Конспект образовательной деятельности по основам безопасности
для детей средней группы
«Моя безопасность»
Шемякина Елена Николаевна,
воспитатель высшей квалификационной категории
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 38»
краткая аннотация: Всегда ли общение с природой несѐт пользу? Что даѐт самой природе деятельность человека? В этом разделе обсуждаются ситуации, несущие потенциальную опасность (неприятные моменты при встрече с различными животными и растениями), а также – вопросы экологии и загрязнения окружающей среды. Дети учатся бережному отношению к живой природе, пониманию того, что всѐ в мире взаимосвязано.
Задачи:
§ социально-коммуникативное развитие:
- предоставлять вниманию детей модели безопасного поведения (в том числе экологически безопасного), способствовать первичному накоплению опыта безопасного для себя, окружающих людей и природы поведения;
- знакомить детей с основными частями улиц, элементарными правилами дорожного движения;
- демонстрировать модели культурного и безопасного поведения участников дорожного движения (пешеходов, пассажиров, водителей);
- формировать элементарные представления о дорожных знаках;
- знакомить с правилами безопасности на игровой площадке, поощрять стремление соблюдать их;
- формировать осознанное отношение к своему здоровью и безопасности;
- формировать элементарные представления о потенциально опасных ситуациях, возникающих в различных погодных условиях.
- знакомить с правилами безопасного поведения при контакте с незнакомыми людьми;
- формировать начала осознанного отношения к собственной безопасности;
- формировать коммуникативные навыки, опыт безопасного поведения в различных ситуациях общения и взаимодействия, знакомить с моделями безопасных действий;
- знакомить с факторами потенциальной опасности в помещении, учить соблюдать правила безопасного поведения, знакомить с доступными детям 4-5 лет моделями поведения в проблемных ситуациях;
- учить безопасно использовать предметы быта;
- знакомить с правилами безопасного поведения в общественных местах, формировать необходимые умения..
§ речевое развитие
-воспитание звуковой культуры речи (развитие речевого слуха, обучение правильному произношению слов, выразительности речи – тон, интонация, ударение и т.д.);
-развитие словаря (обогащение, активизация, уточнение значения слов и т.д.);
-развитие связной речи (центральная задача) – реализуется основная функция языка – коммуникативная (общение), формирование представления о разных типах текста – описании, повествовании, рассуждении;
-ознакомление с художественной литературой (как искусством и средством развития интеллекта, речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книге);
-поддержание и развитие детской впечатлительности, эмоциональности.
§ познавательное развитие
-формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
-развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
-формирование умения применять различные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
-расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук; развивать у детей умение пользоваться приборами – помощниками при проведении игр- экспериментов;
-элементарный самоконтроль и саморегуляцию своих действий.
§ художественно- эстетическое развитие:
-воспитание желания и умения взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ.
-расширение сенсомоторного опыта детей
-продолжать развивать эстетическое восприятие, образные представления, воображение, эстетические чувства, художественно-творческие способности.
-продолжать формировать умение рассматривать и обследовать предметы, в том числе с помощью рук.
-учить проявлять дружелюбие при оценке работ других детей
§ физическое развитие:
-формировать умение сочетать движения со словами;
-развивать выразительность движений
Предварительная работа: Беседы, сюжетно-ролевые, дидактические игры, подвижные игры дидактической направленности, рассматривание иллюстрированного материала, чтение художественных произведений, просмотр мультфильмов.
Оборудование: иллюстрации "Безопасность в быту", «Опасность в быту», Д/И «Светофорчики» (светофорчики сделанные на палочке, с одной стороны красный цвет с другой зеленый), ватман чистый с надписью «Опасные предметы» иллюстрации опасных и безопасных предметов, клей.
Ход образовательной деятельности:
Организационный момент:
Мы построим ровный круг, справа друг и слева друг.
Дружно за руки возьмитесь,
И друг другу улыбнитесь.
Улыбнитесь и гостям,
А гости улыбнуться нам.
Воспитатель: Ребята, скажите, как вы понимаете слово «БЕЗОПАСНОСТЬ»? Безопасность - это умение вести себя так, чтобы не случилось неприятности или беды.
А где нас может подстерегать опасность? (дома, на улице, в лесу, в детском саду...)
Сюрпризный момент:
(Выкатывается мячик под ноги детей. Весь перебинтованный, грустный)
Воспитатель: Ой, смотрите, откуда- то прикатился к нам мячик, смотрите, что с ним случилось? А хотите узнать? Тогда слушайте. (Дети садятся на индивидуальные коврики)
В мяч вчера играли дети: - девочка Таня и мальчик Петя.
Очень весело играли, вверх бросали мячик
Тех детей предупреждали,
Что играть возле дороги никогда нельзя!
Не послушались ребята и продолжили игру.
Мяч подкинул мальчик сильно и не смог поймать,
Отскочил мяч от земли и прямо на дорогу -
В след за ним помчался Петя, а тут автомобиль.
Всё случилось за секунды: сигнал машин и громкий плач.
Да к тому ж ещё дырявый ярко- синий новый мяч.
Не играют больше дети, им теперь не до игры.
Лежит в больнице мальчик Петя
В дырках мяч лежит под стулом,
И помят автомобиль.
Вот какую историю рассказал мне мячик.
Как вы думаете, кто виноват в том, что случилось?
Что дети делали неправильно? Почему?
Скажите, вы любите путешествовать?
— На чем можно отправиться в путешествие? А я предлагаю сегодня отправиться в увлекательное и полезное путешествие по Стране безопасности на автобусе.
Чтобы занять место в автобусе, вам надо найти свое место по математическим билетам. (на билетах и стульчиках геометрические фигуры разные по цвету и размеру)
Давайте мячик мы возьмём с собой», и научим его, как нужно вести себя, чтобы не попадать в разные опасные истории.
Ребята, посмотрите:
Первое задание «Отгадайте загадку»:
Три разноцветных круга
Моргают друг за другом,
Светятся, моргают-
Людям помогают. (Светофор)
А что означают сигналы светофора, вы, конечно, знаете, давайте вспомним.
Красный свет – хода нет,
Желтый свет – подожди,
А зеленый свет – проходи.
Давайте поиграем, я буду показывать цвета светофора, а вы выполнять движения.
Игра «Выполни движение»
Красный свет – (стоим)
Желтый свет – (хлопают в ладоши)
А зеленый свет – (шагаем на месте)
(показ цветов светофора и выполнение движений)
Молодцы ребятки, очень хорошо знаете сигналы светофора.
Опытно- экспериментальная деятельность
Воспитатель: Я предлагаю вам провести опыт – мы говорим, что машина сразу не может остановиться, если вдруг неожиданно на проезжую часть кто-то выскочил. (предлагаю ребенку поставить машину на наклонную доску. Она скатывается, а я ставлю на доску игрушку, которую машина сбивает).
Вывод: машина быстро остановиться не может.
Чтоб под машину не попасть. Не выбегай на проезжую часть.
Играй во дворе возле дома, Играй на площадке знакомой.
Проезжая часть улицы не для игры. И правило это для всей детворы.
Дидактическая игра «Можно или нет»
Воспитатель: Ребята у вас под стульчиками лежат «светофорчики» возьмите их.
Какие там 2 цвета?
Ответ детей
Скажите, что означает красный цвет?
Ответ детей
Что означает зеленый цвет?
Воспитатель: Я приготовила для вас картинки с разными случаями. Вы должны посмотреть на картинку и показать знаком можно так делать, или это опасно. Готовы?
(воспитатель показывает разные бытовые картинки, дети показывают знак можно или нет. Что бы утвердить ответ, воспитатель спрашивает ребенка, почему он так решил? Согласны ли с этим другие дети.)
Динамическая пауза : «Мы становимся все выше»
Мы становимся все выше,
Достаем руками крыши.
Раз-два – поднялись,
Раз-два – руки вниз.
Потянулись, потянулись,
Влево, вправо повернулись
И друг другу улыбнулись.
Игра «Да и нет» (ответы детей)
Воспитатель: А теперь я вас проверю и игру для вас затею.
-На дороге будем мы играть….
-Незнакомцам будем двери открывать...
-Игрушки будем убирать...
-Читать мы будем «Теремок»...
-Будем мы смотреть в глазок...
-На окошко мы полезем...
-На самокате мы поедем...
-Будем танцевать у ёлки...
-Без позволенья брать булавки и иголки…
-Спички будем в руки брать...
- С незнакомцами болтать…
-В игры будем мы играть...
Молодцы, ребята ! Будьте осторожны, берегите себя! Смотрите, мячик наш почти поправился.
Игра «Собери картинку».
Ребята, на столе лежат картинки, которые перепутались, их нужно срочно распутать. Из частей собрать целое. Ну что приступаем? Что у вас получилось? Одним словом можно назвать эти машины - специальный транспорт! Для чего нужны эти машины?
Дети: пожарная – тушить пожары, телефон 01; полиция для предотвращения дорожных происшествий и ловить преступников, телефон 02; скорая для оказания врачебной помощи больным людям, телефон 03.
А здесь загадки про опасные предметы. А загадки с картинками. Выкладываю картинки на стол, а вы внимательно меня слушайте и находите отгадку среди картинок, кто первый найдёт, поднимает картинку вверх.
Загадки «Опасные предметы»
Это тесный-тесный дом.
Сто сестричек жмутся в нём.
И любая из сестёр
Может вспыхнуть, как костёр. (Спички)
Я очень острый и стальной
Нарезать хлеб вам помогу,
Но аккуратнее со мной
Порезать пальчик я могу. (Нож)
Весь я сделан из железа,
У меня ни ног, ни рук.
Я по шляпку в доску влезу,
А по мне всё стук да стук. (Гвоздь)
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела:
«Пейте чай, вода вскипела». (Чайник)
Они обычно для шитья;
И у ежа их видел я;
Бывают на сосне, на елке,
А называются … (Иголки)
Я под мышкой посижу
И что делать укажу:
Или разрешу гулять,
Или уложу в кровать. (Градусник)
На одной широкой ножке
У неё 4 рожка,
Но она совсем не пилка,
Для котлет и мяса (Вилка)
Очень любят обрезать,
Разрезать и надрезать. (Ножницы)
Это опасные предмет. Взрослые берут их аккуратно очень. Это не игрушка, можно сделать ранку, навредить себе, навредить другим. Аккуратным надо быть, чтоб никому не навредить! Молодцы, отправляемся дальше?
Воспитатель: Предлагаю, чтобы вы помнили и другие дети не забывали о правилах безопасности, сделать большой плакат «Опасные предметы»
Воспитатель: Посмотрите здесь у меня плакат, а к нему много разных картинок помогите выбрать опасные предметы:
Дети выбирают картинки опасные, говорят почему опасные и наклеивают на плакат.
Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы. Если вы будете помнить, что опасно, то все с вами будет в порядке.
Ребята, нам пора возвращаться. Наше путешествие подходит к концу.
Мы идём, мы идём!
И совсем не устаём.
Ждёт удача впереди.
Все заданья позади!
Нас награда ожидает!
Ребята, понравилось вам путешествие? Что узнали, вспомнили, как ведем себя в транспорте? Сигналы светофора все знают? На какой сигнал светофора переходим дорогу? О каких машинах мы с вами говорили? О специальном транспорте, пожарная 01-тушит пожары, полицейская машина ловит преступников 02, скорая помощь 03 оказывает помощь больному человеку. Будем всегда выполнять все правила безопасности?
Ребята, посмотрите, волшебная шкатулка! Интересно, что в ней внутри?
Воспитатель: Ну вот, ребята, наше путешествие закончилось. Вам понравилось наше путешествие? Сколько нового мы узнали и закрепили сегодня. Вам понравилось наше путешествие?. А что вам понравилось и запомнилось больше всего? Ответы детей.
А теперь давайте прощаться с гостями. (Дети берутся за руки и проговаривают)
Все мы дружные ребята
Мы ребята – дошколята.
Никого не обижаем
Как заботиться мы знаем
Никого в беде не бросим,
Не отнимем, а попросим.
Пусть всё будет хорошо,
Будет радостно, светло!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.