детей культуры безопасного поведения на дороге

6.   Развивать мышление, активную речь, память, способность усваивать данный материал, расширять кругозор, ориентировку в пространстве.

7.  Воспитывать такие качества, как доброжелательность, взаимопомощь, желание помочь другу в трудной ситуации.

               

 Предполагаемый результат:

Осознанное отношение к выполнению правил дорожного движения; проявление дисциплинированности, выдержки, самостоятельности, осторожности в соблюдении правил поведения на улице, при переходе дороги; выполнение правил культурного поведения на улице и в транспорте; умение детей предвидеть возможную опасность, правильно реагировать на нее и выполнять действия в зависимости от ситуации.

 

МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Всю работу, предшествующую созданию проекта по ознакомлению детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения, можно разделить на несколько этапов:

- Анализ семейного воспитания по данному вопросу (индивидуальные беседы и анкетирование родителей).

-Уточнение представлений детей о правилах дорожного движения, т.е. их личный опыт, на который можно опереться (проведение первичной диагностики)

-Изучение литературных источников по вопросам ознакомления детей с правилами дорожного движения.

Проект реализуется по двум направлениям:

1.                совместная деятельность с детьми

2.                взаимодействие с родителями

3.                Совместная деятельность с детьми включает восемь блоков.

1.                Транспорт.

2.                Улица.

3.                Движение транспорта и пешеходов.

4.                Регулируемый пешеходный переход. Светофор.

5.                Нерегулируемый пешеходный переход. Дорожные знаки.

6.                Правила поведения в транспорте.

7.                Велосипед, самокат.

8.                Загородная дорога.

Реализация каждого блока предполагает выполнение алгоритма 

У детей старшего возраста небольшой багаж знаний о правилах поведения в дорожно-транспортных ситуациях, поэтому каждый блок начинается с занятий познавательного цикла («По сигналу светофора», «Если на улице нет светофора...», «Бегут машины в ряд...»). Чтобы занятия проходили интересно и продуктивно, в гости приходит Светофор или (сказочные герои), которые знакомят с правилами дорожного движения, рассказывают о ситуациях на дорогах и вместе с детьми ищят выход из сложившихся ситуации, зебра приносит задания, помогающие закрепить знания и умения детей.

Теоретические знания подкрепляются продуктивной деятельностью (рисованием, аппликацией, ручным трудом, пространственным моделированием), а затем реализуются в самостоятельной деятельности и повседневной жизни за пределами ДОУ.

Большое внимание уделяется игровой деятельности, которая помимо дидактических игр включает в себя строительные, подвижные, сюжетно-ролевые и игры-фантазии. По окончании каждого специально организованного занятия дети попадают в предметно-развивающую среду группы, где могут применить полученные навыки в игровой деятельности: играх-тренингах, дидактических, подвижных и сюжетно-ролевых играх.

Для закрепления знаний используются экскурсии, целевые прогулкинаблюдения, беседы, чтение художественной литературы, организуются вечера досуга и инсценировки художественных произведений, разыгрывание дорожных ситуаций.

Совместно с родителями воспитанников проводятся выставки рисунков и конкурсы на изготовление дорожно-транспортных макетов

Важное значение в реализации проекта имеет взаимодействие с родителями воспитанников. Пример родителей — один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на улице. Одно неправильное действие родителей на глазах у ребенка или вместе с ним могут перечеркнуть все словесные предостережения. Поэтому с родителями проводится просветительская деятельность, разработан ряд мероприятий для родителей и совместных для родителей и детей.

Работа с родителями по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах включает следующие мероприятия:

·         изготовление стендов с наглядной информацией;

·         заочные и очные консультации;

·         семейные конкурсы;

·         анкетирование;

·         совместная детско-родительская досуговая деятельность.

 

 

 

Этапы работы над проектом:

 

Подготовительный этап.

1. Сбор информации.

2.  Формулировка цели и определение задач. Подбор материалов по теме проекта;

3. Составление плана основного этапа проекта;

4. Подбор консультаций, рекомендаций для родителей;

5. Постановить проблему перед детьми и родителями «Для чего необходимо знать правила дорожного движения?»;

6. Подобрать художественную литературу, подготовить наглядный иллюстрированный материал по теме проекта.

7. Оформление участка по теме проекта.

 

Основной этап.

1. Организовать работу по решению задач проекта через: непосредственно образовательную деятельность, беседы, рассматривание картин и иллюстраций, использование ситуационно – имитационного моделирования, составление творческих рассказов, чтение художественной литературы, художественное творчество, дидактические, сюжетно – ролевые и подвижные игры;

2. Организовать целевые прогулки и экскурсии по улицам города, наблюдения за действиями пешеходов в условиях улицы с сотрудником ГИБДД;

3. С родителями провести консультации, оформить папки – передвижки, организовать выставку детского творчества по теме проекта;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

 

ИЮНЬ

Тема:

Работа с детьми

Работа с родителями

«Велосипед, самокат».

Цель: Познакомить детей с опасными ситуациями, которые могут возникнуть при катании на велосипеде, самокате.

Занятия познавательного цикла

Продуктивная деятельность:

Ознакомление с окружающим «Улица — не место для игр».

Лепка «Самокат».

Рисование «Велосипед со светоотражателями».

Игры:Ситуация: «Мне купили новый велосипед».

Подвижные: «Озорной мячик», «Уроки катания на велосипедах и самокатах».

Целевые прогулки:

Во дворе жилого дома: «На детскую площадку.

Беседы:

«Игры во дворе», «Безопасное поведение на улице», «Безопасное лето».

Чтение художественной литературы:

И. Кончаловский «Самокат».

Досуги, развлечения:

Спортивный праздник «Дорожная эстафета».

Выставка детской литературы для чтения по ПДД.

Папка-передвижка «Добрая дорога детства».

Консультация для родителей

«Дорожная азбука»

«Транспорт».

Цель: Формировать понятие «транспорт», упражнять в классификации средств передвижения (легковой и грузовой транспорт).

Занятия познавательного цикла

Продуктивная деятельность:

Отгадывание загадок и ребусов по теме транспорт.

Составление описательного рассказа «Мой любимый вид транспорта».

Конструирование «Грузовая машина».

Аппликация «Скоростной поезд».

Разбор ситуации «Машина с пассажирами остановилась на рельсах».

Игры:

Дидактические: «Чудо-машина»,

«Найди по действию», «Подбери колеса».

Строительные: «Гараж», «Улица с автобусными остановками».

Подвижная: «Цветные автомобили».

Игра-фантазия: «Все наоборот», «На чем я путешествую».

Сюжетно-ролевая: «Гараж», «Поезд».

Целевые прогулки:

К проезжей части: «Транспорт на нашей улице», «К автостоянке».

Беседы:

Показ презентации: «Необычные машины», «Какие машины нужны человеку», «Профессия — шофер».

Чтение художественной литературы:

М. Ильин, Е. Сигал «Машины на нашей улице», С. Прокофьев, Г.Сапгир «Мой приятель светофор».

Досуги, развлечения:

Театр картинок: «Машины на нашей улице».

Викторина: «Транспортные средства».

Анкета для родителей «Насколько я дисциплинированный пешеход и водитель».

 Папка-передвижка «Совместная прогулка детей и родителей».

«Улица».

Цель: Формировать понятия: «одностороннее и двустороннее движение», закрепить знание частей улицы: тротуар, проезжая часть, «островок безопасности», ограничительная линия.

Занятия познавательного цикла:

Продуктивная деятельность:

Составление рассказа по картине «Улица, на которой я живу».

Конструирование «Городок для любимых игрушек».

Рисование «Моя улица».

Развитие элементарных математических представлений «Дома, в которых мы живем».

Разбор ситуации «Я потерялся в городе».

Игры:

Дидактические: «Движение по улицам города», «Угадай, что изменилось», «Близко — далеко», «Перекресток».

Строительная: «Различные виды дорог».

Подвижная: «Дома и номера».

Игра-фантазия: «Что не так».

Сюжетно-ролевая: «Автостроители».

Целевые прогулки:

К проезжей части: «Знакомство с улицей, на которой находится детский сад».

Беседы:

«Участники дорожного движения», «Машины движутся в разные стороны».

Чтение художественной литературы:

С. Михалков «Моя улица»,

А. Дмоховский «Чудесный островок».

Досуги, развлечения:

Театр на столе «Робокар и Полли отправляется в путь» (сюжет придумывают дети).

Дефиле костюмов по ПДД.

Консультация «Где мы живём и где гуляют наши дети».

Памятка для родителей «Дети и дорога»

Папка-передвижка «Дорожно-транспортный травматизм».

ИЮЛЬ

«Движение транспорта и пешеходов».

Цель: Формировать понятие «правостороннее движение». Учить детей правильно двигаться по тротуарам и правильно обходить автобус .

Занятия познавательного цикла

Продуктивная деятельность:

Ознакомление с окружающим «Движение транспорта».

Рассматривание картины «Обход транспорта».

Рисование «Перекресток с потоком машин»

Обыгрывание ситуации «Перекресток»

Игры:

Дидактические: «Направо — налево», «Угадай, что изменилось».

Строительная: «Парковка машин у торгового центра».

Подвижная: «Встречные перебежки».

Ситуации: «Мы выходим из автобуса», «Я перехожу проезжую часть».

Сюжетно-ролевая: «Автобусная экскурсия».

Целевые прогулки:

«На автобусную остановку».

Беседы:

«История правостороннего движения», «Опасные участки на дороге»,

«Светоотражающие элементы.

Чтение художественной литературы:

Я. Пишумов «Азбука города»,

Г. Тумаринсон «Новые дорожные приключения Буратино»

Досуги, развлечения:

Инсценировка. «Бездельник светофор»

Консультация для родителей

«Успех профилактики

дорожно-транспортных происшествий с детьми»

Папка-передвижка «Красный, жёлтый, зелёный».

«Светофор».

Цель: Закрепить знания о сигналах светофора и правила поведения при их смене.

Занятия познавательного цикла

Продуктивная деятельность:

Лепка «Пожарная машина».

Рисование «Красный сигнал светофора».

Ручной труд — изготовление светофора из бросового материала.

Рисование на песке «Машины на дорогах города».

Игры:

Дидактические: «Светофор», «Включи сигнал», «Кто спешит на помощь», «Пешеходный светофор».

Строительная: «Мы — пешеходы».

Подвижная: «Светофор».

Ситуации: «Дети на проезжей части», «Желтый сигнал светофора».

Целевые прогулки:

К проезжей части: «К светофору»

Беседы:

Просмотр и обсуждение мультфильмов Смешарики «Дорожная азбука», «История создания светофора, «Сигналы светофора», «Кресло безопасности».

Чтение художественной литературы:

С. Прокофьев, Г Сапгир «Мой приятель — светофор»,

 М. Пляцковский «Светофор».

Досуги, развлечения:

Блиц-опрос. «Зеленый, желтый, красный»

Консультация «Как сделать детей дисциплинированными пешеходами».

Папка-передвижка «Дорога в детский сад».

«Дорожные знаки».

Цель: Закрепить знания знакомых правил движения с использованием дорожных знаков: «Пешеходный переход» «Наземный переход», «Подземный пешеходны.

Занятия познавательного цикла

Продуктивная деятельность: «Путешествие на перекресток».

Аппликация «Знаки на нашей улице»,

Рисование «Предупреждающие знаки», «Специальный транспорт».

Игры:

Дидактические: «Найди на плане», «Знаки на дорогах», «Говорящие знаки».

Д\и «Правильно ли это» (дорожные ситуации).

Строительная: «Постройка переходов».

Ситуации: «Я не знаю дорожных знаков», «Как старушке перейти через дорогу?».

Целевые прогулки:

К проезжей части: «К пешеходному переходу без светофора».

Беседы: «Зачем нужны дорожные знаки?», «Плохие люди сломали знак» (обсуждение)

Просмотр и обсуждение мультфильма «Уроки тётушки Совы по ПДД».

Чтение художественной литературы:

В. Семерин «Запрещается — разрешается».

Досуги, развлечения:Стихи советских поэтов. Вечер загадок.

Консультация

В Старшем дошкольном возрасте ребёнок должен усвоить:

 

АВГУСТ

Правила поведения в транспорте».

Цель: Уточнить правила пользования общественным транспортом: транспорт нужно ожидать на специальной площадки, в транспорте следует держаться за поручни, не толкаться, входить с задней площадки, выходить — с передней.

Занятия познавательного цикла Продуктивная деятельность:

«Разговор о правилах поведения пассажиров».

Составление рассказа по картине «Трамвайная остановка».

Рисование «Люди входят и выходят».

Изготовление книжки- малышки «Дорожные знаки».

Игры:

Д/и «Угадай по звучанию» (узнать по звуку виду транспорта).

Дидактические: «Правильно — опасно», «Найди безопасную дорогу», «Что сначала, что потом».

Строительная: «Строители пассажирских остановок».

Подвижная: «Найди каждый свою остановку».

Ситуации: «В автобус входит инвалид», «Передайте плату за проезд».

Сюжетно-ролевая: «В автобусе».

Целевые прогулки:

К проезжей части: «На автобусную остановку».

Беседы:

«В городском транспорте», «Зачем нужны правила пассажирам».

Чтение художественной литературы:

С. Михалков «Шел трамвай десятый номер», С. Маршак «Автобус номер 26».

Досуги, развлечения:

Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»?» по ПДД;.

Выставка детских рисунков «Папина машина».

 Родителям о вопросах обучения детей правилам дорожного движения

(Светоотражающие элементы).

 

«Загородная дорога».

Цель: Формировать у детей представления о сложности передвижения пешеходов по загородной дороге. Познакомить с дорожным знаком «Железнодорожный переезд».

Занятия познавательного цикла

Продуктивная деятельность:

Составление рассказа из опыта «Как я путешествовал».

Коллективная аппликация

«Железнодорожный переезд».

Рисование «Голубой вагон бежит, качается...».

Игры:

Дидактические: «Путешествие за город», «Чудо-техника», «Лабиринты».

Строительные: «Магистраль», «Трасса».

Подвижная: «Стоп». Ситуации: «Кто виноват?», «Шлагбаум еще не подняли».

Сюжетно-ролевая: «Путешествие».

Целевые прогулки:

Прогулка к парковке для детского транспорта.

Беседы: «Правила необходимы везде», беседа о профессии обходчика.

Чтение художественной литературы:Б. Житков «Что я видел»

Чтение сказок о ПДД.

Досуги, развлечения:

Спортивное развлечение «Пешеходы и водители».

 

Консультации на тему: “Пример родителей – один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на улице”.

 

«Правила дорожные знать каждому положено!»

Цель: Закрепить пройденный материал.

Занятия познавательного цикла

Продуктивная деятельность:

«Что я узнал про безопасность», «Светофор мой лучший друг»,

«Транспорт », «Самокат и Я».

Игры:

Дидактическая игра: «Играй, смекай!»

Подвижная игра: «Грузовики».

Сюжетно-ролевая игра: «Пешеходы».

Целевые прогулки:

Прогулка по периметру сада.

Беседы: «Правила дорожного движения выполняй без возражения», «все профессии нужны».

Чтение художественной литературы: 

«Скверная история» С. Михалков

Досуги, развлечения:

Выставка рисунков для родителей «Я – послушный пешеход», «Безопасный путь до садика».

Викторина «Пешеход на улице».

 

Консультация для родителей «Дорога не терпит шалости – наказывает без жалости»

 

 

Заключительный этап.

1. Организация выставки детских работ.

2. Проверка знаний у детей старшей группы по ПДД .

 


Список используемой литературы:

1. К. Ю. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников».

2. Г. П. Шалаева Школа раннего развития. «Мои друзья – дорожные знаки».

4. Э. Я. Степаненкова «Сборник подвижных игр 2-7 лет».

5. Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада».

7. Т. Ф. Саулина «Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения».

12. Добрякова В.А. и др. Три сигнала светофора: Дидактические игры, сценарии вечеров досуга. М., 1989.

13. Иванов А. Как неразлучные друзья улицу переходили. – М.: АСТ-ПРЕСС 1996.

16. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста /Сост. Н. А. Извекова, А. Ф. Медведева, Л. Б. Полякова, А. Н. Федотова. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

17. Правила дорожные знать каждому положено: Познавательные игры с дошкольниками и школьниками. / Авт.-сост. М. С. Коган. – Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2008.

18. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста. / Сост. Н.А. Извекова, А.Ф. Медведева и др. М., 2005.

19. Сосунова Е.М., Форштат М.Л. Учись быть пешеходом. Учебное пособие по ПДД для учащихся начальной школы. В 2-х частях. – СПб.: ИД МиМ, 1997.

20. Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Правила и безопасность дорожного движения». М., 2004.

21. Слуцкер Т.М. Незнайка и светофор // Начальная школа. 2004 № 7.

22.Шалаева Г.П. азбука маленького пешехода. – М.: Филол. О-во СЛОВО, Эксмо, 2008.