Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 56 «Северяночка»
Летний проект
Для старшего дошкольного возраста
Группы №11 «Малинки»
"Безопасная дорога детства"
Автор проекта:
Шарифуллина И.В.
Зелинская О.М.
2025 год
Информационная карта проекта:
Продолжительность проекта: 02.06.2025-29.08.2025
Тип проекта: информационный, познавательно – исследовательский.
Участники проекта: воспитанники, воспитатели группы, музыкальный руководитель, родители, сотрудники ГИБДД
Актуальность проекта: скоро наступит момент в жизни семьи, когда ребенок пойдет в школу. Этот этап его жизни будет связан с рядом проблем, из которых наиболее острыми являются проблемы безопасности ребенка на дороге. Так вот задача педагогов и родителей состоит в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, и порой опасными ситуациями на дороге, привить ребёнку навыки правильного поведения на улице. Ведь помочь себе в трудной ситуации может лишь тот, кто получит необходимые знания о существующих опасностях, научится их своевременно распознавать, обходить стороной.
Актуальность этой проблемы связана ещё и с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на окружающую обстановку, которая свойственна взрослым. Проблема безопасности подрастающего поколения на сегодняшний день очень актуальна в связи с тем, что в группы риска попадают дети уже дошкольного возраста.
Дети дошкольного возраста оказываются совершенно неподготовленными к ответственности за собственную и чужую жизнь. Можно научить ребёнка правильно отвечать на вопросы по безопасному поведению, как правильно действовать в определённой ситуации, но маленький ребёнок не обладает способностью распознавать тип опасной ситуации и моментально действовать в ней. Отработать с детьми все возможные ситуации, в которые они могут попасть, невозможно. Поэтому очень важно сформировать у ребёнка понятия «опасность – безопасность», позволяющие ему самостоятельно определять статус ситуации в разных областях жизни и действовать в ней.
Каждый человек должен заботиться о своей безопасности. Поэтому, просто необходимо в летний период закрепить, правила безопасного поведения на улице с дорожной азбукой!
Данный проект поможет ребятам пополнить багаж знания по безопасному поведению на улице, дороге, проезжей части, в транспорте. Научатся правильно моделировать свое поведение в стрессовой и не предсказуемой ситуации, которая может произойти на дорогах города. Так как дошкольное учреждение является первой ступенью общественного воспитания, то именно на нас возлагаются воспитательные задачи.
Известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожного травматизма в дошкольных учреждениях, таким образом, изучение ПДД, является одной из главных задач на сегодняшний день, а способствовать этому будет работа над проектом.
Цель проекта.
Расширять у детей старшего дошкольного возраста знания и навыки безопасного осознанного поведения на улицах и дорогах города.
Задачи проекта:
1. Знакомить детей с правилами дорожного движения, строением улицы и дорожными знаками, предназначенными для водителей и пешеходов, с работой Государственной инспекцией безопасности дорожного движения;
2. Развивать осторожность, внимательность, самостоятельность, ответственность и осмотрительность на дороге;
3. Научить детей предвидеть опасное событие, уметь по возможности его избегать, а при необходимости действовать;
4. Воспитывать навыки личной безопасности и чувство самосохранения.
5. Повышение ответственности родителей за воспитание у детей культуры безопасного поведения на дороге
6. Развивать мышление, активную речь, память, способность усваивать данный материал, расширять кругозор, ориентировку в пространстве.
7. Воспитывать такие качества, как доброжелательность, взаимопомощь, желание помочь другу в трудной ситуации.
Предполагаемый результат:
Осознанное отношение к выполнению правил дорожного движения; проявление дисциплинированности, выдержки, самостоятельности, осторожности в соблюдении правил поведения на улице, при переходе дороги; выполнение правил культурного поведения на улице и в транспорте; умение детей предвидеть возможную опасность, правильно реагировать на нее и выполнять действия в зависимости от ситуации.
МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Всю работу, предшествующую созданию проекта по ознакомлению детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения, можно разделить на несколько этапов:
- Анализ семейного воспитания по данному вопросу (индивидуальные беседы и анкетирование родителей).
-Уточнение представлений детей о правилах дорожного движения, т.е. их личный опыт, на который можно опереться (проведение первичной диагностики)
-Изучение литературных источников по вопросам ознакомления детей с правилами дорожного движения.
Проект реализуется по двум направлениям:
1. совместная деятельность с детьми
2. взаимодействие с родителями
3. Совместная деятельность с детьми включает восемь блоков.
1. Транспорт.
2. Улица.
3. Движение транспорта и пешеходов.
4. Регулируемый пешеходный переход. Светофор.
5. Нерегулируемый пешеходный переход. Дорожные знаки.
6. Правила поведения в транспорте.
7. Велосипед, самокат.
8. Загородная дорога.
Реализация каждого блока предполагает выполнение алгоритма
У детей старшего возраста небольшой багаж знаний о правилах поведения в дорожно-транспортных ситуациях, поэтому каждый блок начинается с занятий познавательного цикла («По сигналу светофора», «Если на улице нет светофора...», «Бегут машины в ряд...»). Чтобы занятия проходили интересно и продуктивно, в гости приходит Светофор или (сказочные герои), которые знакомят с правилами дорожного движения, рассказывают о ситуациях на дорогах и вместе с детьми ищят выход из сложившихся ситуации, зебра приносит задания, помогающие закрепить знания и умения детей.
Теоретические знания подкрепляются продуктивной деятельностью (рисованием, аппликацией, ручным трудом, пространственным моделированием), а затем реализуются в самостоятельной деятельности и повседневной жизни за пределами ДОУ.
Большое внимание уделяется игровой деятельности, которая помимо дидактических игр включает в себя строительные, подвижные, сюжетно-ролевые и игры-фантазии. По окончании каждого специально организованного занятия дети попадают в предметно-развивающую среду группы, где могут применить полученные навыки в игровой деятельности: играх-тренингах, дидактических, подвижных и сюжетно-ролевых играх.
Для закрепления знаний используются экскурсии, целевые прогулки, наблюдения, беседы, чтение художественной литературы, организуются вечера досуга и инсценировки художественных произведений, разыгрывание дорожных ситуаций.
Совместно с родителями воспитанников проводятся выставки рисунков и конкурсы на изготовление дорожно-транспортных макетов
Важное значение в реализации проекта имеет взаимодействие с родителями воспитанников. Пример родителей — один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на улице. Одно неправильное действие родителей на глазах у ребенка или вместе с ним могут перечеркнуть все словесные предостережения. Поэтому с родителями проводится просветительская деятельность, разработан ряд мероприятий для родителей и совместных для родителей и детей.
Работа с родителями по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах включает следующие мероприятия:
· изготовление стендов с наглядной информацией;
· заочные и очные консультации;
· семейные конкурсы;
· анкетирование;
· совместная детско-родительская досуговая деятельность.
Этапы работы над проектом:
Подготовительный этап.
1. Сбор информации.
2. Формулировка цели и определение задач. Подбор материалов по теме проекта;
3. Составление плана основного этапа проекта;
4. Подбор консультаций, рекомендаций для родителей;
5. Постановить проблему перед детьми и родителями «Для чего необходимо знать правила дорожного движения?»;
6. Подобрать художественную литературу, подготовить наглядный иллюстрированный материал по теме проекта.
7. Оформление участка по теме проекта.
Основной этап.
1. Организовать работу по решению задач проекта через: непосредственно образовательную деятельность, беседы, рассматривание картин и иллюстраций, использование ситуационно – имитационного моделирования, составление творческих рассказов, чтение художественной литературы, художественное творчество, дидактические, сюжетно – ролевые и подвижные игры;
2. Организовать целевые прогулки и экскурсии по улицам города, наблюдения за действиями пешеходов в условиях улицы с сотрудником ГИБДД;
3. С родителями провести консультации, оформить папки – передвижки, организовать выставку детского творчества по теме проекта;
ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
ИЮНЬ |
||
Тема: |
Работа с детьми |
Работа с родителями |
«Велосипед, самокат». Цель: Познакомить детей с опасными ситуациями, которые могут возникнуть при катании на велосипеде, самокате. |
Занятия познавательного цикла Продуктивная деятельность: Ознакомление с окружающим «Улица — не место для игр». Лепка «Самокат». Рисование «Велосипед со светоотражателями». Игры:Ситуация: «Мне купили новый велосипед». Подвижные: «Озорной мячик», «Уроки катания на велосипедах и самокатах». Целевые прогулки: Во дворе жилого дома: «На детскую площадку. Беседы: «Игры во дворе», «Безопасное поведение на улице», «Безопасное лето». Чтение художественной литературы: И. Кончаловский «Самокат». Досуги, развлечения: Спортивный праздник «Дорожная эстафета». |
Выставка детской литературы для чтения по ПДД. Папка-передвижка «Добрая дорога детства». Консультация для родителей «Дорожная азбука» |
«Транспорт». Цель: Формировать понятие «транспорт», упражнять в классификации средств передвижения (легковой и грузовой транспорт). |
Занятия познавательного цикла Продуктивная деятельность: Отгадывание загадок и ребусов по теме транспорт. Составление описательного рассказа «Мой любимый вид транспорта». Конструирование «Грузовая машина». Аппликация «Скоростной поезд». Разбор ситуации «Машина с пассажирами остановилась на рельсах». Игры: Дидактические: «Чудо-машина», «Найди по действию», «Подбери колеса». Строительные: «Гараж», «Улица с автобусными остановками». Подвижная: «Цветные автомобили». Игра-фантазия: «Все наоборот», «На чем я путешествую». Сюжетно-ролевая: «Гараж», «Поезд». Целевые прогулки: К проезжей части: «Транспорт на нашей улице», «К автостоянке». Беседы: Показ презентации: «Необычные машины», «Какие машины нужны человеку», «Профессия — шофер». Чтение художественной литературы: М. Ильин, Е. Сигал «Машины на нашей улице», С. Прокофьев, Г.Сапгир «Мой приятель светофор». Досуги, развлечения: Театр картинок: «Машины на нашей улице». Викторина: «Транспортные средства». |
Анкета для родителей «Насколько я дисциплинированный пешеход и водитель». Папка-передвижка «Совместная прогулка детей и родителей». |
«Улица». Цель: Формировать понятия: «одностороннее и двустороннее движение», закрепить знание частей улицы: тротуар, проезжая часть, «островок безопасности», ограничительная линия. |
Занятия познавательного цикла: Продуктивная деятельность: Составление рассказа по картине «Улица, на которой я живу». Конструирование «Городок для любимых игрушек». Рисование «Моя улица». Развитие элементарных математических представлений «Дома, в которых мы живем». Разбор ситуации «Я потерялся в городе». Игры: Дидактические: «Движение по улицам города», «Угадай, что изменилось», «Близко — далеко», «Перекресток». Строительная: «Различные виды дорог». Подвижная: «Дома и номера». Игра-фантазия: «Что не так». Сюжетно-ролевая: «Автостроители». Целевые прогулки: К проезжей части: «Знакомство с улицей, на которой находится детский сад». Беседы: «Участники дорожного движения», «Машины движутся в разные стороны». Чтение художественной литературы: С. Михалков «Моя улица», А. Дмоховский «Чудесный островок». Досуги, развлечения: Театр на столе «Робокар и Полли отправляется в путь» (сюжет придумывают дети). Дефиле костюмов по ПДД. |
Консультация «Где мы живём и где гуляют наши дети». Памятка для родителей «Дети и дорога» Папка-передвижка «Дорожно-транспортный травматизм». |
ИЮЛЬ |
||
«Движение транспорта и пешеходов». Цель: Формировать понятие «правостороннее движение». Учить детей правильно двигаться по тротуарам и правильно обходить автобус . |
Занятия познавательного цикла Продуктивная деятельность: Ознакомление с окружающим «Движение транспорта». Рассматривание картины «Обход транспорта». Рисование «Перекресток с потоком машин» Обыгрывание ситуации «Перекресток» Игры: Дидактические: «Направо — налево», «Угадай, что изменилось». Строительная: «Парковка машин у торгового центра». Подвижная: «Встречные перебежки». Ситуации: «Мы выходим из автобуса», «Я перехожу проезжую часть». Сюжетно-ролевая: «Автобусная экскурсия». Целевые прогулки: «На автобусную остановку». Беседы: «История правостороннего движения», «Опасные участки на дороге», «Светоотражающие элементы. Чтение художественной литературы: Я. Пишумов «Азбука города», Г. Тумаринсон «Новые дорожные приключения Буратино» Досуги, развлечения: Инсценировка. «Бездельник светофор» |
Консультация для родителей «Успех профилактики дорожно-транспортных происшествий с детьми» Папка-передвижка «Красный, жёлтый, зелёный». |
«Светофор». Цель: Закрепить знания о сигналах светофора и правила поведения при их смене. |
Занятия познавательного цикла Продуктивная деятельность: Лепка «Пожарная машина». Рисование «Красный сигнал светофора». Ручной труд — изготовление светофора из бросового материала. Рисование на песке «Машины на дорогах города». Игры: Дидактические: «Светофор», «Включи сигнал», «Кто спешит на помощь», «Пешеходный светофор». Строительная: «Мы — пешеходы». Подвижная: «Светофор». Ситуации: «Дети на проезжей части», «Желтый сигнал светофора». Целевые прогулки: К проезжей части: «К светофору» Беседы: Просмотр и обсуждение мультфильмов Смешарики «Дорожная азбука», «История создания светофора, «Сигналы светофора», «Кресло безопасности». Чтение художественной литературы: С. Прокофьев, Г Сапгир «Мой приятель — светофор», М. Пляцковский «Светофор». Досуги, развлечения: Блиц-опрос. «Зеленый, желтый, красный» |
Консультация «Как сделать детей дисциплинированными пешеходами». Папка-передвижка «Дорога в детский сад». |
«Дорожные знаки». Цель: Закрепить знания знакомых правил движения с использованием дорожных знаков: «Пешеходный переход» «Наземный переход», «Подземный пешеходны. |
Занятия познавательного цикла Продуктивная деятельность: «Путешествие на перекресток». Аппликация «Знаки на нашей улице», Рисование «Предупреждающие знаки», «Специальный транспорт». Игры: Дидактические: «Найди на плане», «Знаки на дорогах», «Говорящие знаки». Д\и «Правильно ли это» (дорожные ситуации). Строительная: «Постройка переходов». Ситуации: «Я не знаю дорожных знаков», «Как старушке перейти через дорогу?». Целевые прогулки: К проезжей части: «К пешеходному переходу без светофора». Беседы: «Зачем нужны дорожные знаки?», «Плохие люди сломали знак» (обсуждение) Просмотр и обсуждение мультфильма «Уроки тётушки Совы по ПДД». Чтение художественной литературы: В. Семерин «Запрещается — разрешается». Досуги, развлечения:Стихи советских поэтов. Вечер загадок. |
Консультация В Старшем дошкольном возрасте ребёнок должен усвоить:
|
АВГУСТ |
||
Правила поведения в транспорте». Цель: Уточнить правила пользования общественным транспортом: транспорт нужно ожидать на специальной площадки, в транспорте следует держаться за поручни, не толкаться, входить с задней площадки, выходить — с передней. |
Занятия познавательного цикла Продуктивная деятельность: «Разговор о правилах поведения пассажиров». Составление рассказа по картине «Трамвайная остановка». Рисование «Люди входят и выходят». Изготовление книжки- малышки «Дорожные знаки». Игры: Д/и «Угадай по звучанию» (узнать по звуку виду транспорта). Дидактические: «Правильно — опасно», «Найди безопасную дорогу», «Что сначала, что потом». Строительная: «Строители пассажирских остановок». Подвижная: «Найди каждый свою остановку». Ситуации: «В автобус входит инвалид», «Передайте плату за проезд». Сюжетно-ролевая: «В автобусе». Целевые прогулки: К проезжей части: «На автобусную остановку». Беседы: «В городском транспорте», «Зачем нужны правила пассажирам». Чтение художественной литературы: С. Михалков «Шел трамвай десятый номер», С. Маршак «Автобус номер 26». Досуги, развлечения: Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»?» по ПДД;. |
Выставка детских рисунков «Папина машина». Родителям о вопросах обучения детей правилам дорожного движения (Светоотражающие элементы).
|
«Загородная дорога». Цель: Формировать у детей представления о сложности передвижения пешеходов по загородной дороге. Познакомить с дорожным знаком «Железнодорожный переезд». |
Занятия познавательного цикла Продуктивная деятельность: Составление рассказа из опыта «Как я путешествовал». Коллективная аппликация «Железнодорожный переезд». Рисование «Голубой вагон бежит, качается...». Игры: Дидактические: «Путешествие за город», «Чудо-техника», «Лабиринты». Строительные: «Магистраль», «Трасса». Подвижная: «Стоп». Ситуации: «Кто виноват?», «Шлагбаум еще не подняли». Сюжетно-ролевая: «Путешествие». Целевые прогулки: Прогулка к парковке для детского транспорта. Беседы: «Правила необходимы везде», беседа о профессии обходчика. Чтение художественной литературы:Б. Житков «Что я видел» Чтение сказок о ПДД. Досуги, развлечения: Спортивное развлечение «Пешеходы и водители».
|
Консультации на тему: “Пример родителей – один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на улице”.
|
«Правила дорожные знать каждому положено!» Цель: Закрепить пройденный материал. |
Занятия познавательного цикла Продуктивная деятельность: «Что я узнал про безопасность», «Светофор мой лучший друг», «Транспорт », «Самокат и Я». Игры: Дидактическая игра: «Играй, смекай!» Подвижная игра: «Грузовики». Сюжетно-ролевая игра: «Пешеходы». Целевые прогулки: Прогулка по периметру сада. Беседы: «Правила дорожного движения выполняй без возражения», «все профессии нужны». Чтение художественной литературы: «Скверная история» С. Михалков Досуги, развлечения: Выставка рисунков для родителей «Я – послушный пешеход», «Безопасный путь до садика». Викторина «Пешеход на улице».
|
Консультация для родителей «Дорога не терпит шалости – наказывает без жалости»
|
Заключительный этап.
1. Организация выставки детских работ.
2. Проверка знаний у детей старшей группы по ПДД .
Список используемой литературы:
1. К. Ю. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников».
2. Г. П. Шалаева Школа раннего развития. «Мои друзья – дорожные знаки».
4. Э. Я. Степаненкова «Сборник подвижных игр 2-7 лет».
5. Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада».
7. Т. Ф. Саулина «Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения».
12. Добрякова В.А. и др. Три сигнала светофора: Дидактические игры, сценарии вечеров досуга. М., 1989.
13. Иванов А. Как неразлучные друзья улицу переходили. – М.: АСТ-ПРЕСС 1996.
16. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста /Сост. Н. А. Извекова, А. Ф. Медведева, Л. Б. Полякова, А. Н. Федотова. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
17. Правила дорожные знать каждому положено: Познавательные игры с дошкольниками и школьниками. / Авт.-сост. М. С. Коган. – Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2008.
18. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста. / Сост. Н.А. Извекова, А.Ф. Медведева и др. М., 2005.
19. Сосунова Е.М., Форштат М.Л. Учись быть пешеходом. Учебное пособие по ПДД для учащихся начальной школы. В 2-х частях. – СПб.: ИД МиМ, 1997.
20. Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Правила и безопасность дорожного движения». М., 2004.
21. Слуцкер Т.М. Незнайка и светофор // Начальная школа. 2004 № 7.
22.Шалаева Г.П. азбука маленького пешехода. – М.: Филол. О-во СЛОВО, Эксмо, 2008.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.