«Безопасность детей на дорогах»
Безопасность детей на дороге одна из актуальных и важнейших тем. Дорога является повышенным источником опасности для детей по причине отсутствия знаний и опыта, и наличии внутренней самоуверенности, что они быстрее, хитрее и всемогущее перед опасностями поджидающие их на дороге, у детей мало развито чувство страха. Более 20% ДТП происходят по вине детей, которые выбегали на проезжую часть, переходили улицу в неположенном месте, ездили на велосипедах по дороге.
Безопасное поведение детей на дорогах – важнейшая задача для родителей, водителей, прохожих, сотрудников ГИБДД, детских садов и школ. Именно взрослые обеспечивают безопасность детей разными способами и путями.
Обязательное соблюдение правил безопасного поведения детьми на дороге должно воспитываться с самого раннего детства, в первую очередь примером родителей и окружающих их взрослых. Если взрослые проводят обучение детей безопасному поведению на дорогах, а сами нарушают правила, то результат может быть плачевным.
Сравним показатели за 3 квартала 2018 и 2019 года зафиксированных ДТП и пострадавших детей в ДТП до 18 лет.1
1 кв. 2019 |
1 кв. 2018 |
2 кв. 2019 |
2 кв. 2018 |
3 кв. 2019 |
3 кв. 2018 |
|
ДТП |
4130 |
3946 |
6655 |
6463 |
7818 |
8029 |
погибли |
130 |
136 |
191 |
211 |
282 |
337 |
ранено |
4555 |
4299 |
7255 |
7085 |
8786 |
8902 |
Проанализировав вышеприведенную статистику, мы можем сделать вывод, что увеличение ДТП с участием несовершеннолетних до 18 лет происходит в летний период. По моему мнению основными причинами увеличения ДТП с участием несовершеннолетних до 18 лет в каникулярное время - родительская безответственность, бесконтрольность детей в летний период, а также сложная ситуация в экономике страны.
К родительской безответственности относится, тот факт, что родители не всегда следят за поведением и играми своих детей, которые могут играть у проезжей части или вести себя неправильно в салоне автомашины, они не знают, где находится их ребенок, чем он занимается, забывают напоминать о необходимости соблюдения правил безопасности на дороге, это происходит по разным причинам. Основными, на мой взгляд, являются, во-первых, сильная занятость родителей на работе и, во-вторых, ведение родителями асоциального образа жизни.
К сложной экономической ситуации относится, неблагоустроенность автодорожной инфраструктуры – дороги не отремонтированы, не везде стоят предупреждающие знаки, часто ломаются светофоры, плохо прорисованы пешеходные переходы на поверхности полотна и другие проблемы, плохое освещение, в том числе придомовых территорий.
Для снижения показателей ДТП, погибших и раненых в этих ДТП необходимо проведение профилактических мероприятий всеми субъектами находящимися радом с детьми.
1. Родители:
1.1. Показывать собственным примером, что соблюдение ПДД является важным элементом образа жизни каждого человека.
1.2. Обеспечить своих детей световозвращающими элементами. На дороге световозвращатель работает прост: когда свет автомобильных фар попадает на световозвращающую поверхность, лучи света переломляются и возвращаются обратно к автомобилю, и водитель видит вспышку. А значит, видит и объект, на котором находится световозвращающий элемент. При движении с ближним светом фар водитель автомобиля способен увидеть пешехода на дороге на расстоянии 25-50 метров. Если пешеход применяет световозвращатель, то это расстояние увеличивается до 150-200 метров. А при движении автомобиля с дальним светом фар дистанция, на которой пешеход становится виден, с применением световозвращателей увеличивается со 100 метров до 350 метров. Это даѐт водителю 15-25 секунд для принятия решения.
1.3. Не пренебрегать безопасность своего ребенка при перевозке его в автомобиле. Согласно п. 22.9 главы 22 Постановления Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (ред. от 27.08.2018) "О Правилах дорожного движения" «Перевозка детей в возрасте младше 7 лет в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля, конструкцией которых предусмотрены ремни безопасности либо ремни безопасности и детская удерживающая система ISOFIX, должна осуществляться с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка.
Перевозка детей в возрасте от 7 до 11 лет (включительно) в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля, конструкцией которых предусмотрены ремни безопасности либо ремни безопасности и детская удерживающая система ISOFIX, должна осуществляться с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка, или с использованием ремней безопасности, а на переднем сиденье легкового автомобиля - только с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка.
Установка в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля детских удерживающих систем (устройств) и размещение в них детей должны осуществляться в соответствии с руководством по эксплуатации указанных систем (устройств).
Запрещается перевозить детей в возрасте младше 12 лет на заднем сиденье мотоцикла».2
1.4. Разговаривать с детьми. Игровая форма - самая лучшая для обучения. Выучить стих про светофор и, переходя дорогу, рассказать его своему ребенку, двигая по дороге изучить знаки дорожного движения, что они означают, поиграть в игру сколько каких знаков попалось им на встречу, как необходимо себя вести когда вы встретили тот или иной знак .
1.5. Двигаясь по дороге в качестве пешехода родители с раннего возраста должны объяснять детям, почему они переходят дорогу здесь, почему они остановились и на что необходимо обращать внимание во время движения, рассмотреть, изучить и помочь ребенку определить порядок правильного поведения на опасных участках дорог по пути следования ребенка дом-школа-дом.
2. Образовательные организации:
2.1. Данные вопросы всегда включаются в учебный план образовательных организаций, основная их задача грамотно и интересно донести данную информацию до детей. Применяются игровые формы обучения, так как, участвуя в игре, дети лучше запоминают и усваивают необходимые знания. Тема дорожной безопасности будет для детей скучной и неинтересной, если знания будут передаваться сухо, однообразно. Игры и другие формы подбираются с учетом возраста.
Для малышей и младших школьников будут интересны:
Для детей более старшего возраста на помощь приходит рассматривание проблемных ситуаций в рамках родного города, обсуждение несчастных случаев, что могло бы их предотвратить. Для любого возраста интересны совместные семейные мероприятия, конкурсы по дорожной безопасности, в которых принимают участие дети вместе с родителями.
2.2. Создание отряда ЮИД. Основными целями отряда является пропаганда правил дорожного движения среди учащихся (воспитанников), предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма. К задачам которого относится пропаганда здорового образа жизни, привлечение детей и подростков к участию в пропаганде Правил дорожного движения на улицах и дорогах среди сверстников, вовлечение детей и подростков в отряды юных инспекторов движения.
2.3. В образовательных учреждениях организуются мероприятия для родителей: семинары, родительские собрания, круглые столы, консультации и другие, которые дают знания взрослым по безопасному поведению детей на улицах и дорогах, как родители могут в рамках своей семьи обучить ребенка правилам. Практические советы и рекомендации помогают взрослым использовать свой опыт более эффективно. Активная работа образовательных учреждений в данном направлении приносит свои плоды, сокращая число несчастных случаев на дороге с участием детей.
2.4. Госавтоинспекция в сотрудничестве со школами и детскими садами также организуют в течение года совместные мероприятия с детьми. Для малышей такие гости в форме и праздники в детском саду запоминаются надолго. Со старшими школьниками инспекторы проводят рейды непосредственно на улицах города. Юные инспекторы дорожного движения таким образом получают бесценный опыт, который будут применять в своей жизни. Подобные мероприятия, организованные совместно с ГИБДД, - отличная помощь и содействие образовательным учреждениям в обучении детей безопасному поведению на дорогах. Проведение совместных акций школы с отделом пропаганды безопасного дорожного движения, например летом 2019 года на базе МАОУ СОШ № 30 г. Томска была организована акция «Письмо водителю» обучающиеся 3,4 классов написали и нарисовали красочные письма адресованные водителям с напоминанием правил дорожного движения, и во время работы летнего лагеря была выбрана группа в составе 6 человек, которые совместно с инспекторами ГИБДД и сотрудником школы раздали письма водителям. Следовательно, была проведена работа сразу с двумя субъектами дорожного движения.
2.5. Проведение профилактических бесед с нарушителями ПДД, проведение проверки знаний по ПДД.
Основная задача взрослых с самых малых лет научить детей следующим правилам и постоянно их повторять:
В завершение хотелось бы отметить, что снижение в Российской Федерации ДТП, дорожно-транспортного травматизма, возможно только тогда, когда граждане нашей страны начнут соблюдать правила дорожного движения, не потому что их накажут, привлекут к ответственности и заставят оплатить штраф, а потому что, в первую очередь это их безопасность и безопасность их детей, родных и близких им людей.
Список литературы:
1. http://stat.gibdd.ru
2. Постановления Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (ред. от 27.08.2018) "О Правилах дорожного движения" http://www.consultant.ru/document/
cons_doc_LAW_2709/ e001362573f4cd17ff27d65968c83cd423459ada/
1 http://stat.gibdd.ru
2 Постановления Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (ред. от 27.08.2018) "О Правилах дорожного движения" http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2709/ e001362573f4cd17ff27d65968c83cd423459ada/
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.